33.ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ДНМ.03
Обязательный курс
: Объем учебной нагрузки: 36 часа (18 часов лекции, 18 часа практические занятия) и курсовая работа.
Преподаватель.
Кропачев Строд Михайлович, доцент кафедры МПИ и их разведки им. В.М. Крейтера, кандидат геолого-минералогических наук
Цель курса.
Дать будующим геологам представление о ходе процесса исторического развития геологических наук. Показать логику развития геологических идей и методик от древнейших веков до настоящего времени. геологических карт
Содержание курса.
Курс построен на базе учебника профессоров МГУ им. М.В.Ломоносова В.Е.Хаина и А.Г.Рябухина «История и методология геологических наук». Курс, как и учебник, содержит краткое изложение истории геологических наук, как самостоятельной дисциплины и освещает общие вопросы методологии геологических наук и ряд философских вопросов геологии.
Организационно-методическое построение курса.
Курс читается для магстров первого курса и состоит их лекций (18 час.) и практических занятий (18 часов). Контроль знаний – зачет и реферат.
Условия и критерии выставлении оценок.
Все виды работ студентов выполняются точно в предусмотренные сроки, предусмотренные программой обучения. Лекции и лабораторные работы посещяются регулярно. Качество учебы студента оценивается преподавателем по бально-рейтинговой системе.
.Бально-рейтинговая система оценки знаний.
Основанием для оценки знаний студентов служит «Положение об организации учебного процесса на инженерном факультете РУДН»
Темы лекций и лабораторный работ
отражены в календарном плане.
.
Темы рефератов.
Основные периоды в истории развития геологии.
Ведущие тектонические и историко-геологические концепции.
Достижения выдающихся ученых.
К А Л Е Н Д А Р Н Ы Й П Л А Н
Учебных занятий по дисциплине
История и методология геол.наук
Индекс специальности
курс
группа
ИГМ-101 и 102
1 семестр
|
Число недель
|
18
|
Лекции
|
18
|
Практ. занятия
|
18
|
Лабор.
|
|
Всего
|
36
|
Недели
|
Лекции
|
Ч
|
Практ. занятия
|
Ч
|
1
|
Донаучный период развития геологических наук. Становление научной геологии. Нептунисты и плутонисты
|
|
Эпоха возрождения (Агрикола, Леонардо да Винчи, Николаус Стенон)
|
|
3
|
Рождение палеонтологии и биостратиграфии. Гипотеза кратеров поднятия. Катаострофисты и эволюционисты
|
|
Нептунисты и плутонисты (Вернер А.Г., Ломоносов М.В., Дж. Хаттон)
|
|
5
|
Классический период развития геологии – вторая половина XIX века. Гипотеза контракции, зарождение гипотезы геосинклиналей и платформ
|
|
Катастрофисты и эволюционисты (Ч.Лайевь, Ж.Кювье, Л.Бух)
|
|
7
|
Кризис в геотектонике. Фиксизм и мобилизм
|
|
Учение о геосинклиналях и платформах (Эли де Бомон, Дж.Холл, Дж.Дена)
|
|
9
|
Развитие палеогеографии, палеотектоники и учения о полезных ископаемых
|
|
Фиксизм и мобилизм (А.Вегенер, Г.Хесс, А.Холмс, Дж.Т.Вильсон)
|
|
11
|
Новейший период развития геологических наук XX-XXI веков. Концепция тектоники литосферных плит
|
|
|
|
13
|
Определение понятия «наука», предмет и задачи научного исследования
|
|
|
|
15
|
Общие закономерности развития геологических наук
|
|
|
|
17
|
Философские проблемы геологии, главные причины реализации геологических процессов и основные закономерности их развития
|
|
|
|
|