Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Врача-терапевта поликлиники

Белгородский государственный университет

Медицинский факультет

Кафедра внутренних болезней № 2

ПОМОШНИК УЧАСТКОВОГО

ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА ПОЛИКЛИНИКИ

Учебно-методическое пособие для студентов V курса по летней производственной практике

2-ое издание

Белгород

2010


ПРОГРАММА ПРАКТИКИ «ПОМОЩНИК УЧАСТКОВОГО ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики - ознакомление с организацией терапевтической службы лечебно-профилактических учреждений, освоение принципов и методов работы участкового врача, приобретение студентами практических навыков в диагностике и лечении терапевтических заболеваний, диспансеризации, реабилитации и профилактике в условиях поликлиники.

Задачи практики:

1. Расширение и закрепление знаний, полученных при изучении внутренних болезней и организации здравоохранения.

2. Ознакомление с организацией работы участкового врача, методикой поликлинического приема, оказания помощи на дому.

3. Усвоение навыков ведения основной учетно-отчетной документации участкового врача.

4. Изучение основ медико-социальной экспертизы.

5. Освоение методики диспансеризации.

6. Усвоение навыков первичной и вторичной профилактики.

7. Усвоение навыков реабилитации на амбулаторно-поликлиническом этапе.

8. Ознакомление с порядком лекарственного обеспечения льготных категорий пациентов.

9. Освоение методов определения основных показателей деятельности врачебного участка и амбулаторно-поликлинического учреждения.

10. Привитие студентам навыков учебно-исследовательской работы.

11. Воспитание у студентов трудовой дисциплины и профессиональной ответственности.

12. Подготовка студентов к самостоятельной трудовой деятельности.

2. Основные положения практики

2.1. Организация практики

Производственная практика по внутренним болезням студентов V курса продолжительностью 24 рабочих дня проводится после окончания весенней экзаменационной сессии в июле месяце (X семестр). Студенты работают в амбулаторно-поликлинических учреждениях в качестве помощников участковых врачей под контролем заведующих терапевтическими отделениями поликлиник (общие руководители), под руководством участковых врачей-терапевтов (непосредственные руководители) и ассистентов кафедры (методические руководители).

График работы студента в поликлинике согласовывается с графиком работы прикрепленного участкового врача-терапевта. Вместе с участковым врачом студент ведет прием в поликлинике (3 часа) и обслуживает больных на дому (3 часа). Нормы нагрузки на приеме - 5 больных в час, при обслуживании на дому - 2 больных в час.

В процессе прохождения практики продолжается учебно-воспитательный процесс. При этом уделяется большое внимание этико-деонтологическим аспектам будущей профессии, воспитывается чувство гуманного отношения к пациентам. Студенты во время практики, наблюдая за работой участкового врача поликлиники и участвуя в ней, должны еще раз убедиться в том, какое важное значение в правильной диагностике, лечении и профилактике имеют знания и навыки, полученные на предыдущих курсах.

Во время прохождения практики студенты заполняют дневник установленной формы. Записи в дневнике ежедневно подписываются участковым врачом с его печатью. Качество и регулярность ведения дневника ежедневно контролируется методическим руководителем.

В ходе практики студенты участвуют в учебно-исследовательской работе кафедры (УИРС): выполняют курсовую работу и реферат по одной из прилагаемых тем. По завершению практики организуется студенческая итоговая конференция.

По окончании практики на каждого студента непосредственным руководителем составляется характеристика.

Студенты, успешно выполнившие программу практики, допускаются к зачету, который проводится преподавателями кафедры и общими руководителями.

Места проведения практики: городские и районные поликлиники.

Общее руководство практикой студентов осуществляется кафедрой внутренних болезней №2 медицинского факультета БелГУ. Для этой же цели, из расчета не более 30 студентов на одного преподавателя, выделяются ассистенты.

По окончании практики студенты должны представить на кафедру следующие документы:

1. Дневник практики.

2. Характеристика от непосредственного руководителя.

3. Курсовая работа.

4. Реферат.

5. Замечания и предложения по совершенствованию практики.

В дневнике ежедневно отражается проделанная работа.

Указывается количество больных, обслуженных на дому, с приведением паспортных данных, номера амбулаторной карты, диагноза, цели посещения (вызов, активное посещение, диспансеризация и т.д.) и его результатов. Затем даётся характеристика всех принятых в поликлинике больных по нозологическим формам. Например: ОРЗ -5 чел., ИБС - 3 чел., хронический бронхит - 2 чел., язвенная болезнь – 1 чел. и т.д.

Здесь же в качестве примера приводятся основные данные на одного из больных: Ф.И.О., возраст, профессия, жалобы, анамнез, объективные данные, полный клинический диагноз, программа лечения и реабилитации.

Например: Иванов П.Т., 56 лет, Место работы: Автоколонна №1234, должность - слесарь по ремонту автомобилей. Амб. карта №302165. Адрес: ул. Курская-98, кв.120.

Жалобы на боли за грудиной при ходьбе по лестнице на 1-2 этажа или на 1 квартал, с иррадиацией в левую лопатку, купирующуюся в покое или после приема 1 таблетки нитроглицерина, одышку при небольшой физической нагрузке, слабость.

Анамнез. Эпизоды повышения АД отмечает с 40 лет. Около 8 лет артериальное давление сохраняется на цифрах 150/90мм Hg. Антигипертензивные препараты принимал эпизодически («боится осложнений на печень»). Боли за грудиной и одышка появились около полугода, неоднократно обследовался в условиях поликлиники и стационара. Постоянно получает антиангинальные препараты, состояние стабилизировалось, находится под постоянным наблюдением врача.

В анамнезе жизни - курит 30 лет до 1 пачки сигарет в день, алкоголь употребляет умеренно. Обратился в связи с очередным диспансерным осмотром.

Объективно: Кожные покровы и слизистые чистые. Лицо одутловато, гиперемировано. Рост -176 см, вес – 98 кг. Над легкими перкуторно - легочный звук с умеренным притуплением в базальных отделах с обеих сторон, аускультативно – дыхание жестковатое, хрипов нет. ЧДД в покое – 20 в 1'.

Относительные границы расширены влево на 1,5-2 см, тоны приглушены, ритм нарушен по типу экстрасистолии. ЧСС – 84 в 1'. АД – 165/95 мм рт. ст.

Живот увеличен в объеме за счет подкожно-жировой клетчатки, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Симптом Пастернацкого отрицателен с обеих сторон. Голени пастозны. Стул и диурез без особенностей.

DS : Основное заболевание: ИБС. Стабильная стенокардия напряжения, II функциональный класс. Атеросклероз коронарных артерий, желудочковая экстрасистолия. СН IIА ст., ФК III.

Сопутствующие заболевания: Гипертоническая болезнь II стадия, II степень, риск IV, гипертоническая энцефалопатия, ангиопатия сетчатки.

Хронический бронхит курильщика, фаза ремиссии. Пневмосклероз. Эмфизема легких. ЛН I ст.

Ожирение II степени.

Лечебно-диагностические мероприятия:

1) Анализ крови и мочи клинический.

2) Кровь на сахар.

3) Биохимическое исследование крови: общий белок и фракции, общий холестерин, липопротеиды разной плотности, ЩФ, АЛТ, АСТ, общий билирубин и фракции, мочевина, креатинин, коагулограмма.

4) ЭКГ.

5) ЭхоКС.

6) УЗИ печени, почек.

7) Консультации окулиста (глазное дно), невролога.

8) Назначено:

Rp: Nitrosorbidi 0,01 № 50 in tabl.

DS: no 1 таблетке 4 раза в день после еды.

Rp: Lercamen 0,01 № 50 in tabl.

DS: по 1 таблетке 1 раз в день.

9). Рекомендовано: стол №10 со снижением калорийности пищи, лечебная физкультура.

11) Очередной осмотр – через месяц.

12) Группа диспансерного наблюдения – IIIб.

Рекомендуется в качестве примера приводить данные о больных с разными заболеваниями. Запись в дневнике за каждый день подтверждается подписью и печатью участкового врача. Студент должен иметь бланк "Отчёта о практике". В нём студент по завершении практики даёт характеристику лечебного учреждения (согласно имеющимся вопросам), высказывает пожелания, замечания по организации практики, указывает общее количество обслуженных на приёме и на дому больных (отдельно диспансерных) и ставит свою подпись. В отчете участковым врачом пишется характеристика студента, где указывается отношение к работе, дисциплина, деловые качества. Характеристика заверяется подписью и печатью. Здесь же методическим руководителем ставится оценка по практике.

В первые дни практики студенты получают у преподавателя тему учебно-исследовательской работы (УИРС). Работа выполняется самостоятельно под руководством методического руководителя и представляется на проверку за 1 неделю до окончания практики.

2.2. Обязанности методического руководителя практики

1. В намеченные сроки осуществляет паспортизацию баз по установленной форме, участвует в заключении договоров с руководителями амбулаторно-поликлинических ЛПУ.

2. На иногородних базах участвует в размещении студентов в общежитии, в организации питания.

3. Проводит инструктаж по вопросам производственной практики с участковыми врачами - непосредственными руководителями студентов. Совместно с общими руководителями осуществляет распределение студентов по врачебным участкам.

4. Систематически осуществляет контроль за посещаемостью студентами практики и регистрирует ее в специальном журнале.

5. Распределяет среди студентов темы УИРС. Контролирует ведение дневника студентами.

6. За время практики с каждым студентом 1-2 раза проводит прием больных и оценивает навыки опроса, физикального обследования различных органов, определения объективных симптомов, а также умение формулировать диагноз и назначать адекватные лечебно-профилактические мероприятия.

7. Составляет и согласовывает с заведующим поликлиникой (главным врачом) график работы иностранных студентов в специализированных кабинетах поликлиники (кардиологическом, эндокринологическом, гастроэнтерологическом, пульмонологическом, рентгенологическом, функциональной диагностики) на вторую половину дня.

8. Проводит 2-3 семинарских занятия по основным вопросам поликлинической кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии.

9. Сочетает работу по руководству практикой с лечебной работой и консультациями.

10. По окончании практики организует проведение зачета на базах практики и в 3-х дневный срок представляет в деканат и зав. кафедрой протокол зачета (ведомость) и письменный отчет по установленной форме с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.

11. Принимает oт студентов и сдает в отдел практики следующие документы: дневники практики, характеристики от непосредственных руководителей, курсовые работы, рефераты, замечания и предложения студентов по совершенствованию практики, отчет о прохождении производственной практики.

2.3. Обязанности студентов при прохождении практики

1. В первый день практики представиться заведующему терапевтическим отделением и определить место своей работы.

2. Являться на практику строго по графику, соблюдать форму одежды (быть в чистом халате, шапочке, сменной обуви, иметь при себе фонендоскоп, марлевую маску и резиновые перчатки).

3. На всех этапах работы строго выполнять принципы профессиональной этики и деонтологии, основанные на чутком, внимательном отношении к больному.

4. Активно и добросовестно выполнять всю плановую работу и задания участкового врача.

5. Изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.

6. Согласовывать свои действия с непосредственным руководителем (участковым врачом-терапевтом) прежде чем дать больному рекомендацию, сделать назначение или запись в медицинских документах.

3. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Содержание практики

3.1.1. Задачи участкового терапевта

- Оказание квалифицированной терапевтической помощи населению участка на приеме в поликлинике и на дому.

- Оказание неотложной медицинской помощи.

- Использование в своей работе современных методов профилактики, диагностики, лечения больных.

- Участие в экспертизе временной, длительной и стойкой нетрудоспособности.

- Участие в обеспечении льготных категорий пациентов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

- Определение показаний и своевременная госпитализация терапевтических больных.

- Направление больных на консультации к другим специалистам.

- Разработка и выполнение программ реабилитации больных с распространенными заболеваниями внутренних органов.

- Проведение диспансеризации взрослого населения участка (организация периодических и целевых профосмотров, взятие на учет, динамическое наблюдение, лечебно-оздоровительные мероприятия).

- Организация и проведение профилактических мероприятий на участке путем пропаганды санитарно-гигиенических знаний, профилактических прививок, профосмотров и диспансеризации. Осуществление вторичной и третичной профилактики.

- Раннее выявление онкологических, аллергических, инфекционных, психических заболеваний и направление больных на специализированное лечение.

- Проведение санитарно-просветительной работы среди населения участка, пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками.

- Систематическое повышение своей квалификации и квалификации медицинской сестры территориального врачебного участка.

3.1.2. Врачебный прием в поликлинике

На приеме студент должен уметь:

a) Организовать самозапись, позволяющую избежать длительного ожидания приема пациентами.

b) Организовать свое рабочее место (способ информирования пациентов, комфортные условия для пациента, инструменты, документация).

c) Выяснить жалобы больного, анамнестические данные с учетом неблагоприятных бытовых и профессиональных условий, провести физикальное обследование (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, измерение АД, пульса, частоты дыхательных движений, термометрия, антропометрия).

d) Разработать программу лабораторно-инструментального обследования в соответствии со стандартами.

e) Интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования.

f) Проводить дифференциальную диагностику наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов.

g) Формулировать диагноз в соответствии с МКБ-10 (основное, конкурирующее, сопутствующее заболевания их осложнения, степень функциональных нарушений).

h) Разработать план лечебно-диагностических мероприятий;

i) Оценить эффективность лечения.

j) Сделать в амбулаторной карте краткую запись с указанием жалоб, анамнестических и объективных данных, диагноза и лечебно-диагностических назначений.

k) Выписать рецепты на назначенные больному средства (в т.ч. – льготным категориям пациентов и на сильнодействующие и наркотические препараты).

l) Документировать выписку льготных рецептов в журнале, карте учета льготного отпуска лекарств и амбулаторной карте.

m) Производить экспертизу временной нетрудоспособности, оформлять, продлевать и закрывать листок нетрудоспособности (справку); документировать временную нетрудоспособность в амбулаторной карте.

n) Определить показания к госпитализации, место и оформить ее документально.

o) Осуществить подготовку пациента к медико-социальной экспертизе (консультации специалистов и ВК, оформление посыльного листа).

p) Осуществить санаторно-курортный отбор и оформить санаторно-курортную карту.

q) Оформлять справку о смерти.

r) Руководить работой медицинской сестры.

s) Пользоваться нормативными документами Правительства РФ, Минздрава, органов самоуправления субъектов Российской Федерации.

3.1.3. Работа на врачебном участке

В начале практики студент работает на участке совместно с участковым терапевтом. В дальнейшем целесообразна самостоятельная работа.

Студент должен уметь:

a) Составить паспорт врачебного участка.

b) Оценить экологические, социальные, бытовые условия жизни населения участка.

c) Организовать санитарно-просветительную работу с населением врачебного участка.

d) Осуществить посещение больного с острым заболеванием или обострением хронического заболевания.

e) Осуществить посещение больного диспансерной группы.

f) Осуществить посещение контактных больных в очаге инфекции и организовать карантинные мероприятия.

g) Организовать плановую и ургентную госпитализацию больных.

h) Дифференцировать абсолютные и относительные показания к госпитализации.

i) Организовать «стационар на дому».

j) Назначить пациенту, находящемуся в «стационаре на дому», необходимые исследования (анализы крови, мочи, кала, ЭКГ, УЗИ и.т.д.) и лечебно-профилактическую программу.

3.1.4. Диспансеризация населения

Студент должен усвоить, что диспансеризация - важнейшее звено в работе участкового врача.

Студент должен знать:

a) Основные нормативные документы Правительства РФ, Минздрава РФ, органов самоуправления субъектов Российской Федерации, определяющие порядок диспансеризации населения.

b) Четыре группы диспансерного наблюдения:

I группа - здоровые люди, не предъявляющие жалоб, не имеющие хронических заболеваний в анамнезе. При обследовании таковых не обнаруживаются изменения со стороны здоровых органов и систем, результаты лабораторных, диагностических исследований без отклонения от нормы. Подлежат обследованию не реже одного раза в год с целью выявления начальных проявлений заболевания.

II группа - лица с факторами риска, предрасположенные к заболеваниям, и отмечающие в анамнезе хроническое заболевание и вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем), которые не влияют на трудоспособность и социальную активность, либо имеют факторы риска в отношении заболеваний сердечнососудистых, онкологических, эндокринных, неспецифических заболеваний легких, болезней органов пищеварения и др. Подлежат обследованию не менее двух раз в год с проведением мероприятий оздоровительного характера.

III группа:

а) хронические больные с компенсированным течением заболевания:

б) больные с субъкомпенсированными процессами, дающие частые обострения/часто и длительно болеющие;

в) больные с декомпенсированными заболеваниями, требующие постоянного наблюдения и лечения по показаниям.

IV группа – пациенты, требующие госпитализации, экстренного оперативного лечения.

c) Объемы клинико-лабораторных исследований во время диспансерного наблюдения пациентов с наиболее часто встречающимися заболеваниями внутренних органов.

d) Порядок документирования результатов диспансеризации (ф. 131/у-86, ф. 030/у).

e) Критерии к определению качества диспансеризации и её эффективности:

1. Перевод больного в 1 группу.

2. Стойкое улучшение состояния здоровья - на протяжении последних лет не отмечалось обострения хронического заболевания, отсутствие выраженных функциональных нарушений, трудоспособность сохранена (перевод во 2 группу).

3. Временное улучшение состояния здоровья - в процессе лечения наступает улучшение, а между курсами лечения отмечается обострение, которое, однако, протекает в более лёгкой форме. Все методы обследования свидетельствуют о положительной динамике. При компенсированном течении болезни возможен перевод больного в 3 группу подгруппу «а».

4. Состояние здоровья больного остаётся без изменений - в клинической картине отсутствуют изменения, лечение даёт кратковременное улучшение.

Данные обследования свидетельствуют об активном течении болезни. Группа диспансерного наблюдения такая же.

5. Ухудшение состояния больного - болезненный процесс постоянно прогрессирует, несмотря на проводимое лечение (подгруппа «б» и «в» 3 группы диспансерного наблюдения).

6. Временная утрата трудоспособности - состояние здоровья ухудшается, больной временно не может выполнять свои служебные обязанности и освобождается от работы, однако есть уверенность в том, что в короткий срок (не более 3 мес.) наступит улучшение или выздоровление (подгруппа «б» 3 группы диспансерного наблюдения).

7. Первичная инвалидность - в связи с ухудшением состояния здоровья больной теряет работоспособность на длительное время (более 6 мес.) и нуждается в переводе на инвалидность 3, 2 или 1 группа (подгруппа «в» 3 группы диспансерного наблюдения.

8. Снятие с учёта по причине смерти.

f) Порядок организации периодических и целевых профосмотров различных групп населения (работников предприятий, работников сельского хозяйства, студентов и учащихся, пенсионеров и др.).

g) Организацию и принципы работы отделения (кабинета), профилактики, его роль в ежегодной диспансеризации населения и профилактике заболеваний.

3.1.5. Оформление рецептов

Студент должен знать:

a) Основные нормативные документы, определяющие порядок лекарственного обеспечения пациентов (Приказ от 1 августа 2007 N 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности», распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.04.2002 г. №425-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», Приказ МЗ РФ 23 августа 1999 г. №328 (в ред. Приказа МЗ РФ от 09.01.2001 №3) «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)»).

b) Формы рецептурных бланков для выписывания обычных лекарственных препаратов (ф. №107/у), препаратов льготным категориям пациентов (ф. №148-1/у-88), наркотических препаратов (Утв. Приказом Минздрава РФ от 23 августа 1999 г. №328).

c) Форму карты учета льготного отпуска лекарств.

d) Основные рецептурные сокращения.

e) Предельно допустимое количество наркотических и сильнодействующих препаратов для выписывания на одном рецепте.

f) Порядок регистрации и учета рецептов на наркотические сильнодействующие и льготные препараты.

Студент должен уметь :

a) Выписать больному рецепт на стандартном бланке по всем правилам врачебного искусства, обратив особое внимание на сигнатуру, где должна быть указана разовая, суточная доза препарата, кратность его применения и курсовая доза.

b) Осуществить регистрацию и учет рецептов на наркотические сильнодействующие и льготные препараты.

c) Оформить карту учета льготного отпуска лекарств.

3.1.6. Экспертиза нетрудоспособности

Для практического знакомства с вопросами медико-социальной экспертизы (МСЭ) целесообразно предусмотреть выделение по одному дню для работы в кабинетах ВК и МСЭ. Работая в кабинетах ВК и МСЭ, студент должен освоить медицинские и социальные аспекты экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности

Студент должен знать:

Основные нормативные документы, определяющие порядок экспертизы временной, стойкой и длительной нетрудоспособности (Приказ МЗ РФ от 1 августа 2007 №514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности», Приказ МЗ РФ №291, Приказ Фонда социального страхования №167 6 октября 1998 г. «Об утверждении инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности», Приказ МЗ РФ от 14 мая 1993 г., №104 «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности», Приказ МЗ РФ от 28 октября 1996 г. №366 «Об утверждении медицинской документации»).

a) Виды нетрудоспособности (рис. 2).

b) Основания для выдачи листка нетрудоспособности.

c) Способы организации выдачи листа нетрудоспособности (централизованный и децентрализованный).

d) Перечень ЛПУ и медработников, которых имеют право выдавать листок нетрудоспособности.

e) Перечень ЛПУ и медработников, которых не имеют права выдавать листок нетрудоспособности.

f) Функции листка нетрудоспособности.

g) Режимы, назначаемые при выдаче листка нетрудоспособности.

Рисунок 1. Виды нетрудоспособности.

h) Основания для заполнения графы «нарушения режима» в больничном листе.

i) Сроки и порядок продления листа нетрудоспособности; основания и порядок его закрытия.

j) Основные функции врачебной комиссии (ВК).

k) Показания для направления пациента на ВК.

l) Основные функции медико–социальной экспертизы (МСЭ).

m) Показания для направления пациента на МСЭ.

Студент должен уметь :

a) Определить признаки временной, длительной и стойкой нетрудоспособности.

b) Организовать выдачу листа нетрудоспособности.

c) Продлить и закрыть лист нетрудоспособности.

d) Документировать факт выдачи листа нетрудоспособности в амбулаторной карте.

e) Оформить документы для направления пациента на МСЭ (консультации специалистов, посыльный лист, консультация ВК).

3.1.7. Организация оказания

неотложной медицинской помощи в поликлинике

Студент должен уметь диагностировать и оказывать неотложную терапевтическую помощь при следующих состояниях:

1. Приступ бронхиальной астмы, астматический статус.

2. Обморок, коллапс и шок.

3. Приступ стенокардии и ангинозный статус.

4. Инфаркт миокарда.

5. Кардиогенный шок.

1. Аритмия с гемодинамическими нарушениями.

6. Сердечная астма и отек легких.

7. Анафилактический шок.

8. Гипертонический криз.

9. Острые нарушения мозгового кровообращения.

10. Кровохарканье и легочное кровотечение.

11. Желудочно-кишечное кровотечение.

12. Перфоративная язва желудка и 12-ти перстной кишки (консервативная терапия до операции).

13. Диабетическая кома.

14. Гипогликемическая кома.

15. Печеночная колика.

16. Почечная колика.

17. Острые аллергические реакции (отек Квинке, крапивница, синдром Лайела и др.).

18. «Острый живот».

19. Острые отравления.

3.1.8. Самостоятельная работа студента в терапевтическом кабинете

В свободное от приема больных время, студент знакомится и осваивает навыки оформления основной медицинской документации участкового врача:

1. Медицинская карта амбулаторного больного (ф. 025/у).

2. "Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов" (ф. 025-2/у).

3. "Контрольная карта диспансерного наблюдения" (ф. 030/у),

4. "Выписка из медицинской карты больного амбулаторного, стационарного" (ф. 027/у).

5. "Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом отравлении, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку" (ф 058/у).

6. "Санаторно-курортная карта/взрослого и подростка" (ф. 072/у).

7. 6."Посыльный лист направление на МСЭ" (ф. 088/у).

8. "Лист нетрудоспособности".

9. "Талон амбулаторного пациента" (ф. 025-11/у-вр).

10. "Ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому" (ф. 039/у-вр).

11. "Ежедневные сведения о движении больных и оказанной медицинской помощи в дневном стационаре при амбулаторно-поликлиническом учреждении (отделении), на дому" (ф. 007дс/у-вр).

12. "Статистическая карта выбывшего из стационара (дневного стационара всех типов)" (ф. 066/у-вр).

13. "Сведения о деятельности дневных стационаров лечебно-профилактических учреждений" (ф. 14-дс).

14. "Журнал учета льготных рецептов".

15. "Журнал учета рецептов на сильнодействующие и наркотические препараты".

16. Паспорт участка.

3.1.9. Работа студента в специализированных кабинетах

Во время практики студенты осваивают работу специализированных и диагностических кабинетов поликлиники. С этой целью, по составленному ассистентом скользящему графику, студенты распределяются в кардиологический, пульмонологический, гастроэнтерологический, реабилитационный, эндокринологический, рентгенологический, кабинеты и кабинеты инфекционных заболеваний, функциональной диагностики, УЗИ, лечебной физкультуры, физиотерапии.

3.1.10. Перечень практических навыков

для закрепления в процессе практики

Студент должен уметь:

I . Собрать жалобы больного и анамнестические данные (обращая особое внимание на детализацию жалоб, географический, посттрансфузионный, лекарственный, аллергологический анамнез, вредные привычки, неблагоприятные бытовые и профиссиональные факторы).

II . O существлять физикальное обследование больного:

a) Осмотр кожных покровов, дериватов кожи, видимых слизистых, грудной клетки, живота, ротовой полости и др.

b) Пальпация грудной клетки, предсердной области, живота, суставов, лимфоузлов. Определение симптомов раздражения желчного пузыря, брюшины.

c) Перкуссия сердца (относительные границы сердца), легких (экскурсия легочного края), живота (границы печени по Курлову, селезенки, симптом Пастернацкого).

d) Аускультация легких, сердца, сосудов, измерение артериального давления, аускультация живота.

III . Осуществлять дополнительные диагностические мероприятия:

a) Анализ жалоб, анамнеза, данных объективного обследования и делать выводы о характере течения заболевания, предполагать наиболее вероятное заболевание с учетом МКБ-10.

b) Составить и обосновать план лабораторного и инструментального обследования в соответствии со стандартами.

c) Интерпретировать результаты лабораторных исследований крови, мочи, мокроты, желудочного сока, кала, дуоденального содержимого, биохимического исследования крови (функциональных проб печени, почек, ревмопроб, трансаминаз), бактериальных посевов; цитологических и гистологических исследований.

d) Оценить результаты инструментального исследования:

· ЭКГ-признаки ишемической болезни сердца, нарушений сердечного ритма и проводимости, гипертрофии желудочков, рубцовых изменений миокарда и др.

· Данные ультразвукового исследования при заболеваниях сердца, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, почек, мочеточников, мочевого пузыря.

· Rö-признаки нарушений конфигурация сердца при пороках.

· Rö-признаки выпота в плевральной полости, эмфиземы легких, пневмосклероза, бронхоэктазов, признаки воспалительных процессов в легких.

· Спирографические признаки нарушения функции внешнего дыхания.

· Rö-признаки заболеваний пищевода, кардии, желудка, 12-ти перстной кишки, дискинезии желчного пузыря, желчно-каменной болезни, поджелудочной железы, синдрома раздраженного кишечника.

· Эндоскопические признаки заболеваний пищевода, кардии, желудка, 12-ти перстной кишки, дискинезии желчного пузыря, желчно-каменной болезни, поджелудочной железы.

· Rö-признаки признаки нарушения функции почек: изменение формы почек, лоханок, мочеточников.

IV . Обосновать предварительный диагноз с учетом МКБ-10.

V . Провести дифференциальный диагноз предполагаемого заболевания со сходными патологическими состояниями.

VI . Сформулировать заключительный диагноз в соответствии с МКБ-10 с указанием:

· Основного заболевания:

- формы, стадии, фазы основного заболевания,

- осложнений основного заболевания.

· Сопутствующих заболеваний:

- форм, стадий, фаз сопутствующих заболеваний,

- осложнений сопутствующих заболеваний.

· Функциональных нарушений

со стороны пораженных систем и органов (СН, ЛН, НФС, ХПН и др.).

VII . Обосновать план лечения: этиотропного, патогенетического, симптоматического.

VIII . Провести экспертизу нетрудоспособности (временной, длительной, стойкой).

IX . Назначить и обосновать программу лекарственного и немедикаментозного лечения в соответствии со стандартами (c учетом принципов монотерапии выписать рецепты и назначить немедикаментозные методы лечения).

X . Назначить профилактические мероприятия.

XI . Документировать диагностические, лечебные, профилактические мероприятия в учетно-отчетной документации.

XII . Применять на практике принципы деонтологии, учитывая рост числа пациентов с депрессивными, ипохондрическими, неврастеническими состояниями.

XIII . Провести с пациентом беседу о предстоящих исследованиях, их диагностической ценности, плане лечения, прогнозах (Ст. 31, раздела VI Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан «Право граждан на информацию о состоянии здоровья»).


3.1.11. Перечень нозологических форм

для освоения студентами на практике

1. Острые респираторные заболевания (грипп, ОРВИ, острый бронхит, ангина).

2. Острые пневмонии.

3. Хроническая обструктивная болезнь легких.

4. Бронхиальная астма.

5. Рак легкого.

6. Легочная и легочно-сердечная недостаточность.

7. ИБС: стенокардия, инфаркт миокарда, аритмии, сердечная недостаточность, постинфарктный кардиосклероз.

8. Гипертоническая болезнь и симптоматические гипертензии.

9. Нейроциркуляторная дистония.

10. Хронический гастрит.

11. Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки.

12. Рак желудка.

13. Хронический холецистит, дискинезии желчевыводящих путей.

14. Желчнокаменная болезнь.

15. Хронические гепатиты и циррозы печени.

16. Рак печени.

17. Хронический панкреатит.

18. Рак поджелудочной железы.

19. Синдром мальабсорбции.

20. Синдром раздраженного кишечника.

21. Хронический пиелонефрит, хронический гломерулонефрит, мочекаменная болезнь.

22. Заболевания суставов (остеоартроз, ревматоидный артрит, реактивные артриты, подагра, псориатический артрит, синдромы Рейтера, Стилла, Шегрена, Фелти).

23. Тиреотоксическая струма, сахарный диабет.

24. Анемии, лейкозы, геморрагические васкулиты.

25. Системные заболевания соединительной ткани (системная склеродермия, дерматомиозит, системная красная волчанка, узелковый периартериит и др.).

26. Аллергологические заболевания (крапивница, отек Квинке, синдром Лайела, атопический дерматит, анафилактический шок).

4. Рекомендации по выполнению курсовой работы

4.1. Основные правила выполнения

учебно-исследовательской работы

Выполняя УИРС студент должен не только написать по данной теме реферат, но и выполнить собственные наблюдения (учебно-исследовательскую работу):

· привести статистические исследования динамики заболеваемости конкретным заболеванием по ЛПУ, городу, области;

· описать клинический случай интересный с практической точки зрения;

· представить результаты клинико-инструментального обследования пациента;

· провести динамическое ретроспективное исследование развития заболевания у конкретного пациента;

· выполнить простые медико-социальные наблюдения над пациентами методом анкетирования (например, особенности питания, качество жизни, медицинская активность и т.д.);

· применить доступные лабораторно-инструментальные исследования, предложенные методическим руководителем.

Результаты УИРС оформляются в соответствии с планом работы.

Примерный план написания курсовой работы.

1. Актуальность темы. Приводятся сведения об эпидемиологии и медико-социальном значении изучаемого заболевания.

2. Цель исследования и его задачи. Кратко формулируется цель исследования и несколько основных частных задач, решение которых необходимо для достижения цели.

3 .Материалы и методы. Приводятся сведения об объекте изучения (отдельный пациент или группа), учетных признаках (названия нозологических форм, возраст, длительность заболевания, физиологические константы и т.д.), методах определения и измерения показателей (со ссылкой на автора), о способах статистической обработки.

4. Результаты исследования и их обсуждение. Излагаются полученные результаты и их интерпретация. Аналогичные результаты сравниваются в нескольких изученных группах и сопоставляются с клиническими, лабораторно-инструментальными, анамнестическими данными и т.д. Результаты собственных наблюдений сравниваются с литературными источниками. Рекомендуется основную часть полученных результатов представлять в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.

5. Выводы. По результатам исследования кратко формулируется 2-3 вывода. Например: 1. У пациентов, страдающих сахарным диабетом, инфаркт миокарда развивается в 2,5 раза чаще.

6. Практические рекомендации. Предлагаются пути решения изучаемой проблемы так, как это видится автору работы. Например: для снижения заболеваемости ИБС необходима разработка комплекса мероприятий, направленных на раннее выявление сахарного диабета и назначение рациональной терапии.

7. Список литературы. Приводятся литературные источники, которые использовались при подготовке курсовой работы. Как правило, используется литература, изданная не позже последних 5 лет. Оформление списка литературы осуществляется с библиографическими стандартами.

4.2. Примерные темы УИРС

1. Острая пневмония - лечение в амбулаторных условиях, показания к госпитализации, экспертиза трудоспособности, профилактика осложнений, диспансеризация. Возможности этиологической диагностики и антибактериальной терапии в амбулаторных условиях.

2. Дифференциальная диагностика бронхиальной и сердечной астмы в амбулаторных условиях.

3. Лечение бронхиальной астмы в амбулаторных условиях. Помощь и тактика при некупирующемся приступе. Половозрастной состав группы больных бронхиальной астмой на участке. Анализ лечения с позиций клинической фармакологии.

4. Клинические маски рака и туберкулеза легких.

5. Диагностика и лечение легочного сердца в амбулаторных условиях.

6. Диспансеризация больных ХОБЛ: организация на участке, описание группы больных, оценка эффективности и качества диспансеризации.

7. Дифференциальная диагностика гипертонической болезни и симптоматических гипертоний (атеросклеротическая гипертензия, НЦД, ренальные, гемодинамические, эндокринные гипертензии) в условиях поликлиники.

8. Неотложная помощь при гипертоническом кризе в условиях поликлиники. Дифференцированный подход к выбору препаратов.

9. Амбулаторное лечение больных хроническими формами ИБС. Изучение наиболее распространенных в настоящее время антиангинальных препаратов, их эффективность.

10. Нестабильные стенокардии в амбулаторной практике (клинические примеры).

11. Клиническая и ЭКГ-диагностика острого инфаркта миокарда (ОИМ) в амбулаторных условиях. Неотложная помощь (примеры из практики врача, в т.ч. - ретроспективные).

12. Диагноз, дифференциальный диагноз и неотложная помощь при сердечной астме.

13. Амбулаторный этап реабилитации больных, перенесших ОИМ, медико-социальная экспертиза при ИМ. Опыт и результаты реабилитации в данном ЛПУ. Динамическое изучение удельного веса больных ИМ данного участка, признаваемых инвалидами.

14. Медико-социальная экспертиза при гипертонической болезни и хронических формах ИБС. Изучение удельного веса больных с полиморбидными состояниями.

15. Хронический гастрит и язвенная болезнь: диагностика, амбулаторное лечение, особенности терапии у пожилых, показания к госпитализации. Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности.

16. Показания к оперативному лечению больных язвенной болезнью. Неотложная помощь при желудочном кровотечении. Удельный вес пациентов, наблюдающихся в данном ЛПУ, перенесших оперативное вмешательство в связи с осложнениями язвенной болезни. Постгастрорезекционный синдром.

17. Неотложная помощь, показания к госпитализации и хирургическому лечению больных с патологией желчевыводящих путей. Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности. Удельный вес больных желчекаменной болезнью, подвергнувшихся оперативному лечению. Постхолецистэктомический синдром.

18. Диагностика, амбулаторное лечение, диспансеризация при хронических гепатитах и циррозах печени. Показания к госпитализации. Трудоспособность. Возможности этиологической диагностики хронических гепатитов.

19. Хронический холецистит, дискинезии желчных путей, постхолецистэктомический синдром, желчнокаменная болезнь: диагноз, дифференциальный диагноз, амбулаторное лечение, особенности терапии у пожилых.

20. Остеоартроз: диагностика, лечение, МСЭ, диспансеризация. Скорость развития нарушения функции суставов в зависимости от основных этиологических факторов (избыточная масса тела, длительные нагрузки на суставы и др.).

21. Ревматоидный артрит: диагностика, классификация, установление характера течения, степени активности, степени нарушения функции суставов, лечение, медико-социальная экспертиза, диспансеризация.

22. Важнейшие осложнения стероидной терапии, пути их предупреждения.

23. Подагра: диагностика, медико-социальная экспертиза, диспансеризация. Эффективность современных препаратов.

24. Аллергологические заболевания в практике врача-терапевта. Структура группы больных по нозологическим формам, возможности этиологической диагностики, проблемы лечения.

25. Соматические маски депрессии. Проблемы диагностики соматической патологии у пациентов с депрессией.

26. Организация и структура поликлиники. Основные показатели ее деятельности в динамике за 5 лет (паспорт поликлиники).

27. Стационарзамещающие формы оказания первичной медико-социальной помощи в поликлинике. Анализ темпов развития и эффективности.

28. Структура временной нетрудоспособности по нозологическим формам, поло-возрастному составу больных, их социальному положению, средним срокам, сезонности.

29. Современные проблемы лекарственного обеспечения граждан. Структура и категории пациентов, нуждающихся в льготном обеспечении лекарствами. Анализ наиболее часто назначаемых препаратов при отдельных нозологических формах.

30. Анализ диспансерной работы на участке. Структура группы диспансерных больных, эффективность диспансеризации.

31. Формы и методы реабилитации больных в базовой поликлинике. Оценка ее эффективности.

Образец оформления титульного листа курсовой работы приводится ниже.

Курсовая работа должна быть напечатана на принтере или пишущей машинке с интервалом 1,5. Размер шрифта 12-14 п. Поля: сверху и снизу – 2 см, слева -3 см, справа – 1 см. Готовая работа переплетается.


Образец оформления титульного листа курсовой работы

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Медицинский факультет

Кафедра внутренних болезней №2

Зав. кафедрой: ________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

«СЕЗОННАЯ ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №4 г. БЕЛГОРОДА»

Выполнил студент 951 гр. Петров И.Н.

Науч. рук.: ________________________

Дата защиты «___»__________201_г.

Оценка ____«_________»

Белгород, 201_г.

5. Планы семинаров (2 часа)

Тема №1. Вопросы амбулаторного наблюдения при заболеваниях легких.

1. Диагностика, лечение и профилактика острых пневмоний в условиях поликлиники.

2. Диагностика, лечение и профилактика ХОБЛ в условиях поликлиники

3. Диагностика лечение и профилактика бронхиальной астмы в условиях поликлиники.

4. Особенности течения и терапия болезней легких у пожилых.

5. Лечение легочного сердца в амбулаторных условиях.

6 Временная нетрудоспособность у пульмонологических больных. Средние сроки освобождения от работы.

7. Стойкая нетрудоспособность у пульмонологических больных.

8. Диспансеризация пульмонологических больных.

Тема №2. Вопросы амбулаторного наблюдения при ИБС и артериальных гипертензиях.

1. Амбулаторное лечение больных гипертонической болезнью и атеросклеротической гипертензией. Особенности терапии у пожилых.

2. Дифференциальная диагностика НЦД и гипертонической болезни в условиях поликлиники,

3. Диагноз, дифференциальный диагноз и неотложная помощь при сердечной астме. Показания к стационарному лечению.

4. Хроническая сердечная недостаточность. Лечение в условиях поликлиники. Особенности терапии у пожилых.

5. Клиника и ЭКГ-диагностика острого инфаркта миокарда (ОИМ) в амбулаторных условиях. Неотложная помощь.

6. Амбулаторный этап реабилитации больных, перенесших ОИМ. ВТЭ при инфаркте миокарда.

7. Медико-социальная экспертиза при гипертонической болезни, НЦД и хронических формах ИБС.

Тема №3. Вопросы амбулаторного наблюдения при заболеваниях органов пищеварения.

1. Методы исследования при желудочно-кишечной патологии в условиях поликлиники.

2. Диагностика, лечение и профилактика язвенной болезни в амбулаторных условиях. МСЭ.

3. Методы исследования при патологии печени и желчевыводящих путей в амбулаторных условиях.

4. Диагностика, лечение и профилактика заболеваний желчевыводящих путей в амбулаторных условиях. МСЭ.

5. Диагностика, лечение и профилактика хронического панкреатита в амбулаторных условиях.

6. Диагностика, лечение и профилактика хронических заболеваний печени (гепатиты, циррозы) в амбулаторных условиях.

7. Диспансеризация больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

6. Вопросы к собеседованию по итогам практики

1. Принципы работы участкового врача.

2. Структура поликлиники.

3. Основные показатели деятельности поликлиники.

4. Современные стационарзамещающие формы оказания первичной медико-социальной помощи населению и их преимущества.

5. Должностные обязанности участкового врача-терапевта и медицинской сестры врачебного участка.

6. Задачи участкового врача-терапевта.

7. Цели, задачи и методы диспансеризации. Оценка эффективности и качества.

8. Диспансерные группы. Объемы обследования при наиболее часто встречающихся заболеваниях внутренних органов.

9. Принципы и организация медико-социальной экспертизы.

10. Функции МСЭ. Порядок направления на МСЭ.

11. Критерии к определению групп инвалидности.

12. Организация работы участкового врача и основная медицинская учетно-отчетная документация.

13. Объём исследования и лечения больных в поликлинике с заболеваниями лёгких (острые воспалительные заболевания лёгких и бронхов, ХОБЛ, рак лёгкого, плевриты), сердечно-сосудистой системы (ИБС, хроническая ревматическая болезнь, гипертоническая болезнь, симптоматические артериальные гипертензии), желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит, язвенная болезнь, хронический гепатит, цирроз печени, синдром мальабсорбции, опухоли желудка и кишечника) и др.

14. Относительные и абсолютные показания к госпитализации.

15. Тактика врача при неотложных состояниях:

а) острой левожелудочковой недостаточности и отёке лёгких;

б) ангинозном статусе;

в) пароксизмальной тахикардии;

г) кардиогенном шоке;

д) гипертоническом кризе;

е) приступе бронхиальной астмы и астматическом статусе;

ж) остром желудочно-кишечном кровотечении;

з) печёночной и почечной коликах;

и) диабетической коме;

к) анафилактическом шоке;

л) острых отравлениях.

11. Организация лекарственного обеспечения льготных категорий пациентов.

12. Функции листа нетрудоспособности.

13. Порядок выдачи, продления и закрытия листа нетрудоспособности.

14. Врачи и ЛПУ, не имеющие права выдавать листок нетрудоспособности.

15. Особенности выдачи листка нетрудоспособности иногородним.

16. Понятие о медико-социальной реабилитации.

17. Принципы санаторно-курортного отбора.

Ответ оценивается по пятибалльной системе. Оценка вносится преподавателем в ведомость.

7. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Заболотных И.И., Кантимирова Р.К. Клинико-экспертная диагностика патологии внутренних органов. – СПб:СпецЛит, 2007. – 190с.

2. Аронов Д.М. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца. Клиническая медицина. – 1989. - №3. – С.133-140.

3. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. – М.:ПЕР СЭ, 2002. – 192с.

4. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб.: Гиппократ, 2003. - 320 с.

5. Поликлиническая терапия: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.Я. Барт, В.Ф. Беневская, С.С. Соловьев и др. Под ред. Б.Я. Барта – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 544 с.

6. Внутренние болезни: Учеб. в 2 т / Под ред. А.И. Мартынова, Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.С. Галявича (отв. ред.) – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001. – Т. 1 – 2.

Дополнительная

1. Организация экспертизы временной нетрудоспособности определена приказом МЗ Мед. прома №1 от 1995 года.

2. Порядок выдачи документов удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан приказом МЗ Мед. прома №206 и постановлением фонда социального страхования № 21 от 1994 года.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535. "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"

4. Романенко З.В. Артериальные гипертензии: амбулаторно-поликлинические аспекты ведения больных: учеб. – метод. пособие / З.В. Романенко – Мн.: БГМУ, 2006. –32 с.

5. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике: Рук-во для врачей. – СПб.: Гиппократ, 1993. – 320 с.

6. Хурса Р.В. Амбулаторная диагностика и лечение болезней пищевода и желудка: учеб. – метод. пособие. – Мн.: БГМУ, 2002. – 36 с.

7. Хурса Р.В. Организация и содержание работы участкового терапевта: Метод. рекомендации. -- 2-е изд., доп. и перераб. – Мн.: МГМИ, 2000. – 64 с.

8. Яковлева, Е.В., Хурса, Р.В. Оформление медицинской карты амбулаторного больного / Е.В. Яковлева, Р.В. Хурса. – Минск: БГМУ, 2009. – 19 с.

9. Яковлева, Е.В., Хурса, Р.В. Ангина в практике участкового терапевта: методические рекомендации / Е.В. Яковлева, Р.В. Хурса. – Минск: БГМУ, 2009. – 23 с.

Учебные и методические пособия

1. Диагностика и лечение внутренних болезней: Руководство для врачей. В 3-х томах. Под общ. ред. Ф.И. Комарова.. – М.: Медицина, 2002.

2. Арбидзе Г.Г., Белоусов Ю.Б. и др. Диагностика и лечение артериальной гипертонии. – М.: РЦ «Фармединфо», 2001.

Приложения

(образцы оформления дневника прохождения практики)


Образец оформления титульного листа дневника

Белгородский государственный университет

Медицинский факультет

Кафедра внутренних болезней № 2

Дневник

производственной практики

«ПОМОЩНИК УЧАСТКОВОГО

ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА ПОЛИКЛИНИКИ»

студент___ V курса______ группы

______________________________

______________________________

200__/200__ уч. Год

График практики:

Установочная конференция «____»_________________200_ г.

Поликлиника _____________________с «____»_________________200_ г. по «____»_________________200_ г.

(наименование поликлиники)

Станция скорой медицинской помощи _____________________________________________________________

(наименование ССМП)

с «____»_________________200_ г. по «____»_________________200_ г.

Итоговая конференция «____»_________________200_ г. ____________________________________________

(место проведения конференции)

Отметка о зачете ___________________

Подпись руководителя____________________


График прохождения практики в поликлинике

1. Название ЛПУ _________________________________________________________

2. Ф.И.О. непосредственного руководителя____________________________________

3. Сроки прохождения практики в данном ЛПУ:

с «_____»___________200__г. по «____»___________200__г.

4. Дата зачета «___»______2004 г.

График посещения узких специалистов:

а) Инфекционист «_____» ____________________ 200 __ г.

б) Кардиолог «_____» ________________________ 200 __ г.

в) Гастроэнтеролог «_____» ___________________ 200 __ г.

г) Пульмонолог «_____» __________________ 200 __ г.

д) Ревматолог «_____» __________________ 200 __ г.

е) Нефролог «_____» __________________ 200 __ г.

ж) Кабинет функциональной диагностики «_____» __________ 200__г.

з) Кабинет УЗИ «____» _______________ 200 __г.

и) Кабинет физиотерапии и ЛФК «_____» __________________ 200 __ г.

к) Другие кабинеты______________________«_____» __________________ 200 __ г.

______________________«_____» __________________ 200 __ г.

______________________«_____» __________________ 200 __ г.

Сводная таблица по итогам практики в поликлинике

Дата

Нозологическая форма

Итого за день

Всего осмотрено больных:

Подпись студента

ДНЕВНИК

РАБОТЫ В ПОЛИКЛИНИКЕ

(пример)

Дата

Объем выполненной работы

Подпись и печать врача


Производственная характеристика студента

V курса медицинского факультета

БелГУ по итогам практики в поликлинике

________________________________________________________

(Ф.И.О.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гл. врач ___________________

(Ф.И.О)

Участковый врач-терапевт ___________________

(Ф.И.О)

М.П.


Сводная таблица по итогам прохождения практики на

станции скорой медицинской помощи.

1. Название ССМП _________________________________________________________

2. Сроки прохождения практики на данной ССМП:

с «_____» ___________ 200__г. по «____» _______________ 200__г.

Дата

Нозологическая форма

Итого за день

Всего обслужено больных:

Подпись студента


ДНЕВНИК ПРАКТИКИ НА СТАНЦИИ СКОРОЙ ПОМОЩИ

(Пример)

«______»________________________200__ г.

Карта вызова скорой медицинской помощи № _____________________________

Время приёма________________передачи_______________ выезда_______________

Ф.И.О. больного _________________________________________________________

Адрес больного __________________________________________________________

Место работы ____________________________________________________________

Возраст больного ________________ Повод к вызову __________________________

Жалобы /анамнез/: _______________________________________________________

________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объективный статус:_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Помощь:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эффект мероприятий: осложнение, устранено, улучшение, без эффекта (нужное подчеркнуть)

АД- ________ мм.рт.ст., ЧСС- ________уд/мин. ЧДД- ________ в мин. t◦ - ________◦C

Больной: - госпитализирован в ______________________

- оставлен на месте

Дежурный врач

скорой медицинской помощи: ___________________

«______»_____________________201__ г.

Производственная характеристика студента

V курса медицинского факультета

БелГУ по итогам прохождения практики на

станции скорой медицинской помощи

________________________________________________________

(Ф.И.О.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гл. врач ___________________

(Ф.И.О.)

Врач ССМП ___________________

(Ф.И.О.)

М.П.

Замечания и предложения студента

по совершенствованию организации и проведения практики

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи практики

2

2. Основные положения практики

2

2.1. Организация практики

2

2.2. Обязанности методического руководителя практики

5

2.3. Обязанности студентов при прохождении практики

6

3. Программа производственной практики

7

3.1. Содержание практики

7

3.1.1. Задачи участкового терапевта

7

3.1.2. Врачебный прием в поликлинике

8

3.1.3. Работа на врачебном участке

9

3.1.4. Диспансеризация населения

9

3.1.5. Оформление рецептов

11

3.1.6. Экспертиза нетрудоспособности

12

3.1.7. Организация оказания неотложной медицинской помощи в

поликлинике

14

3.1.8. Самостоятельная работа студента в терапевтическом кабинете

14

3.1.9. Работа студента в специализированных кабинетах

15

3.1.10. Перечень практических навыков для закрепления в процессе практики

15

3.1.11. Перечень нозологических форм для освоения студентами на практике

18

4. Рекомендации по выполнению курсовой работы

19

4.1. Основные правила выполнения учебно-исследовательской работы

19

4.2. Примерные темы УИРС

20

5. Планы семинаров

24

6. Вопросы к собеседованию по итогам практики

25

7. Рекомендуемая литература

26

Приложения (образцы оформления дневника прохождения практики)

28

Содержание

37


Учебно-методическое пособие

Ольга Алексеевна Ефремова

Юрий Иванович Журавлев

Светлана Ивановна Логвиненко

Галина Николаевна Совенко

ПОМОЩНИК УЧАСТКОВОГО

ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА ПОЛИКЛИНИКИ