Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Учебно-методическое пособие для студентов вузов Павлодар

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский Государственный университет имени С.Торайгырова

Е.В.Крюкова, Т.В.Вихлянова

ИНФОРМАТИКА: ЭКЗАМЕН НА ОТЛИЧНО

Учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов

Павлодар


УДК 004(075.8)

ББК 32.81я73

К85

Рекомендовано Ученым Советом ПГУ им.С.Торайгырова

Рецензенты:

Ж.К Нурбекова - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информатики и информационных систем ПГУ им.С.Торайгырова

Ш. Шекербекова - кандидат педагогических наук

К 85 Крюкова Е.В., Вихлянова Т.В.

Информатика: Экзамен на отлично. Учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов. – Павлодар, 2006. – 407 с.

ISBN 9965-25-831-7

Пособие представляет собой учебный курс для студентов ВУЗов, изучающих средства вычислительной техники в рамках общеобразовательной дисциплины «Информатика», и обеспечивает методическую основу для изучения данного курса. Раскрывает важные понятия и термины и дает ответы на все актуальные вопросы, содержит лабораторные и практические задания разработанные по кредитной технологии обучения в соответствии с Государственным образовательным стандартом и тестовые задания для промежуточного, итогового контроля и самоконтроля студентов.

Учебно-методическое пособие максимально облегчит самостоятельную подготовку студента к экзамену и позволит получить высокий экзаменационный балл.

Предназначено для преподавателей и студентов ВУЗов.

ISBN 9965-25-831-7 УДК 004(075.8)

ББК 32.81я73

Ó Крюкова Е.В., Вихлянова Т.В., 2006

ÓПавлодарский Государственный

университет имени С.Торайгырова, 2006

Введение

Учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов «Информатика: экзамен на отлично» представляет собой полный учебно-методический комплекс дисциплины и включает в себя:

· Лекционный материал;

· Методические указания к практическим занятиям;

· Методические указания к лабораторным работам;

· Задания для самостоятельной работы студентов;

· Тесты для самоконтроля;

· Глоссарий.

Большой объем рассматриваемого материала в учебно-методическом пособии и четкая последовательность изложения делают книгу интересной как для начинающих, так и для опытных пользователей.

Пособие содержит 7 лекционных тем, 15 практических работ и 30 лабораторных. В заданиях к практическим работам полностью описан ход выполнения работы, даны задания для самостоятельного выполнения студентами.

В методических указаниях к лабораторным работам даны краткие теоретические сведения по выполнению лабораторной работы, задание и контрольные вопросы.

Раздел 1 содержит Syllabus, который представляет собой описание учебной программы изучаемой дисциплины и имеет четко заданную структуру, позволяющую студенту получить общие сведения о направленности и политике учебного курса.

Раздел 2 содержит учебно-методические материалы, позволяющие регламентировать проведение разных видов аудиторных занятий и выполнение рейтинговых заданий по дисциплине.

В разделе 3 приведены задания для самостоятельной работы студентов.

Текст учебно-методического пособия читабелен: выделены ключевые советы, замечания и определения. Учебное пособие может стать хорошим подспорьем для преподавателей ВУЗа, читающих дисциплину «Информатика», студентам всех специальностей.

Логичная структура учебного пособия, четкое описание важнейших приемов использования программ, объединение всех сведений под одной обложкой — все это делает данное руководство ценным информационным ресурсом для студентов и дает возможность сдать экзамен на «отлично».


1 Программа дисциплины для студентов – Syllabus

1.1 Данные о дисциплине

«Информатика» (3 кредита). Курс рассчитан на 1семестр. В семестре предусмотрено 15 лекционных занятий, 15 практических, 30 лабораторных и 45 часов самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, а также 45 часов самостоятельной работы студентов. Форма контроля — экзамен.

Таблица 1 – Данные о дисциплине

Курс

Кредиты

Лек

Практ

Лаб

СРСП

СРС

Всего

Форма контроля

1

3

15

15

30

45

45

150

Экзамен

1.1.1 Пререквизиты. Освоение курса «Информатика» предполагает изучение дисциплины «Физика» - физические принципы работы компьютеров, «Информатика» (школьный курс) - реальные возможности и особенности применения компьютерных технологий, «Математика» - системы счисления, элементы теория кодирования, булева алгебра.

1.1.2 Краткое описание дисциплины. Дисциплина «Информатика» предполагает изучение основной терминологии компьютерной сферы деятельности; особенностей применения компьютерных технологий, тенденции их развития и совершенствования. После изучения дисциплины студент приобретает:

- навыки работы в операционной системе Windows; автоматизации работы с документами в текстовых редакторах; использования возможностей табличных процессоров и СУБД для решения практических задач; разработки алгоритмов и выбора программ для решения задач различной направленности с помощью компьютеров;

- компетенции в вопросах аппаратного и программного обеспечения, алгоритмизации и программирования, структуризации, обработки и хранения информации на ПЭВМ, информационной безопасности, а также в вопросах использования возможностей компьютерных сетей при решении управленческих задач.

Цели изучения дисциплины:

- формирование логического мышления для уяснения основных понятий информатики и освоения современных информационных технологий, представление информации как ресурса в условиях рыночной экономики;

- знакомство с архитектурой компьютеров и приобретение ими навыков работы на компьютере;

- приобретение навыков алгоритмизации экономических и управленческих задач, основ программирования в информационных системах.

1.2 Литература

Основная

1. Информатика: Практикум по технологии работ на компьютере: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.В. Макаровой. – М. : Финансы и статистика, 1997. - 384 с.

2. Информатика: Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Макаровой. – 2-е изд. – М. : Финансы и статистика, 1998. – 768 с.

3. Семенов М.В. Информатика: экзаменационные ответы. Ростов н/Д : «Феникс», 2001. – 288 с.

4. Алферов А.П. Информатика для начинающих пользователей: Учебное пособие. – Ростов на Дону : Феникс, 1996. – 320 с.

5. Могилев А.В. и др. Информатика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак – М. : Академия, 1999. – 816 с.

6. Информатика: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. – 3-е изд. – М. : Финансы и статистика, 1999. – 768 с.

7. Острейковский В.А. Информатика: Учебник для техн. Вузов – М. : Высш. шк., 1999. – 511 с.

8. Информатика: Базовый курс / Под ред С.В. Симоновича – СПб. : Питер, 2000. – 638 с.

9. Информатика: Базовый курс: Учебное пособие для втузов / Под ред С.В. Симоновича – СПб. : Питер, 2001. – 638 с.

10. Информатика: Базовый курс : Учебное пособие для втузов / Под ред С.В. Симоновича – СПб. : Питер, 2003. – 640 с.

11. Козырев А.А. Юдин А.П. Информатика: Конспект лекций. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 46 с.

12. Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь по информатике: Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах. – 2-е изд., перераб. И доп. – м.: Либерия, 2004. – 535 с.

13. Алферов А.П. Информатика для начинающих пользователей: Учебное пособие. – Ростов на Дону, 1996. - 317 с.

14. Хохлова Н.В. и др. Информатика: Учебное пособие для вузов / Н.В. Хохлова, А.И. Истеменко, Б.В. Петренко. – Мн. : Высш. шк., 1990. – 195 с.

15. Веретенникова Е.Г. и др. Информатика: Учебное пособие для вузов / Веретенникова Е.Г., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. – Ростов на Дону: Март, 2002. – 416 с.

16. Пасько В. Word 2000: Русифицированная версия. – Киев: BHV, 1999. – 430 с.

17. Марченко А.И., Пасько В.П. Word 7.0 для Windows 95. – Киев : BHV, 1996. – 478 с.

18. Колесников А. Excel 2000: (Русифицированная версия)ю – Киев : Издат. группа BHV, 1999. – 496 с.

19. Лавренов С.М. Excel: Сборник примеров и задач. - М. : Финансы и статистика, 2000. – 335 с.

20. Лавренов С.М. Excel: Сборник примеров и задач. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 336 с.

21. Рычков В. Excel 2002: Самоучитель. - СПб. : Питер, 2003. – 320 с.

22. Литвин П. и др. Access 2002: Разработка корпоративных приложений: Для профессионалов / П. Литвин, К. Гетц, М. Гунделой; Пер с англ. О.Здир – СПб. : Питер, 2002. – 1005 с.

23. Рыбаков В.Е., Азов С.В. Norton Commander (3.0) Norton Integration (4.5). – М. : МП «Малип», 1992. – 56 с.

24. Козловский Е.А. Norton Commander 4.0: Руководство к действию для крутых, всмятку и почти сырых юзеров. – М. : ABF, 1993. – 143 с.

25. Крейнак Д, Хебрейкен Д. Интернет. Энциклопедия. – СПб. : Питер, 2000. – 555 с.

26. Котеча Х. Windows 95: Шаг за шагом / Пер с англ. Под ред В. Кошелева. –М. : БИНОМ, 1997. – 176 с.

27. Ахметов К.С. Windows 95 для всех. – 2-е изд. М. : КомпьтерПресс, 1996. – 318 с.

Дополнительная

28. Кенин А.М., Печенкина Н.С. Windows 95/ NT для пользователей или как научиться владеть компьютером. – Екатеринбург: Планета, 1998. – 429 с.

29. Козловский Е.А. Windows 95 или прогулка без провожатых по ночному Чикаго. – М. : ABF, 1995. – 298 с.

30. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М. : ИНФРА-М, 1998. – 480 с.

31. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 640 с.

32. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М. : ИНФРА-М, 1996. – 432 с.

33. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс.7-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 640 с.

34. Аладьев В.Э. и др. Основы информатики: Учебное пособие для вузов / Аладьев В.Э., Хунт Ю.Я., Шишков М.Л. – 2-е изд., перераб. и доп., М. : Филинь, 1999. – 543 с.

35. Микляев А. Настольная книга для пользователей IBM PC – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Солон-Р, 1999. – 715 с.

36. Франкен Т., Молявко С. MS DOS 6.0 … для пользователя. – Киев : Торгово- изд. Бюро ВНV, 1993. – 218 с.

37. Ясин Е.Г. Экономическая информация. Что это такое? – М.: Статистика, 1976. – 80 с.

38. Ханинев Б.Т. Кодирование экономической информации в условиях АСПР. – М. : Статистика, 1976. – 63 с.

1.3 Тематический план

Таблица 2 – Тематический план

Наименование темы

Кол-во часов

Лекции

Практические

Лабораторные

СРСП

СРС

Понятие информатики и информации.

2

6

6

Техническое обеспечение ПК

2

6

4

Программное обеспечение ПК

1

3

4

Операционные системы, оболочки, среды

1

2

4

6

4

Сервисные средства. Системы обслуживания

1

1

2

3

4

Текстовые редакторы. Текстовый редактор MS Word

2

4

8

6

6

Табличные процессоры. Табличный процессор Excel

2

4

8

6

6

Продолжение таблицы 2

Базы данных. СУБД Access

2

3

5

6

6

Графические редакторы

1

1

2

Компьютерные сети

1

2

3

2

Информационная безопасность. Основы защиты информации

1

1

Всего (часов)

15

15

30

45

45

1.4 Компоненты курса

Распределение весовых долей по видам контроля

1. Текущий контроль 0,4

2. Экзамен 0,6

Таблица 3 - Распределение баллов текущей успеваемости по видам контроля

Формы контроля

Баллы

Р1

Р2

Текущий контроль:

80

80

1 Своевременное выполнение и защита лабораторных работ

28

32

2 Своевременное выполнение и защита практических работ

7

8

3 Посещение лекционных занятий и качественное ведение конспектов лекций

7

8

4 Своевременное выполнение заданий на самостоятельную работу студента с преподавателем

20

14

5 Своевременное выполнение и защита заданий на самостоятельную работу

18

18

Рубежный контроль:

20

20

Всего:

100

100

1.4.1 Тезисы лекционных занятий

Тема 1 Понятие информатики и информации

Введение. Общие сведения об информатике. Понятие информации. Свойства информации, ее классификация и единицы измерения. Основные операции с данными. Типы структур данных. Способы измерения информации. Системы счисления. Системы кодирования информации.

Тема 2 Техническое обеспечение ПК

История развития вычислительной техники. Структура ПК. Модульность технического и программного обеспечения. Системный блок, дисплей, клавиатура, манипулятор – мышь, принтер. Характеристики типового комплекта ПК. Структура памяти. Периферийные устройства (плоттер, стример, сканер, ризограф, звуковая карта, сетевой адаптер, и др. их назначение и характеристики.

Тема 3 Программное обеспечение ПК

Состав программного обеспечения. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы представления алгоритмов. Структурные схемы алгоритмов: линейная, разветвление, циклическая. Языки программирования и их классификация. Методы программирования. Структурное программирование. Модульное программирование. Объектно-ориентированное программирование.

Тема 4 Операционные системы, оболочки, среды

Назначение и состав операционных систем, оболочек и сред. Понятие файла, имени файла. Понятие каталога, маршрута файлов. Операции над файлами и каталогами. Операционная система WINDOWS. Программа по управлению файлами и каталогами - Проводник. Настройка операционной системы.

Тема 5 Сервисные средства. Системы обслуживания

Системы машинного перевода, системы электронного архива, средства обработки графической информации, средства разработки мультимедиа-приложений. Системы обслуживания: программы архивации, программы обслуживания диска, антивирусные средства.

Тема 6 Текстовые редакторы. Текстовый редактор MS Word

Текстовые редакторы. Интерфейс Word. Просмотр и редактирование документа. Форматирование текста. Работа с таблицами. Графика в Word. Автоматизация подготовки больших документов.

Тема 7 Табличные процессоры. Табличный процессор Excel

Табличные процессоры. Интерфейс Excel. Типы адресаций и их назначение. Операции форматирования. Функции и их применение при решении различных задач. Построение диаграмм. Связывание листов и консолидация. Базы данных в Excel. Сортировка, фильтрация данных. Получение промежуточных итогов.

Тема 8 Базы данных. Система управления базами данных Access

База данных. Реляционные, иерархические и сетевые модели данных. Операции над базами данных. Понятие о системе управления базами данных. Объекты базы данных Access. Типы данных, виды связей. Запросы и их типы. Формы и их назначение. Отчеты. Автоформы и автоотчеты.

Тема 9 Компьютерные сети

Общие сведения о сетях. Глобальные и локальные вычислительные сети. Региональные, корпоративные сетевые технологии. Основные элементы ЛВС. Среда передачи информации. Топология локальной вычислительной сети. Протоколы. Сравнительные характеристики. INTERNET – общие сведения. Службы Интернет – электронная почта, телеконференции, поисковые системы.

Тема 10 Информационная безопасность. Основы защиты информации

Информационная безопасность и ее составляющие. Проблемы и угрозы информационной безопасности и мировом сообществе. Защита от несанкционированного доступа. Методы защиты информации. Антивирусные программы. Защита пользователя от вредного воздействия ПК.

1.4.2 Перечень лабораторных работ

Л1 - Оболочка операционной системы MS DOS Norton Commander

Работа с панелями. Верхнее меню. Создание файлов и каталогов в оболочке NC.

Л2 - Работа с файлами и каталогами в NC

Копирование, перемещение, переименование, удаление файлов и каталогов.

Л3 - Операционная система Windows . Работа в программе Проводник

Рабочий стол. Панель задач. Файл. Папка. Ярлык. Основные операции с файлами и каталогами в программе Проводник.

Л4 - Поиск файлов и папок

Поиск файлов. Параметры поиска. Дополнительные возможности поиска файлов и папок.

Л5 - Стандартные приложения Windows

Программа Блокнот. WordPad. Графический редактор Paint.

Л6 - Сервисные средства обслуживания в Windows

Дефрагментация. Архивация. Проверка диска. Форматирование диска.

Л7 - Текстовый редактор MS Word . Форматирование шрифтов и абзацев

Оформление научного доклада с применением всех элементов форматирования шрифтов, абзацев.

Л8 - Автоматизированные списки в табличном редакторе Word

Применение автоматизированных списков в документах Word. Маркированные, нумерованные, многоуровневые списки.

Л9 - Работа с таблицами в Word

Работа с таблицами в текстовом редакторе. Форматирование таблиц. Редактирование таблиц.

Л10 - Вычисления в таблицах Word

Использование формул в таблице. Стандартные функции.

Л11 - Работа со стилями в текстовом редакторе Word

Применение стилевого оформления. Шаблоны.

Л12 - Работа с графикой

Применение кадра и иллюстраций в оформлении документов.

Л13 - Построение диаграмм в текстовом редакторе Word

Построение, редактирование, форматирование диаграмм в текстовом процессоре Word.

Л14 - Математические формулы

Создание математических формул.

Л15 - Применение электронных таблиц Microsoft Excel в вычислениях

Действия над данными столбцов и строк. Типы данных: текст, число, формула.

Л16 - Виды адресации в MS Excel . Использование функций

Типы данных, абсолютная и относительная адресация. Стандартные функции Excel.

Л17 - Форматирование данных в MS Excel

Формат ячейки. Границы и заливка. Числовой, процентный, денежный формат. Формат Дата и Время.

Л18 - Построение диаграмм

Деловая графика в табличном процессоре.

Л19 - Логические функции

Применение логических функций ЕСЛИ, И, ИЛИ, НЕ в расчетах.

Л20 - Финансовые функции. Подбор параметра

Аппарат подбора параметра. Расчет будущей стоимости вклада, текущей стоимости вклада, процентной ставки и периода капиталовложения.

Л21 - Работа с базами данных в Microsoft Excel . Сортировка и фильтрация

Создание и работа с простейшей базой данных (БД) в табличном процессоре. Сортировка, модификация БД, организация простейших запросов. (Автофильтр, Расширенный фильтр).

Л22 - Составление консолидированных отчетов. Ввод промежуточных итогов. Сводные таблицы

Связывание рабочих листов, консолидация таблиц. Создание, редактирование, форматирование сводной таблицы. Построение диаграммы по данным сводной таблицы.

Л23 - Создание базы данных, ввод и редактирование данных

Создание таблиц. Режим таблицы. Режим конструктора.

Л24 - Связывание таблиц. Сортировка и фильтрация данных

Связывание таблиц. Сортировка, фильтрация данных, расширенный фильтр.

Л25 - Разработка пользовательских форм

Формы в СУБД. Создание и модификация форм.

Л26 - Создание запросов при работе с базами данных

Создание запросов различного типа. Запрос на выборку. Запрос с параметром. Перекрестный запрос. Итоговый запрос.

Л27 - Создание отчетов. Создание вычисляемых полей

Отчеты в СУБД создание и модификация отчетов для выдачи на печать.

Л28 - Основы работы в графическом редакторе PhotoShop

Основы композиции. Текстовые эффекты. Имитация объема в PhotoShop. Фотомонтаж.

Л29 - Локальные сети

Настройка сети. Установка доступа к файлам и папкам, подключение сетевого диска и поиск информации на нем.

Л30 - Глобальные сети

Работа в мировой глобальной сети INTERNET, работа с электронной почтой.

1.4.3 Перечень практических работ

ПР1 - Оболочка операционной системы MS Dos – Norton Commander

Создание файлов и каталогов в оболочке NC. Копирование, перемещение, переименование, удаление файлов и каталогов.

ПР2 - Операционная система Windows . Работа в программе Проводник. Поиск файлов и папок

Основные операции с файлами и каталогами в программе Проводник. Поиск файлов. Параметры поиска. Дополнительные возможности поиска

ПР3 - Стандартные приложения Windows . Сервисные средства обслуживания

Программа Блокнот. WordPad. Графический редактор Paint. Дефрагментация. Архивация. Проверка диска. Форматирование диска.

ПР4 - Основы создания простых документов в текстовом редакторе MS Word

Оформление научного доклада с применением всех элементов форматирования шрифтов, абзацев. Применение автоматизированных списков в документах Word.

ПР5 - Создание и форматирование таблиц в документах MS Word . Вычисления в таблицах

Работа с таблицами в текстовом редакторе. Форматирование таблиц. Редактирование таблиц. Использование формул в таблице

ПР6 - Работа со стилями и графикой в текстовом редакторе Word

Применение стилевого оформления. Шаблоны. Графика.

ПР7 - Построение диаграмм в текстовом редакторе Word. Математические формулы

Построение, редактирование, форматирование диаграмм в текстовом процессоре Word. Создание математических формул.

ПР8 - Основные приемы работы с электронными таблицами. Ввод формул. Мастер функций

Типы данных, абсолютная и относительная адресация. Стандартные функции Excel.

ПР9 - Форматирование данных в электронных таблицах. Построение диаграмм

Формат ячейки. Границы и заливка. Числовой, процентный, денежный формат. Формат Дата и Время. Деловая графика в табличном процессоре.

ПР10 - Применение функций Excel в решении задач

Статистические, финансовые, логические функции.

ПР11 - Отбор данных в электронных таблицах. Автоматическое подведение итогов. Консолидация данных. Сводные таблицы

Сортировка, модификация БД, организация простейших запросов. (Автофильтр, Расширенный фильтр). Подведение промежуточных итогов. Связывание рабочих листов, консолидация таблиц. Создание, редактирование, форматирование сводной таблицы.

ПР12 - Создание таблиц базы данных, ввод и редактирование данных

Создание таблиц. Режим таблицы. Режим конструктора. Связывание таблиц.

ПР13 - Разработка форм, отчетов и запросов для однотабличной БД

Создание и модификация форм. Создание и модификация отчетов.

ПР14 - Разработка многотабличных отчетов и запросов. Создание элементов управления.

Создание кнопочных форм в СУБД.

ПР15 - Основы работы в графическом редакторе PhotoShop

Основы композиции. Текстовые эффекты. Имитация объема в PhotoShop. Фотомонтаж.

1.4.4 Перечень видов самостоятельной работы студента с преподавателем

СРСП1 – Подготовка к коллоквиуму

Тема: «Понятие информатики и информации»

СРСП2 – Выполнение практического задания

Тема: «Системы счисления»

СРСП3 – Подготовка к коллоквиуму

Тема: «Техническое обеспечение ПК»

СРСП4 – Выполнение тестовых заданий

Тема: «Техническое обеспечение ПК»

СРСП5 – Подготовка к коллоквиуму

Тема: «Программное обеспечение ПК»

СРСП6 – Выполнение практического задания

Тема: «Операционные системы. Norton Commander»

СРСП7 – Выполнение практического задания

Тема: «Операционные системы. Работа в программе Проводник»

СРСП8 – Выполнение тестовых заданий

Тема: «Операционные системы. Служебные программы»

СРСП9 – Выполнение практического задания

Тема: «Работа в текстовом редакторе Microsoft Word»

СРСП10 – Выполнение тестовых заданий

Тема: «Работа в текстовом редакторе Microsoft Word»

СРСП11 – Выполнение практического задания

Тема: «Работа в табличном процессоре Microsoft Excel»

СРСП12 – Выполнение тестовых заданий

Тема: «Работа в табличном процессоре Microsoft Excel»

СРСП13 – Выполнение практического задания

Тема: «Работа в СУБД Microsoft Access»

СРСП14 – Выполнение тестовых заданий

Тема: «Базы данных. СУБД Microsoft Access»

СРСП15 – Выполнение тестовых заданий

Тема: «Компьютерные сети»

1.4.5 Перечень видов самостоятельной работы студента

СРС1 - Работа в операционной системе MS DOS

СРС2 - Работа в текстовом редакторе MS WORD

СРС3 – Работа с формами в Microsoft Word

СРС 4 - Построение графиков функций в Excel

СРС 5 - Работа с базами данных в Excel

СРС 6 - Работа с базами данных в СУБД Access

1.5 Календарный график контрольных мероприятий

Таблица 4 - Календарный график контрольных мероприятий

1 РЕЙТИНГ

Итого баллов

Недели

1

2

3

4

5

6

7

Максимальный балл, в том числе по видам контроля:

8

11

14

11

14

8

34

100

Текущий

80

1Своевременное выполнение и защита лабораторных работ

Л1

2

Л2

2

Л3

2

Л4

2

Л5

2

Л6

2

Л7

2

Л8

2

Л9

2

Л10

2

Л11

2

Л12

2

Л13

2

Л14

2

28

2Своевременное выполнение и защита практических работ

П1

1

П2

1

П3

1

П4

1

П5

1

П6

1

П7

1

7

3 Посещение учебных занятий и качественное ведение конспектов лекций

К1

1

К2

1

К3

1

К4

1

К5

1

К6

1

К7

1

7

4 Своевременное выполнение заданий на самостоятельную работу студента с преподавателем

СРСП1

2

СРСП2

5

СРСП3

2

СРСП4

5

СРСП5

2

СРСП6

2

СРСП7

2

20

Продолжение таблицы 4

5 Своевременное выполнение и защита заданий на самостоятельную работу

СРС1

6

СРС2

6

СРС3

6

18

Рубежный контроль

РК1 20

20

2 РЕЙТИНГ

Итого баллов

Недели

8

9

10

11

12

13

14

15

Максимальный балл, в том числе по видам контроля:

8,5

6,5

14,5

6,5

14,5

6,5

14,5

28,5

100

Текущий

80

1Своевременное выполнение и защита лабораторных работ

Л15

2

Л16

2

Л17

2

Л8

2

Л19

2

Л20

2

Л21

2

Л22

2

Л23

2

Л24

2

Л25

2

Л26

2

Л27

2

Л28

2

Л29

2

Л30

2

32

2Своевременное выполнение и защита практических работ

П8

1

П9

1

П10

1

П11

1

П12

1

П13

1

П14

1

П15

1

8

3 Посещение учебных занятий и качественное ведение конспектов лекций

К8

1

К9

1

К10

1

К11

1

К12

1

К13

1

К14

1

К15

1

8

Продолжение таблицы 4

4 Своевременное выполнение заданий на самостоятельную работу студента с преподавателем

СРСП8

2,5

СРСП9

0,5

СРСП10

2,5

СРСП11

0,5

СРСП12

2,5

СРСП13

0,5

СРСП14

2,5

СРСП15

2,5

14

5Своевременное выполнение и защита заданий на самостоятельную работу

СРС4

6

СРС5

6

СРС6

6

18

Рубежный контроль

РК2

20

20

Виды контроля: Л - лабораторная работа, П – практическая работа, К – конспект лекций и посещение лекционного занятия, СРС– самостоятельная работа студента, СРСП – самостоятельная работа студента с преподавателем, РК – рубежный контроль.

1.6 Политика курса

Курс «Информатика» является практическим курсом. Поэтому обязательным условием является выполнение всех практических, лабораторных, самостоятельных заданий, которые и составляют основной вид текущего контроля.

Таблица 5 - Критерии выставления оценок по видам контроля

Вид контроля

Оценка знаний

(в баллах)

Своевременное выполнение и защита лабораторной работы

2

Правильность выполнения

1

Самостоятельность в ходе работы

0,5

Своевременность сдачи

0,5

Своевременное выполнение и защита практической работы

1

Правильность выполнения

0,5

Своевременность сдачи

0,5

Посещение учебных занятий и качественное ведение конспектов лекций

1

Рубежный контроль

20

40% правильно выполненного задания

8

60% правильно выполненного задания

12

80% правильно выполненного задания

16

100% правильно выполненного задания

20

Экзамен

100

Полученные практические навыки работы на персональном компьютере оцениваются правильностью выполнения самостоятельных заданий по дисциплине. Посещение занятий является обязательным. Уважительные причины пропуска занятий не освобождают студента от выполнения всего комплекса практических, лабораторных и самостоятельных работ.

В случае опоздания студента на занятие по дисциплине «Информатика» более, чем на 5 минут, студент не допускается к занятию.

За любые нарушения правил поведения на занятиях устанавливаются штрафные санкции — вычитается 5 баллов за одно занятие!

Все аудиторное время будет поделено на лекции, выполнение лабораторных, практических работ и заданий СРСП. Подготовка к каждому занятию обязательна, также как и прочтение всего заданного материала. Ваша подготовка будет проверяться контрольными работами, тестами и заданиями рубежного контроля.

Самостоятельная работа должна быть выполнена соответственно вашему варианту, иначе работа не будет зачтена. Вариант задания указывает преподаватель.

Каждое задание выполняется в отдельном файле или папке и называется по формату – СРС 1_ФИО, СРС 2_ФИО и т.д. Оформленные файлы выполненных заданий СРС записываются на гибкий диск, который сдается преподавателю в соответствии с календарным графиком контрольных мероприятий.

Все задания должны выполняться к установленному времени. Задания, выполненные с опозданием, будут автоматически оцениваться ниже. Списывание на любом из видов контроля, а также на экзамене запрещено. Штрафные санкции составят в этом случае 80% от балла за данный вид контроля.

Если в силу каких-либо причин вы отсутствовали во время проведения контрольного мероприятия, вам предоставляется возможность пройти его на консультациях преподавателя в течении одной последующей недели в соответствии с установленным графиком.

В семестре предусмотрены два рубежных контроля в виде компьютерного тестирования. Тестирование (всего 300 вопросов, в одном тестовом задании 30 вопросов) будет проводиться по материалу соответствующего блока.

Семестровый рейтинг рассчитывается по формуле:

,

где Р1 – рейтинг 1

Р2 – рейтинг2

Итоговый экзамен будет проводиться в форме теста.

Итоговый рейтинг по дисциплине в баллах определяется по формуле:

И=СР*0,4+Э*0,6,

где СР – семестровый рейтинг, Э – количество баллов, полученных на экзамене

Таблица 6 - Итоговая оценка знаний обучающихся

Итоговая оценка в баллах (И)

Цифровой эквивалент баллов (Ц)

Оценка в буквенной системе

Оценка по традиционной системе

Экзамен, дифзачет

зачет

95 - 100

4

A

Отлично

Зачтено

90 - 94

3,67

A-

85 - 89

3,33

B+

Хорошо

80 - 84

3,0

B

75 - 79

2,67

B-

70 - 74

2,33

C+

Удовлетворительно

65 – 69

2,0

C

60 – 64

1,67

C-

55 – 59

1,33

D+

50 – 54

1,0

D

0 - 49

0

F

Не удовлетворительно

Не зачтено

2 Учебно-методический комплекс

Тема 1 Понятие информатики и информации

Цель: Уяснить основные понятия информатики; изучить роль информации и информационных технологий в современном обществе.

Информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Информация является динамическим объектом, образующимся в ходе информационного процесса.

Информатика — это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Предмет информатики составляют следующие понятия:

- Аппаратное обеспечение средств вычислительной техники

- Программное обеспечение

- Средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения (интерфейс)

- Средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами (пользовательский интерфейс).

Информационные технологии – это машинизированные способы обработки информации, которые реализуются посредством автоматизированных информационных систем (АИС) с целью создания продукта или услуги.

Функциональное назначение информационных технологий – переработка информации с помощью ЭВМ и выработка новых знаний, соотнесенная с целями пользователей, то есть информационные технологии – это средство превращения знаний в информационный ресурс общества.

Информационное общество имеет следующие основные признаки:

1 Большинство работающих в информационном обществе (около 80%) занято в информационной сфере, Т.е. сфере производства информации и информационных услуг.

2 Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможности доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах).

3 Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Информатизация - необходимое условие научно-технического, социального, экономического и политического прогресса в обществе. Неизбежность информатизации обусловлена следующими причинами:

- беспрецедентным усложнением социально-экономических процессов в результате увеличения масштабов и темпов общественного производства, углубления разделения труда и его специализации в научно-технической революции;

- повышением степени самоуправления предприятий, территорий, регионов.

Для информационного общества характерно обеспечение требуемой степени информированности всех его членов, возрастание объема и уровня информационных услуг, предоставляемых пользователю. Информационное общество в теоретическом аспекте характеризуется высокоразвитой информационной сферой, которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передачи и накоплению информации.

Информация обладает следующими свойствами: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность.

Объективность и субъективность информации. Это понятие является относительным. Более объективной принято считать ту информацию, в которой методы вносят меньший субъективный элемент.

Полнота информации. Характеризует качество и определяет достаточность данных для принятия решений.

Достоверность. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются полезными — всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов. Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации достаточно высока.

Адекватность — это степень соответствию реальному объективному состоянию дела.

Доступность — мера возможности получить информацию.

Актуальность — это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Все многообразие окружающей нас информации можно сгруппировать по различным признакам.

По признаку «область возникновения» информация делится на:

- элементарную - отражает процессы и явления неодушевленной природы;

- биологическую - отражает процессы растительного и животного мира;

- социальную - отражает процессы человеческого общества.

По способу передачи и восприятия различают информацию:

- визуальную – передается видимыми образами и символами;

- аудиальную – передается звуками;

- тактильную – передается ощущениями;

- органо – лептическую – передается запахами и вкусом;

- машинную – выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.

По уровню сложности информация делится на:

- сигнал;

- сообщение, документ;

- информационный массив;

- информационный ресурс.

По уровням доступа и организации информации:

- данные в регистровой памяти;

- данные в оперативной памяти;

- файлы данных на внешних носителях;

- базы данных.

По способам кодирования и представления:

- цифровая;

- символьная;

- графическая.

По организации данных:

- табличная;

- текстовая;

- графическая.

В информатике рассматривают две формы представления информации:

- аналоговую (непрерывную) - температура тела; мелодия, извлекаемая на скрипке, когда смычок не отрывается от струн и не останавливается; движение автомобиля;

- дискретную (прерывистую, цифровую) - времена года, точка и тире в азбуке Морзе.

Данные — это зарегистрированные сигналы. Данные преобразуются, транспортируются и потребляются с помощью методов. В ходе информационного процесса данные преобразуются из одного вида в другой с помощью методов. Основные операции с данными:

Сбор данных — накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений;

Формализация данных — приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, то есть повысить их уровень доступности;

Фильтрация данных — отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений

Сортировка данных — упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования;

Архивация данных — организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме;

Защита данных — комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных;

Транспортировка данных — прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса; при этом источник данных — сервер, потребитель — клиент;

Преобразование данных — перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую.

Данные различаются типами, что связано с различиями в физической природе сигналов, при регистрации которых образовались данные. В качестве средства хранения и транспортировки данных используют носители данных.

Для автоматизации работы с данными, относящимися к различным типам, требуется унифицировать их форму представления — для этого обычно используется прием кодирования, то есть выражение данных одного типа через данные другого типа. В вычислительной технике существует система двоичного кодирования, которая основана на представлении данных последовательностью двух знаков: 0 и 1, которые называются битами. То есть наименьшая единица системы представления данных двоичного кодирования.

Существует три основных типа структур данных: линейная, иерархическая, табличная.

Линейные структуры данных (списки) — это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента однозначно определяется его номером.

Табличные структуры (матрицы) — это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента определяется номером строки и номером столбца, на пересечении которых находится ячейка, содержащая искомый элемент.

В иерархической структуре адрес каждого элемента определяется путем доступа, ведущим от вершины структуры к данному элементу.

Наименьшей единицей измерения данных является байт.

Используются также более крупные производные единицы информации:

Килобайт (Кбайт) = 1024 байт

Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт

Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт

Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт

Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт

Экзобайт = 1018 байт

Код – совокупность знаков, символов и правил представления информации.

В частности, можно различать двоичный и троичный код. Алфавит первого ограничен двумя символами (0, 1), а второго - тремя символами (-1, 0, +1). Рассмотрим перечень наиболее известных кодов, некоторые из них использовались первоначально для связи, кодирования данных, а затем для представления информации в ЭВМ:

- код Бодо - 5-разрядный код, бывший в прошлом европейским стандартом для телеграфной связи;

- ASCII - стандартный 7-битовый код для передачи данных, поддерживает 128 символов, включающих заглавные и строчные символы латиницы, цифры, специальные значки и управляющие символы. Этот код, к которому были добавлены некоторые национальные символы (10 бинарных комбинаций), был принят Международной организацией по стандартизации (ISO) как стандарт ISO- 7;

- EBCDIC - 8-разрядный код, предложенный фирмой IBM для машин серий IВM/360-375 (внутреннее представление данных в памяти), а затем распространившийся и на системы других производителей;

- ASCII-8 - 8-разрядный код, принятый для внутреннего и внешнего представления данных в вычислительных системах. Включает стандартную часть (128 символов) и национальную (128 символов). Соответственно в зависимости от национальной части, кодовые таблицы различаются;

- код Холлерита, предложенный для ПК (1913 г.), затем использовавшийся для кодирования информации перед вводом в ЭВМ с перфокарт.

Одним из «последних слов» в процессе развития систем символьного кодирования является универсальный код UNICODE - стандарт 16-разрядноrо кодирования символов.

Наиболее естественный способ представления числа в компьютерной системе заключается в использовании строки битов, называемой двоичным числом – числом в двоичной системе счисления.

Система счисления – это способ именования и изображения чисел с помощью символов, имеющих определенные количественные значения. В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.

В непозиционной системе цифры не меняют своего количественного значения при изменении их расположения в числе. В позиционной системе счисления количественное значение каждой цифры зависит от ее места (позиции) в числе.

Основание системы счисления – это количество различных цифр, используемых для изображения числа в позиционной системе счисления.

Двоичная система счисления имеет основание 2 и использует для представления информации две цифры: 0 и 1.

Для перевода целого числа из десятичной в двоичную систему счисления необходимо это число делить на двойку. Если поделилось без остатка, то пишем 0; если с остатком 1, то пишем 1. Это будет последняя цифра в записи числа. Например:

25 - 24 = 1 (остаток 1)

25/2 = 12

12 - 12 = 0 (остаток 0)

12/2 = 6

6 - 6 = 0 (остаток 0)

6/2 = 3

3 - 2 = 1 (остаток 1)

3/2 = 1 (остаток от деления числа 25 на 2) - это и будет первая цифра в записи числа 25 в двоичной системе.

То есть 2510 = 110012

Для перевода целого числа из двоичной системы в десятичную необходимо цифры умножать на двойку в степени номера позиции (номер позиции начинается с нуля и нумеруется справа налево).

Например:

43210 - номера позиции цифр в числе - они являются степенями двойки.

СРСП 1 - Понятие информатики и информации

Подготовьте (устно) ответы на следующие вопросы:

1 История появления термина Информатика. Цели и задачи информатики.

2 Что общего и в чем различие информатики и кибернетики?

3 Какова структура современной науки информатика?

4 К каким наукам относится информатика – к естественным или техническим?

5 Информатизация общества. Ее социальные последствия.

6 Почему компьютеризация хотя и является важным шагом к информационному обществу, но еще не делает его таковым?

7 Какая форма представления информации – непрерывная или дискретная – приемлема для компьютеров и почему?

8 В чем преимущество дискретного представления информации?

9 Может ли человек передать информацию машине? Каким образом? А наоборот?

10 Как определяется понятие энтропии? Как она связана с информацией?

11 Что такое кодирование информации?

12 Какой код используется для кодирования букв латинского алфавита буквами персонального компьютера?

13 Как кодируется графическая информация, если изображение черно-белое (цветное)?

Осн.: [2],[3],[6],[7][9, cтр. 11 - 34]

Доп.: [37],[38]

СРСП 2 - Системы счисления

В представленной таблице во второй, третьей и четвертой колонках записаны числа в системе счисления, основание которой приведено в верхней части колонки. Необходимо в тетради для практических и лабораторных работ указать тройки порядковых номеров чисел-«близнецов». Числа-«близнецы» - числа, записанные в разных системах счисления и обозначающие одно и то же количество, например (5)10 =(101)2 . Ответ записывать в форме: 1-7-5, 2-6-3 и т.д.

Таблица 7 - Вариант 1 Таблица 8 - Вариант 2

Основание системы счисления

Основание системы счисления

10

2

4

10

2

8

1

14

10011

221

1

21

101000

36

2

30

11011

32

2

37

101101

27

3

25

11110

21

3

15

11111

25

4

41

101111

233

4

40

100101

13

5

19

101001

121

5

30

10111

37

6

35

1100

123

6

45

11110

45

7

47

1110

203

7

19

1011

23

8

12

1001

30

8

11

10101

17

9

27

11001

103

9

31

10011

50

10

9

100011

132

10

23

1111

55

Таблица 9 - Вариант 3 Таблица 10 - Вариант 2

Основание системы счисления

Основание системы счисления

10

2

16

10

4

8

1

22

101000

1B

1

39

113

51

2

35

10001

2D

2

30

213

33

3

40

11110

16

3

48

32

15

4

17

101111

1E

4

14

123

27

5

45

10110

2F

5

41

300

36

6

30

100111

D

6

33

111

16

7

13

11011

11

7

23

201

25

8

27

100011

27

8

13

31

60

9

39

1101

28

9

21

21

47

10

47

101101

23

10

27

132

41

Таблица 11 - Вариант 5 Таблица 12 - Вариант 6

Основание системы счисления

Основание системы счисления

10

4

16

10

8

16

1

2

3

4

1

2

3

4

1

49

211

1C

1

17

27

31

2

37

111

2D

2

30

54

11

3

21

301

20

3

24

36

17

Продолжение таблицы 11 Продолжение таблицы 12

1

2

3

4

1

2

3

4

4

28

130

29

4

49

23

21

5

45

221

25

5

19

61

27

6

41

103

17

6

33

41

1F

7

19

200

31

7

23

30

1E

8

32

113

1B

8

42

47

18

9

23

231

13

9

39

37

13

10

27

123

15

10

31

21

2A

Таблица 13 - Вариант 7 Таблица 14 - Вариант 8

Основание системы счисления

Основание системы счисления

2

4

8

2

4

16

1

100001

222

61

1

10101

123

29

2

11001

33

31

2

100011

121

23

3

1100

201

34

3

101110

203

19

4

101010

111

17

4

10011

301

13

5

10011

103

52

5

11011

212

15

6

100111

301

25

6

100110

232

26

7

1111

30

41

7

1101

221

D

8

110001

130

47

8

11001

111

2E

9

11100

213

14

9

101001

31

31

10

10101

121

23

10

110001

103

1B

Таблица 15 - Вариант 9 Таблица 16 - Вариант 10

Основание системы счисления

Основание системы счисления

2

8

16

4

8

16

1

1110

43

9

1

113

51

1B

2

101011

46

18

2

213

33

15

3

100011

11

23

3

32

15

17

4

11011

54

1E

4

123

27

D

5

1001

33

11

5

300

36

30

6

101001

21

26

6

111

16

21

7

10100

53

1B

7

201

25

29

8

101100

16

2C

8

31

60

E

9

10001

24

29

9

21

47

1E

10

100110

51

2B

10

132

41

27

Таблица 17 - Вариант 11 Таблица 18 - Вариант 12

Основание системы счисления

Основание системы счисления

10

2

4

2

4

16

1

21

100001

222

1

10101

123

29

2

33

11001

33

2

100011

121

23

3

42

1100

201

3

101110

203

19

4

25

101010

111

4

10011

301

13

5

12

10011

103

5

11011

212

15

6

19

100111

301

6

100110

232

26

7

28

1111

30

7

1101

221

D

8

39

110001

130

8

11001

111

2E

9

15

11100

213

9

101001

31

31

10

49

10101

121

10

110001

103

1B

Таблица 19 - Вариант 13 Таблица 20 - Вариант 14

Основание системы счисления

Основание системы счисления

10

2

8

2

8

16

1

17

1110

43

1

1110

43

9

2

35

101011

46

2

101011

46

18

3

27

100011

11

3

100011

11

23

4

44

11011

54

4

11011

54

1E

5

14

1001

33

5

1001

33

11

6

38

101001

21

6

101001

21

26

7

9

10100

53

7

10100

53

1B

8

43

101100

16

8

101100

16

2C

9

24

10001

24

9

10001

24

29

10

41

100110

51

10

100110

51

2B

Таблица 21 - Вариант 15 Таблица 22 - Вариант 16

Основание системы счисления

Основание системы счисления

10

4

8

2

4

8

1

2

3

4

1

2

3

4

1

39

113

51

1

100001

222

61

2

30

213

33

2

11001

33

31

3

23

32

15

3

1100

201

34

Продолжение таблицы 21 Продолжение таблицы 22

1

2

3

4

1

2

3

4

4

14

123

27

4

101010

111

17

5

27

300

36

5

10011

103

52

6

48

111

16

6

100111

301

25

7

21

201

25

7

1111

30

41

8

33

31

60

8

110001

130

47

9

13

21

47

9

11100

213

14

10

41

132

41

10

10101

121

23

Таблица 23 - Вариант 17 Таблица 24 - Вариант 18

Основание системы счисления

Основание системы счисления

4

8

16

10

2

16

1

222

61

2A

1

15

10111

9

2

33

31

31

2

52

1100

34

3

201

34

19

3

17

110100

2B

4

111

17

1C

4

43

101001

29

5

103

52

F

5

100

1111

F

6

301

25