Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов Махачкала 2011

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров

Кафедра педагогики и методики начального обучения

Здоровьесберегающая деятельность учителя с первоклассниками в соответствии со стандартами образования

второго поколения

Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов

Махачкала – 2011

Составитель:

Маммаева П.Х., доцент кафедры педагогики и методики начального обучения ДИПКПК, кандидат биологических наук, отличник просвещения СССР.

Рецензенты:

Идрисова З.И., зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии ДИПКПК, кандидат педагогических наук;

Гаприндашвили О.Б., старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии ДИПКПК;

Галимова А.А., воспитатель ЦРР – детский сад № 70 г. Махачкалы, заслуженный учитель Республики Дагестан.

В работе приводятся особенности обучения первоклассников согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. Учителю, принимающему первый класс с внедрением новых стандартов образования в образовательный процесс, предлагаются данные педагогов и психологов, посвятивших свою деятельность особенностям обучения детей 6,5 – 7 лет. Соблюдение требований ученых-методистов соответственно результатам научных исследований возрастных и психофизиологических особенностей первоклассников поможет учителю организовать учебно-воспитательный процесс, способствующий личностному развитию детей и сохранению их здоровья.

Оглавление

стр.

Введение 4

1. Требования к организации рабочего места 6

2. Требования к учебным доскам 6

3. Требования к организации учебного процесса 7

4. Требования к готовности дошкольников к школьному обучению 10

5. Психологическая диагностика готовности ребенка к школе 16

6. Педагогическая диагностика детей к школе и методические

рекомендации по преодолению выявленных трудностей 18

7. Меры, позволяющие включению ребенка в школьную жизнь

с наименьшим для него ущербом 20

8. Особенности функционального развития первоклассников 24

9. Заключение 30

10. Использованная литература 31

Здоровьесберегающая деятельность учителя с первоклассниками в соответствии со стандартами образования второго поколения.

Введение.

Среди требований к результатам освоения Основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование у него здорового образа жизни называются главными. Требований к условиям реализации образовательных стандартов в начальной школе, способствующих сохранению и укреплению здоровья младшего школьника, в документах стандартов образования второго поколения приводится много. Они подробно изложены в «Гигиенических требованиях к условиям реализации стандартов образования в школе» (7).

Предлагаемая читателю работа посвящена изложению тех требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, которые предъявляются учителю первоклассников независимо от того, где он будет осуществлять свою профессиональную деятельность в пределах Российской Федерации.

Седьмой год жизни детей относится к переходным («кризисным») возрастным периодам. Такие периоды характеризуются особенно быстрыми изменениями как в физическом, так и психическом развитии. У первоклассников происходит глубокое осмысление своего нового социального положения и закладываются переживания, на многие годы определяющие их отношения к учению, взаимодействию с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.

Основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются дети при поступлении в школу, таковы:

а) характер взаимодействия учителя с детьми, как правило, резко отличается от привычного домашнего и даже «детсадовского»: число запретов и предписаний резко возрастает, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится значительно менее терпимым;

б) появляется особое учебное содержание, от усвоения которого зависит социальный статус, а, следовательно, и самооценка ребенка; это предполагает значительно большую ответственность ребенка перед лицом взрослых (учителей и родителей);

в) фронтальные формы организации учебного процесса требуют от детей большого напряжения и концентрации внимания. У ребенка часто отсутствует интерес к таким занятиям, многие действия он совершает по требованию учителя, а не по собственному желанию. Это приводит к повышению утомляемости и эмоциональному дискомфорту детей;

г) новый, непривычный распорядок дня и изменившиеся отношения со сверстниками и старшими детьми усугубляют эту ситуацию.

Предлагаемая работа поможет учителю начальных классов организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с возрастными закономерностями развития первоклассников. В работе собраны сведения о требованиях к организации учебного места ребенка первого года обучения, учебного процесса с ним, с учетом его готовности и неготовности к школьному обучению. Учителю даны рекомендации, позволяющие включить первоклассника в школьную жизнь с наименьшими для него негативными последствиями.

1. Требования к организации ученического рабочего места.

Организация рабочего места должна обеспечивать рабочую позу учащегося:

- голова держится прямо или слегка наклонена вперед;

- корпус имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты);

- руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

- ноги согнуты под прямым или несколько большим (100-110 градусов) углом с опорой на пол или подножку парты;

- расстояние от глаз учащихся до рабочей плоскости парты соответствует длине предплечья и кисти с выпрямленными пальцами.

В классной комнате оборудованной партами, в конце каждого из 3-х рядов устанавливают по 2 конторки. Они могут быть установлены дополнительно и вдоль стены, противоположной световой стене. Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы 1150 – 1300 мм (рост учащегося) составляет 750 мм, 1301-1450 мм соответственно – 850 мм, 1451-1600 мм – 950 мм.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7–10 мин. в соответствии с ежедневным графиком чередования учащихся за конторками (7, с.22).

2. Требования к учебным доскам.

Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию (прилипание) с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие (покрытие, которое не блестит).

Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80-90см. Учебные доски оборудуются софитами (осветителями), которые размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м – в сторону класса перед доской (7, с.22).

3. Требования к организации учебного процесса.

Для первых классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Максимально допустимая недельная нагрузка - 20 часов. Обучение в первую смену является обязательным.

В начале учебного года для первоклассников необходимо постепенное увеличение учебной нагрузки: в сентябре-октябре проводят ежедневно по три урока продолжительностью 35 минут каждый, с ноября – четыре 35-минутных урока. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать 20 часов.

Продолжительность урока в 35 минут должна быть сохранена на протяжении всего учебного года.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что занятия по математике, русскому языку, родному языку необходимо проводить на первых-вторых уроках (7, с. 23). Эти предметы следует чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики и т.п.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее – 10 минут, большой перемены (после второго урока) – 15-20 минут. На большой перемене организуют завтрак. После третьего урока проводят динамическую паузу, представляющую собой подвижные игры и спортивные развлечения на свежем воздухе, длительностью не мене 40 минут. В случае плохой погоды динамическую паузу следует проводить в спортивном зале, в другом свободном помещении. В те дни, когда учебным расписанием предусмотрен урок физкультуры, проведение последующего динамического занятия следует строить следующим образом: 20-25 минут – самостоятельная двигательная деятельность детей в виде подвижных игр и занятий, затем в течение 10-15 минут организуют игры средней подвижности (7, с.23).

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью в первом классе составляет не более 4-5 минут.

Наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

Возможны следующие принципы комплектации классов: по возрасту, по степени функциональной готовности к систематическому обучению в школе, по половой принадлежности.

В малокомплектных образовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа учащихся и учителей. Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 1.

Таблица 1.

Наполняемость классов-комплектов

Комплекты классов

Число учащихся

1+3

10-15

1+2

8-10

1+4

8-10

2+3

10-12

2+4

10-15

3+4

10-15

1+2+3

8-10

1 +2+3+4

8-10

Для формирования классов-комплектов предпочтительно объединять учащихся 1-го и 3-го классов, а также 2-го и 4-го классов. Для первоклассников предпочтителен режим «неполного совмещения»: организация первых 2-3-х уроков для первоклассников вне совмещения с уроками для 3-го класса при последующем соединении учащихся 1-го и 3-го классов для однопредметных уроков музыкально-эстетического и физического воспитания, которые проводят с использованием соответствующих возрасту детей методик преподавания каждого предмета.

При совмещении в классе-комплекте учащихся 3-х возрастных групп (учащихся 1, 2 и 3 классов) наиболее благоприятные условия обучения следует создавать для первоклассников: обучение организовать в первую смену (или более раннее начало обучения), первые 2 - 3 урока проводят у первоклассников вне совмещения, а в условиях полного совмещения организуют уроки физкультуры, труда, музыки, изобразительного искусства. Второй перерыв (20 минут) используют для питания детей, третий (20 минут) – для игр на воздухе.

При другом варианте трехсовмещенного режима обучения учащихся в первом классе после 3-го урока организуют 2,5- часовой перерыв для проведения обеда, игр, сна и других мероприятий.

Продолжительность учебного года для первоклассников составляет 33 недели, продолжительность каникул в течение учебного года – 37 дней, летом – не менее 7 недель.

Обучение в первых классах проводят без домашних заданий. Контрольные работы организуются не ранее 25 апреля учебного года. Порядок проведения предлагаемых заданий требует соблюдения ряда условий:

- не следует создавать обстановку экзамена или строгой и ответственной проверки;

- необходима спокойная и доброжелательная атмосфера в классе.

В режиме работы групп продленного дня и школ полного дня должна быть предусмотрена прогулка на свежем воздухе продолжительностью не менее 2 часов с организацией подвижных игр. Для учащихся 1-х классов необходима организация дневного сна продолжительностью 1,5 часа. Дополнительные занятия как по внеклассной работе, так и по разделу «Внеучебная деятельность», в первом классе проводят в форме экскурсий, прогулок. В организации внеучебной деятельности физкультурно-оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки на свежем воздухе.

Уроки физкультуры, продолжительностью 35 минут, проводят не менее 3-х раз в неделю. Их следует проводить в понедельник, среду и пятницу, чередуя с занятиями, требующими статического и интеллектуального напряжения.

Все учащиеся, посещающее школу, должны посещать занятия по физической культуре. В зависимости от состояния здоровья учащихся распределяют на 3 медицинские группы.

К урокам физкультуры учащиеся допускаются при наличии у них спортивной одежды и обуви. Тот, кто проводит уроки физкультуры, должен соблюдать все особые требования, предъявляемые к организации этих уроков (7, с.26-27.)

Физкультурные минутки на уроках не должны превышать 2-3 минут. Во время перемен целесообразна организация централизованных радиофицированных физкультпауз.

Подвижные игры на переменах должны быть не сложными, заранее разученными и умеренно эмоциональными, с учетом возраста, физического развития и степени физической подготовленности учащихся.

Общая продолжительность непрерывной учебной работы в астрономических часах в течение дня (уроки в школе и занятия после школы) – для первоклассников – 2,5 часа, а продолжительность двигательной активности в период школьных занятий – 2 часа, за весь день – 4,5 часа. Ночной сон – не менее 10 часов в сутки. Длительность пребывания за компьютером – не более 15 минут. Превышение этих нормативов учебной нагрузки приводит к нарушению режима дня, отрицательно отражается на состоянии здоровья ребенка.

4. Требования к готовности дошкольников к школьному обучению.

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе – это тот уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. Фактически «неготовые» дети – это «контингент риска»: риска неуспеваемости, риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления (2, с.11).

Неготовые к школе первоклассники нуждаются в особом к ним подходе учителя и особого внимания. Поэтому так важно определить уровень готовности к школе детей еще до начала обучения, чтобы учитывать эти особенности с самых первых дней в школе. Но процесс выявления готовности детей к школьному обучению должен проходить безболезненно для детей, лучше всего, в игровой форме.

К сожалению, при приеме в школу, в процессе обучения часто определяется сформированность у ребенка только предметных навыков (читает, считает и т.д.). Практически такое собеседование превращается в экзамен. Вызывает обеспокоенность то, что такое понимание преемственности может свести задачи дошкольного детства к подготовке будущего ученика. При этом происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа, которые не могут в полной мере создать условия для развития психологических способностей ребенка, обеспечивающих готовность к школьному обучению (15, с.4.).

Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребенком ЗУН, т.е. исключительно на умственное развитие его в ущерб духовно – нравственному воспитанию и личностному развитию (15, с.50.).

Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступны для будущего школьника. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

Под соответствующим руководством педагога в условиях эксперимента дошкольники очень часто демонстрируют поразительные результаты в самых разных областях. Они в состоянии овладеть значительным объемом знаний и сложными умениями. В качестве научных результатов подобные достижения имеют безусловную ценность и определенный смысл. Но это вовсе не означает, что подобные достижения имеют право быть напрямую перенесенными в массовую практику (11, с.97). «Поразившись тому, что ребенок многое может, мы торопимся сказать, что он это должен делать, и закладываем в программы дошкольной подготовки почти школьное содержание» (11, с.98). В результате всего этого, дети могут читать, писать, считать, но имеют скудный сенсорный опыт, не умеют наблюдать, сравнивать, замечать происходящие изменения. Они не управляют своими эмоциями, у них еще нет «обобщения переживания», они не способны осмыслить и принять как свою, учебную задачу, поставленную для них извне взрослыми. В игровой деятельности такие дети больше интересуются отношениями участников игры, не обращая внимания на главное, чему учатся через игру. Общение у них непосредственно, произвольные формы общения не сформированы, они не объективны в самооценке.

Дети с перечисленными признаками неготовности к школе со временем начинают уставать, у них появляются признаки переутомления, от чего формируется нежелание учиться.

Вместе с тем не все родители обеспокоены проблемами подготовки дошкольников к обучению: в сельской местности основная масса детей приходит в школу не подготовленной даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты, в соответствии с возрастом, моторная, эмоционально-волевая, интеллектуальная функции, что делает процесс дальнейшего обучения сложным, а иногда и непреодолимым. В основном это дети, не посещавшие дошкольные образовательные учреждения.

Исходя из изложенного, следует уточнить понятие «готовность ребенка к школе». Исследования готовности детей к обучению в школе показали, что она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность (10, с.21).

Физическая готовность ребенка к школе включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности, тонкой моторной координации), физическую работоспособность.

Недоразвитие тонкой моторики (движение пальцев) отрицательно сказывается на умственном развитии и речи. К моменту поступления ребенка в школу у него должна быть развита зрительно-моторная координация (16, с.61). Дело в том, что ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (на доску), списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, чтобы пальцы как бы «слышали» ту информацию, которую им дают глаза. Если зрительно-моторная координация не развита, то дети по памяти рисуют легче, чем с натуры, т.к. при этом внимание детей раздваивается, и они не могут координировать действие глаза и руки.

Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.

В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки (10, с.21). Эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Показателем развития эмоциональной готовности является развитие высших чувств – нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (10, с.33).

У неготового к школе ребенка проявляется бесконтрольность в поведении (долго смеется или плачет, выкрикивает с места, не реагирует на замечания учителя), чрезмерная игривость.

Мотивационная готовность предполагает наличие у детей не только желания пойти в школу, но и стремление выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусным местом ребенка, с новой позицией в системе социальных отношений – позиций школьника. Сформированность этой мотивационной внутренней позиции школьника – одна из важнейших составляющих готовности к школе. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок не умел писать и читать, он не может успешно учиться, т.к. школьная обстановка ему будет в тягость. Наличие у ребенка познавательных и социальных мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе (10, с.21).

Произвольность поведения и деятельности обеспечивает соподчинение мотивов – способность ребенка подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям. В этой связи возникают и формируются новые моральные мотивы – чувство долга и ответственность (10, с.35).

У неготового к школе ребенка на первом месте стоит игровой мотив, мотив получения высокой отметки (на уроке такой ребенок будет подделывать отметки, списывать у соседей), мотив занять важное положение в отношениях с окружающими.

Если предложить нарисовать школу, то готовый к школе ребенок изобразит учебный процесс, а не готовый нарисует школьное здание далеко, а себя во дворе школы играющим или с портфелем, в школьной форме. Для него главными являются внешние мотивы, а не учебно-познавательные.

Самооценка - обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к себе – важный показатель готовности ребенка к школе. К семи годам у ребенка формируется способность к адекватной критичной самооценке в конкретных видах деятельности, в то время как адекватность самооценки по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии (10, с.40). При адекватной самооценке ребенок проявляет положительное эмоционально-ценностное отношение к себе, самоуважение, положительную «Я» - концепцию.

Ребенок с низкой самооценкой рисует, стирает, опять рисует, снова стирает, рисует мелкими деталями, занимая на листе, где рисует, небольшое место с середины. Если рисует семью свою, то обычно себя не рисует. Если рисует человека, то обычно изображает ноги непропорционально короткие. Если такой ребенок станет первоклассником, учителю необходимо всячески подчеркивать его малейшие успехи, вселять уверенность, что у него все получится и уже получается по сравнению с тем, что у него получалось ранее.

Завышенная самооценка проявляется в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.

Социальная (коммуникативная) готовность определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения с взрослыми и сверстниками. Социальная зрелость понимается, как умение работать в коллективе, общаться со сверстниками, считаться с мнением других детей; самостоятельность, активность, инициативность. Для развития у ребенка чувства собственного достоинства совершенно необходимым является развитие у него толерантности (терпимости) к мнениям, суждениям и оценкам других людей.

Попытки ребенка подменять общение взрослого по поводу содержания личностным, неправильная реакция на замечания учителя (обидчивость), неумение использовать обучающую помощь – это показатели несформированности необходимых социальных действий, что может быть серьезным тормозом в обучении (8, с.11-12).

Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления (10, с.21).

Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение, умственное и речевое развитие) (9, с. 5-11).

У неготового к школе ребенка плохо развита речь (бедный запас слов, не умеет выразить свои мысли, правильно строить предложения, составить короткий рассказ по картине, плохо понимает чужую речь, вопросы, не все звуки четко произносит), не умеет задавать вопросы, отвечать на них.

Неготовый к школе ребенок не понимает инструкцию учителя, с трудом сосредоточивается при выполнении порученного задания, быстро отвлекается, так как у него преобладает непроизвольное внимание, не запоминает порученное задание, так как у него недостаточно развита зрительная, наглядно-образная, эмоциональная память.

Соответственно требованиям стандартов образования второго поколения в учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального образования, могут быть приняты дети, достигшие 7 лет к 1 сентября. (До появления соответствующего указания в «Законе об образовании» допускается прием детей в первый класс 6,5 лет). Прием детей в первый класс осуществляют с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению и отсутствия у него показаний к отсрочке (7, с.12).

Раннее обучение приводит к переутомлению и перегрузкам маленьких детей, отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, провоцирует неврозы. У шестилетнего ребенка по сравнению с семилетним ребенком недостаточно сформированы центральные тормозные процессы, более высокая утомляемость, не так развита произвольность действий и меньше сформирована способность к концентрации и переключению внимания, преобладает игровая мотивация (4, с.128).

Даже если к началу учебного года ребенок достиг семилетнего возраста, поступление в школу следует отложить на год, если на протяжении последнего года ребенок перенес одно из таких заболеваний как: инфекционный гепатит, пиелонефрит, миокардит, менингит, туберкулёз, менингоэнцефалит, ревматизм, болезни крови, ОРЗ 4 раза и более. Аналогичные рекомендации и для тех детей, которые страдают пороками сердца, вегетососудистой дистонией, хроническим бронхитом, бронхиальной астмой, язвенной болезнью желудка, хроническим гастритом, анемией, хроническим тонзиллитом (17, с.75-88).

5. Психологическая диагностика готовности ребенка к школе .

Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования. Поэтому учителю, принимающему первый класс, необходимо ознакомиться с методиками выявления готовности к школе. Это «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква», «Домики».

Тест «Рисунок человека» впервые предложил Ф. Гуденаф для исследования общего умственного развития ребенка.

«Графический диктант» - методика, предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

«Образец и правило» - методика, направленная на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая влияние посторонних факторов.

«Первая буква» - методика, направленная на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости – мягкости). При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова.

Методической основой теста «Домики» является основанный на предпочтении цвета эксперимент. Процедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям, видам деятельности или другим людям. Применение цвета дает возможность оценить реальные отношения детей, которые им сложно осознать и выразить словами. В рисунке проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать, а взрослые не всегда могут это заметить.

Подобные сведения о проведении перечисленных методик приводятся в психологической литературе, проводить их с детьми тоже рекомендуется психологам. Но для учителя мы назовем следующие источники, где подробно описано, как и в каких условиях, для чего используют приведенные тесты. Это: «Апробация Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Подготовительный этап. Материалы обсуждения компонентов проекта стандартов образования второго поколения в Ставропольском крае». Выпуск Х. Ставрополь, 2008. с.80-88. (1); «Школа – 2100»: Пути модернизации начального и среднего образования. Выпуск 6. М.: «Баласс», с. 155-160. (13).

В результате проведенной работы по выявлению готовности детей к школьному обучению (тот, кто проведет названную диагностику) должны быть определены следующие рекомендации для учителя, принимающего первый класс:

- он может обратить внимание учителя на детей, нуждающихся в установлении доверительных отношений до всякой работы с ними по оцениванию;

- он может выявить учеников с недостаточным уровнем развития образного мышления и предложить рекомендации для родителей и учителя, описать игры, которые позволят поднять этот уровень;

- он может выявить учеников с низким уровнем организации деятельности, описать родителям и учителю последствия такой ситуации для дальнейшего учения и предложить им способы ее коррекции;

- он может принять участие в проектировании и анализе уроков, обращая внимание учителя на особенности разных детей, помогая совершенствовать проект урока так, чтобы учитель мог заранее наметить свою линию поведения в отношении робких, буйных, чрезвычайно подвижных, молчаливых и других самых разных детей (4, с. 140).

Первичная психологическая диагностика желательна не для целей отбора, а для определения исходных возможностей.

6. Педагогическая диагностика готовности детей к школе и методические рекомендации по преедолению выявленных трундностей .

Как мы отметили, интеллектуальная и личностная готовность детей к школьному обучению могут быть определены специалистом-психологом, если он есть в школе. Но отсутствие квалифицированного психолога никак не снимает острой потребности учителя иметь информацию об этих важнейших сторонах готовности ребенка к школьному обучению. В то же время этот учитель, как правило, не имеет достаточной психологической подготовки и не может проводить психологическую диагностику, делать выводы о состоянии психической готовности ребенка к школьному обучению. Но учитель все же может и должен проводить педагогическую диагностику, которая поможет ему определить сформированность у детей предпосылок к овладению грамотой и математикой. Полученные в процессе ее проведения данные учитель должен использовать для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в первом классе.

Подробные сведения о методике проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе даны в пособии для будущих первоклассников «Готовимся к школе» авторов Е.А. Кочуровой, М.И. Кузнецовой в издательстве «Вентана-Граф», 2001 (11). Эти же авторы вместе с Журовой Л.Е. опубликовали одноименную статью в журнале «Начальная школа», 1999 г., №8, с.5-11. (9).

Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными, могут быть только индивидуальные программы подготовки. В связи с этим ведущий специалист по дошкольному и младшему школьному возрасту М.М.Безруких, в соавторстве с Филипповой Т.А., выпустили комплект «Ступеньки к школе» в издательстве «Дрофа» в 2000-2003 годы. Главный девиз авторов : «Обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться». Только тогда ребенок не будет терять в школе здоровье. Комплект состоит из методического пособия и 12 рабочих тетрадей. Методическое пособие предназначено для родителей, воспитателя или учителя. Рабочие тетради – уникальная система развития школьно-значимых функций и подготовки к обучению в школе.

Задания в тетради №1 «Тренируем пальчики» посвящены совершенствованию сложнокоординированных движений руки, при их недостаточном развитии.

В тетради №2 даны задания на развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координаций. В тетрадь № 3 входят задания на формирование и развитие пространственного восприятия и зрительной памяти. Тетрадь №4 «Учимся рассказывать» включает задания, способствующие расширению словарного запаса, способности к диалогу, умению отвечать на вопросы, строить предложения.

В тетради №5 даны интегрированные задания, выявляющие сформированность тех школьно-значимых функций, которые развивались на предыдущих занятиях. Кроме того, через эти задания дети обретут навык различения звуков речи. В тетрадь №6 «Азбука счета» входят задания, которые познакомят дошкольника с цифрами и математическими действиями. Задания на развитие образного и пространственного мышления приведены в тетради №7. В тетрадь «Цвет» входят задания, которые позволят ребенку получить более полное представление о цветах и их сочетаниях. Последующие тетради включают задания на ознакомление ребенка с окружающими предметами и явлениями, знакомство с противоположностями, развитие логического мышления и памяти. Последняя 12-я тетрадь: «Учимся учиться» включает задания, необходимые для формирования организации деятельности (понимание инструкции, составление плана работы, проверка выполнения задания и др.).

Комплект «Ступеньки к школе» предназначен для индивидуальной, дифференцированной работы с детьми 5-7 лет при подготовке их к школе, в случае выявления у них выраженных нарушений в развитии какой-либо школьно-значимой функции. Работа с тетрадями в течение учебного года при занятиях 2-3 раза в неделю обеспечивает комплексную целенаправленную подготовку ребенка к школе (3).

7. Меры, позволяющие включить ребенка в школьную жизнь с наименьшим для него ущербом .

Известные ученые – методисты Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. считают, что и подготовленных к школьному обучению детей нельзя в первые же дни знакомить с учебными предметами (18).

Первые две недели школьной жизни первоклассников должны быть посвящены знакомству их друг с другом, со школьным пространством, с новой организацией времени, с системой оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и с правилами поведения их вне урока. Знакомство ребенка с новым школьным миром лучше организовать на дошкольном материале в виде игры, рисования, конструирования, наблюдения, практического действия. Такая организация пребывания детей в школе в первые дни как приглашение их в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, задает определенный стиль всей дальнейшей работе учителя с детьми. Дети учатся договариваться, высказывать свое отношение к происходящему, прислушиваться к голосу учителя. Важно, чтобы после двух недель не произошел резкий переход учителя на учебные предметы. Самое главное, чтобы этот переход на обучение был плавным, непринужденным. Социально-психологическая адаптация к школьной жизни у разных детей проходит по-разному. В этот период особенно важны такие качества педагога как доброжелательность, сдержанность, спокойствие, терпение, желание наладить отношения с любым ребенком. Как не странно, учителю нужно постараться понравиться своим первоклассникам. Если учителя любят, то дети ради него, для него будут стараться делать то, что от них требуется как от школьников. «Нельзя ждать от ребенка ни малейшего усилия стать лучше, учиться лучше до тех пор, пока ребенок не убежден, что он хороший и учитель его таковым считает» – пишет известный педагог, академик Н.Ф. Виноградова. «Нельзя показывать ребенку его несовершенство (неаккуратность, грубость манер, плохую технику чтения и т.п.) до тех пор, пока с ним не установлены совершенно надежные доверительные отношения безусловного принятия», – указывает автор гуманной педагогики Шалва Амонашвили.

При правильной организации перехода из дошкольного возраста к младшему школьному возрасту могут быть достигнуты следующие ожидаемые результаты образования на конец 1 класса:

1) к концу переходного этапа у учителя должны сложиться отношения доверия как с детьми, так и с их родителями;

2) у детей в классе должны сложиться отношения учебного сотрудничества, они должны пытаться решать возникшие проблемы неагрессивно, проявляя самокритичность и дружелюбие;

3) уже к концу 1 го класса дети могут пытаться строить свои действия с учетом действий партнеров, обнаруживать различие эмоциональных состояний участников совместного действия.

Следовательно, в первые недели пребывания первоклассников в школе основной акцент в деятельности должен быть сделан не на продвижении их в предметном материале, а на осмыслении и освоении ими норм и способов сотрудничества, способов общения, с помощью которых ученики в дальнейшем будут активно овладевать предметным содержанием. В этот период движение в учебном материале медленнее и по объему незначительное. Ученики как бы накапливают средства для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании. Таким образом, мы даем возможность прожить один возрастной кризис и оттягиваем во времени образовательный кризис, чтобы они не совпадали.

Задача учителя – избежать совпадения возрастного и образовательного кризисов (5, с.16,18,23). Образовательный кризис, обусловленный резкой сменой условий обучения, можно и нужно смягчить через постепенное изменение содержания и форм обучения. Игнорировать особенности возраста первоклассников нельзя. Иначе это порождает ряд серьезных негативных последствий для детей: повышение тревожности, появление депрессивных состояний и стрессовых нагрузок, резкое переутомление, замедление роста, у многих падает масса тела, появляются жалобы невротического характера. У детей наблюдается школьная дезадаптация, что является источником различных заболеваний. Установлено, что именно в 1 и 5 классах (в переходные периоды) заболеваемость детей в два раза превышает величину этого показателя в другие школьные годы (5, с.16,23).

Степень оценивания деятельности учащихся – мощный психолого-педагогический фактор, влияющий на здоровье детей. Согласно методическому письму МО РФ о необходимости введения безотметочной системы оценивания нельзя оценивать личные качества ребенка (14). Соблюдая технологию, способствующую сохранению здоровья детей, учитель принципиально меняет процедуру оценивания и свою позицию в нем, организует оценивание как совместное действие, передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка.

Дети, приходящие из детского сада и из семьи, к сожалению, уже знакомы с авторитарной оценкой их действий. Возможно, даже в некоторых случаях она уже выражалась пятибалльной отметкой. Поэтому для них, как и для учителя, оценочные отношения, которые соответстствуют современным требованиям, будут новыми.

Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия, но не в отметке. Для поддержания и воспитания у ребенка уверенности в себе учитель должен совместно с учениками разработать правила «оценочной безопасности», которые в дальнейшем обязаны соблюдать и педагоги, и учащиеся.

Это: - не скупиться на похвалу (не обязательно словесную, часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.);

- хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;

- в море неуспеха найти «островок успешности» и закрепиться на нем;

- вместо «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв», эффективней будет установка: «В прошлом ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»;

- формула «опять ты НЕ (сделал)» - верный способ выращивания НЕудачника (4, с.135-136).

Родители часто, отдав своего ребенка в первый класс, начинают тревожиться, переживать, прежде всего, из-за того, что не понимают и не знают, чем они могут быть полезны своему ребенку. При безотметочном обучении родителям трудно перестроиться и видеть сильные и слабые стороны своего ребенка, не разглядывая его отметки в дневнике.

Без участия родителей не может быть построена самостоятельность младшего школьника в организации рабочего места, в подготовке своей одежды и портфеля к завтрашнему дню, а во втором-четвертом классах и в выполнении домашних работ ( в первом классе домашние задания не приняты). Поэтому, сразу после того, как ребенок поступил в школу, перед учителем встает задача подготовки родителей к новой роли: родителей первоклассников. Родители должны знать: учит только учитель, а они создают условия для общего развития школьника. Помощь родителей первокласснику в его обучении состоит в санитарном уходе за ребенком, в обеспечении его нормальным и своевременным питанием, отдыхом, посильной физической нагрузкой, в расширении его кругозора через совместное чтение, просмотр фильмов, посещение выставок, музеев, театров. Уместны дружеские разговоры родителей с первоклассником с обсуждением его школьных дел, рассказы о своих профессиях, о родословной.

В случае, когда у ребенка плохо сформированы организационные умения, желательно, чтобы родители помогли ему достать из портфеля нужный учебник, найти в нем нужную страницу, номер нужного упражнения и т.д.

В адаптационный период должна быть налажена постоянная связь между школой и родителями. Нужно договориться о месте и времени встреч учителя и родителей, на которых они могли бы обменяться своими наблюдениями, впечатлениями по поводу действий детей. В течение первого года обучения детей родители и учителя должны стать единомышленниками.

8. Особенности функционального развития первоклассников.

Установлено, что паспортный и психологический возраст – не одно и то же. Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что только прожив и полностью «исчерпав» один возраст, ребенок готов к тому, чтобы войти в другой. Для этого следует обеспечить ему полноценное проживание текущего возраста и максимальное разнообразие соответствующих возрасту занятий, а не торопить события, «обгоняя» свой возраст. Достижения предыдущих возрастов не исчезают в следующем возрасте, а входят в новую структуру деятельности, сознания и личности ребенка, преобразуясь и перестраиваясь в них (4, с.54). Поэтому первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста (10, с.23). Ведущими видами деятельности при этом должны быть такие как непосредственно-эмоциональное общение, предметно-деловое общение, игровое сотрудничество.

Первоклассники в настоящее время разные не только по индивидуальным темпам роста и развития, но и по так называемому паспортному возрасту. Каждый ребенок развивается по- своему. Но у всех первоклассников годичные приросты длины тела составляют 8 – 10 см, а прибавление массы тела – 2,2 – 2,5 кг. В течение учебного года – в декабре-феврале отмечается снижение массы тела, а летом они прибавляют в весе и резко подрастают.

В первый год обучения у детей интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы: каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Мускулатура, управляющая сохранением позы, очень слабая. Поэтому, дети без устали могут бегать, прыгать, а сохранить одну и ту же позу более 10 минут не могут. Если их заставить долго занимать одну позу, то слушать, слышать учителя они перестают, так как не могут. Неправильная поза, долго удерживаемая, приводит к нарушению осанки!

Если нарушена осанка, то дети страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. Им характерно плохое самочувствие, повышенная утомляемость.

Не закончены рост, окостенение и формирование костей грудной клетки, очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб. Неправильная посадка может привести к изменениям, которые нарушают рост. Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей. Но в длинных костях рук и ног окостенение только начинается, поэтому в этом возрасте дети легко прыгают, бегают, катаются на коньках. Однако мелкие мышцы рук и спины еще очень слабо развиты. Не закончено формирование и разитие мышц и костей кисти и пальцев, не совершенна еще нервная регуляция движений. Поэтому, неправильная поза в процессе учебных занятий, продолжительность непрерывного письма более, чем 2,5 минуты и общая продолжительность письма более, чем 7-9 минут недопустимы для первоклассника.

Для детей шести-семи лет характерна повышенная ранимость нервной системы. Они очень эмоциональны. В этот период появляются страхи. Напряженные занятия, систематическое утомление, завышенные требования являются невротическими факторами.

Эмоционально-чувствительные дети легко подвергаются неврозу, ранимы, впечатлительны, доверчивы, склонны к переживаниям. Они скрытны, очень правдивы, агрессивны и в то же время робки, стремятся к лидерству, но не верят в свои силы, мнительны, самолюбивы, не удовлетворены собой. Сон у них или слишком глубокий, или беспокойный, поверхностный.

Такие дети не выносят шум, духоту, яркий свет. У них часто наблюдается низкое давление, сосудистые спазмы, тики, заикания, энурез, плохое самочувствие при колебаниях давления воздуха, . Они часто болеют тонзиллитом, бронхитом.

Несовершенство нервной регуляции объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений первоклассников, трудность завершения их по требованию учителя.

У первоклассников продолжается развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, повышаются ее надежность, резервные возможности, совершенствуется регуляция кровообращения. Но при этом система кровообращения очень уязвима. Далеки от завершения процессы развития и преобразования системы органов дыхания и эндокринной системы.

В возрасте шести-семи лет дети уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации, усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия речевой словесной инструкции. Устойчивое внимание возможно, но по объему и уровню внимания и способности к его распределению семилетки не на много отличаются от старших дошкольников (2, с.30).

Все первоклассники слегка дальнозорки и, сосредоточившись на одном предмете, не могут перевести сразу взгляд на другой предмет, так как их глаза в какое-то время не видят. Зрение в стадии развития. Неправильная освещенность, неудачное положение тетради или книги, малое расстояние до них при письме и чтении, неудобная поза приводят к нарушению зрения.

Семилетние дети 60% информации об окружающем мире получают через зрение, у них легко происходит освоение главных пространственных соотношений. Если готовы к школьному обучению, дети легко определяют длину, ширину, высоту, форму предмета, знают «верх», «низ», «правое», «левое», «над», «под», легко копируют геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции.

У ребенка речь становится богаче. Много сложносочиненных предложений, вместо простых, ребенок может пересказать сказку, рассказ. Речь другого усваивает так, как слышит, может составить рассказ по картинке. Форма речевого общения – диалог. Но монологическая речь насыщена жестами, мимикой, дополняющими высказывания.

Уже появляется внутреннняя речь, через которую ребенок учится планировать свое действие («Сейчас я сделаю это и это……» «Ой, не получилось, сделаю не так, а так» (4, с.106).

Мозг первоклассников особенный. Лобная и нижнетеменная области начинают функционировать очень рано, но достигают зрелости позже других. Лобные области, отвечающие за регулирование тонуса и бодрости еще не зрелы, в связи с чем ребенку трудно выполнять многошаговые инструкции. Нижнетеменные области мозга, которые отвечают за восприятие пространства и пространственное мышление, еще не достигли зрелости. Поэтому в первом классе дети путают выражения: «без пятнадцати восемь» и «пятнадцать минут восьмого», левую и правую стороны; не всегда понимают разницу выражений «брат отца» и «отец брата», «мать любит дочь» и «дочь любит мать» и другие.

Зеркальное изображение букв и трудности при переходе чисел через десяток – тоже причина недоразвития нижнетеменных долей головного мозга первоклассника. (Для преодоления подобных ошибок рекомендуется предлагать детям считать до десяти как в прямом, так и в обратном порядке).

У первоклассников внимание непроизвольное, идет процесс формирования произвольного внимания, но его устойчивость невелика, так как не сформированы стереотипы нервно-мозговой деятельности, соответствующие вниманию, с приложением усилий. Слабо развиты волевые качества, тормозные процессы коры головного мозга. Поэтому однообразная работа раздражает первоклассников.

Внимание достигает устойчивости, становится плодотворным, когда учебный материал, предметы, используемые для формирования представлений о них, соответствуют интересам детей.

Для развития внимания детям рекомендуют работу с корректурной пробой. При этом предлагается текст с соответствующим возрасту шрифтом, откуда дети должны вычеркивать букву «А». Если ребенок пропустит более двух букв «А», игра считается проигранной. Попозже предлагается вычеркивать две буквы: букву «А» обводить кружочком, а букву «О» – зачеркивать крестиком. Рекомендуется также повторять алгоритмы собственных действий, проговаривать все действия вслух вслед за взрослыми, перенести алгоритм на любые другие действия, проговаривать предстоящее дело самостоятельно для себя и обучая другого, использовать метод рассказывания очень знакомой сказки в обратном порядке.

Если ребенка научить мысленно разбивать свою деятельность на части и замечать окончания выполнения каждой из них, то внимание контролируется им.

Замечаниями и окриками отвлекаемость детей не одолеть, а самый эффективный вариант – создать интересную, привлекательную для детей ситуацию. Длительно сохранять и удерживать внимание к деятельности, лишенной непосредственного интереса, дети седьмого года не могут (2, с. 40).

Память у первоклассников механическая. Но она еще не развитая, хотя интенсивно развивающаяся функция мозга. При механическом запоминании текста, смысл которого детям не ясен, главную роль играет звонкий ритм, легкая рифма, игра слов и звуков. Опосредствованная (смысловая) память опирается на смысл изучаемого материала, а не на внешние несущественные стороны. Учителю необходимо развивать у ребенка смысловую память. Но, если ребенок находится в приспособительной позиции (зависимой от учителя) (тревожен, утомлен, заикается, болен, боится и т.д.), то смысловая память не развивается, и ребенок все время реализует свою природную память. А когда её объема не станет хватать, в следующих классах он будет списывать, выдумывать причины не ходить в школу.

Усилия учителя должны быть направлены не на запоминание детьми деталей, не дающих ответа на решаемую на уроке учебную задачу, а на запоминание самого важного, которое требуется от них после изучения темы. Тогда дети вооружаются смысловой памятью.

Мышление первоклассников вначале наглядно-действенное – «мышление руками». Предметное мышление, иначе материальное действие, по П.Я. Гальперину, необходимое условие для дальнейшего развития мышления (6).

Наглядно-действенное мышление в дальнейшем заменяется наглядно-образным, при котором решение задач происходит в результате внутренних действий с образами, т.е. реальные предметы, которые имели место при предметно-действенном мышлении, заменяются изображениями, символами, схемами.

Заключение

Возраст 6 - 7 лет - это возраст кризисный. Кризисный период в развитии ребенка должен проживаться в знакомых ему условиях. Учитель должен создать такие педагогические условия первокласснику, при которых он развивался бы в полной мере без серьезных негативных последствий. На практике в 1 классе игнорируется организация постепенного перехода от игровой деятельности к учебной. Все виды сотрудничества, возникшие однажды в дошкольном возрасте ребенка, не пропадают и проявляются в разных формах в первом классе.

В первом классе основной акцент необходимо сделать, с одной стороны, на рефлексию свойств и способов действий, с другой стороны, на появление новых средств и способов действий, которые будут развиваться на следующем этапе взросления детей (2-4 классах). Предложенная читателю работа поможет учителю, в определенной степени, сделать переход дошкольников к школьному обучению постепенным, плавным и безболезненным.

Использованная литература

1. Апробация ФГОС второго поколения. Подготовительный этап. Материалы обсуждения компонентов проекта стандартов в Ставропольском крае. Выпуск Х. Ставрополь, 2008.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли Вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.

3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. ООО «Дрофа», 2000.

4. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М.: Издатель Рассказов А.И., 2004, с. 54, 106,128, 135-136, 140.

5. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: «Просвещение», 2011, с.18-20.

6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: МГУ. 1985.

7. Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов в начальной школе. Показатели здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Проект. М.: 2008, с.12, 22-27.

8. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа, 2004, №2, с.11-14.

9. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.//Начальная школа, 1999, №8, с.5-11.

10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2008, с. 21, 23, 33, 35, 40.

11. Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? //Начальная школа,2002, №1, с.96-100.

12. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе. Пособие для будущих первоклассников. М.: «Вентана-Граф»,2001.

13. Методика выявления готовности детей к школе. // «Школа 2100» Выпуск 6. М.: «Баласс», 2002, с.155-160.

14. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию содержания и структуры общего образования. //Начальная школа плюс до и после,2004, №8.

15. Примерные программы начального общего образования. М.: Просвещение, 2008, с.4, 50, 98.

16. Савицкая Д.В. Психологическая готовность детей к школьному обучению. /Начальная школа,1999, №3, с.61-62.

17. Степанова М.И. Здоровьесберегающие основы организации обучения в начальной школе. // «Школа 2100». Пути модернизации начального и среднего образования. М.: «Баласс», Выпуск №6, с.75-88.