Главная              Рефераты - Разное

О преподавании химии в 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2010 2011 учебном году - реферат

Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

о преподавании химии в 2010-2011 учебном году

1.Нормативно-правовые документы

Преподавание предмета в 2010 – 2011 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

1. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

5. Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения); в настоящее время принят только для начального образования – http://standart.edu.ru

Ознакомиться с проектами федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного и среднего (полного) образования рекомендуем всем педагогическим работникам.

2. Учебно-методическое обеспечение

2.1. Основная школа

Полный перечень учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников на 2010 – 2011 учебный год, представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ:

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572

Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте «Всё об учебниках федеральных перечней» – http://fp.edu.ru/asp

Подробная информация о современных УМК (с аннотациями и справочным материалом) – также представлена на страницах сайтов: http://www.russkoe-slovo.ru (УМК Новошинская Н.С., Новошинский И.И.) http://www.olmamedia.ru (УМК Габриэлян О.С., Остроумов И.Г.), www.drofa.ru (УМК:Габриелян О.С.) www.prosv.ru (УМК Рудзитис Г.Е. , Фельдман Ф.Г.)

Перечень учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников на 2010-2011 учебный год, представлен также на странице сайта http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m822.html

Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются:

п/п

Автор(ы), название учебника

Класс

Издательство

1

Габриелян О.С. Химия

8, 9

Дрофа

2

Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Химия

8, 9

Олма-учебник

3

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия

8, 9

Русское слово

4

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия

8, 9

Просвещение

Полная информация – в письме ГОУ Краснодарского края ККИДППО от 29 января 2010 г. № 01-20/249 «Информация о приоритетных направлениях учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ОУ края» (http://www.idppo.kubannet.ru/ru/structure/cathedra/3-12-07-02.html).

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения»

В помощь учителю химии в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

1. ГИА. Химия. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9класс. Типовые тестовые задания / А.С. Корощенко, Ю.Н.Медведев. — М.: издательство «Экзамен». — 93 с. (Серия «ГИА. Типовые тестовые задания»)

2. Химия. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / А.В. Хомченко. — М.: издательство «Экзамен». — 63 с. (Серия «ГИА. Практикум»)

3. Хомченко А.В. ЕГЭ. Химия. Государственная итоговая аттестация (по новой форме) 9 кл. : Типовые тестовые задания .- М. : Экзамен, 2008.- 47 с.

4. ГИА 2009. Химия. 9 кл.Болотов Д.В., Добротин Д.Ю., Каверина А.А., Боровских Т.А.

5. Тематические тренировочные задания .- М. : Эксмо, 2009. - (Государственная итоговая аттестация (по новой форме))

Дополнительную информацию можно найти на странице сайта www.edu.ege.ru.

Количество часов, предусмотренных для изучения химии в 8-9 классах, в соответствии с федеральным БУП, следующее:

Наименование предмета

Классы

8

9

химия

2

2

Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение того или иного предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.

2.2. Средняя (полная) школа

Полный перечень учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников на 2010 – 2011 учебный год, представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572

Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте «Всё об учебниках федеральных перечней» – http://fp.edu.ru/asp

Подробная информация о современных УМК (с аннотациями и справочным материалом) – на страницах сайтов: http://www.russkoe-slovo.ru/ (УМК Новошинская Н.С., Новошинский И.И.) http://www.olmamedia.ru/ (УМК Габриэлян О.С., Остроумов И.Г.), www.drofa.ru (УМК:Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И.; Габриелян О.С., Лысова Г.Г.; Габриелян О.С.), www.prosv.ru (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)

Перечень учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников на 2010-2011 учебный год, представлен на сайте http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m822.html

Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются:

п/п

Автор(ы), название учебника, уровень

Класс

Издательство

1

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцева А.А. Химия (профильный уровень)

10

Просвещение

2

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Соловьев С.Н. Химия (профильный уровень)

11

Просвещение

3

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия (базовый уровни)

10, 11

Олма-учебник

4

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия (профильный уровни)

10, 11

Олма-учебник

5

Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия (профильный уровень)

10

Дрофа

6

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия (профильный уровень)

11

Дрофа

7

Габриелян О.С. Химия (базовый уровень)

10, 11

Дрофа

8

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (профильный уровень)

10, 11

Русское слово

9

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (базовый уровень)

10, 11

Русское слово

10

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия (базовый уровень)

10, 11

Просвещение

Полная информация – в письме ГОУ Краснодарского края ККИДППО от 29 января 2010 г. № 01-20/249 «Информация о приоритетных направлениях учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ОУ края» (http://www.idppo.kubannet.ru/ru/structure/cathedra/3-12-07-02.html).

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения»

В помощь учителю химии в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

1. ЕГЭ. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. — М. : Экзамен, 2008.- 128 с.; (ЕГЭ. Типовые тестовые задания) .- Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях

2. ЕГЭ. Химия. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.— М.: издательство «Экзамен». — 103 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)

3. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Р.А. Лидин. — М.: издательство «Экзамен». — 382 с. (Серия «ЕГЭ. 100 баллов. Эффективная подготовка к ЕГЭ»)

4. Егоров А. Химия. 11 кл. .- Ростов-на-Дону : Феникс, 2009.- 256 с.; 84x108/32 .- (Весь ЕГЭ. От А до С)

5. ЕГЭ 2009. Химия : Универсальные материалы для подготовки учащихся / Авт.-сост. А.А. Каверина, А.С. Корощенко, Ю.Н. Медведев, А.В. Яшукова .- М. : Интеллект-Центр, 2009.- 272 с.;

6. ЕГЭ 2009. Химия. Уровень А, В, С : Тематические тренировочные задания .- М. : Экзамен, 2009.- 126 с.

7. Зыкова Е.В., Чередник Е.А. Химия. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений .- 2-е изд., испр. и доп. .- М. : Вентана-Граф, 2007.- 96 с. .- (Практикум по подготовке к ЕГЭ) .- Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях

8. Химия. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа : Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений .- 2-е изд., испр. и доп. .- М. : Вентана-Граф, 2007; (Практикум по подготовке к ЕГЭ) .- Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях

Дополнительную информацию можно найти на страницах сайтов www.edu.ege.ru , www.prosv.ru:

При выборе профиля рекомендуем руководствоваться приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 21 декабря 2009 года № 4070 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2010-2011 учебном году, и предметах по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями»

Количество часов, предусмотренных для изучения химии в 10-11 классах, в соответствии с федеральным БУП, следующее:

Наименование уровня, профиля

Предмет

Средняя (полная школа)

(часы в неделю)

10 кл

11 кл

Базовый уровень

Химия

2

2

Профильный уровень

Физико-химический

Химия

3

3

Химико-биологический,

медико-биологический

Химия

3

3

Биолого-географический

Химия

2(3)

2(3)

Естественно-научный

Химия

3

3

Естественно-математический

Химия

3(2)

3(2)

Технологический, агротехнологический (агротехнический), технический

Химия

2(3)

2(3)

3. Особенности преподавания химии в 2010-2011 учебном году

В 2010-2011 учебном году в преподавании химии обращаем внимание на следующие особенности:

В 2010-2011 учебном году на смену концепции модернизации образования приходит проект «Национальная образовательная стратегия - инициатива «Наша новая школа», представляющая собой институт, соответствующий целям опережающего развития. Это означает, что в изучении химии, как и любой другой науки, главенствующая роль в деятельности учителя отводится возможности раскрытия способностей каждого ученика, возможности научить пониманию, освоению нового материала, выражению собственных мыслей, возможности школьником самостоятельно ставить перед собой образовательные и познавательные задачи и достигать успехов в их решении.

Поэтому с целью повышения эффективности химического образования школьников необходимо:

- в преподавании предмета учитывать приоритеты современного образования, направленные и гарантирующие высокое качество знаний и умений: ориентацию обучения на самореализацию, саморазвитие личности школьника, формирование ключевых предметных компетенций, привитие навыков «уметь учиться»;

- использовать в преподавании активные методы обучения, продуктивные педагогические технологии; применять вариативные и дифференцированные подходы к обучению школьников с различными способностями к обучению и освоению материала, для чего целесообразно использовать широкие возможности помогающих в работе учителя ресурсов, многообразие литературы, передовой педагогический опыт учителей химии России и края;

- при организации учебного процесса в обучении химии начиная с 8 класса необходимо предусмотреть возможность обобщения, повторения той части учебного материала предмета, которая является наиболее значимой, базовой для всего школьного курса химии: строение атома, Периодический закон Д.И. Менделеева и периодическая система химических элементов, валентность и степень окисления, химическая связь, основные классы неорганических соединений, теория строения органических соединений, функциональная группа и др.;

- крайне необходимо учитывать результаты итоговой аттестации школьников 9-х и 11-х классов, анализ традиционно сложных для учащихся заданий, типовые ошибки;

В рамках реализации практической части рекомендуем:

выполнять обязательный минимум лабораторного практикума. Количество и темы практических работ определены стандартом 2004 года.

Каждая практическая работа выполняется индивидуально учеником, оформляется в тетради, оценивается учителем с выставлением оценки в ученическую тетрадь и классный журнал. Допускается использование тетрадей на печатной основе, входящих в соответствующие УМК.

Обучение химии в средней (полной) школе в крае проходит на базовом и профильном уровне. Важно понимать, что КИМы ЕГЭ для итоговой аттестации выпускников 11 классов составляются по стандарту профильного уровня. Поэтому для обучения в профильных классах и подготовки к ЕГЭ лучше использовать учебники профильного уровня.

4. Рекомендации по работе с одаренными детьми в рамках

преподавания химии в 2010-2011 учебном году

Работа с одаренными учащимися, успешными в обучении школьниками, интересующимися химией, может быть организована в рамках кружковой деятельности или факультатива, а также на базе учреждений дополнительного образования.В работе с одарёнными детьми рекомендуем обеспечить системность, включающую в себя:

1. Диагностику школьников для определения глубины знаний, широты и направленности интересов, ориентировки на проблемные вопросы и работу с литературой.

2. Организацию работы учащихся в рамках школьного научного общества (выполнение учащимися, в том числе в рамках конкурса «Эврика») научно-исследовательских и проектных работ различных видов и направлений под руководством учителя-предметника.

3. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

4. Проведение предметных курсов в рамках образовательного учреждения.

5. Взаимодействие с Краевым центром дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Красная, 76), а также (для города Краснодара) – с Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г.Краснодар, ул. Чапаева, 85/1, тел. 259-45-03, 255-53-36).

В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика».

5. Предпрофильное обучение

Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки и профильных классах средней школы введены элективные курсы (курсы по выбору). Следует обратить внимание на преподавание и значение элективных курсов в 9–11 классах и чётко уяснить их значение и роль в современном образовании. Они выполняют три основные функции:

1. Развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ и ГИА (9 класс).

2. Дополнение профильного учебного предмета, когда такой учебный предмет ставится в полной мере углублённым.

3. Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

В преподавании элективных курсов рекомендуем следующие пособия:

1. Арсентьева И.А., Арыкова М.В., Байбакова Ю.А., Элективные курсы по химии: Для предпрофильной подготовки учащихся в 8-9 классах (сост. Морозов В.Е.) –М: Глобус (Профильная школа), -2007, -206 с.,

2. Губина Н.В. Программы элективных курсов: Химия: 8-9 классы:Предпрофильное обучение Элективные курсы. –Москва: Дрофа, -2007. -112 с.

3. Недогибченко О.В. Интегрированный курс химии и биологии для классов экономического профиля // Химия в школе . – 2003 . - № 9. С. 43-46

4. «Профильная школа» (издаётся с 2003г.)

5. Региональные сборники элективных курсов: Сборник программ элективных курсов.. – Краснодар

6. Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С. История химии. Элективный курс. –М: Бином. Лаборатория знаний. 2007, 199 с.

7. «Химия в школе».

Для проведения курсов по выбору рекомендуем использовать следующие сайты: http//www.profile-edu.ru, http://www.openclass.ru, сайты издательств «Дрофа», «Вентана-Граф», «Просвещение», «Мнемозина», «ОЛМА-учебник», др.

6. Использование оборудования для оснащения кабинета химии в 2010 – 2011 учебном году

Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005 г. «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

В целях рационального использования оборудования в кабинете химии, повышения качества преподавания необходимо:

1. Комплексное использование средств обучения, эффективно использовать учебное оборудование в преподавании предмета.

2. Использование цифровых образовательных ресурсов, за счёт использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода.

3. В календарно-тематическом планировании указывать использование учебного оборудования кабинета химии.

Старший преподаватель кафедры

естественно-научного и экологического

образования Т.Б. Пивень