Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации для проведения муниципального этапа олимпиады школьников по русскому языку в 2009/2010 год великий Новгород 2009 - реферат

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В.Л. Васильев, Н.Н. Вихрова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2009/2010 ГОД

Великий Новгород 2009

Содержание

Введение

1. Общая характеристика заданий муниципального этапа олимпиады по русскому языку

· Задачи Олимпиады и выбор заданий для ее проведения

· Формулировка заданий

· Типы заданий

2. Задания для проведения муниципального этапа олимпиады

· Задания для проведения Олимпиады в 9 классе

· Задания для проведения Олимпиады в 10 классе

· Задания для проведения Олимпиады в 11 классе

3. Критерии оценки олимпиадных заданий и ответы на вопросы олимпиадных заданий

· Задания и ответы на них для Олимпиады в 9 классе

· Задания и ответы на них для Олимпиады в 10 классе

· Задания и ответы на них для Олимпиады в 11 классе

4. Используемые источники

Введение

Настоящие методические рекомендации подготовлены членами предметно-методической комиссии по русскому языку для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в субъектах Российской Федерации.

Методические материалы содержат требования к структуре и содержанию олимпиадных задач, сами олимпиадные задачи, рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а также рекомендации по оцениванию решений участников олимпиад.

Школьная Олимпиада – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, удовлетворения запросов всех учащихся, подведение итогов работы всех форм дополнительного образования.

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. Сегодня по результатам участия в Олимпиадах оценивают качество образования в школе, городе, крае. В настоящее время победа учащегося на Олимпиадах федерального уровня является достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов и считается важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.

Муниципальный этап Олимпиады по русскому языку

а) Оргкомитет и жюри муниципального этапа Олимпиады

Муниципальный этап Олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады (органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования), как правило, в ноябре или декабре. Конкретные даты проведения муниципального этапа Олимпиады устанавливаются организатором регионального этапа.

Важной задачей этого этапа становится выявление наиболее способных детей для участия в региональном этапе Олимпиады.

Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создаются Оргкомитет, предметно-методическая комиссия и жюри муниципального этапа Олимпиады.

Оргкомитет может состоять из представителей методической службы района, города, администрации школ, учителей предметов гуманитарного цикла. Оргкомитет совместно с жюри определяет цели олимпиады, количество туров, порядок их проведения.

Задания для муниципального этапа Олимпиады по русскому разрабатываются предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады; комиссии руководствуются при этом методическими рекомендациями центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по русскому языку.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации совместно с кафедрами профильных вузов создают методические комиссии и жюри, в которые наряду со школьными учителями входят известные ученые-языковеды и методисты.

Методические комиссии разрабатывают творческие задания, выявляющие уровень лингвистического развития учащихся, сознательного владения отечественным языком, их одаренность, чуткость к слову. Рассылка заданий в регионы субъекта Федерации проводится Оргкомитетом в обстановке полной конфиденциальности до наступления даты проведения городского этапа олимпиады.

б) Порядок проведения Олимпиады

Организационно-технологическое обеспечение процедуры проведения муниципального этапа олимпиады по русскому языку осуществляет Оргкомитет.

Для проведения муниципального этапа Олимпиады по русскому языку целесообразно определить неучебный день. Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован Протоколом в присутствии представителей Оргкомитета и членов жюри.

При проведении муниципального этапа Олимпиады рекомендуется выделить несколько аудиторий (классных помещений) для участников Олимпиады для создания свободных условий работы участников – один человек за партой. Каждый участник должен быть обеспечен комплектом заданий и канцелярскими принадлежностями (бумагой, ручкой). Все участники должны быть ознакомлены с временем выполнения заданий (рекомендуемое время: для участников 8-9 классов – 3 академических часа, для участников 10-11 классов – 4 академических часа) .

Для организации и контроля над проведением муниципального этапа Олимпиады по русскому языку рекомендуется привлечь учителей-несловесников.

Наличие в аудитории и использование текстов художественной литературы, словарей, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д. исключается. В случае нарушения этого условия учащийся удаляется с Олимпиады.

По истечении времени выполнения заданий работы школьников собираются и сдаются в Оргкомитет, который производит шифровку работ и передает их председателю жюри.

Жюри муниципального этапа проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания; Оргкомитет дешифрует работы участников и определяет победителей и призеров Олимпиады. Оргкомитет принимает и совместно с жюри рассматривает заявления на апелляции.

В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие учащиеся 8-11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года.

Согласно Положению об Олимпиаде Участники муниципального этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями муниципального этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных.

В случае если победители не определены, на муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры. Количество призеров муниципального этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты, установленной организатором регионального этапа Олимпиады. Призерами муниципального этапа Олимпиады по русскому языку, в пределах установленной квоты, признаются все участники этого этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае если у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих в итоговой таблице за ним, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим с ним равное количество баллов, определяется следующим образом:

все участники признаются призерами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных;

никто из участников не признаются призером, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

Список победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады утверждается организатором муниципального этапа Олимпиады по русскому языку.

Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады награждаются дипломами.

В городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург муниципальный этап Олимпиады по русскому языку проводится в соответствии с их административно-территориальным делением.

Общая характеристика заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку

I . Задачи Олимпиады и выбор заданий для ее проведения

Олимпиада по русскому языку проводится отдельно для 8-9-х, 10-х и 11-х классов.

Участники Олимпиады должны продемонстрировать:

· владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);

· знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

· знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

· знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;

· знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

· навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

· знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

· знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

· элементарную осведомленность в области истории русского языкознания;

· коммуникативные умения и навыки;

· творческие способности.

Главная задача Олимпиады – выявление и поддержка одаренных детей, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка, выбор сильнейших из них. Такая задача обусловливает и требования к олимпийским заданиям. Они должны быть разнообразными по форме и содержанию. Задание для 1-го тура состоит из 10-12 вопросов, охватывающих все уровни языка. Желательно, чтобы вопросы имели однозначный ответ. По уровню сложности вопросы должны опираться на школьную программу и содержать элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся и способность кратко, точно, логично и аргументировано выразить мысль.

Задания могут следовать в произвольном порядке. Расположение заданий в рамках письменного тура определяется необходимостью смены форм умственной деятельности, переключения внимания и степенью сложности.

Желательно, чтобы региональные методические комиссии включили в задание 2 – 3 вопроса, связанные с местной этнокультурной и языковой ситуацией, диалектным окружением литературного языка, местной литературой и научными традициями.

II . Формулировка заданий

Формулировки заданий должны быть четкими, ясными.

В задании должна подразумеваться или быть указана форма ответа (подчеркнуть…, обозначить графически, сформулировать … и т.д.), а в некоторых случаях и его объем. Если при проверке предполагается оценить какие-то отдельные стороны ответа, то они должны быть обозначены в задании в виде отдельного дополнительного вопроса или серии вопросов. Все это необходимо для определения единых критериев оценки ответов.

В большей степени задачам Олимпиады соответствуют задания, требующие развернутого ответа, демонстрирующего культуру письменной речи, способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения. Полный ответ на вопрос такого задания предполагает не только констатацию свойств языковой единицы (значение, образование, употребление), но и ее комментарий (словообразовательный, стилистический, этимологический, историко-культурный), умение соединить элементы ответа в единое законченное письменное высказывание.

Задания, для выполнения которых необходима аргументация, включают формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ». Ответ-рассуждение демонстрирует навыки аргументирующей речи, позволяет участнику Олимпиады использовать свои знания и наблюдения в качестве доводов, подтверждающих излагаемую точку зрения.

III . Типы заданий

Задания условно можно объединить в три больших блока, в составе которых они будут охарактеризованы в дальнейшем: тесты, задачи, творческие задания. В каждом блоке рассматриваются примеры возможных заданий.

1. Лингвистические тесты

К этому типу можно отнести задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка.

Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора и т. п. (вставьте пропущенные буквы…, раскройте скобки…, расставьте знаки препинания …, подчеркните …, выделите графически…, постройте схему…, укажите номер правильного ответа …, и др.).

К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме:

А) Образуйте от данных прилагательных все краткие формы и запишите их. Расставьте ударения в кратких формах.

Ветхий, дешёвый, дикий, славный .

Б) Какие звуки может обозначать на письме буква З ? Подтвердите свой ответ примерами слов или сочетаний слов.

В) Перечислите единицы языка, которые могут быть выражены звуком [у].

В тестовой форме могут быть предложены задания, позволяющие выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-культурных сведений о языке, оценить словарный запас, знание семантики русских слов и фразеологизмов, стилистических ресурсов языка и т. д.

Г) Кого из перечисленных ниже языковедов можно назвать современниками А. С. Пушкина: В. В. Виноградов, Н. И. Греч, В. И. Даль, М. В. Ломоносов, А. А. Потебня, М. Г. Смотрицкий, Ф.Ф. Фортунатов, Л. В. Щерба ?

Д) Прочитайте фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Подчеркните в тексте все слова, употребленные в переносном значении.

Заглянул бы кто-нибудь к нему [Плюшкину] на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, – ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи, с кухарками позади, делать свои хозяйственные запасы и где горами белеет всякое дерево - шитое, точеное, лаженое и плетеное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники, куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг, коробья из тонкой гнутой осины, бураки из плетеной берестки и много всего, что идет на потребу богатой и бедной Руси.

Е) Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: зеница, длань, рубище .

Ж) С какой целью в письменном тексте могут употребляться кавычки? Приведите известные вам примеры использования кавычек.

З) Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк четверостишия:

(1) Гой ты, Русь, моя родная,

(2) Хаты – в ризах образа...

(3) Не видать конца и края –

(4) Только синь сосет глаза.

(С. Есенин.)

2. Лингвистические задачи

Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие а) знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).

Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для их успешного выполнения. Они определяются в соответствии с формами речевой деятельности и общими направлениями анализа языкового материала и единиц языка.

Изучение нормативной грамматики и лексики на уроках русского языка в школе – это знакомство с системой языка, иногда воспринимаемой как совокупность правил. В реальной речевой деятельности, которая всегда более разнообразна, чем "правила языка", мы сталкиваемся с живыми текстами, преподносящими трудные задачи для всех говорящих. Поэтому и классификацию заданий возможно производить в рамках отношений текста и языка (от текста к языку и обратно).

В данном случае под термином «текст» подразумевается любое речение (от словоупотребления в составе словосочетания или предложения до законченного развернутого высказывания). Л. В. Щерба определил этот аспект речевой деятельности как «языковой материал» (совокупность всего созданного при помощи языка) наряду с языком-системой и речью-процессом.

В зависимости от направления анализа (от того, что «дано», к тому, что нужно «найти» или «доказать») эти задания рассматриваются далее в составе нескольких групп.

I . От текста к языку. В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы.

Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения, направленного на правильное понимание речи. Подобные задания в большей мере помогают оценить лингвистические способности, языковое «чутье», глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала. В качестве примера могут быть приведены вопросы по лексике и фразеологии:

А) В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»?

Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука . Человеческое счастье – вещь сложная .

Б) Найдите фразеологизм в предложениях из рассказа А. П. Чехова «Сельские эскулапы». Восстановите его в первоначальном виде. Как, по вашему мнению, появилось в русском языке это устойчивое выражение? С какой целью автор изменил его?

В приемную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно кланяется эскулапствующему.

В) В одном ли значении употребляется выделенное слово в разных произведениях А. С. Пушкина? Определите значения этого слова.

· Настоящий же заслуженный письмовник был мною найден в кладовой, между всякой рухлядью , в жалком состоянии («История села Горюхина»).

· Вскоре вся дворня высыпала на двор. Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь , ребятишки прыгали, любуясь на пожар («Дубровский»).

· Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь , полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло меланхолическую старую песню… («Дубровский»).

· Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь («Капитанская дочка»).

Г) Прочитайте фрагмент одной из пьес А. Н. Островского. Определите значение выделенного слова. Почему слово мораль изменило свой облик в речи персонажа?

Я ей добра желал, а она обиделась; еще, пожалуй, рассказывать будет, значит, разговор пойдет; и будет страм для меня, а не для них. Про меня пойдет мараль .

К заданиям данного типа можно отнести и комментирование и исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Например:

Д) Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг .

II . От языка к тексту. Здесь моделируется активная речевая деятельность, то есть процесс письма с целью выражения и сообщения мысли. Исходным условием являются правила, закономерности языка, свойства языковых единиц. Требуется применить эти сведения к анализу предложенных фактов речи. В этом случае также следует выделить две возможные группы заданий.

1) От правил и структуры языка к конкретному факту. Такой тип заданий соответствует процессу говорения: в обычной речи подобным же образом факт языка преобразуется в факт речи.

А) Определите значения заимствованных слов аутсайдер, мистерия, парламентарий . Употребите эти слова в составе предложений, которые бы раскрывали их значения.

Б) Придумайте предложения, в которых словосочетание воздушный шар использовалось бы для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения.

В) Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союзное слово что присоединяет разные типы придаточных частей.

2) От системы языка к тексту. Задания такого типа предполагают выбор из предложенного ряда языковых единиц одной, наиболее уместной в тексте. Это могут быть самые обычные задания «вставить вместо трех точек»:

Прочитайте текст. Вставьте вместо точек наиболее подходящее слово из тех, которые даны в скобках. Какой из рядов слов, выделенных курсивом, не является синонимическим? Докажите это.

И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и … (сегодняшних, теперешних, нынешних ) генералах и … (официальных, казенных, государственных ) людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не … (сознававшие, улавливавшие, смекавшие, смыслившие ) и азбуки … (воинского, военного, войскового ) и государственного дела, и что Бонапарте был … (мелкий, незначительный, ничтожный, мелкотравчатый ) французишка, имевший … (удачу, успех, счастливый конец, счастье ) только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических … (затруднений, сложностей, трудностей ), не было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, … (симулируя, прикидываясь, притворяясь, делая вид, маскируясь ), что делают дело. Князь Андрей весело … (сносил, терпел, переносил, выдерживал, переживал ) насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью … (вызывал, провоцировал, побуждал, зажигал ) отца на разговор и слушал его. (Л.Н. Толстой)

III . От языковых фактов к системе языка . В этом разделе могут быть представлены довольно разнородные задания структурно-лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа объединены в две группы.

1) Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду примеров). В качестве исходного условия предлагается открытый ряд слов. Единицы языка в нем располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к искомой информации. По такому принципу могут быть построены вопросы по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике:

А) Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Продолжите ряд своими примерами.

Объезжать поля – объезжать лошадь; перекусить бутербродами – перекусить провод, пилка дров – пилка для ногтей; подметать пол – подметать швы

Б) Продолжите ряд слов. Объясните свое решение.

Красота – красоты, забота – заботы, глубина – глубины

В) Какое словосочетание является лишним в следующем ряду: отойти от дома, перейти через дорогу, пробежать в комнату, вылететь из гнезда, всплыть на поверхность ? Аргументируйте свою точку зрения.

Г) Какие выводы можно сделать, сопоставив слова в следующем ряду: перёд , впереди, предок, прежний, прежде, предчувствие, представить, предупредить, предо мной ?

Не менее сложным испытанием, требующим аналитических способностей, может быть установление сходства и отличительных черт нескольких языковых единиц, их систематизация:

А) Объедините слова в группы по особенностям их структуры: гульбище, лежбище, мольбище, пастбище, стрельбище, стойбище . Мотивируйте свой ответ.

Б) Найдите общее в значении заимствованных слов: рецепт, рецептор, реципиент .

В) В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов казнить и миловать ? Приведите другие примеры подобных глаголов? Каким термином они называются?

При оценке выполнения этих заданий следует обращать внимание на ход рассуждения, весомость и точность аргументов, оригинальность мышления, неординарность примеров.

2) Разбор трудных единиц и категорий языка. Под этим названием можно объединить задания по отдельным разделам науки о языке: лексикологии (в том числе терминологии и фразеологии), морфологии, графики и орфографии и др. Вопрос ставится предельно конкретно – об отдельных единицах, при отсутствии возможности расширять их список. Это могут быть редкие, уникальные случаи или, наоборот, известные слова, выражения, предложения, которые нужно оценить с неожиданной точки зрения, увидеть новое в хорошо знакомом.

Содержание заданий может быть любым, но обязательной является установка не на воспроизводство заученных сведений, а на эвристический подход к их решению, применение знаний к анализу фактов языка, умение проводить аналогию между неизвестным и известным:

А) Разберите по составу наречие невтерпеж . Каким способом оно образовано с современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое мнение. Какой точке зрения вы отдаете предпочтение и почему?

Б) Почему в наречиях наотмашь , настежь пишется мягкий знак, а в словах уж , невтерпеж и замуж нет?

В) Запишите прилагательное 352-летний без использования цифр и разберите его по составу.

Г) Дайте характеристику предложению: Предупрежден – значит вооружен.

Д) Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение.

Давай посмотрим. Пойду посмотрю. Буду смотреть во все глаза. Смотрю не насмотрюсь.

Е) Постройте словообразовательную цепочку от слова ум к слову умничание . Сколько «шагов» отделяет эти слова?

Ж) Установите отличия форм учителя и учители по их значению и употреблению в речи.

Задания, проверяющие системность знаний о языке, могут быть комплексными, то есть предполагающими одновременное обращение к разным разделам лингвистики (семантика и этимология; фонетика, грамматика и орфография; синтаксис и стилистика и т. п.):

А) Из каких звуков состоит слово жестче ? К какой части речи его можно отнести? Подтвердите свое мнение примерами употребления слова.

Б) Какие значения в русском языке может выражать слово хлеб ? Укажите грамматические признаки этого слова, которые изменяются в зависимости от значения.

В) Чем, кроме значения, отличаются слова среда1 («окружение, обстановка») и среда2 («третий день недели»)?

Г) Почему нельзя употреблять глагол надеть вместо одеть ? Укажите словообразовательные и грамматические отличия этих слов.

IV . От языка к науке о языке, описанию языка . Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ фактов языка требует и научной эрудиции.

А) В каких разделах школьного учебника по русскому языку может быть рассмотрено слово бесспорно ? Аргументируйте свое мнение.

Б) Какие черты диалектного произношения называются терминами оканье, еканье, цоканье ? Приведите примеры.

В) Какие задачи выполняют «словари трудностей языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов.

Каждое задание должно иметь четкую систему оценивания по определенным параметрам, которые разрабатываются предметной методической комиссией. Каждое задание «расщепляется» на составляющие его элементы, каждый из которых оценивается отдельно; в зависимости от сложности каждому элементу присваивается свой балл; сумма баллов составляет оценку за ответ.

Творческие задания

Творческие задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов также можно рассмотреть в составе двух групп.

1. От модели текста к тексту. Задания первого типа обнаруживают владение навыками построения связного тематически целостного и стилистически единого текста, умение выбрать форму, соответствующую содержанию. В структуре текстовой компетентности человека выделяют три взаимосвязанных компонента: а) осознанная ориентация на текстовый способ создания речемыслительного произведения (членение темы на подтемы, выбор композиции, соответствующей объему темы, владение системой строевых единиц текста); б) владение совокупностью средств связности и их использование, соответствующее замыслу создателя; в) владение арсеналом средств жанрово-стилистического воплощения текста , их осознанный выбор в соответствии с назначением и стилистическим заданием, прагматикой текста. Эти параметры могут быть учтены и при оценке.

Целью подобных конкурсных испытаний может быть написание текста заданного стиля или жанра (художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т. д.) на предложенную тему.

2. От текста к тексту. Этот тип заданий связан с традиционной филологической работой над текстом, его толкованием и оформлением. В качестве исходного условия задан текст, требуется в процессе его анализа создать свой оригинальный текст.

Традиционно в число творческих испытаний на городской и районной Олимпиаде включается комплексный анализ текста. Целесообразно включить в формулировку задания конкретные вопросы, определяющие задачи этого анализа.

А) Прочитайте фрагмент рассказа А. П. Чехова «Происшествие (рассказ ямщика)». Определите стиль повествования. Найдите языковые средства, помогающие автору в создании образа рассказчика. Какой образ создается при помощи этой речевой характеристики? Свой ответ оформите в виде связного текста.

Мой покойный батенька, царство им небесное, везли к барину пятьсот целковых денег; тогда наши и шепелевские мужики снимали у барина землю в аренду, так батенька везли деньги за полгода. Человек они были богобоязненный, писание читали, и чтобы обсчитать кого, или обидеть, или, скажем, не ровен час, обжулить - это не дай бог, и мужики их очень обожали, и когда нужно было кого в город послать - по начальству, или с деньгами, то их посылали. Были они выделяющее из обыкновенного, но, не в обиду будь сказано, сидела в них малодушная фантазия. Любили они муху зашибить.

В эту группу могут войти задания из области стилистики и синтаксиса, предполагающие сопоставительный анализ разных по содержанию текстов.

Б) Прочитайте фрагменты романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и найдите в них слова с уменьшительными и оценочными суффиксами. Какие значения выражают эти суффиксы? Какие слова текста помогают это определить? Обобщите свои наблюдения в виде вывода, оформив его как многочленное сложноподчиненное предложение.

Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.

Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам.

Движение мысли «от текста к тексту» может подразумеваться и в других творческих заданиях. К ним можно отнести:

· преобразование, творческую переработку текста;

· перевод древнего текста;

· создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица и т. п.

Независимо от вида задания его выполнение оценивается по следующим параметрам: доказательность, логичность и последовательность, аргументированность, композиционная стройность, выразительность, речевое своеобразие.

Дополнительные конкурсы

В рамках школьного и муниципального уровней Олимпиады могут проводиться дополнительные конкурсы, призванные развивать разнообразные навыки владения русским языком. Победа в этих конкурсах не дает участникам права на участие в следующих этапах олимпиады, однако служит стимулом к дальнейшему изучению русского языка. Такими мероприятиями могут быть:

конкурсы ораторов;

турниры поэтов;

защита рефератов

и др.

Внеконкурсные мероприятия

В рамках школьного и муниципального уровней Олимпиады желательно также проводить внеконкурсные мероприятия:

экскурсии;

тематические выступления художественной самодеятельности;

выставки книг;

ознакомление с работой страниц Интернета gramota.ru и gramma.ru, а также с лингвистическими базами данных в компьютерном классе;

мастер-классы;

дискуссии по вопросам речевой культуры

и многое другое.

Задания для проведения Олимпиады в 9 классе

I тур

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Вопрос.

Проставьте ударения в словах и фразеологизмах

Маркетинг, обеспечение, торты, щавель, косая сажень в плечах, как с гуся вода, за здорово живешь, до мозга костей (4 балла)

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Вопрос.

Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте. (5 баллов)

Сонце еще греет полетнему но трава уже чуть чуть пожелтела. В темнозеленых косах берез кое где виднеються светло-жолтые пряди.

В верху над нами бледно голубое небо слево лес, а справа, еще нескошеное овсянное поле, за ним в дали не большая реченка. Мы проходем межёй и сворачеваем влева: к лесу.

Лес и теперь попрежнему хорошь. Волей не волей мы завораженые его красотой, останавливаимся, а за тем шагаем напрямик в чищобу.

Широкии ветви могучих деревьев крепко накрепко переплелись в вышине – в лесу темно и прохладно.

Медлено продвигаимся в перед и неждано негадано попадаем на полянку, на сквозь продуваемую, легким ветерком.

Здесь долна быть брусника и ее во чтобы-то не стало нужно розыскать.

По моему надо идти дальше вглубь леса, но мои подрушки в расыпную разбегаються по поляни и уже ссыплют в карзинки кроваво-красные ягоды.

Вопрос № 3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Вопрос.

Как называются следующие пары однокоренных слов, различающихся по значению? Определите значения этих слов и приведите примеры словосочетаний или предложений с соответствующими словами: будний -будничный, гордость-гордыня, дареный-даровой . (4 балла)

Вопрос № 4

Участники должны продемонстрировать осведомленность в генетическом родстве слов разных языков.

Вопрос.

Даны польские слова и их переводы на русский язык в измененном порядке: niewola, niedola, nielad, pieklo, lud, lekarz, wieprz, strzelba, krzeslo, wieko – ружье, врач, ад, тяжелая участь, стул, боров, народ, рабство, крышка, беспорядок. Найдите переводы польских слов. К какой языковой группе относятся русский и польский языки? (6 баллов)

Вопрос № 5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

Вопрос.

В современном русском языке слово тучный встречается в значении ‘жирный, упитанный, богатый’. Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли . Что оно означает? (5 баллов)

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать понимание семантических и стилистических различий синонимических средств русского языка и обусловленности языковой системой.

Вопрос.

Что обозначает фразеологизм душа уходит в пятки ? Подберите к данному обороту фразеологические синонимы, составьте с ними предложения. (8 баллов)

Вопрос № 7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Вопрос.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: дружественный, варежка, живость, зараза. (8 баллов)

Вопрос № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Вопрос.

Какой эффект создает переосмысление фразеологизма в строчке из песни В. Высоцкого: «Я хорошо усвоил чувство локтя, который мне совали под ребро»? Восстановите фразеологизм. (3 балла)

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Вопрос.

Докажите, что данные слова могут выступать в качестве разных частей речи, приведите примеры: весело, радостно, смешно, забавно . (4 балла)

Вопрос № 10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Вопрос.

Нуждаются ли в обособлении прилагательные, стоящие позади определяемого слова в данном предложении. Каким членом предложения они являются? Придумайте предложение, в котором эти прилагательные оформлялись прямо противоположно вашему ответу.

Весь день Павел ходил сумрачный, усталый . (3 балла)

Вопрос № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Вопрос.

Кто из ученых-лингвистов связан с Новгородским краем и какова область его деятельности:

С.И. Ожегов, В.Л.Янин, В.П. Жуков, М.В. Ломоносов. (2 балла)

Задания для проведения Олимпиады в 10 классе

I тур

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Вопрос.

В русском языке звук /ч’/ считается непарным по мягкости-твердости, но есть некоторые слова, в которых /ч/ твердый. Какие это слова?

(6 баллов)

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Вопрос.

В чем заключается суть фонетического принципа русской орфографии? Выпишите слова, написание которых соответствует этому принципу.

Росинка, россыпь, рассыпать, разбить, воскликнуть, отплатить, отблагодарить, изыскать, сгореть.

(6 баллов)

Вопрос № 3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Вопрос.

В чем состоит смысловое и стилистическое различие и своеобразие слов, входящих в синонимический ряд писатель – литератор – творец – беллетрист – сочинитель.

(5 баллов)

Вопрос № 4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Вопрос.

В современном русском языке есть слово косноязычный. Объясните его значение, пользуясь следующими церковнославянскими цитатами как подсказками. «Скорый въ помощь и косный въ гнѣвъ»; «Да будетъ всякъ человѣкъ скоръ услышати и косенъ глаголати»; «косный сердцемъ». (5 баллов)

Вопрос № 5

Участники должны показать осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Вопрос.

Одно из слов – дверь, горсть, лошадь, постель, тень, кровать – изменило в ходе истории свой род, однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранились. Что это за слово, какой был род, каково может быть объяснение.(6 баллов)

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Вопрос.

Есть ли в предложениях грамматические ошибки, если есть, то какие. Дайте исправленный вариант тех предложений, которые Вы считаете неправильными:

Читая роман, у меня возникло чувство жалости к герою.

Обнаружив сзади погоню, ему стало не по себе.

Читая роман, начинаешь сочувствовать герою. (5 баллов)

Вопрос № 7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Вопрос.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: задаток, разиня, изумительный, истребитель. (8 баллов)

Вопрос № 8

Участники должны показать знание понимание образных средств русского языка и умение анализировать ее функционирование в художественном тексте.

Вопрос.

В известном стихотворении М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» есть строки

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь..

Сопоставьте троп черная кровь , который употребляет Лермонтов, с аналогичным тропом в стихотворении А.И. Одоевского «Старица-пророчица»:

На мосту стояла старица,

На мосту чрез синий Волхов:

Не пройдет ли красный молодец

Чрез широкий синий Волхов?

Проезжало много всадников,

Много пеших проходило,

Было много изувеченных

И покрытых черной кровью.

Что ж? прошел ли добрый молодец?...

Не прошел он через Волхов… (4 балла)

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Вопрос.

Чем объясняется неверное с точки зрения современного русского языка написание выделенной словоформы?

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо…

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (4 балла)

Вопрос № 10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Вопрос.

Расставьте в данном предложении недостающие знаки препинания. Произведите синтаксический анализ этого предложения.

Это было странное загадочное существо царскосельский лейб-гусар живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом потому что бабушке казалась опасной железная дорога хотя не казались опасными передовые позиции где кстати говоря поручик Лермонтов за свою ледяную храбрость был представлен к золотому оружию.

(5 баллов)

Вопрос № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Вопрос.

Что такое диалекты? Что такое диалектные словари? Кто из русских лексикографов является автором Новгородского областного словаря?

В.П. Строгова, Н.Я. Шведова, В.И. Даль, В.П. Жуков

(3 балла)


Задания для проведения Олимпиады в 11 классе

I тур

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Вопрос.

Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге слова жокей ?

1. [а]

2. [о]

3. [у]

4. [э]

5. [и]

Какой ещё звук возможен в том же положении?

(6 баллов)

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Вопрос.

Объясните правописание выделенных букв в следующих словах:

Ис чезнуть, горшо к, чащо ба.

В чем своеобразие этих написаний?

(6 баллов)

Вопрос №3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Вопрос.

Объясните, как правильней: Вышел или сошел из автобуса, трамвая, троллейбуса?

(4 балла)

Вопрос № 4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Вопрос.

Что такое внутренняя форма слова? Укажите внутреннюю форму следующих слов обручить, столица, ширпотреб, щенок (грубо, о неопытном молодом человеке). (10 баллов)

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова или фразеологизма. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

Вопрос.

В Новгородской 1-ой летописи 12-13 веков встречается устойчивое выражение вдати (дати) плечи , которое означает «побежать, обратиться в бегство». Как вы понимаете смысл слов, входящих в это выражение?

(5 баллов)

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Вопрос.

Как определяется жанр данного текста? Какие языковые средства используются автором?

Показ Пушкиным поимки рыбаком золотой рыбки, обещавшей при условии ее отпуска в море значительный откуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение. Не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и принудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте . (З. Паперный)

(8 баллов)

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Вопрос.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: почти, надсадный, достоверный, жмот (8 баллов)

Вопрос № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в речи.

Вопрос.

Какая ошибка допущена при использовании фразеологизмов? Восстановите правильный вид, определите значение фразеологизма и проиллюстрируйте его (значение) в исправленном предложении:

1)На прощанье радостные выпускники спели свою лебединую песню.

2)Со всех своих длинных ног она бросилась бежать.

3)Я тертый воробей, меня не проведешь.

(6 баллов)

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка, способность объяснять особенности употребления грамматических форм в речи.

Вопрос.

Перепишите предложение, расставляя знаки препинания. Найдите в этом предложении слова, совмещающие в себе признаки разных частей речи. Назовите эти признаки и те части речи, для которых они характерны.

Теперь через много лет вспоминая так надоедавшие в те далекие дни порой просто ненавистные уроки я с удивлением чувствую что мне становится грустно.

(6 баллов)

Вопрос № 10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Вопрос.

Можно ли заменить союзное слово какой на который в данном предложении?

Хлынул ливень, какой бывает лишь в тропических странах .

Какова разница в значении придаточных со словами какой и который ?

(4 балла)

Вопрос № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Вопрос.

Какие лексикографические труды (словари) связаны с именами данных ученых: Р.А. Аванесов, В.И. Даль, С.И. Ожегов, М. Фасмер, В.П. Жуков, В.П. Строгова

(5 баллов)


Задания для проведения Олимпиады в 9 классе и ответы

I тур

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Вопрос.

Проставьте ударения в словах и фразеологизмах

Маркетинг, обеспечение, торты, щавель, косая сажень в плечах, как с гуся вода, за здорово живешь, до мозга костей

Ответ.

мАркетинг, обеспЕчение, тОрты, щавЕль, косая сажЕнь в плечах, как с гУся вода, за здорОво живешь, до мОзга костей

Оценка.

За каждое правильное ударение по 0, 5 балла. Всего – 4 балла.

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Вопрос.

Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте.

Сонце еще греет полетнему но трава уже чуть чуть пожелтела. В темнозеленых косах берез кое где виднеються светло-жолтые пряди.

В верху над нами бледно голубое небо слево лес, а справа, еще нескошеное овсянное поле, за ним в дали не большая реченка. Мы проходем межёй и сворачеваем влева: к лесу.

Лес и теперь попрежнему хорошь. Волей не волей мы завораженые его красотой, останавливаимся, а за тем шагаем напрямик в чищобу.

Широкии ветви могучих деревьев крепко накрепко переплелись в вышине – в лесу темно и прохладно.

Медлено продвигаимся в перед и неждано негадано попадаем на полянку, на сквозь продуваемую, легким ветерком.

Здесь долна быть брусника и ее во чтобы-то не стало нужно розыскать.

По моему надо идти дальше вглубь леса, но мои подрушки в расыпную разбегаються по поляни и уже ссыплют в карзинки кроваво-красные ягоды.

Ответ

Солнце еще греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В темно-зеленых косах берез кое-где виднеются светло-желтые пряди.

Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а за тем шагаем напрямик в чащобу.

Широкие ветви могучих деревьев крепко-накрепко переплелись в вышине, в лесу темно и прохладно.

Медленно продвигаемся вперед и нежданно-негаданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую легким ветерком.

Здесь должна быть брусника, и ее во что бы то ни стало нужно разыскать.

По-моему, надо идти дальше, в глубь леса, но мои подружки врассыпную разбегаются по поляне и уже сыплют в корзинки кроваво-красные ягоды.

Максимальный оценка 5 баллов за абсолютно грамотный текст. Текст с 1-ой ошибкой – 4 балла, с 2-мя – 3 балла, с 4-мя – 2 балла, с 5-ю – 1 балл, с 6-ю и более – 0 баллов. Орфографические и пунктуационные ошибки имеют одинаковое достоинство.

Вопрос № 3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Вопрос.

Как называются следующие пары однокоренных слов, различающихся по значению? Определите значения этих слов и приведите примеры словосочетаний или предложений с соответствующими словами: будний -будничный, гордость-гордыня, дареный-даровой .

Ответ.

Приведенные пары слов являются паронимами. Слова будний и будничный имеют общее значение ‘непраздничный, рабочий’, отличие состоит в том, что слово будний сочетается с определенным кругом слов (день, время, пора и .п.), а слово будничный обладает более широкими сочетательными возможностями, в том числе и вследствие своей многозначности (ср. будничный (-ая, -ое, -ые) день, работа, занятие, дела, заботы, одежда; будничный (-ая, -ое, -ые) ‘скучный, однообразный; беспросветный, серый, безрадостный’ голос, ответ, обстановка и т.д.

Паронимы гордость и гордыня также различаются семантическими и сочетательными свойствами. Первое слово многозначно (1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов, превосходства в чем-либо. 3. Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим, заносчивость, высокомерие). Третье значение совпадает со значением лексемы гордыня .

Слова дареный и даровой различны по значению. Дареный значит «полученный в качестве подарка, подаренный» (дареная вещь, дареное ружье; Дареному коню в зубы не смотрят), а слово даровой означает «полученный даром; бесплатный, неоплачиваемый» (даровой экземпляр журнала, даровая рабочая сила)

Оценка.

1 балл за указание термина, по 1 баллу за верное объяснение слов из каждой пары.

Вопрос № 4

Участники должны продемонстрировать осведомленность в генетическом родстве слов разных языков.

Вопрос.

Даны польские слова и их переводы на русский язык в измененном порядке: niewola, niedola, nielad, pieklo, lud, lekarz, wieprz, strzelba, krzeslo, wieko – ружье, врач, ад, тяжелая участь, стул, боров, народ, рабство, крышка, беспорядок. Найдите переводы польских слов. К какой языковой группе относятся русский и польский языки?

Ответ.

Рабство – niewola, беспорядок – nielad, ад – pieklo, тяжелая участь – niedola, крышка – wieko, народ – lud, врач – lekarz, ружье – strzelba, стул – krzeslo. Польский и русский языки относятся к славянской группе.

Оценка.

За правильный перевод слова – 0,5 балла. За второй вопрос 1 балл. Максимальный балл – 6.

Вопрос № 5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

Вопрос.

В современном русском языке слово тучный встречается в значении ‘жирный, упитанный, богатый’. Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли . Что оно означает?

Ответ.

Тучный – от туча; это слово означало также ‘дождь, ливень’. Таким образом, тучные капли – это дождевые капли, речь идёт о дожде.

Оценка.

За правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 2 балла; максимальный балл – 5.

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать понимание семантических и стилистических различий синонимических средств русского языка и обусловленности языковой системой.

Вопрос.

Что обозначает фразеологизм душа уходит в пятки ? Подберите к данному обороту фразеологические синонимы, составьте с ними предложения.

Ответ.

Значение фразеологизма « кто-либо испытывает сильный страх, ужас». Синонимы: поджилки трясутся у кого, мороз по коже (по спине) дерет у кого, мурашки бегают (ползают) по спине у кого, кровь стынет в жилах у кого, сердце падает у кого, небо с овчинку кажется кому и др.

Оценка.

Названо значение – 1 балл, за каждое предложение с фразеологизмом –1балл, но не больше 8 баллов.

Вопрос № 7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Вопрос.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: дружественный, варежка, живость, зараза.

Ответ.

Современное
членение

Историческое членение

Друж-ественн-ый (от слова друг)

Друж-еств-енн-ый (от слова друж-еств-о)

Варежк-а

Вареж-к-а (к – уменьшительный суффикс, от варега, сапоги-сапожки)

жив-ость

жи-в-ость: жи-ть > жи-в > жи-в-ой > жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый

зараз-а

за-раз-а; ср. заразить, поразить

Оценка.

По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова.

Вопрос № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Вопрос.

Какой эффект создает переосмысление фразеологизма в строчке из песни В. Высоцкого: «Я хорошо усвоил чувство локтя, который мне совали под ребро»? Восстановите фразеологизм.

Ответ.

Стилистический эффект заключен в буквальном переосмыслении компонентов фразеологизма чувство локтя , который имеет значение ‘взаимная поддержка, верность товариществу’, в результате чего создается юмористический эффект.

Оценка.

2 балла за объяснение, 1 балл за восстановление фразеологизма.

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Вопрос.

Докажите, что данные слова могут выступать в качестве разных частей речи, приведите примеры: весело, радостно, смешно, забавно .

Ответ.

Данные слова могут выступать в качестве 1)кратких прилагательных среднего рода: Выражение лица весело, радостно, смешно, забавно .2)наречий образа действия: Он говорил весело, радостно, смешно, забавн о. 3)слов категории состояния (предикативных наречий): Ему было весело, радостно, смешно, забавно.

Оценка.

Максимальный балл – 4 (1 балл за объяснение, по 1 баллу за примеры).

Вопрос № 10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Вопрос.

Нуждаются ли в обособлении прилагательные, стоящие позади определяемого слова в данном предложении. Каким членом предложения они являются? Придумайте предложение, в котором эти прилагательные оформлялись прямо противоположно вашему ответу.

Весь день Павел ходил сумрачный, усталый .

Ответ.

Нет. Данные прилагательные являются именной частью составного именного сказуемого. Обособляться данные прилагательные смогут в конструкции, типа: Павел, сумрачный, усталый, весь день ходил на взводе.

Оценка.

Ответ , объяснение, пример – по 1 баллу. Всего: 3 балла.

Вопрос № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Вопрос.

Кто из ученых- лингвистов связан с Новгородским краем и какова область его деятельности:

С.И. Ожегов, В.Л.Янин, В.П. Жуков, М.В. Ломоносов.

Ответ.

В.П. Жуков, работал на кафедре русского языка Новгородского государственного педагогического института. Область научной деятельности – фразеология.

Оценка.

2 балла.

Общее количество - 52 балла

Задания для проведения Олимпиады в 10 классе

I тур

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Вопрос.

В русском языке звук /ч’/ считается непарным по мягкости-твердости, но есть некоторые слова, в которых /ч/ твердый. Какие это слова?

Ответ.

В словах лучше, Ницше

Оценка.

За правильный ответ – 6 баллов

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Вопрос.

В чем заключается суть фонетического принципа русской орфографии? Выпишите слова, написание которых соответствует этому принципу.

Росинка, россыпь, рассыпать, разбить, воскликнуть, отплатить, отблагодарить, изыскать, сгореть.

Ответ.

Фонетический принцип заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в слабой позиции. Фонетический принцип обычно проявляется при передаче на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме. Среди предложенных слов фонетический принцип проявляется в словах россыпь, рассыпать, разбить, воскликнуть, изыскать

Оценка.

За объяснение – 1 балл. За каждое правильное слово – 1 балл. Максимально – 6 баллов.

Вопрос № 3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Вопрос.

В чем состоит смысловое и стилистическое различие и своеобразие слов, входящих в синонимический ряд писатель – литератор – творец – беллетрист – сочинитель.

Ответ.

Названные синонимы характеризуются общим значением «создатель прозаических или драматических художественных произведений».

Слово литератор имеет значение «профессиональный создатель художественных произведений»; слово творец обладает высокой стилистической окраской и употребляется в значении «создатель значительных и весьма известных художественных произведений», заимствованное слово беллетрист «создатель крупных повествовательных произведений» и исконно русское сочинитель в настоящее время воспринимаются как устаревающие или устаревшие.

Оценка.

5 баллов за правильный ответ.

Вопрос № 4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Вопрос.

В современном русском языке есть слово косноязычный. Объясните его значение, пользуясь следующими церковнославянскими цитатами как подсказками. «Скорый въ помощь и косный въ гнѣвъ»; «Да будетъ всякъ человѣкъ скоръ услышати и косенъ глаголати»; «косный сердцемъ».

Ответ.

Слово косный исконно означало ‘медленный’. Ср. совр. болг. късен — ‘поздний’. Соответственно косноязычный – это тот, у кого замедлена, затруднена речь.

Оценка. 5 баллов.

Вопрос № 5

Участники должны показать осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Вопрос.

Одно из слов – дверь, горсть, лошадь, постель, тень, кровать – изменило в ходе истории свой род, однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранились. Что это за слово, какой был род, каково может быть объяснение.

Ответ.

1) Слово тень раньше было мужского рода. Отличие этого слова проявляется в словообразовательных особенностях. Уменьшительное существительное от него будет иметь вид пенек (как кулачок) с суф. ок , в то время как у других – дверка, горстка, лошадка, постелька, кроватка – с суф. к.

Оценка.

1 балл за ответ на первый вопрос, 2 балла за ответ на второй вопрос, 3 балла за ответ на третий вопрос. В целом – 6 баллов.

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Вопрос.

Есть ли в предложениях грамматические ошибки, если есть, то какие. Дайте исправленный вариант тех предложений, которые Вы считаете неправильными:

Читая роман, у меня возникло чувство жалости к герою.

Обнаружив сзади погоню, ему стало не по себе.

Читая роман, начинаешь сочувствовать герою.

Ответ.

В первых 2 предложениях неправильно использован деепричастный оборот. Употребление деепричастного оборота в безличном предложении, выражающем состояние человека, недопустимо. В третьем предложении ошибки нет, в предложении с инфинитивом деепричастный оборот возможен. Исправленный вариант: Когда я читал роман, у меня возникло чувство жалости к герою. (или Читая роман, я испытывал чувство жалости к герою; Прочитав роман, я испытал чувство жалости к герою). Ему стало не по себе, когда он обнаружил за собой погоню.

Оценка.

За правильный ответ – 5 баллов: 2 балла – за указание на грамматическую ошибку; 2 балла – за конкретное объяснение нарушения; 1 балл – за исправленный вариант предложения.

Вопрос № 7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Вопрос.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: задаток, разиня, изумительный, истребитель.

Ответ.

Современное
членение

Историческое членение

за-да-ток

за-да-т-ок; корень да тот же, что и в глаголе дать; -т- суфф. страдат. прич., ср.: зарыт, выпит, вынут

разин-я

ра(з)-зи-н-я; ср.: зиять, зияние

изуми-тельн-ый

из-ум-и-тель-н-ый; изумить – букв. ‘вывести из ума’

истреб-и- тель

ис-треб-и-тель ; ср. рус. полногласный вариант теребить, истеребить

Оценка.

По 1 баллу за каждую правильно разделенную на морфемы основу слова.

Вопрос № 8

Участники должны показать знание понимание образных средств русского языка и умение анализировать ее функционирование в художественном тексте.

Вопрос.

В известном стихотворении М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» есть строки

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь..

Сопоставьте троп черная кровь, который употребляет Лермонтов, с аналогичным тропом в стихотворении А.И. Одоевского «Старица-пророчица»:

На мосту стояла старица,

На мосту чрез синий Волхов:

Не пройдет ли красный молодец

Чрез широкий синий Волхов?

Проезжало много всадников,

Много пеших проходило,

Было много изувеченных

И покрытых черной кровью.

Что ж? прошел ли добрый молодец?...

Не прошел он через Волхов…

Ответ.

В обоих стихотворениях используется один и тот же мотив: борьбы свободолюбия и тирании. В стихотворении Лермонтова выражение имеет значение «вредоносная, смертоносная, убийственная, ядовитая», а также «отравляющая существование окружающих» кровь (жизнь) гонителей свободолюбивой личности. Это выражение нужно понимать метафорически. Одоевский же предлагает гораздо большее число интерпретаций этого словоупотребления, причем обнаруживает большую взаимопроникаемость прямого и переносного словоупотребления. Это выражение может понято и как «собственно кровь раненых», и «кровь поверженных врагов», и «духовная смерть», и «рабство вернувшихся с поля битвы живыми».

Оценка.

3 балла за объяснение значения. 1 балл – определение тропа.

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Вопрос.

Чем объясняется неверное с точки зрения современного русского языка написание выделенной словоформы?

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо…

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Ответ.

В современном русском языке боа в значении «меховая накидка» имеет ср. р., в отличие от боа – «род змеи» м. р. Написание окончания –ый в словосочетании боа пушистый не является грамматической ошибкой, так как в пушкинское время м.р. для существительного боа был нормативным.

Оценка.

1 балл – за сопоставление рода слова боа в современном языке и в пушкинское время. 1 балл - за указание правильности написания в данном отрывке. 2 балла – за указание на то, что в современном языке слово боа в зависимости от значения имеет разный род.

Максимальный балл – 4.

Вопрос № 10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Вопрос.

Расставьте в данном предложении недостающие знаки препинания. Произведите синтаксический анализ этого предложения.

Это было странное загадочное существо царскосельский лейб-гусар живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом потому что бабушке казалась опасной железная дорога хотя не казались опасными передовые позиции где кстати говоря поручик Лермонтов за свою ледяную храбрость был представлен к золотому оружию.

Ответ.

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов за свою ледяную храбрость был представлен к золотому оружию.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, многочленное, с тремя придаточными, состоит из 4 предикативных частей, с последовательным подчинением.

1 часть – главное предложение, двусост., полн., распр., осложнено распространенным приложением и обособленным определением, выраженным двумя однородными причастными оборотами, соединенными одиночным союзом и;

2 часть – придаточное причины, относится к главному предложению, связано с ним союзом потому что ; двусоставное, полн., распр.;

3 часть – придаточное уступки, относится к предшествующему придаточному, связано с ним союзом хотя , двусост., полн., распр.;

4 часть - придаточное определительное, относится к предшествующему придаточному, связано с ним союзом где , двусост, распр., осложнено вводным словосочетанием кстати говоря .

2 балла – за безупречную пунктуацию, 3 балла – за разбор (по 0,5 балла – за характеристику каждой части, 1 балл – за общую характеристику), итого – 5 баллов.

Вопрос № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Вопрос.

Что такое диалекты? Что такое диалектные словари? Кто из русских лексикографов является автором Новгородского областного словаря?

В.П. Строгова, Н.Я. Шведова, В.И. Даль, В.П. Жуков

Ответ.

Диалекты – это разновидность языка людей, живущих в определенной местности. Диалектные словари фиксируют диалектную лексику. Создателем Новгородского областного словаря является В.П. Строгова.

Оценка.

За ответ по каждой позиции – по 1 баллу, итого – 3 балла.

Общее количество – 57 баллов


Задания для проведения Олимпиады в 11 классе

I тур

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Вопрос.

Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге слова жокей ?

1. [а]

2. [о]

3. [у]

4. [э]

5. [и]

Какой ещё звук возможен в том же положении?

Ответ.

В современной орфоэпической норме в этом положении невозможны звуки [у] и [и]. Возможен также звук [ы].

Оценка.

За каждый правильный ответ – 2 балла. Итого максимум – 6 баллов.

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Вопрос.

Объясните правописание выделенных букв в следующих словах:

Ис чезнуть, горшо к, чащо ба.

В чем своеобразие этих написаний?

Ответ.

Буква С в слове исчезнуть пишется по правилу о написании приставок на З//С (С перед согласной, обозначающей глухой согласный), О в словах горшок и чащоба по правилу о написании суффиксов существительных после шипящих (под ударением О).

Своеобразие написаний состоит в том, что во всех словах прошел процесс опрощения и указанные буквы пишутся – с точки зрения современного русского языка – в корнях, однако принципы написания сохранились и соответствуют историческому членению слов.

Оценка.

По 2 балла за объяснение каждого слова. Максимально 6 баллов.

Вопрос №3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Вопрос.

Объясните, как правильней: Вышел или сошел из автобуса, трамвая, троллейбуса?

Ответ.

Употребление обоих глаголов в данных случаях уместно: пассажир, покидая транспорт, одновременно не только выходит из него, но и спускается по ступеням. Однако главное действие означает движение изнутри наружу. Поэтому точнее говорить выйти .

Оценка.

1 балл за указание, 3 баллов – за объяснение. Итого – 4 балла.

Вопрос № 4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Вопрос.

Что такое внутренняя форма слова? Укажите внутреннюю форму следующих слов обручить, столица, ширпотреб, щенок (грубо, о неопытном молодом человеке).

Ответ.

Внутренняя форма слова – это соотнесенность морфемного состава слова и его значения с морфемным составом и значением других слов языка.

Обручить – этот глагол – древнерусское суффиксальное производное от обручь «кольцо» (во время обручения жениху и невесте надевали кольца). Существительное обручь – префиксальное образование от исчезнувшего ручь «рука». Буквально обруч – «украшение, облегающее руку» (ср. ожерелье – «украшение на шее, горле» (древнерусское жерело – «горло»)

Столица – является суффиксальным производным от стол в значении «столица, стольный град» - место, где находится стол «престол» как символ верховной власти – «трон» - «стул, скамья, сиденье».

Ширпотреб – сложносокращенное слово, появилось в 30-е годы ХХ века на базе словосочетания товары широкого потребления .

Щенок – в данном значении существительное щенок является лексико-семантическим образованием по модели «от названия животного к названию человека», от щенок «детеныш собаки».

Оценка.

2 балла за верное определение, по 2 балла за выявление внутренней формы каждого слова. Итого 10 баллов.

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова или фразеологизма. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

Вопрос.

В Новгородской 1-ой летописи 12-13 веков встречается устойчивое выражение вдати (дати) плечи , которое означает «побежать, обратиться в бегство». Как вы понимаете смысл слов, входящих в это выражение?

Ответ.

Древнерусский глагол дати (современное дать ) означает здесь «показать», существительное плечи значит «спина». Таким образом, это выражение буквально означает «показать спину», ведь убегающий человек действительно показывает спину преследующим его людям.

Оценка.

За правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 2 балла; максимальный балл – 5.

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Вопрос.

Как определяется жанр данного текста? Какие языковые средства используются автором?

Показ Пушкиным поимки рыбаком золотой рыбки, обещавшей при условии ее отпуска в море значительный откуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение. Не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и принудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте . (З. Паперный)

Ответ.

Данный текст – пародия на канцелярский стиль речи. В этой пародии средствами бурлеска (когда народно-поэтическое представляется как книжное, наукообразное, канцелярское) служат

- отглагольные существительные показ, поимка, отпуск, неиспользование и др.

- нанизывание родительных падежей - сообщение …о неиспользовании им откупа рыбки…

- использование терминологии и абстрактной лексики – вульгаризмы, реакции и др.

- канцелярские клише – значительный выкуп, иметь важное значение, понудивший к встрече, посвятить вопросу и др.

- массированное использование причастных оборотов - …вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте… Оценка.

За определение жанра текста – 3 балла, языковых средств - 5 баллов. Итого – 8 баллов.

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Вопрос.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: почти, надсадный, достоверный, жмот Ответ.

Современное
членение

Историческое членение

почти

по-чт-и; ср.: почитай, чтить

надсад-н-ый

над-сад-н-ый; корень сад тот же, что и в словах саднить, ссадина

достоверн-ый

до-сто-вер-н-ый; из достойноверный; это то, что стоит веры, от стоять в вере

жмот

жм-от-ъ – человек, который жмется ‘скупится’, прижимистый; чередование жим / жм

Оценка.

По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова.

Вопрос № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в речи.

Вопрос.

Какая ошибка допущена при использовании фразеологизмов, восстановите правильный вид, определите значение фразеологизма и проиллюстрируйте его (значение) в исправленном предложении:

1)На прощанье радостные выпускники спели свою лебединую песню.

2)Со всех своих длинных ног она бросилась бежать.

3)Я тертый воробей, меня не проведешь.

Ответ.

1) Ошибка: употребление фразеологизма в несвойственном ему значении. Значение фразеологизма лебединая песня (песнь) « последнее, обычно наиболее значительное, произведение кого-либо; последнее проявление таланта, способностей и т. д.» - Лебединой песней А.П. Чехова стала пьеса «Вишневый сад»

2) Ошибка: изменение структуры устойчивого выражения. Значение фразеологизма бросаться (кидаться) со всех ног «очень быстро, стремительно убегать, прибегать и т.п.» - Она бросилась со всех ног в сторону.

3) Ошибка: контаминация двух фразеологизмов стреляный воробей и тертый калач с синонимичными значениями «Очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть; бывалый человек» - Я тертый калач, меня не проведешь.

Оценка.

За выполнение каждой группы – 2 балла. Итого: 6 баллов.

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка, способность объяснять особенности употребления грамматических форм в речи.

Вопрос.

Перепишите предложение, расставляя знаки препинания. Найдите в этом предложении слова, совмещающие в себе признаки разных частей речи. Назовите эти признаки и те части речи, для которых они характерны.

Теперь через много лет вспоминая так надоедавшие в те далекие дни порой просто ненавистные уроки я с удивлением чувствую что мне становится грустно.

Ответ.

Теперь, через много лет, вспоминая так надоедавшие в те далекие дни, порой просто ненавистные уроки, я с удивлением чувствую, что мне становится грустно.

А) много - признаки числительного (значение неопр. кол-ва; синтаксическая функция, проявляющаяся в сочетании со словом лет) и наречия (неизменяемость, возможность форм субъективной оценки);

Б) вспоминая – признаки глагола (значение действия, грамматические признаки – вид, возвратность, переходность, образование от основы глагола) и наречия (неизменяемость, синтаксическая функция обстоятельства);

В) надоедавшие – признаки глагола (значение по действию, время, вид, время, залог, возвратность, переходность, образование от глагольной основы) и прилагательного (значение признака, наличие рода, числа, падежа, зависимых от существительного, способность вступать с сущ. в синт. связь согласование, синтаксическая функция определения)

Оценка.

По 1 балла за каждое слово и по 1 балла за признаки. Итого 6 баллов.

Вопрос № 10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Вопрос.

Можно ли заменить союзное слово какой на который в данном предложении?

Хлынул ливень, какой бывает лишь в тропических странах .

Какова разница в значении придаточных со словами какой и который?

Ответ. Нельзя. Ливень бывает не только в тропических странах.

Придаточные с союзным словом какой характеризуют вид или тип предмета, явления. Придаточные с союзным словом который оценивают действие конкретного (определенного) предмета (Хлынул ливень, который промочил меня насквозь ). Какой может иметь значение присоединительного союза и .

Оценка.

1 балл за ответ, 3 балла – за комментирование. Всего – 4 балла.

Вопрос № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Вопрос.

Какие лексикографические труды связаны с именами данных ученых Р.А. Аванесов, В.И. Даль, С.И. Ожегов, М. Фасмер, В.П. Жуков, В.П. Строгова

Ответ.

Р.А. Аванесов - Орфоэпический словарь русского языка.

В.И. Даль - Толковый словарь живого великорусского языка.

М. Фасмер – Этимологический словарь русского языка.

В.П. Жуков – Школьный фразеологический словарь.

В.П. Строгова – Новгородский областной словарь.

Оценка.

За каждый правильный ответ 1 балл. Итого – 5 баллов.

Общее количество – 68 баллов.

Рекомендуемая литература

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.

http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, учащий читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2009/2010 учебном году/Под ред. А.М. Камчатова. М., 2009