Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по проведению мониторинга здоровьесозидающей среды образовательного учреждения введение - реферат

Служба здоровья образовательных учреждений

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического

образования

Методические рекомендации по проведению
мониторинга здоровьесозидающей среды образовательного учреждения

ВВЕДЕНИЕ

Цель мониторинга: сбор и социологический анализ первичной статистической информации для выявления значений показателей здоровьесозидающей среды в образовательных учреждениях (ОУ) Санкт-Петербурга.

Объекты мониторинга:

· внутришкольная образовательная среда (инфраструктура и кадровый потенциал образовательного учреждения, организация учебного процесса, учебная и внеучебная нагрузка, организация медицинских, физкультурных и педагогических мероприятий по охране и укреплению здоровья учащихся, повышению культуры их здоровья);

· готовность к здоровому образу жизни и образ жизни учащихся и учителей (социальные условия, режим дня, питание, досуговая деятельность, социальные риски);

· функциональное состояние учащихся (воспитанников) и состояние их здоровья.

Субъекты мониторинга: учащиеся (воспитанники) всех возрастных групп, классы (группы) и образовательные учреждения.

Исследования проводятся с помощью работников школы (администрации, классных руководителей, медицинского работника, учителей физкультуры, школьных психологов, валеологов, логопедов, социальных педагогов), самих школьников и их родителей.

Инструментарий мониторинга включает следующий дидактический материал:

· Анкета I – «Паспорт школы» (заполняется директором школы в одном экземпляре для образовательного учреждения);

· Анкета II – «Паспорт класса – 1» (анкета классного руководителя, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);

· Анкета III – «Паспорт класса – 2» (анкета медицинского работника, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);

· Анкета IV – «Паспорт класса – 3» (анкета учителя физкультуры, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);

· Анкета V – «Паспорт класса – 4» (анкета социального педагога, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);

· Анкета VI – «Паспорт класса – 5» (анкета психолога, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);

· Анкета VII – «Паспорт класса – 6» (анкета педагога-валеолога, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);

· Анкета VIII – «Паспорт класса – 7» (анкета коррекционного педагога, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);

· Анкета IX – «Анкета школьника 1-4 класса» (стимульный материал анкеты учащихся начальной школы);

· Анкета X – «Анкета школьника 5-7 класса» (стимульный материал анкеты учащихся младших классов средней школы);

· Анкета XI – «Анкета школьника 8-11 класса» (стимульный материал анкеты учащихся старших классов средней школы и основной школы);

· Регистрационный бланк «Анкета школьника» (заполняется по вопросам стимульного материала «Анкет школьника …» учащимися (или их родителями) в одном экземпляре для каждого школьника);

· Анкета XII – «Социологическая анкета педагога» (заполняется всеми членами педагогического коллектива в одном экземпляре для каждого).

Варианты проведения . Анкетирование школьников и учителей может быть проведено одним из следующих способов:

1) опрос с использованием электронных форм для сбора, обработки и передачи данных (для ОУ, имеющих широкополосного выход в Internet);

2) опрос с использованием симуляторов электронных форм на основе электронных таблиц в формате EXCEL (Microsoft Office);

3) бланковый опрос с использованием регистрационного бланка «Анкета школьника» с последующим вводом данных оператором в симуляторы электронных форм.

Сроки проведения . По результатам пилотного городского эксперимента предлагается мониторинг проводить не чаще одного раза в течение учебного года в середине ноября. К этому времени завершаются процессы острой адаптации организма учащихся к школе и их работоспособность входит в стабильный режим, что позволяет получать более надежные результаты.

При правильной организации и соблюдении принципа разделения обязанностей вся работа по сбору информации в процессе мониторинга в образовательном учреждении занимает не более одной недели. При этом работа с коллективом каждого класса может быть проведена в течение 2–3 дней.

ПРИМЕРНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА

1. Формирование состава участников исследования.

В образовательном учреждении формируется и закрепляется приказом по школе список классов, привлекаемых к проведению мониторинга, и состав Временной рабочей группы (ВРГ). Если в школе создана Служба здоровья, создания ВРГ не требуется. Примерный состав Временной рабочей группы и распределение обязанностей в ней приведены ниже.

Директор школы – руководит всей работой; проводит педагогические советы и координационные совещания по всем возникающим проблемам; определяет порядок проведения мониторинга и порядок использования его результатов.

Руководитель Временной рабочей группы (заместитель директора) – осуществляет подготовительную и воспитательную работу, необходимую для мониторинга; планирует и контролирует все мероприятия, связанные с проведением мониторинга; обеспечивает взаимодействие педагогов, специалистов, медицинского персонала школы; решает оперативные вопросы; собирает сведения и заполняет «Паспорт школы»; подготавливает и совместно с классными руководителями проводит собрания родителей детей младших классов и беседы с учащимися старших классов, в которых проводится мониторинг; в отсутствие директора принимает на себя его функции в части осуществления мониторинга.

Классные руководители тех классов, в которых осуществляется мониторинг, – заполняют анкету «Паспорт класса– 1»; проводят беседы с учащимися и их родителями, формируя положительную мотивацию; обеспечивают явку школьников и заполнение ими персональных анкет.

Медицинские работники – предоставляют необходимую качественную и количественную информацию о состоянии здоровья учащихся руководителю группы для заполнения «Паспорта школы»; заполняют анкеты «Паспорт класса – 2»; обеспечивают надежность, достоверность и конфиденциальность сведений, извлекаемых из индивидуальных школьных медицинских карт.

Учителя физкультуры – проводят тестирование двигательной подготовленности учащихся по программе, предусмотренной мониторингом, в точном соответствии с инструкцией; заполняют анкету «Паспорт класса – 3»; предоставляют руководителю группы качественную и количественную информацию об организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе для заполнения «Паспорта школы».

Социальные педагоги, педагоги - психологи, педагоги - валеологи, коррекционные - педагоги – предоставляют руководителю группы качественную и количественную информацию в соответствии со своим профилем для заполнения «Паспорта школы»; заполняют анкеты «Паспорт класса – 4», «Паспорт класса – 5» «Паспорт класса – 6», «Паспорт класса – 7» соответственно.

Учителя информатики - осуществляют информационное сопровождение подготовки, ввода и последующей обработки результатов мониторинга.

По усмотрению администрации школы в состав ВРГ могут включаться другие специалисты и технические сотрудники.

2. Формирование учетной информации.

Учителем информатики формируется список кодов классов и персональные коды школьников.

Кодировка всех классов в школе осуществляется цифрами от 01 до 99 в произвольном порядке, так чтобы код, закрепленный за классом, был неизменным на протяжении всего периода обучения с 1 по 11 класс. Например : на 1 сентября текущего учебного года устанавливается следующая кодировка: 1А‑ код 01, 1Б‑02, 1В-03, 2А‑04, 2Б‑05, 3А-06, ... 11Э‑28. Набранные на следующий учебный год классы будут кодироваться по нарастающей: 1А‑29, 1Б‑30, 1В-31 и т.д.

В каждой из анкет паспорта класса вносится сквозная кодировка учащихся цифрами от 01 до 99 в произвольном порядке, так чтобы персональный код ученика, присвоенный при первом проведении мониторинга, в дальнейшем был неизменным на протяжении всего периода обучения с 1 по 11 класс. Например : Андреев‑код 01, Васильева‑02, … Петров‑14,… Яшина‑31. Если в течение периода обучения в класс приходят новые ученики, им будут присваиваться коды по нарастающей: Иванова-32, Сидоров-33 и т.д.
Персональные коды учеников хранятся руководителем ВРГ в специальных списках, недоступных для учащихся.

3. Предварительный этап

Проводимые на этом этапе мероприятия зависят от варианта проведения опроса.

3.1. Опрос с использованием электронных форм

Страница авторизации для входа в электронную систему располагается в Internet по адресу: http://anketa.webmerit.ru. Также на эту страницу можно попасть по ссылке «вход в систему», которая расположена на всех страницах сайта «Службы здоровья образовательных учреждений» (http://szou.webmerit.ru ).

Для входа в электронную систему в Internet перед началом опроса организаторами мониторинга руководителю ВРГ передаются логин и пароль для Регистратора (как правило, преподавателя информатики). Переданные логины и пароли предназначены только для указанных лиц и должны сохраняться в секрете от остальных анкетируемых. Их разглашение может повлечь порчу или удаление собираемой информации.

Для того чтобы начать процесс анкетирования, Регистратору следует зарегистрировать каждого анкетируемого. Регистрация и последующее анкетирование проходит на странице «Вход в систему». В процессе регистрации каждому учащемуся и члену ВРГ присваивается уникальный логин и пароль (не меньше 5 символов). Рекомендуется в состав логина вводить номер школы, а при регистрации учащихся - код класса и код школьника (например : для ученика с персональным кодом «26» из класса с кодом «14» школы №554 логин будет: 554_14_26). Для формирования уникальных паролей может использоваться специальная программа pwdgen.exe .

Для регистрации членов Временной рабочей группы Регистратору необходимо:

· войти в электронную систему мониторинга на Главную страницу, введя логин и пароль Регистратора, переданные школе организаторами мониторинга;

· выбрать «РЕГИСТРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ»;

· нажать «ДОБАВИТЬ»;

· выбрать «РОЛЬ» анкетируемого;

· ввести фамилию, имя, отчество, уникальный логин и пароль .

· нажать «ПРИНЯТЬ»;

· логин и пароль записать и передать анкетируемому.

После такой процедуры специалисты ВРГ смогут входить в систему самостоятельно и им будут доступны предназначенные для них анкеты.

Для того чтобы классный руководитель, медицинский работник, учитель физкультуры и другие специалисты могли вносить в систему информацию об учащихся (воспитанниках), школьники должны быть зарегистрированы в Электронной системе мониторинга. Для регистрации учащихся Регистратору необходимо:

· на главной странице Электронной системы мониторинга выбрать «РЕГИСТРАЦИЯ КЛАССОВ И УЧАЩИХСЯ В НИХ»;

· нажать «ДОБАВИТЬ»;

· выбрать из выпадающих списков «КОД», «НОМЕР», «БУКВУ» и «КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ» класса, учащиеся которого будут регистрироваться (если в списке нет соответствующего Классного руководителя, то его предварительно нужно зарегистрировать на странице «Регистрации специалистов» );

· нажать «ПРИНЯТЬ»;

· нажав на «КОД» класса, перейти на страницу «РЕГИСТРАЦИИ УЧАЩИХСЯ» этого класса;

· нажать «ДОБАВИТЬ»;

· ввести код учащегося, его фамилию, имя, отчество, логин и пароль ;

· нажать «ПРИНЯТЬ»;

· логин и пароль записать и передать анкетируемому.

После регистрации учащихся можно приглашать в компьютерный класс для проведения анкетирования.

Если регистрация проводилась в период предыдущего мониторинга, новая регистрация специалистов или учащихся не проводится. Если анкетированное лицо уже зарегистрировано в Электронной системе, а пароль утрачен, то Регистратору необходимо:

· войти на страницу «РЕГИСТРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ» (или «РЕГИСТРАЦИИ УЧАЩИХСЯ»);

· рядом с фамилией анкетируемого нажать «ПРАВИТЬ»;

· в поле «ПАРОЛЬ» ввести новый пароль;

· нажать «ПРИНЯТЬ»;

· логин и пароль записать и передать анкетируемому.

Для анонимного входа в систему с целью заполнения «Анкеты педагога» перед началом опроса организаторами мониторинга руководителю Временной рабочей группы передаются логин и пароль для Педагога.

3.2. Опрос с использованием симуляторов электронных форм

Регистратор открывает на компьютере для каждого анкетируемого свой EXCEL-файл. При выборе уникального имени файла следует придерживаться тех же рекомендаций, что и при формировании имени логина .

3.3. Бланковый опрос.

При проведении опроса бланковым методом дидактический материал Инструментария мониторинга в может быть взят на сайте «Служба здоровья образовательного учреждения» (http://szou.webmerit.ru ). Для проведения опроса этот комплект необходимо тиражировать с помощью множительной техники хорошего качества (с сохранением полутонов) в количестве, достаточном для реализации целей и задач мониторинга.

Каждая анкета состоит из паспортной части (находящейся в верхней части анкеты над рамкой образцов заполнения ответов) и нескольких информационных блоков. В паспортную часть анкет вносятся: дата заполнения анкеты, номер школы, код класса, код школьника. Перед выдачей бланков исполнителям, паспортную часть всех анкет рекомендуется заполнять классному руководителю совместно с учителем информатики, отвечающим за мониторинг. Это позволит уменьшить число ошибок при последующей обработке.

Специалистам Временной рабочей группы «Паспорта классов» выдаются в одном экземпляре на каждый класс. Комплект анкет школьника (стимульный материал и регистрационный бланк) выдается классным руководителям каждому ученику.

4. Заполнение и сбор заполненных анкет.

Режим заполнения анкет «Паспорт школы» и «Паспорта класса» определяется самостоятельно специалистами ВРГ.

Заполнение «Социологической анкеты педагога» осуществляется максимально- возможным числом членов педагогического коллектива образовательного учреждения. Рекомендуется организовать эту работу до или сразу после очередного педагогического совета.

Заполнение «Анкеты школьника» проводится в соответствии с утвержденным графиком. В процессе анкетирования школьников классный руководитель и члены Временной рабочей группы помогают учащимся только в части касающейся правил заполнения анкет, объясняют непонятное и не должны указывать, какой из ответов на вопросы анкеты им следует выбирать. Учащиеся должны быть совершенно свободны в своих ответах. Желательно, чтобы учащиеся, заполняющие анкеты, не имели возможности переговариваться и обсуждать во время анкетирования тот или иной вопрос. После окончания заполнения анкет классный руководитель проверяет, все ли позиции анкеты заполнены. Только в этом случае мониторинг позволит получить объективные данные.

При заполнении анкет необходимо обратить внимание на следующие общие требования.

4.1. Опрос с использованием электронных форм

Страница любой из анкет может содержать для заполнения несколько из следующих шести графических элементов.

1. Селективные кнопки.

Селективные кнопки применяются, когда на вопрос необходимо выбрать один вариант ответа. Выбор осуществляется путем одного щелчка левой кнопки компьютерной мыши либо на тексте ответа, который, как правило, располагается с правой стороны от кнопки, либо на самой селективной кнопке. Если изначально выбран не совсем точный ответ, то при нажатии на другую кнопку предыдущая пометка автоматически удаляется.

2. Флаговые кнопки.

Принцип использования флаговых кнопок аналогичен селективным, но они применяются, когда на вопрос могут быть даны несколько ответов. Чтобы убрать неверно сделанную пометку, необходимо еще раз осуществить по ней щелчок.

3. Текстовые окна.

Текстовые окна отличаются от флаговых кнопок тем, что текст вопроса, как правило, располагается с левой стороны от самого окна, и он подчеркивается. Ответ на вопрос осуществляется путем ввода значения в окно, как правило, это значение – число от нуля и выше.

4. Выпадающие списки.

Выпадающий список имеет селектор в виде маленькой стрелки или треугольника, при наведении на него курсора мыши появляется полный список с фамилиями учащихся или другими данными. Чтобы сделать выбор, необходимо навести курсор на нужную позицию и щелкнуть левой кнопкой мыши.

5. Календарь для заполнения дат.

Календарь используется при занесении в базу данных даты рождения анкетируемых. При выборе года рождения необходимо навести курсор мыши на селектор выпадающего списка и сделать выбор, то же самое необходимо сделать при выборе месяца рождения. Число выбирается из таблицы. Выбранные число, месяц и год высвечиваются на форме. Если введенные данные верны, нажать «ОК», а при необходимости что-то поправить нажать «ОТМЕНА».

6. Таблицы.

Принцип использования таблиц аналогичен работе с таблицами в документах, созданных в программе Microsoft Word.

Чтобы отправить информацию на сервер, надо щелкнуть левой кнопкой мыши по слову «ПРИНЯТЬ». Если необходимо исправить вносимые данные, надо щелкнуть левой кнопкой мыши по слову «ПРАВИТЬ»; при необходимости удалить запись – щелкнуть по слову «УДАЛИТЬ».

4.2. Опрос с использованием симуляторов электронных форм

Процесс заполнения таких анкет не отличается от заполнения электронных форм. После того, как анкетируемый ответит на все вопросы, EXCEL-файлы копируются на любой носитель информации и передаются руководителем Временной рабочей группы организаторам мониторинга. В последующем полученная информация размещается в общей базе данных на сервере компании WebMerit.

4.3. Бланковый опрос.

Обследование проводится с помощью специальных бланков анкет предназначенных для автоматизированной машинной обработки. Заполнять анкеты необходимо очень четко, гелевой или капиллярной ручкой черными чернилами, без исправлений. В верхней части каждого листа имеется образец заполнения клеток.

При заполнении анкет все ответы на вопросы сводятся к двум типам:

клетки, обведенные черной рамкой ( c ), нужно отмечать крестиком (-) в том случае, если требуется выбрать между ответами и конкретный ответ на вопрос соответствует «ДА» (квадратики клетки расположены перед теми словами, к которым они относятся); если ответ отрицательный – помечать квадратик не следует;

в клетках, обведенных пунктирной рамкой и имеющих темный фон ( ), вписываются (прижимая вправо) нужные буквы или цифры, соответствующие ответу на вопрос. (квадратики клетки расположены после тех слов, к которым они относятся); обращайте внимание на единицы измерения; точка разделяет целые доли и десятые, двоеточие – минуты и секунды.

Все даты в анкетах содержат день, месяц и две последние цифры года (дд . мм . г г).

Заполненные анкеты проверяются ответственными исполнителями на предмет корректности и полноты заполнения и сдаются специалисту Временной рабочей группы, отвечающему за мониторинг.

Учителем информатики с использованием специального программного обеспечения, разработанного для опроса с использованием симуляторов электронных форм, данные с бланка заносятся в EXCEL-файлы. При выборе уникального имени файла следует придерживаться тех же рекомендаций, что и при формировании имени логина . Для оперативной обработки анкет, по согласованию с руководителем Временной рабочей группы, могут привлекаться другие работники образовательного учреждения.

Обработанные анкеты и сформированные файлы данных на магнитных (оптических) носителях передаются организаторам мониторинга.

ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ АНКЕТ

Анкета I – «Паспорт школы»

Заполняется руководителем Временной рабочей группы при консультации с заместителями по хозяйственной работе, по спортивно-оздоровительной работе и с медицинским работником.

В паспортную часть анкеты вносятся: дата заполнения анкеты, номер школы.

В основной части анкеты содержатся вопросы, касающиеся оборудования и оснащения помещений школы, имеющегося здоровьесберегающего оборудования, проводимых в школе мероприятий и занятий по охране и укреплению здоровья учащихся, а также кадрового состава школы, характеристик педагогического коллектива и контингента учащихся. Если предложенные для выбора варианты вас не устраивают, впишите ваш вариант ответа в позиции ИНОЕ.

Анкета II – «Паспорт класса – 1» ( анкета классного руководителя)

В эту анкету вносятся данные как по классу в целом, так и индивидуальные данные учащихся.

Блок «Общие данные класса» содержит данные о режиме и напряженности учебных занятий, продолжительности двигательной активности учащихся за неделю, проводимых оздоровительных и профилактических мероприятиях. Выбором указывается смена занятий или режим полного дня, вариант базового учебного плана (БУП), а для начальной школы указывается используемый в данном классе вариант учебно-методичес-кого комплекта. Если в классе применяется вариант учебного плана, не указанный в общем перечне, его внести в позицию ИНОЕ. Оценка суммарной учебной нагрузки проводится за учебную неделю. Обязательно указывается продолжительность уроков в минутах. Суммарная балльная оценка расписания уроков рассчитывается при обработке анкет на каждый день недели по шкале трудности уроков (по Г.Сивкову, 1988) в соответствии с таблицей №1.

Таблица №1

Шкала трудности уроков

Предмет

Балл

Предмет

Балл

Предмет

Балл

Математика

11

Химия

9

Биология

6

Алгебра

11

История

8

ОБЖ

5

Геометрия

11

Краеведение

8

Физкультура

5

Иностранный язык

10

Обществознание

8

Труд

4

МХК

10

Литература

7

Черчение

3

Экология

10

Русский язык

7

ИЗО

2

Информатика

10

География

6

Музыка

1

Физика

9

Природоведение

6

Оздоровительные и профилактические мероприятия, проведенные с классом за прошедший учебный год , суммируются по каждой позиции. Если в классе проводятся мероприятия, не указанные в предлагаемом перечне, их необходимо вписать в позицию ИНОЕ.

В блоке анкеты «Индивидуальные данные учащихся» заносится индивидуальная информация для всех учащихся.

Если учащиеся обучаются в условиях предпрофильной подготовки или профильного обучения, код профиля заносится в соответствии с таблицей №2. Если профилизации нет, графа не заполняется.

Таблица №2

Коды профилей ( для предпрофильной подготовки и профильного обучения )

Код

Профиль

Код

Профиль

1

Биолого-географический

13

Технический

2

Гуманитарный

14

Универсальный

3

Естественно-научный

15

Физико-математический

4

Индустриально-технологический

16

Физико-химический

5

Информационно-технологический

17

Философско-экономический

6

Информационно-экономический

18

Филологический

7

Медицинский

19

Химико-биологический

8

Музыкально-педагогический

20

Химический

9

Оборонно-спортивный

21

Художественно-технический

10

Социально-гуманитарный

22

Художественно-эстетический

11

Социально-информационный

23

Экономический

12

Социально-экономический

24

Юридический

Карта наблюдения за поведением ребенка в школе содержит результаты наблюдений за типичным поведением учащегося в школе и позволяет выявить отклонения в психоневрологическом статусе ребенка, свидетельствующие о нарушении адаптации и значительном напряжении. Предлагается четыре варианта ответов на вопросы. Подходящий вариант ответа на каждый из вопросов должен фиксироваться классным руководителем в таблице.

Ключ

никогда

редко

часто

всегда

1

0

1

2

3

2

0

1

2

3

3

0

1

2

3

4

0

1

2

3

5

0

1

2

3

6

0

1

2

3

7

0

1

2

3

Код

Σбалл

Интерпретация

1

0-6

состояние ребенка не вызывает тревоги

2

7-14

следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, нагрузку, трудности

3

15-21

необходимо обратить внимание на состояние здоровья, возможно использовать вариант щадящего режима, снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку

Анкета III – «Паспорт класса – 2» ( анкета медицинского работника)

В эту анкету вносятся только индивидуальные данные учащихся.

Анкета заполняется школьным медицинским работником на каждого учащегося отдельно. Таблица заполняется по результатам медицинского осмотра проводимого в начале учебного года и на основании записей в медицинской карте и классном журнале за прошедший учебный год .

Комплексная оценка состояния здоровья складывается из оценки уровней физического, нервно-психического развития ребенка, степени резистентности и реактивности организма, функционального состояния органов и систем, наличия или отсутствия хронических заболеваний, врожденных пороков развития. Данная оценка позволила объединить детей со сходным состоянием в основные группы здоровья:

1 - дети здоровые и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития;

2 - дети с факторами риска по возникновению патологии, функциональными отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболева­ниями одноименного органа или нарушением его функции;

3-5 - дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации.

Группа здоровья учащегося, установленная медицинским работником и отраженная в медицинской карточке ученика, заносится в таблицу в виде цифрового кода (1/2/3/4/5).

По совокупности показателей в соответствии с руководящими документами устанавливается медицинская группа для занятий физкультурой, для которой в анкете ставится в соответствие цифровой код: 1- основная/ 2- подготовительная/ 3- спецмедгруппа.

Группа инвалидности (1/2/3) и отметка о постановке на диспансерный учет (вне зависимости от вида заболевания) заполняются только при их наличии.

Результаты измерений показателей физического развития заносятся в соответствующие клетки анкеты в единицах измерения, указанных рядом с этими клетками. При отсутствии в картах свежих данных о физическом развитии ученика, необходимо произвести соответствующие измерения, занести результаты в медицинскую карту и в анкету.

Оценка показателей физического развития проводится по следующим методикам.

● РОСТ измеряют в сантиметрах с помощью медицинского ростомера или антропометра. Обследуемый становится по стойке "смирно". При этом он должен касаться вертикальной плоскости (стены или стойки ростомера) пятками, ягодицам и межлопаточной областью. Голову устанавливают так, чтобы наружный угол глаза и козелок ушной раковины находились на одной горизонтали. Скользящую планку ростомера опускают до соприкосновения с верхушечной точкой головы.

● ВЕС (масса) тела измеряется с помощью медицинских весов с точностью до килограмма, желательно утром, натощак, без обуви, в легкой одежде.

● ЖЕЛ (жизненную емкость легких) измеряется с помощью специальных приборов в соответствии с установленными методиками с точностью до литра.

● ОКРУЖНОСТЬ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ измеряют в сантиметрах с помощью сантиметровой ленты, которую накладывают сзади под углами лопаток, а спереди по месту прикрепления IV ребра к грудине. У девочек окружность груди измеряют под грудью, а у мальчиков - на уровне сосков. Измерение производят в паузе при обычном спокойном дыхании. Измерения следует производить либо по голому телу, либо по тонкой майке, но не по плотной одежде.

Срок годности измерений физического развития – 3 месяца.

Отклонения в состоянии здоровья отмечаются по группам нозологий в соответствии с таблицей №3. В таблице указывается цифровой код (1/2/3/4/5) соответствующий группе здоровья по конкретной группе нозологий. При отсутствии заболеваний никакие пометки делать не следует.

Таблица №3

Буквенные символы, соответствующие группам нозологий

Код

Группы нозологий

Код

Группы нозологий

А

сердечно-сосудистая система

И

орган зрения

Б

органы дыхания

К

органы слуха, ЛОР-заболевания

В

пищеварительная система

Л

опорно-двигательный аппарат

Г

мочеполовая система

М

полость рта, стоматология

Д

эндокринная система и обмен веществ

Н

дефекты речи

Е

кожа

О

психическая сфера

Ж

система крови

П

прочие заболевания

З

нервная система

На обороте анкеты в соответствующие клетки таблицы заносятся числовые данные о пропусках учеником учебных дней по болезни за прошедший учебный год в зависимости от причины заболевания (по группам заболеваний) и по месяцам.

Анкета IV – «Паспорт класса – 3» ( анкета учителя физкультуры)

В эту анкету вносятся только индивидуальные данные учащихся. Анкета заполняется преподавателем физического воспитания по результатам тестирования двигательной подготовленности или на основании годовых оценок по физической культуре.

Оценка показателей физического развития проводится по следующим методикам.

● Бег скоростной (спринтерский) на дистанцию 30 метров

Тестирование проводится в спортивном зале (если позволяют его размеры), в школьном коридоре, либо на пришкольной спортивной площадке. Если забег проводится в помещении, то необходимо предусмотреть пространство для торможения и остановки, а также обложить мягкими матами стены, в которые могут упираться школьники на финише. При тестировании на улице не рекомендуется проводить забеги во время и сразу после дождя, а также при температуре воздуха свыше 30ºС и ниже 0ºС. Одежда учащихся должна быть легкой и удобной, не стесняющей движения. Забег проводится с высокого старта после предварительной 5-7 минутной разминки. Регистрируется и заносится в таблицу время пробегания заданного 30-метрового отрезка в секундах с десятыми долями (сотые доли секунды округляются до ближайшего значения).

● Бег на выносливость (стайерский) на дистанцию 1000 метров

Тестирование проводится на улице, как правило на пришкольной спортивной площадке. Не рекомендуется проводить забеги во время и сразу после дождя, а также при температуре воздуха свыше 30ºС и ниже 0ºС. Одежда учащихся должна быть легкой и удобной, не стесняющей движения. Забег проводится с высокого старта после предварительной 5-7 минутной разминки. Результатом является время преодоления дистанции в минутах и секундах.

● Подтягивания на перекладине (только для мальчиков )

Тест обычно выполняется в спортивном зале. Мальчики подтягиваются на высокой перекладине. Подтягивание должно быть полным, то есть в начале каждого цикла руки полностью распрямлены, а в конце - подбородок возвышается над перекладиной хотя бы на 1-2 сантиметра. Измеряется и заносится в таблицу количество полных циклов подтягиваний за 30 секунд.

● Поднимание туловища из положения лежа (только для девочек )

Тест обычно выполняется в спортивном зале. Девочки поднимают туловище из положения сидя на скамейке с закрепленными ногами под нижней перекладиной шведской стенки. Поднимание туловища должно быть полным, то есть в начале каждого цикла туловище расположено горизонтально, руки в замок за голову, а в конце – верхняя часть туловища расположена вертикально, прямыми руками достать шведской стенки. Измеряется и заносится в таблицу количество полных циклов поднимания туловища за 30 секунд.

● Прыжок в длину с места

Тест может проводиться как в зале, так и на стадионе. В зале необходимо использовать мягкие маты, на стадионе - яму с песком. Прыжок производится после разминки из положения стоя обеими ногами на линии старта. Ученик может произвольно делать предстартовые движения руками и корпусом, но не имеет права отрывать ноги от линии старта до момента прыжка. Дальность прыжка измеряется с помощью сантиметровой ленты от линии старта до точки приземления, за которую принимается наиболее близкая к линии старта точка соприкосновения любой части тела ученика с землей (при правильной технике прыжка это обычно бывает пятка). Измеряется и заносится в таблицу длина прыжка в сантиметрах.

Уровень физической подготовленности (высокий/средний/низкий) оценивается и заносится в таблицу в соответствии с положениями руководящих документов.

Анкеты V-VIII – «Паспорта класса – 4 ( 5, 6, 7

В эту анкету вносятся только индивидуальные данные учащихся.

Информация об индивидуальной диагностической и коррекционной работе специалистов образовательного учреждения (социального педагога, педагога-валеолога, педагога-психолога, коррекционного педагога) заносится в произвольной форме.

Анкеты IX - X I – «Анкеты школьников – 1-4 ( 5-7, 8-11) классов»

В паспортную часть анкеты вносятся: дата заполнения, номер школы, код класса и код школьника. Кодировка классов и персональные коды школьников соответствует приведенным во всех формах «Паспорта класса».

Анкета состоит из основной части, включающей несколько блоков вопросов для оценки характеристик семьи, условий занятий, питания, режима дня, спортивно-оздоровительной и бытовой активности, уровня наркогенного заражения окружения школьника и т.п., и психологических методик для характеристики нервно-психического статуса учащегося.

Все вопросы требуют только отметки выбранного ответа.

При ответе на вопросы блока Режим дня в продолжительность прогулки в будние дни следует включать все время пребывания на свежем воздухе во внеучебное время, включая время, затраченное на дорогу в школу (в магазин, на занятия вне школы и т.п.) и обратно домой.

Психологические методики для характеристики нервно-психического статуса учащегося зависят от возраста ребенка и включены в различные анкеты.

Анкета IX – «Анкета школьника 1-4 класса»

Анкета для учащихся младших классов. Содержит только индивидуальные сведения и заполняется родителями учащихся.

Блок: Расскажи о школе. Заполняется родителями вместе с ребенком по его ответам на десять вопросов. Ребенок выбирает на каждый из вопросов один из трех вариантов ответа, после чего он должен фиксироваться родителем в таблице регистрационного бланка. Анализ ответов позволяет оценить школьную мотивацию ребенка.

Ключ

да

нет

не очень

Ключ

да

нет

не очень

1

3

0

1

6

0

3

1

2

3

0

1

7

3

0

1

3

3

0

1

8

0

3

1

4

0

3

1

9

3

0

1

5

0

3

1

10

3

0

1

Код

Σбалл

Интерпретация

1

25–30

Высокая школьная мотивация, учебная активность

2

20–24

Хорошая школьная мотивация

3

15–19

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами

4

10–14

Низкая школьная мотивация

5

0-9

Негативное отношение к школе

Блок: Карта наблюдения родителей за состоянием ребенка. Анкета для родителей учащихся младших классов. Содержит результаты наблюдений за обычным поведением ребенка дома в течение недели и позволяет выявить отклонения в состоянии психоневрологического статуса ребенка, пограничные нарушения психического здоровья по поведенческим реакциям. Анкета включает 11 вопросов, которым предлагается по три варианта ответов. Подходящий вариант ответа на каждый из вопросов должен фиксироваться родителем в таблице регистрационного бланка.

Ключ

да, часто

иногда

нет, редко

Ключ

да, часто

иногда

нет, редко

1

3

2

1

7

3

2

1

2

3

2

1

8

3

2

1

3

3

2

1

9

3

2

1

4

3

2

1

10

3

2

1

5

3

2

1

11

3

2

1

6

3

2

1

Код

Σбалл

Интерпретация

1

0–14

Состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, нет перенапряжения

2

15–20

Следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить возникающие трудности

3

21-33

Значительное напряжение, нарушение адаптации и ухудшение состояния психического здоровья

Анкета X – «Анкета школьника 5-7 класса».

Анкета XI – «Анкета школьника 8-11 класса»

Анкеты для учащихся основной и средней школы. Содержит только индивидуальные сведения и заполняется учащимися самостоятельно.

Блок: Вредные привычки. По ответам на вопросы, касающиеся распространенности среди ближайших друзей привычки курения и употребления алкоголя (а для средней школы и распространенности привычки приема наркотиков или токсиманических веществ) делается вывод об уровне наркогенного заражения окружения учащегося.

Код

Ответ учащегося

Интерпретация

1

«Нет никого»

Незначительный уровень наркогенного заражения окружения

2

«1-2 человека»

Низкий уровень наркогенного заражения окружения

3

«Около трети»

Умеренный уровень наркогенного заражения окружения

4

«Около половины»

Высокий уровень наркогенного заражения окружения

5

«Большинство»

Опасный уровень наркогенного заражения окружения

Блок: Образ жизни. При определении важности жизненных ценностей необходимо проранжировать их от 1 (наименее важное) до 8 (самое важное) и проставить ранг против каждого понятия, не повторяя его. Все остальные вопросы требуют только отметки выбранного ответа.

Ключи, присваиваемые коды и интерпретация приведены ниже.

Показатель: Личностная ценность здоровья .

Определяющий вопрос: Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны . Определяется бальная оценка учащимся пункта «Хорошее здоровье» (5‑7:А/56, 8‑11:А/58), т.е. его позиционирование в ряду других личностных ценностей:

·8-6 – высокая личностная значимость здоровья;

·5-4 – недостаточная личностная значимость здоровья;

·меньше 4 – низкая личностная значимость здоровья.

Показатель: Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

Определяющий вопрос: Из приведенного перечня выберите и подчеркните 4 наиболее важных, на ваш взгляд, условия для сохранения здоровья .

В приведенном перечне все условия могут быть разделены на две группы: непосредственно зависящие от поведения самого человека и условия, напрямую не связанные с личностной активностью. Варианты ответа имеют следующую бальную оценку:

Выбранный ответ (5-7)

Балл

1. Регулярные занятия спортом

2

2. Возможность лечиться у хорошего врача

0

3. Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д.

0

4. Знания о том, как заботиться о своем здоровье

2

5. Хороший отдых

0

6. Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.)

0

7. Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни

2

Выбранный ответ (8-11)

Балл

1. Хорошая наследственность

0

2. Хорошие экологические условия

0

3. Выполнение правил здорового образа жизни (режим, зарядка и т.д.)

2

4. Возможность консультации и лечения у хорошего врача

0

5. Знания о том, как заботиться о своем здоровье

2

6. Отсутствие физических и умственных перегрузок

0

7. Регулярные занятия спортом

2

8. Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д.

0

Подсчитывается общее количество баллов:

·6 баллов – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;

·4 балла – недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья;

·2-0 баллов – отсутствие понимания роли активности в сохранении и укреплении здоровья.

Показатель: Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Оп

ределяющие

Ранг варианта ответа

вопросы

2 балла

1 балл

0 баллов

А/13

Завтрак

1. Дома

2. В школьной столовой

3. В школе едой из дома

4. Не завтракаю совсем

А/14

Обед

1. Дома

2. В школьной столовой

3. В школе едой из дома

4. Не обедаю совсем

А/15

Ужин

1. Дома

2. В столовой, кафе и т.п.

3. Не ужинаю совсем

А/22

Сон не менее
8 часов

4. 8 часов

5. 9 часов

6. 10 часов

7. Более 11 часов

3. 7 часов

1. 5 часов и менее

2. 6 часов

А/24

Прогулка на
свежем воздухе

3. До 3-х часов

4. До 4-х часов

5. Более 4-х часов

2. До 2-х часов

1. До 1 часа

6. Не гуляю

А/34

Утренняя зарядка, пробежка

1. Ежедневно

2. Несколько раз в неделю

3. Очень редко, никогда

А/35

Душ, ванна

1. Ежедневно

2. Несколько раз в неделю

3. Очень редко, никогда

А/38
А/39

Занятия спортом

А/38: 1. Да и
А/39: 1. Да

А/38: 2. Нет или А/39: 2. Нет

А/38: 2. Нет и А/39: 2. Нет

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

·16-14 – полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ;

·12-9 – неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ;

·8 и меньше – несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Показатель: Адекватность оценки учащегося своего образа жизни, его соответствия ЗОЖ

Сопоставляются ответы по схеме:

Показатель :
Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

16-14

16-14

12-9

12-9

12-9

8 и
меньше

8 и
меньше

8 и
меньше

Определяющий вопрос:
Достаточно ли Вы заботитесь о своем здоровье?

вполне достаточно

не вполне достаточно

вполне достаточно

не вполне достаточно

недостаточно

вполне достаточно

не вполне достаточно

недостаточно

Адекватность оценки
(балл )

4

4

3

4

4

2

3

4

Интерпретация:

·4 балла – адекватная оценка учащимся своего образа жизни;

·3 балла – недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни;

·2 балла – неадекватная оценка учащимся своего образа жизни.

Показатель: Отношение к информации, связанной со здоровьем .

Определяющий вопрос: Как Вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?

Каждый из вариантов ответов имеет определенную бальную оценку:

·«очень интересна и полезна» – 4 балла;

·«довольно интересна и полезна» – 3 балла;

·«не очень интересна и полезна» – 2 балла;

·«не нужна и неинтересна» – 0 баллов.

Показатель: Оценка регулярности информационного влияния школы в сравнении с другими источниками .

Определяющий вопрос: Откуда Вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?

Вначале определяется оценка учащимся регулярности поступления информации от учителей. В том случае, если в строчке «в школе» учащийся выбирает позицию:

·«часто» - присваивается 20 баллов;

·«от случая к случаю» – присваивается 10 баллов;

·«никогда» – присваивается 0 баллов

Затем подсчитывается сумма баллов информационного влияния остальных источников. Для каждого из них в том случае, если учащийся выбирает позицию:

·«часто» – присваивается 4 балла;

·«от случая к случаю» – присваивается 2 балла;

·«никогда» – 1 балл.

Определяется отношение регулярности информационного влияния учителей (количество баллов) в сравнении с другими информационными источниками (сумма баллов). Результаты оцениваются следующим образом:

·4 – 2, 5 балла – достаточно регулярное информационное влияние школы;

·меньше 2, 5 – 1 балл – недостаточно регулярное информационное влияние школы;

·меньше 1 балла – информационное влияние школы незначительно.

Показатель: Оценка значимости информационного влияния школы в сравнении с другими источниками .

Определяющий вопрос: Как вы оцениваете сведения о здоровье, которые получаете?

Оценивается интерес, который проявляет учащийся к информации, получаемой в школе. В том случае, если в строчке «в школе» учащийся выбирает позицию:

·«интересно» – присваивается 20 баллов;

·«порой интересно, порой не очень» – присваивается 10 баллов;

·«не интересно» – присваивается 1 балл.

Затем подсчитывается сумма баллов определяющая интерес, который проявляет учащийся к другим информационным источникам. Для каждого из них в том случае, если учащийся выбирает позицию:

·«интересно» – источнику присваивается 4 балла;

·«порой интересно, порой не очень» – присваивается 2 балла;

·«неинтересно» - присваивается 1 балл.

Определяется отношение количество баллов характеризующих интерес, проявляемый к информации, поступающей от учителя, к сумме баллов характеризующих интерес, проявляемый к иным информационным источникам. Результаты оцениваются следующим образом:

·4 – 2, 5 балла – высокая значимость информационного влияния школы;

·меньше 2, 5 – 1 балла – недостаточная значимость информационного влияния школы;

·меньше 1 балла – информационное влияние школы незначительно.

Показатель: Оценка учащимся личностной значимости мероприятий, проводимых в школе по формированию здорового образа жизни

Определяющий вопрос: Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья, которые проводятся в Вашем классе, Вы считаете интересными и полезными?

Всем формам работы, отмеченным в графе:

·«интересно», присваивается 2 балл;

·«не интересно» присваивается 1 балл;

·«не проводятся» – 0 баллов.

Подсчитывается общее количество баллов в столбцах:

·12-10 баллов – высокая значимость мероприятий, проводимых в школе;

·9 – 6 баллов – недостаточная значимость мероприятий, проводимых в школе;

·меньше 6 баллов – низкая значимость мероприятий, проводимых в школе.

Индикатор: Воспитательный эффект здоровьесберегающих технологий

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

·60- 45 баллов - значительный воспитательный эффект здоровьесберегающих технологий;

·44- 30 баллов - достаточный воспитательный эффект;

·29- 20 баллов - недостаточный воспитательный эффект;

·19-10 баллов - отсутствие воспитательного эффекта.

Блок: Оценка напряженности. Все вопросы требуют только отметки выбранного ответа. Анализ результатов позволяет выявить целый ряд признаков, свидетельствующих о высокой психической напряженности и несформированности системы самоуправления: неверном предвидении, неверной оценке своих возможностей и реальных успехов в учебной деятельности, неадекватном самоконтроле. Анкета включает 30 вопросов, на которые предлагается по три варианта ответов.

При обработке в соответствии с таблицей весовых коэффициентов ответов (ключом ) подсчитывается суммарный балл. Полученную сумму необходимо сравнивать со специальной шкалой для формирования итогового заключения - интерпретации. Ключи, присваиваемые коды и интерпретация приведены ниже.

Методика № 4 «Оценка напряженности»

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

да

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

не знаю

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

нет

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Код

Σ

балл

Интерпретация

Для лиц, получивших оценки выше среднего, характерен целый ряд признаков, свидетельствующих о высокой психической напряженности и несформированности системы самоуправления: неверном предвидении, неверной оценке своих возможностей и реальных успехов в учебной деятельности, неадекватном самоконтроле.

Юноши

Девушки

Показатель тревожности

1

0–7

0–11

низкий

2

8–11

12–14

ниже среднего

3

12–15

15–16

средний

4

16–18

17–22

выше среднего

5

19-30

23-30

высокий