Главная              Рефераты - Разное

работа по дисциплине «Экономика предприятия» Тема: «Антикризисная программа по совершенствованию сферы жилищно-коммунального хозяйства» - реферат

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия»

Тема: «Антикризисная программа по совершенствованию сферы жилищно-коммунального хозяйства »

Екатеринбург

2011

Оглавление

Введение

Глава 1. Поблемы, существующие в сфере жилищно-коммунального хозяйства России

Глава 2. Зарубежный опыт в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Глава 3. Антикризисная программа для сферы жилищно-коммунального хозяйства. Пути решения проблем

Заключение

Список литературы

Введение

Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня остается одной из самых сложных и проблемных сфер экономики. Вопросы возникают по всему спектру – от формирования тарифов на услуги ЖКХ до деятельности управляющих компаний (УК).

О проблемах в данной сфере говорит статистика генпрокуратуры России, которая опубликовала данные о том, что в 2010 году ее сотрудниками выявлено более 90 тыс. нарушений законодательства в сфере ЖКХ и инициировано свыше 140 уголовных дел. Затем премьер-министр Владимир Путин на встрече с руководством "Единой России" раскритиковал положение дел в ЖКХ, в первую очередь резкий и необоснованный рост тарифов, а также деятельность УК. По словам премьер-министра, около 30% писем и жалоб граждан, поступающих в правительство или в общественные приемные, так или иначе связаны с тематикой ЖКХ.

В данной работе будут рассмотрены основные проблемы, существующие в данной сфере, опыт зарубеных стран, а также будет проанализирована антикризисная программа для сферы жилищно-коммунального хозяйства, сделаны выводы о целесообразности ее введения и возможных путях решения сложившихся проблем.

Глава 1. Поблемы, существующие в сфере жилищно-коммунального хозяйства России

Проблемы развития современной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса являются одной из самых актуальных тем как среди граждан России так и на заседаниях Правительства РФ.

По словам президента Дмитрия Анатольевича Медведева, более 4,5 миллиона граждан России живут сегодня в ветхом или аварийном жилье. Износ объектов жилищно-коммунального хозяйства в стране составляет более 60 процентов. «Если ничего не делать, то через 5–7 лет наступит катастрофа», – подчеркнул глава государства.

Проверка генпрокуратура РФ выявила многочисленные нарушения при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в подавляющем числе субъектов РФ. По итогам 2010 года возбуждено более сотни уголовных дел. Специалисты отмечают, что ситуацию в отрасли усугубляет посредничество управляющих организаций между поставщиками и потребителями услуг.

В этой связи президент призвал интенсифицировать усилия и искать дополнительные источники финансирования, и не только федеральные или региональные. За состояние коммунальной инфраструктуры по закону отвечают органы местного самоуправления, напомнил Дмитрий Медведев. Именно муниципалитеты должны заниматься модернизаций коммунальной инфраструктуры. В то же время своих ресурсов у них недостаточно, поэтому необходимо создавать условия для привлечения в сферу ЖКХ частных инвесторов, отметил глава государства.

Управляющие компании должны следить за состоянием дома, повышать его энергоэффективность, тем самым в будущем в разе снижая затраты на оплаты тепла, света ит.д.,производить текущий и капитальный ремонт.

Однако можно выделить ряд насущных проблем в данной сфере:

1. Практика показала, что многие из управляющих организаций свели практически к нулю доверие горожан и исчерпали терпение властей. При этом ответственность управляющих компаний в законодательстве четко не определена, а деятельность по управлению практически ничем не регламентирована и абсолютна непрозрачна. Зачастую управляющие организации так или иначе тесно связаны с муниципальным руководством и, по сути дела, превратились в способ зарабатывания денег. Одна из причин халатного отношения к потребителям - это невысокие зарплаты работников в ЖКХ.

2. Далее следует отметить такую проблему как проблема эффективного взыскания задолженности в сфере ЖКХ . Актуальность обусловлена постоянным ростом объема задолженности, негативным влиянием проблемы долгов на общие экономические показатели организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ. Сложность названной проблемы связана со следующими специфическими чертами долгов в сфере ЖКХ:

-большое социальное значение долгов, а значит пристальное внимание государственных и муниципальных органов;

-часто небольшая сумма средней задолженности;

-наличие большого количества жильцов, которые объективно не могут погасить задолженность.

3. Ещё в 2007 году в президентском Послании Федеральному Собранию было отмечено, что у ТСЖ чрезмерная налоговая нагрузка. Они должны платить налог на прибыль, НДС, налоги на землю и имущество. По своей сути ТСЖ - некоммерческие организации, и если мы хотим, чтобы ТСЖ создавались и эффективно работали, то их необходимо освободить от налогообложения, но только в части той деятельности, которая непосредственно связана с эксплуатацией дома.

4. Отсутствие четко и всесторонне проработанных формулировок основополагающих понятий, таких как управляющая организация, управление и способы управления многоквартирным жилым домом, жилищные и коммунальные услуги и т.п. Отсутствие чётко сформулированных понятий свидетельствует об отсутствии понимания определяемых этими понятиями явлений и процессов, в отсутствие, которого, в свою очередь, снижает эффективность правового регулирования. Жилищно-коммунальная отрасль остро нуждается в скорейшем определении основных правил и требований, касающихся осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и эффективного контроля за субъектами соответствующих отношений, а также в создании эффективной системы финансирования капитального ремонта МКД и стимулирования собственников помещений в МКД к принятию решений, необходимых для своевременного проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в МКД.На уровне законодательства не определен перечень видов работ по содержанию и ремонту жилого здания, влияющий на безопасность проживания и пребывания в нем людей, выполнение которого необходимо вне зависимости от решения общего собрания собственников и подлежит обязательному включению в состав платы за содержание и ремонт общего имущества.

5. Среди правового блока проблем можно выделить возможность доступа любого лица к обслуживанию многоквартирного дома. Учитывая, что деятельность управляющих компаний связана с системой жизнеобеспечения, и в случае сбоев в работе этих организаций под угрозу ставится бесперебойная работа указанных систем, несомненно к организациям, планирующим заниматься указанной деятельностью, должны предъявляться особые требования как по профессиональным, так и по финансовым параметрам. К работе в указанной сфере должны допускаться лишь те организации, которые отвечают определенным критериям (по размеру уставного капитала, обеспеченности квалифицированным персоналом, техникой, организации управленческих процессов).

6. Неопределённость правового статуса управляющих компаний. Объектом критики управляющих организаций являются обязанности и ответственность последних. Но обязанности не могут быть выполнены, ответственность не может быть реализована, в отсутствие у управляющих организаций реальных прав, которые не определены, ни одним правовым актом.

7. В настоящее время, в отсутствие законодательных механизмов, регулирующих движение денежных средств от населения через управляющие компании к поставщику коммунальных услуг, долги управляющих компаний во многих регионах России достигли катастрофических размеров. Стремительная демонополизация рынка по управлению многоквартирными домами привела к потере единого информационного пространства, которое позволяло осуществлять контроль и надзор за системой жизнеобеспечения со стороны государства, муниципальных образований. В настоящий момент и органы местного самоуправления не имеют никаких полномочий в отношении деятельности управляющих компаний и не имеют никаких рычагов влияния на недобросовестных участников рынка.

8. Незамедлительного решения требует проблема взаимоотношений с предприятиями - поставщиками энергоресурсов (РСО). Сложившаяся на сегодняшний день практика взаимоотношений с ними является едва ли не основным фактором, сдерживающим развитие малого и среднего бизнеса по управлению многоквартирными домами.

Глава 2. Зарубежный опыт в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В данной главе рассматриваются сферы ЖКХ во Франции и Финляндии.

Сфера городского хозяйства во Франции и Финляндии в основном находится в ведении коммуны - наименьшей и наиболее устойчивой административно-территориальной единицы данных стран. Среди всех административно-территориальных единиц наибольшей популярностью у французов и финнов пользуется именно коммуна, обладающая большим количеством полномочий и обязанностей.

Два века назад, во время Революции, Учредительное собрание Франции приняло решение о создании на основе церковных приходов новых административно- территориальных образований - коммун. На сегодняшний день во Франции насчитывается более 36000 коммун, расположенных в основном в сельской местности.

Важную роль в коммунальных услугах в Франции и Финляндии играют объединения собственников жилья, которые представляют собой некоммерческую потребительскую организацию, объединяющую собственников объектов недвижимого имущества или пайщиков, создаваемую с целью управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения имуществом. ОСЖ стало обобщающим понятием различных юридических форм жилищной кооперации, таких как синдикаты во Франции; квартирные акционерные общества в Финляндии.

В сфере городского хозяйства, помимо вопросов градостроения и строительства, коммуна решает большое количество проблем, касающихся повседневной жизни граждан. В ее ведении находятся вопросы по организации водоснабжения, канализации, вывоза и переработки бытовых отходов, технического обслуживания и освещения большинства улиц и дорог, работы городского транспорта, управления некоторыми социально-культурными учреждениями (яслями, библиотеками, диспансерами...), обеспечение общественного порядка, безопасности и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Коммуны управляются Муниципальным советом, который выбирается каждые шесть лет всеобщим голосованием, и мэром, который, в свою очередь, избирается советом. В ряде случаев мэр, в качестве должностного лица, выполняет некоторые функции от лица государства. Например, это касается таких случаев, как бракосочетание, ведение дел службы актов гражданского состояния, выдачи некоторых разрешений и т. д.

Во Франции и Финляндии после строительства инфраструктуры ЖКХ все ее объекты передаются муниципалитету. Все работы ведутся через муниципалитет. Потому что, в конце концов, именно муниципалитет несет политическую ответственность перед гражданами. А у граждан самое большое влияние - они голосуют.

Во Франции коммунальные службы являются преимущественно муниципальными. В то же время достаточно широко распространен и опыт применения концессий в коммунальном хозяйстве. Эта форма основана на договоре концессии, в соответствии с которым предприятие коммунальной сферы передается в эксплуатацию частной фирме. Производство услуг осуществляется за счет концессионера, при этом он имеет право взимать с потребителей платежи за предоставление этих услуг. При этом во Франции и Финляндии, наряду с национализированными газовыми сетями и государственной энергетикой, существуют и частные, а также функционирующие на основе договора концессии, компании. Эти компании относительно невелики, однако их роль в повышении эффективности снабжения населения коммунальными услугами представляется весьма значительной.

В Финляндии 1,4 миллиона домов объединены в 70 000 акционерных обществ – владельцев жилой недвижимости. 50 000 из них пользуются услугами компаний по управлению недвижимостью (операторов), 20 000 управляются самостоятельно. Оператор (управляющая компания), прежде всего, отвечает за ежедневное управление в соответствии и согласно договору на управление, в котором оговариваются условия и перечень услуг и расценки .

Оператор (управляющая компания) выбирает эксплуатирующую организацию, для небольших объектов члены товарищества выбирают ее сами.

Эксплуатирующая организация предоставляет жилищно-коммунальные услуги либо самостоятельно, либо по договору со специализированными компаниями (ремонтно-строительные, уборка территории, снега, охрана, вывоз мусора и пр.). Эксплуатирующая организация ежегодно отчитывается перед жильцами о доходах и расходах, а также балансе общества собственников жилья.

При этом в Хельсинки всеми коммунальными системами владеет город. Мэр города считает, что так надежнее — никто не отключит отопление ни при каких обстоятельствах. Правда, при этом множество электростанций в Финляндии находится в частных руках. Более того, отопление в Хельсинки централизованное. Однако это не мешает бесперебойно предоставлять услуги ЖКХ, а морозы не повергают руководство города в знакомое многим российским губернаторам состояние тягостного ожидания: может, пронесет.

А функционирует все нормально в этих условиях просто потому, что ЖКХ в Финляндии, как и во многих других странах, давно уже нормальный бизнес (конечно, с учетом социальных особенностей). И не важно, кому принадлежат объекты ЖКХ, централизована система отопления или нет.

Главное — сама система управления строится по одинаковым правилам: минимизация издержек и использование передовых технологий. Например, для выработки электроэнергии и тепла можно использовать три источника — уголь, газ и гидроэнергию. Выбирается то, что дешевле. А на случай сильных морозов (-30° и ниже) в городе есть резервные станции, которые работают на масле. Особая гордость мэра — две отапливаемые улицы Хельсинки. Туда совершенно без всяких дополнительных затрат идет вторичное тепло из домов. В северных городах Финляндии, в Лапландии, никто не знает, что такое северный завоз. Единственная проблема — борьба муниципалитетов с федеральной властью за бюджетные отчисления (в Финляндии все доходы муниципалитетов сначала централизуются в госбюджете, а затем перераспределяются по муниципалитетам. Полностью в распоряжении муниципалитетов остается лишь коммунальный налог). Но в любом случае при нехватке денег муниципалитет имеет право взять кредит. И главное — ему его дадут, потому что в платежеспособности власти сомнений нет .

Что касается конкуренции, то у горожанина есть право и технические возможности выбрать, у кого выгоднее покупать услуги. В этом случае он должен оплатить городским сетям услуги передачи электроэнергии от альтернативных источников. При этом власти следят, чтобы у компаний не было конкурентных преимуществ.

Конечно, в Финляндии нет 60-процентного износа коммунального оборудования, но все равно на поддержание систем в рабочем состоянии, на их обновление, на новые проекты нужны деньги. Но деньги приходят туда, где система управления понятна и стабильна, где кредит не проблема ни для муниципальной, ни для частной структуры и где гарантируется возврат вложений с прибылью. Местный водоканал — структура, которой полностью владеет город. Это коммерческое предприятие со своим бюджетом. В его распоряжении находятся и сети водоснабжения, и канализационные сети, и все водонапорные башни. Предприятие взяло когда-то кредит в 150 млн. евро на 20 лет и постепенно выплачивает его из своих доходов. Доходы, судя по всему, есть — все жители оплачивают коммунальные услуги. Причем и льготы, и дотации для определенных категорий населения тоже есть, как и в России. На оплату коммунальных услуг у среднего финского гражданина уходит около 20% доходов.

Исполнителей 80% подрядных работ и в сфере строительства, и в сфере ЖКХ власти отбирают по конкурсу. Часть сложных работ, касающихся реконструкции инфраструктуры городских сетей, связанных с особым риском, делают муниципальные организации. Все проекты в городе разрабатываются и утверждаются специальными комиссиями в местном горсовете, причем многие вопросы решают не чиновники, а горожане через своих представителей в местном самоуправлении .

Фирмы, занимающиеся электро-, газо- и водоснабжением, канализацией, сбором и переработкой мусора и вообще всех промышленных отходов, работают по контракту с муниципалитетами. Существует много типов контрактов. Одни предусматривают только эксплуатацию указанных систем, другие - ответственность за ремонт, а могут и за строительство новых объектов. Например, строительство инфраструктуры ЖКХ для новых городских районов.

Заказы и на эксплуатацию, и на строительство распределяются через тендеры, которые проводятся муниципалитетами. И на каждом этапе строительства и эксплуатации фирму регулярно контролирует муниципалитет.

На уровне правительства устанавливаются стандарты на то, чем должны быть обеспечены жилые дома, например, на качество воды. А в каждом контракте между муниципалитетом и эксплуатационной компанией определяются конкретные условия работы системы. Например, давление воды, диаметр труб, их материал. В этом же контракте определяются будущие тарифы на производимые услуги.

Существуют строительно-эксплуатационные фирмы разного уровня, но для небольших фирм всегда есть проблема поиска средств на капиталовложения. Она может обслуживать уже работающую инфраструктуру, но ей трудно найти средства для крупного строительства. Вот почему идет постоянное укрупнение фирм, работающих в ЖКХ. Хотя, конечно, и во Франции, и в Финляндии все начиналось с маленьких фирм.

В рассматриваемых странах применяются разные формы управления многоквартирным жильем. Есть муниципальные компании, есть частные. Владелец дома может сдавать квартиры в аренду и может квартиры продавать. В домах, где квартиры продаются, создаются общества владельцев квартир, которые заключают договоры об обслуживании дома с какой-либо специализированной фирмой и отдельно со специализированной фирмой, контролирующей качество услуг, и, конечно, с муниципалитетом на поставку воды, газа и т. д. Фирмы, обслуживающие дома, обычно локальные, но есть и общенациональные компании. Условия договора с муниципалитетом стандартного характера. Ясно, что их невозможно подогнать под каждый отдельный дом.

Владельцы отдельных частных домов могут обслуживать свои дома сами (например, мелкий ремонт). Но и владельцы домов заключают договоры с муниципалитетом на доставку газа, воды и другие услуги. А обслуживание домов, особенно мелкий ремонт - это сфера малого бизнеса. И таких фирм очень много.

Небезынтересно отметить, что при наличии централизованного газоснабжения в большинстве случаев используется схема децентрализованного теплоснабжения.

Вопрос реформы центрального теплоснабжения остро встал в 60-е годы прошлого века. Сначала была проведена экспертиза, которая показала, что 50 % тепла утекает на улицу - через окна, стены, крышу. Французы не стали сразу взвинчивать цены на услуги ЖКХ.

Сначала была принята программа трехлетнего утепления жилищного фонда, и только после этого началась реформа цен и переход на локальное теплоснабжение.

В этом случае текущие издержки по теплоснабжению существенно снижаются, хотя установка дополнительного оборудования (котельной) при строительстве дома требует определенных дополнительных инвестиций.

Однако в долгосрочном плане такая схема оказывается не только дешевле, но и способствует повышению качества теплоснабжения. Так, в этом случае жильцы действительно могут регулировать температурный режим при отоплении здания, что в схеме централизованного теплоснабжения технически трудно реализуемо (не говоря уже о большой фактической дифференциации в объемах поставок тепла в различные дома в зависимости от их размещения относительно теплотрасс и степени износа отопительных сетей - как магистральных, так и внутриквартальных и домовых) .

Если говорить об опыте по предоставлению коммунальных услуг, то необходимо отметить, что для управления объектами жизнеобеспечения городов, в указанных странах распространены формы привлечения частных предпринимателей, с помощью концессий.

Важнейшей составляющей коммунальных услуг в таких развитых странах как Финляндия и Франция являются информационные технологии. Сбор и обработка информации, взаимодействие коммунальщиков с потребителями и властными структурами происходит в автоматическом режиме. В целом весь процесс личного взаимодействия потребителя и поставщика услуг может проходить через интернет или другие информационные ресурсы. Так, например в Финляндии в процесс автоматизации коммунальных услуг в 2008 году было вложено около 7 миллиардов ЕВРО, или 3,5% ВВП.

Для анализа результатов реформ в области коммунальных услуг Франции и Финляндии разберем несколько цифр.Во Франции, в 2008 году, по сравнению с 2000 тарифы на энергию, газ и другие виды топлива. повысились в 4 раза, в Финляндии за этот же период тарифы выросли в 2,5 раза, что в целом соответствует уровню инфляции и тенденциям на рынке энергоносителей.Во Франции в 2000 году оплата коммунальных услуг составляла примерно 22% дохода средней семьи из четырех человек, в Финляндии – 24%. В 2008 году эти показатели составляли 24 и 25% соответственно. В целом увеличение, как мы видим не существенно и находится в пределах инфляции.

Количество объединений собственников жилья (ОСЖ) во Франции с 2000 по 2008 годы увеличилось в 1,6 раз, в Финляндии в 1,4 раза. Что свидетельствует о том. что эти объединения пользуются авторитетом у населения и являются востребованным институтом предоставления коммунальных услуг.

Основным положительным моментом в практике предоставления коммунальных услуг во Франции и Финляндии являются повсеместное распространение объединений собственников жилья, опыт привлечения к управлению имуществом частных предпринимателей и повсеместное распространение информационных технологий в сфере коммунальных услуг. Важно также повсеместное распространение концессий и приватизации. Для России, из этого списка, в первую очередь необходимо, на наш взгляд внедрять информационные технологии и привлекать к управлению имуществом частных предпринимателей, через механизм концессий.

К основным негативным факторам в опыте предоставления коммунальных услуг Франции и Финляндии относятся, прежде всего, чрезмерная роль муниципалитетов. Это негативный фактор, так как теоретически может привести к злоупотреблениям со стороны муниципальных чиновников. Впрочем, в России эти моменты также присутствуют.

В общем комплексе проблем рыночных преобразований в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) жилищный сектор поначалу оказался на периферии реформ. С одной стороны, это объясняется тем, что все внимание было сосредоточено на приоритетных задачах либерализации экономики, создании многоукладных форм собственности, рынка труда, капитала и прочих структур адекватных рынку. С другой - в ряде государств определенные изменения в жилищном хозяйстве начали происходить еще до перехода к рынку. Переход к рыночной экономике вызвал во всех странах региона необходимость существенного пересмотра жилищной политики. Реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) повсеместно стали частью экономических преобразований, но конкретные пути их реализации зависели от финансовых возможностей и общего хода экономических реформ в данной стране. Вместе с тем есть черты, присущие всем постсоциалистическим странам: сдвиги в структуре источников финансирования жилищного строительства в пользу частного сектора; приватизация, реституция жилищ; изменения в механизмах содержания жилфонда и оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), а также в механизмах социальной защиты населения по предоставлению и содержанию жилищ.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что во Франции и Финляндии основной положительный опыт управлениями коммунальных услуг можно свести к принцип, когда для управления объектами жизнеобеспечения городов, привлекаются частные предприниматели, с помощью механизма концессий и приватизации. Важнейшей составляющей коммунальных услуг в этих странах являются информационные технологии. К негативному опыту можно отнести, чрезмерную, на наш взгляд роль муниципалитетов;

Общим для большинства европейских стран стран является то, что и там и там велика роль объединений собственников жилья (ОСЖ), которые представляют собой некоммерческую потребительскую организацию, объединяющую собственников объектов недвижимого имущества или пайщиков, создаваемую с целью управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения имуществом.

Базируясь на зарубежном опыте, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях реформирования ЖКХ необходимо делать ставку на информационные технологии. Как была сказано во второй главе, во Франции и Финляндии, сбор и обработка информации, взаимодействие коммунальщиков с потребителями и властными структурами происходит в автоматическом режиме. В целом весь процесс личного взаимодействия потребителя и поставщика услуг может проходить через интернет или другие информационные ресурсы.

Глава 3. Антикризисная программа для сферы жилищно-коммунального хозяйства. Пути решения проблем

Если в России по-прежнему проводить нынешнюю административную жилищную политику, то будет и дальше ухудшаться состояние жилого фонда, комфортность проживания, что повлечет серьезное ухудшение жизни, прежде всего, для населения с низким уровнем дохода. Особенно негативные следствия коснутся людей пожилого возраста, пенсионеров, больных, инвалидов. Все это приведет к еще большей социальной напряженности и растущему недовольству значительной части населения.

Поэтому необходимо вмешательство государства на самом высоком уровне, подготовка и утверждение проектов связанных с установлением «прозрачности» законодательства, также внесение коррективов в установление тарифов на оказанные услуги,регламент действий управляющих компаний и много другое.

Так ,например, совет при Председателе Совета Федерации по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса одобрил ряд рекомендации в адрес законодательной и исполнительной ветвей власти. В частности, Правительству Российской Федерации рекомендовано подготовить изменения в законодательство о предмете и составе деятельности по управлению зданиями и сооружениями в целях обеспечения их безопасной эксплуатации, описания субъекта, занимающегося такой деятельностью и системного формирования института саморегулирования в сфере управления недвижимостью. А также в целях обеспечения прозрачности и подконтрольности гражданам и органам государственной власти деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, ускорить подготовку нормативно – правовых актов по утверждению стандартов раскрытия информации управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Законопроект о водоснабжении и канализовании, направленный на совершенствование системы государственного регулирования в данной сфере, будет доработан в течение месяца специально созданной рабочей группой.

При доработке документа будут учтены замечания, полученные от субъектов Российской Федерации, а также от министерств и ведомств в процессе обсуждения. В частности, они касаются устранения возможности необоснованного завышения тарифов для получения источников инвестиций, более четкого разграничения ответственности субъектов ВКХ за сброс неочищенных стоков, а также гарантированного обеспечения качества воды, поставляемой конечному потребителю.

Законопроект устанавливает правовые основы отношений, возникающих в сфере водоснабжения и канализования, принципы госрегулирования данной сферы, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, основные права и обязанности организаций ВКХ и других участников рынка. Документ предусматривает возможность установления тарифов методом доходности инвестированного капитала (RAB-тарифы), дифференцированный подход к установлению тарифов для различных категорий абонентов. Кроме того, предусматривается обязательность раскрытия информации о регулируемых товарах и услугах, используемой при формировании тарифов организации. Положения законопроекта направлены на урегулирование имущественных отношений организаций ВКХ, допускается возможность госрегистрации системы водоснабжения и канализования как единого объекта недвижимого имущества.

Одной из главных новаций законопроекта является введение регуляторных договоров, которые будут гарантировать организациям ВКХ неизменность установленных тарифов, необходимых для реализации инвестиционных программ.
В целях обеспечения нормальных условий эксплуатации объектов систем водоснабжения и канализования и исключения возможности их повреждения законопроектом предусматривается возможность установления охранных зон.

Также готовится проект, допускающий создание некоммерческих объединений – потребительских кооперативов – при содействии органов власти для осуществления малоэтажной застройки и совместного управления имущественным комплексом. Интересно, что объединениям, учрежденным органами власти, предусматривается предоставление земльных участков на бесконкурсной и безвозмезной основе. Остальные кооперативы смогут приобрести участки на закрытых аукционах по цене в размере 10% от их кадастровой стоимости. Закрытые кооперативы не могут распоряжаться земельными участками в течение 10 лет, кроме случаев залога на строительство домов и инфраструктуры.
Кроме этого, подготовлен законопроект по оптимизации подготовки документов территориального планирования, планируется сокращение сроков проведения экспертизы до 2 месяцев с правом застройщика устранять замечания, предусматривается развитие системы негосударственной экспертизы.

9 декабря прошлого года вступило в силу постановление правительства, которое призвано увеличить контроль над обслуживающими организациями. Теперь они обязаны у себя на сайте или на сайте органов местного самоуправления размещать всю информацию о своей деятельности, в том числе какие дома находятся в обслуживании организации, какова стоимость ее услуг и т.д. То есть ожидается, что УК все-таки станут «прозрачными» - что сделает более эффективным контроль за ними как со стороны государства, так и граждан.

На этом инициативы государства не заканчиваются. В конце ноября прошлого года был принят в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на совершенствование регулирования практически всего блока вопросов по управлению многоквартирными домами.

Рассматриваются вопросы о необходимости предоставить управляющим организациям право заниматься деятельностью по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Ресурсоснабжающим организациям, во избежание злоупотреблений со стороны управляющих организаций должно быть передано право оказывать коммунальные услуги населению в виде поставки соответствующих коммунальных ресурсов, получая за это средства непосредственно от жителей, в соответствии с заключёнными с жителями договорами.

В целях оптимизации и снижения размера тарифов для граждан необходимо предоставить объединениям управляющих организаций возможность участвовать в обсуждении процесса тарифообразования. Эти изменения позволят минимизировать число банкротств управляющих организаций, стимулировать их к проведению энергосберегающих мероприятий в домах и, соответственно, снизить тарифы на коммунальные услуги для граждан.

Одно из нововведений должно упорядочить деятельность УК - для управляющих организаций предусматривается введение с 2013 года обязательного членства в саморегулирумой организации (СРО) в сфере управления многоквартирными домами.

Саморегулируемые организации, которые активно формируются в настоящее время (к концу 2010 г. более 10% управляющих организаций уже являлись членами СРО), должны стать гораздо более эффективным механизмом, чем привычное, доставшееся в наследство от советского прошлого государственное регулирование.

Во-первых, нормы СРО гораздо гибче, легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам. У СРО имеются более оперативные возможности для привлечения необходимых экспертов и обратной связи с рынком. Во-вторых, что особенно актуально и важно для жителей МКД: в рамках саморегулирования достаточно эффективно решается вопрос об ответственности УК. По закону СРО несет материальную ответственность за деятельность своих членов – то есть управляющих компаний. В случае, если управляющая компания - член СРО нанесет собственникам вред, он будет возмещен из специального страхового или же компенсационного фонда, созданного в саморегулируемой организации.

Кроме того, участие в СРО обеспечивает выполнение управляющей компанией стандартов качества и правил работы, разработанных самой саморегулируемой организацией и обязательных для исполнения всеми его членами. При этом государство будет контролировать деятельность СРО – как минимум, на начальном этапе создания саморегулирования.

Таким образом, если все эти программы будут одобрены и приняты, то,на мой взгляд, возможено есть шанс, что порядок хотя бы в сфере управления многоквартирными домами будет наведен. Как минимум, деятельность управляющих компаний станет более прозрачной и подконтрольной, а жильцы дома не останутся один на один с проблемами в случае непрофессиональных или откровенно мошеннических действий управляющих компаний.

Заключение

Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня остается одной из самых сложных и проблемных сфер экономики. Вопросы возникают по всему спектру – от формирования тарифов на услуги ЖКХ до деятельности управляющих компаний (УК)

ЖКХ – это объемный рынок услуг, оцениваемый примерно в три триллиона рублей. “Все существующие сегодня проблемы, проблемы в ЖКХ от которых страдают граждане, - результат тотальной безответственности управляющих компаний и чиновников, плюс коррупция, воровство и разгильдяйство”, считает Сергей Миронов,Председатель Совета Федерации, Председатель Совета Палаты депутатов Политической партии Справедливая Россия . Последствия же крайне серьезны – люди не могут реализовать свои жилищные права в полном объёме.

Проблемы развития современной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса являются одной из самых актуальных тем как среди граждан России так и на заседаниях Правительства РФ.

По словам президента Дмитрия Анатольевича Медведева, более 4,5 миллиона граждан России живут сегодня в ветхом или аварийном жилье. Износ объектов жилищно-коммунального хозяйства в стране составляет более 60 процентов. «Если ничего не делать, то через 5–7 лет наступит катастрофа», – подчеркнул глава государства.Проверка генпрокуратура РФ выявила многочисленные нарушения при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в подавляющем числе субъектов РФ. По итогам 2010 года возбуждено более сотни уголовных дел. Специалисты отмечают, что ситуацию в отрасли усугубляет посредничество управляющих организаций между поставщиками и потребителями услуг. Все эти данные позволяют потребителю данных услуг задуматься о том, что возможно данная статистика в сфере жилищно-коммунального хозяйства касается его самого.

Идеальным вариантом была бы инициатива самих жителей многоквартирных домов следить за состоянием дома, повышать его энергоэффективность, тем самым в будущем в разе снижая затраты на оплаты тепла, света ит.д.,производить текущий и капитальный ремонт.

Но не компетентность населения в этих вопросах, «закрытость» политики ЖКХ не позволяют обычным гражданам решить данных вопрос коллегиально.Для решения такой насущной и в тоже время глобальной проблемы в сфере ЖКХ необходимо вмешательство государства на самом высоком уровне, подготовка и утверждение проектов связанных с установлением «прозрачности» законодательства, также внесение коррективов в установление тарифов на оказанные услуги,регламент действий управляющих компаний и много другое. Если все эти программы будут одобрены и приняты, то,на мой взгляд, возможено есть шанс, что порядок хотя бы в сфере управления многоквартирными домами будет наведен. Как минимум, деятельность управляющих компаний станет более прозрачной и подконтрольной.

Список литературы

1. http://www.urban-planet.org/article_18.html

(Публикации «Управление региональным жилищно-коммунальным комплексом» автор Гусев А.Б, к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления)

2. http://ogkh.ru/content/view/103/53/

(ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Автор: Л.Д. Соловьева, начальник отдела нормативно-правового регулирования инфраструктуры Департамента ЖКХ Минрегиона России )

3. http://www.juristlib.ru/book_4095.html

(Статья «Административно-правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства. проблемы и пути их решения”автор Гришина Е.Ю.)

4. http://www.vedomosti-ural.ru/guest/10819/

(Интервью "ВЕДОМОСТЯМ Урал" министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Юрий Шевелев)

5. Жилищный кодекс РФ

6. http://energy.midural.ru/content/blogcategory/56/104/lang,ru/

(Министерсво энергетики и ЖКХ Свердловской области, официальный сайт)