Главная              Рефераты - Разное

работа студентки 2 курса - реферат

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

Отделение музееведения

Кафедра этнологии, музеелогии

и истории искусств

Варзопова Евгения Валерьевна

Мужской к остюм социальных верхов Германии к. XIII – н. XIV в. на основе данных Манесского кодекса

Курсовая работа студентки 2 курса

Научный руководитель:

старший преподаватель

А.И. Кушнир

Минск -2007

Содержание

Введение 3

Глава 1. Мужской костюм знатного сословия 8

1.1 Мужской костюм. Нижнее платье. 8

1.2 Верхнее платье. 9

1.3 Плащи. 11

1.4 Головные уборы. Прически. 12

1.5 Обувь. 14

1.6 Чулки, перчатки, пояса. 14

1.7 Костюмы менестрелей и слуг 15

Глава 2. Одежда королей и кайзеров. 18

2.1 Нижняя рубаха 18

2.2 Верхняя рубаха 18

2.3 Головной убор (корона), прическа 19

2.4 Плащ (мантия) 20

2.5 Чулки, перчатки, пояс 21

2.6 Обувь 21

2.7 Скипетр_ 22

Заключение 24

Приложение _____________________________________________________28

Введение

Костюм является неотъемлемой частью материальной и духовной культуры народа. Постепенные изменения в одежде отражают особенности исторического развития человечества и влияние таких факторов, как религия, искусство той или иной эпохи, философские учения, уровень экономического развития и др. По своей сути костюм несет в себе определенный художественный образ, который отражает эстетический идеал эпохи, а также все изменения в социальной жизни общества. Поэтому история костюма может помочь познать нравы и обычаи отдельных народов. Часто, даже не смотря на общеевропейские или общемировые тенденции моды, в одежде каждого народа можно найти свои особенные черты. Помимо этого, на протяжении всей своей истории костюм, даже самый простой, являлся произведением искусства. Именно поэтому история костюма имеет отношение не только к этнографии, но и к истории в общем, и к искусствоведению.

В данной работе рассматривается мужской костюм Германии конца XIII – начала XIV в. на основе данных (миниатюр) кодекса Манессе. Выбор периода в первую очередь обусловлен датировкой источника (1300-1320 гг.). Помимо этого XIII век ознаменовался определенными изменениями в организации ремесла и портновского искусства. Развитие ремесла, торговли и взаимоотношений различных стран не могли не отразиться на средневековой одежде. Большую роль сыграло возникновение ремесленных цехов и, как следствие, совершенствование ремесленного мастерства. По всему континенту появлялись специализированные ткацкие цехи. В ХІІ веке в Европе стали выращивать хлопок (сначала его импортировали из Египта)[1] . Затем в Южной части Европы стали разводить шелковичного червя, поэтому были известны и шелковые ткани (парча, сендал), а с 1298 года в Европе получил широкое распространение бархат[2] . Помимо всего этого, продолжало развиваться изготовление традиционной для Европы шерсти, которая долгое время была основным материалом для шитья одежды. В этот период были открыты новые красящие вещества, некоторые были привезены с Востока после Крестовых походов. На средневековых миниатюрах мы видим ткани всевозможных ярких цветов: синий, красный, бордовый, желтый. Кроме всего прочего, ткани богато орнаментировались. Развивалось мастерство и по обработке мехов, драгоценных металлов и камней, которые были неотъемлемым атрибутом одежды аристократических слоев общества. Совершенствуется и портновское искусство, усложняется технология изготовления и кроя одежды. Еще в конце XII – начале XIII в. произошел переход от романского свободного платья, которое зачастую было некроеным по частям, к прилегающей к фигуре одежде, которая смотрелась более изящно и грациозно. Постепенно закладываются основы кроя, которые помогли сделать платья более удобными. После Крестовых походов в Европе стали известны пуговицы, которые были заимствованы у тюркских и монгольских народов.

В качестве изучаемого региона Германия выбрана как одна из ближайших соседних стран Беларуси. Комплексное изучение костюма Германии данного периода может помочь в изучении костюма Великого Княжества Литовского конца XIII – начала XIVв. Из-за малого количества материала по данной теме (Костюм Великого Княжества Литовского) можно обратиться к источникам по западноевропейскому костюму, в данном случае к кодексу Манессе, чтобы впоследствии располагать материалом для сравнительного анализа костюма Беларуси XIII – XV в.

Отдельно кодекс Манессе как источник по истории костюма не рассматривался. В работах, посвященных истории моды и одежды, обычно присутствуют только несколько миниатюр, описанных в общих чертах. Помимо этого, нет полного анализа кодекса Манессе как исторического источника по истории костюма на русском языке. Кроме того, при описании средневековой одежды в книгах предпочтение отдается истории костюма Франции, как законодательнице моды. Германии же должного внимания не уделяется. Интерес же к истории костюма сейчас большой. Описания и реконструкции средневековой одежды могут помочь художникам при создании сценических, театральных вариантов костюма. Снимаются художественные и документальные фильмы, создаются исторические передачи. Очень часто здесь требуется консультация историков, специализирующихся в истории одежды. Кроме того, материалы исследования могут помочь в музейной практике для идентификации музейных экспонатов и материалов. Все это определяет актуальность изучаемой темы.

Главным источником для работы послужил кодекс Манессе. Это книга, состоящая из 426 листов пергамента и 138 миниатюр. Это самое большое и известное собрание песен средневековья. В кодексе содержатся поэтические произведения на старонемецком языке. Данный источник был создан приблизительно около 1300 г. в Цюрихе. Связано это было с коллекционерской деятельностью цюрихской дворянской семьи Манессе, из-за чего это собрание и получило свое имя. В данный момент кодекс находится в библиотеке Гейдельбергского университета.

Особый интерес представляют миниатюры кодекса с изображением сцен, характерных для рыцарской эпохи: поединки, турниры, представления жонглеров, охота. Как уже говорилось их 138. Созданы они были разными художниками, имена которых известны не все. Один из них Генрих Фрауэнлоб – немецкий миннезингер и живописец-миниатюрист начала XIV в., представитель позднеготического искусства.

Миниатюры несут в себе большую информацию о повседневной жизни немецкого общества данного периода, а также служит хорошим источником для изучения материальной культуры средневековой Германии.

Основной задачей работы является реконструкция и систематизация костюма Германии конца XIII – начала XIVв. Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

· полностью рассмотреть и проанализировать кодекс Манессе;

· систематизировать данные кодекса;

· реконструировать мужской комплекс одежды Германии конца XIII – начала XIVв.;

· сравнить данные кодекса с данными других источников.

Кроме того, в ходе работы была использована “История материальной культуры: Энциклопедия материальной культуры”. Автор Герман Вейс – немецкий историк культуры и художник XIX века. У него в работе достаточно широко рассмотрена тема истории котюма различных народов и эпох. В частности, рассмотривая материальную культуру стран южной и средней Европы, автор во многом опирается на кодекс Манессе.

Иллюстрированная энциклопедия моды” Кибаловой Л., Гербеновой О., Ламаровой М. «Иллюстрированная энциклопедия моды” также дает ценную информацию. Данная работа охватывает период развития костюма с 4-го тысячелетия до новой эры до восьмидесятых годов XX столетия. В основном в этом издании предпочтение отдается моде Чехии. При анализе этой литературы учитывалось большое влияние на последнюю немецкой моды в силу исторических событий.

Также было использовано издание «История костюма» Федора Комиссаржевского. В ходе своей работы он использовал источники XV-XIX веков, поэтому его информация оказалась полезной и интересной. Однако очень часто он высказывает свое личное мнение и это сказывается на манере подачи материала.

При написании работы были использованы многие новые издания, в том числе учебники (Дудникова Г.П. История костюма: Учебник для проф. лицеев, училищ, колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2001), энциклопедии (Мода и стиль: Энциклопедия, М., Аванта+, 2002, Энциклопедия моды, Андреева, 1997), научно-популярные издания.

Отдельно следует отметить издание «История костюма», автор – М.Н. Мерцалова. Это полная и интересная работа по истории костюма.

Было использовано издание «История костюма, 1200-2000» Нанн Дж. Работы содержит много иллюстраций, но предпочтение в повествовании отдается моде Франции. Однако в данной работе можно найти много интересного материала в целом по истории развития костюма.

Также были использованы работы по истории искусств П.П. Гнедича. В своих работах он часто ссылается на источники, давая при этом полное их название, что позволяет потом обратиться непосредственно к ним. Кроме того, по мере повествования он отдельным пунктом выделяет историю костюма.

Во многих книгах по истории костюма тема средневековой моды раскрыта недостаточно хорошо. Как правило, это общие тенденции на основе французской моды. Поэтому они были полезны для проверки полноты материала или в качестве визуальной поддержки (миниатюры, изображения).

В ходе работы были использованы Интернет - ресурсы. В основном, это сайты со средневековыми источниками и миниатюрами, т.к. прямого доступа к ним не было.


Глава 1. Мужской костюм знатного сословия

1.1 Мужской костюм. Нижнее платье.

Нижняя рубаха, как правило, называлась кота или котт. Рассматривая миниатюры других источников более раннего периода можно заметить, что некоторые элементы нижней одежды (нижней рубахи) постепенно менялись. В частности, менялся вырез горловины, форма рукавов. Однако наиболее наглядным является изменение длины коты. На изображениях можно видеть как рубахи выше колен, так и доходящие до щиколотки. Но при этом основной фасон затронут не был: обычная рубаха, типа туники, различной длины.

На миниатюрах кодекса Манессе чаще встречается нижнее платье длинное, до щиколотки. Иногда котт делали такой длины, что приходилось подбирать ее с боков для удобства, тогда платье подпоясывалось[3] . Короткие же котты присутствуют только на миниатюрах с изображением сцен охоты (илл.1, 2), игры в мяч (илл.3), боев на мечах (илл.4, 5), а также на изображениях подданных и слуг за своей работой (илл.6). Однако одежда слуг могла быть и длинной, заметно приближаясь по форме к одежде знатных сословий. В остальных случаях длина котт объясняется в первую очередь практичностью, т.к. длинные платья были бы не удобны.

Цвета котт были самыми разнообразными: чаще всего красный, а также синий, зеленый, реже желтый. Желтый цвет, как правило, носили мужчины, и встречался он редко, т. к. краситель был очень дорогим.[4] На всех изображениях в кодексе на нижнем платье показаны обработанные рукава и вырез горловины. Как правило, это желтые широкие манжеты и широкая желтая кайма по линии выреза. Часто они еще обработаны по самому краю красной или белой тонкой тесьмой. Вырез горловины на всех миниатюрах круглый. Собственно рукава были широкими у плеч и сужались от локтя до кисти. Их делали длиннее, чем требовалось по размеру, поэтому у локтя образовывалась большая складка. Это создавало впечатление, что поверх котты одето еще одно платье с широким рукавом. На некоторых миниатюрах на рукавах и на грудной части заметны ряды пуговиц (от 5 до 7 штук, илл.7, 8, 9, 10, 11).

Также в кодексе встречаются изображения, где видна подкладка котт. Так в сцене боя мужчин (илл.4) можно увидеть, что подкладка контрастна основному цвету котты: котт синий – подкладка красная, сиреневая котта – зеленая подкладка, синяя кота – зеленая подкладка (илл.12). На других миниатюрах подкладка чаще белая (илл.13, 14). Встречается и разноцветная подкладка: голубые клинья на белом фоне (илл.15).

Также в сцене боя можно заметить разрезы спереди коты. Эти разрезы делались специально для боевых костюмов для легкости передвижения. Вообще же коты с разрезами посередине и сзади на миниатюрах в кодексе встречаются только в единичных случаях (илл.12).

У рыцарей или просто людей, облаченных в военные одежды, вместо котты одето что-то типа подкольчужника: стеганая одежда с высоким воротником и узкими рукавами (илл.16). Под нее для удобства также одевался котт, который в данном случае использовался в качестве нижнего белья.

1.2 Верхнее платье.

Верхнее платье, как правило, было более разнообразное, чем котт.

Верхнее платье называлось сюрко (surkott – “поверх котты”). Это, как правило, широкое длинное платье разнообразных цветов (синий, красный, зеленый, иногда разноцветные) с рукавами, разной длинны, обычно ¾ (илл.17, 18) или до кисти (илл.19, 20), или вообще без рукавов (илл.21, 8). В первом случае они широкие, во втором зауженные. Рукава всегда обшивались каймой желтого цвета (как манжеты), если рукавов не было, то вырезы для рук также обрабатывались желтой тесьмой. Эти вырезы, как правило, были очень широкими. На некоторых миниатюрах изображены сюрко с рукавами –“обманками”, т.е рукава есть как таковые, но они не одеваются, а просто свисают (илл.22). В таком случае в сюрко предусмотрены специальные разрезы, в которые можно было продеть руки. Но рукава все равно украшались широкой тесьмой.

Вырез горловины тоже обрабатывался тесьмой. Иногда к сюрко пришивался откидной капюшон, который нередко отличался по цвету от самого сюрко (илл.19, 17). У капюшона также была цветная подкладка, а все его края обшивались тесьмой, которая в свою очередь еще обшивалась тонкой красной или белой каймой. Капюшон могли и не пришивать к сюрко, а одевать или снимать по необходимости.

На избражениях видна подкладка сюрко. Видимо, ее пришивали всегда. Чаще всего она была белой, синей, зеленой, желтой (но всегда контрастна основному цвету сюрко). Иногда с внутренней стороны сюрко пришивали мех, что служило не только утеплителем, но и показателем богатства человека, который носил эту одежду (илл.19, 21, 14).

У сюрко, в отличие от котты, разрезы встречаются гораздо чаще (илл.19, 14, 23). Обычно их делали с переди от линии талии. Как видно на миниатюре через эти разрезы была видна дорогая подкладка. Возможно, это делалось специально, чтобы ее показать. Если сюрко одевали поверх кольчуги, то оно имело также разрезы по бокам (илл.7). Все разрезы обрабатывались тонкой тесьмой.

Вырез горловины мог быть круглым (илл.15), V-образным неглубоким (илл.21), тогда он обшивался по краям широкой тесьмой, или V-образным глубоким (илл.18, 20), в этом случае тесьмой он не обшивался. Иногда от горловины шел ряд пуговиц (илл.8). На некоторых миниатюрах изображены откидные воротники (илл.3, 24). Тогда на одной стороне был ряд пуговиц (6-7шт.), на которые застегивался ворот. Если вырез украшался тесьмой, то его могли украсить рядом бусин (илл.25). В отличие от котт сюрко не подпоясывали.

В сценах охоты изображены сюрко, которые отличались от повседневных. Прежде всего цветом платья (илл.2). Здесь впервые можно увидеть разноцветное сюрко на представителе имущего класса. На предыдущих миниатюрах подобные вещи можно было заметить только на менестрелях и на слугах. Учитывая отношения подчинения, вассалы должны были носить цвета своих господ, но вскоре, видимо, эта одежда была перенята даже самыми высшими сословиями. Как правило, такой вид одежды изготавливали, путем сшивания разных цветных полос одна у другой. Помимо этого в верхнем платье для охоты предусматривались дополнительные разрезы, для удобной езды верхом.

1.3 Плащи.

К XIII в. отделка плаща стала роскошнее, а длина его увеличивалась соответственно положению и средствам лица, которому он принадлежал[5] . Обычно плащи шились из шелка и бархата.

Плащ сохранял традиционную форму полукруглой широкой накидки. На миниатюрах кодекса можно заметить, что плащи носили на обоих плечах, полностью закрывая спину и плечи (илл.26). Это было новой привычкой, потому что ранее (до XII в.) плащи носили по примеру римских: только на левом плече[6] . Спереди плащ могли завязывать тесьмой (илл.27). Иногда для этого использовался аграф, специальная застежка (илл.28), которая постепенно становилась самостоятельным украшением. Ее могли делать из благородных металлов и украшать драгоценными камнями или резьбой.[7]

С внутренней стороны к плащу обязательно пришивалась подкладка. она могла быть самой разнообразной, но чаще меховой (илл.26, 27, 29).

Также встречаются плащи с рукавами. Но, как правило, это рукава-“обманки”, упомянутые уже, когда речь шла о сюрко (илл.11). Только в данном случае рукава очень длинные, обшитые тесьмой. Для рук предусмотрены специальные проймы, также украшенные каймой. Иногда рукавов не было, а плащ закрывал не только спину, но и все переднюю часть (грудь, живот). В таких случаях для рук делались разрезы (илл.30). На этой же миниатюре (а также на илл.11) можно заметить откидной капюшон, который одевался по необходимости. Иногда разрезы были по всей длине рукавов, т.е. в данном случае отсутствовал осноснов рукавный шов (илл.31). Также в кодексе встречаются кугели – капюшоны с пелериной из шерстяной ткани, которые часто заменяли плащи и хорошо защищали от стужи[8] (илл.32). Хотя носили их чаще простые горожане и крестьяне.

Плащи также украшатли рядами пуговиц спереди (илл.11, 30).

Иногда плащи шились с большим откидным воротом, наподобие пелерины (илл. 28), который пришивался отдельно. В таком случае очень хорошо была видна меховая подкладка плаща.

Особо следует упомянуть плащи, которые одевались на охоту. Это была короткая, открытая с боков накидка, которая защищала грудь и спину. Такой плащ можно увидеть на илл.1. С изнаночной стороны подшивали меховую подкладку.

1.4 Головные уборы. Прически.

В кодексе головные уборы встречаются не очень часто. Акцент делается на прически. На миниатюрах, как правило, изображены мужчины с завитыми волосами длиной до плеч с короткой челкой (илл.14). Такая прическа называлась “пейзанской стрижкой”[9] . Проборы мужчины не делали, а просто зачесывали волосы назад (илл.12). Бороды на миниатюрах встречаются редко (илл.33, 34, 35). Глядя на изображения, можно сделать вывод, что бороды носили представители самых знатных сословий или короли (илл.36, 17, 7) в качестве отличия от просто почетного рыцарства, горожан и других.

Из головных уборов чаще всего встречаются обручи шапели (shapel) – матерчатые или металлические обручи или венки из натуральных или искусственных цветов (илл.8, 13, 15). Они могли делаться из позолоченного серебра иногда даже из золота, украшаться драгоценными камнями и жемчугом (илл.8).

Достаточно распространен был чепчик кале или каль (илл.10, 20). Первоначально он выполнял функции подшлемника (головной убор, который рыцари одевали под шлем) и шили из достаточно плотной ткани (шерсти или неотбеленного льна). Однако постепенно кале стали носить и в повседневной жизни. Он закрывал верхнюю часть головы и уши и завязывался под подбородком. В манускрипте встречаются кале только белого цвета, хотя они могли быть красного, зеленого цветов, а иногда и разноцветными[10] . На изображениях видно, что чепчики обрабатывались узкой обшивкой, что делалось для украшения. Иногда кале могли шить из прозрачной ткани и украшать вышивкой (в манускрипте таких изображений нет). При выходе на улицу поверх кале надевали различного вида шапки.[11]

На многих миниатюрах изображены люди в разнообразных шапках. Например, круглая шапка с завернутыми кверху краями (илл.7). Тулья у этой шапки в виде закругленного клина, края невысокие. Размер и форма тульи, и краев могли меняться (илл.37). Так на илл.38 края настолько высоки, что тульи не видно совсем, а по форме они напоминают зубчики. На других изображениях можно увидеть шапки с невысокими краями и средней тульей (илл.25, 39). Иногда шапка могла иметь форму корабля (илл.40). Посередине могла помещаться пуговка (илл.39). Открытые края шапки могли богато обшиваться мехом (илл.41).

Особого вида шапки одевались на охоту (илл.1, 11). Тулья и края могли быть разнообразными, так же как и у обычной шапки, хотя чаще это была высокая шляпа с полями. Характерной чертой охотничьих шапок было украшение из перьев павлина, т. н. «шляпа с павлином». Такую декоративную деталь в Западной Европе могли позволить себе только очень состоятельные люди. Почти всегда к таким шапкам приделывалась длинная тесьма, что позволяло откидывать их на спину.

Военные носили головные уборы, отличавшиеся от тех, что носили в повседневности (илл.16). Это круглые шапки, которые полностью покрывали голову. Плечи закрывала пелерина, спускавшаяся с задней стороны шапки. Цвета могли быть разными. Края обшивались широкой тесьмой, которая по цвету была контрастна основному.

На некоторых миниатюрах можно увидеть изображения шапки в виде сборчатой повязки из ткани (илл.28, 3). Для того чтобы такой головной убор держал форму, внутрь его вставлялся жесткий обод, над которым ткань красиво драпировали. Эти шапки закрывали всю голову и шею, иногда доходили до плеч. Их могли украшать разнообразными вышивками и узорами[12] .

1.5 Обувь.

Обувь была мягкая. Шилась она из плотной материи (войлока) или из кожи. На миниатюрах можно увидеть невысокие мягкие башмаки (илл.1, 8, 13). Они полностью закрывали ногу до щиколотки. Затягивались они шнурками, чаще белого и красного цветов. Для верховой езды могли надеть башмаки со шпорами (илл.1) или с длинными хвостами сзади (илл.26). На мыс такой обуви могли надевать железные наконечники, чтобы при трении о стремена она быстро не стиралась (илл.1). Цвета обуви могли быть разнообразными, хотя чаще встречается черный. Обувь могла быть в клеточку (илл.21, 4), а иногда с декоративными узорами (илл.4). Можно предположить, что это были не башмаки, а что-то наподобие сеток, которые одевались поверх шосс. Очень редко встречаются изображения обуви с открытым подъемом (илл.43). Тогда обувь закреплялась у щиколотки.

Ни на одной миниатюре не встречаются изображения обуви с каблуком.

1.6 Чулки, перчатки, пояса.

В XIII веке принято было носить шоссы и бре. Бре – нижние штаны, доходившие до колен. Поверх их одевали шоссы – две узкие, длинные штанины, не связанные между собой, которые с помощью специальных завязок крепились к поясу. Также носили длинные чулки (трико). Они также завязывались шнурками так, что они пропускались от наружного пояса через специальные прорези в верхней одежде в соответствовавшие им отверстия, расположенные по верхнему краю трико[13] . На миниатюрах кодекса нет изображений, где можно было бы с точностью увидеть штаны (чулки) и определить систему, по которой они одевались. Как правило, видны они только до колена, поэтому решить были ли это шоссы и бре или просто чулки или трико нельзя. В XIII веке в Германии могли носить, как первое, так и второе. Однако здесь нельзя иметь в виду чулки и трико современного типа, т.к. две половинки шосс были соединены только в XIVв.[14]

На основе миниатюр можно утверждать, что чулки (или шоссы) были чаще черного, синего, фиолетового, оранжевого цветов. Они были тканые (шерстяные или шелковые). Иногда под ступни к трико пришивалась крепкая кожаная подошва.

Перчатки на миниатюрах кодекса встречаются в единичных случаях. Их редко носили в повседневной жизни, а надевали на охоте (чаще на соколиной) (илл.19, 11). Это, как правило, длинные белые перчатки. Шились они в основном из кожи.

Как уже говорилось ранее из-за ширины и длины котты и сюрко их приходилось подпоясывать. Пояс был неотъемлемым аксессуаром одежды, и его украшению уделялось большое внимание. Пояса видны на многих миниатюрах кодекса. Они могли быть тонкими из маленьких круглых пластинок (илл.26), широкими из кожи с пробитыми отверстиями отделанными железом (илл.20), с пряжками (илл.44). Иногда в роли пояса могла выступать длинная белая лента (илл.12).

Если мужчины носили с собой меч, то одевали два пояса: первый, обычный, для платья, другой, шире, специально для меча (илл.26).

1.7 Костюмы менестрелей и слуг

На миниатюрах кодекса достаточно часто встречаются изображения менестрелей и слуг. Их костюм представляет особый интерес, так как иногда он отличается от одежды представителей знатных сословий.

Если говорить о слугах, то на некоторых изображениях можно встретить костюмы, которые не отличаются от представителей знатных сословий (илл.18, 15). То есть котт, сюрко и прочие элементы костюма, которые описаны в первой главе. Возможно, в таких случаях ткань, из которой шилась одежда, была не такой дорогой.

Есть изображения, которые показывают совершенно иной вид костюма (илл.45, 1). В данном случае на слугах одето также сюрко, однако отличительной особенностью этого костюма был его цвет. Как правило, могло использоваться два и более цвета. Мода на двуцветные одежды возникла еще в Х в. и затрагивала в большинстве своем только фасон штанов. В XIII в эта мода распространилась на весь костюм, который мог уже состоять не только из двух половин, сшитых вместе, но и разнообразное сочетание поперечных цветных полос (илл.45)[15] . Как уже говорилось ранее, особенность изготовления такой одежды состояла в том, что цветные полосы сшивались одна к другой. На илл.45 хорошо заметно, что иногда одна половина платья была одноцветной, а вторая в полоску из разных цветов. Также были и простые одноцветные платья. Иногда платье было одноцветное, а другого цвета были только верхняя правая часть плеча и правый рукав (илл.1). Как правило, эти одежды отражали гербовые цвета известных знатных родов. Шоссы также могли быть разных цветов. В качестве головных уборов могли выступать высокие шапки с хвостами или капюшоны. Обувь также была обычная. На некоторых миниатюрах обувь отсутствует. Возможно, слуги ходили просто в чулках, к подошвам которых пришивалась крепкая кожаная подошва.

От одежды слуг отличается одежда менестрелей. Они также носили сюрко, которое отличалось от обычного цветом. Оно могла быть в горизонтальную полоску, в волнистую полоску разных цветов, в диагональную (илл.7). Иногда сюрко было одноцветное, украшенное рядами тонких, горизонтальных полосок. На миниатюрах заметно, что платья подпоясаны, однако самих поясов не видно (илл.21). В качестве головного убора чаще всего выступали откидные капюшоны. Также в стандартный комплекс одежды входили шоссы и мягкая обувь.

Таким образом, одежда менестрелей и слуг представляет собой особый вид костюма. Он мало чем отличался по покрою и основному фасону. Отличительным знаком в данном случае являлся цвет платья, который отражал принадлежность слуги или менестреля своему сюзерену.

Сравнивая одежду, изображенную на миниатюрах кодекса, с одеждой, изображенной на миниатюрах других источников этого периода, а также на скульптурных группах, можно заметить скорее больше общего, чем различного.

Если говорить о коте, то это, как правило, рубаха свободного покроя с узкими рукавами. Длина коты доходила до щиколотки, если ее носили в повседневной жизни. Если же необходимо было производить динамичные движения (охоты, рыцарские бои, игра вы мяч), то котта кроилась до колена и с разрезами.

Сюрко также было свободного кроя, длиной до щиколотки, рукава могли быть разной длины или вообще отсутствовать. И кота, и сюрко обшивались по краям желтой тесьмой, а также изнутри подшивалась подкладка.

Плащи были самыми разнообразными: с рукавами, с прорезями для рук, с рукавами-обманками и др. Особого вида плащи одевались на охоту.

Головные уборы также отличались разнообразием: шапки, капюшоны, однако самыми распространенными были головные обручи из бусин или венки из цветов.

Чулки (шоссы, бре) могли быть различных цветов, в качестве пояса могла выступать тонкая белая лента или широкие кожаные пояса с металлическими заклепками. Перчатки на миниатюрах кодекса можно увидеть только на сценах охоты. Обувь была мягкая, кожаная, невысокая.

Таким образом, на основе миниатюр кодекса можно составить полный комплекс одежды представителя знатного сословия в Германии XIII в. Сравнивая кодекс, с другими источниками, можно заметить ряд отличий, в основном присутствие или отсутствие вышивки, богато орнаментированной отделки, обработка краев платья (фигурные вырезы). Крой же, как правило, и форма одежды одинаковые. Значит, можно сделать вывод, что кодекс Манессе дает нам полное представление о мужском костюме представителей высшего сословия Германии XIII в.

Глава 2. Одежда королей и кайзеров.

В кодексе присутствуют четыре изображения королей и кайзеров. Два из них (илл.36, 7) представляют нам кайзера Генриха (Kaiser Heinrich, 1165-1197) и короля Вензеля фон Бюмена (König Wenzel von Böhmen, 1271-1305) в их парадном облачении. Две другие миниатюры (илл.19, 17) показывают королей Конрада Младшего (König Konrad der Junge, 1252-1268) и Тиро фон Шоттена (König Tyro von Schotten, дата правления не указана) на охоте и просто в повседневной жизни. Одежда королей и кайзеров, представленная на миниатюрах кодекса представляет особый интерес.

Из комплекса одежды отдельно можно выделить: нижнюю рубаху, верхнюю рубаху, головной убор (корона), плащ (мантия), чулки, обувь, пояс, перчатки (в кодексе они встречаются только в сценах охоты), скипетр.

2.1 Нижняя рубаха

На изображении кайзера Генриха (илл.36) нижней рубахи не видно. Скорей всего в данном случае нижняя рубаха выступает в качестве нижнего белья, что было характерно для XIII в.[16] Как правило, это был котт в виде: свободной рубахи до колен из негрубой, тонко выделанной ткани.

На другой же миниютюре с изображением короля Вензеля фон Бюмена (илл.19) можно увидеть темно-розовую котту, длиной до щиколотки, с длинными узкими рукавами. Украшение нижней рубахи состоит в золотой обшивке рукавов у запястий, а также по линии пуговиц на рукавах.

2.2 Верхняя рубаха

В качестве верхней рубахи выступало сюрко. Это было платье длиной до щиколотки, с длинными узкими рукавами, сшитое из плотной ткани. На миниатюрах кодекса сюрко фиолетового (илл.36) и темно-розового цветов (илл.19). Ворот имел круглый вырез. Украшение сюрко состоит из широкой золотой каймы на рукавах, широкого прямоугольного богато украшенного нагрудника, обшитого по краям красной каймой. На нагруднике видна золотая вышивка.

На илл.19 изображен совершенно иной вид сюрко. Здесь ее можно принять за коронационную мантию. Это широкое сюрко с широкими рукавами, которые не сшиты по основному шву. Длина рукавов ¾. Сюрко немного короче котты, длиной до середины голени. Важным является тот факт, что сюрко неодноцветное, а в черно-синее, что, как говорилось ранее, было принято носить только для слуг и менестрелей. Значит, двуцветная одежда означала не только принадлежность вассала сеньору, но и выступала в качестве отличительного знака коронованных особ. Все сюрко подбито белой меховой подкладкой. Также можно заметить разрезы по бокам сюрко.

2.3 Головной убор (корона), прическа

На всех четырех миниатюрах с изображением кайзеров и королей (т.е. и там, где они показаны не в парадном одеянии), они изображены с коронами. Короны схожи на всех миниатюрах. Как правило, короны делались из драгоценных металлов. Они представляли собой обруч с отходящими щитками с разным количеством граней. У кайзера Генриха (илл.36) корона имеет щитки, по семь граней каждый, в виде лилий с двумя лепестками, между которыми находятся еще по клинообразному выступу. Аналогичная корона изображена и на короле Вензеле фон Бюмене (илл.7).

На двух других миниатюрах (илл.19, 17) изображены короны другого типа. Они меньше размером, щитки имеют по три грани, и между ними нет выступов. Значит, у королей и кайзеров было несколько корон: одни надевались при парадном облачении, другие же в повседневной жизни.

Вейс Герман упоминает о так называемой короне Карла Великого. Она имела восемь граней, и все восемь щитков обода были закруглены вверху. По короне шла дуга, исходящая из креста, который находился на переднем щитке. Щитки были украшены множеством драгоценных камней, расположенных симметрично соответственно их величине, форме, цвету, и связанных между собой изящной филигранной работой. Мелкие щитки были украшены эмалированными изображениями библейских лиц – Соломона, Давида, Христа – с латинскими надписями.[17]

Прически на всех миниатюрах, где изображены короли и кайзеры, одинаковые. Это волосы, чуть выше плеч, завитые мелкими кудрями. Обычно их закладывали за уши. Отличительной чертой коронованных особ были бороды. Обычно их носили бедные крестьяне, бедные горожане, евреи.[18] Короли же носили бороды в знак своего отличия от других знатных особ и почетного рыцарства.

2.4 Плащ (мантия)

Мантию можно увидеть на изображении короля Генриха. Она имела полукруглую форму. Вейс Герман, описывая коронационные наряды королей, пишет, что обычно мантии были длиной в пять футов (1,52 м) и шириной в шестнадцать (4,88 м). Можно предположить, что такие мантии шились из кусков, формой клина, т.к. ширина ткацких станков давала возможность ткать материю шириной всего в 60-70см. На миниатюре изображен плащ темно-красного цвета. Шился он чаще всего из дорогой шелковой ткани. Вейс Герман пишет, что обычно ворот у мантии был оторочен золотом, застежка была богато украшена дорогими камнями, у каждого из ее концов на самой мантии помещалось по одному круглому щитку из золота и красивой эмали. Вся же мантия была обшита бордюром, а вдоль переднего края украшена довольно широкой отделкой из золотого шитья с жемчугом.[19] На миниатюре кодекса такого изображения мантии нет, в данном случае можно увидеть просто накидку, без каких-либо украшений. Значит, форма церемониальной одежды не имела каких-либо строгих правил и могла варьироваться в зависимости от времени и места.

Также на миниатюре заметна подкладка мантии. Это была дорогая подкладка из клинышков меха, сшитых между собой. Края всей мантии обшиты белой тонкой тесьмой.

На изображении короля Вензеля фон Бюмена мантии нет (илл.7). Однако есть золотая широкая пелерина, полностью закрывающая плечи и верхнюю часть рук. Она богато украшена золотым шитьем и драгоценными камнями.

2.5 Чулки, перчатки, пояс

Чулок на миниатюрах не видно. Однако можно предположить, что это были бре и шоссы. Вейс пишет, что обычно чулки были шелковые, красно-малинового цвета, с золотым шитьем.[20]

На изображениях королей перчатки можно видеть только на одной миниатюре с изображением сцены охоты (илл.2). В комплект же коронационного облачения перчатки в не входили. Вейс упоминает о перчатках из плотной шелковой ткани пурпурного цвета. Они сшивные, богато украшенные узорами из золота и жемчуга с мелкими бляшками, либо серебряной проволокой и мелким жемчугом.[21]

Пояс можно заметить только на первой миниатюре с изображением кайзера Генриха. Это узкий черный кожаный пояс с проймами, проделанными по всей длине пояса. Сами проймы украшены металлическими крестами. Пряжка золотая, украшенная узором. Если снова обратиться к Герману Вейсу, то он упоминает пояс из плотной и прочной шелковой ткани синего цвета, украшенной филигранной работой. Помимо этого были и вишневые пояса на шелковой основе с утком обтянутым золотыми шелковыми нитями.[22]

2.6 Обувь

На кайзере Генрихе можно увидеть обычные для того времени мягкие черные башмаки из кожи с красными завязками и с заостренным концом.

На изображении же короля Вензеля фон Бюмена видна обувь другого типа. Основа у них также черная, но в данном случае башмаки богато украшены золотой вышивкой.

Также башмаки могли быть малинового цвета, с золотым шитьем, с изображением грифов и сирен. Помимо этого обувь могла украшаться жемчугом, золотой тесьмой. На носах могло присутствовать изображение орла.[23]

2.7 Скипетр

Скипетр был обязательным атрибутом королевской власти.

Скипетры, изображенные на миниатюрах кодекса, немного отличаются друг от друга. На первой миниатюре можно увидеть скипетр в виде длинного золотого жезла, который на конце закруглен и расширен. По бокам же находятся два ответвления в виде цветков лилий.

У короля на илл.7 скипетр также в виде длинного жезла, но ответвления в виде двух простых лепестков.

Вейс Герман в своей работе говорит, о сохранившемся скипетре конца XIII в., т.е. именно рассматриваемого периода. Он имел форму жезла 60,96 см в длину, пустой внутри, выполненный из позолоченного листового серебра. Данный жезл был перехвачен в трех местах позолоченными выпуклыми кольцами и оканчивался вверху желудем с четырьмя дубовыми листьями, которые по два обращены концами вверх и вниз. Также был и другой скипетр этого же периода. Сделан он был из серебра, внутри был полый и имел цилиндрическую форму [24] .

Вейс упоминает и о державах, которые были в форме шара. Сделаны они были из листового золота и наполнены смолистой массой. Державы были обведены двумя обручами, на точке пересечения которых находился золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Относились эти державы примерно к середине XII в. Сам Вейс высказывает мнение, что в дальнейшем державы не входили в полный комплекс царских регалий. Подтверждение тому можно увидеть на страницах кодекса. Ни на одной из двух имеющихся миниатюр с изображением королей в парадном облачении нет изображения державы.

При описании коронационного наряда королей в данной работе специально давалось сравнение с данными из других источников. Как уже упоминалось в выводе к первой главе, если говорить об одежде знатных людей, то кодекс Манессе может дать полное представление об их костюме. Данные кодекса подтверждаются данными других источников.

В случае же с облачением королей и кайзеров ситуация меняется. Даже имеющиеся в самом кодексе две миниатюры показаны два, существенно различающихся один от одного, комплекса одежды. Поэтому во второй главе приведены данные работы Германа Вейса, чтобы представить себе полное разнообразие царских облачений XIII в. при описании королевского костюма опирается на изображения на царских печатях, например, печати Фридриха II и Генриха II.

Известно, что до самого конца XI в. в Германии не установилось определенной, постоянной формы парадной одежды для коронованных особ.[25] Проанализировав миниатюры кодекса и данные других источников, то же можно сказать и о коронационных нарядах XII-XIII вв. Имеются большие различия и в основных платьях, и в обуви, и в головных уборах. Можно предположить, что форма одежды могла меняться в зависимости от времени, места (имеется в виду регион Германии) и от желания самого правителя.

Главнейшим частям царской одежды придавалось символической значение, которое бы выделяло наряд из числа роскошных светских одеяний и ставило бы его в один ряд со священными церковными облачениями. Этим объясняется роскошность и красота царских нарядов, обилие золотых украшений и драгоценных камней.

Заключение

В данной работе был полностью проработан и проанализирован кодекс Манессе. Просмотрев все количество миниатюр (138), можно сделать следующие выводы.

Если вести речь о костюме социальных верхов Германии, то на основе миниатюр кодекса можно составить представление о полном комплексе одежды. Сравнивая кодекс, с другими источниками, можно заметить ряд отличий, в основном присутствие или отсутствие вышивки, богато орнаментированной отделки, обработка краев платья (фигурные вырезы). В основном же, данные кодекса подтверждаются данными других источников. Крой, как правило, и форма одежды одинаковые. Значит, можно сделать вывод, что кодекс Манессе дает нам полное представление о мужском костюме представителей высшего сословия Германии XIII в.

При описании же коронационного наряда королей в данной работе также давалось сравнение с данными из других источников. В случае же с облачением королей и кайзеров ситуация меняется. Даже имеющиеся в самом кодексе две миниатюры показаны два, существенно различающихся один от одного, комплекса одежды. Поэтому во второй главе приведены данные работы Германа Вейса, чтобы представить себе полное разнообразие царских облачений XIII в. поэтому можно сказать, что в Германии не установилось определенной, постоянной формы парадной одежды для коронованных особ. Имеются большие различия и в основных платьях, и в обуви, и в головных уборах. Можно предположить, что форма одежды могла меняться в зависимости от времени, места (имеется в виду регион Германии) и от желания самого правителя.

Одежда менестрелей и слуг представляет собой особый вид костюма. Он мало чем отличался по покрою и основному фасону. Отличительным знаком в данном случае являлся цвет платья, который отражал принадлежность слуги или менестреля своему сюзерену.

Значит, кодекс Манессе можно считать достаточно полным источником по истории костюма немецкого дворянина XIII – начала XIVв. Если необходимы данные по царскому коронационному облачению, то сведения кодекса можно дополнить данными из других источников. Если же говорить об одежде менестрелей и слуг, то кодекс дает достаточно полные сведения.


Список источников и литературы

Источники

1. J. B. von Befner-Altened Trachten, Kunstmerke und Geräthschaften vom frühen Mittelalter bis Ende des Achzehnten Jahrhunderts, Frankfurt am Main, 1882.

Исследования

1. Андреева А.Ю., Богомолов Т.И. История костюма: Эпоха. Стиль. Мода: от Древнего Египта до модерна. – СПб: Паритет, 2001.

2. Брун Ф. История костюма от Древности до Нового времени. – М.: ЭКСМО, 1995.

3. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т.2. – М.: ЭКСМО-Пресс,

· 2000.

4. Гнедич П.П. Всеобщая история искусств. М.,1996.

5. Дудникова Г.П. История костюма: Учебник для проф. лицеев, училищ, колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

6. История костюма в иллюстрациях. – Мн.: Харвест, 2006.

7. История костюма, составленная Наталией Брудур. – М.:Омега-пресс, 2001.

8. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: Артия, 1966.

9. Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма. – М.: Владос, 2002.

10. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современный литератор, 2000.

11. Кэссин-Скотт Дж. История костюма и моды: Иллюстрированная энциклопедия: наглядная эволюция стилей одежды с 1066 до настоящего времени. – М.:ЭКСМО-пресс, 2002.

12. Мерцалова М.Н. История костюма. Очерки истории костюма. – М.: Искусство, 1972.

13. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т.1. – М., 1993.

14. Мода и стиль/отв. Ред. Т. Евсеева. – М.: Аванта +, 2002.

15. Нанн Дж. История костюма, 1200-2000. – М.: Астрель, 2003.

16. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма: Стили и направления. – М., 2004.

17. Сидоренко В.Н. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Научно-справочная литература

1. Энциклопедия моды: [Словарь терминов моды от Древнего Египта до наших дней]/ Р.П. Андреева. – СПб: Литера, 1997.


[1] Нанн Дж. История костюма, 1200-2000. – М.: Астрель, 2003.

[2] Там же

[3] Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т.2. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.

[4] Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма: Стили и направления. – М., 2004.

[5] Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т.2. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.

[6] Там же

[7] Там же

[8] Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т.1. – М., 1993.

[9] Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма: Стили и направления. – М., 2004.

[10] Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т.2. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.

[11] Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т.1. – М., 1993.

[12] Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т.2. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.

[13] Там же

[14] Дудникова Г.П. История костюма, Ромтов н/Д., 2005 г.

[15] Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т.2. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.

[16] Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т.1. – М., 1993.

[17] Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т.2. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.

[18] Там же

[19] Там же

[20] Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т.2. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.

[21] Там же

[22] Там же

[23] Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т.2. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.

[24] Там же

[25] Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т.2. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.