Главная              Рефераты - Разное

«Карикатура и реклама: поиск взаимосвязей» - реферат

Правительство РФ

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет Прикладной политологии

Кафедра: Теории и практики рекламы

Курсовая работа

На тему: «Карикатура и реклама: поиск взаимосвязей».

Студентка группы №246

Докунина Мария Владимировна

Научный руководитель

Савельева Ольга Олеговна

преподаватель

Москва 2010

Введение

"Иногда людей нужно рассмешить,

чтобы отвлечь их от желания вас повесить»,

Бернард Шоу.

Смех испокон веков являлся не только одним из самых эффективных лекарей народной души, но и популярнейшим бичом, которым народ не преминет воспользоваться в случае, если обидят, обделят, на хвост наступят и т.д. От этого едкого оружия не убежишь и не спрячешься, он зацепляется за язык, быстро запоминается и гнёт свою линию, сметая все намеченные имидж планы на своём пути.

Проблема использования политического смеха представляется весьма актуальной , с моей точки зрения, не только в силу слабой её теоретической и практической разработанности, но и ввиду наблюдаемого резкого уменьшения самой сферы политического юмора в РФ. К концу 90-х годов можно заметить практически полное исчезновение политического смеха из ведущих СМИ. Из газет, например, тогда пропали политические карикатуры, а с телеканалов сатирические программы «Куклы», «Итого» и «Красная стрела». Негласная цензура выступала в поддержку правящей элиты, а перед выборами контр реклама никому не была нужна.

Теперь же на дворе XXI.Что изменилось?

Юмор народный превратился в ходовой товар шоу-бизнеса, приобрёл массовый характер, благодаря таким программам, как Аншлаг, Comedy Club, Наша Russia,Большая разница, Южное Бутово и т.д.

Политический юмор же полностью отделился от народа. Теперь это инструмент профессиональных политтехнологов, а народ – лишь его потребители. Политический смех, как уже было сказано, - понятие многогранное и одним из его неотъемлемых элементов является карикатура. В своей работе я хотела бы проанализировать проблему использования именно карикатуры как элемента политического юмора в рекламе: посмотреть, почему институт карикатуры сейчас на грани вымирания, в то время как в Европе юмор политиков, направленный против оппонентов, и самоирония воспринимаются как обязательная часть любой политической кампании, позволяют сформировать имидж политика и повысить рейтинг.

Главная цель работы : выявить возможности использования карикатуры в отечественной политической рекламе и выяснить есть ли перспектива для возрождения этого народного искусства как профессионального элемента PR.

Объектом исследования я выбрала карикатуру как специфический жанр смеховой культуры. Предметом – карикатуру как перспективный метод политического PR.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Определить базовые понятия: карикатура, cмеховая культура и PR

2. Рассмотреть историю использования карикатурных изображений в России и за рубежом в аналогичных целях.

3. Выявить юридические и этические границы использования политической карикатуры в России и за рубежом.

4. Рассмотреть конкретные проявления политической карикатуры и их использование в PR - технологиях в нашей стране и за рубежом в настоящее время.

5. Определить перспективы на ближайшее будущее.

Гипотеза этой работы заключается в том, что карикатура может быть выгодно использована как один из креативных методов привлечения внимания электората к тому или иному мероприятию, событию либо политическому лидеру.

В процессе работы я обращалась, в основном, к интернет - источникам, ввиду того, что исследовательских работ строго по моей теме в России крайне мало. Существует несколько монографий, посвященных вопросу использования юмора в политике: А.В. Дмитриев «Социология политического юмора»; книга, выпущенная издательством ГУ-ВШЭ В.В. Разуваева «Политический смех в современной России»[1] , книга М.Т. Рюминой «Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность[2] , а также о связи смеховой культуры и рекламы - О.О Савельева «Живая история российской рекламы»[3] . Однако конкретно об использовании карикатуры в них сказано общими словами.

Особенно интересными мне показались статьи Ивановой Т. В. «Юмор—это серьёзно!»[4] , Докучаева И.М. «Смех, идеология, власть»[5] , Кошелюка М., Сурманидзе Д. «Юмор как избирательная технология»[6] и статья «Политинтонация» в №22 Newsweek за 24-30 мая.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной проблематики, приводится информация о степени разработанности проблемы, формулируются цели и задачи работы, а также описывается её структура.

В первой главе рассматриваются история возникновения и развития карикатуры в нашей стране и за рубежом. Во второй главе освещается вопрос целесообразности, использования карикатуры в нашей стране и за рубежом в настоящий момент. В третьей главе говорится об юридическом и этическом аспектах данной методики. В заключении излагаются основные выводы работы.

I глава.

1.1Определение и разделение терминологии.

Чтобы рассматривать карикатуру, как один из инструментов политической рекламы, необходимо сначала разобраться с основной терминологией и обозначить точки соприкосновения карикатуры как жанра смеховой культуры, с рекламой.

Смеховая культура - культурно-психологический феномен, в котором выражается способность человека к комической оценке действительности[7] . Основными жанрами смеховой культуры являются: гротеск, ирония, юмор, пародия, сатира, и особый - карикатура как квинтэссенция народной и элитарной культуры.

Карикатура - жанр искусства (не обязательно графический), являющийся основной формой сатиры. В сатирической, юмористической, иронической либо саркастической форме он изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. [8] Карикатура может принимать различные формы – графическое изображение, видеоролик, телепередача, даже имидж кандидата может быть в той или иной карикатурным.

Карикатура может быть:

· Юмористической. Добрая, дружеская шутка.

· Ироничной. За юмористической, доброжелательной наружностью скрывается неуважительное и пренебрежительное отношение к объекту

· Сатирической. Прямое обличение и осуждение объекта.

· Саркастической. Прямая издёвка, насмешка над объектом.

Нас же в данном случае интересует карикатура, как средство воздействия на массы, те один из инструментов PR.

Связи с общественностью или PR (Public Relations, англ. PR, от public relations — связи с общественностью, общественное взаимодействие; сокращённо-жаргонное: пиар) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (товара, услуги, фирмы, бренда, личности) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.[9]

Важно отметить, что карикатура в данном случае не только выполняет функцию публичности и привлечения внимание к субъективному мнению автора, но и формирует имидж кандидата.

Предметом жанра политической карикатуры обычно является злободневное общественно-политическое событие (например, избирательная кампания или политический скандал, связанный с личной жизнью политика), отраженное в остром изображении объектов, к нему причастных, а также в умышленно искаженном представлении их высказываний.

Вместе с тем, необходимо отметить, что отечественные исследователи, как правило, подчёркивают, что чаще всего в коммерческой рекламе используются, естественно, юмористически карикатурные нотки. Стараясь вызвать положительные эмоции у потребителя, они предают изюминку товару.

В политической же сфере в большинстве случаев имеет место сатирическая и саркастическая карикатура, чтобы подчеркнуть слабость конкурента либо несостоятельность в том или ином вопросе.

Возможно, это один из основных промахов современной карикатуры: если использовать карикатуру как элемент собственного пиара, можно было бы завоевать внимание молодой ЦА, которая является одной из самых многочисленных и нестабильных с точки зрения прогнозирования.

Карикатура является носителем информации, некого субъективного мнения об объекте. За потребителями же (избирателями) остаётся выбор – либо принимать его, либо сформировать своё.

1.2 Основные вехи развития карикатуры.

Карикатура появилась в эпоху Ренессанса в Италии и принадлежит перу таких итальянских живописцев, как Агостино Карраче и Лоренцо Бернини. Изначально рисунки получили популярность среди узкого круга знакомых живописцев, но постепенно добралось и до Голландии и Германии. Первой темой карикатур там стала борьба между сторонниками Папы Римского и приверженцами Реформы, то есть протестантами. Наиболее частым приемом там оказывается унижение изображаемого объекта и насмешка над властью, которую он воплощает. Во Франции карикатура расцветает во время Французской революции, хотя по вполне понятным причинам большинство художников-карикатуристов предпочитают сохранять анонимность даже после 1789 года.

Разумеется, история карикатуры, как тогда, так и сегодня неотделима от истории цензуры. Начиная с XVI века, целый ряд европейских стран публикуют законы и указы, которые запрещают распространение шаржей клеветнического характера. Во Франции главные цензоры – это директор Библиотеки (имеется в виду королевская, будущая Национальная библиотека) и Хранитель печати, то есть министр юстиции. Там цензура отменяется в 1789 году, и статья 11 Всеобщей декларации прав человека и гражданина торжественно провозглашает: «Свободное изложение своих мыслей и мнений есть одно из ценнейших прав человека; поэтому любой человек имеет право свободно говорить, писать и публиковать, и отвечает перед законом лишь за злоупотребление этим правом».

Тем не менее, полная свобода длится недолго: уже в июле 1791 года Национальное собрание издает декрет, запрещающий публикацию текстов или изображений, которые носят подстрекательский характер против власти. А еще год спустя печатание и распространение подрывных гравюр расцениваются декретом как серьезное преступление. В XIX веке карикатуристы пользуются наибольшей свободой в Англии, где королевская власть бдительно следит за театром и литературой, оставляя искусство низших слоев – карикатуру, практически без надзора.

Впрочем, расцвет карикатуры приходится там на период анти-наполеоновской пропаганды, которую поддерживает правительство Великобритании. Два блестящих карикатуриста, Джеймс Гилрей и Томас Роулендсон, поднимают там в это время карикатуру на невиданный уровень.

Их композиции используют все визуальные средства, от грязной порнографии до фантастики. Именно эти художники оказали влияние на Гойю, с его склонностью к гротеску.

Если во времена господства Наполеона анти-наполеоновские карикатуры процветают в Англии, то во Франции они как раз попадают под цензурный нож. Наполеон разрешает распространение только тех рисунков, которые изображают его в выгодном свете. Тем не менее, подпольная карикатура продолжает процветать и в период наполеоновской диктатуры, и при монархии Луи-Филиппа.

В начале же 20 века карикатура вновь переживает бурный расцвет, особенно во время рассмотрения знаменитого дела Дрейфуса, французского офицера, еврея, обвиненного в измене родине и передаче шпионских сведений врагу. Как известно, это дело вызвало невиданный накал страстей – рост антисемитизма у одних, рост гражданского сознания у других. На сторону Дрейфуса встал великий французский писатель Эмиль Золя, в то время как два талантливых карикатуриста, Жан-Луи Форен и Эммануэл Пуаре( Каран д,Аш.) не пощадили ядовитой сатиры, чтобы заклеймить и самого Дрейфуса, и выступившего в его защиту Золя.

В период Первой мировой войной она процветает во всех воюющих странах. Во Франции основанный в 1893 году журнал «Смех» превращается к 1915 году в «Красный смех». С той же энергией обрушивается на читателей и немецкий сатирический журнал «Кладдерадач», то есть в переводе «Бум-бадабум», который естественно изображает в карикатурном виде французов и их союзников.

Однако, пресса не всегда служит государственным интересам. Так, в 1915 году знаменитый художник-экспрессионист Георг Гросс и его друг, выступающий под псевдонимом Джон Хартфильд, выступают с чисто пацифистскими карикатурами, требуя прекращения бессмысленной империалистической войны. В 1923 году тот же Гросс изображает Гитлера в виде смехотворного и одновременно страшного Зигфрида.

Во Франции период между двумя войнами – это период быстрой смены стилей, быстрой художественной эволюции. Карикатура становится еще более критической, продолжает свое сближение с журналистикой.

Именно в это время рождается «публицистическая» карикатура, которая помещается рядом с редакционной статьей(о ней мы говорили выше). Именно такому типу карикатуры отдает предпочтение знаменитая французская сатирическая газета «Канар аншене» («Закованная утка»). Основанная в 1915 году, эта популярная газета до сих пор выходит в Париже.

Процветает карикатура и в фашистской Франции, когда худшие антисемитские, антикоммунистические и про-нацистские симпатии части французского общественного мнения находят выражение в полных ненависти карикатурах на евреев и на мировой еврейский капитал. Именно такую позицию занимает газета «Je suis partout» («Я – всюду»), которой руководит известный интеллектуал-коллаборационист Робер Бразияк.

Кстати, любопытно, что многие интеллектуалы и художественная интеллигенция, в том числе Валери, Мориак, Камю, Кокто, Колет, просили у генерала де Голля помиловать Бразияка, но он не отменил его казнь.

Разумеется, ряд карикатуристов во время войны предпочли вступить в ряды сопротивления и публиковали свои карикатуры в подпольной прессе. Так поступил, например, Рауль Каброль, который в 1938 году опубликовал ставшую популярной карикатуру на истошно вопящего Гитлера, за что Гестапо разыскивало его в течение всего оккупационного периода.

После войны одним из излюбленных сюжетов карикатуристов становится генерал де Голль. Именно облик де Голля приносит славу карикатуристу Ролану Муазану, который возвращается к более живописной традиции в карикатуре.

В 1960-70е годы появляются новые сатирические газеты, которые связаны с протестными движениями этого периода и в особенности с маем 1968 года.

Стоит вспомнить, например, одного из самых ангажированных карикатуристов, Сине, который начал в 1958 году сотрудничать с еженедельником «Экспрес», осуждая режим генерала Де Голля и алжирскую войну. Затем, в 1963 году, он создает собственную газету, а затем ряд других сатирических публикаций. Его еженедельное издание «Харакири» подвергается запрету после издевательского извещения о смерти Де Голля: «Трагический бал в Коломбе: один погибший». Коломбе – это родная деревня генерала.

Де Голль на протяжении всей жизни постоянно судился со своими карикатуристами. М. Златковский, известный художник-карикатурист, в интервью Новой газете, рассказывал, что Де Голль чудовищно ненавидел карикатуру на себя со своими длинными ножками, большим животиком, предпринимал любые совершенно усилия для того, чтобы просто уничтожить все. На второй срок надо было идти ему, на президентство, и пиар-команда сказала, нет, точно проиграем; есть единственный способ – надо очень полюбить карикатуру на самого себя. И Де Голль смирился и даже стал поощрять наиболее талантливых художников. Он стал присуждать им премии. И даже собирать карикатуры. Де Голль собрал самую большую коллекцию своих собственных карикатур. Более того, на свои личные деньги издал три совершенно потрясающие книги "Де Голль в карикатуре". Их до сих пор считают библиографической редкостью.

1.3. Карикатурное прошлое России.

Российская же карикатура имеет свои глубокие корни и развивалась совершенно самостоятельно, под влиянием национальных традиций. Дедушкой современной карикатуры можно с гордостью назвать сатирический лубок.

Лубок – это гравюра, или оттиск, получаемый на бумаге с деревянного клише. Изначально картинки были черно-белыми и служили для украшения царских палат и боярских хором, но позднее их производство стало более массовым и уже цветным.

Нас же интересует период, когда лубок встал элементом пропагандистской деятельности, где-то уже во времена Отечественной войны 1812 года. Главной целью было повышение патриотических чувств среди дворянского населения, для увеличения численности армии. Ключевыми особенностями лубка были доходчивость, яркая эмоциональная окраска и воздействия на чувства аудитории. Причём изначально ЦА для подобных листовок было дворянство и интеллигенция, но профессионализм художников (одним из которых был А.Венецианов) был настолько высок, что вскоре подобные листовки получили распространение и среди низших, незажиточных слоёв общества, им все было понятно и без слов. Численность армии повысили, план выполнили.

Агитационные лубки вновь появились в период Первой мировой войны(1914-18гг) и стали важным источником информации, предназначенным для поднятия боевого духа рядового состава русской армии. Многие карикатуры на противника, на повседневные проблемы, дошли до наших дней и сейчас, когда всё винтажное считается модным, заполнили стены в комнатах молодёжи. По их словам, кроме визуальной привлекательности этих шедевров пропаганды, они ещё поднимают боевой дух и «просто прикольно смотрятся». Что интересно, из всех рекламных материалов, выпускаемых в поддержку кандидата \события –карикатуры являются долгожителями, благодаря своей эстетической привлекательности. К числу самых известных художников можно отнести К.Малевича, В.Маяковского, А. Лентулова, Г.Нарбута, Д.Бурлюка и других художников – авангардистов начала века.

Лубок нередко использовался как политическое оружие против кого-чего либо.

«Баба Яга дерется с крокодилом» и «Баба Яга и плешивый мужик», в которых на Бабе Яге «чухонское платье» первоначально создавались, по мнению исследователей, как карикатура на Екатерину I, а не менее популярный «Кот Казанский» воспринимался как карикатура на усатого, но безбородого Петра I.

После Революции 1917 года большевики, высоко ценившие роль пропаганды, активно использовали политическую карикатуру. Известными художниками - карикатуристами того времени были: Дени (газета "Правда"), Борис Ефимов (газета "Известия"), Мур (атеистические издания).

Более того, она приобрела функции одного из самых важных институтов политической социализации малограмотного населения как упрощённое средство коммуникации властей с широкими массами. Она яркая, красивая, необычная, острая, смешная, апеллирует к эмоциям, простая - всё, что нужно бывшему крестьянину, чтобы понять столько, сколько ему позволено. Позже Сталин сказал, что «хорошая политическая карикатура должна быть понятна каждому дураку».

Основной проблемой для советского общества, скрытого от мира идеологическим ореолом, было показать, что «капитализм глуп и смешон» со своими жалкими попытками переплюнуть великий и нерушимый Советский Союз.

Благодаря карикатурному воздействию образ мира, в первую очередь западной его части, для значительной доли советского общества приобретал явно выраженные карикатурные, гротескные черты. Конечно, это в полной мере осознавалось и использовалось теми, кто занимался формированием у советских людей соответствующей картины мира

«В этой борьбе смехом мы имеем право изображать врага карикатурно. Ведь никто не удивляется, когда Ефимов или кто-нибудь другой из карикатуристов ставит Макдональда в самые неожиданные положения, в которых тот в действительности никогда не был. Мы очень хорошо знаем, что это большая правда, чем лучшая фотография Макдональда, потому что этим искусственным положением, неправдоподобным положением карикатура выясняет внутреннюю правду ярче и острее, чем какой бы то ни было другой прием», — говорил А.В. Луначарский. [10]

Оставляя в стороне многие нюансы, карикатура формирует упрощенную картину реальности, в свою очередь, опираясь при этом на уже существующие стереотипы, что во многом упрощает понимание и переносит нужную проблематику на более привычную почву. Для этого советскими редакторами постепенно вырабатывались некие маячки, благодаря которым на любом изображении зарубежного «диктатора» даже самый простой и недалёкий человек мог узнать того или иного персонажа (подбородок Муссолини, монокль Остина Чемберлена, конфедератка и усы Пилсудского, пилотка с кисточкой и характерный профиль Франко).

PR- аналитики подчёркивают, что основной проблематикой карикатурного творчества во многом стали внешние проблемы: враги, капиталисты и т.д. О внутренних же проблемах говорить в таких изданиях было запрещено, а если пытались, то их не печатали, и «хоронили» в камерном кругу любителей.

Сатира в этот период становится частью государственной машины и пользуется её немалой поддержкой, в том числе финансовой. Но это происходило в случае безропотной поддержки, если же появлялись оппозиционные нотки, то издание безжалостно прикрывали.

Более или менее стабильными оказались (среди столичных) московские журналы «Смехач» (1924—1928) и сменивший его «Чудак» (1928—1930), ленинградские — «Бегемот» (1924—1928), «Пушка» (1926—1929) и «Ревизор» (1929—1930. В Ленинграде с 1930 г. сатирических журналов практически не издавалось; было два или три журнала в республиках, на языках титульных наций, сохранившихся до войны. Особняком стоят специализированные журналы «Лапоть» (1924—1933), предназначенный для крестьян, и «Безбожник» (1923—1941). Политические карикатуры регулярно печатались также в «Правде», «Известиях», «Труде» (в последней газете в основном с 1939 г.), выходили в виде альбомов.

Наиболее же известным и долгожителем, конечно, является журнал «Крокодил». Он просуществовал с 1922 по 2000 и издавался с периодичностью 3 раза в месяц.

В преддверии второй Мировой войны и послевоенный период ведущим политическими карикатуристами-обозревателями считались Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов (работавшие совместно и получившие название "Кукрыниксы") а также Бродэти, Елисеев и Ганф.

Наиболее популярными так и остались внешнеполитические темы, на передний план выходит тематика распространения фашизма и итальяно-германские отношения. Фамилии главных поработителей Европы знала теперь вся Россия - Гитлер и Муссолини.

Это выглядело приблизительно так:

… тевтон Гитлер и римлянин Муссолини «на потребу богу войны» куют ось для колесницы Марса. На другой — проект статуи германо-итальянской дружбы, изображающей Гитлера в роли всадника, а Муссолини, соответственно, лошади. И наконец, оба союзника изображены голодными волками на европейской дороге (Муссолини, впрочем, опять не повезло — ему, по аналогии с античной легендой, досталась роль волчицы, хотя и капитолийской) …

Вот так государство готовило советский народ к возможности войны и формировало у людей определённые стереотипы.

В период же Великой Отечественной Войны был разработан специальный «план военной пропаганды», согласно которому художники-карикатуристы помимо карикатур на врага, имеющих целью повышение боевого духа внутри армии, должны были бороться с врагом, по-своему, на литературном фронте. Один из известнейших карикатуристов военного периода – Борис Ефимов создал тогда знаменитый картун «Гитлер – ариец?»

"Истинный ариец должен быть блондином, как Гитлер, стройным, как Геринг, красивым, как Геббельс",

…за которую гитлеровцы публично пообещали Борису Ефимову после взятия Москвы повесить его на площади, рядом с, как они выразились, "жидовско-большевистским комиссаром".


Ваши карикатуры не только смешат, но усиливают ненависть и презрение к гитлеровским извергам, рисуйте их чертей ещё смешливее, а мы будем веселее нажимать на спусковой крючок, сильнее драться и приближать день, когда мы увидим на немецкой ёлке повешенными главарей гитлеровского рейха .

Дукельский Илья. Полевая почта

Если говорить о времени более близком к сегодняшнему дню, то в России серебряный век отечественной карикатуры начался во время президентства Горбачёва и Ельцина. Цензура, бесспорно, процветала, но сатирики (так называли в ту пору у карикатуристов) говорили в основном общими фразами без конкретики и их власти не притесняли. Если говорить о карикатуре на попечении властных структур, то мы вспомним государственного карикатуриста Михаила Златковского. Его история крайне проста. Во время пребывания Михаила Горбачева в Париже на презентации его проекта « социализма с человеческим лицом» многие журналисты, избалованные европейским либерализмом, высказали сомнение по поводу отсутствия цензуры в СССР. А это, как мы все теперь знаем, формальный признак, необходимый для признания на зарубежном уровне. Один из самых смелых высказал предположение о неправдивости лидера ввиду отсутствия карикатур в советских изданиях. А для Запада это и есть показатель свободы слова и мысли. В экстренном порядке были найдены профессиональные художники и по всей европейской прессе разослали карикатуры на любимого президента

Я нарисовал Горбачева, который через бедро бросает борцовским приемом огромного медведя, вооруженного до зубов, одетого в советскую маршальскую форму. Это означало противостояние Михаила Сергеевича военщине.[11]

На подобном примере мы можем увидеть, что карикатура в рекламе, служит не только для создания негативного образа, но и для белого пиар - продвижения, создания иллюзии чего-то.

…для Запада он был олицетворением всего нового, прекрасного, светлого, что только может быть в постсоветской стране…

После этого Горбачев стал мягче относится к сатирикам, а его знаменитая кампания в поддержку Сухого закона вошла в историю. Конечно, в результате из этой затеи властных структур ничего не вышло, но агитпром действовал оригинально.

Преемник Горбачева, Борис Николаевич Ельцин также терпимо относился к карикатурным проискам оппонентов. Его пиар-команда дала понять немолодому политику, что мир движется вперёд, и даже подобный пиар теперь только пойдёт ему на пользу.

Период его власти на Западе ностальгически вспоминают как золотое время демократии и свободы прессы, хотя многие недостатки частенько затушёвывались. В действительности местные и федеральные СМИ широко использовались для обслуживания интересов бизнеса и олигархов, а в 1996 году пресса и ТВ согласились играть по кремлевским правилам, чтобы добиться переизбрания Ельцина и отразить коммунистическую угрозу. И все же нельзя отрицать, что в 1990-е годы у сатиры и юмора было намного больше возможностей.

"Сатирикам следовало бы поставить памятник Ельцину, – говорит Златковский. – Конечно, в те времена было много дурного, но по сравнению с сегодняшним днем это был золотой век".

Причины же популярности назвать несложно. Карикатура - это творчества народа, и создано оно для блага народа, и народ её любит. Вот такой стереотип.

II глава.

2.1 Карикатура сегодня. Нужна ли она народу?

Вполне естественно и не является большим откровением, что представления населения о партиях и кандидатах формируются, главным образом, через информацию и оценки событий, получаемые из СМИ и тиражируемые, в какой-то мере, «из уст в уста» под воздействием увиденного, услышанного и прочитанного. Таким образом, как я уже сказала, карикатура могла бы стать одним из таких средств распространения, потехи и развлечения для электората.

В России же ввиду закрытости, замкнутости и нежелании идти на прямую коммуникацию с народом властные структуры всячески пытаются задавить распространение подобных изображений. Однако адекватного законодательства для регулирования у нас не разработано и карикатура за неимением поддержки сверху, за страхом её использования снизу, постепенно чахнет. И возникает вопрос, нужна ли она вообще российскому народу?

В 2007 году на радио «Эхо Москвы» в программе Виты Рамм, Льва Гулько, Ксении Басилашвили «Культурный шок» произошёл разговор на тему: Политическая карикатура: может ли власть быть смешной? И нужна ли России карикатура? Гостями программы были художник Дмитрий Врубель и художник Михаил Златковский – политический обозреватель газеты «Новые известия». По словам Д. Врубеля, в нашей стране на протяжении советской истории публичный смех среди государственных деятелей и вообще политиков неофициально считался чем-то неприличным. Люди в Думе занимаются серьёзными делами, «державу строят», а не «в куколки играют». Патриархальная культура, которую с молоком матери впитал каждый россиянин, предполагает животный страх перед вышестоящими властями, и даже если талантливая карикатура появляется, её всячески пытаются удалить из печати. Это делают не непосредственно доверенные лица кандидата, а редакторы, которые боятся последствий. Именно поэтому карикатуры на президентских и думских выборах бывает крайне мало, потому что редакции попросту не пропускают.

Ярким тому примером является календарь «12 настроений Путина» - 12 портретов, по одному на каждый месяц. Один из портретов изображает президента в глубокой задумчивости и скорби, на другом его лицо освещается еле заметной улыбкой. На следующей странице Путина можно увидеть в кимоно, сидящего на полу, перекрестив ноги и тд.

Конечно, это не была резко оппозиционная работа, но, тем не менее, даже такую лёгкую юмористическую карикатуру с трудом удалось напечатать. По ходу изготовления этого календаря было столько вопросов у изготовителей, не обидится ли, что им за это сделают и т.д. Поэтому было издано только 1000 экземпляров. Хотя в результате, художественная новинка стала в столице самым популярным подарком к Новому году. Люди говорят, что экземпляр календаря висел в кабинете у Путина. Такой сувенир не просто эффективен в политическом смысле, он эстетически красив и вполне может занять место на вашей стенке, как плакат.

Но в то же время сейчас бытует мнение, что карикатура как жанр изжила себя, она неэффективна. Пережив рассвет в горбачёвско - ельцинский период, она затухла и интерес людей, как таковой пропал.

Принимать или опровергать эту точку зрения, каждый решает сам. Я же считаю, что нашей стране пока карикатура не приобрела столь пропагандистского характера как за рубежом. У нас это в основном лишь метод визуализации мнения публициста. Политическая же карикатура, как элемент пиара, находится в глубоком и затяжном кризисе.

В США и вслед за ним, в Европе, PR агентства наоборот пытаются отойти от тоталитарных принципов организации предвыборных кампаний и активно используют юмор и современные технологии в своей работе.

Карикатура там не только процветает в печатном варианте в виде листовок, но и разрешена к показу на телевидении и в интернете. В нашей же стране политическими шутками и теленовостями, пока управляют в ручном режиме. Те пишется сценарий, согласовывается с руководством, и только тогда выпускается в эфир. Все признают: работает принцип негласных договоренностей. Сценаристы не выходят за рамки.

За рубежом же ещё в 1984 году два британских продюсера, Питер Флек и Роджер Лоу, создали для BBC серию «Spitting Imidge», буквально образ для оплевывания. Это – прототип всех будущих Кукол. Вскоре во Франции появляется сначала «Бебет Шоу», а затем «передача Guignol de l'Info на Canal + (это частный якобы оппозиционный канал). Они там до сих пор очень эффективно карикатурируют политиков – и, как ни удивительно для нас, это действительно влияет на результаты. Огромная аудитория и соответствующие сборы от рекламы гарантируют существование этих программ, и правительствам не удается оказывать давление на дирекцию телеканалов, ведь официально страна демократическая, а свободу слова никто не отменял.

Россия также в 1994 году выкупило у французов лицензию на передачу. Таким образом, на свет появилась сатирическая телевизионная передача Виктора Шендеровича «Куклы». Первая «жесткая» карикатура на отечественном телевидении. В ней на классические сюжеты русской и зарубежной литературы перекладывались события современные, что превращалась в довольно острую карикатуру на действительность, которая несмотря ни что пользовалась огромной популярностью среди телезрителей. Посредством таких незатейливых программ люди, которых политика не затрагивала, включались в неё и, сами того быть может не желая, приобретали к ней некий интерес.

Через несколько дней после начала работы Первой Государственной Думы, указом президента Ельцина, с 17 января 1994 НТВ получила вечернее время на IV канале «Российские университеты» и телепередаче Куклы было отдано вечернее время прайм-тайм.

К «Куклам» можно относиться как угодно... но они стали забавной частью нашей довольно грустной жизни... Не надо быть профессиональным психологом, чтобы понимать: пародии, карикатуры не только не ослабляют позиции политических деятелей, а напротив, укрепляют их.

«Вечерняя Москва».

«Куклы» — это и мерило популярности политиков... и своего рода «громоотвод», особенно в нынешней трудной ситуации.

«Общая газета».

В одном из своих обращений к нации Борис Ельцин, говоря о заслугах Юрия Лужкова («этот человек в кожаной кепке облазил всю Москву»), в качестве подтверждения его популярности назвал и тот факт, что его уменьшенная копия используется в программе "Куклы "[12]

Перед выборами они организовали каждому кандидату отдельный выпуск со своим сюжетом. Например, 7 по 11 сентября 1998 года перед выборами нового премьер-министра Правительства под каждую кандидатуру был предложен свой вариант сценария. (Юрий Лужков, Виктор Черномырдин, Юрий Маслюков, Евгений Примаков), которые вышли в эфир. Чем не PR?

Однако после прихода президента Путина к власти в 2000 за «Куклами» был объявлен строгий контроль, сначала их выпускали в эфир только по ночам и повторов делать не позволяли. Потом же, после выходя в эфир серии «Крошка Цахес» по мотивам сказки Гофмана их закрыли совсем, включая и весь телеканал Гусинского. Юмору в политике мета нет, так думает президент, было решено на ТВ в 2002.

Сейчас за окном 2010, и вновь политическая сатира начинает просачиваться на телеэкраны, но уже в менее остром «попсовом» формате. Интерес к телевидению, как таковому, постепенно угасает у большей части молодёжи, переключившейся на социальные сети и Интернет. Это привело к резкому падению рейтингов федеральных каналов, даже популярность программы «Время» стала уже не столь несокрушимой .

К.Эрнст решил пойти на рискованный шаг и запустить лёгкую теле карикатуру в эфир, частушки в исполнении ВВ. Путина и ДА Медведева. «Президентские частушки» тут же взвинтили рейтинги телеканала и заполонили социальные сети. Так была найдена незанятая ниша – юмористические передачи на «злобу дня». На них есть немалый спрос, но возможности использования крайне ограничены.

«Трудная задача, - объясняет телекритик Анна Качкаева. - С одной стороны, нужно сходство, а с другой - чтобы карикатура была доброй. Нарисуешь крошкой Цахесом - головы не снесешь».

На следующий день после того как видео облетело не только всю Россию, но и Европу ,The New York Times пришла к выводу, что на российском ТВ наступила оттепель.

И в результате все остались довольны и чиновников не обидели, и себе рейтинги повысили. Подобный PR ход натолкнул на мысль о создании мульти карикатуры на жизнь простого российского чиновника. Без имени и фамилии. И появился «Мультличности» .

Один из топ-менеджеров Первого канала рассказывает, что их юмористические программы сегодня считаются даже более эффективным политическим ресурсом, чем новостные выпуски. И следят за телешутками в Кремле и Белом доме не менее придирчиво, чем за новостями.

«Телевидение позволяет себе столько сатиры, сколько чувства юмора у руководителей страны», - говорит шоумен Александр Цекало.

В Европе же подобная передача уже на протяжении 20 лет является голосом демократии и оплотом рекламной индустрии. Люди прислушиваются и им нравятся эти забавные мультяшные персонажи.

Если говорить о печатной продукции, то там она гораздо более распространена, чем у нас и наравне с телевидением и Интернетом занимает место среди рекламной и антирекламной продукции.

Во Франции, например, на Н. Саркози и его оппонентов в преддверии президентских выборов 2007 года выпускали огромное количество карикатур, самыми яркими из них были следующие:

1) "Выберите Ле Пена"- переделка рекламной листовки Н. Саркози - намёк на то, что Сарко многое перенял из программы Ле Пена (особенно по поводу национальной идентичности), его избрание некоторые политологи объясняют тем, что много избирателей Ле Пена голосовали за Сарко)

2) Ещё одна переделка листовок Сарко с намёком на его иммиграционную политику - слоган "вместе всё становится возможным" но добавляли "без арабов, без иммигрантов, без безработных и тд."

3) Афиша , которая является карикатурой воззвания де Голля 18 июня 1940ого года, в котором он призывает Французов к сопротивлению против Нацистов

Также в преддверии выборов были выпущены учебники магии вуду, снабженные фигуркой Саркози и набором игл, чтобы желающие пробовать свои силы в магии могли воткнуть их в любое из мест президента, передает агентство. Учебник по вуду с фигуркой Саркози и двенадцатью иголками был выпущен тиражом в 20000 тысяч экземпляров. В нем также содержится сатирическая биография президента, а на самой фигурке нарисованы надписи, повторяющие обещания Саркози избирателям, или его популярные изречения, в которые собственно и предлагалось втыкать иголки.

Одновременно издательство K&B выпустило учебник по магии вуду, снабженный фигуркой главного соперника Николя Саркози на президентских выборах 2007 года - социалистки Сеголен Руаяль. Сначала сообщалось, что она намерена добиваться запрещения продаж книги через суд, однако позднее сама Руаяль заявила, что воспринимает все произошедшее с юмором

В медиа-пространстве был организован сайт «другой сайт Сарко», содержащий сатирическую обработку выступлений Саркози. Сделана вырезка из комических моментов его заявлений, и мультипликационные фильм о его избирательной кампании. Естественно создатели не обошли вниманием и Программу Guignol de l'Info на Canal +.Эта национальная телепередача для французов также вошла в любимый контент избирателей, размещенный на сайте.

Источником печатных карикатурных публикаций становится сатирический еженедельник «Cnarlie Ebdeau». Именно там публикуют свои блестящие карикатуры лучшие французские мастера: Топор, Кабю, Волински, Сине. Однако встречаются и те, кто старается придерживаться лояльной позиции к властям, как бессменный Жак Фезан в Фигаро, его карикатуры становятся куда менее яростными. Но таков путь, например, избранный одним из самых известных карикатуристов Франции, Плантю, который уже много лет почти ежедневно публикует свои карикатуры в серьезной газете Монд. Плантю сам признавался, что ему не нравится слишком ядовитая сатира – он взвешивает каждый штрих, предлагая скорее размышление над действительностью, чем злобное издевательство над тем или иным персонажем или его поступком. Таким образом, смягчая его образ в глазах читателей.

Впрочем, политики приучаются к идее, что с сатирой нужно уживаться. Дошло до того, что несколько лет назад тогдашний председатель Национального собрания Франции Жан-Луи Дебре предложил ряду известных карикатуристов выставить сатирические портреты политиков в Музее парламента в Версале. Демократический жест Дебре, наверное, заставил бы Домье перевернуться в могиле, но в современной Франции это становится правилом игры.

В Америке же смеховое сопровождение предвыборной кампании также не редкость. Карикатуристические мультфильмы (Симпсоны,South Park), нередко освещают политические вопросы, включая в число персонажей политических деятелей. Они покрывают в основном юношескую аудиторию, которые политикой особо не интересуются, но являются потенциальным электоратом в будущем.

За последние годы на американском телевидении юмор заменил - и во многом улучшил - новости. Все больше зрителей в возрасте узнают о политических новостях из сатирической программы The Daily Show- кукольная карикатура на новостные выпуски. Во многом именно они формируют теперь общественное мнение. И все профессиональные PR агентства это знают. Первым кандидатом в президенты, снизошедшим до появления в развлекательной программе, стал Ричард Никсон, заглянувший с одной репликой на скетч-шоу Laugh-In в 1968 году. И был лишь первенцем. Теперь считается плохим тоном не появится в подобной передаче перед выборам. Электорат сразу смекнет, что кандидат не уверен в своих силах, либо слишком скрытен и проголосует за оппонента. Политики охотно принимают участие в съемках этой программы: та же Пэйлин, вслед за Обамой и Хиллари Клинтон, в ходе предвыборной гонки нанесла визит в студию - ничего остроумного она не произнесла, но сам факт ее присутствия расценили как намек на чувство юмора. Если учесть, что SNL - это все-таки программа-долгожитель, которую смотрят семьями, даже такая легкая сатира имеет большое влияние на аудиторию.

Печатная продукция здесь также производится на очень высоком уровне.

Из PR– сопровождений выборов США:

На Маккейна: "Его челюсть выдается далеко вперед ... это «гнев - барометр». В ходе прений, когда он бросает вызов сопернику, он прикусывает губу и опускает челюсть резко вниз. И вы знаете, что он действительно хочет сделать, это зайти на трибуну рядом, с ядовитым намеком на кого-то. ... У него голова как сжатый кулак, и она расширяется с каждым годом... Его маленькие, темные глаза бдительны и настороженны. Улыбается ли, говорит ли, он всегда скалит зубы, похожие на клыки... Они выглядят как оружие".

Обама же, наоборот, на современных карикатурах – «супермен - молодой, чернокожий, прогрессивный и очень привлекательный", - говорит британский карикатурист Энди Дейви. Придётся немало постараться, чтобы найти карикатуру на современного Президента США в неприглядном виде.

В честь первых 3 месяцев в кресле Президента, Бараку Обаме была подарена Выставка карикатур на него же самого, открытая в Галерее политической карикатуры в Лондоне. В экспозиции представлены шаржи на Обаму в его бытность кандидатом в президенты от демократов, а также карикатуры на нового лидера во время первых трех месяцев в Белом доме. Одна из хитов экспозиции, даже получила престижнейшую Пулитцеровскую премию в своей номинации.

"Создается ощущение, - говорит Бенсон, - что Буш, по мнению многих, был антихристом, а Обама слывет почти ангелом, который пришел спасти брошенный в совершенном хаосе мир[13]

Несмотря на тотальное помешательство на этом человеке, как символе счастливого будущего, спасителе - супермене, есть и те, кто к политике президента и ему самому относятся достаточно критично. Но, как говорит Тед Ралл, в Соединенных Штатах Америки отношение к новому президенту в большинстве случаев похоже на настоящий "культ личности". Все его любят, и карикатуристы этому только способствуют, предоставляя Обаме возможность еще раз порадовать своих избирателей, теперь уже собственными карикатурами. Вход, между прочим, в юбилейный день был бесплатный.

В Европе и Америке изобразить кандидата в пародийной манере - это искусство, на котором зарабатывают, как белым, так и черным способом немалые деньги, это коммерческое искусство художественного преподнесения информации, - это PR нового-старого образца.

Врубель же (известный российский карикатурист Новой газеты) и я вслед за ним утверждаем, что карикатура - это перспективный метод налаживания прямой коммуникации именно с людьми, а не с безликой серой массой, которую можно убедить, строя воздушные замки.

Ведь в первую очередь, она снимает напряжение, способствует психологической разрядке. И превращает оплошность кандидата в нелепицу, шутку. Если у кандидата есть тёмное пятно в биографии, либо многие пункты его программы не пользуются особой популярностью среди населения, предвыборный штаб может выпустить ряд карикатурных плакатов, чтобы за юмористической ноткой отвлечь внимание от промаха.

C моей точки зрения, юмор в данном случае позволяет «пробиться» к избирателю. Политика – и особенно в последнее время - одна из тех сфер, от которой индивид желает отгородиться, защититься. Политика - это грязь, деньги, криминал, популизм. Воздействие материалов юмористического характера, несущих информационные ресурсы избирательной кампании, сходно с поведением компьютерного вируса – они пробивают защиту и проникают в сознание, потому что маскируются под элементы защиты.

Другими словами согласно стереотипам, карикатура чаще представляет собой продукт жизнедеятельности гражданского общества или его предвестников. Следуя этому стереотипу, избиратели бессознательно обращают внимание на забавную картинку и по исторической традиции народного происхождения верят ей, тк она создана народом и для народа.

Во время трансляции телепередачи, посвящённой теме карикатуры во власти, о которой я говорила ещё в начале, звонили обычные люди из Москвы и регионов и говорили, что карикатура нужна, карикатура – это модное сейчас Ретро и тд…

Я считаю, что карикатура – это как перец в супе. Наша политическая элита боится карикатуры, потому что, наверное, заслуженно она этого боится. Но мы не видим их с обратной стороны, а карикатура дает нам обратную сторону их деятельности. Хотелось бы видеть карикатуру, однозначно. [14]

Насмешка над собой востребована в такой же степени, как и насмешка над оппонентом. Не говоря уже о профилактике ожидаемого компромата через его «уценку» или доведение до абсурда, с помощью самоиронии можно произвести тонкую настройку и коррекцию своей собственной кампании, можно, цитируя Умберто Эко, «вынуть пробку», но самому, не прибегая к посторонней помощи. Такое поведение укрепляет позиции кандидата в глазах избирателей. Тот, кто не боится смеяться над собой, более адекватен, он умнее, а значит и сильнее. Подобно Де Голлю просто пойти на компромисс с собственным Я, ради того, чтобы получить желаемое.

У карикатуры – большие перспективы, но ей могут предстоять и большие битвы, как показывает гигантский скандал вокруг датских карикатур на пророка Мухаммеда, и недавние карикатуры на теракты в Москве и гибель Президента Качинского. Художники карикатуристы повсеместно являются оппозиционерами и всячески пытаются привлечь к себе внимание, даже нарушая привычные этические и юридические нормы.

2.2 Этические и юридические аспекты использования карикатуры.

Карикатура, как жанр особо спорный и «острый язык», уже давно является центром особых дискуссий, как этического, так и юридического плана. С точки зрения профессионального пиарщика, по данному признаку карикатуру можно отнести, как к чёрному, к серому, так и к белому пиару.

Например, по мнению автора книги «Черный PR» как способ овладения властью, или бомба для имиджмейкера», к белым пиар – технологиям можно отнести, всё то, что находится в рамках действующего законодательства и соответствует сложившимся нравственным и этическим нормам. Предложенная мной и уже использованная Де - Голлем – выставка карикатур на самого себя. О серых технологиях говорить уже сложнее, он вроде уже и не «белый», но еще и не совсем «черный». Законодательство не нарушается, а вот с морально непонятно: вроде противоречит, а вроде и нет. Юмористическая карикатура в поддержку - Календарь «12 настроений Путина». До сих пор не понятны истинные причины создания. «Черной» PR деятельность становиться в том случае, когда ее целью является распространение лжи и клеветы в адрес конкурентов, причем не от своего имени, а от имени тех самых конкурентов.

Изюминка же всего вышесказанного заключается в том, что категория мораль долг, честь, достоинства, каждым человеком и каждым поколением понимается по-своему. У каждого свои представления насчёт границ этих философских категорий.

К сожалению, выхода из этой ситуации пока не найдено. В нашем российском праве термин «политическая реклама» никак не определён. Избирательное законодательство упоминает о политической рекламе единственный раз и то вскользь, просто как об одном из возможных способов проведения предвыборной агитации через средства массовой информации. Соответствующий законопроект не раз обсуждался на различных уровнях и, тем не менее, до сих пор не принят. Редактор журнала «Политический маркетинг» В. Самойлов считает, что «политик — это товар, поэтому регулировать политическую рекламу необходимо теми же методами, что и товарную». Член Судебной палаты по информационным спорам при президенте РФ А. Копейка утверждает, что необходимости в принятии закона о политической рекламе нет, так как он будет полностью копировать «Закон о рекламе». Тем не менее, если прочитать ФЗ « О рекламе», то уже во 2 его статье, пункт 2 сказано, что

Настоящий ФЗ не распространяется на:

1. Политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.[15]

До сих пор, хотя на дворе уж давно как 2010, конкретного закона о политической рекламе и PR нет. Именно поэтому, с одной стороны у нас огромный потенциал для развития, тк официально в демократии, разрешено всё, что не запрещено, проще говоря, свобода действий. С другой же стороны мы сталкиваемся с нагромождением законов, во многих случаях, по содержанию дублирующих друг друга в плане полит рекламы.

Более того, если проанализировать российское законодательство, то первое, что бросается в глаза, это, закреплённая в 29 статье Конституции - свобода слова.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.[16]

Те согласно Конституции, демократическое государство не только «позволяет» свободно высказывать своё мнение, но и поощряет подобную инициативу, как фундамент своего существования. Именно поэтому во Франции - столице республики, где понятие демократия является первостепенной ценностью, карикатура «цветёт и пахнет». Естественно имеют место судебные разбирательства, но они не влекут за собой тотальное подавление политического юмора, а лишь работают с нарушителями общественного спокойствия. В России же это пока, к сожалению, лишь на бумаге.

Следующий закон, наиболее часто упоминаемый в исках – это Статья 152 ГК о защите чести, достоинства и деловой репутации

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.[17]

Как я уже говорила понятия честь и достоинство весьма субъективны и четкой расшифровки этих исконно этических понятий не даст никто, для каждого они сугубо личные, к тому же, если истец не предоставит объективных доказательств, что сведения действительно лживы и порочны, его заявление не будет рассмотрено.

По мнению Центра «Право и СМИ», статья 152 Гражданского кодекса, устанавливающая, что «гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности», не должна применяться к шаржам, коллажам или карикатурам. Специалисты этого центра апеллируют к тому, что подобные изображения затруднительно назвать «сведениями», поскольку в них нет сообщения о событии либо явлении. Карикатура-это произведение искусства, субъективное видение автором окружающего мира. А это, уж извините, на вкус и цвет…

Более того, ведь авторы изначально создавая карикатуру, не претендуют на достоверность и подлинное воспроизведение действительности. И все взрослые люди это прекрасно понимают, никто не может быть введен в заблуждение относительно того, что изображенное на ней действительно произошло.

И под конец по мнению правозащитников, карикатура является художественным произведением, созданным фантазией художника или фотохудожника, следовательно, доказать соответствие плода фантазии действительности часто в принципе невозможно.

Как мы видим в нашем законодательстве огромное количество подобных лазеек, благодаря которым карикатура вполне могла бы выжить.

Ещё одна статья, к которой наиболее часто апеллировали истцы это Статья 130 п 2 УК РФ. Оскорбление. Чем-то она близка предыдущей из ГК, разница лишь в остроте шаржа и чувствительности пострадавшего лица.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ

Признаки оскорбления налицо только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о нем. В карикатурных же изображениях в основном объект не указан, а лишь подразумевается. Для того чтобы доказать, что там изображён именно Вася Пупкин, необходимо провести тщательное расследование, и то не факт, что докажут. Так, Верховный Суд РФ прекратил уголовное дело об оскорблении и клевете в связи с тем, что обвиняемый в своих публикациях не указывал действительных фамилий конкретных лиц, хотя сюжеты брал из реальных дел.

Если говорить о судебной практике, то недавно в журнале «Законодательство и практика СМИ» были напечатаны 2 дела. Первый истец - председатель Госсовета Удмуртии Александр Волков ссылался на 152 статью УК РФ; второе – гражданское дело по иску губернатора Приморского края Евгения Наздратенко.

Суть дела состояла в том, что одна из оппозиционных республиканских газет объявила конкурс «Идеал мужчины», в котором одержал блистательную победу председатель Госсовета Удмуртии. Другая, оппозиционная газета – «Золотая провинция» напечатала об этом заметку, сопроводив ее карикатурой, на которой голова Александра Волкова была совмещена с фигурой ветхозаветного героя Давида. Сразу после публикации председатель Госсовета потребовал привлечь журналистов, подготовивших публикацию, к ответственности по части 2 статьи 130 Уголовного кодекса. Расследованием этого «преступления» немедленно занялась бригада следователей МВД республики под личным руководством заместителя министра. Правда следствию не удалось доказать, что коллаж представляет собой выраженное в неприличной форме унижение чести и достоинства Александра Волкова, ведь Давид, созданный в XVI веке итальянским скульптором Микеланджело Буонарроти, действительно считается признанным идеалом мужской красоты. Дело было прекращено. И в результате получилась карикатура на делопроизводство.

Зато в другом случае губернатор Приморского края Евгений Наздратенко в 2002 году успешно выиграл дело против журналистов-карикатуристов. В его случае, аналогичное печатное издание выпустило интервью с бывшим следователем местной прокуратуры, сопровождаемое оригинальным шаржем: Евгений Наздратенко, у ног которого вьется черная кошка, сидит в кресле и читает книгу «Крестный отец». Казалось бы, все как обычно, но Наздратенко подал иск в суд не на оскорбление чести и достоинства: он почему-то попросил суд признать, что «шарж выполнен на низком художественном уровне». Кроме того, Евгений Наздратенко требовал взыскать с газеты в счет компенсации морального вреда, причиненного ему публикацией шаржа, триста тысяч рублей.

К удивлению многих юристов и местных юмористов в том числе, суд принял дело к производству и удовлетворил исковые требования. Правда, судья значительно снизил размер компенсации морального вреда, газета должна была заплатить «всего» десять тысяч рублей.

Зато в полной мере было выполнено первое исковое требование губернатора: несмотря на то, что разрешение вопроса о мастерстве художника находится вне компетенции любого суда и по определению субъективно, суд в своем решении признал, что, действительно, «шарж выполнен на низком художественном уровне». На основании этого «суд считает, что публикацией данного шаржа затрагивается и унижается честь и достоинство истца, поскольку любой средний житель, увидев изображение Е.Наздратенко… предположит, что он является «крестным отцом».

Однако есть дела, есть вещи, которые уже не вызывают смех, а переходят всякие границу морали и этики.

В данном случае мне хотелось бы сказать несколько слов о публикациях карикатуры на пророка Мухаммеда в Дании. Этот скандал получил развитие в 2005-2006 гг. И никто до сих пор не знает, была ли это оплошность со стороны газеты или провокация искусных чёрных пиарщиков по разжиганию очередной религиозной войны между христианами и мусульманами.

Изначально в провинциальной датской газете «Jyllands-Posten» были изображены 12 карикатур на пророка Мухаммеда. Они явились иллюстрацией к статье о свободе слова в мусульманском мире. Там говорилось о писателе, создавшем книгу для детей об исламе, и о том, что ни один художник не согласился без сохранения анонимности работать с ним, тк в мусульманском мире изображать Мухаммеда могут только «избранные». После публикации этой статьи с карикатурами, которой стали мультяшные изображения из этой книжки, посыпалась волна недовольств и обвинений. Изначально серия состояла из 12 изображений. Однако через несколько дней, к этим 12, датский имам Ахмад Абу Лабан добавил ещё 3, якобы полученные им от его прихожан. Они же откуда это получили неизвестно.

Первая из них изображала мужчину со свиным пятачком на лице и являлась, по сути, отретушированной фотографией автомеханика из городка Тир-сюр-Бас (Tire-sur-Baise) на юге Франции Жака Марро (Jacques Marrot), победившего в конкурсе «на лучшее хрюканье». Разумеется, конкурс не имел никакого отношения ни к Пророку Мухаммеду, ни к исламу вообще. Вторая представляла собой изображение неясного происхождения, на котором к молящейся мусульманке сзади был добавлен пёс таким образом, что в результате это напоминало зоофилический половой акт. Третья из добавленных Абу Лабаном карикатур сопровождалась надписью по-датски «педофил „пророк Мухаммед“» и её переводом на арабский[18] .

Большего издевательства над консервативным мусульманским сообществом трудно себе представить.

Однако многие аналитики осторожно высказывали мнение о том, что это искусственное стравливание европейского христианского мира с восточным мусульманским имеет глубоко – политические причины. Эта шумиха, по мнению западных исследователей, получилась случайно и очень к месту. В этот период к власти в Палестине пришло радикальное движение ХАМАС, среди которого была весьма популярна идея поднять повсеместную международную оборону мусульманского мира от запада, дабы отвлечь внимание от ядерной проблематики. А на Востоке, как мы все знаем, давным-давно орудуют американские политтехнологи, которые очень тонко и не привлекая к себе внимание, манипулируют вот с помощью таких мелочей судьбами стран.

Суд Дании признал авторов не виновными. Согласно постановлению, публикация карикатур не была нацелена на то, чтобы оскорбить последователей ислама, на чем со своей стороны настаивали истцы. Председатель апелляционного суда подчеркнул, что датское правосудие в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека не может ограничивать свободу слова, пока с очевидностью не доказано, что ее использование представляет угрозу общественной безопасности.[19]

В Белоруссии подобные карикатуры были перепечатаны под заголовком «Политический креатив». В результате газета была закрыта, главный редактор приговорён минским городским судом к трём годам усиленного режима за «разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни» по части 1 статьи 130 УК Белоруссии. Этот приговор стал самым жестоким наказанием для участников карикатурного скандала не только в Европе, но и в странах, где ислам является преобладающей религией. Однако потом приговор был смягчён до 3 месяцев.

В России также в ФЗ, в Конституции и др оговорены эти пункты:

Статья 56 данного ФЗ. ("Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет")…

Запрещается агитация, возбуждающая социальную, рассовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости…

Безусловно, дело очень сложное и запутанное, однако, несмотря на «либеральность» и «демократичность» суда и всяческие подводные камни публикаций, я склонна полагать, что такие темы, как религия, толерантность – не должны являться объектами юмора и сатиры. Бесспорно, Европа является одной из самых атеистичных территорий, но оскорбление и неуважение граждан, являющихся исконно верующими, публичное осмеяние их ценностей я считаю неприемлемым. Это своего рода табу, во всяком случае, в моем миропонимании.

Однако взгляды на мир обычных мирных жителей не приносят денег, а вот ломка подобных стереотипов в рекламе привлекает внимание, смешивает с грязью свои объекты, но приходит к нужному результату, вот и черный пиар.

Сейчас уже с более или менее полной уверенностью можно сказать, что карикатура это одна из наиболее перспективных с точки зрения рекламы и пиара отраслей искусства и она, я думаю, могла бы получить большое распространение как за рубежом, так и в нашей стране.

Сама карикатура в печатной прессе, в силу снижения ее воздействия на потребителя рекламы становится менее эффективной. Остаточные варианты - комиксы - пока будут распространены, хотя обращение к ним теперь более эффективно на доли от 16 до 25 лет.

Однако, наибольшая свобода у карикатуриста – в интернете, Он также ещё официально не признан средством массовой информации, поэтому свободен от цензуры и ограничений, но крайне популярен, даже в больше степени, чем печатный и теле СМИ. К тому же разрабатываются новые технологии, для манипуляции образа.

Морфинг (англ. morphing, трансформация) — технология в компьютерной анимации, визуальный эффект, создающий впечатление плавной трансформации одного объекта в другой. Используется в игровом и телевизионном кино, в интернет рекламе.[20]

При первом приближении это обычная картинка, когда же наводишь на неё мышку, она трансформируется в другой объект. Это весело, необычно и привлекает внимание. Для карикатуры это весьма эффективно. Также теперь её без проблем можно озвучить и красиво санимировать. Для этого требуется лишь помощь профессионального художника (ресурс которых у нас на сегодняшний день огромен) и помощь программиста.

Это будет весьма полезно при создании специальных юмористических (а порой и сатирических) интернет – ресурсов, где будет предлагаться соответствующая продукция от того или иного кандидата.

Например, на каждое действие - выступление кандидата выпускать соответствующую публикацию на ресурсе. Создать героя – карикатуру на кандидата, чтобы он проводил на сайте экскурсии, например, показывал наиболее интересные репортажи, дурачился, выговаривал наиболее запомнившиеся фразы политика, другими словами развлекал юзеров тд. Например, показывал бы погоду (настроение) в своем избер штабе и в конкурентном. Таких мини - юмористических методов огромное количество. Этот сайт как реклама к его серьезному официальному сайту.

В коммерческой рекламе подобные методы используют уже довольно давно. Например, кампания Google Россия запустила рекламную онлайн-кампанию, основанную на рисунках популярного карикатуриста Андрея Бильжо, известного, в том числе работами в ежедневных газетах и анимационных сюжетах на российском телевидении.

Серия рисунков посвящена знакомству пользователей с основными преимуществами почтовой службы Google – Gmail в веселой и живой форме. Карикатуры с Петровичем и другими персонажами Бильжо, использующими Gmail, демонстрировалась в течение 5 недель на нескольких популярных сайтах, таких как Afisha.ru, Liveinternet.ru, Ljplus.ru. Newsland.ru, Headhunter.ru. И согласно рейтингам повысили посещаемость сайта на 15 %.

Петрович и другие персонажи рисунков Бильжо наглядно продемонстрировали основные преимущества Gmail – спам-фильтр, встроенный чат, поиск по письмам, огромный размер почтового ящика, версия для мобильных устройств и т.д

Заключение

В своей работе я пыталась доказать, что карикатура, как инструмент PR, является эффективным методом привлечения внимания масс. Она налаживает коммуникацию с простым электоратом гораздо эффективнее обычной печатки, играя на тонких струнах чувство юмора, которое есть почти у каждого человека.

Во-первых, учитывая глубокие исторические корни, искусство карикатуры ассоциируется с исконно народным творчеством, которое издавна служит на благо народа, и борется с произволом властей.

Во-вторых, как я уже не раз говорила, смягчает образ кандидата, позволяя ему пробиться сквозь броню предрассудков по поводу политики. (деньги, грязь, криминал), тк маскируется под элементы защиты от них же. Также благодаря своей эстетической функциональности «жизненный цикл» у карикатуры гораздо выше, чем у других агитационных материалов.

В-третьих, карикатура может быть использована одним из методов контр -кампаний, путем доведения абсурдного компромата до абсурдного шаржа на него же. Тот, кто не боится смеяться над собой, более адекватен, он умнее, а значит и сильнее.

В четвертых, с юридической точки зрения, карикатура очень скользкий и неуловимый метод агитации, поэтому лазеек, уловок и бюрократических проволочек здесь огромное количество. А закона, регулирующего её действие как такого нет.

И, наконец, согласно опросам, один из которых я привела во II главе, люди говорят, что «карикатура НУЖНА», «карикатура это как перец в супе»; «Хотелось бы видеть карикатуру, однозначно».

Таким образом, я могу сделать вывод, что подобные технологии сейчас востребованы и требуют дальнейшего исследования. И в будущем могут быть использованы в профессиональной PR деятельности.

Список литературы:

1. Нормативно – правовые акты:

- Конституция РФ от 12 декабря 1993

- ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ принят ГД ФС РФ 22.02.2006

- Статья 152 ГК «О защите чести, достоинства и деловой репутации». от 30.11.1994 N 51-ФЗ

- Статья 130 п 2 УК РФ. «Преступления против чести и свободы личности» от 06.1996 N 63-ФЗ.

- Статья 56 ФЗ. ("Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

2. Русскоязычные книги:

- Бабурина Н.И. Пятнами красок и звоном лозунгов // Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы. Агитпоезда и агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат. 1918–1932. В 2 т. Т I — М.: Искусство, 2002

- Костерева О.А. Образ врага в отечественной политической культуре периода «холодной войны»: опыт анализа визуального источника

- Кукрыниксы втроём — М.: «Советский художник», 1975

- Разуваев В.В. Политический смех в современной России — М.: ГУ-ВШЭ, 2002

- М.Т. Рюминой «Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность». Издательство: Едиториал УРСС -2006.

- О.О Савельева «Живая история российской рекламы». М.: Гелла-принт, 2004

- Шестаков В.П. Гиллрей и другие… Золотой век английской карикатуры. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004

- Юрий Черепанов: «Репортаж из "Крокодила"»

- «Черный PR» как способ овладения властью, или бомба для имиджмейкера»- А. В. Пониделко

3. Русскоязычные статьи:

- Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: Сб. статей — М.: 2002

- «Политинтонация» в №22 Newsweek за 24-30 мая.

- А. В. Г о л у б е в: « Феноменология советского общества; Чемберлен, Гитлер и другие: образы врагов в советской карикатуре».

4. Электронные источники:

- А.В. Дмитриева «Социология политического юмора» 2004 .Электронный документ (http://www.soc.pu.ru/publications/jssa/1999/2/9rezknaz.html) Проверено 15.06.2010

- В. Авченко «Психология в пропаганде PR и рекламе» глава I. Теория политического манипулирования в современной России. Электронный документ (http://psyfactor.org/polman1.htm). Проверено 15.06.2010

- Докучаев И.М. Смех, идеология, власть. Электронный документ (http://artevik.narod.ru/publ/smile.html) Проверено 15.06.2010

- Иванова Т.В. Юмор — это серьёзно. Электронный документ (http://psy.samara.ru/content.asp?&rid=69&id=204) Проверено 15.06.2010

- История карикатуры. Электронный документ (http://www.rfi.fr/acturu/articles/103/article_865.asp).Проверено 15.06.2010

- История карикатуры. Электронный документ (http://karikaturist.ru/caricatura/2008/06/17/caricatura_13177.html ).Проверено 15.06.10

- Книжная полка. Право и СМИ. Электронный документ. (http://www.medialaw.ru/publications/) Проверено 15.06.10

- Кошелюк М., Сурманидзе Д. Юмор как избирательная технология. Электронный документ. (http://www.princippr.ru/printed/humor.html)Проверено 15.06.2010

- Политическая карикатура: может ли власть быть смешной? Эхо Москвы. Программа Культурный шок. Электронный документ. (http://www.echo.msk.ru/programs/kulshok/47059/)Проверено 15.05.2010

- Троицкий А. Юмор умер — Новая газета, 2004, №6 20 января .Электронный документ( http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/06n/n06n-s35.shtml). Проверено 15.06.10


[1] В. В. Разуваев Политический смех в современной России Издательство: ГУ ВШЭ, 2002 г. ISBN 5-7598-0181-3

[2] Марина Рюмина Эстетика смеха : «Смех как виртуальная реальность». Издательство: КД Либроком 2010

[3] Савельева О.О. Живая история российской рекламы. М.: Гелла-принт, 2004

[4] http://psy.samara.ru/content.asp?&rid=69&id=204

[5] http://artevik.narod.ru/publ/smile.html

[6] http://www.princippr.ru/printed/humor.html

[7] Словарь по общественным наукам.

[8] Гуманитарная энциклопедия.

[9] Словарь БСЕ.

[10] А. В. Г о л у б е в: « Феноменология советского общества; Чемберлен, Гитлер и другие: образы врагов в советской карикатуре».

[11] Из записок Михаила Златковского.

[12] По материалам газеты Московский Комсомолец.

[13] Times.com

[14] По материалам сайта http://www.echo.msk.ru/

[15] ФЗ «О рекламе»

[16] Конституция РФ

[17] 152 статья ГК РФ.

[18] Ведомости

[19] www.lenta.ru

[20] http://ru.wikipedia.org/wiki/Морфинг