Главная              Рефераты - Разное

работа - реферат

Курсовая работа является одним из важнейших видов образовательного процесса. По сути – это итог годовой учебно-теоретической деятельности студента, который имеет возможность углубленно рассмотреть заинтересовавшую его тему и приобрести навыки научного исследования. Особенности курсовых работ в зависимости от года обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования.

Уже первая курсовая работа может носить исследовательский характер, но может представлять собой и аналитический обзор литературы по выбранной теме. В этом случае студент должен уметь найти нужные источники, внимательно изучить их, сделать критический анализ содержания, сравнить позиции разных авторов и высказать собственную аргументированную точку зрения на полученную информацию. Таким образом, программой-минимум первого курсового сочинения является выработка навыков поиска необходимой литературы, овладение методами работы с нею, критический анализ содержания, синтез полученной информации.

Следующие курсовые работы наряду с аналитическим обзором должны содержать результаты обработки эмпирической информации с использованием различных методов научного исследования.

Однако если вторая курсовая работа направлена преимущественно на научное описание результатов эмпирического исследования, то третья (и четвертая) должны содержать объяснение полученных эмпирических данных, характеристику сущности изучаемых объектов, процессов, явлений, анализ взаимосвязи с другими объектами и явлениями. Следовательно, целью курсовых работ является выработка навыков проведения самостоятельного научного исследования, умения сопоставлять и объяснять данные, выявлять причины явлений и процессов.

Таким образом, курсовые работы различаются широтой охвата объекта исследования, степенью аналитичности, методами работы с материалом, уровнем обобщения результатов. В дальнейшем курсовая работа может перерасти в выпускную – бакалаврскую, дипломную, магистерскую.

У тех студентов, которые несерьезно относятся к написанию курсового сочинения, делают его наспех, выбирая тему в последний момент и представляя преподавателю опус, являющийся, по сути дела, компиляцией (порой это бывают переписанные из разных книг или скачанные из Интернета фрагменты текста), возникают большие проблемы при написании дипломной работы. Такие студенты не умеют анализировать материал, выявлять тенденции, делать обобщения.

Студенту совсем не обязательно работать над одной темой в течение ряда лет (хотя выпускные квалификационные работы (ВКР), выросшие из курсовых, всегда бывают интересными), но ему необходимо приобрести навыки научного исследования, а это возможно только при ответственном отношении к курсовому сочинению.

Выбор темы . На отделении журналистики ЮФУ с первого курса студенту предоставляется возможность выбрать тему по любой учебной специальной дисциплине в зависимости от его интересов. На каждой из четырех кафедр отделения журналистики есть список тем курсовых и выпускных квалификационных работ. Студент также может предложить свою тему, обосновав ее выбор и актуальность. Определив тему, в сентябре-ноябре студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой, при которой он хочет писать работу. Здесь он может также указать фамилию предполагаемого научного руководителя (см. Приложение А).

В декабре все поданные заявления рассматриваются на заседаниях кафедр, где уточняются темы, назначаются научные руководители. Кафедра может предложить студенту скорректировать или даже полностью изменить тему. Последнее связано с разными причинами (неактуальность темы, ее достаточная изученность, отсутствие необходимого эмпирического материала, отсутствие руководителя-специалиста по данной проблеме и т.п.). За кафедрой остается также право заменить научного руководителя. Руководитель курсовой работы назначается из числа преподавателей кафедры.

Приказы на курсовые работы вывешиваются на стендах кафедр.

Выпускная квалификационная работа (бакалаврская, дипломная, магистерская) студента определяет уровень его теоретической и практической подготовки, готовность к профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой сочинение с элементами самостоятельного анализа научных источников и фактического материала. Объем ВКР составляет 35-50 машинописных страниц.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста представляет собой самостоятельное научное исследование, содержащее анализ и систематизацию научных источников по избранной теме, фактического материала, аргументированные обобщения и выводы. В дипломной работе должно проявиться знание автором основных научных методов исследования, умение их применять, владение научным стилем речи. Объем работы – 60-70 машинописных страниц.

Дипломная работа может носить практический, опытно-экспериментальный, теоретический или творческий характер. На факультетах журналистики первые три типа относятся к разряду исследовательских работ. Последний представляет собой анализ собственного творчества студента (предметом анализа могут быть серия публикаций в определенном жанре, на определенную тему, рекламные материалы, теле- и радиопрограммы и т.д.). В качестве творческой работы автором могут быть представлены редакционные проекты (концепция издания, содержательная, оформительская модель, проект рекламной или PR-кампании и т.п.), осуществленные самостоятельно или при его участии. В творческой работе выпускник должен продемонстрировать уверенные профессиональные навыки подготовки журналистских материалов (в соответствии с полученной специализацией), а также умение анализировать свои публикации, используя полученные общепрофессиональные и специально-профессиональные знания теоретического и практического характера. Творческая работа обязательно включает теоретическую главу, в которой предмет исследования рассматривается в теоретическом плане (например, история жанра, его современное состояние, дискуссии). Теоретическая часть должна быть тесно связана с профессионально-творческой.

Дипломное сочинение любого типа должно соответствовать современному состоянию науки, иметь четкое построение и убедительную аргументацию, быть логически и хронологически последовательным, содержать элементы новизны и поиска индивидуального решения, демонстрировать высокий уровень грамотности, соответствовать установленным стандартам оформления.

За все сведения, изложенные в выпускной работе, обоснованность (достоверность) выводов и защищаемых положений нравственную и юридическую ответственность несет непосредственно автор дипломного сочинения.

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом вузовского профессионального образования, представляет собой целостное концептуальное научное исследование, содержащее всесторонний критический анализ научных источников по теме исследования и самостоятельное решение актуальной научной проблемы, которое опирается на совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной отрасли профессиональной деятельности. Объем диссертации – 70-90 машинописных страниц.

Темы выпускных квалификационных работ так же, как и курсовых (см. Приложение Б), обсуждаются, уточняются, конкретизируются на заседаниях кафедр. Руководители ВКР назначаются приказом ректора по представлению кафедр из числа профессоров, доцентов, научных сотрудников и иных высококвалифицированных специалистов университета, других учебных заведений, учреждений, предприятий. Рецензентом магистерской диссертации должен быть кандидат или доктор наук, не являющийся штатным сотрудником выпускающей кафедры.

Основные требования к написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ

Как курсовая, так и выпускная квалификационная работа имеет трехчленную структуру и состоит из введения, основной части и заключения. Во введении, которое обычно занимает в среднем до десяти процентов от всего объема работы,

- обосновывается выбор темы, ее актуальность;

- характеризуется степень разработанности темы в отечественной и мировой науке;

- формулируется проблема;

- определяются объект и предмет исследования, основная цель и задачи работы;

- перечисляются методы исследования;

- указываются композиционные особенности и краткое содержание глав и параграфов основной части работы;

- характеризуется практическая (а иногда и теоретическая) значимость исследования;

- говорится об апробации работы (только для дипломной и магистерской).

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению в рамках намечающегося исследования. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Проблема исследования – это область неизвестного, но востребованного в научном знании. Грамотно сформулированная проблема – это указание на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое обязательно необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие.

Цель исследования ориентирует на анализ и решение проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном.

Задачи исследования – это алгоритм достижения цели исследования. Это ступеньки, на каждой из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение необходимой литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, сопоставление; построение классификаций; разработка методик и их реализация и т.д.), решается конкретная исследовательская проблема.

Основная часть имеет, как правило, два-три раздела, каждый из которых делится на подразделы, в зависимости от темы исследования и его целей. Таких подразделов должно быть в каждом разделе не менее двух.

Первый раздел обычно носит теоретико-методологический характер. Студенту необходимо продемонстрировать знание рассматриваемых теоретических и методологических положений, исторический аспект проблемы и уровень ее разработанности в исследуемых научных областях.

Назначение и содержание второго раздела может быть различным в зависимости от того, каков характер всей работы в целом. Если вся работа является теоретико-аналитической (например, «Журналистика в системе власти», «Журналистика и общественное мнение»), то второй раздел, как и первый, служит раскрытию проблемы на теоретическом уровне, в таком случае ее содержание составляет продолжение теоретического анализа проблемы, обогащенного либо переходом к новому ракурсу рассмотрения, либо применением там, где это возможно и необходимо, конкретно-научных методов – филологических, социологических, исторических и т.д.

Если работа имеет опытно-экспериментальный характер, то содержание второго раздела представляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его стадии и этапы, подводятся общие итоги и анализируются результаты, делаются практические выводы и рекомендации.

В работе на историческую тему к эмпирической базе относятся архивные материалы, с которыми студент знакомится в библиотеках или областном архиве (подшивки газет, документы). Это могут быть также рассказы очевидцев какого-то события, бывших сотрудников издания (если речь идет об истории какой-либо газеты).

В дипломном сочинении и магистерской диссертации каждый раздел должен заканчиваться выводами.

В заключении , которое занимает обычно от пяти до десяти процентов всего объема работы, даются краткие выводы по теории вопроса, по проведенному анализу, предложения по проделанной работе; обозначаются перспективы решения проблемы и дальнейших исследований в данной сфере.

Общие требования

К языку научной работы (курсовая, бакалаврская и дипломная работы, магистерская диссертация) предъявляются определенные требования. Здесь используется научный стиль речи. Изложение ведется от третьего лица, недопустимо использование местоимения «я». Не допускается использование оборотов разговорной речи, излишней эмоциональности, экспрессивности. Недопустимо сокращение слов, если это не определяется нормативными положениями (ГОСТ 7.12-93).

Работа должна быть выполнена любым печатным способом (на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера) на одной стороне листа белой бумаги формата А 4. Цвет шрифта должен быть черным.

При компьютерном наборе рекомендуется кегль 14 п., полуторный межстрочный интервал, гарнитура шрифта Times New Roman.

Размеры верхнего и нижнего полей – не менее 20 мм, левого поля – не менее 30 мм, а правого – не менее 10 мм.

Абзацный отступ равен пяти знакам.

Нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту работы, начиная с титульного листа, но цифры пишут только со второго листа (в центре нижней части листа без точки). На нем помещается содержание, которое включает введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинается каждая композиционная часть работы (см. Приложение Е). Приложения включают в общую нумерацию страниц.

Научная работа начинается с титульного листа, на котором указываются: сведения об учебном учреждении, где выполнена работа, название темы, вид выполненной работы, фамилия, инициалы студента, с указанием курса и группы, а также фамилия, инициалы, ученая степень и звание научного руководителя (в ВКР – и рецензента), город и год выполнения работы (см. Приложения В, Г, Д).

Структурные элементы работы

Заголовки структурных элементов работы («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ») следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Разделы и подразделы работы должны иметь заголовки. Заголовки четко и кратко отражают содержание разделов и подразделов, но не повторяют названия работы.

Заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Разделы рекомендуется начинать на новом листе или отделять от предыдущей части четырьмя интервалами. Между строчками заголовка следует делать один интервал, перед текстом – три интервала. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – два интервала.

Разделы и подразделы работы следует нумеровать арабскими цифрами Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример — 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой.

Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если работа разделена не на разделы, а на главы, то вместо слова «содержание», используют «оглавление».

Ссылки

При ссылке в тексте на источник, описание которого включено в библиографический список, в тексте работы необходима библиографическая ссылка.

Библиографическая ссылка – это библиографическое описание источника цитат, а также произведений печати, обсуждаемых в работе. Назначение ее – указать на источник используемого материала.

Существуют различные виды ссылок: сноски (подстрочные ссылки), внутритекстовые ссылки, затекстовые ссылки. При написании курсовой и выпускных квалификационных работ оптимальнее всего использовать сноски или затекстовые ссылки.

Сноски обычно помещаются внизу страницы, на которой расположена цитата. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками «*». Применять более трех звездочек на странице не допускается. Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева. Обычно она набирается более мелким шрифтом. Например:

______________________

1 Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов / Г. В. Лазутина. М.: Аспект-пресс, 2000. С. 104.

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, то во второй сноске не повторяют полностью ее название, а пишут:

______________________

1 Там же. С. 68.

Если та же книга цитируется на другой странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишут: Указ. соч . Например:

______________________

1 Лазутина, Г.В. Указ. соч. С. 43.

В сноске на статью из журнала требуется указать фамилию и инициалы автора, название статьи и наименование журнала, в котором она помещена, год и номер издания, а также номера страниц, на которых она напечатана. Например:

______________________

1 Руденко, И. А. Детская пресса / И.А.Руденко // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1994. № 3. С. 18-23.

В сноске на газетную статью требуется указать фамилию и инициалы автора, название статьи и наименование газеты, в которой она помещена, число, месяц и год издания. Например:

__________________________

1 Бабаева, Л. В поисках утраченного героя / Л. Бабаева, Г. Лапина // Московские новости. 1994. 16-23 янв. С. 9.

Нумерацию сносок можно делать сплошной или для каждой страницы делать свою.

Под затекстовыми ссылками понимается указание цитируемых работ с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце всей работы. Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания документа в списке использованных источников и заключать в квадратные скобки. Например: Профессор Е.П. Прохоров [15, с. 307] говорит о четырех возможных вариантах воздействия СМИ на «потребителя».

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то сноску или ссылку следует начинать словами «Цит. по:» или «Цит. по кн.:», «Цит. по ст.:». Далее идет обычное описание источника.

Возможны различные способы введения библиографических ссылок в текст (см. Приложение Ж).

Ссылки на таблицы, диаграммы, приложения берутся в круглые скобки.

Список использованных источников

В конце работы помещается список использованных источников, который позволяет автору документально подтвердить достоверность приводимых материалов и показывает степень изученности проблемы.

Возможны различные способы группировки материалов, включенных в него: алфавитный, систематический, по видам источников и др.

При алфавитном способе библиографические описания источников приводятся в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий источников, если автор не указан, при хронологическом – в соответствии с хронологией публикации документов или хронологии событий и т.п.

Независимо от способов группировки источников, в начале списка приводятся законодательные и нормативные документы.

Если студент использовал книги и статьи на иностранных языках (читал сам, а не познакомился с ними по пересказу другого автора), то они указываются на языке оригинала и помещаются после источников, опубликованных на русском языке.

Список использованных источников имеет сквозную единую нумерацию.

Источники следует нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзаца.

Библиографическое описание документов осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003 (см. Приложение И).

После списка использованных источников может помещаться приложение.

Приложения

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение». Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч. Ъ, Ы, Ь. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложение должно иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Порядок рецензирования и процедура защиты выпускной квалификационной работы

Готовую выпускную квалификационную работу в твердой обложке (лучше – переплетенную) студент представляет научному руководителю, который после окончательного просмотра решает, можно ли ее допустить к защите. Если он считает это возможным, то на титульном листе пишет резолюцию – «К защите», расписывается и указывает дату. Назначенный кафедрой рецензент принимает работу только с такой подписью и не менее чем за неделю до установленного срока защиты.

Важным моментом процедуры защиты выпускной квалификационной работы является выступление выпускника. В нем он в течение 7-10 минут знакомит членов ГАК с основными положениями ВКР, выводами и предложениями. Не рекомендуется повторять теоретические постулаты работы, если только студент не внес свой вклад в их развитие. Затем следуют вопросы членов комиссии, рецензента, а также лиц, присутствующих на процедуре защиты. Ответы автора работы на эти вопросы наглядно показывают его уровень владения темой и часто влияют на окончательную оценку.

Далее заслушивается отзыв научного руководителя, в котором характеризуется степень самостоятельности студента в работе над темой, способность к исследовательской работе (или профессионально-творческой – в случае творческого диплома), умение работать с литературой и текстами СМИ, другими источниками по теме, оценивается степень ответственности и работоспособности студента и его вклад в разработку избранной темы.

После этого выступает рецензент, в задачи которого входит оценка теоретической и практической значимости работы, умения выпускника решать поставленные в работе задачи, адекватности выбранных для этого методов, способности студента к исследовательской работе, характеристика круга привлеченных источников информации, умения автора ВКР работать с литературой, необходимости и достаточности теоретического и эмпирического материала, полноты раскрытия темы, достоверности и новизны выводов, вклада в разработку выбранной темы, правильности оформления работы.

В итоговом заключении рецензент оценивает работу в терминах: «отлично», «хорошо», « удовлетворительно», «неудовлетворительно».

В отзыве на дипломную работу или магистерскую диссертацию может содержаться предложение о целесообразности рекомендации в аспирантуру выпускника с высоким исследовательским потенциалом.

В том случае, когда речь идет о дипломной работе творческого характера, помимо общих требований, которые перечислены выше, рецензент дает в отзыве подробный анализ представленных журналистских материалов или проектов, оценивает их качество с точки зрения новизны, оригинальности тематики, глубины разработки темы, удачности выбора изобразительно-выразительных средств, инновационные моменты (в случае разработки того или иного редакционного проекта), творческий потенциал выпускника, его способность решать профессиональные задачи на базе полученных в вузе знаний и навыков.

Студент в своем ответном слове должен отреагировать на критические замечания рецензента: согласиться с ними или попытаться мотивированно оспорить их.

Окончательная оценка ВКР выставляется на закрытом заседании комиссии, на котором учитывается и мнение рецензента, и умение выпускника защитить свою точку зрения. Нередки случаи, когда комиссия изменяет оценку, предложенную рецензентом.

Студент, не защитивший выпускную квалификационную работу, допускается к повторной ее защите не ранее чем через год. Исключение делается для тех студентов, которые имеют уважительные причины, подтвержденные соответствующими документами. В таком случае может быть назначен дополнительный срок защиты.

Сведения о защищенных выпускных квалификационных работах записываются в специальный журнал, который хранится в деканате, а сами работы регистрируются лаборантом той кафедры, по которой проходила защита; на них заводится каталожная карточка, и они сдаются на хранение в архив.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ-7.18-79, ГОСТ 7-34-81, ГОСТ 7.40-82; введ. 2004–07–01. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 165 с.

2 ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Введ. 2002–07–01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 23 с.

3 ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 2002–07–01. – Минск: Изд-во стандартов, 2001. – 16 с.

4 Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю.Г. Волков. – Ростов – н/Д.: Феникс, 2001. –127 с.

5 Гендина, Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе: стандарты высшего учебного заведения / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова. – Кемерово, 1998. – 170 с.

6 Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Амалфея, 1998. – 272 с.

7 Опыхтина, Л.М. Методика работы над дипломным сочинением /Л.М. Опыхтина. – М.: Факультет журн. МГУ, 1993. – 122 с.

8 Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников ВУЗов по специальности 021400 «Журналистика» высшего профессионального образования / Сост. М.И. Алексеева, А.А. Ширяева, Л.Г. Свитич. – М., 2004. – 53 с.

9 Памятка студенту / Сост. М.И. Алексеева. – М.: Факультет журн. МГУ, 2003. – 41 с.

10 Правила оформления и представления учебно-методической документации: метод. указания / Сост. С.В. Фролко. – Невинномысск: НИУЭП, 2001. – 49 с.

11 Сборник нормативных актов / Сост. А.И. Нарежный, Н.В. Изотова, В.В. Колганов, Т.М. Макушенко. – Ростов н/Д., 2006. – 180 с.

12 Франциферов, Ю.В. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации. Практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ / Ю.В. Франциферов, Е.П. Павлова. – М.: Приор-издат, 2003. – 128 с.

13 Эко, Умберто. Как написать дипломную работу / Умберто Эко. – М.: Университет, 2003. – 240 с.


Приложение А

Образец заявления студента на курсовую или

выпускную квалификационную работу

Заведующей кафедрой истории журналистки

доценту А.Г.Беспаловой

студентки 4 курса дневного отделения

Н.П.Ивановой

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить тему моей курсовой (бакалаврской, дипломной, магистерской диссертации) работы (название темы) и назначить научного руководителя. (Вариант: и назначить научным руководителем – указывается фамилия).

Дата Подпись


Приложение Б

Темы курсовых и выпускных квалификационных работ

Проф. Станько А.И.

История отечественной журналистики (XVIII - XIX вв.)

1 Становление журналистской терминологии в XVIII - XIX вв.

2 Методы ведения полемики в периодике XVIII - XIX вв.

3 Религиозные издания в России и их место в системе печати XVIII - XIX вв.

4 Жанры сатиры XVIII в. (на примере «Сатирического вестника»). (НБ РГУ: р 132343).

5 «Древняя российская вивлиофика» Н.Новикова как тип издания (НБ РГУ: р 35730, р 132434, р 85718, р 131652).

6 «Академические известия» как научно-популярное издание XVIII в. (НБ РГУ: р 133048, р 133151, р 133150, р 130800, р 131328).

7 Портретный очерк в творчестве Карамзина.

8 Журнал для детей на рубеже XVIII - XIX вв. (на примере «Детского чтения» и «Друга юношества») (НБ РГУ: р 133870, р 132745).

9 «Словарь исторический» как тип издания (НБ РГУ: р 1790179. 1798 г.).

10 Новиков - редактор журнала «Сокровища российских древностей» (НБ РГУ: р 1298934).

11 Е.Р. Дашкова - сотрудник «Собеседника любителей российского слова (НБ РГУ: р 131334, р 131310, р 132630, р 132631).

12 История России в освещении «Собеседника любителей российского слова» (1783-1784). (НБ РГУ: р 131334, р 131310, р 132629, р 132630, р 132631).

13 Просветительская функция журнала (на примере «Ежемесячных сочинений, к пользе и увеселению служащих» 1755-1764). (НБ РГУ: р 130828, р 130785, р 133836).

14 Методы и формы популяризация науки в журнале «Магазин натуральной истории, физики и химии» 1788-1790. (НБ РГУ: р 131681).

15 Европейская действительность в «Письмах из Франции» Д.Фонвизина и «Письмах русского путешественника» Н.Карамзина.

16 Освободительное движение в Латинской Америке и русская журналистика.

17 Дмитриев - мастер фоторепортажа.

18 Личность и публицистика Д. Давыдова.

19 Культура Востока на страницах журнала «Азиатский вестник» (1825-1827 гг.). (НБ РГУ: р 132787).

20 Типологическое состояние русской журналистики в 1820-е гг.(на материале изданий: «Благонамеренный» НБ РГУ: р 131206, р 130982, р 131662, р 133062, р 132183, р 132782; «Северный архив”. НБ РГУ: р 133569, р 133570; «Северные цветы». НБ РГУ: р 133569, р 133570, р 85854; «Московский Вестник». НБ РГУ: 1827-1829 гг.: «Новости литературы» НБ РГУ: 1822-1824 гг.; «Московский телеграф». НБ РГУ: 1826 г., 1832 г.; «Исторический, статистический и географический журнал, или Современная история Света». НБ РГУ: 1820-1830 гг.; «Записки, издаваемые от департамента народного просвещения». НБ РГУ: р 132414; «Записки, издаваемые адмиралтейским департаментом, относящиеся к мореплаванию, наукам и словесности». НБ РГУ: р 130961; «Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах, изданное обществом любителей отечественной словесности». НБ РГУ: р 130506, р 130499 и др.).

21 Портреты русских композиторов в публицистике В.Ф. Одоевского.

22 Русская журналистика и литература в оценке цензора А. Никитенко (по материалам его дневника).

23 Альманахи Смирдина 1830-х гг. и читатель (причины популярности, на примере альманахов «Новоселье» и «Сто русских литераторов»). (НБ РГУ: р 85687, р 132617, р 132618, р 132699).

24 «Библиотека для чтения» как тип энциклопедического журнала. (НБ РГУ: 1834-1856 гг.).

25 Жанровая палитра публицистики О. Сенковского (барона Брамбеуса).

26 Жанр критической биографии в публицистике Н. Полевого.

27 «Письма русского офицера» Ф. Глинки как жанр публицистики.

28 Историко-литературное общество и его издание (на примере «Московского общества истории и древностей»). (НБ РГУ: 1848-1855 гг.).

29 Прошлое, настоящее и будущее России в оценке славянофилов (на примере журналов «Москвитянин». НБ РГУ: 1841-1849 гг., «Московский сборник». НБ РГУ: р 132704).

30 Тема воспитания и народного образования в публицистике Н. Огарева.

31 «Записки из подполья» Ф. Достоевского как художественно-публицистическое произведение.

32 Л. Мечников - популяризатор науки в прессе.

33 Русская журналистика в оценке Валуева (по материалам его дневника).

34 Тема правосудия в публицистике Ф. Достоевского.

35 Литература и философия в публицистике В.С. Соловьева.

36 Н. Бердяев - публицист и редактор.

37 Вопросы истории и теории публицистических жанров в статьях и письмах русских журналистов XIX в.

38 Некрасов о функциях редактора журнала.

39 Авторская позиция и средства ее выражения в сатирической публицистике В.Г. Белинского.

40 Д.И. Писарев об университетском образовании.

41 В.Г. Чернышевский о методах исследования творчества публициста.

42 Журнал «Русская мысль» о народничестве и марксизме. (НБ РГУ: 1892-1905 гг.).

43 «Мир божий» - литературный и научно-популярный журнал для самообразования (НБ РГУ: 1892-1906).

44 Биографический очерк в творчестве А.В. Дружинина.

45 Полемика о гласности в русской прессе 1860-х гг.

46 Ситуации и характеры в очерках М.Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом».

47 Биографические очерки Г.И. Успенского (о Демерте, Гаршине и др.) как жанр публицистики.

48 Методы исследования психологии читателя в «Этюдах о русской читающей публике» Н. Рубакина (1895).

49 Педагогические проблемы в публицистике Л. Н. Толстого.

50 Авторское «я» и способы его выражения в сатирической публицистике Л. Толстого.

51 «Искра» (1859-1873) о Донском крае.

52 Местная печать XIX в. и цензура (по материалам фондов ГАРО: 839, 552, 155).

53 Зарождение и развитие жанров в местной периодике XIX в.

54 Оформление местных газет XIX в.

55 Реклама в местной газете.

56 Фотолетопись Ростова в местной прессе XIX - начала XX вв.

57 Деятельность Г. Лопатина на Дону и Северном Кавказе.

58 Криминальная тема в газетах региона 1880-1890 гг.

59 История Дона в публицистике И.И. Струкова.

60 Организация и деятельность коммерческого издания (на примере «Северного Кавказа», «Приазовского края» и др.).

61 И.В. Бентковский - журналист и редактор.

62 Личность и публицистика Е.Д. Фелицына.

63 Издательская деятельность акционерного общества «Донская речь».

64 Донская история в публицистике В. Сухорукова.

65 В.А. Гиляровский и Дон.

66 Театральная критика в провинциальной прессе XIX - начале XX вв.

67 Таганрогский корреспондент «Искры» К.Д. Данилов.

68 Обсуждение положения местной печати на страницах провинциальных газет.

69 Г.Н. Прозрителев - историк провинциальной печати.

70 Ростовский сатирический журнал начала XX века (на примере журналов «Фаланга», 1906 г., «Фугас», 1916 г.).

71 Жанровое своеобразие «Ростовских трущоб» А. Свирского.

72 Издания учащихся Новочеркасска XIX - начала XX вв. («Проблески», «Школьный журнал для всех», «Донец», «Зеленое кольцо» и др.).

73 Дон и Северный Кавказ в столичных журналах XIX в.

74 Судебный очерк В. Дорошевича.

75 Журналистское расследование В. Г. Короленко.

76 Неопубликованные репортажи В. А. Гиляровского о холере на Дону (проблема реконструкции).

77 Нравственные проблемы в публицистике А.П. Чехова.

78 Типология педагогической журналистики (на примере журналов «Гимназия», «Народное образование», «Педагогическая мысль», «Журнал министерства народного просвещения»).

79 Типологические особенности юридического журнала 1860-70 гг. (на примере «Журнала гражданского и уголовного права”, «Журнала министерства юстиции», «Юридического вестника»).

80 Компьютерная тестовая программа для проверки знаний студентов по истории отечественной журналистики XVIII - XIX вв.

Доц. Ширина Е.В.

История отечественной журналистики (XVIII - XIX вв.)

1 Особенности публицистического стиля А.И. Герцена.

2 Личность и публицистика Д.И. Писарева.

3 Фактологическая основа творчества Н.А. Добролюбова.

4 Полемическое мастерство М.Е. Салтыкова-Щедрина.

5 Ф.М. Достоевский – публицист.

6 Рационально–иронические компоненты в публицистике Ф.М. Достоевского (на материале «Дневника писателя»).

7 Языковая личность публициста (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, В.Г. Белинский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.).

8 Структурная организация полемических текстов (на материале газетных публикаций XVIII - XIX вв.).

9 Ораторские приемы в публицистике декабристов (А.А. Бестужев, С.И. Муравьев-Апостол, К. Рылеев и др.).

10 Журналистская и редакторская деятельность В.С. Курочкина.

11 Приемы сатирической типизации Козьмы Пруткова.

12 Речевая характеристика персонажей в очерках А.И. Свирского и В.А. Гиляровского («Ростовские трущобы», «Трущобные люди»).

13 Фельетоны В.А. Амфитеатрова: художественное своеобразие.

14 Особенности стиля А.П. Чехова как публициста.

15 Опыт редакторской работы (М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, В.А. Дорошевич и др.).

16 Журнальная полемика: ее виды и формы в XVIII - XIX вв.

17 Журналистское расследование как жанр публицистики XVIII - XIX вв.

С/к «Языковая личность публициста-шестидесятника»

1 Речевая характеристика личности в СМИ.

2 Фрактата как способ создания социального портрета.

3 Фрактированные тексты в сатирической публицистике (на материале сатирических произведений, журнальной и газетной периодики).

4 Мимезиз как форма контраргументации в публицистических текстах СМИ и формирование имиджа общественного деятеля.

5 Аллюзия в газетно-публицистических текстах.

6 Структурная, функциональная и экспрессивная функции заголовка.

7 Функции факта: проблемы использования фактического материала.

8 Способы изложения и микротекст в МИ.

9 Концепт как объект научного исследования.

10 Концептосфера русской публицистики XVIII-XIX веков.

11 Языковая политика СМИ (на примере одного издания).

12 Эмпирические и теоретические методы исследования в журналистике (методы наблюдения, подбора фактов, их обработка; анализ «выводимых знаний») на материале журналистских произведений XVIII - XIX вв.

13 Современные концепции медиадискурса (по материалам журнальной периодики).

14 Образ автора в аналитической публицистике.

15 Дискуссия как публицистический прием.

16 Функции журналистского творчества на материале журналистских произведений XVIII - XIX вв.

17 Дискурсивные подходы в журналистском произведении.

18 Особенности публицистического произведения на материале журналистских произведений XVIII - XIX вв.

19 Языковой портрет публицистов – шестидесятников.

20 Текстологический комментарий в историческом освещении проблем «Колокола»: тип текста, структура, авторская субъективность, приемы интертекстуальности.

21 Принципы синтеза художественного и публицистического мышления в журналистском тексте.

22 Концепт «Слово» в публицистике шестидесятников.

23 Проблематика историко-журналистских исследований в современной периодической печати.

Риторика

1 Частная риторика как объект исследования (судебное, публицистическое, торговое, военное, научное, церковное красноречие).

2 Риторические уловки (на материале публицистических текстов).

3 Личность оратора и ораторское искусство как вид публицистического творчества.

4 Система доводов и доказательств в публицистических текстах.

5 Риторическая модель коммуникативно-продуктивных текстов в газете.

6 Типология риторических фигур в СМИ.

7 Риторические схемы в структуре концептуального текста.

8 Способы выдвижения в публицистических текстах.

9 Типы текста в аналитических жанрах.

Доц. Беспалова А.Г.

История отечественной журналистики (XX век)

1 Развитие частной отечественной прессы на рубеже XIX-XX вв. (на материале столичных и провинциальных изданий).

2 Печать русского зарубежья начала ХХ в. (типологическая характеристика).

3 Бульварные издания начала XX в. как отражение процессов коммерциализации русской журналистики.

4 Издательская деятельность Н. Парамонова.

5 Русско-японская война в освещении прессы.

6 Манифест 17 октября 1905 г. и становление легальной партийной прессы России.

7 Общественно-политическая пресса и выборы в Государственную думу.

8 Деятельность Думы в освещении прессы разных политических лагерей.

9 Развитие информационных жанров в отечественной прессе начала ХХ в.

10 Фельетон в русской журналистике начала ХХ в.

11 Освещение хода I мировой войны в русской прессе (на материале изданий разных типов).

12 Творчество выдающихся отечественных публицистов (В. Дорошевич, В. Гиляровский, В. Короленко и др.) в начале ХХ в.

13 Вопросы теории журналистики в наследии выдающихся журналистов и издателей начала ХХ в.

14 Октябрь 1917 г. и проблемы свободы печати.

15 Г.В. Плеханов - журналист. Публицистический цикл «Год на Родине».

16 Формирование системы партийно-советской печати в столицах и провинции.

17 Красноармейская печать в годы Гражданской войны.

18 Издания РОСТА (газеты, журналы, инструктивные издания, многотиражки агитпоездов и т.д.).

19 Система журналистики «белой России». Особенности развития в разных регионах страны.

20 Информационно-пропагандистская деятельность ОСВАГа.

21 Белогвардейские издания Юга России в борьбе с большевистской прессой.

22 Полемика в советской прессе с изданиями белогвардейской ориентации (1917-1920 гг.).

23 Пресса для казачества периода Гражданской войны.

24 Особенности развития национальной печати в 1917-1920 гг.

25 Донские литературно-художественные и общественно-политические журналы 1918-1920 гг.

26 Донские театральные, спортивные, деловые и др. специализированные издания 1918-1920 гг.

27 Развитие жанра репортажа в годы Гражданской войны.

28 Процесс дифференциации печати. Типологические воззрения советских исследователей журналистики 20-х гг.

29 Проблемы журналистской науки и практики на страницах профессиональных изданий («Красная печать», «Журналист» и др.).

30 Становление типа уездной советской крестьянской газеты.

31 Советский «тонкий» журнал. История, типология.

32 Отдел публицистики «толстого» журнала 20-х гг. («Октябрь», «Новый мир» и др.).

33 Частные издания в провинции периода НЭПа.

34 Особенности формирования прессы малых народов (20-30-е гг.).

35 Творческая деятельность выдающихся писателей и публицистов в местной прессе.

36 Создание и основные этапы развития районной печати на юге России.

37 Краевая газета «Советский ЮГ» - история создания, типологическая характеристика, проблематика и задачи.

38 Молодежная журналистика юга России: особенности формирования системы.

39 История создания и развития журналов «Литературный критик», «Литературная учеба» и «Литературное обозрение» (30-е гг.).

40 Профсоюзные издания в регионах: особенности развития.

41 Роль национальных изданий в становлении литератур младописьменных народов Северного Кавказа.

42 Газета как школа экономических и технических знаний (30-40-е гг.).

43 Политические репрессии и советская пресса 30-х гг. (на материале центральных и местных изданий).

44 Типология и механизм газетных кампаний и публичных акций (исторический опыт 30-х гг.).

45 Лозунг критики и самокритики в печати. Листки ЦКК-РКИ «Под контроль масс».

46 Внешняя политика СССР второй половины 30-х гг. в освещении печати.

47 Германия 30-х гг. в зеркале советской прессы.

48 Проблемы теории журналистики и журналистского мастерства в эпистолярном и публицистическом наследии М. Горького.

49 Редакторская и публицистическая деятельность М. Горького в оценке современных исследователей.

50 М. Кольцов - фельетонист (вопросы теории и практика жанра).

51 Индустриальный очерк 30-х гг. (Б. Горбатов, Б. Галин, Б. Агапов, Ф. Гладков, Ф. Панферов, В. Ильенков, М. Шагинян и др.).

52 Тема преобразования советской деревни в творчестве В. Ставского, А. Колосова, И. Рябова, Н. Погодина и др.

53 Публицисты-сатирики И. Ильф, Е. Петров, М. Зощенко, А. Зорич, К. Радек, Л. Сосновский, И. Заславский и др.

54 Развитие теории жанров публицистики в 20-30-е гг.

55 Ведущие публицисты русского зарубежья (на материале творчества конкретных авторов).

56 Возникновение новых типов изданий в период Великой Отечественной войны.

57 Печать на оккупированных территориях 1941-1944 гг.

58 Журнал «Славяне»: история и типология.

59 Основные этапы развития журнала «Война и рабочий класс» - «Новое время».

60 История центральных военных газет «Сталинский сокол» и «Красный сокол».

61 Иллюстрированные журналы «Великая Отечественная война» и «Фронтовая иллюстрация»: формы и методы деятельности.

62 Газета «Вести с Советской Родины» как тип информационно-пропагандистского издания для оккупированных территорий.

63 Партизанская пресса (система, деятельность отдельных изданий).

64 Публицистика военных лет (на примере творчества О. Берггольц, С. Борзенко, Я. Галана, Б. Горбатова, В. Гроссмана, Е. Кононенко, Л. Леонова. П. Лидина, А. Платонова, Б. Полевого, Н. Тихонова, К. Симонова, А. Толстого, А. Фадеева, М. Шолохова, И. Эренбурга и др.).

65 Формы и методы работы прессы в первое послевоенное десятилетие.

66 Политические репрессии конца 40-х - начала 50-х гг. и журналистика.

67 ХХ съезд КПСС и новые тенденции в деятельности СМИ (на материале столичных и провинциальных изданий).

68 Отечественная публицистика периода «оттепели».

69 Деятельность журнала «Новый мир» в 50-60-е гг.

70 Проблемы международной жизни в отечественной журналистике 1946-1964 гг.

71 Творчество А. Аграновского, Г. Бочарова, В. Пескова, Г. Радова, Т. Тэсс Ю. Черниченко и др. выдающихся советских публицистов: уроки мастерства.

72 Развитие нового культа личности, борьба с инакомыслием в период «застоя».

73 Журналистика русского зарубежья: издания «Грани», «Посев», «Континент», «Новое русское слово» и др.

74 Основные тенденции развития системы СМИ в период перестройки.

75 Взаимоотношения СМИ и властных структур в период перестройки.

76 Публицистика периода перестройки: уроки гражданственности.

77 Региональные газеты Юга России в последнее десятилетие ХХ в.: классификация, типология, особенности.

78 Русскоязычная пресса национальных административно-территориальных образований на рубеже ХХ-ХIХ вв.

79 Новая тематика и проблематика в отечественной журналистике последнего десятилетия ХХ в.

80 Районная пресса в условиях рыночных отношений.

81 Новые формы и методы работы СМИ на современном этапе.

82 Современная публицистика: традиции и новаторство.

Социология журналистики

1 Изучение аудитории российской прессы в дооктябрьский период (на примере различных изданий).

2 Научные разработки Н.А. Рубакина в области аудитории СМИ.

3 Исследования коммуникационных процессов в первые годы советской власти.

4 Традиции русской социологической публицистики (творчество А.П. Чехова, В.Г. Короленко, Г.И. Успенского, В.А. Гиляровского и др.) и их развитие на современном этапе.

5 Социологическая публицистика в период «оттепели» (на материале отдельных изданий и авторов).

6 Актуальные аспекты современных социологических исследований в области СМИ за рубежом.

7 Маркетинговая стратегия СМИ и социологические исследования (на примере конкретных изданий).

8 В поисках своего лица: контент-аналитические исследования изданий разного типа.

9 Образ современной молодежи на страницах изданий различного типа.

10 Темы экономики (политики, национальных отношений и т.д.) на страницах изданий различного типа.

11 СМИ и выборы (контент-анализ изданий).

12 Жанр репортажа (очерка, интервью и пр.) на современном этапе (контент-аналитические исследования).

Проф. Боянович В.Н.

История отечественной журналистики (XX век)

1 Г.В. Плеханов - основоположник русской социалистической печати. Непериодический сборник «Социал-демократ».

2 Жанровое своеобразие материалов «Искры» (1900-1903 гг.).

3 Политическая карикатура в «Искре».

4 Отдел «Русская печать» в первой большевистской легальной газете «Новая жизнь» (1905-1907 гг.).

5 Большевистские публицисты эпохи первой русской революции - В. Воровский, А. Луначарский, М. Ольминский, П. Лепешинский, И. Скворцов-Степанов, С. Шаумян и др. (по выбору).

6 «Правда» перед Октябрем 1917 года. Публицистика В.И. Ленина.

7 «Новая жизнь» (1917 г.). Публицистический цикл А.М. Горького «Несвоевременные мысли».

8 Тематическое и жанровое многообразие публицистики С.М. Кирова. «Терек». Владикавказ. 1909-1918 гг.

9 А.С. Серафимович - корреспондент «Русских ведомостей». Галицийский фронт. 1915-1916 гг.

10 Очерки и рассказы С.А. Серафимовича в годы Великой Отечественной войны.

11 М.С. Шагинян в Великую Отечественную войну. Очерки о героическом труде в тылу.

12 Корреспондентская деятельность И. Эренбурга в «Красной звезде» (1941-1945 гг.).

13 К. Симонов - военный корреспондент. Сталинградский фронт.

14 Публицистика Ярослава Галана. Разоблачение фашизма и украинского национализма в годы войны.

15 Фронтовые очерки М. Шолохова. Художественные приемы.

16 Очерки А. Фадеева военных лет.

17 Идейно-тематическая направленность военной публицистики М.И. Калинина.

18 Николай Тихонов о военном Ленинграде. Статьи, очерки, корреспонденции.

19 Тема войны в творчестве Владимира Моложавенко - писателя и журналиста Дона.

20 Многопроблемность военной публицистики А.Н. Толстого.

21 Донская печать в период складывающихся рыночных отношений («Молот», «Наше время», «Вечерний Ростов»).

22 «Новая городская газета». Становление и развитие.

23 «Крестьянин». Становление и развитие. Типологическая характеристика.

24 «Наше время» - газета Ростовской области.

25 «Деловой вторник» Павла Вощанова. Содержательная сторона еженедельных политических выпусков.

26 Жанровая палитра газеты «Молот».

Преп. Капитан Т.Ф.

История печати Дона и Северного Кавказа

1 Формирование системы региональной журналистики в конце XIX - начале XX вв.

2 Монархические издания Дона, Кубани, Ставрополья, Терека. Типологическая характеристика.

3 Типологическая характеристика официальных «Ведомостей» («Донские областные ведомости», «Ставропольские губернские ведомости» и др.).

4 Черносотенные издания региона (газета типа «Стяг»).

5 Издания октябристов («Союз», «Подъём» и др.).

6 Казачьи монархические издания («Голос Дона», «Донской край», «Казачья неделя»).

7 Типологическая характеристика кадетских изданий региона.

8 Региональная газета «Приазовский край» как тип издания (1891-1920 гг.).

9 Типологическая характеристика областной газеты «Донская речь» (1887-1905 гг.).

10 Газета «Северный Кавказ» (г. Ставрополь) в годы Первой русской революции.

11Типологическая характеристика газет «Казбек» и «Терек» (г. Владикавказ).

12 Типология городских газет «Южный телеграф» (г. Ростов-на-Дону) и «Таганрогский вестник».

13 Социал-демократическая ориентация газет «Вечерний листок» и «Донская молва» (г. Новочеркасск).

14 Содержательно-типологическая характеристика газет «Ростовский вестник» и «Надежда».

15 Деятельность издательства «Ир» и «Ирон газет» в Осетии.

16 Большевистские газеты «Наше знамя» и «Прикубанская правда».

17 Деятельность издательства Н. Парамонова «Донская речь».

18 Система журнальной периодики региона.

19 Специальные журналы в системе печати региона.

20 Сатирико-юмористические журналы региона.

21 Театральные и кинематографические журналы региона.

22 Содержательно-типологическая характеристика «белой» прессы («Большой Дон», «Донская волна» и др.).

23 Публицистика К. Хетагурова, Я. Абрамова, А. Серафимовича, К. Тренёва, А. Свирского и др. в изданиях региона.

24 Современная журналистика региона (анализ современных изданий разных типов).

25 Система газет города Ростова-на-Дону.

26 Система районных газет Ростовской области.

27 Основные рубрики в современной газете.

28 Современная еженедельная газета Ростова.

29 Классификация газет по интересам.

30 Особенности газетных заголовков современной российской прессы.

31 Функции и задачи приложения к газете (на примере конкретного издания).

32 Особенности функционирования районной газеты на современном этапе.

33 История создания районной газеты (на конкретном примере).

34 Заголовочные комплексы в газетах «Вечерний Ростов» и «Молот» (сравнительная характеристика).

35 Региональные вкладыши центральных газет, их особенности.

36 «Газета в газете» как форма привлечения читательской аудитории.

37 Областная газета, ее особенности (на примере конкретных изданий).

38 Особенности работы журналиста местной газеты.

39 Таблоидные издания, их особенности.

40 «Желтые» издания, их особенности.

41 Качественные издания Ростова (области).

42 Бульварная пресса: история и типология.

43 Становление бульварной прессы в новейшей истории российской журналистики.

Преп. Носова Ю.А.

Молодежная и студенческая пресса

1 Система студенческой прессы России на современном этапе.

2 Журнал «Студенческий меридиан»: трансформация типа издания.

3 Студенческая пресса советского периода: историко-типологический аспект.

4 Региональная пресса для студентов (на примере Ростовской области или другого региона).

5 Региональная молодежная печать: история и современное состояние. Электронные студенческие порталы российского Интернета: трансформация от газеты к информационному порталу.

6 Сетевые молодежные издания России.

7 Зарубежная студенческая пресса на современном этапе (на материале журналистики стран Европы и США).

8 Федеральные студенческие журналы Германии: особенности типа издания.

9 История молодежной прессы Германии.

10 Система молодежной печати Германии на современном этапе.

11 Зарубежные сетевые молодежные издания (на примере стран Европы и США).

Доц. Виниченко В.М.

История зарубежной журналистики

1 Развитие устных и письменных коммуникаций в Греции и Древнем Риме.

2 Взгляды античных философов (Платон, Аристотель, Цицерон) на роль коммуникаций в обществе.

3 Роль и значение риторики в античном обществе.

4 Пражурналистские явления в древнем Китае.

5 Рукописные книги Античности и Средневековья: социальная роль и особенности изготовления.

6 Рукописные издания Средневековья как предшественники первых печатных газет.

7 Печатный станок Иоганна Гуттенберга и его значение для развития массовых коммуникаций.

8 Публицистика европейской Реформации.

9 Зарождение периодической печати в европейских странах (на примере одной из стран по выбору).

10 Причины и последствия возникновения цензуры в Западной Европе.

11 Влияние Английской буржуазной революции на развитие английской печати (1640-1660 гг.).

12 Проблема свободы печати в трудах ведущих публицистов Английской буржуазной революции.

13 Развитие английской печати в период между буржуазной революцией 1640 и «Славной революцией» 1688 гг.

14 Значение трудов европейских философов-материалистов (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) для формирования авторитарной и либертарианской теорий печати.

15 Особенности формирования французской системы печати в XVII-XVIII вв.

16 Проблема свободы печати в трудах европейских просветителей.

17 Антиклерикальная публицистика Вольтера.

18 Формирование европейской системы журнальной периодики в XVII-XVIII вв.

19 Журналистская и издательская деятельность К.Демулена (Марата, Робеспьера, Эбера – по выбору).

20 Значение журналов Аддисона и Стиля для развития английской и европейской периодики (англ. яз.).

21 Пресса как орудие политической борьбы в Великобритании XVIII в.

22 Проблема свободы печати в трудах выдающихся американских просветителей.

23 Бенджамин Франклин – журналист и издатель.

24 Американская печать в колониальный период и во время борьбы за независимость.

25 Публицистика Т. Джефферсона.

26 Первая поправка к американской конституции и проблема свободы печати в первые годы существования Соединенных Штатов.

27 Особенности ранней американской публицистики (на примере серии политических эссе А. Гамильтона, Д. Мэдисона и Д. Джея «Федералист»)

28 Становление лондонской «Таймс» в качестве наиболее влиятельной британской газеты XIX века.

29 Значение научно-технической революции для развития периодической печати в XIX в.

30 Социально-экономические и технологические предпосылки возникновения «пенни-пресс».

31 Вклад Э. де Жирардена в развитие массовой прессы во Франции.

32 Возникновение мировых информационных агентств и их значение для развития периодической печати в XIX в.

33 Журналистская деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса, формирование марксистской концепции журналистики.

34 Роль и знамение немецкой печати в политике О. Бисмарка.

35 Развитие рекламной деятельности в XIX веке и появление первых рекламных агентств.

36 Типологическое развитие журнальной периодики в XIX в.

37 Роль Д. Пулитцера и У. Херста в возникновении «желтой прессы».

38 Особенности развития английской (американской, французской, немецкой) прессы в ХIХ веке.

39 Зарождение процессов концентрации и монополизации прессы на рубеже XIX-ХХ веков.

40 Американские массовые журналы и движение «маккрейкеров».

41 Возникновение PR как сферы деятельности и ее взаимоотношения с журналистикой.

42 Социально-экономические и политические предпосылки возникновения качественной прессы.

43 Проблемы этического регулирования журналистики в первой половине ХХ века.

44 Теория стереотипов Уолтера Липпмана (англ. яз.).

45 Типологическое развитие журнальной периодики в первой половине ХХ в.

46 Технологические и социально-экономические предпосылки становления радиовещания в качестве СМИ.

47 Радиовещание США как пример коммерческой модели вещания.

48 Британская радиокомпания ВВС как пример общественной модели вещания.

49 Возникновение и развитие периодической печати в колониальных странах Азии (Африки, Латинской Америки).

50 Проблемы пропаганды и СМИ в работах европейских философов и социологов XIX-ХХ вв.

С/к «Современная американская журналистика (1945-2000-е гг.)»

1 Становление американского телевидения в качестве общенационального средства массовой информации (1948-1960 гг.).

2 Развитие американского телевидения в 60-70-е гг. (80-90-е гг.).

3 Становление кабельного телевидения в США (на примере телекомпании «Си-Эн-Эн»).

4 Вклад Эдварда Мурроу (Уолтера Кронкайта, Дэна Разера, Барбары Уолтерс - по выбору) в развитие американского телевидения.

5 Развитие американского радиовещания в послевоенный период (1945-1990-е гг.).

6 Информационные агентства США и их место в системе национальной и мировой журналистики.

7 Американское законодательство о средствах массовой информации.

8 «Уотергейт» («Дело о бумагах Пентагона», Дело «Нью-Йорк таймс» против Салливана») и его значение для развития американской журналистики.

9 Освещение СМИ США президентских избирательных кампаний.

10 Эволюция типологической системы американской печати в послевоенный период (1945-1990-е гг.).

11 Особенности развития американских газетных корпораций в послевоенный период (на примере одной из них).

12 Тип массового (качественного) журнала в американской журналистике (на примере одного из них по выбору).

13 Становление газеты «Уолл-стрит джорнэл» («Нью-Йорк таймс», «Вашингтон пост», «Ю-Эс-Эй тудей» - по выбору) как общенационального издания.

14 Американская газета «Уолл-стрит джорнэл» («Ю-Эс-Эй тудей», «Интернэшнл геральд трибюн» - по выбору) как тип глобального издания.

15 Олвин Тоффлер и его теория «третьей волны».

16 Новейшие технологии в американских СМИ.

17 Методы «computer-assisted reporting» в современной журналистике.

18 Интернет и его влияние на развитие современной американской журналистики.

19 Электронная газета как тип издания (на примере одной из них).

Доц. Аполлонова Л.П.

Психология журналистики

1 Социальная установка. Ее роль в восприятии журналистского материала.

2 Использование ярлыков и стереотипов в журналистике.

3 Барьеры в восприятии социальной информации.

4 Формы и методы внушающего воздействия СМИ.

5 Формы и методы убеждающего воздействия СМИ.

6 Использование эффекта ореола и харизмы в пропагандистском воздействии.

7 Эффект бумеранга в журналистской деятельности.

8 Роль лексической характеристики объекта во внушающем воздействии.

9 Проблема понимания журналистского текста. (Экспериментальное исследование).

10 Проблема понятности терминов и иноязычных слов в СМИ. (Экспериментальное исследование).

11 Внимание и пути его привлечения к журналистским материалам.

12 Двусторонность и односторонность аргументации в убеждающем воздействии.

13 Невербальные средства в журналистике. Их роль и значение.

14 Типы аргументов. Их использование в журналистике.

15 Использование в СМИ косвенного внушения.

16 Использование биографического метода в журналистике.

17 Общественное мнение и журналистика.

18 Журналистика как вид делового общения. Психологические приемы установления контактов.

19 Полемика в современной прессе.

20 Использование в СМИ слухов как средства внушения.

21 СМИ и выборы. Методы и приемы ведения выборной кампании. (На примере одной-двух кампаний в прессе или на ТВ).

22 Психологический портрет телеведущего.

23 Интерактивное телевидение. Психологические аспекты общения со зрителем.

24 Политические мифологемы в СМИ.

25 Психологические приемы в рекламной деятельности.

26 Компроматы как форма манипулирования сознанием в российских СМИ.

27 Взаимодействие журналистики и общественной психологии. История. Теория.

28 Психологические особенности личности журналиста.

29 Социально-психологические особенности различных групп аудитории. Методы их изучения.

30 Социальное настроение. Теория и практика, отражение в СМИ.

31 Портрет современного руководителя /по материалам СМИ/.

32 Типология конфликтов, освещаемых в СМИ.

33 Социальная напряженность в обществе. Теория. Практика. Освещение в СМИ.

34 Социализация личности. Теория, практика, отражение в СМИ.

35 Метод эксперимента в журналистике.

36 Социально-психологические особенности молодежного сознания. Их учет в практике СМИ.

37 Эмоциональный фактор во внушающем воздействии СМИ.

38 СМИ и формирование потребностей личности.

39 СМИ и формирование новых традиций.

40 Нейролингвистическое программирование и журналистика.

41 Понятие и специфика социально-психологического механизма коммуникации.

42 Эффект края в журналистском произведении.

43 Использование приема «ссылка на авторитеты» во внушающем воздействии.

44 Институт семьи на современном этапе. Освещение в прессе.

45 Психологические особенности руководства журналистским коллективом.

46 Молодежная субкультура в зеркале российских СМИ.

47 Проблема взаимоотношений в журналистском коллективе (по материалам социологического исследования).

Доц. Гордеева М.М.

Профессиональная этика журналиста

1 Институт профессионально-этического саморегулирования СМИ. Проблемы становления (российский опыт).

2 Профессиональная свобода журналиста и вопросы самоограничения.

3 Освещение темы журналистской этики в профессиональных изданиях.

4 Журналист и аудитория. Проблемы взаимоотношений.

5 Социальная ответственность журналиста.

6 Журналист и его герой: условия общения, границы вмешательства в частную жизнь, проблемы беллетризации материала и т.п.

7 Журналист и источник информации.

8 Журналист и его коллеги. Этика отношений. /По материалам СМИ/.

9 Этика телевизионного ведущего. (Разбор программ конкретных личностей).

10 Этические нормы использования информации в журналистике.

11 Методы сбора информации (нравственный аспект).

12 Особенности использования метода включенного наблюдения («журналист меняет профессию»).

13 Власть как объект интолерантного отношения СМИ.

14 Освещение выборных кампаний в СМИ (морально-этический аспект).

15 Факт и мнение. (По материалам СМИ).

16 Этическая позиция журналиста. (Разбор творчества одного из ведущих российских журналистов).

17 Нравственные принципы телевизионной журналистики.

18 Общение в эфире: соблюдение этики плюрализма и обмена мнениями.

19 Судебная или расследовательская журналистика. Профессионально-этические ценности и стандарты.

20 Этические кодексы отдельных СМИ.

21 Роль СМИ в формировании морального идеала в российском обществе.

22 Российские СМИ и проблемы толерантности (этнической, культурной, конфессиональной и т.д.).

23 Проблема использования в российских СМИ двойных стандартов в отражении действительности и ее оценках.

24 Освещение в СМИ чрезвычайных ситуаций (аварии, катастрофы, стихийные бедствия и др.).

25 Освещение в СМИ гражданских беспорядков, террористических актов, преступлений, этнических конфликтов, военных действий и др.

26 Этика газетного заголовка.

27 Журналист и сенсация (моральный аспект).

28 Журналистика и реклама.

29 Этика «работы над ошибками».

30 Журналистские шутки и розыгрыши – пределы дозволенного.

31 Техника безопасности журналиста (профессионально-этический самоаудит).

32 Этика рекламы (ПР, интернета).

С/к «Европейские связи русской журналистики XIX в.»

1 Зарубежная тематика в «Журнале Министерства народного просвещения».

2 Элим Мещерский – проводник русской культуры во Франции.

3 Посредники между русской и итальянской культурами (Фирсов и Степняк-Кравчинский).

4 Европа в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина.

5 Образ Гарибальди в русской журналистике XIX в.

6 Англия и англичане глазами русских (Франция, Германия, США, Испания) (по страницам прессы XIX в.).

7 Контактные связи европейской журналистики XIX в.

8 Газеты на иностранных языках в России.

9 Журнал де Губернатиса «Европейское обозрение» (Италия) и его связь с «Вестником Европы».

10 «Русский гарибальдиец» Лев Ильич Мечников и его журналистская деятельность.

11 Николай Иванович Тургенев в Западной Европе.

12 Зарубежная тематика в журнале «Современник» («Отечественные записки»).

13 Журнал «Дело» («Искра») и его европейские связи.

14 Эссе (фельетон) в русской и европейской журналистике.

15 Константин Лукич Кустодиев и его «Письма об Испании».

16 Энциклопедический журнал в России и на Западе.

17 Типологические связи русской и европейской журналистики в области жанровой структуры.

18 Яков Толстой – зарубежный корреспондент «Журнала Министерства народного просвещения».

19 Французская пресса в описании В. Строева («Париж в 1838 и 1839 годах»).

20 Автобиографическое повествование в русской и западноевропейской литературе (Герцен, Руссо, Гете).

21 Гете (Гейне) в русской прессе.

22 С. Полторацкий и его деятельность в качестве зарубежного корреспондента.

23 Н. Сазонов – пропагандист русской культуры на Западе.

24 Заграничные письма П.В. Анненкова в русской прессе.

25 «Письма об Испании» В.П. Боткина.

26 Зарубежные связи донской журналистики (или, например, французская, немецкая или др. тема в какой-либо газете).

Ст. преп. Дубовер Н.Д.

Литературно-художественная критика

1 Природа литературно-художественной критики. Критика как самостоятельный вид общественно-политической и творческой деятельности.

2 Влияние психологических особенностей личности критика на его восприятие и оценку произведений литературы и искусства.

3 Аргументация в литературно-художественной критике в аспекте Э. Берна.

4 Особенности писательской литературной критики (персональное исследование по выбору студента).

5 Рекламная функция литературно-художественной критики.

6 Литературно-художественная критика в интернете.

7 Творческая мастерская критика-мастера (по выбору студента).

8 Рецензия. Жанровая эволюция (конец XIX - начало XX в.).

9 Субъективность и субъективизм в литературно-художественной критике.

10 Влияние типа издания на особенности литературно-художественной критики (сравнительная характеристика литературно-критических публикаций в «толстом» журнале и молодежной газете).

11 Эволюция понятия «объект литературно-художественной критики» (историко-теоретический аспект).

12 «Творческий портрет» (в литературно-театральной кинокритике).

13 Актуальные проблемы литературно-художественной критики конца XX в; полемика на страницах журналов «Театр», «Театральная жизнь», «Вопросы литературы», «Литературное обозрение», «Искусство кино».

14 Статья, очерк и творческий портрет, обозрение в литературно-художественной критике и в публицистике.

15 Анонс как жанр литературно-художественной критики.

16 Своеобразие литературно-художественной критики на радио и ТВ.

17 Местная литературно-художественная критика (радиопрограмма «Зеленая лампа», телепередача «Провинциальный салон», отдел критики журнала «Дон»).

18 Популярность литературно-художественной критики в современных СМИ.


Приложение В

Образец оформления титульного листа курсовой (дипломной) работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет филологии и журналистики

Кафедра истории журналистики

КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И. ЭРЕНБУРГА

В «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЕ» (1941-1945 гг.)

Курсовая работа (Дипломная работа) студентки 3 курса очной

формы обучения Н.П. Ивановой

Научный руководитель:

профессор, к.ф.н. Боянович В.Н.

Рецензент: (указывается только на

титульном листе дипломной рабты)

Ростов-на-Дону

2007


Приложение Г

Образец оформления титульного листа бакалаврской работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет филологии и журналистики

Кафедра истории журналистики

ПРЕССА

КАК ОРУДИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ XVIII в.

Выпускная квалификационная работа

студента 4 курса очной формы

обучения Е. Г. Милюкова

Научный руководитель:

доцент, к.ф.н. Виниченко В. М.

Ростов-на-Дону

2007


Приложение Д

Образец оформления титульного листа магистерской диссертации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет филологии и журналистики

Кафедра истории журналистики

ПОЛЕМИКА О ГЛАСНОСТИ В РУССКОЙ ПРЕССЕ 1860-х гг.

Магистерская диссертация

студентки 2 курса магистратуры

А. В. Лучковой

Научный руководитель:

профессор, д.ф.н. Станько А. И.

Рецензент:

доцент, к.ф.н. Фурдей О. Н.

Ростов-на-Дону

2007

Приложение Е

Образец оформления Содержания

(Тема дипломной работы

«Надрегиональная газета «Ди Вельт» (Германия):

история, типология»)

CОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Основные этапы развития газеты «Ди Вельт» 10

1.1 «Ди Вельт» – ведущее издание медиаконцерна

Акселя Шпрингера 10

1.2 Место «Ди Вельт» в системе печати Германии 18

1.3 Трансформация издания в условиях кризиса

медиабизнеса начала XXI века 26

2 «Ди Вельт» как тип массово-качественной

надрегиональной газеты 34

2.1 Типоформирующие признаки издания 34

2.2 Особенности внутренней структуры, авторского

состава и оформления «Ди Вельт» 41

Заключение 50

Список использованных источников 56

Приложение 60

Приложение Ж

Возможные способы введения библиографических ссылок в текст

Вид библиографической ссылки

Стандартный оборот речи (маркер)

1. Ссылки, содержащие определение понятия, трактовку термина

В соответствии с определением, приведенным в [6, с.64], под … будем понимать…

В словаре …[12] термин «…» определяется как…

Понятие… в современной культурологии трактуется как … [18, с.22-27]

2. Нейтральные ссылки, ссылки-упоминания

Проблеме … посвящены работы [17-21]

Опыт … описан в публикациях [4-12]

Метод … нашел отражение в работах [3, с.56-78; 14, с. 21-34]

3. Ссылки сопоставления:

3.1. Нейтральные ссылки с элементами классификации

Проблеме … уделялось серьезное внимание в публикациях как теоретического [12-21], так и экспериментального характера [22-27]

Известны исследования по … как отечественных [16-23], так и зарубежных ученых [44-56]

Методика … привлекла интерес как педагогов [3-8], так и теоретиков культуры [8-12], вызвала дискуссию в среде практических работников [12-22]

3.2. Ссылки, отражающие сходство взглядов

Как в публикациях [4-8], так и в работах [9-11] предлагается…

В соответствии с концепцией …, предложенной в монографии [33], в статье [21] используется способ …

Аналогичный прием был применен в [4]

3.3. Ссылки, отражающие различия взглядов

Противоположная точка зрения высказана в работе Г.Т. Гриднева [34]

Иной способ решения проблемы … предложен в работах С.Д. Орлова [14-19]

В отличие от работы [9], трактующей …, в исследовании [23] предлагается …

4. Ссылки-опровержения, отражающие точку зрения автора

Вряд ли можно согласиться с тезисом Г.Н.Маркова о том, что «…» [45, с.66]

Утверждение авторов статьи [16] о том, что …, является весьма спорным.

Предложенный в монографии [54] способ решения проблемы … страдает рядом недостатков …

5. Ссылки-соглашения, одобрения, отражающие точку зрения автора

С нашей точки зрения, наиболее плодотворный подход предложен в работах [34-37]

Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях [54-56]…


Приложение И

Образец библиографического описания документа
Книга под фамилией автора

Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет не более трех авторов.

1 автор

Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. для вузов / Е.П. Прохоров.– М.: Аспект Пресс, Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 368 с.

Горчева, А.Ю. Политический менеджмент: исторический опыт России: учеб. пособие / А.Ю. Горчева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.– 138 с.

2 автора

Гоуайзер, Ш. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения: монография / Шелдон Гоуайзер, Эванс Уитт. – М.: Вагриус, 1997. – 208 с.

3 автора

Матвеева, Л.В. Психология телевизионной коммуникации: учеб. пособие для вузов / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 316 с.

Книга под заглавием

Описание книги дается под заглавием, если книга написана четырьмя и более авторами. Под заглавием описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п.

История мировой журналистики: монография / Беспалова А. Г. [и др.]. – Ростов н/Д., 2000. – 344 с.

Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: Материалы научно-практической конференции. Москва, 31 января – 4 февраля 2006 г. – М., 2006. – 599 с.

Примечание

Набор элементов библиографического описания может быть расширенным и сокращенным. В сокращенном варианте, рекомендуемом для курсовых работ, допускается не указывать издательство .

Статья из книги, сборника

Асмолов, А. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача / А. Асмолов // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения: сб. статей. – М., 2002. – С.16-21.

Статья из газеты, журнала

Митрофанов, С. Человек эпохи СМИ / С. Митрофанов // Среда. – 1996. – №3. – С. 31.

Руденко, И.А. Детская пресса / И. А. Руденко // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 1994. – № 3. – С. 18-23.

Бабаева, Л.В поисках утраченного героя / Л. Бабаева, Г. Лапина // Московские новости. – 1994.– 16-23 янв. – С. 9.

Примечание

В аналитческом описании статьи из газеты страница указывается в том случае, если газета имеет более 8 страниц.

Авторефераты диссертаций

Азарная, М.А. Педагогическая пресса в России во второй половине XIX в.: генезис, предметно-тематические и структурно-функциональные особенности: автореф. дис… канд. филол. наук / М.А. Азарная. – Ростов н/Д.: РГУ, 2006. – 20 с.

Диссертации

Гордеева, М.М. Русско-французские связи в журналистике первой половины XIX в.: дис. … канд. филол. наук: 10.01.10: защищена 26.05.95: утв. 15.09.95 / Гордеева Марина Михайловна. – Ростов н/Д., 1995. – 232 с.

Архивные материалы

Информация Госиздата Совнаркому Украины о распространении книги на местах. 9 авг. 1923 г. – Центр. гос. арх. Окт. Революции УССР, ф. Р-2, д. 921, л. 25-26.

Ресурсы удаленного доступа

Делахей, Майкл. Советы тележурналисту. – Режим доступа: http://www.v-montaj.narod.ru

Законодательные материалы, нормативные акты

Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2001.– 32 с.

О государственном языке Российской Федерации: федер. закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ //Рос. газета. – 7 июня. – С. 10.

Примечание

При указании места издания сокращенно пишутся названия городов Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ленинград (Л.), Нижний Новгород (Н. Новгород), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д.).