Главная              Рефераты - Разное

по Информационным технологиям в науке и образовании - реферат

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социологии СФУ ______________________________________________

институт

РЕФЕРАТ

по Информационным технологиям в науке и образовании

__________________________________________________

наименование дисциплины

Использование технологий дистанционного обучения в высшем образовании (на примере Балтийского Университета)

___________________________________________________

тема

Преподаватель __________ Смолянинова О.Г.

подпись, дата инициалы, фамилия

Слушатель____________ __________ Дмитриева О.Ю.

номер группы подпись, дата инициалы, фамилия

Красноярск 2012

Оглавление

1. Введение.

2. Понятие и содержание дистанционного обучения, его сходство и отличие от заочного обучения.

3. Технологические средства дистанционного обучения.

4. Дистанционное обучение в Балтийском Университете.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение

Интеграция национальных образовательных систем, создание единого мирового образовательного пространства является насущной необходимостью развития мирового сообщества. Дистанционное обучение способствует решению этих задач.

Дистанционное обучение, зародившись в конце 20-го столетия является одной из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу. В Европе и Северной Америке создаются консорциумы ведущих университетов, представляющих широкий спектр дистанционных образовательных услуг. Так, ассоциация ДО в США объединяет в своем составе пять тысяч учебных заведений [3].

В России и многих других странах дистанционные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин - в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий [20,1]. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в образовании.

2. Понятие и содержание дистанционного обучения, его сходство и отличие от заочного обучения.

Так что такое «дистанционное обучение»? И в чем отличие дистанционного обучения от уже привычного нам заочного обучения?

Мы нашли несколько определений ДО и наш взгляд все они имеют право на существование т.к. содержат идеи, не противоречащие друг другу:

Дистанционное обучение - новая организация учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и/или во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Дистанционное обучение - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: спутниковой связи, компьютерных телекоммуникаций, национального и кабельного телевидения, мультимедиа, обучающих систем и др.

Дистанционное обучение - способ обучения, обеспечивающий взаимодействие обучающего и обучаемого на расстоянии, опосредованное средствами обучения и каналами их доставки и обеспечивающее реализацию присущих учебному процессу элементов — целей, содержания, методов и форм

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории [3].

Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.

Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.

Дистанционное обучение при необходимости может включать посещение обучаемыми учебного заведения, а также сочетаться с традиционными формами обучения.

Развивающее дистанционное обучение интегрирует все существующие методы обучения и придает им качественно новый уровень.

По определению Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию, под ДО понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Другими словами, ДО - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и полностью отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, однако они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Одной из характерных черт этого вида обучения является его гибкость. Учащиеся в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для них время в удобном месте и в удобном темпе, что является большим преимуществом для тех, кто не может или не хочет изменять привычный уклад жизни. Целью обучения является прежде всего приобретение обучающимися определенных знаний и умений. Все нормально развитые люди могут достичь одних и тех же результатов в приобретении знаний, только одним для этого потребуется меньше времени, а другим больше. Дистанционное обучение ориентировано именно на достижение определенного результата [45,2].

Заочное обучение является прообразом дистанционного обучения. Гораздо проще реализовывать концепцию дистанционного обучения в тех учебных заведениях, которые имеют опыт заочного обучения. Однако необходимо четко представлять принципиальные отличия сложившихся стандартов заочного обучения и новых идей дистанционного обучения.

 Заочное обучение предполагает получение какой-либо конкретной специальности по вполне определенному учебному плану. Дистанционное обучение более демократично. Учащийся может выбрать какой-либо один курс или систему курсов, не связывая это с получением какой-либо конкретной специальности.

 При заочном обучении обычно планируются очные занятия, когда учащиеся собираются вместе для прослушивания обзорных лекций, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. При дистанционном обучении такие сессии обычно не планируются.

 Заочное обучение ориентировалось на печатные материалы, пересылаемые по обычной почте. Дистанционное обучение в своей основе предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий.

3. Технологические средства дистанционного обучения.

 Печатные материалы. По прежнему остаются одним из источников учебной информации. Но технология их представления учащимся может варьироваться:

- на бумаге;

- в виде компьютерных файлов оригинал-макетов учебных пособий на дискетах или CD ROM;

- в виде компьютерных файлов оригинал-макетов учебных пособий, пересылаемых по электронной почте;

- в виде компьютерных файлов оригинал-макетов учебных пособий, размещаемых на ftp-серверах Интернет/интранет.

 Видео- и аудиокассеты. На них обычно записывают установочные и обзорные лекции по курсу.

 Компьютерные технологии обучения. Мультимедийные компьютерные пособия постепенно вытесняют печатные материалы, видео- и аудиокассеты. Они позволяют организовать эффективную самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Иногда их называют компьютерными обучающими программами или автоматизированными обучающими системами. Основу учебного материала в этих пособиях обычно составляет гипертекст. От обычного текста он отличается четкой структурой, возможностью практически мгновенного доступа к любой части учебного материала. Гипертекст может содержать ссылки (специальным образом помеченные слова) на различные объекты. Объектами могут быть:

- какой-либо текст;

- графическая иллюстрация;

- анимация;

- аудиофрагмент;

- видеофрагмент;

- какая-либо программа.

Важнейшая часть компьютерного пособия - блок вопросов и/или упражнений для осмысления и закрепления теоретического материала, развития практических умений и навыков.

В состав компьютерных пособий могут входить тесты для промежуточного или итогового контроля знаний, пакеты прикладных программ для автоматизации расчетов и т.п.

Компьютерные пособия могут передаваться учащимся на дискетах, CD ROM, с помощью электронной почты, либо размещаться на ftp-серверах Интернет/интранет.

Подготовка и эксплуатация компьютерных учебных пособий требует в отличие от других учебных материалов, где используются стандартные технические и программные средства, специальных инструментальных педагогических программных средств.

 Технологии Интернет/интранет[1] . Среди них выделим:

World Wide Web ("Всемирная паутина") - система организации информации в Интернет, основанная на гипертексте. Эта технология позволяет размещать в Интернет/интранет гипертекстовые учебные пособия, тесты для контроля в том числе и с элементами мультимедиа, и обеспечивает интерактивный доступ к учебному материалу непосредственно в компьютерной сети;

FTP (File Transfer Protocol) - протокол передачи файлов. Эта стандартная сетевая служба, обеспечивающая передачу файлов от одного компьютера к другому. Позволяет учащимся забирать с компьютера учебного заведения на свой персональный компьютер любые файлы (учебные пособия, прикладные программы, компьютерные учебники, компьютерные тесты и т.п.);

E-mail - электронная почта. В ДО используется для асинхронных во времени консультаций учащихся с преподавателями, пересылки различных файлов. Сервис E.mail позволяет организовывать асинхронные во времени телеконференции, в которых каждый ее участник может высказывать свое собственное мнение по обсуждаемой теме, задавать вопросы, прочитывать сообщения других участников. Телеконференции могут управляться преподавателем (модерируемые телеконференции). В этом случае преподаватель выполняет роль "фильтра", задерживающего или пропускающего (а также комментирующего) высказывания участников в общей дискуссии.

Синхронные по времени, онлайновые телеконференции. Позволяют проводить консультации учащихся с преподавателем, групповые дискуссии синхронно по времени. Например, с помощью программ Chat, Netmeeting. Требуют высоких скоростей каналов Интернет/интранет, не всегда удобны из-за необходимости согласовывать единое время для всех участников.

Особое место занимают видеоконференции в компьютерных сетях. Они создают чрезвычайно важный психологически эффект совместной учебной деятельности, но требуют специального оборудования и высоких скоростей для передачи аудио- и видеоинформации. Дело в том, что слитная речь требует передачи больших объемов информации, несоизмеримо больше, чем передача просто текстовых сообщений. А движущееся видео требует еще больших скоростей передачи данных, чем аудио. Поэтому нередко во время видеоконференций ее участники передают друг другу свои неподвижные изображения ("фотографии") и обмениваются далее лишь аудиоинформацией.

4. Дистанционное обучение в Балтийском Университете.

На сегодняшний день выделяют две концепции организации системы Дистанционного Образования: североамериканскую и европейскую [3].

Дистанционное обучение в США

В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций.

В 1984 году эти программы привели к образованию Национального Технологического Университета (National Technological University, NTU). В начале 90-х годов более 1000 студентов при активном участии коммерческих корпораций-работодателей изучали программы NTU на инженерную степень дистанционным методом. Многие из получивших степень магистра NTU отметили, что не смогли бы этого сделать каким-либо другим способом. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета.

Oтличительной особенностью североамериканской концепции организации ДО можно считать использование в процессе обучения новейших технических средств.

Дистанционное обучение в Европе

В Европе дистанционное образование в основном развивается "открытыми" университетами, которые финансируются правительством. Первоначально европейская организация ДО, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на советскую систему заочного образования. Разница заключалась в том, что обучение организовывалось максимально близко к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий; соответственно, не требовалось длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на "тьюторов" (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов была организована с использованием телевидения и радио.

В целом ДО в Европе получило интенсивное развитие в начале 70-х годов и связано с созданием ряда Открытых университетов (университетов ДО). В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием методов ДО. Лидирующей европейской организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета.

Рассмотрим использование технологий ДО в Балтийском Университета (THE BALTIC UNIVERSITY) [3]

Балтийский Университет(THE BALTIC UNIVERSITY) создан в Швеции, он объединяет усилия более чем пятидесяти университетов Балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения (СТВ), студенты и научные работники 10 стран имеют возможность осуществлять научные и образовательные контакты по тематике, представляющей общий интерес. В 1991-1992 годах такой тематикой была проблема охраны окружающей среды Балтийского региона(The Baltic Sea Environment), а в 1993-1994 годах - проблемы развития народов Балтийского региона (Peoples of the Baltic).

В Балтийском Университете, используют систему ДО, не прибегающую к принципу обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске (так называемые телевизионные курсы). Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи данных на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются (в том числе с использованием компьютерных сетей) непосредственно в учебные заведения, где применяются при проведении учебных занятий.

Наряду с программами, рассчитанными на массовую аудиторию, широкое распространение получили адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса, сдав экзамены, получить соответствующий диплом, сертификат и т п.

Поскольку способности определяются мерой усвоения обучающимся количества информации за единицу времени, подобная индивидуализация обучения по времени позволяет прийти к такому положению, когда все обучающиеся будут добиваться примерно одинаковых успехов, приобретать примерно одинаковые знания и умения, но за разное время. При этом будет гарантирован уровень подготовки, необходимый для изучения последующего материала [57,2].

Дистанционное обучение базируется прежде всего на самостоятельной работе учащегося, что требует от него высокой организованности. Для поступления студенту формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для усвоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. В основу программ дистанционного образования кладется модульный принцип. Весь курс обучения состоит из отдельных независимых курсов (модулей), формирующих учебную программу. Это позволяет проводить эффективное тестирование обучающегося на каждом этапе обучения, а также подбирать индивидуальную программу для каждого студента.

Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:

- печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий);

- электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники, электронные библиотеки с удаленным доступом);

- аудио- и видеопродукции; телевизионных передач.

5. Заключение

Развитие принципиально нового направления в образовании не может не сталкиваться с некоторыми проблемами. Необходимо помнить о том, что обучение должно быть в любом случае эффективным, будь то очное, заочное или дистанционное обучение. Обучение должно приносить не только "корочки", но и знания. Можно выделить следующие проблемы, с которыми придется столкнуться при выборе дистанционного обучения:

1. Проблема эквивалентности курсов и признания уровней дистанционного образования классическими университетами.

2. Проблема взаимного признания дипломов, сертификатов, программ обучения. Особенно остро эта проблема стоит при экспорте (импорте) образования.

3. Языковая проблема при экспорте (импорте) образования. Нужно понимать, что, выбрав учебное заведение одной из западных стран, придется обучаться на языке этой страны или на английском. Незнание языка автоматически закроет вам путь в этот университет.

4. Проблема коммуникаций и стандартов. Особенно это характерно для стран, уровень развития телекоммуникационных технологий которых отстает от развитых западных стран. Все это сказывается на качестве предоставляемых услуг и иногда может сделать невозможным сам процесс обучения. Например, если в выбранном вами учебном заведении занятия ведутся посредством видеоконференций, а для доступа к Интернет вы используете модем, то, скорее всего, от выбранного курса придется отказаться, так как просмотр лекции наверняка станет невыполнимой задачей.

5. Разница во времени на больших территориях. Особенно актуальным это станет, если вы выберете для получения образования одно из американских учебных заведений и обучение или тестирование будет происходить в режиме реального времени.

6. Вопрос качества курсов и программного обеспечения, образовательных стандартов. В отличие от традиционных видов образования история ДО исчисляется десятками лет. Поэтому для совершенствования методик, обучения преподавательского состава, разработки необходимого программного обеспечения необходимо время. В настоящий момент нет достаточного количества наработок, чтобы поставить ДО в противовес очному или заочному видам обучения.

Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной [78,1].

В связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях.

Именно эти изменения, а не вытеснение преподавателей компьютерами и видеоустановками характерны для современного образования. Развитие образования, основанного на новых информационных технологиях, показывает необоснованность опасений того, что применение этих технологий приведет к сокращению числа преподавателей, увеличению безработицы среди них.

6.Список литературы

1.Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006.

2.Хуторский А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. - №2. – С.30-35.

Интеренет – ресурсы

3.http://www.websoft.ru/db/wb/7EEF8DFAD10899CFC3256C840052529E/doc.html/Соловов А.В. Аналитический обзор состояния ДО в мире.


[1] Интранет (англ. Intranet , также употребляется термин интрасеть ) — в отличие от сети Интернет, это внутренняя частная сеть организации. Как правило, Интранет — это Интернет в миниатюре, который построен на использовании протокола IP для обмена и совместного использования некоторой части информации внутри этой организации. Это могут быть списки сотрудников, списки телефонов партнёров и заказчиков. Чаще всего под этим термином имеют в виду только видимую часть Интранет — внутренний веб-сайт организации. Основанный на базовых протоколах HTTP и HTTPS и организованный по принципу клиент-се́рвер, интранет-сайт доступен с любого компьютера через браузер. Таким образом, Интранет — это «частный» Интернет, ограниченный виртуальным пространством отдельно взятой организации. Intranet допускает использование публичных каналов связи, входящих в Internet, (VPN), но при этом обеспечивается защита передаваемых данных и меры по пресечению проникновения извне на корпоративные узлы.

Приложения в Intranet основаны на применении Internet-технологий и в особенности Web-технологии: гипертекст в формате HTML, протокол передачи гипертекста HTTP и интерфейс се́рверных приложений CGI. Составными частями Intranet являются Web-се́рверы для статической или динамической публикации информации и браузеры для просмотра и интерпретации гипертекста.