Главная              Рефераты - Разное

Федеральное агентство по науке и образованию РФ - реферат

МОУ СОШ - ГИМНАЗИЯ № 33

Отражение философии буддизма в архитектуре дацанов Бурятии.

Выполнила: Воронецкая Людмила,

ученица 10 «в» класса гимназии № 33

Научный руководитель:

Хабибуллина. Н.Н; Кандидат философских наук,

Шестаков А.А.; Кандидат исторических наук.

учителя обществознания гимназии № 33

Улан-Удэ

2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

Раздел 1. Философские аспекты буддизма……………………………………...4

Раздел 2. Сравнительный анализ планировки дацанского комплекса…….......5

Раздел 3. Отражение философии буддизма в архитектуре дацанов Бурятии...8

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11

Приложения……………………………………………………………………...12

Введение

Актуальность темы исследования. Становлению буддизма в Забайкалье способствовали 150 монголо-тибетских лам, которые в 1712 г. бежали из Монголии, захваченной маньчжурской династией Цин. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому «ламайская вера» получала статус «дозволенной религии»; ламы освобождались от налогов и др. повинностей; лама Навак-Пунцук (тибетец по рождению) был объявлен главным; утверждалось количество дацанов (11) и штатных лам (150). По некоторым данным, в 1701 г. в Забайкалье было 11 дуганов - передвижных храмов; первый стационарный храм, Цонгольский (Хилгантуйский) дацан, был построен русскими плотниками в середине XVIII веке и получил название Балдан-Брайбун в честь тибетских монастырских центров.

Буддизм - одно из самых древних религиозно-этических учений, возникших в процессе культурно-исторического развития человечества. Учение существует более 2500 лет. Тем не менее, идеи и ценности буддизма не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Буддизм был и остается одной из самых развитых и оригинальных религиозно-философских систем мира. Миллионы людей черпают вдохновение из сокровищницы буддийской мысли. Это объясняется тем, что буддизм затрагивает наиболее жизненные и волнующие каждого человека вопросы.

Цель работы. Изучить аспекты буддизма и их влияние на архитектуры дацанов Бурятии.

Задачи работы: 1) Рассмотреть философские аспекты буддизма.

2) Сравнить стили планировки буддийского монастырского комплекса на примере различных дацанов Бурятии.

3) Определить влияние буддизма на архитектуру дацанов республики Бурятии, показать, с чем связаны ее различные элементы.

Методы исследования: В работе использованы общенаучные и конкретно-исторические методы. Метод историзма, основанный на соблюдении временной последовательности, взаимосвязи и преемственности явлений прошлого. Метод научной объективности, также использованный в работе, предполагает: рассмотрение прошлого в его всесторонности, целостности и многогранности. В целях реализации поставленных задач исследования использовались методы критического и логического анализа, сравнительно-исторический и другие, которые позволяют объективно рассматривать историческую реальность.

Структура работы состоит из введения, 3-х разделов, заключения и списка использованной литературы

Раздел 1: философские аспекты буддизма .

Историко-культурный ареал распространения буддизма охватывает преимущественно народы, населяющие Азиатско-Тихоокеанский регион: Южную, Юго-Восточную, Восточную, Центральную Азию, Дальний Восток и Сибирь (Забайкалье). В мировом масштабе буддизм получил распространение в XX веке, благодаря расширению межкультурных связей, миграционным процессам и деятельности буддийских миссионеров. Буддизм в современном мире существует в различных формах (направления, школы, секты, религиозно-политические движения) и не имеет единой организации.

Буддизм основное внимание уделяет именно этико-психологическим проблемам человека, и яркий тому пример - религиозно-философская концепция Нагарджуны, возникшая в Индии во II-III веках. Именно подчеркнутый психологизм и выраженная практическая направленность позволяют буддизму оставаться живым и доступным учением на протяжении столь долгого времени и делают его приемлемым для самых различных культурных традиций. Он обращен ко всем людям вне зависимости от социального происхождения, национальности и религиозных убеждений.

Но на заре своего существования буддизм представлял собой суровый монашеский путь, доступный далеко не для всех, а лишь для немногих избранных, отказавшихся от всех чувственных человеческих проявлений. Очевидно, что у такой системы было очень мало шансов получить широкий резонанс и тем более обрести статус мировой религии. Вполне возможно, что буддизм мог остаться духовно-развитым, но чрезмерно аскетичным и малоизвестным индийским учением, если бы не глубокая внутренняя перемена, произошедшая в недрах буддийского учения в начале новой эры.

В настоящее время буддийские праздники отмечаются по лунному календарю, но даты их проведения в разных странах не совпадают (разница составляет 1,5-2 месяца). Основной праздник в апреле - мае связан с событиями земной жизни Будды Шакьямуни: рождением Будды, его просветлением и погружением в нирвану. В монастырях проходят шествия, непрерывное чтение молитв и жизнеописания Будды, Сангха принимает дары от мирян. Буддисты всех стран отмечают также День поминовения усопших, когда посещают кладбища, служат молебны в храмах, зажигают поминальные фонари, делают приношения богам и предкам, кормят нищих. Новый год не является праздником, но буддийские монахи всегда принимают в нем участие (только в Тибете Новый год стал самостоятельным праздником). Специальными церемониями сопровождаются все важные события жизни человека: рождение, переход из одной возрастной группы в др., свадьба, постройка дома, похороны.

Раздел 2.Сравнительный анализ планировки дацанского комплекса.

На территории Бурятии буддийские монастыри – дацаны – начали возникать в середине XVIII века и строились по тибетско-монгольскому варианту. Описание буддийских монастырей Монголии оставил русский ученый А.М. Позднеев после своего путешествия по Монголии в 1876-1879 гг.:

«Ламайские монастыри известны в Халхе обыкновенно под тремя различными названиями. «Хурээ» обозначает на монгольском языке понятие о каком-либо стане, жилые здания которого располагаются кругом. Так как, по обычаям буддизма, кельи лам, или буддийских монахов, должны располагаться вокруг здания кумирни, то на этом основании монголы дают название «хурээ» только тем из своих монастырей, при которых постоянно живут ламы и которые потому самому представляют собой не одни только здания кумирен, но заключают в своих стенах и кельи монахов.

Слово «сумэ» по буквальному его значению знаменует собой кумирню, или молитвенный храм буддистов и потому именем «сумэ» обозначаются у халхасов (монголов) те монастыри, братья которых не живут при монастырских кумирнях постоянно, а кочуют в различных частях степей и собираются к своему монастырю только в праздники и в дни, назначенные для великих хуралов (богослужений).

Что касается третьего прозвания «хит», то оно присваивается в Халхе тем монастырям, которые служат местопребыванием монахов - отшельников; к разряду их халхасы (монголы) относят лам - созерцателей, или даянчи, лам, исполняющих разного рода подвиги».

Монастыри были известны не только как крупнейшие буддийские университеты, они становились центрами общественной и культурной жизни, где обучали: основам буддизма, тибетскому и монгольскому языку, географии, медицине, астрономии, астрологии, философии. Цугольскому дацану принадлежит приоритет в развитии религиозно-философской системы - цаннит и тибетской медицины - манба. В Агинском дацане печатались книги по буддийской философии, логике, медицине, астрономии, астрологии, тантрические трактаты на тибетском языке, популярная дидактическая литература, словари, справочники на бурятском и монгольском языках. Библиотека дацана и его печатный цех не имели себе равных в Забайкалье. В его мастерской были созданы 48000 ксилографических досок с текстами, 592 доски с рисунками и культовыми изображениями.
На территории Агинского Бурятского округа сохранились только два дацана Цугольский и Агинский. В своих историях формирования архитектурного облика они отразили основные этапы становления, и развития культового зодчества у бурят в XVIII - XIX вв. По объемно-пространственной композиции буддийские храмы на территории России не похожи на подобные сооружения Монголии, Тибета и Китая. Особенность храмов, обусловлена функциональным назначением: это значительный объем для молящихся, галерея с колонами, опоясывающая здание. Непременным компонентом композиции является объем второго яруса, заключавший в себе часовню для почитания гения-хранителя - гонкон. Главенствующее положение Цогчен-дугана подчеркивается изысканностью цветовых сочетаний и роскошной орнаментикой декора. Из которых обязательными служат золочёная кровля с золочеными фигурами: «ганчжира», по его сторонам стоят попарно «чжалсаны», покрытые чеканкой, фигуры драгоценности – «чинтомани». Крышу портика всегда венчают золоченые фигуры колеса закона «чойнкор» и по обеим его сторонам - двух антилоп – «Рудак по мо».

Цугольский дацан один из наиболее значительных буддийских монастырей Забайкалья. Любое знаменательное событие, например, перерождение или рождение лам, возникновение дацанов, изначально проявляется как предсказание. По преданию, об его основании было сделано предсказание «святейшеством Чоглай Намжилом, что в грядущем будущем времени буряты воздвигнут в некий период, в местности Цугол монастырь». В официальном списке «Ламайских дацанов Восточной Сибири» время основания дацана датируется 1801 г. Он построен в распадке двух гор, на правом берегу Онона и устья речки Цугол. Хранителем монастыря стало гневное божество буддийского пантеона Чойжил.
Уже в 1840г. монастырь состоял из "деревянного главного храма, четырех малых храмов и нескольких жилых домиков лам". В 1834 г. после строительства трехэтажного деревянного Цогчен-дуган (главный соборный храм) был совершен ритуал освящения: «устроили молебствия свыше двухсот лам, молилось около 3000 человек. Происходило в течение многих суток радостное торжество». В 1868 г. был построен каменный дацан, в 1887 г. он сгорел. В 1889 г. храм был восстановлен, в таком виде он дошел до наших дней. Среди дуганов сохранилось второе по величине здание Цаннит, особенностью которого являются внутренние водостоки. Наиболее сакральной частью монастыря было Майдари-сумэ, где находилась бронзовая 4-х саженая скульптура Майдари. В 1991 г. скульптура была возвращена Цугольской общине в разобранном виде, а в 2001 г. был освящено место под восстановление сумэ. В Манба-дугане хранился один из редчайших экземпляров атласа тибетской медицины.
На территории дацана находились больница, типография. Были построены большие молитвенные барабаны - хурдэ и 11 субурганов. Мани для хурдэ были отпечатаны в С.-Петербурге по заказу известного востоковеда П.Л. Шиллинга в благодарность ламам. Постепенно вокруг монастыря образовался поселок, состоящий в основном из 1500 лам.
Шесть колонн портика Цогчен-дугана обшиты войлоком, пропитанным глазурованным кирпичом, полые стволы заполнены священными предметами. Беломраморные кронштейны колонн украшены резными изображениями божеств, магическими буквами. Стены храма украшают золоченые фигуры: пара монограмм «намчжун вандам» ажурная связь десяти букв санскрита, зеркала – «толи», «ваджры». Особенным украшением главного фасада храма являются ведущие на второй этаж справа и слева чугунные лестницы, отлитые в Петровском Заводе. Перила украшены чередующимися изображениями львов и колес (чакра).

Агинский дацан основан в 1811 г., став крупнейшим в Забайкалье буддийским университетом. В 1811-1816 гг. был построен первый каменный Цокчен-дуган, переименован в сумэ Деважин. В 1886 г. планировка комплекса изменилась, когда был построен трехэтажный Цокчен-дуган.
Обьемно-пространственная композиция, декор и внутреннее убранство соборных храмов дацанов не имеют значительных различий. При описании Цугольского дацана акцентировано внимание на внешнюю символику, здесь скажем о внутреннем убранстве.

Интерьеры Цогчен-дугана представляют собой поэтажные залы, занимающие все пространство между наружными стенами. Плоские потолки поддерживают 30 деревянных колонн в залах первого и второго этажей в интерьере третьего этажа - 12. Колонны и капители украшены богатой резьбой с полихромной росписью. Из дневниковых записей Б. Барайдина: «Вдоль стен, потолка развешаны изображения Будд... потолок состоит из 42 квадратных площадей, покрытые разноцветными шелковыми балдахинами... Поставлены рядами деревянные низенькие сиденья... За загороженное отделение помещаются бурханы... все статуи золоченные на меди».
Ко времени закрытия дацанов в 1934 г. ансамбли насчитывали более 20 основных и вспомогательных построек. До сегодняшнего дня комплексы дошли со значительными утратами. В конце 1980-х гг. дацаны были возвращены буддийской общине. В 1993 г. в Агинском дацане была открыта школа тибетской медицины, в 1994 г. - учрежден филиал Института тибетской медицины и астрологии (Дхарамсала, Индия). К 200-летию Цугольского и 190-летию Агинского дацанов в 2001 г. был проведен международный симпозиум «Мир Буддийской культуры: буддизм и межкультурный диалог». Таким образом, можно сказать, что дацаны вновь возрождаются как крупнейшие буддийские центры Восточной Сибири. Созданные местными зодчими они стали уникальными памятниками архитектуры республиканского значения.

Особенности архитектуры бурятских дацанов заключались в следующем:

· после вхождения Забайкалья в состав России регион оказался в некоторой изоляции от иностранных влияний;

· для строительства дацанов не приглашали иностранных мастеров;

· здания строили с учётом географических и климатических особенностей.

Первые деревянные и каменные здания дацанов строились с участием русских каменщиков и плотников, с влиянием традиций русского церковного зодчества. Здания были крестообразными в плане. К основному, квадратному залу, пристраивалась алтарная часть с севера, вестибюль с юга, восточный и западный прирубы использовались для вспомогательных целей. Главный, наиболее богато украшенный, фасад здания — южный. Вестибюль — отличительная черта бурятских дацанов. Он предназначался для отсечения холодного воздуха. В Монголии и Тибете вход в помещение осуществляется прямо с улицы.

Над каждым объёмом (пристроем) здания возводилась крыша. Края крыш в начале были прямыми. Впоследствии их начали делать с приподнятыми углами. Периметр здания зачастую опоясывала галерея на колоннах для ритуального обхода. Северная алтарная часть здания глухая — без окон.

Во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых образцов. Для архитектуры нового типа характерны: план, близкий к квадрату, здания строятся в виде ступенчатой пирамиды с галереями и колоннадами на верхних этажах, яркая полихромия, крыша китайского типа с поднятыми углами. Крыша с загнутыми вверх углами стала чертой, отличающей культовое сооружение от обычного здания. Интерьеры цокчен-дуганов — зал с рядом колонн. Применяется богатый декор, в основном тибетского типа.

Главное здание дацана называлось Цокчен-дуган (цокчен-дацан) — «дом всеобщего собрания». В каждом дацане строились сумэ (иногда до двух десятков), посвященные отдельным божествам буддийской веры. Субурганы были связаны со значительными событиями дацана или в ознаменование каких-либо событий. На сооружение субургана не требовалось специального разрешения российского правительства. Здания ориентировались по сторонам света. Цокчен-дуган строился в центре двора, сумэ и дуганы располагались вокруг Цокчен-дугана.

Главные ворота (богдойн-халга) дацана располагались на южной стороне ограды. В западной, восточной и северной стенах могли быть калитки. Главные ворота (священные ворота) открывались в особо торжественных случаях. В остальное время в ограду дацана входили через калитки. Мощёная дорожка от главных ворот до Цокчен-дугана называлась «священный путь».

Архитектура дацана символизировала божественное тело Будды.

В Тибете стены храмов сооружались из тесаного камня или сырцового кирпича без связующих растворов. Это определяло характерную особенность тибетской архитектуры: наклонность вовнутрь наружных плоскостей стен.

В Бурятии основной строительный материал — дерево. Брёвна или брус снаружи обшивались досками. Агинский дацан был первым среди известных дацанов, построенным из камня.

Над входом в Цокчен-дуган устанавливается буддийский символ веры — хурдэ или чойж хорол — медные золоченые изваяния «колеса вероучения» и двух газелей по его сторонам. По фризу размещались блестящие круглые золоченые зеркала — толи, имеющие ма­гически-охранный смысл. На фризе могли размещаться мани — тибетские слоги мистической формулы-молитвы.

Из китайской архитектуры заимствован Китайский лев. Львов устанавливают на крыльце Цокчен-дугана. Для украшений дацанов характерно многоцветье.

Любое наблюдение внешнего и внутреннего мира возвращает нас к уму. Будда говорит нам, что все является свободной игрой ума, лучезарным пространством, наполненным возможностями. С чистого абсолютного видения это проявление богатства и потенциала, с относительного видения это всевозможные мешающие чувства. Все определяется нашим видением. «Все, что нужно сделать, - это протереть глаза». Тогда любое событие и ощущение воспринимается как высшее совершенство. Любой звук - мантры, любая мысль - мудрость, живые существа - Будды. Так и дацаны, субурганы, скульптура, танки, проецируются потоком сознания, подобны учителю - зеркало собственного ума, приводя существ к полному развитию - ум узнает себя, используя собственную силу отождествления, свою энергию или осознование.

Заключение.

В процессе исследования нами было выяснено, что дацаны строились в квадратной или прямоугольной форме, при выборе места для строительства дацанов существовали оприделеные правила и предписания которые судят о себе философскими знаниями.

Существовал обряд выбора места для постройки храма. Ламы считают это чрезвычайно трудным и важным делом, поскольку при этом должны совпадать еще и астрологические примеры. Гадательеми определялось не только время начала постройки, но и где лучше брать материалы для строительства. После того как определялось место вырубки древесины, ламы выезжали туда, молились и совершали соответствующие ритуалы, и спрашивая разрешения на вырубку леса и прося духов деревьев переселится, чтобы монахам не остаться без крова. Затем заготовленную древесину свозили на место закладки кумирни.

С ростом глубины понимания учения Будды, важно, что идет возрождение монастырей, ведутся реставрационные работы на дацанах, строятся новые храмы. Архитектура дацанов несёт в себе много ценностей в отражении философии. Прежде чем строить дацан Будды смотрят хорошее место или нет, а для того чтобы определить каждый Будда проходит особенный путь просвещения. Прежде чем построить дацан думают, над его архитектурой, а потом выстраивают его по правилам философии.

Список литературы:

Монографии и статьи:

1) Галданова Г.Р, Герасимова К.Г; Дашиев.Д.Б. Ламаизм в Бурятии ХVIII - начала ХХ вв. Структура и социальная роль культурной системы. - Новосибирск: Наука, 1983.

2) Цыбенов Б.Д. К вопросу о строительствах дацанов в Бурятии в XVIII в первой половине ХIХ вв.// Цыбиковские чтения -7: материалы науч. конф. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998.

3) Буддизм в Бурятии: Истоки, история, современность. - Улан-Удэ, 2002.

4) Историко-культурный атлас Бурятии. - М., 2001.

Интернет ресурсы:

1) warrax.net/Satan/xians/kuraev_satanism/12.htm

2) http://www.photosight.ru/photos/1191629/?from_member

3) http://datsan.aginskhost.ru/?page_id=115

4) http://www.berzinarchives.com/web/x/nav/n1.html_646996221.ht