Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий, посвященных государственному празднику - реферат

Методические рекомендации

по организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий, посвященных государственному празднику Дню народного единства (4 ноября).

Праздники Российские – это формы проявления национально-культурной идентичности российского общества, объективно обеспечивающие его единство, субъективно осознаваемые и переживаемые как важные фазы, периоды жизни, наполненные особым смыслом, эстетикой, символикой, идеальными устремлениями, социальными чаяниями людей.

16 декабря 2004 г. Госдума Российской Федерации приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы» . Одной из поправок было введение нового праздника - Дня народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Действительно, в те дни (октябрь - ноябрь 1612 г.) наступил коренной перелом в деле преодоления Смуты и борьбы с иностранной интервенцией. Причём этого добилась не армия, не собранное властями войско (власть была полностью парализована), а народное ополчение, самоорганизованное гражданское движение. Не государство защищало себя и страну, его просто не было, его уничтожили в бесконечных стычках самозванцы, московская боярская верхушка и «полевые командиры». Многие из них проложили дорогу польско-литовским и шведским интервентам. В этих условиях часть патриотически настроенных регионов, последовав призыву православного духовенства (в первую очередь, патриарха-мученика Гермогена), опираясь на широкую народную поддержку, выдвинули альтернативный польско-боярскому проект восстановления государства, суверенитета, достижения общественного согласия, предполагавший, в первую очередь, изгнание интервентов и избрание нового русского царя, чья власть обеспечивалась бы традицией, законом и поддержкой всесословного Земского собора (некое подобие «народной монархии»).

Любой государственный праздник - это отголосок истории страны, но обращен он всегда в будущее.Историческая память возвращает нас к событиям начала 17 века. Победа народного ополчения, формирование которого началось в Нижнем Новгороде гражданином К.Мининым и князем Д.Пожарским, стала не только ратным подвигом во имя свободы, свидетельством выхода из глубочайшего кризиса, но и заложила основы для строительства фундамента независимого государства, на котором построена вся будущая мощь России.

Это событие, как отмечает директор Института российской истории РАН, профессор, член-корреспондент РАН А.Н.Сахаров, является эпохальным, ключевым в истории России и потому отмечалось в течение столетий российским народом. Это был не только день капитуляции поляков, но и день, когда некоторое время спустя Михаил Романов утвердил празднование иконы Казанской Божьей Матери, которая была в лагере Минина и Пожарского и считается, что помогла достигнуть победы и освободить Московский Кремль. Праздник был общенародный, потому что именно события конца октября 1612 года (по старому стилю) действительно всколыхнули всю Россию, объединили ее. И освобождение Москвы, и окончание Смуты произошло благодаря усилиям всего народа России, всех его слоев, всех национальностей и конфессий. Кроме того, важно подчеркнуть, что поскольку в период Смуты фактически разрушилась российская государственность, страну разъедал регионализм и сепаратизм, каждый город, каждый уезд перестали себя ощущать частью единого государства, в наши внутренние дела вмешались поляки и шведы, вполне очевидно, что освобождение Московского Кремля, воссоздание российского государства содействовало общему цивилизационному возрождению России.

Сохранение единства многонационального народа России сегодня — одна из задач государственной политики в сфере образования и культуры .

Как многонациональное государство Россия формировалась на протяжении веков. Великая история страны и ее культурное богатство — плод огромных усилий и трудов многих народов. Много столетий греки, татары, осетины, литовцы, кабардинцы, якуты, чеченцы, грузины, армяне, евреи, немцы, представители других национальностей наравне с русскими строили Россию. Каждый большой и малый народ хранит имена тех, кто оставил свой заметный след в российской государственности и русской культуре.

Россия с честью прошла через тяжелейшие испытания и не раз спасала мир от порабощения. Приходила на помощь народам, само существование которых оказывалось под угрозой.

Когда необходимо было защитить родину от врагов, люди разных национальностей не жалели своих жизней во имя ее свободы. В 1812 г. грузинский князь Багратион и немец Барклай-де-Толли героически сражались с войсками Наполеона на Бородинском поле. И конечно, навсегда в памяти россиян особое место будет занимать Великая Отечественная война, 65-летие со дня победного окончания которой отмечалось в мае 2010 г. Беспримерный подвиг советского народа объединил людей всех национальностей и вероисповеданий. За свободу своей Родины и за свободу всей Европы страна заплатила миллионами жизней своих граждан.

Сегодня, как всегда было в нашей истории, залог процветания России в единстве и сплоченности народов, которые проживают на ее территории. Научимся беречь уникальный, огромный и удивительный мир - свою Россию.

Учитывая значимость события, подготовка и проведение Дня народного единства (4 ноября) открывает широкие возможности для решения целого ряда задач в рамках учебной и воспитательной деятельности образовательных учреждений, консолидации и совместной деятельности педагогов, учащихся, их родителей и общественности.

Предлагаемые рекомендации призваны помочь работникам образовательных учреждений в выборе форм организации деятельности в преддверии празднования Дня народного единения и никоим образом не ограничивают творческий поиск педагогов и учащихся в данном направлении.

Классные часы, уроки, разнообразные мероприятия ко Дню народного единства являются логическим продолжением решения следующих задач работы школы:

-воспитание у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности, развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок;

создание условий для применения учащимися знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей жизни в российском поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в меж­культурном взаимодействии, для формирования толерантного отношения к представителям других народов;

- развитие у учащихся умения анализировать социальную информацию;

Для реализации поставленных целей могут использоваться разнообразные виды и формы работы , позволяющие сформировать у учащихся активное отношение к изучаемым событиям, умения анализировать и определять их значение в судьбе Отечества:

- уроки интегрированные, проблемные, театрализованные, уроки-дискуссии;

-конференции, экскурсии «Быть патриотом России», «В единстве наша сила»;

-интервьюирование, социологические опросы (например на тему «День народного единства - что мы знаем о нем?» и т.п.);

-защита мини-проектов («Нижегородский подвиг в истории России», «В единстве наша сила» и др.);

-конкурс творческих работ ( сочинений, эссе) по теме «День народного единства»;

-презентация результатов исследовательской деятельности по теме «Герои народного ополчения»;

-художественное исполнительство (изображение эпохи в виде эмблемы-символа);

-конкурс праздничных стенгазет;

-конкурс рисунков обучающихся по теме «Мы вместе»;

-устные журналы по теме «Во славу Отечества»;

-беседы о героях народного ополчения;

-фестивали национальных культур «В единстве наша сила»;

-конкурсы стихов;

-выставки фотографий «История страны в истории моей семьи» и др.

Обеспечение праздничных мероприятий:

-Государственная символика России, официальная символика Томска;

-аудиозаписи государственного Гимна России;

-выставка фотографий «Россия - Родина моя», сделанных учащимися в ходе своих поездок по России;

-рисунки школьников по данной теме;

-выставка книг о России;

-фрагменты из кино и видеофильмов и компьютерных программ, аудиозаписи по истории России.

Литература и источники .

1.Федеральный Закон Российской Федерации «О днях воинской славы (Победных днях) России» (Редакция на 29.12.2004) // http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_98337.html

2.Текст обращения Президента России Д.А.Медведева к школьникам 1 сентября 2009г. «Вестник образования»,№ 18,2009 г.

3. День народного единства // http://www.calend.ru/holidays/11-4/0/94/

4. 4 ноября праздник – День единения России // http://www.holidays-organization.ru/4nov.php

5. Сахаров А. Праздники не назначаются сверху // http://www.izvestia.ru/community/article739615

6. В Нижнем Новгороде восстановят храм Иоанна Предтечи // http://www.stroy-price.ru/cgi-bin/getfullnews9.pl?137920

7.Пчелов Е.В. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. М., Русское слово,2002 г.

8.Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали. М,2005 г.

9.Школьная энциклопедия «Руссика».История России:IX-XVII вв.

10.Ананичев А. Казанская икона Божией Матери (Святыни России).М,РОСМЭН,2004 г.

11.Праздники Российские: история возникновения и смыслы. Ж.«Классный руководитель»,№2,2010 г.

12.Большая книга праздников народов мира.М,Эксмо,2008.

13.День народного единства. Биография праздника: историческая литература. М, Дрофа,2009 г

14.Россия в начале XVII века: великие потрясения и неиспользованные возможности. Ж. «Отечество»,

№ 10,2009 г.

15. 7. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества. – М., 1993.

16. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб., 2004.

17. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Вопросы к олимпиаде. – М., 2001.

18. История Отечества: люди, идеи, решения. - М., 1991.

19. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992.

20.Назаров В.Д. Смута начала XVII века и исторические судьбы России. // История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 1998.

21. Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий, лицеев. – Н.Новгород, 1998.

22. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. – М., 1981.

23. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М., 1995.

24. Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т.1. – М., 1995.

25.Герб и флаг России, X-XX вв.М.,1997.

26.Пчелов Е.В. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. М., Русское слово,2002.

27.Специальный выпуск «Россия после Смуты», ж. «Родина»,

Сценарии праздников, внеклассных мероприятий,

посвященных Дню народного единства.

1.Сценарий устного журнала для учащихся 5-11 классов «Во славу Отечества», журнал-сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем», вып. № 8,2008 г.

2. Сценарий музыкально-исторического вечера «Суровая история твоя», журнал-сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем», вып. № 8,2006 г.

3. Сценарий вечера - театрализованной хроники «Перелистывая памяти страницы», ж. «Сценарии и репертуар»,№ 15, 2008 г.

4.Специальный выпуск «Сценарии праздников, театрализованных представлений, композиции, .конкурсно-игровые программы и викторины, посвященные Дню народного единства», ж. «Сценарии и репертуар»,№ 9, 2007 г.

5.Сценарий устного журнала «Дню народного единства посвящается», электронный ресурс «Фестиваль педагогических идей».

Приложение 1

Интернет-ресурсы по символике России и других стран

В Интернете есть не мало сайтов, посвященных государственной и иной символике, с помощью которых можно изготовить действительно грамот­ную презентацию.
Начнем с отечественных ресурсов. Ин­тернет-портал «Российская символика» (http://www.rossimvolika.ru/) является офи­циальным государственным информаци­онным ресурсом, формируемым под конт­ролем Геральдического совета при Прези­денте РФ и Министерства связи и массо­вых коммуникаций РФ, призванным акку­мулировать информацию об официаль­ной символике, существующей в России. Здесь представлены государственные сим­волы Российской Федерации, символы Президента РФ, символика органов госу­дарственной власти РФ, государственные награды России, символика государствен­ных органов исполнительной власти, сим­волика субъектов РФ и муниципальных образований (пока, однако, представлены не все субъекты). Сайт очень удобен в на­вигации.
По адресу http://www.gov.ru/main/sym-bols/gsrfl.html можно быстро ознакомиться с основными нормативно-правовыми акта­ми, посвященными современной государ­ственной символике России (в том числе прослушать официальное исполнение госу­дарственного гимна Российской Федерации).
Сайт «Геральдика.ру» (http://www.geraldika. ru/ ) является крупнейшим русскоязычным ресурсом, посвященным российской гераль­дике. Он содержит не только обширный на­бор геральдических символов (гербов и фла­гов), но и множество официальных доку­ментов, статей и ссылок по теме. Конечно, многие материалы интересны лишь узким специалистам, однако немало и таких, кото­рые могут заинтересовать преподавателя или стать основой для сообщения школьни­ка (например, одна из последних статей М. Медведева «Георгий Победоносец: святой иконы и герой герба» посвящена излюблен­ному персонажу мировой и российской ге­ральдики).
Сайт «Геральдика сегодня» (http://sovet. geraldika.ru/) - научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве в России. На сайте представлено огромное количество методических и спра­вочных материалов по практическим и тео­ретическим проблемам современной рос­сийской геральдики. Опираясь на материа­лы этого сайта, можно попросить ребят на­рисовать свой собственный герб.
Сайт «Гербы городов России» (http://her-aldry.hobby.ru/) - один из самых первых российских авторских некоммерческих сайтов по геральдике. Представлены гербы большинства городов России. Данные о гербах систематизированы в соответ­ствии с существующим административно-территориальным делением Российской Федерации на области, края, округа и рес­публики.
Официальные сайты Русского центра флаговедения и геральдики посвящены флагам (http://www.vexillographia.ru/) и гербам (http://www.heraldicum.ru/) не толь­ко России, но и других государств, исклю­чительно подробно - флагам и гербам стран СНГ. Сайты содержат огромное ко­личество разнообразных материалов по гербам и флагам.
По адресу http://gerbovnik.ru/ доступно содержание первых десяти частей Общего гербовника дворянских родов Всероссий­ской империи и первых двух частей Гербов­ника дворянских родов Царства Польского, а по адресу http://www.antiquebooks.ru/history_of_russia/ - веб-версия книги П.П. Винклера о гербах городов, губерний, областей и посадов Российской империи.
Проект «ENCYCLOPAEDIA HERALDIСА» (http://eh.stanemte.org/) содержит изо­бражения флагов и гербов и аудиозаписи гимнов, а также краткие справочно-статистические данные о странах, народах и орга­низациях, которым принадлежат эти симво­лы. Сайт «Экскурс в геральдику» (http://www. excurs.ru/) предоставляет много полезной и уникальной информации, в том числе ил­люстрированное описание геральдических животных, собрание монархических корон Европы и личных гербов римских пап (у ны­нешнего папы, кстати, очень оригинальный личный герб).
На сайте «Музей русских гимнов» (http://www.hymn.ru/) собраны все россий­ские государственные гимны с царских вре­мен и до наших дней, различные музыкаль­ные произведения, как-либо с ними связан­ные, а также произведения, частично исполнявшие роль гимна, но не утвержден­ные официально. На отдельных страницах представлены Интернационал на многих языках, гимны союзных республик СССР и много другой интересной информации.
Что касается мировой геральдики, то с ней можно познакомиться на многочис­ленных иностранных ресурсах, например, на сайте «Heraldry of the World» (http://www.ngw.nl/). Большая коллекция ссылок по геральдике, а также бесплатные книги о гербах и национальных символах стран мира размещены по адресу http://www. digiserve.com/heraldry/.
По моему мнению, лучший для учителя истории мировой ресурс по флагам - «WORLD STATESMEN»(http://www.world-statesmen.org/). Однако об этом ресурсе хо­телось бы рассказать поподробнее. Он пре­зентует не только большое количество исто­рических и современных флагов (в том чис­ле флагов международных, религиозных и террористических организаций), но и ко­лоссальный массив хронологической ин­формации по всем странам мира, годы прав­ления глав государств и правительств, наци­ональные гимны (можно прослушать, ска­чать, посмотреть тексты на национальных и английском языках), карты, тексты кон­ституций (на английском языке). Отдельно­го упоминания заслуживает огромная кол­лекция внешних ссылок, охватывающая та­кие темы как «Руководители и государ­ственные деятели», «Современные и истори­ческие флаги», «Современные и историчес­кие карты», «Национальные и местные гим­ны», «Конституции», «Исторические страни­цы», «Американские и международные но­вости», «Политологические ресурсы» и др.

Приложение № 2.

Устный журнал "Дню народного единства посвящается"

Дюжаков Александр Михайлович, учитель истории и МХК

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории, Внеклассная работа, Классное руководство

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века.
  2. Нравственное и патриотическое воспитание учащихся на примерах героев Народного ополчения 1611-1612 гг.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедиапроектор
  3. Экран

Сценарий устного журнала

Вступительное слово учителя

В этом году 4 ноября наша страна во второй раз отмечает День народного единства. Нам нижегородцам этот праздник особенно близок, т.к. связан с освобождением России от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения, созданного по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина. Сегодня мы перелистаем страницы нашего устного журнала, посвященного Дню народного единства и вспомним о событиях начала XVII века, когда была освобождена Москва и было положено начало выхода страны из Смуты, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. А также попытаемся ответить на вопросы викторины.

Итак, мы начинаем!

Страница 1. “Россия, Русь! Храни себя, храни!..”

1 чтец .

Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет, Родина – не старится,
Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россией
От сохи до звёздного крыла.
А взгляни – всё то же небо синее,
И над Волгой та же тень орла.

И ещё не мало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины.
Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина – останется,
Если мы то чувство сохраним.

2 чтец .

Взбегу на холм и упаду в траву
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!..
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы –
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов. Видение на холме

Сообщение ученика о Смутном времени.

Начало Смутного времени пришлось на царствование Бориса Годунова. Молва обвиняла его в гибели царевича Дмитрия. В 1601 году на Руси разразился голод. Повсеместно вспыхивали голодные бунты, жестоко подавлявшиеся царскими войсками. В народе распространялись слухи, что царевич Дмитрий жив.

В 1601 г. в Польше объявился человек, именовавший себя “счастливо спасшимся” царевичем Дмитрием. Московские власти заявили, что под его личиной скрывался беглый монах Григорий Отрепьев. Он сумел убедить польские власти в своем царском происхождении и получил поддержку задуманного им похода на Москву.

В августе 1604 г. с отрядом из 3000 казаков и около 600 польских шляхтичей Лжедмитрий перешел русско-польскую границу. “Сына” Ивана Грозного повсюду встречали с ликованием, и его войско быстро росло. 13 апреля 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов, на престол возвели его сына Федора.

20 июня 1605 г. “царевич” Дмитрий торжественно въехал в Москву, встреченный колокольным звоном. Федор Годунов был низложен и задушен вместе с матерью. Началось 11-месячное правление Лжедмитрия I. 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание, “истинный царь” был убит, а на престол “выкрикнули” нового царя — Василия Шуйского. Однако Смута продолжалась.

Появлялись все новые и новые самозванцы. Летом 1607 г. объявился Лжедмитрий П. Под его знамена собралось разношерстное воинство из казаков, части дворян и польско-литовских отрядов. Весной 1608 г. оно стояло под стенами Москвы, но взять город самозванцу не удалось, и он осел лагерем в селе Тушино.

Положение Шуйского было тяжелым, и он решился просить помощи у соседей. В результате сложных дипломатических переговоров весной 1609 г. во внутренние дела России была втянута Швеция. Польский король Сигизмунд III, находившийся в состоянии войны со Швецией, увидел в этом усиление своего противника и также двинул войска в русские пределы. Начался тяжелейший для России период иностранной интервенции.

17 июня 1610 г. Василий Шуйский был низложен. Пришедшая к власти “семибояр-щина” заключила мир с поляками, предложила русский престол королевичу Владиславу и впустила в Москву польские войска. Шведы захватили Новгород, осадили Псков.

После 20-месячной осады 3 июня 1611 г. пал Смоленск. В начале 1611 г. в Рязани было сформировано ополчение под руководством П. Ляпунова. В него вошли дворяне, посадские люди, казаки южных уездов. Оно двинулось на помощь Москве, где поляки жестоко подавили восстание ее жителей. Начавшиеся разногласия руководителей и убийство казаками Ляпунова привели к распаду ополчения. Оно не оказало существенной поддержки восставшим. Остатки ополчения расположились под Москвой.

Страница 2. “Народное ополчение”

Слайд

Текст чтецов

1

1610 год. Страшное время… Смутное время!.. Россия расколота…

2

Правительства нет. На северо-западе хозяйничают шведы. В центре бесчинствуют шайки “тушинского вора” Лжедмитрия II.

3

В Москве хозяйничают поляки. “Семибоярщина” фактически признала право на русский престол польского королевича Владислава.

4

Находящийся под арестом святейший патриарх Гермоген отказался сотрудничать с иноземцами. По городам Руси рассылаются его послания, в которых звучит призыв к освобождению Русской земли от захватчиков.

5

Призывы Святейшего Патриарха были услышаны в Нижнем Новгороде. В сентябре 1611 года по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина начался сбор средств на формирование и содержание народного ополчения.

6

По предложению Кузьмы Минина на должность военного руководителя ополчения был призван князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

7

Главной святыней ополчения становится икона Богородицы, перенесенная в Нижний Новгород из Казани.

8

Какой путь из Нижнего до Москвы ближе – прямой или окольный? “Конечно, прямой!” - скажут некоторые. Оказывается, не всегда так бывает. Так и в 1612 году ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве через Балахну, Юрьевец-Волжский, Кострому, Ярославль. В Ярославле ополченцы пробыли до конца июля. Сюда подходило подкрепление со всех концов Руси, собирались деньги, подвозили оружие. И только в начале августа через Троице-Сергиев монастырь всенародное ополчение выступило к столице. Сюда же спешил и польский воевода – гетман Ходкевич.

9

20 августа ополченцы подошли к столице и заняли Земляной и Белый город. Казаки Трубецкого не присоединились к ним. 21 августа к Воробьевым горам подошел Ходкевич и 22 августа предпринял попытку прорваться к осажденному в кремле польскому гарнизону. Атака была отбита. 23 августа поляки перемещаются к Донскому монастырю и на следующий день атакуют Замоскворечье. В разгар боя казаки, не обращая внимания на приказ Трубецкого, вступаю в бой на стороне ополченцев. Это придало еще больше отваги русским воинам, и поляки были отброшены. Еще месяц продолжалась осада Китай-города и Кремля. В начале ноября начался новый штурм, и Китай-город был взят.

10

Столица была в руках ополченцев. Польско-литовский захватчики с позором покинули Кремль и сдались на милость победителей.

11

В течение нескольких дней по московским улицам шли очистительные Крестные ходы с главными святынями Руси – иконами Божьей Матери Владимирской и Казанской. Россия вновь стала свободной!

Страница 3. Духовный смысл Дня народного единства.

Выступление настоятеля поселкового храма.

Возможен вариант использования картины С. Малиновского

“Нижегородский подвиг. 1611 год”. < Рисунок 1>

Из статьи искусствоведа, доцента, члена Союза художников России Л. И. Помыткиной:

“В основу картины нижегородского художника Сергея Викторовича Малиновского “Нижегородский подвиг. 1611 год” положена идея духовности русского народа, объединенного православной верой.

Небесное и земное действа соединились в едином пространстве холста. В вертикальной композиции картины им соответствует два уровня. Вверху… изображены духовные покровители Нижегородского ополчения… На небесном троне сидит Богоматерь Казанская… Священномученик патриарх Гермоген держит грамоту, слова которой — "Да будут благословенны те, кои идут на очищение Московского государства" — стали лозунгом ополчения. Преподобный Сергий Радонежский, по преданию трижды являвшийся Минину, призывая на великое дело, предстоит у престола Богородицы.

В нижней части картины — само легендарное событие, данное в символическом претворении, так что каждая деталь имеет обобщающий смысл. По центру, концентрируя идею единства всего происходящего, показан “вдовствующий престол”. На нем лежат царские регалии: скипетр, держава, шапка Мономаха. Как и двуглавый орел на золотой пелене — это знаки государственности. На таком многозначимом фоне происходит главное действо — вручение меча Кузьмой Мининым князю Дмитрию Пожарскому. На перекрестии рукояти виден образ Спаса Нерукотворного, ибо “победный меч” символ не только воинского, но духовного подвига. Трактовка внешнего облика героев не традиционна. Художник, показывая сословное различие через одежду, в целом подчеркивает их похожесть, духовную близость, равенство перед высшим предназначением, единство устремлений. Отталкиваясь от парсун и литографий, автор решает образы Минина и Пожарского в неком обобщении, синтезирующим основную мысль произведения — идею самопожертвования, готовности к спасению Руси и воссозданию ее державности.

Слева от Минина находятся нижегородцы, осененные выносным крестом и хоругвями. На одной из них великомученик Георгий Победоносец, духовной мощью побеждающий зло. Здесь же иконы с изображением святителей Московских Петра, Алексия и Ионы — духовных поборников русской государственности. Крестом благословляет народ настоятель Спасо-Преображенского собора, сподвижник Минина Савва Евфимьев. Рядом в молитвенной сосредоточенности стоят посадские люди: вдова, отдавшая состояние на народное дело; старики, проводившие на рать своих сыновей; невеста, молящая Богоматерь сохранить суженого. Юный отрок в стихаре со свечой в руках олицетворяет духовное очищение и просветление.

Также на первом плане обозначены два смысловых контраста: драгоценные приношения нижегородцев как символизирующие идею бескорыстия и жертвенности, и змея себялюбия, раздора, долго не дававшая народу возвысится до общенациональной идеи, и кою попирает сапогом Минин.

Вокруг князя Пожарского, под стягом с изображением Архистратига Михаила, предводителя небесного воинства, сплотились в молитвенном предстоянии со свечами в руках отрешенные от суетного ополченцы разных сословий и возрастов. Строги и величавы все участники торжественного акта. Орудия духовные и воинские подняты в едином порыве на защиту Веры и Отечества.

Если в целом говорить о содержании произведения, то лейтмотивом его звучит тема духовного праздника. Напоминает о высоком смысле события ритмический повтор алых пятен. Всю колористику картины объединяет златоцвет: в небесном своде, в нимбах, в пелене и облачениях. В традициях древнерусской живописи золото являет собой незаходящий, “невечерний” свет вечности.

Композицию картины завершают слова историка И. Забелина: “Нижегородский подвиг в нашей истории дело великое, величайшее из всех наших исторических дел, потому что оно дело народное”.

Страница 4. “Спасители Отечества”

"Минин и Пожарский". Худ. М.И. Скотти. < Рисунок 2>

Сообщение ученика о Кузьме Минине

Рекомендуем использовать статью о К. Минине из “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”.

Сообщение ученика о Д.М. Пожарском

Рекомендуем использовать статью о Д. Пожарском из “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”.

Сообщение ученика о памятниках народному ополчению

Одним из первых памятников Спасителям Отечества стал Казанский собор на Красной площади в Москве. Он был построен на средства князя Д.М. Пожарского в 1618 году. При советской власти разрушен, но сейчас вновь восстановлен.

В Нижнем Новгороде в 1632 году был возведен шатровый Михайло-Архангельский собор, а котором покоится ныне прах Кузьмы Минина.

В начале XIX века на народные средства скульптором И.П. Мартосом был создан первый в России скульптурный памятник Минину и Пожарскому. Место для него было подобрано в Нижнем Новгороде, но Александр I приказал установить памятник на Красной площади в Москве. В Нижнем же был возведен обелиск – меч. Бронзовые позолоченные барельефы для его “рукояти” были созданы И.П. Мартосом.

4 ноября 2005 года историческая справедливость восторжествовала: памятник Минину и Пожарскому все же открыли в Нижнем Новгороде на площади Народного Единства. Правда, это копия. И она немного уменьшена по сравнению с московским подлинником.

Своеобразным памятником является и картина В.Е. Маковского “Воззвание Минина к нижегородцам”, хранящаяся в Нижегородском художественном музее.

3 чтец.

(В качестве музыкального сопровождения звучит сюита Г.Свиридова “Время, вперед!”

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.

Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.

Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.

У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.

В.Крючков

Страница 5. Викторина

Вопросы и ответы на них оформлены в виде презентации .

1. Какой город является родиной К.Минина?

А. Балахна
Б. Богородск
В. Лысково
Г. Нижний Новгород
Д. Суздаль

2. Какой памятник был сооружен в Нижнем Новгороде в 1631 году в память ополчения?

А. Обелиск – меч
Б. Скульптура руководителей ополчения
В. Михайло-Архангельский собор
Г. Каменный кремль

3. Через какие города Нижегородское ополчение в 1612 году не проходило?

А. Через Балахну и Кострому
Б. Через Юрьевец и Ярославль
В. Через Владимир и Суздаль

4. Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения?

А. Икона Иверской Божьей Матери
Б. Икона Казанской Божьей Матери
В. Икона Смоленской Божьей Матери
Г. Икона Тихвинской Божьей Матери

5. Каким званием за “московское очищение” был удостоен К. Минин?

А. Боярина
Б. Стольника
В. Думного дворянина
Г. Великого князя Нижегородского

6. Сколько памятников Минину и Пожарскому существует в Нижнем Новгороде?

А. Два
Б. Три
В. Четыре
Г. Пять

7. Кто автор рельефов Минина и Пожарского на обелиске-мече в Нижегородском кремле?

А. З.Церетели
Б. И.П. Мартос
В. Ф.И. Шубин
В. П.К. Клодт

Заключительное слово учителя

В начале XVII столетия, народы России, объединенные идеями согласия и сплочения, сохранения государственности смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было и в 1812 году и во время Великой Отечественной войны.

И сегодня, когда в нашем обществе не все спокойно, когда ведутся споры о целесообразности праздника Дня народного единства, мы должны понять, что эти споры и раздоры льют воду на мельницу врагов нашего Отечества, тех, кто не хочет видеть России великим и сильным государством. Наша сила в единстве. Наша сила в добре. Доброделание – основа нашего бытия и одна из главных идей наступающего праздника. Творите добро, и мы придем к духовному оздоровлению всего общества!

Список литературы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3 CD). – М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006.
  2. Помыткина Л.И., Нижегородскому ополчению посвящается// Нижегородский альманах: Выпуск II/ Отв. Редактор В.П. Макарихин. Нижний Новгород, 1997, с.92.
  3. Рубцов Н., Тихая моя родина… - М.: Дет. лит., 2005.
  4. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия: (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2004.
  5. Энциклопедический словарь юного историка: (Отечественная история)/ Сост. В.Б. Перхавко. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.