ПРОЕКТ
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму Росспорта
от _____08. 2007г. № _____
Дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ
в Российской Федерации
от 12.12.2006г.
№СК-02-10/3685
Настоящее Дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (Приложение к письму Росспорта от 12.12.2006 г. №СК-02- 10/3685) разработано в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, а также равным образом деятельности отделений и групп инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школ высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации распространяются на деятельность детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, а также равным образом на деятельность отделений и групп инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школ высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами, детьми-инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, с учетом нижеприведенных дополнений.
1. Абзац первый, после слов «детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР)» поставить запятую и добавить «детско-юношеских спортивно-адаптивных школ (ДЮСАШ)»; после слов «физкультурно-спортивных клубов по месту жительства» поставить запятую и добавить «физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных клубов инвалидов»; после слов «других физкультурно-спортивных организаций» поставить запятую и добавить «включая те, которые осуществляют работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии».
2. Пункт 3.1., абзац последний, после слов «для учащейся молодежи» добавить «и занимающихся в ДЮСАШ».
3. Пункт 3.11., абзац второй, после слов «в таблице 2» поставить точку и добавить новое предложение «Параметры для детско-юношеских спортивно-адаптивных школ (ДЮСАШ), специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, а также равным образом на деятельность отделений и групп инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований: детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, приведены в таблице 2-а».
4. Пункт 3.11., после таблицы 2 и примечаний к ней добавить таблицу 2-а следующего содержания:
Этапы подготовки
|
Период
обучения
(лет)
|
Группа степени функциональ-ных
возмож-
ностей
|
Минимальная
наполняемость групп
(чел.)
|
Максимальный
количественный
состав
группы (чел.)
|
Максимальный
объем учебно-
тренировочной
нагрузки (час./нед.)
|
Спортивно-оздоровительный
|
весь период
|
III
|
8
5
2
|
16
10
4
|
6
|
II
|
I
|
|
Начальной подготовки
|
первый год
|
III
|
8
5
2
|
16
10
4
|
6
|
II
|
I
|
|
второй год
|
III
|
7
5
2
|
14
10
4
|
9
|
II
|
I
|
|
третий год
|
III
|
7
5
2
|
14
10
4
|
9
|
II
|
I
|
|
Таблица 2-а
Учебно-тренировочный
|
первый год
|
III
|
6
4
2
|
12
8
4
|
12
|
II
|
I
|
|
второй год
|
III
|
Устанавливается
учреждением
|
12
8
4
|
14
|
II
|
I
|
|
третий год
|
III
|
12
8
4
|
16
|
II
|
I
|
|
четвертый год
|
III
|
12
8
4
|
18
|
II
|
I
|
|
пятый год
|
III
|
12
8
3
|
20
|
II
|
I
|
|
Этапы подготовки
|
Период
обучения
(лет)
|
Группа степени функциональ-ных
возмож-
ностей
|
Минимальная
наполняемость групп
(чел.)
|
Максимальный
количественный
состав
группы (чел.)
|
Максимальный
объем учебно-
тренировочной
нагрузки (час./нед.)
|
Спортивного совершенствования
|
до года
|
III
|
Устанавливается
учреждением
|
8
6
3
|
24
|
II
|
I
|
|
свыше года
|
III
|
7
5
3
|
28
|
II
|
I
|
|
Высшего спортивного мастерства
|
весь период
|
III
|
6
4
3
|
32
|
II
|
I
|
|
5.
После таблицы 2-а добавить примечания следующего содержания:
Примечания:
1) Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки, а также от степени функциональных возможностей спортсмена.
2) Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, предусмотренный указанными режимами нагрузки (работы), начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25%.
3) I, II или III группа определяется в зависимости от степени функциональных возможностей спортсмена, требующихся для занятий определенным видом спорта (таблицы 2-б и 2-в).
Таблица 2-б
РЕКОМЕНДАЦИИ
по распределению спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами, установленными международными спортивными организациями инвалидов*
Наименование международной спортивной организации инвалидов
|
Группа
III
|
Группа
II
|
Группа
I
|
CP-
ISRA
(Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом)
|
CP8, CP7
|
CP6,CP5
|
CP4,CP3,CP2,CP1
|
IWAS
(Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов)
|
A2,A3,A4,A5,A6,A7,A8,A9
|
III,IV,V,A1
|
IA,IB,IC,II
|
IBSA
(международная ассоциация спорта слепых)
|
B3
|
B2
|
B1
|
CISS
(Международный спортивный комитет глухих)
|
слабослышащие
|
полная потеря слуха
|
|
INAS-
FID
(Международная спортивная ассоциация лиц с нарушением интеллекта)
|
+
|
|
|
SOI
(Международная специальная олимпиада для умственно отсталых лиц)
|
|
+
|
|
Примечание:
* Поскольку Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов (
IWAS)
до настоящего времени не опубликовала новой системы распределения спортсменов на функционально-медицинские классы, в данной таблице предлагается старая система, которая использовалась международными спортивными организациями ISOD и ISMGF.
Таблица 2-в
РЕКОМЕНДАЦИИ
по распределению спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами в отдельных видах спорта
№
№
|
Наименование вида спорта
|
Группа
III
|
Группа
II
|
Группа
I
|
1
|
Армспорт
|
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, слабослышащие
|
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, глухие
|
В1
|
2
|
Бадминтон
|
А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие
|
А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие
|
I,II, CP1,CP2, CP3,CP4
|
3
|
Баскетбол, в т.ч. на колясках
|
4.5 балла, INAS-FID, слабослышащие
|
3.0; 3.5; 4.0 балла, SOI, глухие
|
1.0; 1.5; 2.0; 2.5 балла
|
4
|
Биатлон
|
B3, LW2,LW3, LW4, LW6, LW8, слабослышащие
|
B2, LW9, LW12, LW5/7, глухие
|
B1, LW10; LW10,5; LW11; , LW11,5
|
5
|
Бильярд
|
А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие
|
А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие
|
I,II, CP1,CP2, CP3,CP4
|
6
|
Борьба вольная
|
В3, слабослышащие
|
В2, глухие
|
В1
|
7
|
Борьба греко-римская
|
слабослышащие
|
глухие
|
|
8
|
Боулинг
|
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие
|
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие
|
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4
|
9
|
Бочче (паралимпийский вид)
|
-
|
-
|
ВС1,ВС2,ВС3,ВС4
|
№
№
|
Наименование вида спорта
|
Группа
III
|
Группа
II
|
Группа
I
|
10
|
Велоспорт
|
В3, LC1,LC2,LC3,LC4, СР дивизион 4, INAS-FID, слабослышащие
|
В2, дивизион 2, СР дивизион 3, НС дивизион С, SOI, глухие
|
В1, СР дивизион 1, НС дивизион А, НС дивизион В
|
11
|
Водное поло
|
слабослышащие
|
глухие
|
|
12
|
Волейбол сидя
|
Все спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата
|
|
|
13
|
Волейбол стоя
|
А, В, С,
INAS-FID, слабослышащие,
|
SOI, глухие
|
|
14
|
Гандбол
|
слабослышащие
|
глухие
|
|
15
|
Гимнастика спортивная
|
В3, INAS-FID, слабослышащие
|
В2, SOI, глухие
|
В1
|
16
|
Гимнастика художественная
|
INAS-FID, слабослышащие
|
SOI, глухие
|
|
17
|
Гиревой спорт
|
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие
|
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие
|
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4
|
18
|
Голбол
|
В3
|
В2
|
В1
|
19
|
Горные лыжи
|
B3, LW2,LW3/1,LW3/2, LW4,LW6/8,LW9/1,LW9/2,
INAS-FID, слабослышащие
|
B2, LW1, LW12/2,LW5/7,
SOI, глухие
|
B1, LW10, LW11, LW12/1
|
20
|
Городки
|
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие
|
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие
|
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4
|
21
|
Гребля академическая
|
LTA (за исключением спортсменов классов В1,В2)
|
ТА
|
А
|
22
|
Дартс
|
А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие
|
А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие
|
I,II, CP1,CP2, CP3,CP4
|
23
|
Дзюдо
|
В3, слабослышащие
|
В2, глухие
|
В1
|
24
|
Конный спорт
|
В3, уровень IV
|
В2, уровень III, SOI
|
B1, уровень II, уровень I
|
25
|
Лыжные гонки
|
B3, LW2,LW3, LW4, LW6, LW8, INAS-FID, слабослышащие
|
B2, LW5/7, LW9, LW12, глухие
|
B1, LW10; LW10,5; LW11; LW11,5
|
26
|
Легкая атлетика
|
T13, T20, T37, T38, T42, T43, T44, T46, F13, F20, F37, F38, F40, F42, F43, F44, F46, слабослышащие
|
T12, T35, T36, T45, F12, F35, F36, F45, F55, F56, F57, F58, SOI, глухие
|
T11, T32, T33, T34, T51, T52, T53, T54, F11, F32, F33, F34, F51, F52, F53, F54
|
27
|
Парусный спорт
|
В3, классы 5,6,7
|
В2, класс 4
|
В1, классы 1,2,3
|
28
|
Пауэрлифтинг
|
В3, А2,А3,А4, СР7,СР8, спортсмены с ПОДА, относящиеся к категории «прочие», INAS-FID, слабослышащие
|
В2, А1, III,IV,V, СР5,СР6, SOI, глухие
|
В1, СР3, СР4
|
29
|
Плавание
|
S13,SB13,SM13,
S14,SB14,SM14, S8,S9,S10,SB8,SB9, SM8,SM9,SM10,
слабослышащие
|
S12,SB12,SM12,
S5,S6,S7, SB5,SB6,SB7, SM5,SM6,SM7,
SOI, глухие
|
S11,SB11,SM11,
S1,S2,S3,S4, SB1,SB2,SB3,SB4,
SM1,SM2,SM3,SM4
|
30
|
Регби на колясках
|
-
|
2.5; 3.0; 3,5 балла
|
0.5; 1.0; 1.5; 2.0 балла
|
31
|
Спортивное ориентирование
|
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие
|
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие
|
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4
|
32
|
Спортивный туризм
|
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие
|
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие
|
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4
|
№
№
|
Наименование вида спорта
|
Группа
III
|
Группа
II
|
Группа
I
|
33
|
Стрельба из лука
|
ARST, ARST-С
|
ARW2
|
ARW1, ARW1-С
|
34
|
Стрельба пулевая
|
SH1, слабослышащие
|
SH2, глухие
|
В1, SH3
|
35
|
Танцы на колясках
|
-
|
LWD2
|
LWD1
|
36
|
Теннис настольный
|
ТТ8,ТТ9,ТТ10, слабослышащие
|
ТТ4,ТТ5,ТТ6,ТТ7,
SOI, глухие
|
ТТ1,ТТ2,ТТ3
|
37
|
Теннис, в т.ч. на колясках
|
А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие
|
А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие
|
Игроки “Quad”,
I,II, CP1,CP2, CP3,CP4
|
38
|
Торбол
|
Класс В3
|
Класс В2
|
Класс В1
|
39
|
Фехтование на колясках
|
Класс А
|
Класс В
|
Класс С
|
40
|
Футбол
|
INAS-FID, слабослышащие
|
SOI, глухие
|
-
|
41
|
Футбол 5х5
|
-
|
-
|
Класс В1
|
42
|
Футбол 7х7
|
СР7, СР8
|
СР5,СР6
|
-
|
43
|
Футбол ампутантов
|
А2,А4,А6,А8
|
-
|
-
|
44
|
Футзал
|
В3, INAS-FID, слабослышащие
|
В2, SOI, глухие
|
-
|
45
|
Шахматы
|
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие
|
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие
|
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4
|
46
|
Шашки
|
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие
|
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие
|
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4
|
Примечание к таблицам 2-б, 2-в:
К группе
III
относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в незначительной посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
· нарушение зрения (класс В3),
· нарушение слуха,
· умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS-FID),
· общие заболевания,
· ахондроплазия (карлики),
· детский церебральный паралич (классы С7-8),
· ампутация или порок развития:
одной или двух нижних конечностей ниже коленного сустава,
одной или двух верхних конечностей ниже локтевого сустава,
одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон),
· контрактура суставов,
· прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе
II
относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются умеренно выраженными нарушениями.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
· нарушение зрения (класс В2),
· полная потеря слуха,
· умственная отсталость от 60 до 40 IQ,
· детский церебральный паралич (классы С5-6),
· ампутация или порок развития:
одной или двух нижних конечностей выше коленного сустава,
одной верхней конечности выше локтевого сустава,
· одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон),
· прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе
I
относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
· полная потеря зрения (класс В1)
· детский церебральный паралич (классы С1-4, передвигающиеся в креслах-колясках),
· поражение спинного мозга, требующее передвижения в кресле-коляске,
· высокая ампутация или порок развития:
четырех конечностей,
двух верхних конечностей.
· прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
4) Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). Для определения группы по степени функциональных возможностей спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата приказом учреждения создается комиссия, в которую входят: директор учреждения, старший тренер-преподаватель (или тренер-преподаватель) по адаптивной физической культуре, врач (невролог, травматолог, спортивный врач). Если у спортсмена уже имеется класс, утвержденный классификационной комиссией субъекта РФ, комиссией спортивной федерацией инвалидов общероссийского уровня, или международной комиссией, то отнесение спортсмена к группе по степени функциональных возможностей осуществляется на основании его международного функционально-медицинского класса.
5) В случае необходимости объединения в одну учебную группу занимающихся, разных по возрасту, функциональному классу или уровню спортивной подготовленности, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов. В игровых видах спорта комплектование учебных групп производится с учетом композиции функциональных классов в команде в соответствии с правилами соревнований.
6. Пункт 4.5. дополнить абзацем: «В детско-юношеских спортивно-адаптивных школах (ДЮСАШ), специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, а также в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурно-оздоровительных или физкультурно-спортивных клубах инвалидов и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами, детьми-инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, для учебно-тренировочной работы с ними на всех этапах подготовки могут привлекаться дополнительно к основному тренеру-преподавателю специалисты, непосредственно обеспечивающие учебно-тренировочный процесс, в том числе психологи, тренеры-лидеры, сурдопереводчики и иные специалисты (на учебно-тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства также и тренеры-преподаватели по смежным видам спорта) при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы со спортсменами. Оплата их труда не должна суммарно превышать размер оплаты труда основного тренера-преподавателя».
7. Таблицу 3 «Рекомендуемый перечень должностей спортивной школы» дополнить примечанием: «В детско-юношеских спортивно-адаптивных школах (ДЮСАШ), специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, а также в физкультурно-оздоровительных или физкультурно-спортивных клубах инвалидов и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, могут вводиться должности: тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту (включая старшего); инструктор-методист по адаптивной физической культуре и спорту (включая старшего); тренер-лидер; сурдопереводчик; водитель (при наличии спецавтотранспорта), а также иные должности, необходимые для организации полноценного учебно-тренировочного процесса и предусмотренные нормативными документами, в том числе принятыми соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации».
8. Пункт 7.3., Таблица 4, примечание, п.2., а) после слов «все олимпийские» поставить запятую и дополнить словами «паралимпийские и сурдлимпийские»; п.2., б) после слов «относятся олимпийские» поставить запятую и дополнить словами «паралимпийские и сурдлимпийские»; после слов «Международного олимпийского комитета» добавить «и Международного паралимпийского комитета».
9. Пункт 7.4. дополнить абзацем: «директорам, заместителям директоров, инструкторам-методистам (включая старшего), тренерам-преподавателям (включая старшего) медицинскому персоналу, водителям спецавтотранспорта, иным штатным работникам учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, непосредственно работающим с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, за особые условия труда – на 20%».
10. Таблица 5, раздел 1. «В личных и командных видах спортивных дисциплин», графа 1, абзац 1.1., абзац 1.2., абзац 1.4. после слов «Олимпийские игры» добавить «Паралимпийские игры, Сурдлимпийские игры»; раздел 2. «В командных игровых видах спорта», графа 1, абзац 2.1., абзац 2.2. после слов «Олимпийские игры» добавить «Паралимпийские игры, Сурдлимпийские игры».
|