Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по преподаванию предмета «Информатика и икт». - реферат

Методические рекомендации по преподаванию информатики и ИКТ

в 2008 – 2009 учебном году.

Методические рекомендации по преподаванию предмета «Информатика и ИКТ»

Введение нового базисного учебного плана (БУП), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», и поэтапное внедрение федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (включая предпрофильное обучение в 9 классах с 2005/2006 учебного года) предусматривает изменение концепции преподавания курса информатики, которое привело к изменению названия учебной дисциплины на новое «Информатика и ИКТ», места курса в учебном плане и его объема в учебных часах.

Изучение предмета «Информатика и ИКТ», направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, и вводится в соответствии с новым учебным планом в 3 – 4 классах в качестве учебного модуля предмета «Технология» и в 8 – 9 классах – как самостоятельный учебный предмет. В общеобразовательных учреждениях Саратовской области возможно введение предмета в рамках регионального компонента в 5 – 7 классах. На ступени старшей школы в 10 -11 классах предмет «Информатика и ИКТ» преподаётся с учётом выбора профиля. Так же в начальных классах (2 – 4) возможно введение предмета в процесс обучения за счёт компонента образовательного учреждения. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики и ИКТ. Изучение информационных технологий может идти и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет "Информатика и ИКТ" имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.

В общеобразовательных учреждениях Саратовской области может быть реализован непрерывный курс изучения информатики и ИКТ, предусматривающий три этапа:

· пропедевтический (2 - 7 классы),

· базовый (8–9 классы),

· профильный (10–11 классы).

При таком подходе должна быть обеспечена непрерывность изучения учебного предмета «Информатика и ИТК» на всех ступенях обучения (если изучение информатики и ИКТ начинается, например, во 2 классе, как самостоятельный предмет, тогда данный предмет должен быть представлен в учебных планах всех последующих лет обучения).

При переходе от одной ступени обучения к другой соблюдение преемственности в преподавании информатики и ИКТ обеспечивается в части:

- преемственности содержания образования различных ступеней обучения (например, изучение предмета «Информатика и ИКТ» на профильном уровне в старшей школе возможно только после изучения базового курса в основной школе);

- преемственности используемых учебно-методических комплексов.

Информатика и ИКТ на начальной ступени обучения

Согласно новому базисному учебному плану учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 3-4 классах в качестве обязательного 20-25 часового учебного модуля «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)» в рамках предмета «Технология».

Цели обучения информатике в начальной школе : формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

- дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

- дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль «Информатика и ИКТ» предмета «Технология», должен

знать/понимать :

- основные источники информации;

- назначение основных устройств компьютера;

- правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

- решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

- поиска информации с использованием простейших запросов;

- изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать силами учителей начальной школы.

Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ для преподавания Информатики и ИКТ в начальной школе:

1

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ

3

Академкнига/Учебник

2

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ

4

Академкнига/Учебник

3

Горячев А.В. Информатика и ИКТ

3

Баласс

4

Горячев А.В. Информатика и ИКТ

4

Баласс

5

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

3

БИНОМ

6

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

4

БИНОМ

7

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

3

Просвещение

8

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

3-4

Просвещение

9

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

4

Просвещение

Преподавание информатики и ИКТ в 5-7 классах основной школы

«Информатика и ИКТ» в 5-7 классах также может изучаться в качестве самостоятельного учебного предмета за счет часов, предусмотренных учебными планами общеобразовательных учреждений на региональный компонент и/или компонент образовательного учреждения (по решению правомочного органа управления образовательным учреждением) из расчета по 1 часу в неделю каждый учебный год.

В данном курсе предлагается ориентировать преподавание предмета не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Для учащихся данной возрастной категории важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.

Возможно на данном этапе использовать авторские программы, предложенные для преподавания Информатики и ИКТ в 5 – 7 классах.

В рабочие программы целесообразно включить следующие разделы курса:

  • Информация и информационные процессы
  • Информационная деятельность человека
  • Представление информации
  • Основы логики
  • Компьютер как универсальное устройство обработки информации
  • Алгоритмы и исполнители
  • Обработка графической информации
  • Обработка текстовой информации
  • Формализация и моделирование
  • Обработка числовой информации
  • Коммуникационные технологии
  • Мультимедийные технологии

Учебники, рекомендованные Министерством образования Саратовской области для преподавания Информатики и ИКТ в 5 – 7 классах:

1

Босова Л.Л. Информатика

5

БИНОМ

2

Босова Л.Л. Информатика

6

БИНОМ

3

Угринович Н.Д.. Информатика и ИКТ

7

БИНОМ

Преподавание информатики и ИКТ в основной школе

Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ базовый курс должен быть реализован в объеме не менее 105 часов по 1 часу в неделю в 8 классе, по 2 часа в неделю в 9 классе.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Специфика предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе состоит в наличии двух больших разделов, названия которых отражают суть теоретической и практической компонент предмета: «Информатика» и «Информационные технологии».

Курс информатики и ИКТ можно разделить на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям (построения алгоритмов осуществления информационных процессов, возможности представления любой информации в двоичном виде и т.д.). Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпредметных, общеучебных умений.

Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ для преподавания Информатики и ИКТ в основной школе:

1

Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ

8

Дрофа

2

Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ

9

Дрофа

3

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии

8

Просвещение

4

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии

9

Просвещение

5

Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика

8-9

Питер Пресс

Учебники, допущенные Министерством образования и науки РФ для преподавания Информатики и ИКТ в основной школе:

10

Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика

8

Просвещение

11

Мачульский В.В., Гейн А.Г., Кадочникова В.И. Информатика и ИКТ

8

Ассоциация XXI век

Преподавание информатики и ИКТ в старшей школе

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ профильного или базового уровня предполагает, что все учащиеся к моменту их поступления в 10 класс прошли полный базовый курс информатики и ИКТ в объеме не менее 105 часов.

Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Преподавание информатики и ИКТ на профильном уровне осуществляется в 10-11 классах физико-математического и информационно-технологического профилей, где учебный предмет «Информатика и ИКТ» является одним из профильных предметов.

Преподавание информатики и ИКТ на базовом уровне осуществляется в 10-11 классах социально-экономического, индустриально-технологического профилей и универсального (непрофильного) обучения.

В целях реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ в профильных классах (химико-биологическом, физико-химическом, биолого-географическом, социально-гуманитарном, филологическом, агротехнологическом, художественно-эстетическом, оборонно-спортивном), не имеющих учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в базисном учебном плане, рекомендуется вводить данную дисциплину за счёт часов, предусмотренных на компонент образовательного учреждения.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

- овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

- развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

- приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Основными содержательными направлениями курса информатики и информационных технологий профильного уровня старшей школы являются:

1. теоретическая информатика, представленная линиями: информация и информационные процессы; математическое и компьютерное моделирование; основы информационного управления;

2. средства ИКТ и их применение;

3. информационная деятельность человека.

Изучение информатики и ИКТ на профильном уровне позволяет подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ по информатике, который с 2008 года введён в Саратовской области.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне призвано более полно, чем в основной школе, раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины. В связи с этим приоритетными объектами изучения становятся информационные системы (преимущественно автоматизированные, связанные с информационными процессами) и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это позволяет: обеспечить преемственность курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий основной и старшей школы; систематизировать знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ для преподавания Информатики и ИКТ в старшей школе:

1

Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

10

Питер Пресс

2

Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

11

Питер Пресс

3

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

10-11

БИНОМ

4

Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень)

10-11

Дрофа

Учебники, допущенные Министерством образования и науки РФ для преподавания Информатики и ИКТ в основной школе:

12

Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и информационные технологии (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

13

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

10

БИНОМ

14

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень)

10

БИНОМ

ПРИМЕЧАНИЕ. При выборе УМК того или иного автора необходимо сохранить авторскую линию до её завершения любой ступени общего образования. При этом УМК и его автор должны быть прописаны в программе образовательного учреждения.

Организация практических работ

При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума — интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума в основной школе образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация и программирование», «Моделирование и формализация».

При проведении практических занятий осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских – 20 человек и более. Следует иметь в виду, что допускается проведение практических занятий в компьютерном классе, оборудованном исправной отечественной или импортной вычислительной техникой при условии соблюдения санитарно-гигиенических и противопожарных норм. При организации новых кабинетов информатики следует руководствоваться материалами «Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования», разработанным Институтом информатизации образования РАО («Информатика и образование». - № 4, 5, 6. – 2000).

Организация обучения Информатики и ИКТ

При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующей нормативной базой:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 г. № 1089) Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Часть II. Среднее (полное) общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart /p2/1288/

2. Обязательный минимум содержания образования по информатике. Информатика и образование № 7, 1999 г., ISSN 0234-0453

3. Приказ № 93 от 21.10.2004 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на учебный год» http://www.edu.ru

4. Приказ № 1089 от 5 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/

5. Приказ № 1312 от 9 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении нового Федерального базисного учебного плана для ОУ, реализующих программы общего образования».

6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии. // Информатика и образование, 2004. № 7.

При составлении рабочей программы по информатике и ИКТ следует обратить внимание на следующую структуру и содержание:

  1. Рекомендуется создавать рабочую программу на весь курс обучения сразу, а далее только вносить коррективы. Такой подход к составлению рабочей программы позволит равномерно распределить материал на весь период обучения, что способствует структурированию и чёткости обучения.
  2. Титульный лист программы содержит название «Рабочая программа по информатике и ИКТ для ________ класса». Обязательно указывается составитель программы и его должность. В нижней части листа ставится город (населённый пункт) и дата. На титульном листе должны быть в обязательном порядке:
    1. «Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей информатики. Протокол № ___ от «____» сентября 200___ г. Руководитель МО (подпись, расшифровка подписи).
    2. «Согласовано» Зам. директора по УВР (подпись, расшифровка подписи). Дата.
    3. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № ___ (подпись, расшифровка подписи). Дата. Примечание: дата должна быть не позднее 5 сентября текущего года.
  3. Пояснительная записка. (УМК, на основании которого создавалось календарно-тематическое планирование. Почему учителем выбрано именно это УМК? Количество часов (в неделю, в четверть, в год). Программное обеспечение (обучающие программы по предмету) и т.д.)
  4. Учебная программа. Перечисляются основные разделы курса с расшифровкой тематики и указанием количества часов.
  5. Требования к уровню подготовки учеников. Требования указываются по конкретным разделам курса, представленным в данной программе, а не в целом в стандарте.
  6. Календарно-тематический план. Внешний вид календарно-тематического планирования может быть принят на заседании МО учителей информатики. В календарно-тематическом планировании обязательно должны быть отражены следующие моменты:
    1. раздел курса
    2. тема урока
    3. количество часов (можно отдельно представить практические и теоретические часы)
    4. дата (должна быть в планировании либо напечатана, либо написана ручкой)
    5. корректировка
  7. Список литературы. В программе необходимо указать основную (только из федерального перечня учебников) и дополнительную литературу, которая используется учителем в рамках процесса обучения. Также необходимо указать сайты сети Интернет, которые использованы в процессе подготовки к урокам или в рамках уроков.

Составитель: Парфёнова Александра Владимировна, гл. методист кафедры информатики СарИПКиПРО.