Главная              Рефераты - Разное

Игра как основной способ индивидуального подхода с. 19 II. Заключение с. 23 - реферат

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

Минусинский педагогический колледж имени А.С.Пушкина

КУРСОВАЯ РАБОТА

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(тема)

Выполнил(а): _______________________________________,

(ФИО студента полностью)

студент(ка) 2 курса специальности ____________________

(шифр, название специальности)

Проверил:__________________________________________

(ФИО научного руководителя полностью)

___________________________________________________

(должность научного руководителя)

Минусинск, 2010

Содержание

Введение ………………………………………………………………….с. 3

I. Особенности индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников на уроках английского языка……………………………...с. 5

1.1 Возрастные особенности младших школьников…………………….с. 5

1.2 Теоретические основы индивидуального подхода и их учет в процессе обучения...…………………………………………………………………..с. 11

1.3 Особенности индивидуального подхода на уроках английского языка.... ………………………………………………………………………………..с. 16

1.4 Игра как основной способ индивидуального подхода ………………..с. 19

II. Заключение…………….……………………………………….…………с. 23

III Приложения…...………………………………….……………………….с. 24

IV.. Список литературы.…...………………………………….………………с. 26

Введение

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.

Существуют индивидуальные различия между людьми. Необходимость индивидуального подхода, как в обучении, так и в воспитании вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс развития учащихся.

С введением ФГОС вопрос индивидуализации обучения сегодня один из наиболее востребованных в процессе обучения, он имеет многолетнюю историю, как в отечественной, так и в зарубежной педагогической науке и практике. Разработка индивидуального подхода в обучении явилась основой личностно-ориентированного образования, концепция которого принята на сегодняшний день мировой педагогической наукой.

Многие педагоги и психологи обращали внимание на необходимость изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе обучения. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А.Коменский, Эльконин, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие современные педагоги и психологи. Все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе обучения.

Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. Индивидуальный подход-необходимое условие

эффективности педагогического процесса, так как любое воздействие преломляется через индивидуальные особенности конкретной личности.

Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому ребенку.

Актуальность проблемы я вижу в том, что без учета индивидуальный особенностей детей не возможен полноценный процесс обучения. Время, общество, возможности меняются из года в год, появляются новые нона технологии, усовершенствуется техника, люди начинают развиваться быстрее, чем несколько сотен лет назад, им требуются новые, другие знания, а это всё значит, что и обучение уже требуется другое. В наше время недостаточно просто провести урок, дать необходимые знания и всё. Сам процесс обучения изменился. Теперь учитель выступает не только в роли педагога, но и в роле психолога и воспитателя.

Объект : процесс обучения младших школьников.

Предмет : Особенности индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников на уроках английского языка.

Цель исследования : изучение особенностей индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников на уроках английского языка.

Задачи :

- изучить и проанализировать литературу по теме;

- изучить особенности индивидуального подхода;

-исследовать применение индивидуального подхода на уроках;

Методы : теоретические – анализ педагогических и психологических по проблеме исследования.

Методологический аппарат: индивидуальность, индивидуальный подход, личность, обучение, темперамент, характер.

Возрастные особенности младших школьников.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и так далее. Осуществление

индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50 %, зрительные на 80 % (А.Н.Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и

углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы от эмоционально- образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но, прежде всего, в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведенияшкольников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

- силу возбуждения;

- уравновешенность и неуравновешенность;

- подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа

высшей нервной деятельности:

Сильный, неуравновешенный , характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность. Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

Сильный , уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный , соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в школу: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни класса, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

Сильный , уравновешенный , инертный , соответствует флегматическому темпераменту. Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот. Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти

особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

Слабый , характеризующийся слабостью как возбуждения , так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности , соответствует меланхолическому темпераменту. Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

Существуют и другие типы детей – аудиалы, визуалы и кинестетики. Аудиалы лучше воспринимают устную речь, как способ обучения, визуалам, чтобы лучше понять, необходимо увидеть изучаемый материал, а кинестетиком необходимо «потрогать материал», то есть поработать с ним. Учителю необходимо внимательно наблюдать за детьми и понять, кто есть кто, чтобы процесс обучения был более успешным. Также необходимо постоянно менять способы обучения, от наглядных методов обучения к устным, и наоборот. То есть, учитывая все типы детей.

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения школьников.

Теоретические основы индивидуального подхода и их учет в процессе обучения.

Первые высказывания о возможности индивидуального подхода к обучению принадлежат Яну Коменскому, указавшему в своей “Великой дидактике” четкие положения о том, что весь процесс обучения детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявить эти особенности путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям в процессе обучения. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу обучения личности, педагог должен вносить в нее коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе обучения и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста обучение

должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Придавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей ученика. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы обучения.

Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода к детям. Вскрыв сущность индивидуального подхода, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы и подходы индивидуального подхода в процессе обучения зависят от общих целей и задач, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…». При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой

семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Большое значение играют особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.

В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.

Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек

как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в процессе обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и так далее.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Итак, основными особенностями индивидуального подхода являются следующие пункты:

- творческий характер решения проблемы;

- развитие индивидуальных качеств каждого ребенка необходимо для его обучения;

-необходимо вносить коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;

- в процессе обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка;

- изучения индивидуальных особенностей ребенка нужно начинать с его семьи;

- проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии;

- индивидуальный подход требует большого терпения и времени от педагога;

- следует обращать внимание на изучение физического состояния и здоровья детей;

- необходимо уделять внимание на изучение чувственно-эмоциональной сферы детей.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения.

Особенности индивидуального подхода на уроках английского языка.

Одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является индивидуальный подход в обучении. Эта проблема не новая, но, наверное, далеко не полностью раскрыто всё многообразие её сторон, вся значимость её при решении задач активизации процесса обучения. У каждого учителя, работающего в школе, эта, на первый взгляд, вроде бы не сложная проблема вызывает трудности. Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика.

Прежде всего, бесспорным фактом является разная степень подготовленности школьников. Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости учеников класса, необходимо выявить причины неравномерной успеваемости учащихся класса, необходимо выявить причины отставания каждого и разобраться в них. Эти причины различны: один пропустил уроки по болезни, другой был невнимателен на уроке, а третий не понял объяснение учителя на уроке. Некоторые психологи и методисты считают, что зачастую дифференциация в обучении иностранному языку основывается не на индивидуальных особенностях личности ученика, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях. Способности к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более

развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и так далее. Кроме того, у всех детей разный склад мышления.

Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в индивидуальном подходе к обучению иностранному языку. Осуществлять всё это на практике нелегко. Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени.

Часто бывает так, что слабый ученик выполняет менее сложное задание, чем сильный, исходя из соображения: пусть сделает меньше, да лучше. С одной стороны, это, конечно, правильно. Давая возможность слабому ученику принять участие в учебном процессе, тем самым активизируя его способности. Но тогда у сильного учащегося может возникнуть правомерный вопрос: «Почему мне приходится учить так много и выполнять такие сложные задания, если моему однокласснику, чтобы получить такую же оценку, достаточно сделать работу гораздо меньшую по объёму и более лёгкую по степени трудности?». Вот почему порой трудно ответить на подобный вопрос. Ребёнку это не всегда понятно, особенно если слабый ученик отстаёт из-за своей нерадивости, лени (пропустил уроки, невнимательно слушал учителя, а ему делаются поблажки: даются лёгкие задания). Дело в том, что дети менее чем взрослые, склонны доискиваться до сути вещей. В данном случае налицо явная «несправедливость» учителя, и заставить ребёнка разувериться в этом нелегко. С другой стороны, нельзя игнорировать принцип индивидуального подхода к каждому ученику, иначе неусвоенный однажды материал может сделать учащегося постоянно отстающим.

Знание индивидуальных особенностей ребят позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на уроке, как, например, в случае несовпадения самооценки школьника с оценкой его ответа учителем. Для этого учитель должен запланировать опрос учащихся на уроке. Это даёт возможность продумать варианты их ответов, реакцию учащихся на ответ одноклассника. Учитель выставляет оценки за каждый вид речевой деятельности, что позволяет выявить индивидуальные пробелы в знаниях.

Я понимаю индивидуальный подход в обучении следующим образом: не только индивидуальные задания по сложности, но и индивидуальные условия выполнения этих заданий (различная помощь учителя сильным и слабым учащимся, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа), а также форм контроля за их выполнением.

Таким образом, основными задачами индивидуального подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение потребностей и сильных, и слабых учащихся с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

Игра как основной способ индивидуального подхода.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Одни и те же игры могут выполняться по-разному, принимать разные формы, но в основе всех их лежит импровизация. Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребенка, своих питомцев.

Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети как бы делают все втроем: их подсознание, их разум, их фантазия работают синхронно.

Ребёнок от рождения наделен определенными, генетически закрепленными функциями, силами, возможностями. Они тесно взаимосвязаны с игровой деятельностью. Внутренние силы, функции таят в себе импульсы к действию. Этот момент переживается ребёнком больше всего как потребность в игре. «Хочу играть!» в действительности означает, что функциональные силы направляют ребёнка к «свободной деятельности означает, что эта группа функций в данный момент исчерпала свою «энергию» и требует временного отдыха.

Самое интересное развитие многих функций происходит до 7-9 лет жизни ребёнка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребёнка, его отношение к действительности, к людям.

Шестилетний ребенок, в силу функциональной тенденции не может жить без активности, без игры. Приостановить игровую деятельность и насильно включить малыша в другую - значит затормозить интенсивное развитие и всестороннее раскрытие его задатков.

Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Игра входит в жизнь ребенка с первых полусознательных движений. Без нее немыслимо детство. Через игру ребенка можно не только научить читать и считать, закалить не только физически, но и нравственно. Для ребенка игра – не развлечение, а сама жизнь.

Использование различных игр на уроках английского языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку. Игровая форма работы, проводимая кабинете, также может вызвать интерес учащихся к английскому языку, способствовать активизации их мыслительной деятельности, а также развитию речевой деятельности.

Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

При планировании уроков и подборе к ним различных игр необходимо учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.

Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Индивидуальный подход возможен и в процессе игровой деятельности. В каждой игре есть какие – то определенные задания, какие-то цели. Учитель, зная это, и зная своих учеников, должен подобрать такие индивидуальные задания, чтобы каждый ученик смог с ними справиться, не забывая о личностном опыте каждого ученика, желаниях, интересах, эмоционально-чувственных сфер.

Игра это, прежде всего, коллективная работа. Поэтому перед тем, как использовать игру на уроках английского языка, учитель должен отметить для себя следующие пункты:

- изучать личность каждого ученика и класс в целом путем наблюдения на уроке и вне его, обмена мнениями с коллегами, бесед с родителями;

- при организации общения использовать по возможности такие ситуации и предлагать такие задачи, которые затрагивают интересы ученика, связанные сего личным опытом, задачи, побуждающие школьника использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения;

- при организации парной и групповой форм работы поддерживать интерес к учащимся с низким речевым статусом и низким статусом популярности;

- систематически обращать внимание класса на его успехи и успехи отдельных учащихся в деятельности так, чтобы они чувствовали свое движение вперед. Стараться при этом обеспечивать коллективные переживания при общих и личных удачах и неудачах школьников.

Заключение

Курсовая работа состоит из одной части: теоретической. В теоретической части освещена история вопроса об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения. Раскрыт вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода.

Используемые термины

Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер психического развития на определенном этапе онтогенеза.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых.

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.

Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на воспитываемого с целью формирования у него определенный форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей.

Деятельность – активное отношение к окружающей деятельности, выражающейся в воздействие на нее.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только присущих особенностей.

Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов.)

Личность – человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами.

Обучение – целенаправленное и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, умений и навыков.

Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта.

Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, определяющие успешность деятельности и легкость ее освоения.

Темперамент – это совокупность индивидуально – психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей.

Трудовое воспитание – воспитание положительного отношения к труду и психологических качеств, необходимых для трудовой деятельности.

Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях, отношении к себе, к другим людям, к труду.

Цель – объект, на который направлено действие.

Список литературы

1. Бескина Р. М., Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня». 2. М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н.Ф. Прокина.. Педагогика и методика начального обучения. // учебное пособие–1984г.

3. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия.// 1993 г.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. // Учебное пособие– 1992г.

5. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения// Педагогический вестник. – 1994г.

6. Подласый И.П. Педагогика // Учебное пособие - 1996г.

7. Давыдова В.В. Психологический словарь– 1983г.

8. Харламов И.Ф. Педагогика // Учебное пособие–1990г.

9. Я. А. Коменский: «Великая дидактика»,

10. П. Ф. Каптеров: «Педагогический процесс»,

11. В. П. Вахтеров: «Основы новой педагогики»,

12. К. Д. Ушинский: «Человек как предмет воспитания»,

13. Н. К. Крупская

14. В. А. Сухомлинский