Главная              Рефераты - Разное

работа - реферат

Федеральное агентство по образованию РФ

Калужский Государственный Педагогический Университет им. К.Э. Циолковского

Кафедра английского языка

Курсовая работа

Эллиптические предложения в вопросно-ответных единствах

Исполнитель:

студентка 2 курса

факультета ин. языков

Мальцева С.В.

Научный руководитель:

Маляров Д.В.

Калуга

2006

Содержание

Введение................................................................................................................................. 3

1 Общая характеристика предложения ............................................................................ 4

2 Неэллиптические и эллиптические предложения.......................................................... 5

3 Понятие об эллиптических предложениях ..................................................................... 6

4 Виды эллиптических предложений.................................................................................. 10

5 Понятие о вопросно-ответных единствах ....................................................................... 15

6 Использование эллиптических предложений в вопросно-ответных единствах......... 19

Заключение............................................................................................................................ 23

Введение

При изучении научной литературы, посвященной неполным предложениям, и соответствующих разделов учебников по современному русскому языку, мне пришлось столкнуться с определенными трудностями. Дело в том, что практически все ученые-языковеды, занимавшиеся этой темой, дают не только разные определения неполного предложения, а также сильно отличающиеся друг от друга их классификации. Единого мнения среди них нет. Ученые подходят к этому вопросу с различных точек зрения. Что же такое неполное предложение? Расхождения в научных работах начинаются уже с того, какой же критерий должен быть положен в основу определения «полноты» и «неполноты» предложения: смысловая неполнота или неполнота формального состава? Если критерием определения неполноты изолированно рассматриваемого предложения считать его смысловую неполноту, то почти вся наша речь окажется состоящей из «неполных» - по смыслу - предложений. Даже значительная часть формально полных предложений связной речи, взятых вне контекста, не выражает той полноты мысли, которой они обладают в контексте. Смысловая связь предложений и относительная неполнозначность отдельно взятого предложения находят и формальное выражение: это личные и указательные местоимения, указательные местоименные слова, союзные частицы («тоже», «также» и др.), вводные слова, указывающие на отношение к предшествующей речи, слова вроде «вышеуказанный», «упомянутый» и т.д. И хотя такое предложение - грамматически полное, полнота эта - формальная и относительная, поскольку реальный смысл сообщения выясняется лишь из контекста. Таким образом, даже формально полные предложения представляют собой целый ступенчатый ряд более или менее полных или достаточных в смысловом отношении высказываний.

Главная сфера употребления эллиптических конструкций, конечно, диалог: именно в репликах диалога часть предложения как правило опускается, так как либо она уже ясна из предшествующей реплики, принадлежащей собеседнику; либо в том случае, когда часть предложения можно легко опустить, если она не является существенно важной.

Приведем пример употребления эллиптических предложений в диалоге:

Charlie. Have you asked her yet?

Captain Jinks. Not often enough ( вполне ясно , что полным ответом было бы следующее: « I have, but not often enough » . )

Aurelia. And by the way, before I forget it, I hope you'll come to supper to-night here. Will you? After the opera. ( Второе предложение значит : «Will you come to supper tonight?»)

Captain Jinks. Delighted ! ( Ответ капитана подразумевает : «I shall be delighted to come! »)

(Fitch)

Следует отметить, что эллиптические предложения употребляются не только в диалоге, диалогическом единстве, они могут встречаться и в описаниях-ремарках к пьесам, в сложных предложениях, а также в заголовках газет.

Проблема заключается в том, что без контекста понять смысл эллиптических конструкций бывает сложно, иногда при отсутствии данного и вовсе невозможно. Существуют характерные для определенного языка особенности, на основании которых строится диалогическое единство, построению которого сопутствуют правильное и уместное употребление конструкций с использованием эллиптических предложений - те конструкции, которые используются в русском языке, часто оказываются неправильно употребленным в английском языке. (4, с.250-254)

Целью данной работы является изучение эллиптических конструкций, вопросно-ответных единств, а также употребление эллиптических предложений в диалогической речи.

Общая характеристика предложения

Предложение — единица языка, которая характеризуется структурой, дающей данной языковой единице возможность употребляться как минимальный, т. е. наименьший самостоятельный отрезок речи, т. е. как минимальное речевое произведение; структурой, дающей языковой единице возможность самостоятельного употребления в речи, является подлежащно-сказуемостная структура (subject-predicate structure). Именно эта структура и дает предложению относительную независимость, выражающуюся в способности самостоятельного употребления в качестве минимума речевого произведения; подлежащно-сказуемостная структура лишь дает возможность самостоятельного использования предложения в речи. Но эта возможность реализуется далеко не всегда: предложение может быть включено в состав более крупных образований («сложных предложений») и тем самым утрачивать свою самостоятельность и выступать уже не как минимум речевого общения, а как часть более крупного высказывания. От этого, однако, предложение не перестает быть предложением, ибо его подлежащно- сказуемостная структура сохраняется. Предложение используется в речи как минимальная единица коммуникации, единица сообщения; всякое предложение что-то сообщает — либо утверждает или отрицает что-нибудь, либо спрашивает о чем-нибудь, либо побуждает слушающего (читающего) к выполнению того или иного действия, — т. е. несет в себе какую-то информацию. Поэтому мы не относим к числу предложений те речевые произведения (высказывания), которые не содержат в себе никакого сообщения, т. е. не предназначены для передачи информации. К таким типам высказываний, т. е. к не-предложениям относятся следующие:

междометия, напр. Ah! Oh! Hullo! Bang! Alas! Cock-a-doodle-doo! etc.;

б) формулы вежливости, напр. приветствия — Good morning; How do you do; etc.; прощания (leave-takings) — Good-bye; So long ; поздравления — A merry Christmas ; A happy New Year; Many happy returns ; etc.; благодарности— Thank you ; и некоторые др.;

в) обращения (calls) типа John! Waiter! и др.

Ни междометия, ни формулы вежливости, ни обращения сами по себе не предназначены для передачи информации; та информация, которую мы из них извлекаем, получается нами в итоге ряда умозаключений, а не из непосредственного содержания высказывания. Не будучи предложениями, указанные типы высказываний не обладают подлежащно-сказуемостной структурой: ни Ah!, ни Heavens!, ни Good morning , ни Waiter! не членятся на подлежащее и сказуемое. (В тех случаях, когда в высказываниях данного типа можно усмотреть подлежащее и сказуемое, напр. в How do you do, речь идет об этимологии данных конструкций).

Исходным, элементарным типом предложения является, очевидно, простое повествовательное предложение с последовательностью НС «подлежащее — сказуемое», с эксплицитно выраженными обеими составляющими, типа Birds fly, John smiled, I live in London, 1 am reading a book, These books are very good, etc. Все другие структурные типы предложений суть не что иное, как трансформы этого исходного типа, образованные от него при помощи определенных элементарных трансформаций (перестановок, эллипсов, объединения нескольких предложений в одно и т. п.).

В зависимости от характера отношений между указанным ядерным типом предложения и его трансформами можно наметить несколько плоскостей классификации простых предложений по структурным типам. Каждая такая классификация может быть представлена как бинарная оппозиция, маркированным членом которой является структурный тип предложения, образованный от указанного ядерного типа посредством какой-либо определенной трансформации, а немаркированным членом — структурный тип, характеризуемый отсутствием данной трансформации. Наиболее существенными являются (в рамках простого предложения) две следующие оппозиции: 1) «непобудительное предложение» (с внутренним подразделением «повествовательное предложение» — «вопросительное предложение») — «побудительное предложение»; 2) «неэллиптическое (полное) предложение» — «эллиптическое (неполное) предложение». (4, c. 250; 10 c. 130- 146)

Неэллиптические и эллиптические предложения

Проблема эллипсиса является одной из наиболее спорных в лингвистике, и та или иная ее трактовка зависит от понимания исследователем сущности языковых единиц вообще. Для традиционной школьно-нормативной грамматики английского языка представлялось несомненным, что всякое предложение характеризуется, прежде всего, наличием подлежащно-сказуемостной структуры и что всякое кажущееся отклонение от этой структуры следует объяснять как явление эллипса, т. е. «опущения» или «подразумевания» тех или иных элементов структуры предложения. Позднее т. н. «научная» или «теоретическая» грамматика ополчилась на такую трактовку «неполноты» предложения, объявив ее ненаучной. Лишь за последнее время в работах по трансформационной грамматике понятие эллипса вновь начинает приобретать права гражданства.

Между тем, следует признать, что старая школьная грамматика в понимании природы неполных предложений была весьма близка к истине. Однако, будучи лишенной строгой теоретической базы, школьная грамматика не могла дать явлению эллипса научно правильного объяснения: безусловно, понятие «подразумевания» является теоретически несостоятельным, так как предполагает существование семантических категорий, не сигнализируемых никакими материально-языковыми средствами. К тому же старая школьная грамматика, несомненно, злоупотребляла понятием эллипса, что способствовало компрометации теории эллипса, в основе своей совершенно правильной.

Понятие нулевого элемента, давно завоевавшее себе права гражданства в морфологии, вполне применимо и к синтаксическому уровню языковой структуры. Если рассматривать напр. структуру предложения Вечер, Night саму по себе, не сопоставляя ее с другими синтаксическими структурами, то можно прийти к выводу, что в этом предложении содержится только одна составляющая синтаксического уровня, т. е. что это предложение синтаксически нечленимо (как нечленимо морфологически одноморфемное слово). Но если сопоставить это предложение с другими предложениями того же языка, в котором, как известно, господствующим является двучленный тип предложения структуры «подлежащее — сказуемое», то логично прийти к выводу, что и рассматриваемое предложение Вечер следует трактовать как двучленное, в котором одна из составляющих представлена нулевым вариантом. Если сравнить предложение Вечер с предложениями Был вечер или Будет вечер , то становится очевидным, что в первом предложении отсутствие эксплицитно выраженного сказуемого является значимым — оно имеет значение бытия, существования и, более того, значение определенного времени — настоящего. Поэтому предложение Вечер следует трактовать как состоящее из двух элементов: подлежащего вечер и сказуемого — нулевого варианта глагола {быть} в форме 3-го лица единственного числа настоящего времени. (Конечно, если бы подлежащно-сказуемостная структура предложения не была бы преобладающей, то нельзя было бы говорить о наличии нулевого сказуемого в предложениях типа Вечер, Night — точно так же, как нельзя говорить о нулевом падежном суффиксе в отношении языков, не имеющих развитой системы склонения). (3, c. 176-178)

Понятие об эллиптических предложениях

Существует множество определений эллиптического предложения. У лингвистов не существует единого мнения по этому вопросу. Д.Э. Розенталь предлагает следующее определения:

Эллиптическим (elliptical) называется предложение, в котором, по крайней мере одно слово представлено нулевым вариантом.

Эллипсис (греч.: élleipsis - опущение, недостаток) - речевое явление, заключающееся в коммуникативно значимом опущении структурных элементов предложения. На синем, ослепительно синем небе - полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдоподобной белизны облака. На дороге - широкие следы танковых гусениц, четко отпечатанные в серой пыли и перечеркнутые следами автомашин. А по сторонам - словно вымершая от зноя степь (Шол .); За домом - сад, залитый солнцем (Б. Пол.); Теркин - дальше, автор - вслед (Твард.). Night. A lady's bed-chamber in Bulgaria, in a small town near the Dragoman Pass, late in November in the year 1885. (SHAW) The sixth of March, 1886. (Idem) The landing dock of the Cunard Line. (FITCH) Living room in the house of Philip Phillimore. ( L . MITCHELL ) (9, c. 339-340)

Эллиптические предложения обычно соотносятся с полными, в которых сказуемые выражены глаголами бытия, наличия, обнаружения, восприятия.(В русском языке обнаруживается гораздо больше видов глагольных связок чем в английском.): Вокруг месяца бледные круги (А.Н. Т.); Над площадью низко нависшая пыль (Шол.), глаголами со значением речи: A merry Christmas ; A happy New Year ; Many happy returns ; Марья - ему вслед, негромко : - Хлеб весь, чай, съел? (А.Н. Т.), а также некоторыми глаголами движения: Он к воротам , но из окна послышался голос матери (Гонч.); Я за ним следом (М. Г.) и глаголами со значением энергичного действия (схватить, толкнуть, ударить, бросить и т.д.): - В огонь их!.. - пронеслось в толпе (М.-Сиб)

Таким образом, любое эллиптическое предложение следует трактовать как трансформ предложения неэллиптического, образованный посредством трансформации эллипса или «стирания», сущность которой заключается в замене эксплицитного варианта какого-либо слова или слов нулевым вариантом того же слова. Этой операции эллипсиса может быть подвергнуто любое слово — как знаменательное, так и служебное.

По В.В. Бабайцевой: Эллиптическое предложение - неполное по составу предложение, в ко­тором отсутствие глагола является нормой. (1, с.140) Для понимания такого предложе­ния нет необходимости ни в контексте, ни в ситуации, так как полнота содер­жания достаточно выражена собственными лексико-грамматическими сред­ствами данного предложения: На столе - стопочка книг и даже какой-то цветок в полубутылке из-под сливок; And what if he had seen them embracing in the moonlight ? Strange how different she had be comea strange new quiescence . (LAWRENCE)

Пожалуй, легче практически различать неполные предложения, чем дать их определение, удовлетворяющее представителей разно­образных концепций в современной лингвистике, так как неполные предложения, как и другие синтаксические явления, многоаспектны. Так, с точки зрения семантики предложение может быть полным, а с точки зрения структуры - неполным, и наоборот. Сравните:

Я - к окну. По семантике это предложение полное, а по строе­нию - неполное. Он был там ; He was there - по строению это предложение пол­ное, а по значению - с точки зрения языковой семантики - неполное, с точки же зрения речевой семантики - неясное вне опреде­ленного контекста и ситуации.

Предложение Я читаю книгу; I’ m reading a book является полным и по структуре, и по языковой семантике. Однако это предложение не может быть полным ответом на вопрос: Какую книгу ты читаешь?; What book are you reading? При ответе на этот вопрос семантически достаточным будет струк­турно неполное предложение Интересную, An interesting one , так как в коммуникатив­ном аспекте именно этот член предложения содержит нужную ин­формацию.

Для разграничения полных и неполных предложений особенно важно понятие непрерывности синтаксических связей, которая создает, по выражению А. М. Пешковского «цепочку связей». Это значит что:

Подчиненные члены предложения предполагают наличие подчи­няющих; подчиняющие в свою очередь в некоторых случаях обяза­тельно нуждаются в подчиненных. В этих отношениях членов пред­ложения проявляются как синтаксические отношения членов пред­ложения, так и те связи, которые определяются лексико-граммати­ческими свойствами компонентов словосочетаний, входящих в предложение.

Поясним сказанное анализом предложения: Я читаю интерес­ную книгу. Непрерывность синтаксических связей в этом предложе­нии можно изобразить в виде первой цепочки:


В неполном предложении Интересную- Interesting (ответ на вопрос: Ка­кую книгу ты читаешь ?- What book are you reading?) представлено одно звено этой цепочки. Слово интересную и как член предложения, и как компо­нент словосочетания предполагает связь с подчиняющим словом книгу, с которым прилагательное интересную связано способом согласования. На эту связь указывает окончание прилагательного.

В свою очередь слово книгу предполагает наличие в полном ва­рианте предложения подчиняющего глагольного слова (читаю, am reading ), с которым слово книгу связано способом управления. Глаголь­ное сказуемое в свою очередь предполагает наличие подлежащего. В данном предложении подлежащее факультативно: его может и не быть. Почленная схема этого неполного предложения изобра­жена второй цепочкой.

Непрерывность синтаксических связей и нарушение «цепочки связей» можно показать на таком предложении: Я разостла л бурку на лавке, казак свою - на другой (Лермонтов). При анализе вто­рого предложения видно, что слова, имеющиеся в неполном предло­жении, своими синтаксическими функциями и связями указывают на пропуск того или иного члена предложения: наличие подлежа­щего казак предполагает сказуемое разостлал , имеющееся впер­вой части; сказуемое, выраженное переходным глаголом, требует прямого дополнения; это требование поддерживается согласован­ным определением свою ; от обстоятельства места есть в предложении только предлог на (на лавке ). Подобное нарушение «цепочки связей» можно наблюдать и в английском предложении: The door was opened and Kitty entered. Sister St Joseph asked Kitty to sit on the sofa, and Mr. Waddington – on the chair near the window. ( Maugham)

Для выяснения сущности неполных предложений очень важно разграничение языковой и речевой семантики. Как показывает анализ неполных предложений, нарушенная «цепочка связей» вос­станавливается исходя из языковой семантики членов предложе­ния, лексико-грамматических свойств словоформ. Так, наличие деятеля подсказывает необходимость действия" наличие переход­ного глагола-сказуемого и определения требует определяемого объекта и т. д. Таким образом, отличительным признаком неполных предложений является нарушение «цепочки связей» словоформ, что сигнализирует о незамещенных позициях, о про пуске каких­-то членов предложения. В неполных предложениях лишь частично реализуются структурные схемы предложений и словосочетаний, принадлежащих системе языка. (1, c. 143- 145)

Многоаспектный анализ неполных предложений позволяет дать ответы на вопросы: почему возможны незамещенные позиции? Чем обусловлена сама позиция члена предложения?

Ответ на первый вопрос дает анализ коммуникативной стороны предложения. Незамещенные позиции позволяют актуализировать замещенные, т. е. усилить информативную значимость членов пред­ложения, выражающих «новое». Поэтому неполные предложения являются одним из главных синтаксических средств выделения коммуникативного центра высказывания.

Ответ на второй вопрос требует разграничения структурно и семантически факультативных и нефакулътативныx членов предло­жения, разграничения в информативной семантике языковых и речевых компонентов, четного обоснования принципов определения структурных схем предложений. Необходимость решения указанных вопросов важна не только в теоретическом плане, она настойчшюдиктуется практическими нуждами повествования, необходимостью разграничения полных и неполных двусоставных и односоставных предложений и их разновидностей.

Таким образом, неполные предложения - это предложения с неполной реализацией структурных схем предложений и слово­сочетаний, высказывания с незамещенными позициями членов предложения, необходимость которых обусловлена информативной семантикой и связью с теми членами, которые в предложении есть.

Обычно в определение неполных предложений включают ука­зание на контекст и ситуацию, которые подсказывают лишь лекси­ческую конкретность опущенных членов предложения, т. е. опре­деляют речевое значение опущенных словоформ. Например:

Кофейня была заполнена обычными посетителями. Я присел за столики повесил сетку на спинку стула.

- Сладкий или средний? - спросил кофевар...

- Средний, - Сказал я привычно .

All the tables were occupied. He joined his friends…

- Tea, please.- he told the waitress, who had just arrived.

- How d’you like your tea?

- Not very strong …

Неполные предложения (как в вопросе, так и в ответе) содер­жат определения, требующие определяемого слова. Условия обще­ния подсказывают, что опущено слово кофе, tea. Структура же предло­жения и языковая семантика указывают и на пропуск глагольной словоформы (Какой кофе будете пить? Какой кофе дать? Какой чай вы предпочитаете? и т. д.).

В разработке проблематики неполных предложений большое значение имеет статья И. А. Поповой «Неполные предложения в современном русском языке», которая привлекла внимание к этому сложному явлению и открыла многолетнюю дискуссию, в которой структурные и семантические свойства неполных предложений получили очень разноречивые оценки. Из многих дискуссионных вопросов выделим один: можно или нельзя неполные предложения «равнять» по полным? (7, с. 230-231)

В традиционном языкознании неполные предложения оценива­лись как варианты полных предложений, с пропуском тех или иных членов. Не без оснований А. М. Пешковский писал: «.. .не­полные предложения, хотя их в разговорной речи несомненно го­раздо больше, чем полных, в сознании нашем всегда равняются по полным».

И. А. Попова отметила, что неполные предложения нельзя рав­нять по полным, что, вставка тех или иных членов предложения в некоторых случаях не только не нужна, но и невозможна, так как может существенным образом изменить предложение. Эта мысль была развита в целом ряде исследований, вследствие чего многие струк­турно неполные типы предложений стали оцениваться как полные, ибо в смысловом отношении они достаточно полны, причем учиты­вается лишь речевая сторона информативной семантики предло­жения. (7, с. 233-235)

По-видимому, на вопрос «Можно ли неполные предложения «равнять» по полным?» нельзя ответить категорично, так как при ответе нужно учитывать многоаспектность неполных предложений, различать структурную и семантическую (языковую и речевую) полноту их. Нельзя не отметить, что обсуждение проблем полноты и неполноты предложений позволило осознать специфические свой­ства разновидностей неполных предложений, в частности эллипти­ческих предложений.

Несомненно, что специфика неполных предложений обнаружи­вается лишь на фоне полных. Поэтому традиционный прием «равне­ния» неполных предложений по полным оказывается, настолько эффективным, что, несмотря на критическое отношение к нему ряда исследователей, в скрытой или явной форме как в теоретических работах, так и в практике преподавания используется сопоставле­ние полных и неполных структур, так как оно позволяет выяснить, какие звенья структурной схемы реализованы, а какие нет.

Сопоставляя полные и неполные предложения, видим, что в полных предложениях с особой четкостью раскрываются синтакси­ческие связи, более развернуто и полно выражается информативная семантика. Однако полные предложения не всегда уместны: повто­рение одних и тех же слов может создать многословие, затруднить общение. У неполных предложений есть свои семантико-стилисти­ческие преимущества: неполные предложения придают речи жи­вость, естественность, непринужденность, позволяют актуализи­ровать коммуникативный центр высказывания. Сравните:

у меня зазвонил телефон: ...

- Кто говорит?

- Слон (говорит).

- Omкудa (говорит слон)?

- От верблюда (говорит слон ).

He was at her place in an hour…

- Some juice?(Would you like some juice?)

- A cup of coffee, please.(I’d like a cup of coffee)

- What else(would you like)?

- A cake, perhaps…

В заключение отметим, что в структурно-семантическом направ­лении при разграничении полных и неполных предложений приме­няются два принципа классификации: структурный, требующий непрерывности синтаксических связей, и семантический, требую­щий полноты информативной семантики. (2, c. 149- 151 )

Виды эллиптических предложений

Типы неполных предложений выделяются на разных основаниях: по соотношению структурных и семантических свойств, по усло­виям употребления, по форме и виду речи, по принадлежности конструкций к определенному уровню синтаксической системы и т. д.

По соотношению структурных и семантических свойств можно выделить а) семантически неполные, но структурно полные предло­жения; б) структурно и семантически неполные; в) структурно неполные, но семантически полные (так называемые эллиптические).

Центральное место среди них занимают структурно и семанти­чески неполные предложения, которые по форме речи (устной и письменной) делятся на ситуативные и контекстуальные.

В ситуативных неполных предложениях недостающие члены подсказываются обстановкой (ситуацией). Например, предложение Идет! There! дополняется деятелем-подлежащим в зависимости от обстановки речи (nоезд, авmбус, т. д .). Например: -Ваня! -сла­бо доносилось со сцены. -- Дай желтый; " Anna! Don' t tell him anything," she cried rapidly. Учет речевой ситуации имеет пeрвостепенное значение при изучении устной речи.

В контекстуальных неполных предложениях недостающие чле­ны подсказываются контекстом (есть в контексте).

Деление предложений на ситуативные и контекстуальные в из­вестной мере условно, так как словом конmeкcm нередко обозна­чают и ситуацию речи. Кроме того, в письменной речи ситуативные предложения приобретают некоторые cвойствa контекcrуальных предложений, так как ситуация речи описывается, получает сло­весное выражение. Например: - Как мил! - сказала графиня Марья, глядя на ребенка и играя с ним (Л.Толстой); Тут толь­ко он понял, что не угадал погоду а дождь мочил его сено. - Испор­тит сено, - сказал он (Л.Толстой); And by the way, before I forget it, I hope you' ll come to supper to- night here. Will you? After the opera. - Delighted! (Idem); Strange how different she had be come a strange new quiescence. (Lawrence); Have you ever seen her? Is not she a beauty? – Beauty! Not only she’s a beauty, she's a kind of dream!

Неполные предложения ситуативного характера предполагают наличие в сознании (в контексте) опущенного члена в его лексико­грамматической конкретности или возможность лексического вы­ражения опущенного члена. Tак мил - это ребенок, а испортит сено - дождь. Невозможность выражения предмета речи (мысли) одним словом, которое могло бы стать названием носителя при­знака (подлежащим), отличает предложения типа Beauty (красота)! (пол­ное) от предложений типа Beauty(Красавица )! (неполное) и др.

В зависимости от вида речи различаются неполные диалогиче­ские и монологические предложения, которые могут быть как в устной, так и в письменной речи.

В монологической речи можно выделить неполные предложения с учетом уровневых различий синтаксических единиц: а) неполные предложения, в которых не повторяется часть сложной формы слова или. часть цельного словосочетания, составляющих один член пред­ложения. Например: Мне казалось , ч э хорошо прокормит : я буду довить , а бабушка ­ - продавать ; But what are we going to do with these old clothes? – you, John, will carry them to the dining room; Nick – pack them into boxes, and I – I wonder, what I should do! б) неполные предложения, входящие в состав сложных предложений разных типов. Например: Юность богата надеждами, а старость - опы­том (Коптяева); It never rains but pours.

Неполные предложения в составе сложного выполняют функцию одного из средств связи частей. Неполными могут быть и сложныe предложения вцелом, а не только части их. Неполные сложные предложения обычно встречаются в диалоге.

Особый вид неполных предложений образуют предложения -повторы. Они обычно бывают восклицателъными, так как тот или иной член предложения повторяется для эмоционального усиления. Например: Я буду работать, а через какие-нибудь 25-30 лет работаmь бyдeт уже каждый человек. Каждый! (Чехов). Why not give your friend the same pleasure? - Really , why not ! Why not! ("Times", Poutsma)

Особый вид неполных предложений образуют так называемые присоединительные конструкции, передающие мыслъ, возникшую после основного высказывания. Присоединение, выступая как одно из средств актуализации, позволяет усилить значение присоединяе­мых членов предложения. Присоединение появилось в письменной речи под влиянием разговорной. Например: Да, настанет время, и оно уже у ворот. Время великих разочарований и страшной переоценки (Куприн); . To think of the eyes and the smile of some youth of the region who by the merest chance had passed her and looked and who might never look again, but who, nevertheless, in so doing, had stirred her young soul to dreams. (Dreiser)

Не имеют однозначной квалификации так называемые эллипти­чеекие предложения, которые обладают семантическай полнотой при «нулевом сказуемом». Такие предложения семантически полные и вне ситуации, и вне контекста. Для этой разновидности предло­жений семантически и структурно обязательны сказуемостные вто­ростепенные члены: дополнения и обстоятельства, хотя само ска­зуемое отсутствует.

При анализе неполных предложений этой разновидности осо­бенно важно помнить о мнотоаспектности синтаксичeских явлений.

Так, с точки зрения семантики предложение Я - к окну; She – the same as in Act II пол­ное, с точки зрения структуры -неполное, так как позиция ска­зуемого не замещена. Семантическая значимость «нулевого сказуе­мого» может быть показана включением этого структурно неполно­го предложения в синонимический ряд: Я подошел к окну; я под­бежал к окну; я кинулся к окну; Я - к окну; She looks the same way as in Act II, She has not change much since we last saw her, She has the same appearance as in Act II.( Priestley)

Семантическое и стилиcтическое своеобразие неполного предложения создается эллипсисом (пропуском) глагольной формы, Именно отсутствие сказуемого в его лексической конкретности и создает оттенок быстроты, стремительности, интенсивности, напряженности действия. (2, c. 127-130)

Показательно, что сказуемые в полных предложениях могут быть опущены (эллиптированы), если основной компонент их се­мантики - значение бытия, и они распространяются обстоятель­ствами места. В данных ниже примерах факультативные сказуемые заключены в скобки: По ту сторону шоссе (темнел) nарк, а за ним (было) море, оттуда раздавался приглушенный зеленью парка шум прибоя (Искандер).

They sat down at dawn and traveled till the heat of day forced them to take a shelter…And what Kitty could see and feel there…the silence (stood) along the valley, the river (was) more fantastic than any she had seen.., a grove of bamboos (leaned) over the causeway…( Maugham).

Предложения с факультативными сказуемыми, показывая струк­турно-семантическую позицию «нулевого сказуемого», аргументи­руют квалификацию эллиптических предложений как двусоставныхнеполных.

В следующих предложениях нет сказуемых, но они возможны, об этом свидетельствуют контекст и структурно-семантический со­став самих эллиптических предложений: В кассе нет ничего инте­ресного для глаз. У деревянной перегородки стол, перед столом скамья, на скамье - старый кассир в собачьей шубе и валёнках (Чехов).

There’s a party …this autumn evening, we can hear young voices, and a piano playing popular music…at the back – a window with a step up to it…(Priestley)

Анализ эллиптических предложений показывает, что между полными и неполными предложениями нет четких границ. Струк­турные схемы предложений создаются в речи и при стабилизации становятся языковыми моделями. Факторами, определяющими место таких конструкций на «шкале переходности», является наличие синонимического и модально-временного рядов, а также лексико­грамматические значения словоформ и др. К эллиптическим предложениям примыкают конструкции, пред­ставляющие собой устойчивые фразеологические сочетания, а так­же некоторые привычные словоформы: С Новым годом! С праздни­ком! За ваше здоровье! A merry Christmas ; A happy New Year; Many happy returns и т. п. Такие струк­турно неполные конструкция семантически полные.

Бархударов выделяет классификацию эллиптических предложений на основании способа экспликации слова, представленного в данном предложении нулевым вариантом. Под «экспликацией» или «восполнением» мы имеем в виду преобразование, обратное эллипсису («стиранию»), а именно, замену нулевого варианта того или иного слова эксплицитно выраженным вариантом. Если представленные нулевым вариантом слово или слова эксплицируются, т. е. восстанавливаются в своем звучащем варианте из окружающего контекста, т. е. из предшествующего или последующего текста, то такое эллиптическое предложение мы назовем синтагматически восполняемым. Если же экспликация данного слова или слов возможна только на основе других аналогичных конструкций, встречающихся в языке, но не зарегистрированных непосредственно в контекстуальном окружении данного эллиптического предложения, то такое эллиптическое предложение назовем парадигматически восполняемым.

А) Синтагматические восполняемые эллиптические предложения

В предложениях этого подтипа подвергшиеся эллипсису слова могут быть восстановлены как из данного предложения, так (чаще) и из какого-либо другого предложения, предшествующего или последующего. Приведем несколько примеров (подвергающиеся эллипсису слова выделены курсивом).

— эллипсис восстанавливается из того же предложения:

Here’s one more bit of general advice. Lean toward less punctuation rather than toward more. (P. Roberts). She was proud of her father having been a staff officer and her husband a colonel in the Medical Service. (S. Maugham). Her face, healthier than her sister's, was all puckers and creases. (J. Joyce). The spoken language does even less than the written to make inflexional endings genuinely distinctive. ( R . Long ).

Во всех этих примерах эллиптические конструкции восполняются из предшествующего контекста. Но встречаются случаи, хотя и более редкие, восполнения эллиптических конструкций из последующей части того же предложения, напр.: In form, too, the exclamatory resemble the interrogative sentences. (E. Kruisinga).

— эллипсис восстанавливается из предшествующего предложения. Это может быть предложение, произнесенное тем же говорящим лицом (или находящееся в пределах речи одного автора):

One was from Maine; the other from California. (O. Henry). "But Lewis goes through a routine with them all. Makes them feel one of the family, and gives them jobs to do." (A. Christie). Sam was in her blood. Had always been. Would always be. (P. Abrahams). The two men’s eyes met. In Dorian’s there was infinite pity. (O. Wilde). The hearer must grasp the pattern parts in order to understand the sentence. Here he can ' t . (Р. Roberts ).

Предложение, из которого восстанавливается эллипс, может также произноситься другим говорящим лицом (участником диалога):

"How were the races?" "Fine." (E. Hemingway). "Where is the gasoline park now?" "At the same place." (ib.). "If you please, I'm looking for the dog." "Dog?" says he. "What dog?" (Ch. Dickens). "What would he be?’ said Peggotty. "Angry," I answered. (ib.). "I wish you didn't have to do it." " I don ' t ." ( E . Hemingway ).

— эллипсис восстанавливается из последующего предложения. Это — более редкий случай; однако в английском языке такого рода конструкции все же встречаются, напр.: "Nice letter, isn't it?" (A. Cronin). Эти конструкции интересны тем, что в них имеются два эллиптических предложения, взаимно восполняющих друг друга; так, в нашем примере в первом предложении нулевыми вариантами представлено подлежащее it и глагол-связка is, восполняемые из последующего предложения, но это последующее предложение, в свою очередь, само является эллиптическим — в нем нулевыми вариантами представлено ядро субстантивного словосочетания (a) letter и его адъюнкт nice, восстанавливаемые из предшествующего предложения. Ср. также: Sometimes, with his mocking grin, he'd say, "A lot of vagabonds, that’s all we are." ( M . Catto ).

В целом изучение синтагматически восполняемых эллиптических предложений представляет большой интерес для стилистики, исследующей взаимоотношения между предложениями в строе связного речевого произведения.

Следует иметь в виду, что для восстановления эллипса необязательно, чтобы представленное нулевым вариантом в эллиптическом предложении слово было бы эксплицитно выражено в окружающем контексте именно в той же самой форме, в которой оно должно употребляться в эллиптическом предложении. Ср. напр.: "You didn't mean to give it them, but you have." (J. Galsworthy). Здесь в эллиптическом предложении you have нулевым вариантом представлена форма причастия given (и подчиненные глаголу местоимения it them); однако в предшествующем предложении формы причастия нет, а есть тот же глагол в форме инфинитива to give. Экспликации здесь подвергается лишь сама лексическая единица как таковая, форма же ее определяется структурой самого эллиптического предложения (ср. с местоименным замещением, при котором форма местоимения определяется не функцией или формой ее антецедента, а исключительно функцией самого местоимения в предложении). Например:

" I ' m looking for the dog ." "Dog?" says he. [= Are you looking for the dog?]

Б) Парадигматически восполняемые эллиптические предложения

Иногда представленные нулевым вариантом слова эллиптического предложения не могут быть восстановлены из окружающего контекста, но требуют для своей экспликации обращения к другим аналогичным конструкциям, встречающимся в языке, хотя и не зарегистрированным в непосредственном контекстуальном окружении данного эллиптического предложения. Поскольку в этом случае восполнение производится на основании уже не синтагматических, а парадигматических связей, постольку мы даем такого рода эллиптическим предложениям название парадигматически восполняемых. Наиболее типичным примером таких предложений служат предложения побудительные, с глаголом-сказуемым в форме императива:

"Stop and speak to me." (J. Galsworthy). "Put out the lights, Barto." (E.Hemingway).

В этих предложениях нулевым вариантом всегда представлено подлежащее — местоимение второго лица you. О том, что это именно так, говорит целый ряд фактов, прежде всего, наличие в английском языке побудительных предложений неэллиптических, в которых подлежащее— местоимение you представлено не нулевым, а эксплицитно выраженным вариантом:

"You listen to me, Horace." (J. Steinbeck). "How heavy this chest is. I’ll take it for you. You bring the other things." (O. Wilde). "Don't you believe

it. He’ll come back." (S. Maugham).

Далее, как уже отмечалось в лингвистической литературе, доказательством того, что при глаголе в форме императива подлежащим является представленное нулевым вариантом местоимение you, служат конструкции типа Wash yourself, Behave yourself и др., где наличие приглагольного объектного дополнения yourself может быть объяснено только тем, что подлежащим предложения является местоимение you в нулевом варианте; ср.:

I wash myself . We wash our selves.

He washes him self. They wash them selves.

She washes her self. You wash your self.

(0) Wash you rself. где 0 = you.

Помимо побудительных предложений, парадигматически восполняемый эллипс может встречаться и в других структурных типах предложений английского языка, хотя и не столь часто. Приведем примеры повествовательных и вопросительных предложений с парадигматически восполняемым эллипсом (экспликация представленных нулевым вариантом слов производится в квадратных скобках вслед за эллиптическим предложением):

A sunny midsummer day. [It was...] (Ch. Dickens). "Miserable dog ," Isaac said without turning his head. [It is a...] (P. Abrahams). "Severe weather , Sam," observed Mr. Pickwick. [It is...] (Ch. Dickens). "Disgusting ! [It is...] The porridge is burnt again!" (Ch. Bronte). "Lucky for him that his mind was as swift as an eagle. " [It was...] (H. Wells). "Married ?" [Are you...] "Widower , sir. [I am a...] Two children ." [I have...] (J. Galsworthy). "Your name , little girl?" [What is...] (Ch. Bront ë ). "A lot of fog in the road . [There is...] I had to go dead slow." (A. Christie). "Competent woman ," thought the Inspector to himself. [She is a...] (ib.). Francis climbed into the car. "Feeling better? " he asked. [Are you...] (M. Catto). "I'm on my way to his rooms. Want to come along ?" [Do you...] (D. Stuart). Soames thought with wonder of those seven years at Brighton... Up to the City of a morning in a Pullman car, down from the City of an evening in a Pullman car. [ He went...] ( J. Galsworthy).

Как видно из приведенных примеров, эллипсису чаще всего подвергаются служебные слова: глагол {be}, артикли, местоимения и др.; однако в некоторых случаях (ср. напр. последний пример) это могут быть и знаменательные слова. Особо характерным является эллипс глагола-связки {be} в составе именного сказуемого, преимущественно в форме настоящего времени; в английском языке сложился даже своего рода устойчивый структурный подтип эллиптического предложения, характеризуемый наличием нулевой связки и, как правило, особой восклицательной интонацией.

E.g.: "Doyce in England!" exclaimed Arthur. (Ch. Dickens). "And Mrs. Redfern such a nice quiet lady! It does seem a shame!" (A. Christie). "You silent and dull all day!" (Ch. Dickens).

Эллипс связки может сопровождаться инверсией:

E.g.: Bleak and dark the January night. (J. Galsworthy). Awfully commercial, women nowadays. (O. Wilde). "Waste of money, a dog like that," Soames commented. ( J. Galsworthy).

В) Существует особый вид английского эллиптического предложения, заслуживающий отдельного рассмотрения. Речь идет о т. н. инфинитивном предложении, в котором эксплицитно представлен только один инфинитив или же глагольное словосочетание с ядром — инфинитивом; это может также быть инфинитив глагола-связки to be + именная часть. Ср. следующие примеры:

То take an obvious example. (O. Jespersen). To see some one so old and calm wince as if struck, to hear so sharp a note of pain in his voice! (J. Galsworthy). "Well, I'm ashamed of you," said Miss Ivors frankly. "To say you'd write for a paper like that." (J. Joyce).

В предложениях этого типа инфинитиву может предшествовать местоимение what, how или why; иногда встречаются и другие местоимения:

Well, what to do? (J. Galsworthy). Ah! but how to accept his return? (ib.). "Why do that?" he said sharply. (ib.).

Какая из двух НС предложения — подлежащее или сказуемое—представлена в этих предложениях нулевым вариантом? Ответ на этот вопрос дает анализ аналогичных предложений, состоящих из двух эксплицитно выраженных НС.

E.g.: That fellow to talk of injuries! (J. Galsworthy). "You to marry a second time without family! You to marry without beauty!" ( Ch. Dickens).

В таких предложениях инфинитив может быть представлен формой без to:

"Oh! what does it matter? Phil never knows what he’s got on!" No one had credited an answer so outrageous. A man not know what he had on! No, no! (J. Galsworthy). "He fancies he can play at billiards," said he. "I won two hundred of him at the Cocoa Tree. He play, the young flat!" (W. Thackeray). "Why not our sweet Italy be heaven on earth if only she were free?" ( E. Voynich).

Единственный возможный анализ таких предложений состоит в том, чтобы считать инфинитив или словосочетание с ядром — инфинитивом сказуемым, а предшествующее ему существительное, субстантивное местоимение или субстантивное словосочетание — подлежащим предложения. Поскольку это так, постольку в предложениях, в которых эксплицитно представлен только инфинитив или словосочетание с ядром — инфинитивом, следует усматривать наличие нулевого подлежащего. Это подлежащее в ряде случаев может быть эксплицировано из окружающего контекста.

E.g.: And he strode out into the darkening lanes, caution and the desire of possession playing see-saw within him. ‘Bonsoir, monsieur!’ How softly she had said it. To know what was in her mind! (J. Galsworthy). He was thinking, "Infamous! To send a stripling like this chap! You'd think they knew better, upon my word!" (M. Catto).

Из сказанного выше вытекает, что инфинитивные предложения, как неэллиптические (полные), так и эллиптические, являются особым структурным типом предложений английского языка, в котором сказуемое представлено непредикативной формой. Такое утверждение противоречит не только самому термину «непредикативная форма глагола», но и данному выше определению сказуемого как НС предложения, включающей в себя предикативную форму глагола. По сути дела, мы приходим к выводу, что инфинитив в английском языке (как и в других) может в определенных случаях выступать как предикативная форма. (3, c. 180-187)

Понятие о вопросно-ответных единствах

Диалогическое единство пред­ставляет собой наиболее крупную структурно-семантическую еди­ницу диалогической речи. Оно состоит из двух, реже трех или че­тырех предложений-реплик, тесно связанных между собой по смыс­лу и структурно; при этом содержание и форма первой реплики определяют содержание и форму второй и т. д., так что только в сочетании реплик обнаруживается необходимая для понимания пол­нота данной части диалога.

Система вопросов и ответов представляет собой один из самых распространенных ти­пов коммуникативной связи, характерной для диалогической фор­мы речи, так как отдельно поставленный вопрос не содержит за­конченного суждения. Следует учесть также, что только тогда, когда смысловая связь между вопросом и ответом дополнена грамматической и ин­тонационной, сочетание двух реплик образует диалогическое единство, которое и надлежит рассматривать практически в лю­бом языке как особую коммуникативную единицу диалогической формы речи. Речевые единицы не однородны по своему словесному и структурно-интонационному составу. Эта неоднородность обусловливает­ся, с одной стороны, многообразием явлений действительности вос­принимаемых субъектом, т.е. объективным содержанием, а с другой - условиями и сферой функционирования их непосредственно в речи. В содержании речевой единицы отчетливо проявляет себя логи­ческая связь, которая и является целью высказывания. Она может вмещать в себя названия предметов или их признаков, конкретно выполняемых действий, местонахождение субъекта или объекта, вре­мя действия, цель, причины, цель высказывания и т.д. Последняя, как правило, определяет грамматический и лексический материал, необходимый для более четкого оформления заданной мысли, т.е. грамматическую структуру и лексическое наполнение той или иной речевой единицы.

Цель эта может быть различной не только по содержанию излагаемого материала, но и по своей коммуникативной направленнос­ти. К примеру, это может быть повествование, вопрос, просьба или приветствие. Логическая сущность рассматриваемого нами положения в принципе состоит в том, чтобы вопросом или репликой выз­вать ответную реакцию. Поэтому часть вопросно-ответного предложения настолько связана семантически, а также структурно-ин­тона­ционно взаимообусловлена, что образует сложную, особую коммуникативную единицу, именуемую по классической терминологии диалогическим единством.

Термин этот впервые был введен Шведовой Н.Ю. в одной из ее статей, а затем получил дальнейшую разработку в ее докторской диссертации «Очерки по синтаксису русской разговорной речи». (11, с.323)

1) - Кто говорит?

- Унтер-офицер Турбин.

2) – Who’ s speaking!

- It’s me! Lucy!

В первом примере содержание и форма ответной реплики­-предложения определяются содержанием и формой первого вопро­сительного предложения: второе неполное предложение состоит из одного подлежащего, так как в первом вопросительном предло­жении спрашивается именно о субъекте действия (вопроситель­ное местоимение кто); сказуемое же во втором предложении опу­щено, так как оно названо в первом.

Во втором примере все реплики - неполные предложения: в первом не хватает дополнения, чем вызвана вторая реплика­ вопросительное предложение (сказуемое опущено, так как оно есть в первой реплике); наконец, третья реплика - неполное предложе­ние, состоящее из одного дополнения, которого не хватает в первой реплике и которое представляет собой ответ на вопрос, заклю­ченный во второй реплике.

Таким образом, и в первом и во втором случае полный смысл сообщения извлекается именно из сочетания реплик-предло­жений.

Существует несколько классификаций диалогических единств по разным основаниям.

1 По значению и по формальным особенностям, в том числе и по интонации, диалогические единства делятся на ряд типов. (1, с. 140)

a) единства, в которых вторая реплика продолжает незаконченную первую;

b) единства, в которых реплики связаны одним предметом мысли, представляют собой высказыва­ния по поводу него;

c) единства, в которых во второй реплике выра­жается согласие или несогласие с утверждением, заключенным в первой, и др. Например:

d) единства, в которых содержание и форма первой реплики определяют содержание и форму второй

Например:

1) Т а т ь я н а. Он красиво одет...

Т е т е р е в. И весел (Горький).

2) – Then it’s yes?

- Suppose so (Maugham)

Интонационная и смысловая незаконченность реплик, присое­динительный союз в первой (1), лексический повтор (подхват) во второй (2) и др., а также свойственный большинству диалоги­ческих единств параллелизм в строении реплик и закономерная неполнота второй реплики - все это теснейшим образом связы­вает одну реплику с другой, превращает их сочетание в единую структуру.

Однако далеко не все идущие друг за другом реплики обла­дают этими признаками. Бывают реплики, представляющие собой законченные предложения, каждое из которых содержит свое сооб­щение. Например:

- Товарищ Максудов? - спросил блондин. - Да, я...

- Ищу вас по всему театру,- заговорил новый знакомый,­ позвольте представиться - режиссер Фома Стриж.

- Mr. Poirot? You are Hercule Poirot?

- At your service, madam. But you see, I’m on holiday, and that means I do not take cases.

В этой части диалога из трех реплик только две первые пред­ставляют собой диалогическое единство; третья же, хотя и тесно связана с первой, представляет собой новый этап в разговоре. (1, c. 140-151)

Важно также отметить, что ком­муни­ка­тивные свойства вопросно-ответных речевых единиц, их связь с предшествующим высказыванием, сама вопросительная реп­лика, - все это с логической точки зрения занимает промежуточ­ное положение, только намечая новое суждение. Последнее, в свою очередь, формируется в составе ответной реплики на за­данный вопрос, являясь, таким образом, дополнительным стимулятором. А усвоение вопросительного предложения в целом в своей реагирующей функции способствует одновременному, параллельно­му овладению и другими типами диалогических единств, как напри­мер, обменом репликами.

Диалог всегда представляет собой обмен репликами, высказываниями, порождаемыми в процессе взаимообщения. Сама цель реплик в диалоге – это смысловая взаимосвязанность и взаимозависимость, а в определенных случаях и структурно-языковая, в ре­зультате которой образуется своеобразное диалогическое единство.

Важно иметь в виду, что в составе диалогического отрезка речи любого иностранного языка вопросу в естественном акте коммуникации, бесспорно, принадлежит ведущая роль. Анализ ре­­чи носителей современного английского языка и диалогических единств в англо-американской художественной литературе позволяет сделать некоторые выводы:

1) в диалогических единствах, обязательным компонентом которых была вопросительная реплика, преобладает именно вопрос (вопросительная конструкция), выполняющий функцию стимула;

2) вопросительные предложения вообще могут рассматриваться в качестве «пробного камня» теории речевой коммуникации, поскольку их всеобъемлющая структура вмещает такое разнообразие всевозможных вариантов, которые, по справедливому замечанию психолингвиста Г.В.Колшанского, «умещаются в диапазоне от так называемого прямого до так называемого обратного смысла». (6, с. 160-178)

Иными словами, с помощью вопроса, зачинающего собой отрезок в диалоге, мы запрашиваем не только определенную информацию, но и интонационно, а иногда и структурно-грамматически выражаем различные чувства, проявляя и известную компетентность в данной области, ограниченной поставленным вопросом.

Диалогическая речь в функциональном отношении, по мнению Шведовой, бывает линейной и блоковой. Линейная речь наблюдается в монологе и реплике, где речь ведет одно лицо, а каждое последующее высказывание (предложение) – это новая мысль, дополняющая и развивающая сказанное. Простейшей формой здесь является сочетание двух предложений, из которых одно выражает стимул, побуждает собеседника высказаться на определенную тему, а другое – реакцию на высказывание (ср. вопрос-ответ, волеизъявление – реакция на него и т.д.). Стимулирующая и реагирующая роль реплик осуществляется с помощью специальных языковых средств (интонации, повторов, синтаксической неразвернутости и др.). Ответная реплика в составе вопросно-ответного единства координирует свои фор­мы с вопросительной репликой по нормам подчинительного при­соединения, например: Peter. How did you make that two pence? – As usual. By selling cannons.

2 Классифицировать диалогические единства можно и по содержанию выполняемых ими функций. В этом случае можно подразделять на:

1) побудительные (инициирующие);

2) реактивные (реагирующие);

3) реактивно-побудительные (реагирующие) инициирующие комбинированного характера.

В составе микротекста или даже развернутого контекста диалогические единства могут быть представлены всевозможными сочетаниями:

1) повествовательное предложение – вопросительное предложение;

2) повествовательное предложение – побудительное пред­ложение;

3) повествовательное предложение – восклицательное предложение;

4) повествовательное предложение - повествовательное предложение;

5) вопросительное предложение – повествовательное (утвердительное или отрицательное) предложение; и др.

Следует отметить, что с точки зрения количества составляющих их реплик диалогические единства могут быть двучленными и многочленными (трехчленными и четырехчленными). Наиболее характерными и одновременно композиционно несложными являются единства, состоящие из двух реплик. Двучленные единства представ­ляют собой одношаговое речевое действие; многочленные – многошаговое, как и диалогический текст, состоящий из более чем одного единства с любым количеством членов в составе этих единств.

Таким образом, вопросно-ответное единство как функционально-речевая единица характеризуется следующими признаками:

1) основным функционально-структурным ядром вопросно-ответной речевой единицы является вопросительная реплика, сти­мулирующий характер которой обусловливается несоответствием между функционально-доминирующими и структурно-обра­зую­щими эле­­ментами в составе вопросительного предложения.

2) Ответная реплика реагирует не на весь состав вопросительного предложения, а только на тот его член, который либо выражает элемент мысли, находящейся под вопросом, либо указывает на недостающую часть суждения. При этом ответная реплика часто дублирует структурно-грамматические особенности вопроса.

3) Несмотря на психологическую и физическую расчлененность состава вопросно-ответной речевой единицы между двумя собеседниками, в вопросительной и ответной репликах выделяются взаимообусловленные и ответные члены, образующие функциональный центр речевой единицы, который определяет ее коммуникативное содержание.

4) Каждая вопросно-ответная речевая единица имеет свою интоационно-структурную модель, которая выявляется на уровне постоянных элементов в составе грамматического и функционального центров всего вопросно-ответного единства.

5) В речевой практике вопросно-ответная речевая единица функционирует преимущественно в диалогической форме речи во множестве своих лексических, грамматических, структурных и интонационных вариантов. В этом случае «речевой образец» с методической точки зрения должен быть простым воплощением принципов вопросно-ответных логико-грамматических связей, которые становятся одним из вариантов вопросно-ответной речевой единицы для последующего формирования аналогичных речевых высказываний в соответствующей ситуации.

6) Побуждением для вопроса в составе диалога может быть желание или необходимость получить какую-то информацию из предшествующего высказывания собеседника. (6, c. 122)

Использование эллиптических предложений в вопросно-ответных единствах

Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи, представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, наряду со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной.

Среди диалогических предложений различаются предложения реплики и предложения - ответы на вопросы (вопросно-ответные единства).

Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу и самостоятельны, чем последующие, которые и лексически и грамматически ориентируются на первые реплики.

Например:

- На перевязку иди.

- Убьют.

- Ползком.

- Все одно не спасешься .

- I went straight to bed

- That was at - ?

- Just after half past twelve.


2. Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса или реплики.

Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

- Ты кто такой?

- Проходящий... странствующий...

- Ночуешь или жить?

- Погляжу там... ;

- Who are you? What are you doing here?

- I’m a wanderer

- Suppose, you’ve come to settle down here?

- I’m not sure…Just think about it


Могут быть ответами на вопрос, требующий лишь подтверждения или отрицания сказанного:

- Может быть, надо что-нибудь достать?

- Ничего не надо.

- It’s Pennington, is not it?

- Yes.

- But what on earth is he doing here?


Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

- Нравится или не нравится?

- Нравится, - сказала она.

-Everything you like…Which of them, white or red coat?

- I like the first one

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:

- Чем же вы жить-то будете?

- А голова-то, а руки-то на что?

- I want to have a talk with you

- With me?! I thought you came to see Linnet.

Вопросы и ответы лексически и структурно настолько тесно связаны друг с другом, что часто образуют нечто подобное единому сложному предложению, где предложение-вопрос напоминает придаточное условное. Например:

- А если во время сева они сломаются?

- Тогда в крайнем случае самодельные изготовим.

- And if I tell you what has happened?

- Then,…then, perhaps, we could help you

Разные виды контекстуальных неполных предложений употребляются по-разному: несмотря на то что все они свойственны разговорному стилю, некоторые из них могут быть воспроизводимы и в речи научной. Это, например, неполные предложения - части сложносочиненного и сложноподчиненного предложений; неполнота таких построений - их закономерное качество, диктуемое семантико-стилистическими особенностями построения сложных предложений, в которых самый факт неповторения слова (или ряда слов), «выполняющего функцию общего члена для двух или нескольких частей сложного предложения, является показателем их структурного объединения». Примеры возможны в научном изложении и простые контекстуальные неполные предложения, связанные со стремлением опустить повторяющиеся звенья однотипных структур: Geometry was considered to investigate perpetual quantities, and arithmetic – discrete data.

Разные типы неполных и эллиптических предложений как факт живой разговорной речи в последние годы широко применяются в языке газеты. Эти конструкции дают богатый материал для выработки структуры заголовков, многочисленные эллипсисы здесь - это уже своего рода стандарт. Язык газеты стремится к динамичности, броскости. Этому способствуют, в частности, предельно краткие предложения с пропуском избыточных в информационном отношении слов. Вот примеры заголовков из газет: Girl Gymnast -Next Title; Another Woman on Ice . Такие эллипсисы чрезвычайно экономны с точки зрения средств выражения. В заголовке называются только те члены предложения, которые являются целевыми в данном высказывании, все остальное логически восполняется текстом, речевой ситуацией, избавляющими от необходимости в назывании всех звеньев грамматической структуры. В неполных предложениях-заголовках отсутствие одного или нескольких членов структуры в большинстве случаев является синтаксической нормой, создающей стилистическую и экспрессивную окраску предложений-заголовков. Газетные заголовки, изобилующие такими построениями, выражают мысль в максимально сжатой форме. Интересно, что среди предложений-заголовков формируются специфические структуры, приемлемые только в сфере названий и невозможные в самом тексте статьи, заметки. (www.lingvo.ru )

Развитие подобных структур вызвано потребностью узаконить применительно к специфике заголовка особые модели предложений, которые, несмотря на сокращение языкового материала, дают максимальный эффект в привлечении внимания читателя. Предложения-заголовки часто строятся на базе сочетания только форм косвенных падежей. Такая тенденция к экономии средств выражения в заголовках способствует аккумуляции мысли. Однако при чрезмерном увлечении подобными конструкциями возникает опасность негативного стилистического эффекта.

Описаниям больше свойственны эллиптические предложения с препозитивными обстоятельствами. Особенно характерны они для ремарок драматических произведений. Вот, например, как строит описание-ремарку А.М. Горький. Описание содержит краткую характеристику обстановки действия: В левом углу - большая русская печь; в левой - каменной - стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя… Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное («На дне», действие первое). ( 2, c. 127-129)

Описание-ремарка Джона Пристли : «All the room is dark, but the moonlight – and the faces – still in lingers; …and the play over» (Time and the Conways) «An evening in spring, 1912…the dining room of a large house, belonging to a prosperous man. At rise of curtain, the four seated at the table: with Arthur at one end, his wife at the other end»(An Inspector Calls)

Неполные ситуативные предложения могут быть применены лишь при воспроизведении речи персонажей, как в диалоге, так и в репликах одного персонажа: Edna, call the doctor, quickly!

Диалогическая речь, независимо от того, какие структурные типы предложений составляют ее, имеет свои собственные закономерности построения, вызванные условиями ее формирования и целевым назначением: каждая реплика создается в процессе непосредственного общения и потому имеет двустороннюю коммуникативную направленность. Многие синтаксические особенности диалога связаны именно с явлением говорения, перемежающимся обменом высказываний: это лаконичность, формальная неполнота, смысловое и грамматическое своеобразие сочетаемости реплик друг с другом, структурная взаимообусловленность.

С точки зрения структурно-грамматической реплики не однородны: одни из них относительно самостоятельны в своих формах, другие - взаимообусловленны; такое тесное сочетание реплик, представляющее собой структурно-грамматическое объединение, некоторые лингвисты предлагают называть диалогическим единством - термином, явно перекликающимся с «межфразовым единством». Эта связь определяет и существо данных синтаксических явлений.

Неполные и эллиптические предложения используются в основном в сфере разговорных стилей. Как примета разговорности они широко употребляются в художественной литературе и при передаче диалога, и в описаниях. Однако разные виды неполных и эллиптических предложений имеют и конкретную стилистическую закрепленность. Естественно, например, что в диалоге всецело господствуют предложения неполные ситуативные и эллиптические с объектным распространителем. (2, c. 147-150)

Например:


Утром в избушку пришел Егор.

- Здорово, Михеич!

Старик долго рассматривал парня.

- Что-то не узнаю... Чей будешь?

- Любавин.

- Simon Doyle? Ever heard of him?

- No, she does not say much…

- What sort a fellow is he?

- That does not matter; the whole point is she’s married. (A.Christie)

Сегодня когда все спешат, употребление в диалогической речи эллиптических конструкций связано со стремлением говорящего максимально упростить, сократить высказывание, создать в конечном итоге единую формулу, содержащую как можно больший объем информации при одновременно минимизированной структуре самого высказывания. Поэтому поверхностная структура высказывания содержит в себе лишь компоненты, составляющие его рациональный минимум, т.е. являются необходимыми и достаточными для восприятия его смысла. Очень часто в репертуаре клиента кафе присутствуют безглагольные побудительные предложения. Безглагольность представляет собой характерную особенность рассматриваемых побудительных предложений, являясь их синтаксической нормой. Специфика этого структурного типа предложений именно и состоит в отсутствии, в ненужности глагола. Побудительные предложения такого типа сочетают в себе «представление о субъекте с представлением о предикате». Субъект и предикат находят свое совместное выражение в побудительных предложениях в главном и единственном члене этих предложений и в оформляющей их побудительной интонации. В конкретной типизированной ситуации такие предложения очень легко трансформировать в глагольные посредством расширения его состава, результатом такого восстановления будет являться как правило лишь один правильный вариант, который замыслил говорящий. В речевом акте между клиентом и барменом возникает полное взаимопонимание, обусловленное типизированной ситуацией, в которую включены обе стороны общения. В высказывании Прескриптора преобладает вербализация только одного компонента семантической структуры высказывания – объекта, на который направлено действие. Надежность коммуникации обеспечивает высокая степень типизированности и жесткая структура которой способствует конкретизации смысла высказывания. Знание каждым носителем языка эталонной структуры данного высказывания помогает восстановить эллиптированный компонент высказывания.

- I’d like to know if it`s possible to show me that coat?
- Here it is (результат
соц . опроса информантов ).
- Could you show me some tweed suits, please?
- Do you want heavy tweed, madam? (рез-ты соц. опроса информантов).
- Have you got these jeans in a size thirty-two?
- I think so. Let me have a look. (результаты соц. опроса информантов).


- Можно посмотреть вон тот синий блокнот?
- Это последний (результаты соц. опроса информантов).
- А у вас есть такой же джемпер, только посветлей?
- К сожалению, нет (результаты соц. опроса информантов).

Из приведенных выше примеров мы видим, что вопросы Адресанта осуществляются посредством запроса информации о наличии у Адресата требуемого предмета, т.е. просьба покупателя всегда представляет собой просьбу о предмете. Это обусловлено условиями речевой ситуации и стремлением говорящего минимизировать интенсивность директивной интенции. Покупатель нуждается в каком-либо предмете и его речевое поведение нацелено на приобретение этого предмета. Цель деятельности продавца состоит в реализации этого предмета.

В английском языке употребление эллиптических конструкций в репертуаре покупателя магазина практически не встречается, такой речевой акт будет звучать грубо и неуместно. В русском языке, очень часто употребляются безглагольные побудительные предложения в речи покупателя. Это не воспринимается как невежественный способ обращения, безглагольные побудительные предложения ситуативно уместны, социально одобрены.

Заключение

Наличие эллиптических конструкций в структуре языка – естественный процесс развития синтаксиса, такие конструкции встречаются почти во всех языках.

Большинство таких конструкций – свернутые предложения, предназначенные для экономии речевых средств; в терминах традиционной грамматики эллипсис определяют как предложение, в котором отсутствуют либо подлежащее, либо сказуемое.

Между собеседниками не возникает недоразумений или непонимания, так как использование данных эллиптических конструкций либо:

- ясно из предшествующего контекста «How was the play?»

«Very good» returned Hurstwoood (Dreiser)

- имеет отношение к грамматической конструкции предыдущего предложения

Doing well, suppose? – Excellent! – Glad to hear it!

С точки зрения структурного построения эллипсиса в английском языке различаются:

1) Конструкции, где происходит опущение подлежащего:

Looks to me for all the world like a leopard

2) Опущение конструкции there is, there are :

Too many women nowadays , and they do not know what they want.

3) Отсутствие вспомогательного глагола в вопросе:

You going to take Irene?

4) Конструкции, где происходит опущение подлежащего и вспомогательного глагола:

Mean to tell me you don’t know?

5) Конструкции, где происходит опущение подлежащего и глагола-связки:

I don’t write. Not such a fool!

Постепенно некоторые из вышеперечисленных типов эллипсиса входят в разряд идиоматических выражений. Например: See? = Do you see?; That do? = Will that do?

Редко в побудительных предложениях используются неопределенные местоимения somebody, anybody: «Somebody fetch a piece of chalk!»; в русском языке также встречаются подобные конструкции: «Кто-нибудь, принесите мелу!» (www.bookz.ru ; Раевская Н.М. Modern English Grammar, 1987)

При использовании эллипсиса в диалоге говорящий всегда осознает, что он хочет выразить с помощью этих слов, или подчеркивает, какую тему он не хочет затрагивать в разговоре. Эллиптические конструкции используются не потому, что говорящий не умеет правильно строить предложение, а лишь от того, что это экономит время. Часто подобного рода построения встречаются в деловом общении с целбю экономии времени, когда как говорят «время - деньги».

Существуют эллиптические конструкции, в которых подлежащее или сказуемое могут быть выражены либо существительным либо прилагательным: Michael not cheerfull?; такие конструкции более привычны для флективных языков: Он занят, Он не весел, Она не здорова .

Итак, эллиптических предложений являются «непременным атрибутом» любого языка, где ежедневная коммуникативная единица – прежде всего диалогическое единство, в котором в свою очередь проявляется разговорная речь с ее свободной несвязанной синтаксической структурой, лаконичностью, динамичностью и информативностью, со всем многообразием использования эллиптических конструкций и идиоматических выражений. (8, с. 155-160)

Список литературы:

1 Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация – М.: Просвещение, 1979. – 264с.

2 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык – М.: Просвещение, 1987. – 256с.

3 Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка – М.: Высшая школа, 1966. – 199с.

4 Ильиш Б.А. Строй современного английского языка – Л.: Просвещение, 1971. – 365с.

5 Исмаилова Д.А. Методика обучения диалогической речи английского языка – Баку, 2002,- 212с.

6 Колшанский Г.В. Теоретические проблемы билингвизма. Лингвистика и методика в высшей школе - М., Высшая школа, 1967.

7 Попова И.А. Неполные предложения - М.: Просвещение, 1953 , - 274с.

8 Раевская Н.М. Modern English Grammar – М.: Просвещение, 1987

9 Розенталь Д.Э. Современный русский язык – М.: Айрис Пресс,2003. – 432с.

10 Смирницкий А.Н. Синтаксис английского языка - М.: Высшая школа, 1981. – 288с.

11 Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи - М.: Высшая школа, 1958, 477 с.

Ссылки:

А) http//bookz.ru/authors/raevskaa-natalia.html