Главная              Рефераты - Разное

План тема: Использование Интернет в обучении иностранным языкам - реферат

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Евразийский Национальный Университет им. Л.Н.Гумилёва

Педагогический Факультет

Кафедра Английской Филологии

Шабаев Н. (ИФ-22)

Использование Интернет в обучении иностранным языкам

Курсовая работа

Специальность: 050205 – Иностранная филология – Английский язык

Дисциплина: Современная методика преподавания иностранных языков

Научный руководитель:

Б.К.

Астана, 2007г.

ПЛАН

Тема: Использование Интернет в обучении иностранным языкам

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3

1. Дидактические функции сети Интернет для предмета

«Иностранный язык»………………………………………………………... 4

1.1. Определение целей использования Интернета для изучения иностранного языка…………………………………………….............................7

1.2. Определение возможностей использования Интернета как средства обучения…………………………………………………………………………... 8

2. Практическое использование сети Интернет на уроке……………………..9

2.1. Сайт по изучению английского языка. Выбор №1…………………..9

2.2. Сайт по изучению английского языка. Выбор №2……………….... 10

2.3. Сайт по изучению английского языка. Выбор №3…………………. 11

2.4. Сайт по изучению английского языка. Выбор №4…………………. 12

2.5. Сайты для проверки Знания Английского языка…………………… 13

3. Заключение…………………………………………………………………….14

4. Использованная литература………………………………………………… 16

Введение

21 век, несомненно, стал информационным веком, веком цифровых технологий. Это продиктовало нам время. Время, в котором уже почти каждый школьник может свободно общаться с цифровыми, компьютерными технологиями на уровне пользователя. Прошло время, когда можно было только делиться своими знаниями, когда ученик выступал лишь в роли реципиента, получающего знания от преподавателя. Сегодня в обучении особенный акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Необходимо переосмыслить место и роль информации, что ведет к переосмыслению содержания образования. Ожидать всплеска повышения качества образования в стране по мере ее интернетизации не следует, однако не использовать новые технологии в образовании тоже неразумно.
Интернет может стать для учащегося еще одним инструментом для познания любимого предмета. Наверное, сегодня можно говорить уже о том, что Интернет-технологии являются частью общей информационной культуры учителя и учащихся.
Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время действительно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета, как средства обучения иностранному языку, как нельзя лучше реализуются многие цели обучения и воспитания.

1. Дидактические функции сети Интернет для предмета

«иностранный язык»

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Но нужно не забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами, прежде всего, - средство реализации этих целей и задач.

Поэтому, прежде всего, следует определиться, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранным языкам могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная сеть.

Интернет создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду. Но как этим воспользоваться? Как всё это вписать в реальный учебный процесс при двух-трех часах в неделю и весьма ограниченном объеме языковых средств в общеобразовательной школе и несколько более благоприятных условиях в лингвистических гимназиях?

Давайте сначала вспомним еще раз особенности предмета «иностранный язык», независимо от тех возможностей, которые предлагает нам Интернет, а также от типа учебного заведения, в котором этот язык преподается.

Основная цель – формирование коммуникативной компетенции , все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.

В наше время именно эта цель является и наиболее востребованной любыми категориями учащихся, студентов, изучающих иностранный язык. Даже если дальнейшая специализация выпускника не связана с зарубежными поездками, контактами с иностранными специалистами, пользование всемирной сетью Интернет становится всё более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности. Основная информация в сети на английском языке. Однако стремительно развиваются информационно-предметные среды в Интернете и на других языках. Образованный человек, который только и может быть востребован в условиях стремительно развивающихся технологий развитых стран мира, должен владеть информацией в своей области. Современные средства связи с партнерами, доступ к информационным ресурсам сети Интернет предполагают достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранными языками. Это реальность, с которой приходится считаться, и, видимо, одна из причин, по которой ЮНЕСКО объявил следующее столетие веком полиглотов. Приоритетная ценность в век информатизации – информация. Путь к успеху во многих областях – доступ к информации и умение работать с ней, разумеется, не только на родном языке.

Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе её выполнения, действий и операций, с ней связанных. Поэтому для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику в том виде речевой деятельности, которой он в данный отрезок времени овладевает. В основе формирования умений в любом виде иноязычной речевой деятельности лежат слухомоторные навыки. Следовательно, приоритет в обучении иностранному языку принадлежит устным упражнениям. В этом основная специфика предмета и основная трудность преподавания, особенно если речь идет о формировании умений говорения.

Следует иметь в виду и еще одну особенность предмета «иностранный язык». Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении. А для этого нужен партнер. Компьютерная программа, CD – ROM диск, какими бы интерактивными при этом они ни были, могут обеспечить лишь квазиобщение (т.е. общение с машиной, а не с живым человеком). Исключение составляют компьютерные телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером – носителем языка. Кроме того, коммуникативная компетенция, как мы видели, теснейшим образом связана с лингвистической, а также с культуроведческой, в частности со страноведческой компетенцией. Следовательно, система обучения иностранного языка должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Необходимо научить школьников уважать проявления этой культуры, т.е. быть способным к межкультурному взаимодействию. Разумеется, частично эта задача решается с помощью отбора содержания в учебники, учебные пособия. Но подлинного знакомства все-таки не происходит.

Именно поэтому, готовясь к очередному уроку, планируя цепочку уроков по теме устной речи и чтения, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.


1.1. Определение целей использования Интернета для изучения иностранного языка

Если иметь в виду Интернет, то также прежде всего важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

― для включения материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения);

― для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;

― для самостоятельного изучения, углубления первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;

― для самостоятельной подготовки к сдаче квалифицированного экзамена экстерном;

― для систематического изучения определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя.

Все это, вполне очевидно, разные задачи, объединенные, однако, единой целью обучения – формированием коммуникативной компетенции. Исходя из специфики предмета, зная дидактические свойства и функции сети Интернет, её возможности и ресурсы, мы можем определить, для решения каких дидактических задач могут использоваться те или иные услуги и ресурсы в сети. Только после этого можно определяться с методикой их применения на уроке или во внеурочное время, в очной или дистанционной формах обучения.

1.2. Определение возможностей использования Интернета как средства обучения

Начнем с урока. Практически каждый университет в настоящее время имеет возможность закупить нужное количество ПК для, по крайней мере одной аудитории.

Итак, каким образом можно использовать возможности, предоставляемые сетью Интернет, на уроках иностранного языка?

― учитель может до урока в медиатеке школы или со своего домашнего компьютера, если таковой имеется, подобрать те или иные аутентичные материалы для чтения по изучаемой теме устной речи;

― провести лингвистический анализ определенных сообщений, устных или письменных высказываний носителей языка, содержащих фразеологизмы, реалии, идиомы, пословицы, поговорки, неологизмы, отражающие специфику функционирования изучаемого языка в культуре народа;

― использовать хотя бы фрагментарно художественные произведения авторов страны изучаемого языка, полученные в виртуальных библиотеках. Особенно это благодатный материал для различного рода проектов, дискуссий;

― использовать материалы электронных грамматических справочников, предлагаемых в них упражнений, а также лексических справочников, словарей, справочников страноведческого характера, материалов дистанционных курсов, имеющихся в открытом доступе для включения их в урок.

Однако перечисленными примерами использования ресурсов сети Интернет на уроке эти возможности не исчерпываются. Прав А.А. Леонтьев в том, что педагогические технологии нельзя выучить. Можно наметить лишь ориентиры их возможного применения. Творческий потенциал учителя подскажет ему область поиска, а профессионализм даст импульс для интересных находок и решений.

2. Практическое использование сети Интернет для изучения английского языка.

2.1. http://www.native-english.ru/

Описание:

Наиболее полный сайт. Информация предоставлена по всем направлениям изучения английского языка.

Здесь можно найти:

- грамматика

- произношение

- чтение

- учебники

- статьи

- статьи для чтение и одновременного прослушивания

- топики

- пословицы и поговорки, скороговорки

- тесты

- игры

- прикладные программы

- анекдоты на английском

- аудиокниги

- фильмы[1] на английском языке (некоторые представлены с субтитрами)

Отличительной чертой этого сайта от множества других является наличие Форума. Форум – это место общения, в котором могут общаться все. Общение, конечно происходит на английском языке. Там школьники \ студенты могут просто участвовать в дискуссиях, непринужденных беседах, в которых они и совершенствую свои навыки разговорной и письменной речи.

2.2. http://english4.ru/

Описание:

предназначен для начинающих и возвращающихся к изучению английского после продолжительного перерыва;
научит главным компонентам английского языка (базисная грамматика, чтение текстов среднего уровня, основы перевода, словообразование);
главная особенность - активно применяется ассоциативная методика запоминания слов (использование опорных слов и выражений). Вы прилагаете минимум усилий, чтобы запоминать новые слова. Лексика последовательно закрепляется в каждом последующем уроке. Весь материал объясняется простым и понятным русским языком;

Английский алфавит, транскрипция и английские звуки Озвученная таблица неправильных глаголов английского языка.

Учебный словарь.

Частотный словарь английского языка (первые 2000 слов)

Библиотека книг на английском языке

Статьи по теме "Английский язык"

Рассылка «Разговорный английский для начинающих»

Рассылка «Слововбиватель (радикальное запоминание английских слов)»

Материалы, которые можно скачать:

Демонстрационная версия курса английского языка для начинающих.

Английский алфавит, транскрипция и английские звуки

Озвученная таблица неправильных глаголов английского

Песни на английском языке (звук, текст, перевод):

Справочник по английской грамматике

Кулинарные рецепты на английском языке от Jamie Oliver

Отличительной особенностью этого сайта является распределение уроков по тематике. Что нечетко было выражено, например, в предыдущем сайте.

2.3. http://www.learn-english.ru/

Описание:

Программа «Научитесь понимать английский язык » В основу программы положены английские аудиотексты, так как практика показывает, что именно они наиболее быстро и эффективно развивают навыки свободного владения английским языком.
- Управление аудиотекстами построено по принципу «одно касание», т.е. для того, чтобы прослушать любое слово или фразу и получить к ним перевод и пояснения, достаточно просто щёлкнуть на них мышкой.
- В программе используется оригинальное «зонирование» текста. Если Вы хотите услышать английское слово, Вы должны произвести щелчок мышкой внутри этого слова. Если Вы хотите услышать английскую фразу, Вы должны сделать щелчок между словами этой фразы.
- Программа предусматривает добавление новых текстов, которые постоянно разрабатываются.
- Программа использует неадаптированные тексты;
- Благодаря детальному переводу и тщательной синхронизации звука, программа может без особых затруднений быть использована людьми, которые только начинают изучать английский язык.
- Озвучивание текстов осуществляется исключительно носителями языка.

Читайте в оригинале - учите английский язык – этот раздел представляет собой собрание текстов на английском языке с одновременным прослушиванием. Изюминка его в том. Что прослушивание может вестись как на Американском английском, так и на Британском…

Особенность этого сайта состоит в том, что он представляет информацию с использованием прикладной программы, что заслуживает большого внимания!

Тексты озвучены носителями языка. Переводы сделаны профессиональным переводчиком.

2.4. http://enpuz.ru/

Описание:

Программа для изучения английского языка

Изучение английского языка слушая и собирая фразы, записанные носителями английского языка. Главная цель работы с программой - улучшение понимания речи на английском языке. Принцип - собрать озвученную фразу из предлагаемых слов, аналогично игре puzzle. Многократное аудирование позволяет на подсознательном уровне усвоить иностранный язык. Файлы с голосами носителей английского языка записаны в формате MP3. Условия распространения - freeware (бесплатно).

Кроме программы "English Puzzle" вы можете скачать скринсейвер (screensaver), который тоже поможет Вам в изучении английского языка. Этот скринсейвер показывает на экране монитора пословицы на английском языке. В последней версии более 800 пословиц.

Отличие от других программ – применен метод игры.

Это намного усиливает интерес обучаемого к изучению языка. В следствие этого, данный метод будет полезен не только начинающим в изучении языка, но и тем, кто уже владеет базовым уровнем

2.5. English Language Tests

Practice tests for the EFL Exams [2]

Описание:

Тест на знание Английского языка. Включает в себя проверку по всем четырем направлениям - написание, прослушивание, чтение, разговорные навыки…

English Language Test and Assessment Service [3]

Проверка знаний английского языка по методике TOEFL

Очень интересный и наполненный всевозможной информацией сайт.

Здесь и грамматика, и игры онлайн. Каждый сможет найти себе свое. 3. Заключение

Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели обучения и воспитания.

С помощью Интернет решаются многие проблемы с коммуникацией, устанавливается единая коммуникативная среда: это и переписка по электронной почте с школьниками других стран, создание и проведение совместных телекоммуникационных проектов, возможность чтения книг на языке оригинала, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах, текстовых и голосовых чатах, публикации творческих работ детей на образовательных и художественных сайтах и получения отзывов на них из всех стран мира. При этом создается не имитации общения, а идет интересный, захватывающий диалог двух или нескольких культур, а если проекты затрагивают страноведческий аспект, то расширяются общие знания школьников, возрастает заинтересованность не только в изучении иностранного языка, но и других предметов. Все учащиеся, не зависимо от возраста и уровня обученности, принимают участие в любых видах связанной с использованием Интернет деятельности с истинным азартом, при этом интерес не угасает в течение нескольких лет. Исчезают языковые и культурные барьеры, улучшается успеваемость, школьники становятся уверены в своих силах.

В результате проделанной работы были достигнуты основные цели, углубленно рассмотрены проблемы изучения, проанализированы и отмечены достоинства и недостатки, а также испробованы многие методы и приемы на практике.

К чему можно прийти, используя Интернет в обучении?

Наши Выводы:

--- У обучаемых появился большой интерес к изучению предмета вследствие следующих моментов:

- «вывод на успех» на каждом уроке повышает самооценку учащихся;

- интересные и разнообразные формы работы с компьютером повышают мотивацию;

- организация ситуаций общения на уроке формирует легкость в общении и реализует ведущую возрастную мотивацию — общение.

- большие возможности наглядного предъявления языкового материала способствуют лучшему его усвоению;

--- У преподавателя появляется азарт в работе вызванный:

- профессиональным ростом при освоении новых подходов;

- удовлетворением от работы, где результат виден после каждого урока.

----------------------------------

Поэтому, будем надеяться, Интернет, как средство обучения иностранному языку, войдет в повседневную практику преподавания во всех учебных заведения. Для этого уже создаются необходимые предпосылки, и постепенно из плоскости разговоров и теоретических поисков использование сети Интернет в обучении иностранным языкам получает в нашей стране реальное воплощение.

4. Использованная литература

1. http://enative.narod.ru/theory/methods/prepod.htm

2. http://image.websib.ru/05/text_article.htm?473

3. http://www.edufind.com/english/grammar/toc.cfm

4. http://www.english.ru/

5. http://www.english-online.org.uk/fce/fcehome.htm

6. http://www.referatcollection.ru/45178.html


[1] Список фильмов: http://www.nikkesjabainen.narod.ru/list_of_ENGmovies.xls

[2] http://www.english-online.org.uk/fce/fcehome.htm

[3]