Главная              Рефераты - Разное

работа - реферат

Федеральное агентство по образованию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа

(методические указания для студентов)

Санкт-Петербург

Издательство Политехнического университета

2008

УДК 32.01 (075.8)

ББК 66.0 я 73

Т 41

Тимерманис И.Е., Евсеева Л.И., Арканникова М.С. Курсовая работа (методические указания для студентов). СПб.: Изд-во «Нестор», 2008. 40 с.

Научный редактор: доктор социологических наук, профессор И.Е. Тимерманис.

Методические указания разработаны на кафедре политологии Гуманитарного факультета СПбГПУ и содержат рекомендации по подготовке, написанию, оформлению и защите курсовых работ студентов в соответствии с требованиями ГОСТ. В издании рассматриваются вопросы технического оформления курсовых работ, приводятся правила и требования к оформлению структурных частей (титульный лист, оглавление, список использованной литературы) и составных элементов текстовой части (рубрикация текста, оформление ссылок, таблиц, рисунков, формул).

Предназначено студентам, научным руководителям, а также всем желающим повысить культуру своей научной работы.

Печатается по решению Ученого Совета Гуманитарного факультета СПбГПУ.

Сайт кафедры политологии Гуманитарного факультета СПбГПУ – http://prpro.spb.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2008

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Курсовая работа (КР) является одним из важнейших видов учебной и научно-исследовательской работы студента. Выполнение КР предусмотрено учебным планом подготовки специалистов и является обязательным для всех студентов. Написание студентами курсовых работ способствует более углубленному изуче­нию предмета и служит проверкой глубины и прочности знаний. КР – это содержательное, самостоятельное, выполненное под руководством преподавателей кафедры исследование. КР имеет теоретическую составляющую анализа актуальных вопросов, проблем, а также содержит анализ практического опыта в рамках цикла предметной дисциплины и итогов производственной практики.

Целями выполнения КР для студента являются:

· овладение начальными навыками исследовательской деятельности;

· формирование умений обобщать и систематизировать научный текст;

· развитие навыков анализа изученного материала;

· повышение самооценки интеллектуального труда;

· умение письменно излагать свои мысли, правильно оформить работу.

Курсовая работа – итоговый результат изучения дисциплины. Студент должен раскрыть содержание избранной темы, продемонстрировать свободное владение научным аппаратом дисциплины.

При написании работы необходим творческий подход, студент обязан уметь формулировать собственные выводы на основе изученной литературы. Теоретические положения работы необходимо подкреплять конкретными примерами и фактами.

Задачи, которые ставятся непосредственно перед студентами по курсовой работе, включают:

– изучение литературы, справочных и научных источников, включая зарубежные, по теме исследования;

– самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой проблеме, выдвигающихся отечественными и зарубежными специалистами; уточнение основных понятий по изучаемой проблеме;

– определение объекта и предмета исследования по курсовой работе;

– обобщение предварительно полученных выводов в целях дальнейшей их разработки в дипломной работе.

Курсовые работы пишутся на 2, 3 и 4 курсах. Они являются необходимыми этапами, предшествующими написанию и защите дипломных работ на 5 курсе.

КР на 2 курсе носит реферативный характер. Ее цель – освоение студентами методики реферирования, обзора, сопоставления различных научных точек зрения по избранной теме. Объем КР не превышает 15-20 машинописных страниц. Начиная с первой курсовой работы, студент должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, тщательным и аккуратным составлением библиографии.

На последующих курсах обучения (3-4) курсовые работы включают более сложные элементы научно-исследовательской работы: проведение эксперимента, использование сравнительно-исторического, деятельностного и других методов для решения поставленных в курсовой работе задач.

КР студента 3 курса представляет собой уже самостоятельное изложение материала с элементами исследования или даже собственное экспериментальное исследование. В отношении стандартных требований предполагается, что студент 3 курса уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать. Примерный объем работы составляет 25-З0 машинописных страниц.

На 4 курсе к КР предъявляются более строгие требования. Она должна быть методологически последовательна, включать глубокий анализ значительного числа источников и подтверждаться аргументированными выводами. Объем последней КР должен составлять 30-40 машинописных страниц.

Таким образом, КР является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, включающим самостоятельную разработку избранной проблемы. Она обладает всеми чертами научного произведения: в ней четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования; она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний; содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы и, таким образом, носит целостный и завершенный характер.

Выполнение КР включает ряд этапов:

· выбор темы и изучение литературы;

· разработка рабочего плана и основных вопросов;

· сбор, анализ и обобщение материалов по теме;

· формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

· оформление курсовой работы;

· рецензирование работы и ее оценка научным руководителем;

· защита курсовой работы.


РУКОВОДСТВО И ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Руководство и контроль за ходом написания, а также рецензирование КР возлагается на выпускающую кафедру. Для оказания помощи студенту кафедра выделяет руководителя.

Руководство КР со стороны преподавателя предполагает:

· выяснение степени подготовленности студента к написанию курсовой работы по данной учебной дисциплине;

· помощь в выборе и формулировании темы работы, осмыслении ее содержания и разработке плана;

· рекомендации по списку литературы и методике ее изучения;

· организацию и помощь в посещении научных центров, библиотек, конференций, проведении социологических, психологических, экономических и других исследований;

· консультации по содержанию, стилю и оформлению работы;

· чтение подготовленной работы, указание недостатков и неточностей;

· написание отзыва о возможности допуска курсовой работы к защите.

Графики написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются выпускающей кафедрой.

Требования, предъявляемые к КР:

– высокий научный уровень, выражающийся, с одной стороны в строгости языка науки, категориях изучаемой учебной дисциплины, с другой – в оптимальном соотношении теоретического и фактического материала, связи теоретических положений с современной жизнью;

– применение разнообразных общелогических методов: анализа, синтеза, индукции и дедукции; общенаучных методов научного исследования: системного анализа и метода моделирования; частнонаучных методов: контент-анализа, наблюдения, опроса, эксперимента и др.;

– творческий подход к написанию работы: использование оригинальных источников, материалов экспериментов, социологических, психологических исследований, самостоятельность выводов, конкретность практических рекомендаций и т.п.; использование основных законов (работа должна быть написана на основе действующего законодательства Российской Федерации в его последней редакции),

– грамотное оформление работы: четкая структура, правильное оформление библиографических ссылок на документы, списка литературы, аккуратность исполнения.

ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой в рамках требований Государственного образовательного стандарта специальности 030602 «Связи с общественностью». Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.

Не допускается написание КР несколькими студентами на одну тему, за исключением случаев, когда по разрешению научного руководителя каждый из студентов рассматривает различные аспекты одной и той же темы, образуя тем самым проблемные группы.

КР выполняется студентом самостоятельно под методическим руководством преподавателя кафедры. Студент вместе с руководителем курсовой работы составляет план ее выполнения, обсуждает с ним структуру и график выполнения заданий. Руководитель оказывает методическую помощь в работе с документами, в окончательном формулировании темы, цели и задач, объекта и предмета, методов исследования и т.п., периодически, на основании графика, осуществляет проверку выполнения работы студентом, ее корректировку и выставляет предварительную оценку законченной работе.

Предлагаемая кафедрой примерная тематика курсовых работ приведена ниже.

Выбор темы предполагает обоснование ее актуальности, оценку теоретического и практического значения. При выборе темы, как и выборе объекта и предмета исследования, полная самостоятельность предоставляется студенту. Единственное обязательное условие – это соответствие темы курсовой работы требованию государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. В одних случаях побудительным мотивом является стремление получить ответ на вопросы, возникшие на практике, в других – желание исследовать малоизученную проблему и т.д. Вне зависимости от подхода к выбору темы, главное, чтобы она вызывала интерес у студентов.

Если у студентов возникает затруднение при выборе темы, они могут обратиться за помощью к преподавателям. Название КР, глав и параграфов не должны совпадать. Название работы не должно быть громоздким.

Избранная тема курсовой работы после согласования с руководителем утверждается заведующим кафедрой. Изменение допускается лишь в отдельных случаях по ходатайству самого студента или по инициативе руководителя.

При выборе темы мы рекомендуем студентам исходить из следующих критериев:

· Сложность вопроса . Написание работы по сложным темам поможет слушателям более глубоко разобраться в наиболее трудных проблемах курса, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, проверить свои возможности.

· Научный интерес. Некоторые темы вызывают научный, творческий интерес слушателей и могут быть перспективны для них в плане дальнейшей исследовательской работы (подготовке статей, докладов, диссертации).

· Курсовая работа впоследствии может быть основой теоретической части дипломной работы . Поэтому следует учесть такую возможность при выборе темы КР. Выполнение дипломного проекта на основе курсовой работы является оптимальным вариантом во всех отношениях.

· Ориентация на профессиональную деятельность.

· Наличие источников и литературы . До окончательного выбора темы необходимо выяснить наличие достаточного количества источников и литературы по данной проблеме.

К другим критериям можно отнести актуальность темы (научная, и практическая ценность), собственный опыт студента, перспективность изучаемой проблемы.

Желательно, чтобы КР уже на первых курсах обучения отражала специфику будущей профессиональной деятельности и имела общую сквозную тематику вплоть до заключительной дипломной работы.

Окончательное согласование темы и плана должно быть не позднее двух месяцев до установленного срока сдачи КР на кафедру.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Составление структуры курсовой работы – важный этап, от которого зависит четкость и логика раскрытия темы. Это сложный процесс и он должен осуществляться на всем протяжении подготовки курсовой работы. Поэтому студенту необходимо первоначально составить предварительный план и согласовать его с научным руководителем. В процессе работы план уточняется и в конечном итоге включается в оглавление.

Материал КР располагается в следующем порядке:

· Титульный лист (приложение 1).

· Содержание (приложение 2).

· Введение.

· Основная часть КР.

· Заключение.

· Список использованной литературы.

· Приложение.

Введение должно быть кратким (3-4 страницы). В некоторых случаях Введение рекомендуется писать после того, как будет готова основная часть работы, поскольку эта часть исследования в процессе изучения претерпевает значительные изменения. Целесообразно обозначить во введении в схематичном виде основные используемые в работе моменты или указать в контексте ссылки на материалы, предполагаемые включить во введение, а, после написания основной части работы, сформировать окончательный его текст.

Во введении отражается основная характеристика КР по следующим направлениям:

– обоснование актуальности избранной темы;

– цели и задачи исследования;

– описание объекта и предмета исследования;

– общий анализ источников и литературы;

– указание авторской новизны и творческой самостоятельности.

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Предполагает указание причин, которые обусловили необходимость данного изучения. Из чего следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования?

Можно назвать два основных направления ее характеристики. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое в совокупности обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Цели и задачи исследования – это формулирование того, что необходимо достичь в ходе исследования, некоторый образ будущего (например, изучение научной литературы по выбранной теме; овладение специфическими методами исследования, систематизация знаний по какой-либо научной проблематике и т.д.). Количество задач не должно быть большим (от трех до шести, но не более).

В данном подразделе КР, выполняемых студентами на 3 и 4 курсах оправданным будет формулирование научной гипотезы исследования. Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

1) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

2) гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методов.

Объект и предмет исследования . При проведении исследовательской работы объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и частное, общее и частности. Объект исследования – это то, что непосредственно изучается в ходе КР, это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения в целом. Предмет – это то, что находится в границах объекта, он вычленяется из объекта и являет собой ту часть, на которую непосредственно направлено исследование. Например, объектом являются корпоративные коммуникации, а предметом исследования – конкретные средства и способы их организации. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Степень научной разработанности темы исследования – это общий анализ источников и литературы. Обзор литературы позволяет продемонстрировать осведомленность в выбранном научном направлении и знания тех подходов, которые были предложены различными авторами по данной проблематике. Требования к обзору литературы предполагают не только цитирование источников или пересказ авторской концепции, но и логику изложения материала, т.е. соответствовать выбранной теме, целям и задачам исследования.

Определение теоретических основ и методов исследования. В зависимости от масштабов исследования уместно разграничить методы исследования на общелогические, общенаучные и частнонаучные. Помимо методологии, которая отвечает на вопрос о том, с помощью каких подходов мы получили результаты, студенту необходимо осознать и различать цель и результат своего исследования. Как отмечалось, цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат – это то, что мы реально получили, образ настоящего.

Авторская научная новизна . Следует отметить, что когда речь идет о КР, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Исследование, проведенной в рамках КР на 2 курсе может носить познавательный характер и не претендовать на авторский научный вклад в исследуемой области. Можно ограничиться реферированием литературы по теме исследования, систематизацией накопленных знаний и умением их обобщить, сделать соответствующие выводы. Т.е. в этом случае проведенная работа может представлять собой моделирование известных в науке решений. Если работа носит исследовательский характер (КР 3 и 4 курсов), то необходимо указать, что нового внесено в данное исследование, изложить конкретные аргументы, доказывающее данное утверждение.

Что может составить новизну курсового исследования?

1) изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его благодаря этому в научно установленный факт;

2) изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале;

3) переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике;

4) изучение известных в науке явлений и процессов более совершенными методами;

5) сопоставление, сравнительный анализ протекания процессов и явлений;

6) измененные условий протекания изучаемых процессов;

7) уточнение категориального аппарата дисциплины, определение типологии, признаков, специфики изучаемого явления.

Практическая значимость исследования может заключаться в возможности:

– решения на их основе той или иной практической задачи;

– проведения дальнейших научных исследований;

– использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов.

Основная часть может состоять из нескольких глав и параграфов. Каждый из этих подэлементов заканчивается краткими выводами (обобщениями), обеспечивая органичный переход к следующему подэлементу. Каждое заглавие параграфа или главы должно быть кратким и информативным, соответствующим содержанию. В каждой главе рассматривается самостоятельный вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в параграфах – отдельные части вопроса.

В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 3-4 параграфа, раскрывающих сущность проблемы. Наименования вопросов должны примерно соответствовать друг другу по уровню научного обобщения излагаемого материала. Сами вопросы должны быть сопоставимы по объему и иметь логическую связь между собой. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема курсовой работы. Очень важно правильно распределить нагрузку на вопросы основной части. Формулирование в конце каждого вопроса краткого вывода облегчит в конце работы составление заключения. Первый параграф обычно связан с теоретическими и методологическими аспектами проблемы. Второй и третий посвящены анализу изучаемого феномена, выявлению его исторических, национальных, местных, иных особенностей, ранжированию и обоснованию проблем и т.д. При этом важно сохранить логическую связь между параграфами, последовательность раскрытия темы.

Объем каждого параграфа должен составлять 5-6 страниц печатного текста. Перечень разделов КР определяется совместно с руководителем в ходе выполнения работы.

Один из разделов основной части КР, обычно первый, может быть посвящен изложению теоретического материала, анализа состояния дел в избранной научной тематике. Этот раздел содержит постановку проблемы, теоретические изыскания, собственные предположения. Этот вид деятельности даст возможность продемонстрировать то, что проблема действительно существует и ее изучение способствует росту профессиональных знаний, приобретению навыков научного исследования, удовлетворяет познавательный интерес, способствует личностному росту.

Второй раздел КР желательно посвятить описанию практической (экспериментальной, эмпирической) работе. В нем содержится последовательное описание всех этапов данного исследования, а также его результаты. Например, если целью исследования является изучение механизмов манипулятивного воздействия в политической рекламе, то задачами исследования могут быть следующие: классификация основных манипулятивных приемов, анализ текстов, выявление основных закономерностей, обоснование выводов и т.д.

Заключение (2-3 страницы) представляет собой изложение результатов КР. В нем автор подводит итоги исследования, в соответствии с выдвинутыми во введении задачами КР, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации.

В данном разделе сообщается, что цели, задачи, которые ставились во введение, выполнены, а выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение. Кроме того, кратко сообщается о полученных результатах и формулируются соответствующие выводы о научной и прикладной значимости рассмотренных вопросов и методов их решения.

В конце КР в определенной последовательности составляется список использованной литературы. Он представляет собой перечень всех статей, книг, отчетов и других источников, использованных автором при выполнении курсовой работы. Данный раздел является самостоятельной частью КР. Он не должен содержать много наименований, но только те, на которые делались ссылки и действительно использовались при написании КР.

Как правило, в КР возможно приложение, где размещаются необходимые нормативные документы, исследовательский инструментарий (анкета, бланк интервью и т.п.), графический материал (таблицы, схемы, диаграммы), расчеты, не вошедшие в основной текст. Каждое Приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается по­сле списка литературы) и каждому Приложению присваивается порядковый номер (т.е. только числовой, без указания «№»). Объем Приложений не ограничен и не включается в обязательное количество страниц КР.


СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ


Аналитический этап работы изучения темы один из самых сложных и трудоемких. Он требует ознакомления с большим числом литературных источников, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов в социальной жизни. Рекомендуется сосредоточить внимание на основных источниках и подходах, которые в наибольшей степени отражают точку зрения и позицию студентов. В дальнейшем целесообразно их дополнять и другими.

Прекрасным профессиональным качеством является умение пользоваться источниками. Предварительный просмотр книги позволит решить вопрос о необходимости привлечения данного издания в работе над курсовым проектом. Предварительный просмотр включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением, в том числе: к какому виду источников относится издание, научный потенциал авторства, весомость издательства и т.д. При ознакомле­нии с оглавлением необходимо выделить главы, разделы, параграфы, представляющие для вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, стра­ницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах.

Для определения значимости библиографических источников целесообразно, ориентируясь на название, оценить их по четырех- или пятибалльной шкале. Если содержание источника точно по теме исследования, то он оценивается в пять баллов. Если он близок к изучаемой теме – четыре балла, если его содержание отвечает теме косвенно или в рамках упоминания, цитаты или ссылок на изучаемое явление – три балла. Если источники будут полезны с точки зрения сравнения, проведения аналогий с другими явлениями, но данный анализ не будет проведен в работе, а необходим для полного понимания изучаемого явления – два балла. И один балл, если данный источник, возможно, будет использован, но полной уверенности в этом нет. В результате на первые места в плане просмотрового чтения ставятся источники, имеющие наивысшие баллы, а на последние – наименьшие.

Однако среди источников, имеющих, например, пятибалльную оценку, одни опубликованы в 2000 году, а другие в 1990 году. С каких нужно начинать просмотр: с более ранних источников, чтобы проследить развитие идеи, или с более поздних? Ответ прост: начинать необходимо с последних, более современных источников. Целью подготовки обзора, если это не специальное историческое исследование, является не прослеживание генезиса развития взглядов авторов, а выход на границу известного и неизвестного по изучаемой проблеме. Исторический путь просмотра источников не гарантирует от возможного дублирования исследований.

Следующий этап работы с книгой – прочтение выделенных мест в быстром темпе. Цель быстрого чтения – определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу КР имеет отношение информация, как ее применить, и возможно ли ее дополнить.

Сформулируем следующие рекомендации по методике быстрого чте­ния:

– ясно осознать и четко зафиксировать цель чтения: по какому именно вопросу нужна информация, для чего она нужна, ее характер и т.д.;

– оперативно менять скорость чтения, замедляя на информации, прямо соответствующей цели, увеличивать скорость чтения других частей. Описательный текст читается быстрее, чем текст сложных умозаключений, доказательств;

– сосредоточенно работать над текстом, без отвлечения, что обеспечит глубокое понимание текста;

– уметь определять структуру текста – соподчиненность его час­тей (глав, параграфов, рубрик), взаимосвязь текста о рисунками, таб­лицами, графиками, сносками, примечаниями и приложениями:

– понимать смысл прочитанного при беглом ознакомлении с текстом (выработать способность при прочтении целого предложения сразу пони­мать его смысл и значение).

Скорость правильного чтения должна быть в 3-4 раза выше скорос­ти речи.

На начальном этапе исследования полезным выглядит информационно-поисковая система, которая чаще всего представляет собой иерархизированный план теоретической части исследования (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Информационно-поисковая система по теме:

«Связи с общественностью в государственных структурах»

Глава 1. Организационные основы деятельности государственных служб по связям с общественностью

1.1. Возникновение и эволюция связей с общественностью в

государственных структурах (45) 17, (38) 112, (50) 112/2

1.2. Цели и функции служб по связям с общественностью

государственного сектора (8) 14/1

1.3. Структура российского государственного PR-рынка (12) 6, (33) 7, (23) 1

Глава. 2. Роль PR в государственной системе

2.1. Общее и особенное в PR-структурах государственного и

коммерческого секторов (35) 15, (34) 3, (2) 56, (8) 91/3

2.2. Модели связей с общественностью в органах гос. власти (32) 2, (2) 13

2.3. Перспективы развития связей с общественностью в

российских государственных структурах (5) 34, (16) 54, (22) 9

В данной системе каждый раздел имеет свои подразделы, каждый подраздел может иметь пункты и делиться на подпункты (1.1.1. и т.д. – все эти деления имеют специальную цифровую индикацию, в которой информация нижестоящего уровня отделяется от информации вышестоящей точкой). Цифра в скобках означает номер литературного источника из рабочего списка литературы; следующая цифра – номер страницы, цифра после косой черты – абзац на этой странице.

Для написания текста необходимо взять источники с фрагментами информации по выбранному пункту информационно-поисковой системы и уже внимательно их прочитать. Упорядочив полученную информацию, можно приступать к ее письменному изложению. При этом целесообразно использовать таблицу с лексическими средствами научного исследования (см. приложение 3). В процессе работы над темой информационно-поисковая система изменяется и детализируется, что позволяет оперативно работать с источниками и эффективно фиксировать результаты работы.

Весьма полезными могут быть вспомогательные материалы к издани­ям и поэтому необходимо знать, из каких основных элементов состоит аппарат книги, каковы его функции.

К отличительным элементам книги относятся сведения об авторе и заглавие книги, ее типе или жанре, сведения об ответственности (редакторах, организациях, участвовавших в подготовке издания и т.д.), вы­ходные данные, аннотация. Эти сведения, расположенные обычно на титульном листе и его обороте, помогают составить предварительное мнение о книге. Глубже понять содержание книги позволяют вступительная статья, предисловие, комментарии, послесловие, списки литературы.

Предисловие знакомит с событиями эпохи, другими трудами автора, а также содержит справочно-информационный материал. При чтении книги, снабженной комментариями и примечаниями, не следует пренебрегать и эти­ми элементами аппарата.

Многие научные книги и статьи имеют списки лите­ратуры, которые повышают информационную ценность издания и дают читате­лям возможность подобрать дополнительную литературу по данной тематике. Если издание включает большое число материалов, ориентироваться в них помогают специальные указатели.

Научно-справочный аппарат, при умелом его использовании, способствует более глубокому усвоению содержания книги.

Отдельный этап изучения книги – ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей – план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

План, являясь наиболее краткой формой записи прочитанного, предс­тавляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текс­та собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокуп­ности охватывают ее целиком.

Более сложной и совершенной формой записей являются тезисы – сжа­тое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрица­ния. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Они служат для сохранения информации в памяти и являются основой для дискуссии.

Аннотация – краткое изложение содержания, дает общее представление о книге, брошюре, статье. Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.

Наиболее распространенной формой записей является конспект. Желательно начинать конспектирование после того, как все произведение прочитано и составлен его план. Основу конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конс­пект может быть текстуальным, свободным или тематическим. Текстуаль­ный конспект создается из отрывков подлинника – цитат, с сохранением логики и структуры текста. Свободный конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за ос­нову берется тема или проблема, он может быть составлен по нескольким источникам.

Экономию времени при конспектировании дает использование различного рода сокращений, аббревиатуры и т.п. Аккуратное, разборчивое написание конспекта должно сочетаться со скоростью: 120 знаков в минуту – минимальная скорость, 150 знаков – максимальная скорость.

Для записи данных, подлежащих использованию, многие исследовате­ли рекомендует систему карточек. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена, их легко разложить на столе, сгруппировать и перегруппировать. При занесении справочного материала в карточку внизу приводится название источника, наверху – заголовок, содержащий указание, где именно материал может пригодиться. Целесообразно пользоваться карточками одинакового размера и писать только на одной ее стороне. На каждой карточке делается только одна запись и при помощи кавычек указывается, является ли приводимая ссылка непосредственной цитатой. Целесообразно хранить карточки в конвертах, различных папках с надписями для дальнейшей работы.

Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Алгоритмы поиска информации . В самостоятельной работе студентам приходится использовать источники разных видов. Ориентироваться в потоке литературы по гуманитарным наукам помогают различные библиографические пособия. Прак­тически исчерпывающие сведения о текущей отечественной печатной продукции содержат издания государственной библиографии: «Книж­ная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись рецензий», «Летопись изоизданий» и др. Поиск новых изданий по отдельным отраслям знания обеспечивают отраслевые текущие указатели такие, как: «Новая литература по ...».

«Книжная летопись» выходит еженедельно и описывает книги и брошюры всех видов и типов (тиражом не менее 100 экземпляров). Раз в квартал отдельным изданием выходит «Книжная летопись: Вспомогательные указатели». Каждый выпуск включает: именной указатель, предметный указатель, географический указатель.

Если нет необходимости в текущем библиографическом учете, целесообразно использовать Государственный библиографический указатель «Ежегодник книги», который содержит библиографические описания всех изданий, нашедших отражение в «Книжной летописи». «Ежегодник книги» выходит в двух томах, каждый том состоит из трех частей. Первая часть первого тома содержит библиографические описания общественно-политической литературы, вторая часть первого тома – книг по фило­софии и гуманитарной литературе. Во втором томе содержатся библиографические описания изданий по естественным наукам, медицине, технике и хозяйственным воп­росам. В третьей части каждого тома помещены вспомогательные указа­тели: именной, указатель заглавий, указатель книг на иностранных языках, указатель переводной зарубежной литературы и предметный ука­затель. Относительное неудобство пользования «Ежегодником книги» сос­тоит в значительном запаздывании его выпуска в свет – на два-три го­да.

С 1926 года издается еженедельный Государственный библиографический указатель «Летопись журнальных статей». Его содержание сос­тавляют материалы, опубликованные в России в журналах и сборниках, выходящих на русском языке. В «Летописи журнальных статей» нет столь обширных вспомогательных указателей, как в «Книжной летописи», нет и предметного указателя. Но в каждом номере «Летописи жур­нальных статей» имеются именной и географический указатели. Отметим, что библиографы Российской книжной палаты включают в именной указатель не только создателей произведения, но и персоналии, которым посвящены статьи. Раз в квартал отдельным изданием, содержащим имен­ной указатель, выходит «Летопись журнальных статей: Вспомогатель­ные указатели». С 1936 года издается указатель «Летопись газетных статей». В каждом из 52 выпусков «Летописи» имеются географический и именной в указатели. Именной указатель отражает наряду с авторами публикации персоналии, которым посвящена газетная статья.

Указатель «Летопись рецензий» издается с 1935 года и выходит ежемесячно. Из этого указателя можно узнать, кто, когда и где напе­чатал отзыв о книге. «Летопись рецензий» охватывает рецензии в специализированных журналах, сборниках статей и газетах (за исключени­ем районных). Не описываются рецензии, помещенные в массовых и молодежных журналах. В каждом выпуске «Летописи рецензий» имеются указатель авто­ров, редакторов и заглавий книг, изданных в странах СНГ, указатель рецензентов, авторов, редакторов и заглавий книг, изданных за рубе­жом. Ежегодно издается «Летопись рецензий: Вспомогательные указате­ли».

«Летопись изоизданий» содержит информацию об изобразительных плакатах, репродукциях, эстампах, изобразительных открытках, альбо­мах, календарях.

Особым видом библиографии является научно-вспомогательная библиография, назначение которой – содействие в научной работе и иной профессиональной деятельности. В ее создании большое место принадлежит Институту научной информации по общественным наукам (ИНИОН).

ИНИОН – единственный в России научный центр, занимающийся подготовкой научно-информационных материалов по всему спектру социаль­ных и гуманитарных наук. Выпускается свыше 30 сериальных рефератив­ных и специализированных изданий, библиографические указатели (12 выпусков в год). При изучении гуманитарных дисциплин первоочеред­ной интерес может представлять библиографический указатель «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам». Этот указатель охватывает, помимо монографий и статей, авторефератов и рецензий, материалы конференций и литературу, депонированную в ИНИОН. Издание оснащено авторским и предметным указателями, указателем использован­ных источников.

ИНИОН издает также реферативные сборники, научно-аналитические обзоры, справочники, реферативные журналы. Институт располагает Ав­томатизированной информационной системой Международной информацион­ной системы по общественным наукам (АИС МИСОН).

Следует обратить внимание, что сведения о наиболее значитель­ных изданиях – тематические обзоры литературы, списки книг по раз­ным проблемам, подробные и краткие рецензии – помещаются в журналах «Вопросы философии», «Вопросы истории», «Социологические исследования», «Политические исследования», «Вопросы экономики», «Советник», «Сообщение» и некоторых других журналах.

Для получения быстрых и оперативных справок необходимо пользоваться энциклопедиями. Концентрированное изложение самых разнообразных сведе­ний, которые могут понадобиться при подготовке реферата, выступления на семинаре, содержат статистические и справочные издания. Значи­тельная часть подобных изданий сконцентрирована в фондах обществен­ных библиотек, причем поиск их по каталогам представляет известные трудности. Каждый студент должен уделить некоторое время изучению способов, как находить необходимую информацию. Целесообразное чтение тре­бует умелого пользования библиотекой.

Для поиска литературы, безусловно, необходимо использование каталогов и картотек. Система каталогов полностью отражает все, чем рас­полагает библиотека, поэтому следует ознакомиться с их содержанием, прежде чем обращаться к книжным полкам открытого доступа.

Алфавитный каталог, содержащий описание произведений печати в алфавите фамилий авторов, заглавий и наименований коллективных авторов (учреждений и организаций), дает возможность подобрать произве­дения определенного автора, установить наличие в библиотеке нужного издания.

Систематический каталог, в котором описания книг располагаются по отраслям знания и темам в логической последовательности, помогает в подборе литературы по теме. Наиболее сложный этап поиска здесь – формулировка предмета, по которому необходима литература, так как один и тот же предмет можно назвать разными словами и словосочетаниями. Сформулировав запрос, следует обратиться к алфавитно-предметному ука­зателю (АПУ) к каталогу, который представляет собой картотеку наз­ваний предметов и понятий (предметных рубрик), расположенных в алфа­витном порядке, с указанием индексов тех разделов, где находятся кар­точки изданий по данным вопросам.

В крупных научных библиотеках ведутся также предметные каталоги, где описания книг расположены по содержанию, конкретным предметам, объектам изучения, но не в логической последовательности, как в сис­тематическом каталоге, а в алфавитном порядке предметных рубрик. Этот каталог удобен для подбора литературы по отдельным вопросам.

Для поиска журнальных и газетных публикаций используются, имею­щиеся в библиотеке, систематические картотеки статей. Материалы в картотеке располагаются по отраслям знания и темам, карточки послед­них публикаций ставятся на первое место, что позволяет находить наиболее актуальные материалы.

При подборе литературы в книжном фонде почти всегда надо быть го­товым к тому, что необходимые книги придется искать в разных отделах, так как изучение гуманитарных наук требует обращения к материалам самого различного характера и тематики.

Итак, алгоритмы поиска информации, на первый взгляд, могут пока­заться сложными, но овладев ими, можно избавиться от значительной за­траты времени и многих хлопот. Если усвоены методы самостоятельной ра­боты, значит, приобретено самое важное – исследовательские умения и на­выки.

После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План работы тесно связан с ее структурой (см. приложение 2). Составленный план работы необходимо обсудить с руководителем, консультирующим студента.


ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Не следует приступать к окончательному оформлению курсовой работы непосредственно после (или в процессе) сбора и обработки материала. Эффективнее еще раз продумать содержание всей работы в соответствии с планом и фактическими результатами исследования. Только после этого надо начинать оформление.

Вполне оправданной является методика, когда первый вариант пишется быстро, без тщательной стилистической обработки текста. Затем текст внимательно перечитывается, редактируется и передается руководителю. В соответствии с его указаниями вносятся изменения, коррективы и дополнения. У каждого студента есть возможность использовать свой индивидуальный стиль работы, но основные методические приемы пригодны для большинства случаев.

Процесс написания КР рекомендуется выполнять по следующему хронологическому порядку:

1) план;

2) основная часть;

3) заключение;

4) примечания и список использованной литературы;

5) введение;

6) оформление приложения;

7) титульный лист.

Общие требования к оформлению курсовой работы. Курсовая работа оформляется в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003. Все разделы должны быть изложены грамотно, кратко, но не в ущерб содержанию. Термины и определения должны быть едиными и соответствовать установленным стандартам. Не допускаются сокращения слов в тексте, кроме случаев, предусмотренных ГОСТом. Если в тексте содержатся специальные сокращения и каждое из них повторяется не менее трех раз, например, нейро-лингвистическое программирование – НЛП; паблик рилейшнз – ПР (или английское написание этого словосочетания – PR, или связи с общественностью – СО), то их следует включить в отдельный перечень. Список сокращений оформляется столбцом по алфавиту и размещается после или перед содержанием (оглавлением).

Знаки: ( % ), ( + ), ( – ), (< >) ставятся только при цифрах и в таблицах, а в остальных случаях пишутся словами. КР должна быть пронумерована от первой (титульный лист) до последней страницы (приложения).

Текст КР соответствует формату А-4 (210 х 297 мм). КР выполняется в текстовом режиме Word шрифтом Antigua или Times New Roman № 14. Текст располагается на листе, соблюдая следующие правила:

· параметры страниц: верхнее – 1,5 см; нижнее – 2 см; левое – 3 см; правое – 1 см;

· количество знаков в строке (с пробелами и знаками препинания) – 60-63;

· количество строк на странице – 38-42;

· название разделов набираются прописными буквами жирным шрифтом № 16;

· название подразделов набираются прописными буквами жирным шрифтом № 14;

· незначительные опечатки, описки и другие неточности допускается исправлять с помощью «штриха»;

· сокращения слов и словосочетаний употребляются в соответствии с ГОСТ;

· заголовки разделов основной части КР располагаются в середине строки без точки в конце и печатаются прописными буквами, не подчеркивая. Каждый раздел начинается с новой строчки;

· заголовки разделов и пунктов начинаются с абзацного отступа и печатаются с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Заголовок, имеющий несколько предложений разделяется точками. Переносы в заголовках не допускаются;

· между названием раздела и предшествующим текстом делается отступ в три «одинарных» интервала, между названием раздела и последующим текстом – в два «одинарных» интервала;

· между названием подраздела и предшествующим текстом делается отступ в два «одинарных интервала», между названием подраздела и последующим текстом – в один «одинарный» интервал;

· пункты и подпункты основной части начинают писать с абзацного отступа.

Нумерация страниц курсовой работы. Страницы КР нумеруются арабскими цифрами, при этом необходимо соблюдать сквозную нумерация по всему тексту. Страницы проставляются в правом верхнем углу или по центру нижнего поля страницы. Титульный лист и содержание (оглавление) включаются в общую нумерацию страниц КР, но номер страниц на этих листах не печатается. Иллюстрации, таблицы, диаграммы, рисунки и т.д., расположенные на отдельных листах включаются в общую нумерацию страниц КР и как, правило, размещаются в приложении.

Разделы, подразделы и пункты КР нумеруются арабскими цифрами и имеют порядковую нумерацию в пределах основной части КР и обозначаются арабской цифрой с точкой. Например, 1., 2., 3. и т. д.

Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер пункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер пункта, разделенные точкой. Пример, 1.1., 1.2., 1.3 или 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т.д.

Если раздел имеет один подраздел или подраздел только один пункт, то нумеровать подраздел (пункт) не следует.

Иллюстрации. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в КР непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, отделяя от текста пустой строкой сверху и снизу.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в КР.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над ней центрированным или флаговым способом без подчеркивания и точки в конце (одинаково по всей КР). При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные.

Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают после поясняющих данных и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей КР после слова «Рис.». Если в КР только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рис.» под ней не пишут.

Таблицы. Весь цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицы следует располагать в КР непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице, отделяя от текста сверху и снизу пустой строкой (2-4 интервала).

На все таблицы должны быть ссылки в курсовой работе.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами. Номер размещают в правом верхнем углу над заголовком таблицы. Если в КР одна таблица, то ее не нумеруют и не подписывают. Тематический заголовок таблицы располагается в центре без подчеркивания. Точку в конце заголовка не ставят.

Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов . Перечень должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа – их детальную расшифровку.

Приложения. Приложения оформляют на последних страницах КР и располагают в порядке появления на них ссылок в текст КР.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком с прописной буквы должно быть напечатано слово «Приложение».

Если в КР более одного приложения, то их нумерация осуществляется арабскими цифрами и печатается после слова «Приложение».

Если текст приложений разбит на разделы, пункты, то они нумеруются в пределах каждого приложения. Так же поступают с иллюстрациями и таблицами.

Правила сокращения слов и словосочетаний. Применение сокращенных словосочетаний регламентируется ГОСТ 7.12-2003 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании». Кроме того, имеются общепринятые правила сокращения слов и выражений, применяемые при написании курсовых работ, рефератов, диссертаций, статей. При этом используются следующие способы:

· Пишут лишь первые буквы слова (например, «гл.» – глава, «св.» – святой, «ст.» – статья).

· Оставляют лишь первую букву слова (например, век – «в.», год – «г.»).

· Оставляют только часть слова без окончания и суффикса (например, «абз.» – абзац, «сов.» – советский).

· Пропускают сразу несколько букв в середине слова, а вместо них ставят дефис (например, университет – «ун-т», издательство – «изд-во»).

Студенты должны также быть внимательны при использовании и таких трех видов сокращений, как буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные географические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов.

Такими аббревиатурами удобно пользоваться, так как они составляются из общеизвестных словообразований (например, «ВУЗ», «профсоюз»). Если необходимо обозначить свой сложный термин такой аббревиатурой, то в этом случае ее следует указывать сразу же после данного сложного термина. Например, «средства массовой информации (СМИ)». Далее этой аббревиатурой можно пользоваться без расшифровки.

При написании курсовой и дипломной работы студент должен соблюдать общепринятые графические сокращения по начальным буквам слов или по частям таких слов: «и т.д.» (и так далее), «и т.п.» (и тому подобное), «и др.» (и другое), «т.е.» (то есть), «и пр.» (и прочее), «вв.» (века), «гг.» (годы), «н.э.» (нашей эры), «обл.» (область), «гр.» (гражданин), «доц.» (доцент), «акад.» (академик). При сносках и ссылках на источники употребляются такие сокращения, как «ст.» (статьи), «см.» (смотри), «ср.» (сравни), «напр.» (например), «т.т.» (тома).

Следует иметь также ввиду, что внутри самих предложений такие слова, как «и другие», «и тому подобное», «и прочее» не принято сокращать. Не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок.), «формула» (ф-ла).

Ссылки. Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его части), необходимых для его общей характеристики и поиска. В России разрешено цитировать чужой текст (обязательно со ссылкой) объемом до 300 знаков.

Библиографическая ссылка может быть приведена полностью или час­тично в тексте или в примечаниях. Внутритекстовый способ оформления ссылки (в скобках внутри предложения) довольно неудобен. Чаще используется подстрочное размещение ссылок. Если ссылки на один и тот же источник следуют непрерывно, используется форма «Там же».

При ссылке на документ в целом указывают общее количество его страниц. При цитировании части документа или фрагмента указывают соответствующую страницу в соответствии с правилами библиографического описания после точки с прописной буквы.

Некоторые образцы библиографического описания ссылок:

· Фатенков А.Н. Кто должен править: люди или законы, массы или личности? //Политические исследования. 2005. № 2. С. 22.

· Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995. С. 175.

· См.: Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 203.

· Цит. по: Шпакова Р.П. Фердинард Теннис. Забытый социолог //Социологические исследования. 2006. № 12. С. 39.

· Если в работе нет возможности подробно проанализировать труд того или иного автора, то сноску можно сделать так: Подробнее см.: Вебер М. Наука как призвание и профессия //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

Ссылки на источники указывают порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами, например, /1/. Допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании.

Ссылки на разделы, подразделы, подпункты, иллюстрации, таблицы, приложения следует указывать в соответствии с их порядковым номером. Например: «… в разд. 4», «…по п. 3.3.4», «… в подпункте 2.3.4.1, перечисление 3», «… по формуле (3)» , «… в уравнении (2)», «…на рис. 8», « … в прил. 6».

Если в КР одна иллюстрация, одна таблица, один рисунок и т.д., то в ссылках следует писать «на рисунке», «в приложении».

При оформлении ссылки на материалы из Интернета нужно по возможности максимально следовать таким же требованиям, как и при оформлении библиографии печатных работ. Сделайте ссылку как можно подробной и заполните, по возможности, следующие пункты:

Автор . Если имя автора материала установить невозможно оставьте это поле пустым.

Веб-сайт . Полное название веб-сайта.

Название статьи . Заголовок и подзаголовок веб-страницы.

Издатель . Лицо или организация, ответственные за создание веб-сайта.

Дата публикации . Точная дата публикации материала на веб-сайте. Оставьте поле пустым, если информацию на сайте отсутствует.

Дата . Дата вашего посещения сайта.

URL . Скопируйте полный адрес используемого сайта (страницы) с вашего браузера.

· Автор. Название материала (учебника, статьи и т.п.) //Название сайта: URL: http://www.sth.com/article.html (2001. 24 февр.).

Библиографическое оформление курсовой работы . Список использованной литературы оформляется согласно ГОСТ 7.I – 84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Библиографическое описание представляет собой совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для идентификации и общей характеристики документа. Описание может быть составлено на книгу (однотомное или многотомное издание), сериальное издание (периодическое, продол­жающееся или серийное), отдельный том, выпуск, номер многотомного или сериального издания, а также статью, раздел, главу из книги иди сериального издания. Для библиографического оформления КР достаточно краткого описания, включающего следующие обязательные элементы:

· заголовок;

· выходные данные;

· сведения об издании;

· сведения о количественной характеристике.

Источники и литература, использованные прямо или косвенно, группируются в списке в следующем порядке:

– Постановления правительства Российской Федерации.

– Законы.

– Помещается общая и специальная литература по теме: монографии, статьи, сборники, литературно-критические обзоры и т.п. - по алфавитному порядку фамилий авторов.

– Литература на иностранных языках (по алфавиту).

Библиографические списки различаются по полноте охвата материала. «Библиографией» можно называть лишь такой список, который гарантируется максимальный охват изданий. Чаще всего составляются «Списки использованной литературы».

Образцы составления списка использованной литературы:

· Описание книги одного автора: Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Учебник. – М.: ЭКМОС, 2002. – 480 с.

· Книга двух авторов: Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 246 с.

· Описание книги трех авторов: Русак О. и др. Безопасность жизнедеятельности /О. Русак, К. Малаян, Н. Занько. – М.: Лань, 2004. – 87 с.

· Книга, имеющая более трех авторов описывается под заглавием: Современные международные отношения и внешняя политика /А.В. Иванов, А.А. Орлов, Д.Ф. Морозов и др. Отв.ред. В.М. Светлов. – М., 1995. – 504 с.

· Описание материалов конференций, совещаний, семинаров: Молодой человек в условиях кризиса: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 28 -30 июня 1994 г./ СПбГУ; Ин-т молодежи. – М.-СПб., 1994. – 186 с.

· Описание отдельного тома многотомного издания: Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. Т.1. – М., 1987. – 637 с.

· Описание составной части книги, сборника: Камю А. Миф о Сизи­фе. Эссе об Абсурде /Пер. А.А.Яковлева //Сумерки богов. – М., 1989. – С. 222-318.

· Описание статьи из журнала: Чумиков А.Н. ПР-технологии в избирательных кампаниях //Советник. – 2001. – № 6. – С. 23-25.

· Описание статьи из газеты: Черкасова Е. Новые русские ...пре­подаватели бизнеса //Биржа труда. – 1996. – 20-26 мая. – С. 3.

· Описание учебных пособий, хрестоматий, справочников: Зарубеж­ные молодежные организации: Справочник /Сост. В.И. Камышанов, М.О. Литовская. – М., 1989. – 492 с.

После выполнения работы ее необходимо проверить с исправлением возможных грамматических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок.

КР должна быть переплетена (сшита скоросшивателем) и иметь вложенный в нее после этого чистый белый лист бумаги формата А 4 для рецензии научного руководителя. Руководитель КР решает вопрос о допуске студента к защите. Рецензия становится составной частью КР, научный руководитель может указать в ней моменты, на которые студенту следует обратить внимание при подготовке к защите. К курсовой работе, которая не была допущена к защите и дорабатывается студентом, должна быть приложена предыдущая рецензия с тем, чтобы преподаватель мог проконтролировать ход устранения отмеченных в ней недостатков.

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Защита всех курсовых работ должна быть проведена до начала экзаменационной сессии.

Курсовая работа должна быть написана и защищена в установленные сроки. Студент, не защитивший курсовую работу в срок, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по соответствующей дисциплине.

КР не допускается к защите, если:

· она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов;

· основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно;

· в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

Защита курсовой работы имеет целью выявить глубину и самостоятельность знаний студента по избранной теме. На защите студент должен хорошо ориентироваться в представленной работе, отвечать на вопросы как теоретического, так и практического характера, относящиеся к теме работы.

Защита курсовых работ проходит по следующему плану:

· доклад студента (в котором излагаются основные положения защищаемой работы);

· ответы на вопросы по теме и ходу защиты работы;

· выступление научного руководителя;

· заключительное слово студента.

Доклад для публичной защиты (8-10 минут) должен быть тщательно подготовлен. После краткого вступления, в котором подчеркиваются задачи работы и степень самостоятельности в ее выполнении, следует переходить к существу работы и основным выводам. Ответы на вопросы в ходе защиты должны быть краткими и четкими без повторения того, что было сказано во время доклада. В заключительном слове даются ответы на замечания.

Результаты курсовой работы оцениваются с учетом качества ее выполнения и ответов на вопросы по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

При получении неудовлетворительной оценки студент повторно выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю. Студенты, не представившие в установленные сроки контрольные или курсовые работы или не получившие за них положительную отметку, считаются имеющими задолженность, которую они должны ликвидировать.

Необходимо помнить, что оценка за курсовую работу складывается не только из оценки содержания работы, но также по формальным основаниям – оформления и защиты.

Выполненные работы после их защиты и зачета студенту не выдаются, а передаются в архив, где хранятся до окончания его обучения.


ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ


ПОЛИТОЛОГИЯ

Мировоззренческая логика построения политических теорий периода Античности.

Платон и Аристотель: сравнительный анализ политических концепций.

Макиавеллизм: проблема соотношения целей и средств в политике.

Власть и формы политического подчинения.

Причины и мотивы политического лидерства.

Место политической социализации в политической жизни.

Понятие, структура и уровни политического сознания.

Типология оснований легитимности политической власти по М. Веберу.

Сущность концепции С. Хантингтона о столкновении цивилизаций.

Понятие, предмет и объект политического конфликта.

Особенности формирования гражданского общества в России на современном этапе.

Российская политическая культура: традиции и современность.

Государство и гражданское общество: проблема соотношения.

Общественное поведение и электоральное поведение в современной России.

Политическая идеология как фактор российского транзита.

Базовые модели, типы и способы принятия политических решений.

Сравнительный анализ роли и поведения бюрократии в системе властных отношений в США и в России.

Факторы и мотивы электорального поведения в России.

Технологии политического манипулирования в избирательной кампании.

Миф как средство политического манипулирования в избирательной кампании.

Технологии лоббистской деятельности в избирательных кампаниях.

Типичные характеристики «образа врага» в СМИ и их воздействие на массовое сознание (российский и зарубежный опыты).

Кризис идентичности в российской политике.

Трансформация коммунистической идеологии на постсоветском пространстве.

Военно-политическая интеграция в СНГ.

Особенности модернизации в странах бывшего социализма.

Глобализация как мировой процесс.

Международные конфликты и их разрешение.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Рынок PR-услуг в современной России: структура и тенденции развития, ведущие фирмы.

PR как вид информационного бизнеса.

PR в системе управления организацией.

PR в мультикультурной среде.

Коммуникативное пространство как поле деятельности PR-специалиста: особенности и методы формирования.

Целевые аудитории в PR-деятельности: анализ и функции.

PR в чрезвычайной и кризисной ситуации.

Профессиональная этика и социальная ответственность PR-специалиста.

PR и культура делового общения.

Информационные технологии в связях с общественностью.

PR-менеджмент в условиях социально-экономического кризиса.

Коммуникационный аудит PR-проекта.

Связи с общественностью в государственных структурах.

Организация и планирование PR-кампаний в государственных структурах.

PR-подразделение в государственной организации: структура, особенности функционирования, взаимодействие с профессиональными PR-агентствами.

Основные направления деятельности PR-службы в органах государственной власти.

Новые информационные технологии в работе PR-служб в органах государственной власти.

Организация специальных событий в гостиничном бизнесе

Связи с общественностью в банковской сфере.

Особенности PR в туристическом бизнесе.

Постановка и реализация PR-задач в выставочной деятельности фирмы.

Коммуникационная политика предприятия.

Сущность, структура и функции PR-службы на промышленном предприятии.

Особенности внутрикорпоративного PR.

Брэндинг: особенности и направления.

Связи с общественностью в некоммерческих организациях.

Организация спонсорских и благотворительных мероприятий.

Благотворительность: организация, особенности и трудности в условиях современной России.

Особенности взаимодействия PR-специалиста со СМИ.

Проблема эффективности каналов массовой коммуникации в PR-деятельности.

PR-кампания интернет-ресурса.

Интернет-консалтинг в PR-деятельности.

PR-кампания и сетевая общественность.

PR-активность компьютерных компаний в неспециализированных СМИ.

Конструирование корпоративного имиджа организации: миссия, корпоративная культура, фирменный стиль.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КАМПАНИЙ В СФЕРЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Виды PR-кампаний.

Основные этапы разработки и реализации PR-кампаний.

Правила и принципы разработки стратегии и тактики PR-кампаний.

Формирование базы данных для проведения PR-кампании (по выбору студента).

Коммуникационные стратегии организации.

Планирование, проведение и бюджет PR-кампаний.

Планирование информационной кампании: цели, аудитория, средства коммуникации.

Система «обратной связи» с целевыми аудиториями при реализации PR-кампаний.

Проведение PR-кампании в условиях ограниченных ресурсов.

Разработка текстов для проведения эффективной PR-кампании.

Анализ основных параметров медиаплана.

Оценка эффективности PR-кампаний.

Мониторинг и оценка эффективности PR-кампании.

Методика определения промежуточных и результирующих итогов кампании.

Интернет-мониторинг избирательной кампании.

Планирование и организация PR-кампании по формированию имиджа кандидата в депутаты.

Организация и проведение PR-кампании государственного учреждения.

Разработка общей концепции PR-кампании для государственного учреждения.

Разработка общей концепции PR-кампании для коммерческого сектора.

Особенности проведения PR-кампании в банковских структурах.

Специфика проведения PR-кампании в регионах (по выбору студента).

Особенности проведения информационных кампаний в регионах.

Разработка PR-кампаний по проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга: «Петербург – культурная столица России»; «Петербург – город-порт» и «Петербург – столица высоких технологий».

Разработка общей концепции PR-кампании для общественной организации (по выбору студента).

Коммуникационные кампании в сфере здравоохранения.

Разработка и реализация социальных PR-кампаний. (против наркотиков, табака, алкоголизма и т.д.).

Анализ конкретной коммуникационной кампании (case study).

РЕКЛАМА В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Исторические предпосылки рекламы как массового явления.

Реклама в информационной инфраструктуре России.

Рекламная коммуникация как мультипликация ценностей современного общества.

Механизмы осуществления рекламной коммуникации.

Реклама и «паблик рилейшнз»: общее и особенное.

Феномен рекламы и формирование амплитуды выбора моделей образа жизни.

Реклама как инструмент маркетинга.

Характеристики системы СМК как основного рекламоносителя.

Реклама в средствах массовой коммуникации: формы сосуществования.

Особенности Интернета как рекламного канала.

Технология создания имиджа.

Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение.

Политическая реклама: объект рекламирования.

Формы политической рекламы.

История политической рекламы.

Политическая телереклама.

Стратегия и тактика применения политической рекламы в средствах массовой информации.

Реклама коммерческая и политическая: общее и особенное.

Политическая реклама и ее воздействие на электоральные предпочтения аудитории.

Реклама в политическом маркетинге.

Социальная реклама: объект рекламирования.

Социальная реклама по интеграции беженцев и вынужденных переселенцев.

Коммерческая, социальная и политическая реклама как предметы регуляции.

Эффекты и эффективность рекламной коммуникации.

Способы анализа эффективности рекламных текстов.

Способы оценки эффективности рекламной кампании в Интернете.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2005.

Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-на-Дону, 2001.

Галагузова Ю.Н., Штинова Г. Н. Азбука студента. М., 2000.

Голодаева В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. М., 2000.

Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. М., 2002.

Кузнецов И.Н. Главные правила подготовки, написания и оформления дипломных и курсовых работ. М., 2007.

Лукин Ю.Ф. Методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы. Архангельск, 2003.

Научные работы: Методика подготовки и оформления /Под ред. И.Н.Кузнецов. Минск, 2000.

Савина И.Л. Библиографическое описание документа: Семиотический подход: Учебно-методическое пособие. М., 2004.

Сафронова О. Г. и др. Требования к академическим формам образовательного процесса: Методические рекомендации для студентов. Орел, 2000.

Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 2004.

Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу: Общие требования. М., 2002.

Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов: для студентов и аспирантов. М., 2000.

Уваров А.А. Методика написания и защиты дипломных и курсовых работ по гуманитарным дисциплинам. М., 2003.

Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. М., 2001.


Приложение 1

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Федеральное агентство по образованию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Кафедра политологии

Курсовая работа

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ

Выполнила: Рудь В.А.,

группа 2124/1

Научный руководитель:

профессор, д.социол.н.,

Тимерманис И.Е..

Санкт-Петербург

2008

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..………….. 3

Глава 1. Организационные основы деятельности государственных служб

по связям с общественностью ………………. ………………………………………….. 5

1.1. Возникновение и эволюция связей с общественностью в

государственных структурах …….………………………………………5

1.2. Цели и функции служб по связям с общественностью

государственного сектора ……………………………………………………8

1.3. Структура российского государственного PR-рынка ………….…………. 12

Глава. 2. Роль PR в государственной системе ………………………………………. 15

2.4. Общее и особенное в PR-структурах государственного и

коммерческого секторов …………………………………..15

2.5. Модели связей с общественностью в органах государственной власти… 21

2.6. Перспективы развития связей с общественностью в

российских государственных структурах …………………………….26

Заключение ……………………………………………………………………………31

Список использованной литературы …………………………………………………...33

Приложение ……. ………………………………………………………………………. 34

Приложение 3

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Речевая функция

Лексические средства

1

2

Причина и следствие, условие и следствие

(и) поэтому, потому, так как

Поскольку

Отсюда

следует

Откуда

Вследствие

В результате

В силу

этого

Ввиду

В зависимости от

В связи с этим, согласно этому

В таком

случае

В этом

В этих

условиях

В таких

(а) если (же)…, то…

Что

свидетельствует

указывает

Говорит

соответствует

дает возможность

позволяет

способствует

имеет значение

Временная соотнесенность и порядок изложения

Сначала, прежде всего, в первую очередь

Первым

Последующим шагом

Предшествующим

Одновременно, в то же время, здесь же

Наряду с этим

Речевая функция

Лексические средства

1

2

Предварительно, ранее, выше

Еще раз, вновь, снова

Затем, далее, потом, ниже

В дальнейшем, в последующем, впоследствии

Во-первых, во-вторых и т.д.

В настоящее время, до настоящего времени

В последние годы, за последние годы

Наконец, в заключении

Сопоставление и противопоставление

Однако, но, а, же

Как…, так и…; так же, как и…

Не только, но и…

По сравнению; если…, то

В отличие, в противоположность, наоборот

Аналогично, также, таким же образом

С одной стороны, с другой стороны

В то время как, между тем, вместе с тем

Тем не менее

Дополнение или уточнение

Также и, причем, при этом, вместе с тем

Кроме

Сверх того

Более

Главным образом, особенно

Ссылка на предыдущее или последующее высказывание

Тем более, что….

В том числе,

в случае,

то есть,

а именно

сказано

показано

упомянуто

отмечено

установлено

получено

обнаружено

найдено

говорилось

Как указывалось выше

отмечалось

подчеркивалось

Речевая функция

Лексические средства

1

2

Согласно

Сообразно этому

Соответственно

В соответствии с этим, в связи с этим

В связи с вышеизложенным

Данный, названный, рассматриваемый и т.д.

Такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный

Подобного рода, подобного типа

Следующий, последующий, некоторый

Многие из них, один из них, некоторые из них

Большая часть, большинство

Обобщение,

вывод

Таким образом, итак, следовательно

В результате, в итоге, в конечном счете

следует

Из этого вытекает

Отсюда понятно

ясно

позволяет сделать вывод

Это сводится к следующему

свидетельствует

Наконец, в заключение

Иллюстрация сказанного

Например, так, в качестве примера

Примером может служить

Такой, как (например)

В случае, для случая

О чем можно судить, что очевидно

Введение новой информации

Рассмотрим следующие случаи

Остановимся подробно на…

Приведем несколько примеров

Основные преимущества этого метода…

Некоторые дополнительные замечания…

СОДЕРЖАНИЕ


Цели и задачи курсовой работы …………………………………………………….

3

Руководство и требования, предъявляемые к курсовой работе…………………..

Выбор темы исследования …………………..………………………………………

Структура и содержание курсовой работы…….…………………………………...

5

6

8

Сбор, анализ и обобщение материалов по теме………………………………………

13

Оформление курсовой работы …..………………………………………………….

20

Защита курсовой работы ……………………………………………………………..

Тематика курсовых работ …………………..………………………………………

Рекомендуемая литература …………………….…………………………………...

27

29

33

Приложение 1 ………………………………………………………………………..

Приложение 2 …………………………………………………………………………

34

35

Приложение 3 ………………………………………………………………………..

36

Курсовая работа

(методические указания для студентов)

Научный редактор И.Е. Тимерманис

Компьютерная верстка М.С. Арканниковой

Лицензия ЛР N 020593 от 07.08.97

Налоговая льгота – Общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93, т. 2; 95 3004 – научная и производственная литература


Подписано в печать Формат 60X84/16 Печать цифровая.

Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 200 Заказ

Отпечатано с готового оригинал-макета, предоставленного авторами,

в Цифровом типографском центре Издательства Политехнического университета,

195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29.

Тел.: 550-40-14