Главная              Рефераты - Разное

Нормативная часть программы 5 Режимы учебно-тренировочных занятий и требования по физической, технической и спортивной подготовке. 7 - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1 .

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

5

1 .1 .

Режимы учебно-тренировочных занятий и требования по физической, технической и спортивной подготовке.

7

1 .2 .

Комплектование учебных групп и организация работы школы

14

1 .3 .

Планирование работы ОСДЮСШОР отделения стрельбы из лука

16

1 .4 .

Основная направленность подготовки спортсменов групп высшего мастерства

20

1 .5 .

Оценка работы школы

28

1 .6 .

Документация отделения стрельбы из лука

30

2 .

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

31

2 .1 .

Система подготовки

31

2 .2 .

Принципы подготовки

34

2 .3 .

Методы тренировки

37

2 .4 .

Основы методики обучения технике выполнения выстрела из лука

40

2 .5 .

Организационно- методические формы обучения

42

3 .

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

44

3 .1 .

Теоретическая подготовка

46

3 .2 .

Техническая подготовка

54

3 .3.

Физическая подготовка

77

3 .4 .

Психологическая подготовка

99

3 .5 .

Тактическая подготовка

104

3 .6 .

Воспитательная работа

114

3.7.

Инструкторская и судейская практика

116

3.8. Педагогический и врачебный контроль 118 3.9. Восстановительные средства и мероприятия 124 ЛИТЕРАТУРА 128

ВВЕДЕНИЕ

Программа спортивной подготовки и обучения для государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей областной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва министерства образования со­ставлена в соответствии с Законами Российской Федерации: «Об образовании», от 13.01.96 №12-фз; О физической культуре и спорте», от 29.04.99 №80-фз; Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативных документов Минобрнауки России №ВФ-1544/06 от 10.08.2006, Росспорта №ЮА-00-10/2554 от 24.08.2006, регламентирующими работу учреждений дополнительного образования, обобщения научных исследо­ваний в области детско-юношеского спорта и системы многолетней спортивной подготовки, передового опыта работы тренеров с юными стрелками и спортсменами национальных сборных команд различных воз­растных групп. При разработке программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической под­готовке юных спортсменов, полученные на основе научных исследований, методиче­ских разработок и рекомендаций по подготовке спортивного резерва последних лет.

В программе пред­ставлены модель построения системы многолетней подготовки, пример­ные планы построения тренировочного процесса по годам обучения, варианты недельных микроциклов тренировочных занятий различной на­правленности. Определена общая последовательность изу­чения программного материала, контрольные и переводные нормативы для этапа начальной подготовки (НП), учебно-тренировочного этапа (УТ) и этапа спортивного совершенствования (СС).

При спортивных школах могут быть созданы спортивно-оздорови­тельные группы (СО), группы высшего спортивного мастерства (ВСМ) Численный состав занимающихся, объем учебно-тренировочной работы, норматив оплаты труда тренеров-преподавате­лей за работу в спортивно-оздоровительных группах устанавливается администрацией в соответствии с нормативно-правовыми документа­ми, регулирующими деятельность спортивных школ.

Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма де­тей; формирование стойкого интереса к занятиям спортом вообще; овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание тру­долюбия; развитие и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью па быстроту, ловкость, гибкость); достижения физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к жизненной практике; отбор перспективных детей и молодежи для даль­нейших занятий боксом.

Основные задачи этапа начальной подготовки (НП) вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по стрельбе из лука , направленную па гармоничное развитие физических качеств в общей физической подготовки и изучение базовой техники бокса, волевых и морально-этических качеств личности, формирования потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.

Основные задачи учебно-тренировочного этапа (УТ) задачи подготовки отвечают основным требованиям формирования спортивного мастерства стрелков из лука, к которым относятся – состояние здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности, совершенство­вание технико-тактического арсенала, воспитание специальных психи­ческих качеств и формирование соревновательного опыта с целью повы­шения спортивных результатов.

Основные задачи этапа спортивного совершенствования (СС) И высшего спортивного мастерства (ВСМ). Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений, на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основная задача привле­чения к специализированной спортивной подготовке перспективных спортсменов для достижения ими высоких и стабильных результатов посредством комплексного совершенствования всех компонентов мастерства спортсмена, позволяющих войти в состав сборных команд России.

Цель многолетней подготовки юных спортсменов в ОСДЮСШОР министерства образования , воспитание спортсменов высокой квалификации – резерва сборной команды страны, северо-западного Федерального округа, Калининградской области, города Калининграда, спортивных организаций, ведомств развивающих бокс, а также активных строителей, защитников и патриотов своей страны.

Учебная работа в ОСДЮСШОР министерства образования строится на основе данной программы и рассчитана на календарный год. Для обеспечения круглогодичных занятий и активного отдыха в каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря круглосуточного или дневного пребывания.

Основными (формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия: работа по индивидуальным планам (в СС); медико-восстановительные мероприятия; тестирование, педагогический и медицинский контроль; участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах; инструкторская и судейская практика учащихся. Особенностью планирования программного материала явля­ется сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств и методов тренировки и контроля в одну принципиальную схему годично­го цикла тренировки.

Расписание занятий составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления благоприятного режима тренировок, отдыха занимающих­ся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Учебный материал программы представлен в разделах, отражаю­щих виды подготовки: теоретическую, общефизиче­скую, специально-физическую, технико-тактическую, психологическую и соревновательную. Представлены разделы, в которых раскрывается содержание восстано­вительных мероприятий, проводимых в обяза­тельном порядке, в пределах объема учебных часов, в зависимости от года обучения, содержание судейско-инструкторской практики, пере­чень основных мероприятий по воспитательной работе, а также конт­рольные и переводные нормативы по годам обучения.

Настоящая программа состоит из двух частей.

Первая часть программы – нормативная, которая включает в себя количественные рекомендации по группам занимающихся, общефизи­ческой подготовке, специально-физической, технико-тактической и теоретической подготовке, систему участия в соревнованиях, инструк­торскую и судейскую практику по годам обучения для каждого этапа многолетней подготовки.

Особое внимание уделено контрольно-переводным и квалификаци­онным нормативам по годам обучения.

Вторая часть программы – методическая, которая включает учеб­ный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле, рекомендации по объему трениро­вочных и соревновательных нагрузок, содержит практические матери­алы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировоч­ных занятий, организации медико-педагогического и психологического контроля и управления.

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В настоящей программе выделено четыре этапа спортивной подготов­ки и обучения:

1. Этап начальной подготовки (НП).

2. Учебно-тренировочный этап (УТ).

3. Этап спортивного совершен­ствования (СС).

4. Этап высшее спортивное мастерство (ВСМ)

Важным условием успеха тренера в работе со стрелками является соблюдение основополагающих принципов многолетней спортивной подготовки:

- строгой преемственности задач, средств и методов построения учеб­но-тренировочных занятий;- постепенности возрастания общего объема нагрузок при увеличе­нии объемов средств специальной подготовки и уменьшении объемов средств общефизической подготовки;

-увеличения общих тренировочных нагрузок в учебно-тренировоч­ных группах в основном за счет их объемов, а в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства - за счет повы­шения интенсивности;

-тщательного соблюдения постепенности увеличения тренировоч­ных и соревновательных нагрузок;

- строгого следования дидактическому принципу - от простого к слож­ному при обучении и совершенствовании во всех видах подготовки и др.

Режим учебно-тренировочной работы на различных этапах подго­товки, наполняемость учебных групп и требования к физической, техни­ческой и спортивной подготовке представлены в табл. 1.

Таблица 1

Наиме­нование этапа

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальное количество учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требовании к физической, техни­ческой и спортивной подготовке

НП

1-й

11-13

8-10

6

Выполнение норма­тивов ОФП, СФП

УТ

1-й

12-14

6-8

9

Выполнение нормативов ОФП, СФП, спортивных результатов

2-й

13-15

6

12

СС

1-й

14-16

5

16

КМС, выполнение нормативов ОФП, СФП

2-й

15-17

4

20

КМС подтвердить, МС, ОФП, СФП

3-й

16-18

3

24

МС, ОФП, СФП

ВСМ

1-й

17-19

2-3

30

Свыше года

20 лет и старше

2-3

До 36

Режимы учебно-тренировочных занятий и требования по физической, технической и спортивной подготовке

Подготовка юных стрелков из лука характеризуется определенны­ми особенностями, которые необходимо учитывать при организации и планировании учебно-тренировочного процесса. Эти особенности зак­лючаются в том, что подготовка должна:

1) иметь многолетний характер, обеспечивая постепенное и стабиль­ное увеличение спортивных результатов, исключать неоправданные перегрузки организма юных стрелков; обеспечить тщательную подго­товку стрелка к его первому участию в ответственных соревнованиях;

2) строиться с учетом возраста, пола, этапа, периода подготовки и индивидуальных особенностей спортсмена; обеспечивать постепенное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмат­ривая необходимые по продолжительности и характеру фазы отдыха;

3) строиться на основе всестороннего физического развития;

4) планироваться с учетом общего физического и психического уров­ня развития обучаемого, правильного определения его задатков и спо­собностей к дальнейшей углубленной специализации (виду оружия);

5) строиться с соблюдением спортивного режима, рационального режима тренировок и отдыха, гигиены, быта и постоянного комплекс­ного контроля за состоянием здоровья, функциональным состоянием и уровнем подготовленности.

Многолетняя подготовка стрелков осуществляется поэтапно. Каж­дый этап является составным звеном в общей системе многолетней под­готовки и имеет свои цели, задачи и средства. Контингент учащихся спортивных школ подразделяется на группы: начальной подготовки, учебно-тренировочные, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

В процессе обучения на первом этапе в группах начальной подготов­ки предусматривается:

- формирование сознательного отношения к занятиям физической культурой и стойкого интереса к стрельбе из лука;

- ознакомление с целями, задачами физической культуры и спорта, их значением в жизни человека; с возникновением и развитием стрельбы из лука в Древнем мире и средние века;

- укрепление здоровья и закаливание организма юных стрелков из лука;

- обеспечение разносторонней физической подготовленности и раз­витие специальных физических качеств, необходимых стрелку из лука;

- ознакомление с мерами безопасности при обращении с оружием и правилами поведения в тирах и на стрельбищах, формирование умений их выполнения;

- ознакомление с материальной частью оружия (лук, стрелы, тетива и т.д.);

- ознакомление с прицельными приспособлениями (устройство, на­значение, правила обращения);

- ознакомление с общими понятиями и правилами прицеливания; раз­новидностями мишеней;

- ознакомление с общими сведениями о выстреле, элементах техники его выполнения; - общее ознакомление с понятиями: «кучность», «разброс», «отры­вы», средняя точка попадания (СТП), «несовмещение», «совмещение», обучение расчету поправок и внесение необходимых изменений в при­цельные приспособления;

- общее ознакомление с понятиями: «точка прицеливания», «район прицеливания», «район колебаний», «ожидание», «сохранение рабоче­го состояния» до, во время и после выполнения выстрела; овладение умением выполнять выстрел в районе колебаний, не ожидая его и сохра­няя рабочее состояние при подготовке к выстрелу, во время и после его выполнения;

- овладение умением произвольного расслабления пальцев, удержи­вающих тетиву (выпуск), и плавного нажима на спусковой крючок или кнопку размыкателя;

- разучивание элементов техники выполнения выстрела с резиновым жгутом и луком на укороченных дистанциях, выполнение одиночных выстрелов и серий выстрелов на кучность;

- ознакомление с обязанностями и правами участника соревнова­ний, условиями выполнения стрелковых упражнений в соответствии с правилами соревнований;

- участие в классификационных соревнованиях и выполнение нор­мативов третьего или второго взрослых разрядов;

- ознакомление с целью и задачами разминки, овладение простейши­ми общеразвивающими и специальными упражнениями, входящими в разминку;

- общее ознакомление с понятием «внимание» и его значением для успешного выполнения выстрела из лука;

- общее ознакомление с опорно-двигательным аппаратом человека;

- ознакомление с общими правилами гигиены, закаливания, режима дня, пагубным воздействием вредных привычек (курение, алкоголь и др.);

- выполнение обязанностей помощника тренера при подготовке и уборке мест занятий; по показу упражнений ОФП;

- выполнение поручений главного судьи при подготовке к соревно­ваниям и в процессе их проведения. На втором этапе стрелковой подготовки в учебно-тренировочных группах необходимо выполнение следующих основных положений:

- укрепление интереса к занятиям стрельбой из лука;

- усвоение сведений общего и специального характера о физической культуре как о части культуры общества, важнейшем средстве укрепления здоровья, развития организма человека; об истории развития стрельбы из лука в СССР, России и за рубежом; о причинах и целях развития стрельбы из лука; о воспитательном и прикладном значении стрельбы из лука; об Единой спортивной классификации; спортивных разрядах и званиях;

-дальнейшее укрепление здоровья и закаливание обучаемых;

- повышение уровня общей и специальной физической подготовлен­ности стрелков из лука;

- повышение уровня общей и специальной психической подготов­ленности стрелков из лука;

- закрепление знаний о мерах безопасности при обращении с оружи­ем и правилах поведения в тирах и на стрельбищах, закрепление навы­ков их выполнения;

- расширение и углубление знаний о выстреле из лука и элементах техники его выполнения;

- формирование умения выполнения выстрела в районе колебаний, без ожидания;

- формирование умения сохранения рабочего состояния при выпол­нении выстрела (до, во время и после него);

- формирование умения синхронизации выполнения элементов выст­рела и повышение уровня координационных способностей с целью со­хранения устойчивости системы «стрелок-оружие» в процессе выпол­нения выстрела из лука;

-увеличение специализированной тренировочной нагрузки (коли­чество выстрелов и имитационных упражнений, сокращение интерва­лов отдыха);

-совершенствование выполнения отдельных элементов выстрела;

- общее ознакомление с основными психическими процессами, лежа­щими в основе эффективности выполнения выстрела из лука и успешно­сти ведения стрельбы в тренировочных и соревновательных условиях;

- развитие внутреннего контроля (умение «слушать себя») в процес­се выполнения выстрела;

- ознакомление с понятиями: «утомление» и «переутомление», сред­ствами и мероприятиями по их профилактике;

- ознакомление с понятием «самоконтроль», необходимостью конт­роля психоэмоционального состояния, правилами ведения дневника;

- ознакомление с деятельностью и значением сердечнососудистой и дыхательной систем;

- усвоение общих сведений о гигиене одежды, обуви, жилища, мест занятий спортом; об уходе за телом, кожным покровом пальцев руки, выполняющей удержание и выпуск тетивы; о гигиене сна; об естествен­ных факторах природы: воздух, солнце, вода; о режиме питания; о пагуб­ном действии вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) и отри­цательном влиянии длительного пребывания перед экраном телевизора;

- выполнение обязанностей дежурного, построение группы перед за­нятием, сдача рапорта; умение в разминке показать упражнения обще­физической направленности (первый год обучения) и проводить первую часть разминки в присутствии тренера (второй год обучения); показать основные элементы техники выстрела из лука; оказывать помощь млад­шим в изучении материальной части оружия; находить ошибки в дей­ствиях товарищей и помогать их исправлять; пропагандировать стрель­бу из лука среди товарищей по школе;

- участие в соревнованиях: классификационных и календарных, вы­полнение второго и первого разрядов, норматива КМС (желательно);

- твердое усвоение обязанностей и прав участника соревнований и условий выполнения стрелковых упражнений в соответствии с прави­лами соревнований;

- участие в работе судейской коллегии, выполнение различных по­ручений по организации и проведению соревнований; работа в каче­стве судьи и помощника судьи различной направленности.

На третьем этапе стрелковой подготовки в группах спортивного со­вершенствования необходимо выполнение следующих основных поло­жений:

-усвоение сведений о целях и задачах коллективов физической куль­туры, спортивных секций, ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ; об учас­тии советских и российских спортсменов в Олимпийских играх, чемпио­натах мира, Европы и других крупнейших международных соревнова­ниях; о развитии стрельбы из лука в нашей стране; об организации государственного руководства физической культурой и спортом, обще­ственных организациях, ведущих работу по пропаганде и развитию фи­зической культуры и спорта; о значении развития массового спорта и подготовке резерва для сборных команд разного уровня; о роли и значе­нии юношеского спорта, о соревнованиях, проводимых для молодежи;

-дальнейшее повышение уровня общей и специальной физической подготовленности юных стрелков из лука;

-дальнейшее повышение уровня общей и специальной психической подготовленности юных лучников;

- периодическая проверка знаний о мерах безопасности при обраще­нии с оружием и правилах поведения в тирах и на стрельбищах, доведе­ние их выполнения до автоматизма; - ознакомление с понятием внутренняя и внешняя баллистика;

- изучение материальной части новых моделей оружия избранного вида стрельбы, овладение навыками устранения неполадок;

- дальнейшее освоение и совершенствование техники выполнения выстрела из оружия избранного вида стрельбы;

- совершенствование умения сохранения рабочего состоянии при выполнении выстрела из лука (до, во время и после);

- ознакомление с достижениями советских и российских стрелков из лука на Олимпийских играх, чемпионатах и первенствах мира и Евро­пы; с проводимыми в стране соревнованиями среди взрослых, юниоров, юношей; с успехами одаренных молодых стрелков на соревнованиях в стране и за рубежом, выступавших в разных возрастных группах;

- дальнейшее системное укрепление здоровья и закаливание орга­низма спортсмена;

- совершенствование разносторонней физической подготовленности;

- совершенствование специальных двигательных и психических спо­собностей стрелков из лука;

- совершенствование навыков самоуправления психофизическим состоянием;

- периодическая проверка знаний о мерах безопасности при обраще­нии с оружием и правилах поведения в местах проведения стрельб, дове­дение их выполнения до автоматизма; проверка умения проводить с на­чинающими стрелками занятия по этой важнейшей теме и проведение их в присутствии тренера;

- изучение материальной части новых моделей оружия избранного вида стрельбы, овладение навыками устранения неполадок и индивиду­альной подгонки оружия;

- дальнейшее совершенствование техники выполнения выстрела из оружия избранного вида стрельбы;

- увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок;

- совершенствование внутреннего самоконтроля в процессе трени­ровок и соревнований;

- совершенствование навыков синхронизации одновременного вы­полнения элементов техники выстрела и поддержания на высоком уров­не устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» в процессе выпол­нения выстрела из лука;

- ознакомление со строением и организацией центральной нервной системы и ее ролью в жизнедеятельности организма; с влиянием занятий физической культурой и спортом на центральную нервную систему и обмен веществ в организме; с совершенствованием функций сердечно­сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма в процессе за­нятий физической культурой и спортом;

- усвоение сведений об основных принципах построения питания, чувстве сытости, питьевом режиме; о калорийности, усвояемости пище­вых веществ и витаминов; периодическое напоминание о пагубном дей­ствии вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) и отрицатель­ном влиянии длительного пребывания перед экранами телевизора и ком­пьютера;

- ознакомление с принципами построения учебно-тренировочного за­нятия (второй год), углубление знаний о построении занятий, самостоя­тельное составление планов личных тренировок и проведения отдель­ных занятий в группах начального обучения по заданию тренера (тре­тий год обучения);

- проведение в группах начальной подготовки первых занятий в ка­честве помощника тренера, а в учебно-тренировочных группах - от­дельных частей практических и теоретических занятий в присутствии тренера; оказание помощи тренерам спортивной школы при проведении набора желающих заниматься стрельбой из лука;

- твердое знание обязанностей и прав участника соревнований, ус­ловий выполнения стрелковых упражнений в соответствии с правилами соревнований, требований к оружию, экипировке;

- участие в календарных соревнованиях разного уровня, выполне­ние нормативов кандидата в мастера спорта, мастера спорта, подтвер­ждение выполнения норматива мастера спорта;

- расширение и углубление знаний о судействе; участие в работе судейской коллегии; работа в качестве судьи; участие в организации и проведении соревнований.

На четвертом этапе стрелковой подготовки в группах высшего спортивного мастерства необходимо выполнение следующих основных положений:

- формирование умений по выполнению упражнений, направленных на произвольное управление мышечным тонусом;

- знакомство с основами произвольной саморегуляции психических состояний; овладение основами психической саморегуляции;

- ознакомление с комплексной разминкой стрелка из лука; формиро­вание умения ее проведения;

- совершенствование умения синхронизации одновременного вы­полнения элементов выстрела и сохранения устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» в процессе выполнения выстрела из лука;

- увеличение специализированной тренировочной нагрузки;

- увеличение соревновательных нагрузок;

- ознакомление с восстановительными мероприятиями; регулярное их проведение;

-развитие и совершенствование интеллектуальных способностей;

- развитие внутреннего самоконтроля в процессе тренировок и со­ревнований;

- формирование тактического мышления и повышение уровня так­тической подготовленности;

-углубление знаний об утомлении и переутомлении; о методах про­филактики этих состояний;

- углубление знаний о самоконтроле, показателях общего состояния спортсмена; ведение дневника; приобретение навыков анализировать результаты самоконтроля, делать выводы и предложения;

- совершенствование навыков вариативности и помехоустойчивос­ти техники стрельбы из лука;

- повышение уровня тактической подготовленности; развитие так­тического мышления;

- дальнейшее совершенствование элементов техники выполнения выстрела из лука;

- участие в календарных соревнованиях разного уровня, выполне­ние и подтверждение норматива МСМК, завоевание права быть канди­датом и членом сборных команд, обществ, ведомств, страны;

- углубление знаний о внимании, воле и методах их развития; о тем­пераменте и характере, особенности которых влияют на поведение, под­готовку и успешность выступлений спортсмена на соревнованиях; о побуждающих мотивах и целях деятельности человека;

- углубление знаний об утомлении, переутомлении, перетренировке, мерах их предупреждения и средствах восстановления;

- углубление знаний о самоконтроле, показателях общего состояния спортсмена; овладение умением анализировать результаты самоконт­роля, на основании дневниковых данных делать выводы и вместе с тре­нером вносить необходимые коррективы в подготовку, при необходи­мости делать это самостоятельно;

- усвоение сведений о принципах построения рационального пи­тания, о значении отдельных пищевых веществ и витаминов; о вод­ных процедурах и естественных факторах природы как средствах за­каливания; периодическое напоминание о пагубном действии вред­ных привычек (курение, алкоголь, наркотики) и об отрицательном влиянии длительного пребывания перед экранами телевизора и ком­пьютера;

-дальнейшее углубление знаний о принципах построения занятий;

- проведение всех частей разминки; проведение в группах началь­ной подготовки первых занятий в присутствии тренера и самостоятель­но, а в учебно-тренировочных группах - отдельных частей практичес­ких и теоретических занятий; в начале учебного года оказание помощи тренерам спортивной школы при проведении набора желающих зани­маться стрельбой из лука;

- твердое знание обязанностей и прав участников соревнований, ус­ловий выполнения стрелковых упражнений в соответствии с правилами соревнований;

- твердое знание обязанностей и прав участников соревнований, ус­ловий выполнения стрелковых упражнений в соответствии с правилами соревнований;

- работа в составе судейской бригады; участие в организации и про­ведении соревнований.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП

И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛ

Группы начальной подготовки комплектуются из числа учащихся общеобразовательных школ, школ-интернатов, средних специальных учебных заведений.

В процессе набора в группы начальной подготовки следует учиты­вать следующие показатели:

1. Мотивацию, интерес к занятиям стрельбой из лука.

2. Удаленность места жительства от места проведения занятий.

3. Успеваемость в школе.

4. Соответствие физических данных требованиям программы обуче­ния. Отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям стрельбой из лука (определяется с помощью углубленного медосмотра).

5. Состояние и особенности сенсорных систем (определяются при помощи различных общепринятых тестов).

Для перевода из одной учебной группы в другую учащиеся в конце учебного года должны выполнить предусмотренные программой конт­рольно-переводные нормативы. В том случае, если отдельные особо одаренные спортсмены достига­ют высоких спортивных результатов в более короткие сроки, чем указа­но в программе, они могут в порядке исключения переводиться на более высокие режимы учебно-тренировочной работы (т.е. в старшие груп­пы). Для этого необходимо персональное положительное заключение врача, полное выполнение контрольно-переводных нормативов и реше­ние педагогического совета спортивной школы.

Учащиеся, не выполнившие требования, установленные программой для данной учебной группы, не переводятся в последующую группу и могут быть отчислены из спортивной школы либо остаться на повторный курс обучения.

Состав укомплектованных групп оформляется приказом директора школы.

Учебный год во всех группах школы начинается 1-го сентября. Учебно-тренировочные занятия проводятся по расписанию, при состав­лении которого должна учитываться занятость учащихся по месту учебы. Учебно-тренировочные занятия в отделениях проводятся по учебным программам и планам, определяющим объем тренировочных нагрузок, рассчитанным на 46 недель занятий непосредственно в условиях спортив­ной школы и дополнительные 6 недель - для тренировки в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся на пе­риод их активного отдыха.

Стрелки групп спортивного совершенствования и высшего спортив­ного мастерства в летний период повышают уровень своего спортивно­го мастерства на учебно-тренировочных сборах, готовясь к ответствен­ным соревнованиям.

Учебно-тренировочная подготовка в группах разных этапов про­водится в соответствии с требованиями учебной программы, кругло­годично, с применением новейших методик, технических средств обу­чения и контроля, тренажерных устройств и восстановительных ме­роприятий, при строгом соблюдении мер безопасности во время занятий. Основной формой учебно-тренировочного процесса является урок - академический час - 45 мин. Продолжительность одного учеб­но-тренировочного занятия определяется возможностями и подготов­ленностью занимающихся: в группах НП - 2 часа, УТ - 3-4 часа, СС -4-5 часов, ВСМ - 5-6 часов. Количество учебно-тренировочных заня­тий в неделю зависит от этапа подготовки и года обучения.

Контрольно-переводные нормативы для различных учебных групп представлены в табл. 2.

Таблица 2

Контрольно-переводные нормативы по общей и специальной

физической подготовке для учебных групп по этапам подготовки

Этапы подготовки

Виды подготовки и контрольные

НП

УТ

СС

Упражнения

Год обучения

1- й

1- й

2- й

1- й

2- й

3- й

Общая физическая подготовка

Бег на:

60 м, с

ю

10,0-10,4

9,8

д

10,4-11,0

10,3

100 м, с

ю

15,2

14,8

д

17,5

17,0

500 м, мин, с

ю

д

2,15

2,10

1000 м, мин, с

ю

3,40

3,20

2000 м, мин, с

ю

д

11,40

11,30

3000 м, мин, с

ю

д

13,40

13,10

Кросс (без учета времени), м

ю

3000

3500

4000

5000

д

2500

3000

3000

3000

Прыжки в длину с разбега, см

ю

330-340

350

380

400

420

440

д

290-300

305

310

320

330

340

Метание теннисного мяча, м

ю

25-30

34

36

38

38

38

д

16-18

21

23

25

25

25

Подтягивание на перекладине,

ю

3-5

6

7

8

9

10

кол-во раз

д

Сгибание-разгибание рук

ю

8-10

15

20

30

35

40

в упоре лежа

д

6-8

12

15

18

20

20

Специальная физическая подготовка

Натяжение лука (личного ору-

ю

7-8

13

15

18

20

24

жия) до касания тетивой под-

д

7-8

11

13

17

19

21

бородка, кол-во раз

Удержание лука в натянутом

ю

15-18

25

30

40

50

60

положении в позе изготовки, с

д

14-15

20

25

35

50

60

Удержание лука в натянутом положении в позе изготовки (три серии по шесть раз, интервал отдыха между сериями 60 с; время удержания и отдыха, с)

ю уд

д от

5

20

5

15

5

10

10

20

10

15

10

15

ю уд

д от

5

20

5

15

5

10

10

20

10

15

10

15

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ОСДЮСШОР ОТДЕЛЕНИЯ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА

Важным условием выполнения задач, стоящих перед ОСДЮСШОР, являет­ся планирование. Оно должно обязательно предусматривать непрерыв­ность и последовательность всей учебно-воспитательной работы школы.

В основе планирования должны лежать принципы:

- перспективности, когда при составлении рабочих планов учиты­ваются задачи школы на длительный период;

- преемственности, когда предусматриваются мероприятия, направ­ленные на закрепление и дальнейшее развитие достигнутого;

- научности, когда используются новые методические разработки и передовой опыт тренеров-практиков;

- координации, когда согласовываются все виды планирования школьной работы с целью обеспечения единства действий всего тренерско-преподавательского коллектива.

В зависимости от продолжительности периодов, на которые состав­ляются планы, планирование бывает перспективным, текущим и опера­тивным. Каждый тип плана определяет объем задач и время, необходи­мое для их решения. Чем больше объем задач и длительнее время их выполнения, тем меньшей должна быть детализация содержательной стороны плана, и наоборот.

Исходным материалом для последующего детального планирования учебно-воспитательной работы является перспективный план подготов­ки, который обычно составляется на четырехлетие. Его основная зада­ча - определение цели, направленности главных задач, путей и основ­ных средств достижения спортивного мастерства. Как правило, перс­пективный план - это план работы всей школы. Так же необходимо составлять перспективные планы индивидуальной подготовки тех спорт­сменов, которые достигли такого мастерства, когда они уже способны и должны решать более сложные задачи. Учебный план для специализации стрельба из лука на 52 недели учебно-тренировочных занятий - табл. 3; соотношение средств общефизической, специальной физической и технико-тактической под­готовок по годам обучения - табл. 4; показатели соревновательных на­грузок в годичном цикле тренировки - табл. 5. В табл. 6-10 представле­ны планы-схемы годичных циклов подготовки и примерные распределе­ния программного материала в учебных группах, а в табл. 11 -индивидуальная карта спортсмена.

Постепенная детализация годового плана выражается в оператив­ных планах подготовки, разрабатываемых на определенный период: месяц, неделю, тренировочное занятие.

Распределение часов по разделам подготовки для каждого из спорт­сменов группы высшего спортивного мастерства индивидуально, оно определяется уровнем его подготовленности и психофизического состо­яния в каждый конкретный период времени и может изменяться в тече­ние года; но общее количество часов по видам подготовки должно соот­ветствовать запланированному на год: оно определяется режимом учеб­но-тренировочных занятий для данной группы и на данный год.

Таблица 3

Учебный план на 52 недели

учебно-тренировочных занятий ОСДЮСШОР Министерства образования (отделение стрельбы из лука)

№ п/п

Разделы подготовки

Этапы подготовки

НП

УТ

СС

1- й

1- й

2- й

1- й

2- й

3- й

1.

Общая физическая подготовка

126

89

102

ПО

130

156

2.

Специальная физическая подготовка

36

48

52

78

80

82

3.

Технико-тактическая подготовка

92

230

304

370

449

588

4.

Теоретическая подготовка

28

24

20

26

26

30

5.

Психологическая подготовка

-

10

20

40

50

60

6.

Контрольно-переводные нормативы

2

3

2

2

3

4

7.

Контрольные соревнования

10

30

60

134

204

204

8.

Инструкторская и судейская практика

10

16

16

20

20

20

9.

Восстановительные мероприятия

8

18

48

52

78

104

10.

Медицинское обследование

Не менее 2-х раз в год

Общее количество, ч

312

468

624

832

1040

1248

Таблица 4

Примерное соотношение средств физической

и технико-тактической подготовки по годам обучения, %

Разделы подготовки

Этапы подготовки

НП

УТ

СС

1- й

1- й

2- й

1- й

2- й

3- й

Общая физическая подготовка

49,6

24,2

22,3

19,7

19,7

18,9

Специальная физическая подготовка

14,2

13,1

11,3

14,0

12,1

9,9

Технико-тактическая подготовка

36,2

62,7

66,4

66,3

68,2

71,2

Таблица 5

Показатели соревновательных

нагрузок в годичном цикле тренировки

Виды нагрузок

Этапы подготовки

НП

УТ

СС

1- й

1- й

2- й

1- й

2- й

3- й

Количество соревнований

2

5

7

8

10

10

Количество дней соревнований

10

25

35

40

50

50

Планирование на год подчинено задачам подготовки спортсменов к состязаниям, отраженным в календаре соревнований. Указанные в нем даты официальных соревнований - это сроки, исходя из которых следу­ет планировать годовые периоды подготовки. Выбор тем теоретических и практических занятий во многом определяется задачами, которые нуж­но решить в данный период: подготовительный, соревновательный или переходный. Основная задача подготовительного периода - обеспе­чить запас потенциальных возможностей по всем видам подготовки, ко­торый позволит стрелку выйти на уровень результатов, запланирован­ный на соревновательный период. Подготовительный период условно делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготови­тельный. Первый направлен на повышение функциональных возможно­стей, совершенствование физических способностей и технической готовности с постепенным увеличением тренировочной нагрузки. На вто­ром этапе, непосредственно переходящем в соревновательный период, нужно соединить в одно целое все элементы тренированности, тем самым подготовить соревновательные достижения спортсмена. В тренировках этого периода сокращается объем общеразвивающих упражнений в пользу специальных - стрелковых. Второй этап следует спланировать так, чтобы обеспечить к началу соревновательного периода достижение более высоких результатов, чем на предыдущих соревнованиях.

Основная задача соревновательного периода - стабилизировать ре­зультаты, достигнутые к концу подготовительного периода, и обеспе­чить их дальнейший более высокий рост в соревновательный период.

Задача переходного периода - снять психологическое и физическое напряжения, накопившиеся за истекшие подготовительный соревнова­тельный периоды; провести в определенном объеме те восстановитель­ные мероприятия, которые по данным текущего обследования показаны спортсменам. Переходный период - это не перерыв в общем процессе подготовки. Он имеет четкую целевую направленность - подготовить организм спортсмена к новому циклу.

Основная направленность подготовки спортсменов

групп высшего мастерства

В группах высшего спортивного мастерства подготовка проводит­ся по индивидуальным планам для каждого из стрелков. Это уже сло­жившиеся мастера, которые поставили перед собой задачу добиться наивысших показателей. Их задача - дальнейшее совершенствова­ние техники выполнения выстрелов и всего упражнения в целом в из­бранном виде стрельбы, успешность выступлений на соревнованиях высочайшего ранга, завоевание призовых мест, почетных званий (ти­тулов). Без овладения знаниями о психике человека, о ее законах и способах управления психологическим состоянием трудно рассчиты­вать на успех.

Таблица 6

План-схема

годичного цикла подготовки и распределение программного

материала в учебных группах этапа начальной подготовки

Структура годичного цикла

Месяцы

Всего

за год

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Количество тренировочных: - занятий

- часов

13 26

13 26

13 26

13 26

13

26

12 24

14 28

13 26

12

24

13 26

14 28

13

26

156

312

Общая физическая подготовка

13

13

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

126

Специальная физическая подготовка

4

4

4

3

3

3

3

3

3

2

2

36

Техническая подготовка

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

6

6

92

Теоретическая подготовка

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

1

1

28

Инструкторская практика

Судейская практика

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Соревнования:

- контрольные

- официальные (календарные)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Выполнение контрольно-переводных нормативов

1

1

2

Восстановительные мероприятия

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Медицинское обследование

Не менее 2 раз в год

Таблица 7

План-схема

годичного цикла подготовки и распределение

программного материала для первого- второго года обучения в учебных

группах учебно-тренировочного этапа

Структура годичного цикла

Периоды

Всего за год

Подгото­вительный

Соревновательный

Переходный

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Количество тренировочных:

- занятий

- часов

13 39

13 39

13 39

13 39

13 39

12 36

14

42

13 39

12 36

13 39

14 42

13 39

156 468

Общая физическая подготовка

8

8

8

8

8

8

8

8

8

5

5

5

89

Специальная физическая подготовка

6

6

4

4

4

4

4

4

4

4

2

2

48

Техническая подготовка

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

5

5

110

Теоретическая (интеллек­туальная) подготовка

3

3

3

3

2

2

2

2

1

1

1

1

24

Тактическая подготовка

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

120

Психологическая подготовка

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Соревнования:

- контрольные

- официальные (календарные)

2

3

3

3

3

4

3

3

2

2

30

Инструкторская практика

Судейская практика

1

1

2

2

2

2

2

2

1

1

16

Выполнение контрольно-переводных нормативов

1

1

1

3

Восстановительные мероприятия

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

18

Медицинское обследование

Не менее 2 раз в год

Таблица 8

План-схема

годичного цикла подготовки и распределение

программного материала для третьего - четвертого года обучения в группах учебно-тренировочного этапа

Структура годичного цикла

Периоды

Всего за год

Подготови­тельный

Соревновательный

Переходный

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Количество тренировочных:

- занятий

- часов

13 52

13

52

13

52

13 52

13

52

12 48

14 56

13 52

12 48

13

52

14 56

13 52

156

624

Общая физическая подготовка

10

10

8

8

9

9

8

8

8

8

8

8

102

Специальная физическая подготовка

6

6

5

5

4

4

4

4

4

4

3

3

52

Техническая подготовка

20

20

20

20

20

20

20

20

20

9

6

6

201

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

20

Тактическая подготовка

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

6

7

103

Психологическая подготовка

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

20

соревнования:

-контрольные

-официальные (календарные)

5

5

5

7

5

5

7

5

5

5

3

3

60

Инструкторская практика

Судейская практика

1

1

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

16

Выполнение контрольно-переводных нормативов

1

1

2

Восстановительные мероприятия

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

48

Медицинское обследование

Не менее 2 раз в год

Таблица 9

План-схема

годичного цикла подготовки и распределение

программного материала для первого года обучения в учебных

группах этапа спортивного совершенствования

(количество тренировочных дней в неделю - 4, часов - 16;

продолжительность одного занятия - 4 часа)

Структура годичного цикла

Периоды

Всего

УЛ ГОД

Подготови­тельный

Соревновательный

Переходный

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Количество тренировочных:

- занятий

- часов

17 68

17 68

18

72

17 68

18

72

16 64

18

72

17 68

17 68

17 68

18

72

18

72

208

832

Общая физическая подготовка

10

10

10

10

10

10

10

10

8

8

7

7

110

Специальная физическая подготовка

9

9

8

8

6

6

6

6

6

6

4

4

78

Техническая подготовка

30

30

30

30

30

30

30

30

30

9

10

10

299

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка

3

3

3

3

3

3

2

2

1

1

1

1

26

Тактическая подготовка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

9

9

8

71

Психологическая подготовка

3

6

6

3

3

3

3

3

3

3

2

2

40

Соревнования:

- контрольные

- официальные (календарные)

12

12

12

12

12

13

12

12

12

11

7

7

134

Инструкторская практика

Судейская практика

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

20

Выполнение контрольно-переводных нормативов

1

1

2

Восстановительные мероприятия

4

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

52

Медицинское обследование

Не менее 2 раз в год

Таблица 10

учебный план

по теоретической подготовке юных стрелков из лука

по этапам обучения

Содержание основных занятий

НП

УТ

СС

Год обучения

1- й

1- й

2- й

1- й

2- й

3- й

Морально-этические и нравственные нормы поведения юных лучников

2

1

Физическая культура и спорт в России

2

История развития стрельбы из лука

2

1

1

Стрельба из лука как вид спорта

2

Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы

6

1

4

2

Оружие и снаряжение стрелка из лука

6

2

2

Техника стрельбы из лука

2

4

3

Баллистика

4

2

Тактика стрельбы из лука

3

2

2

4

3

Психологические особенности деятельности стрелка из лука

3

1

3

3

Специальные двигательные и психические качества стрелка из лука

1

3

2

Строение и функции организма, влияние физических упражнений

2

1

Физиологические основы спортивной тренировки

2

2

Цели, задачи, основные принципы и методы тренировки

2

2

2

2

Система подготовки стрелков из лука

1

2

2

Основные характеристики физической, технической, функциональной, психологической и интеллектуальной подготовленности стрелка

2

3

2

Оборудование и инвентарь для стрельбы из лука

4

4

Система соревнований

1

1

Правила соревнований, их организация и проведение

2

1

1

2

2

1

Профилактика травматизма в стрельбе из лука, средства и методы восстановления

2

1

2

2

Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена

3

1

2

1

Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль

2

2

1

2

2

Анализ и коррекция тренировки

2

1

1

Для подготовки таких спортсменов обязательны планы: перспективный на четырехлетие и годовой на каждый год, составленные на основании и в соответствии с перспективным планом. Все эти планы составляются тренером и спортсменом совместно, т.к. на этом уровне взаимоотношения тренера и спортсмена изменяются: спортсмен становится взрослым человеком, способным принимать самостоятельные решения. Тренер должен вовремя заметить психологическое взросление ученика и постараться быть не только учителем, но и советником и другом.

При составлении перспективного плана должна быть намечена цель: главные соревнования четвертого года. Это могут быть Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы.

В содержании перспективного плана подготовки должно быть отра­жено следующее:

- цель многолетней подготовки, главные задачи по годам;

- структура многолетнего цикла и сроки его микроциклов;

- основная направленность тренировочного процесса по годам цикла;

- главные соревнования и основные старты индивидуального кален­даря, планируемые результаты;

- контрольные спортивно-тренировочные показатели по годам;

- общее количество тренировочных дней, занятий, дней соревнова­ний и отдыха;

- общие и специальные (стрелковые) объемы тренировочной нагрузки;

- системы и сроки комплексного контроля, диспансеризации, вос­становительных мероприятий; - график учебно-тренировочных сборов, мест занятий.

Определение цели и задач в индивидуальных планах должны осно­вываться на всестороннем учете возможностей спортсмена и условий для их полного проявления. При составлении перспективного плана необходимы советы и помощь врача, постоянно наблюдающего психо­физическое состояние спортсмена.

Очень часто причиной неудачных выступлений мастеров высокого уровня на ответственных соревнованиях бывает неспособность спра­виться с психологической нагрузкой. Иногда не хватает знаний, иногда - умения произвольно регулировать свое психоэмоциональное состоя­ние. Причины этой неспособности определяют каждый спортсмен и его тренер, ибо психологическая подготовка требует серьезного и вдумчи­вого подхода. Расширяя и углубляя знания разделов общей психологии, необходимо особенно тщательно изучить вопросы самоконтроля и са­морегуляции, научиться использовать полученные знания как в повсед­невной жизни, учебно-тренировочной подготовке, так и на соревнова­ниях, когда основная задача спортсмена заключается в наиболее пол­ной реализации своих возможностей.

Стрелкам групп высшего спортивного мастерства при дальнейшем совершенствовании всех сторон технической подготовки следует быть предельно внимательными к тому, сколь точны и безупречны их дей­ствия при выполнении элементов техники каждого выстрела. Особое внимание должно быть уделено внутреннему контролю за работой мышц, обеспечивающих неподвижность системы «стрелок-оружие», и коорди­нированию всех действий по синхронному выполнению элементов тех­ники выстрела.

Оценка работы школы, организация оздоровительной и воспитательной работы

Эффективность работы школы оценивается уровнем спортивного мастерства выпускников, количеством спортсменов, переданных для дальнейшего совершенствования в составах юношеских и молодежных сборных команд страны, республик, ДСО и ведомств. Она зависит не только от мастерства и ответственности коллектива сотрудников, но и от объективных условий работы.

Таблица 11

Индивидуальная карта спортсмена

Ф.И.О. _________________________________________________Дата и место рождения_________________________________________________________

Год, месяц начала занятий спортом ___________________Избранным видом спорта___________________________________________________________

Спортивная школа ______________________________Спортивное общество (клуб)____________________________________________________________

Республика, город_____________________________

Учебные группы, соды обучения

Дата обследо­вания

Физическое развитие

Заклю­чение врача

Рост, см

Масса тела, кг

Сила сгиба­телей кисти, кг

ЖЕЛ

МПК

мл/ мин

мл/ мин/кг

Исходные данные при зачислении в ДЮСШ, СДЮШОР

Этап начальной подготовки:

1-й

Этап учебно-тренировочный:

1-й

2-й

Этап спортивного совершенствования: 1-й

2-й

3-й

Показатели

Этапы подготовки и годы обучения

НП

УТ

СС

1- й

1- й

2- й

1- й

2- й

3-й

Общая физическая подготовка

Бег на:

60 м

100 м

500м

1000 м

2000 м

3000 м

Кросс (без учета времени)

Прыжки в длину с разбега, см

Метание теннисного мяча, м

Подтягивание на перекладине, кол-во раз

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

Специальная физическая подготовка

Натяжение лука (личное оружие) до касания тетивой подбородка, кол-во раз

Удержание лука (личное оружие) в натянутом положе­нии в позе изготовки, с

Удержание лука в натянутом положении (личное оружие) в позе изготовки (три серии по шесть раз, интервал отдыха между сериями 60 с; время удержания и отдыха, с)

Кол-во тренировочных дней (занятий)

Кол-во соревновательных дней (стартов)

Лучшие спортивные результаты

Отметка при переводе на следующий этап подготовки:

В группу учебно-тренировочного этапа

печать, дата, подпись

В группу спортивного совершенствования

печать, дата, подпись

В группу высшего спортивного мастерства

печать, дата, подпись

Готовя высококвалифицированных спортсменов, нужно постоянно заботиться о воспитании гражданственности, любви к Отечеству, о фор­мировании гармоничности, духовной и физической, о здоровье. Необ­ходимо строго соблюдать установленные требования по медицинскому контролю, предупреждению возможных травм, вредных воздействий длительных занятий стрельбой из лука, по обеспечению должного сани­тарно-гигиенического состояния мест приведения учебно-тренировоч­ных занятий.

Организация и проведение оздоровительной, учебно-тренировоч­ной, воспитательной и организационно-массовой работы с учащимися осуществляется директором и тренерско-преподавательским составом школы. В спортивной школе (отделении) создается тренерско-педагогический совет, в который кроме директора как руководителя и педа­гогов входят врач и, желательно, представители родительского коми­тета.

Родительский комитет ведет свою работу совместно с дирекцией школы, оказывая посильную помощь по организации всех видов воспи­тательной работы: посещение театров, музеев, выставок, проведение загородных экскурсий, оздоровительных походов, организация спортив­ных лагерей, учебно-тренировочных сборов, массовых мероприятий школы.

ДОКУМЕНТАЦИЯ отделения стрельбы из лука

отделения стрельбы из лука для планирования и учета своей работы должны иметь следующую документацию:

1. Перспективный план работы ОСДЮСШОР по повышению спортивного мастерства учащихся.

2. Годовые планы учебно-тренировочной, работы школы.

3. Годовые учебные планы-графики учебных групп.

4. Индивидуальные планы подготовки спортсменов I разряда и выше.

5. Календарный план спортивно-массовых мероприятий.

6. План комплектования групп отделения учебными группами.

7. Списочный состав отделения)по группам.

8. Расписание занятий учебных групп.

9. Журнал учета занятий на учебную группу.

10. Учебно-наглядную документацию, включающую в себя таблицу рекордов, таблицы показателей отделения в спортивной подготовке, инструкции, приказы и т.д.

11. проведения инструкций по мерам безопасности при проведении стрельб и обращении с оружием и выдаче пропусков;

12. контроля учебно-тренировочной и воспитательной работы в учеб­ных группах со стороны администрации школы (отделения);

13. взаимопосещений занятий тренерами-преподавателями.

14. Протоколы соревнований.

15. Отчеты тренеров-преподавателей об итогах выступлений учащих­ся на соревнованиях.

16. Заявления и личные карточки, врачебно-контрольные карты уча­щихся.

17. Ведомости контрольно-переводных зачетов.

18. Дневники и индивидуальные карты учета тренировочных и сорев­новательных нагрузок спортсменов старших разрядов.

19. Табель спортивного инвентаря, оборудования, спортивной фор­мы и обуви.

20. Документы о приобретении, хранении, учете, выдаче, передаче и перевозке оружия.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ

В последние годы все большее значение придается системному под­ходу к вопросам организации и управления подготовкой квалифицированных спортсменов. Под системой подразумевается целостная сово­купность элементов (подсистем) и связей (отношений), объединенных на основе целевой функции.

Основными системными принципами являются: целостность, струк­турность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды, множе­ственность описания каждой системы.

Принципиальная схема системы подготовки стрелка из лука представлена на

рисунке.

Подготовка стрелков от новичков до спортсмена высокого класса предполагает достижение ими определенного спортивного результата на различных этапах обучения и совершенствования, каждый из кото­рых имеет свою цель и задачи. Для достижения цели и поставленных задач в многолетней подготовке стрелка из лука используются соответ­ствующие принципы, средства, методы и организационно-методические формы проведения занятий.

Конечная цель подготовки стрелка сводится к участию в соревнова­ниях. Основной формой подготовки к ним является тренировка. Трени­ровка представляет собой специализированный процесс, направленный на овладение программным материалом, повышение уровня психомо­торных качеств и улучшение функционального состояния организма стрелка. Целью спортивной тренировки является подготовка к спортив­ному состязанию, направленная на достижение максимально возможно­го для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего дости­жение запланированных спортивных результатов.

В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки стрелка из лука: теоретическая, техническая, физическая, психологическая, тактическая, интеллектуальная.

В тренировочной, и в особенности в соревновательной деятельнос­ти, ни одна из этих составляющих не проявляется изолированно. Они объединены в сложный комплекс, направленный на достижение макси­мально возможных спортивных результатов.

В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:

1. Освоение техники и тактики стрельбы из лука.

2. Совершенствование двигательных качеств и повышение уровня функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выпол­нение соревновательного упражнения (стрельба) и достижение плани­руемых результатов.

3. Воспитание необходимых моральных и волевых качеств.

4. Обеспечение необходимого уровня специальной психической под­готовленности.

5. Приобретение теоретических знаний и практического опыта, необхо­димых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

В узком смысле тренировка является одной из форм занятий, на­правленной на подготовку к соревнованиям (совершенствование тех­нико-тактического мастерства, моральных и специальных психичес­ких качеств и др.). В том случае, если в тренировке идет изучение но­вого материала и одновременно продолжается совершенствование уже освоенного, такое занятие называется учебно-тренировочным.

Учебно-тренировочные занятия по степени направленности подразделяются на следующие типы: разминочные, учебные, тренировочные, ОФП, СФП, контрольные, модельные, восстановительные.

Спортивная тренировка является общей частью системы подготовки спортсменов и требует определенных условий для ее проведения: приме­нения соответствующих принципов, средств, форм и методов; матери­ально-технического и медицинского обеспечения; комплексного конт­роля и др.

С учетом происходящих изменений методика тренировки в стрельбе из лука находится в постоянном развитии. Ее можно охарактеризовать рядом показателей, составляющих динамику нагрузок на различных этапax подготовки. К таким показателям относятся:

- количество тренировок в неделю;

- время, затраченное на одно тренировочное занятие;

- количество выстрелов в одном тренировочном занятии;

- количество «чистого» времени, затраченного на выполнение всех выстрелов в одной тренировке (моторная плотность);

-время, затраченное на холостую стрельбу (блочный лук), имита­цию выстрела, отнесенное к общему времени одного тренировочного занятия;

- количество времени, затраченного на занятия по ОФП; - количество времени, затраченного на занятия по СФП; - количество контрольных стрельб;

-количество соревнований в год и др.

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ

Подготовка стрелка из лука строится в соответствии с общими социально-педагогическими принципами системы физического воспитания - принципами всестороннего и гармоничного развития личности, прикладной и оздоровительной направленности.

Для успешного обучения и совершенствования стрелков необходи­мо также соблюдать общеметодические принципы, отражающие основ­ные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания: принцип сознательности и активности, принцип нагляднос­ти, принцип доступности и индивидуализации.

Эффективность занятий стрелков из лука зависит также и от степени реализации основных принципов построения тренировки. К ним отно­сится:

- направленность на максимально возможные достижения, углуб­лённая специализация и индивидуализация;

- единство общей и специальной подготовки;

- непрерывность тренировочного процесса;

- единство постепенности и предельности в увеличении тренировочных нагрузок;

- волнообразная динамика нагрузок;

-цикличность тренировочного процесса; - единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена;

- возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности.

В работе со стрелками должны учитываться определенные требова­ния, отражающие специфику стрельбы из лука.

1. Преимущественно техническая и тактическая направленность тренировочного процесса. Основным содержанием тренировки стрелка из лука является наи­более полное овладение техникой и тактикой ведения стрельбы. Это связано с тем, что, в конечном счете, спортивные достижения в основ­ном определяются уровнем тактической и технической подготовлен­ности. В свою очередь, тренированность стрелка характеризуется сте­пенью специализированности двигательных действий, на основе кото­рых происходит восполнение прицельного выстрела из лука, и уровнем тактических знаний, умений и навыков, обеспечивающих реализацию наиболее эффективной модели выстрела с учетом сложившейся ситуа­ции.

2. Постоянное специализирование психических и двигательных ка­честв, функциональной подготовленности.

Уровень развития психических и двигательных качеств во многом определяет сроки обучения, качество овладения как отдельными тех­ническими элементами, так и техникой выстрелов в целом, эффектив­ность выполнения выстрела в соревновательных условиях и уровень спортивных результатов. Это вызвано тем, что ведение эффективной стрельбы требует от спортсменов проявления выносливости, коорди­нации, быстроты, внимания, памяти, мышления и т.д. Однако развитие психических и двигательных качеств постепенно должно приобретать все более специализированный характер с учетом специфики спортив­ной деятельности стрелков из лука и способствовать росту их спортив­ного мастерства. В связи с этим постоянное применение и усложнение упражнений, направленных на развитие и совершенствование специ­альных качеств и специализирование навыков стрелков из лука, уско­ряет и повышает качество освоения необходимых действий и приемов в условиях тренировки и успешную их реализацию в процессе сорев­нований.

3. Индивидуализация состава действий, тактических моделей ведения стрельбы.

Индивидуальные особенности стрелка часто проявляются в осо­бенностях техники выполнения выстрела, скорости и адекватности принятия тактических решений в правилах выбора и эффективной реализации тактической модели выстрела в зависимости от сложив­шихся условий. Поэтому обучение стрелка технике выполнения при­цельного выстрела из лука и различным тактическим приемам и дей­ствиям целесообразно проводить с учетом его склонностей к прояв­лениям определенных двигательных и психических качеств. Это ускоряет процесс освоения необходимых технических и тактических действий в тренировках и обусловливает их успешное применение в соревнованиях.

4. Создание резервных функциональных возможностей у стрелков из лука для обеспечения надежности их выступлений в основных сорев­нованиях годичного цикла.

Технико-тактическое совершенствование предъявляет повышенные требования к двигательной и психической сфере стрелков из лука. В связи с этим установка на повышение уровня функциональной подго­товленности реализуется на основе определенных соотношений между объемами и видами нагрузок, позволяющих адаптировать состояние спортсменов к деятельности в условиях высокой двигательной напря­женности. В целях повышения надежности выступлений в спортивных состязаниях целесообразно проводить моделирование нагрузок, несколь­ко превышающих соревновательные. Таким образом у спортсменов со­здаются резервные функциональные возможности. Это особенно акту­ально для стрелков, входящих в группы спортивного совершенствова­ния и высшего спортивного мастерства. 5. Ранжирование соревнований в годичных циклах тренировки.

Соревнования различного ранга являются обязательной частью всей системы круглогодичной подготовки стрелков из лука. Исходя из раз­личной значимости результатов соревнований, степени их воздействия на физическую и психическую сферы стрелков, целесообразно их ран­жирование по месту расположения в годичном цикле и уровню квалифи­кации участников. Это позволяет более рационально планировать учеб­но-тренировочный процесс, облегчает достижение необходимого уров­ня подготовленности, а затем более полного психофизического восстановления после соревнований.

6. Учет тренировочных эффектов при выборе упражнений и после­довательности их выполнения.

Тренировка стрелка из лука характеризуется поликомпонентностью построения занятий. Это выражается в использовании различ­ных средств воздействия на спортсменов. Подбирая упражнения, сле­дует учитывать эффект воздействия каждого из них на двигательную и психическую сферы занимающихся, их взаимовлияние. Например, выполнение в процессе разминки общеразвивающих упражнений с чрезмерным усилием и интенсивностью на некоторое время приводит к нарушению координации, снижению уровня точности выполняемых движений, ухудшению устойчивости, внимания и т.д. В то же время, если стрелок перед началом стрельбы выполняет ряд специализиро­ванных упражнений с луком и резиновым амортизатором, а затем мысленные упражнения, направленные на актуализацию специали­зированных ощущений и восприятий, это дает хороший положитель­ный эффект.

7. Повышение сложности, объемов и интенсивности тренировоч­ных упражнений в процессе многолетней тренировки.

На различных возрастных этапах подготовки стрелков, по мере роста их спортивного мастерства и квалификации, с увеличением ко­личества соревнований и их ранга возрастают требования к техничес­кой, физической, психической, интеллектуальной и тактической под­готовленности. Все это приводит к качественным изменениям в соста­ве двигательных действий, тактических умений и навыков, вызывая необходимость увеличения объемов, интенсивности и сложности уп­ражнений. Рассматривая принципы подготовки, необходимо подчеркнуть их единство, вытекающее из самой сути спортивной деятельности, много­образной по форме и многофакторной по существу. Единство процесса обучения, воспитания и повышение функциональных возможностей сле­дует рассматривать и как единство педагогических принципов и прин­ципов тренировки. На этой основе строится и каждое занятие, и много­летняя подготовка на всех этапах в работе с юными спортсменами и со стрелками высокой квалификации.

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ

В спортивной тренировке под термином метод принято понимать способ применения основных средств тренировки, совокупность при­емов и правил деятельности спортсмена и тренера.

Методы спортивной тренировки принято условно подразделять на: словесные, наглядные и специфические (практические).

Используя различные словесные методы (рассказ, объяснение, лек­цию, беседу, анализ и обсуждение), тренер в процессе общения со стрел­ками в доступной для них форме, пользуясь специальной терминологи­ей, сообщает спортсменам необходимую информацию на всех этапах подготовки. Словесные методы очень часто используются в сочетании с наглядными.

Наглядные методы, используемые в стрельбе из лука, весьма разно­образны. К ним относятся:

1) грамотный в методическом смысле показ различных упражнений, отдельных элементов техники выстрела и выстрела в целом, который обычно проводит тренер или квалифицированный стрелок, показ (в со­четании с объяснением) различных элементов материальной части ору­жия и экипировки и т.д.;

2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники выполне­ния выстрела тем или иным стрелком в различных ситуациях, плакатов, схем, содержащих наглядную информацию о том или ином виде подго­товки, и т.п.; 3) применение различных световых, звуковых, механических и элек­тронных устройств, сообщающих информацию спортсмену и тренеру о параметрах движения, о состоянии различных систем организма стрел­ка, обеспечивающих реализацию прицельного выстрела из лука, об из­менении положения средней точки попадания и о необходимости внесе­ния корректив в прицельные устройства и т.д.

Методы практических упражнений (специфические) принято услов­но подразделять на:

1) методы, преимущественно направленные на овладение основами техники выполнения выстрела из лука, а затем на ее совершенствование;

2) методы, преимущественно направленные на развитие специаль­ных двигательных качеств стрелка из лука.

Обе подгруппы методов тесно взаимосвязаны, дополняют друг дру­га и применяются в непрерывном единстве, обеспечивая, таким обра­зом, эффективное решение задач, связанных с ростом спортивного мас­терства.

Широкий арсенал и разнообразие физических нагрузок, характер­ных для второй группы методов, обеспечивают не только развитие спе­циальных физических качеств, но и совершенствование технико-такти­ческого мастерства и психических качеств стрелка. Специфические ме­тоды тренировки характеризуются особенностями избирательного способа нагрузки и способами общей регламентации деятельности.

Нагрузка определяется объемом и интенсивностью выполняемой ра­боты. Нагрузка может быть стандартной или переменной, иметь не­прерывный или интервальный характер. Отдых как обязательный эле­мент метода может быть активным или пассивным. Интервал отдыха между частями нагрузки может быть ординарным, жестким, максими­зирующим.

К способам общей регламентации деятельности стрелка относятся: методы строго регламентированных упражнений, игровой и соревнова­тельный методы.

Методы строго регламентированных упражнений подразделяются на:

1. Методы стандартно-интервального упражнения (сюда входят и методы повторного упражнения). 2. Методы переменно-интервальных упражнений:

а) метод прогрессирующего упражнения;

б) метод нисходящего упражнения; в) метод варьирующего упражнения.

При использовании методов стандартно-интервального упражнения время для выполнения упражнения и отдыха устанавливается стандарт­ное (не меняется в процессе выполнения упражнения), однако оно может быть большим или меньшим в зависимости от уровня подготовленности и решаемых задач.

Приведем несколько примеров.

1. Стрелок выполняет шесть удержаний натянутого лука в ходе под­готовки. Мушка прицела на мишени. Каждое удержание длится 5 с, а интервал отдыха между удержаниями - 5 с.

2. Стрелок так же, как и в первом случае, выполняет шесть подъемов с дальнейшим удержанием натянутого лука. Удержание и отдых длятся уже 10 и 10 с или 15 и 15 с.

3. Стрелок выполняет шесть удержаний натянутого лука в течение 15 с, а отдых - 2,5 мин.

4. Стрелок выполняет шесть удержаний натянутого лука в течение 15 с, а отдых - 1 мин. В первом и втором примерах в каждой серии каждая пауза отдыха длится стандартное время - 5,10, 15 с. Она очень мала, так как в тече­ние этого времени работоспособность не восстанавливается, поэтому она называется жестким интервалом отдыха.

В третьем примере время, отводимое на отдых (2,5 мин), позволяет стрелку полностью восстановить свою работоспособность. Такие ин­тервалы отдыха называются ординарными.

В четвертом примере время отдых (1 мин) позволяет выполнить тре­нировочное задание на стадии суперкомпенсации (сверхвосстановле­ния). Этот эффект связан с максимизирующими интервалами отдыха).

В методах переменно-интервального упражнения время удержания натянутого лука с каждым подъемом может увеличиваться (5, 10, 15 с и т.д.) или уменьшаться. Метод с увеличением времени называется ме­тодом прогрессирующего упражнения, а с уменьшением (15, 10, 5 с)-методом нисходящего упражнения. Возможна и комбинация временных параметров по удержанию лука. Такой метод называется методом ва­рьирующего упражнения.

Каждый из трех методов может применяться с ординарным, жестким или максимизирующим интервалом отдыха.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных дей­ствий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, ар­сенала технико-тактических приемов и ситуаций. Игровая деятельность требует от занимающихся инициативы, смелости, настойчиво­сти и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями и подчинять личные интересы интересам команды, проявления высо­ких координационных способностей, быстроты реагирования, мышления, оригинальных и неожиданных для соперников технических и тактических решений. Игровой метод - это метод комплексного со­вершенствования физических и психических качеств стрелка из лука, функциональных возможностей организма, двигательных умений и навыков. Его применение помогает развитию нравственных качеств личности, способствует формированию оптимального психоэмоцио­нального состояния, необходимого стрелку в процессе тренировок и соревнований.

В стрельбе из лука используются такие игровые виды деятельности, как футбол, баскетбол, гандбол, различные беговые и плавательные эстафеты и т.д.

Для развития и совершенствования специализированных качеств в стрельбе из лука применяются специальные стрелковые игры: «Дуэль», «Риск», «Выбывание», «Ипподром» и др.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве способа повышения эффективности тренировочного процес­са. По ряду признаков он совпадает с игровым. Соревновательный ме­тод предусматривает использование стрелковых игр с конкретно на­правленными заданиями (стрельба на лучшую технику, тактически гра­мотная организация отдельного выстрела, серии выстрелов, всей стрельбы в целом, умение оптимизировать свое психоэмоциональное состояние и т.д.), контрольные, классификационные и отборочные стрельбы, официальные и полуофициальные прикидки.

Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать цели и задачи, поставленные перед стрелком, этапы и периоды подготовки, его квалификацию, уровень технико-тактической, физической и особенно психической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм стрелков из лука особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо подготовленными спортсменами.

Специфические методы тренировки используются для совершенство­вания всех сторон подготовленности стрелков из лука - физической, технической, психологической, интеллектуальной, тактической - и раз­витию их способности к быстрому восстановлению.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ

ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫСТРЕЛА ИЗ ЛУКА

В начале необходимо сформулировать цель предстоящей работы, т.е. представить ее конечный результат, определить, на каком уровне под­готовленности должны находиться стрелки к окончанию периода, эта­па подготовки, после каждой тренировки. Цель занятия должна соответствовать потребностям подготовки стрелка, быть достижимой, сте­пень достижения цели должна быть определяемой. Цель представляет собой главный ориентир и критерий для отбора содержания, форм, ме­тодов и средств организации учебно-тренировочного процесса.

Основными методами начального обучения являются методы целост­ного и расчлененного упражнения. Их сущность состоит в том, что вна­чале стрелок из лука знакомится с техникой стрельбы в целом, затем разу­чивает отдельные элементы техники и после этого вновь изучает технику стрельбы в целом на более качественном уровне с учетом приобретенно­го опыта. Такая последовательность обучения одинаково применима в обучении стрельбе из классического и блочного лука. Естественно, что при начальном обучении параметры материальной части оружия (сила натяжения лука, вес, длина и т.д.) должны соответствовать физическим возможностям занимающихся, их антропометрическим особенностям.

Обучение технике стрельбы из лука можно условно подразделить на три этапа:

Первый этап. Обучение прицеливанию (как процессу), т.е. изучение изготовки, натяжения лука, управления дыханием, собственно прице­ливания (совмещения прицельных приспособлений), последующее наве­дение и удержание оружия (лука) на мишени.

Второй этап. Обучение выполнению выпуска (спуска) отдельно от изготовки, а затем одновременно с нею.

Третий этап. Освоение прицеливания (как целостного процесса) и выполнения выпуска (спуска) тетивы, т.е. обучение технике выполне­ния прицельного выстрела из лука в целом.

В последующем наряду с совершенствованием выполнения отдель­ных элементов техники происходит совершенствование техники стрельбы в целом с одновременным развитием необходимых стрелку физических и психических качеств, а также тактических умений и навыков.

Вначале, как правило, обучение технике выполнения выстрела про­ходит в облегченных условиях: отсутствуют временные ограничения для выполнения выстрела, стрельба ведется с коротких дистанций, ин­тервалы отдыха позволяют стрелку полностью восстанавливать свою работоспособность и т.д. По мере овладения техникой стрельбы усло­вия постепенно усложняются.

Лучшему усвоению действий стрелка способствует выполнение спе­циально подобранных упражнений: натяжение и удержание лука, вы­полнение натяжений лука со стрелой со щелчком кликера, но без выпус­ка тетивы, стрельба с закрытыми глазами, стрельба на кучность, на со­вмещение средней точки попадания и т.д.

Последовательность освоения отдельного элемента выстрела из лука

При изучении отдельного элемента техники (изготовка, хват, натя­жение лука, выпуск и т.д.) соблюдается определенная последователь­ность: ознакомление с элементом техники, практическое разучивание его, закрепление и совершенствование элемента.

Каждый из этих этапов имеет свою задачу, содержание, средства, методы, а также последовательно усложняющиеся ступени обучения.

Типовая последовательность освоения отдельного элемента 1. Ознакомление с элементом. Название элемента, объяснение на­значения, неоднократный показ элемента в целом в замедленном, а за­тем в обычном темпе. Показ по частям с кратким объяснением.

2. Разучивание элемента. Медленное выполнение элемента в целом и по частям с уточнениями и исправлением ошибок. Выполнение в обыч­ном темпе в целом и по частям с исправлением возникающих ошибок и неточностей. Выполнение элемента техники в постепенно усложняющихся условиях. Обеспечение вариативности выполнения выстрела в зави­симости от условий стрельбы и индивидуализации техники в соответ­ствии с особенностями стрелков.

3. Закрепление и совершенствование элемента (действия). Выполне­ние элемента отдельно и в сочетании с другими в условиях тренировоч­ных и соревновательных стрельб. Закрепление навыка выполнения вы­стрела, обеспечение его индивидуализации и необходимой вариативно­сти применительно к различным условиям.

Режим обучения. При обучении начинающих стрелков очень важно соблюдать определенные правила (положения).

1. Обязательно ставить перед спортсменами цель каждого конкрет­ного занятия, этапа, периода подготовки.

2. Переходить к изучению последующего элемента техники выстре­ла (при условии непараллельного метода) только после освоения пред­шествующего.

3. Начинать изучение нового элемента техники при благоприятном функциональном состоянии.

4. На каждом последующем занятии закреплять умения выполнения отдельных элементов.

5. Перерывы между отдельными выстрелами, сериями ограничивать временными интервалами, необходимыми для отдыха.

6. Сообщать регулярную срочную информацию о правильности вы­полнения элементов, действий.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ