СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
3
|
1
.
|
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
|
5
|
1
.1
.
|
Режимы учебно-тренировочных занятий и требования по физической, технической и спортивной подготовке.
|
7
|
1
.2
.
|
Комплектование учебных групп и организация работы школы
|
14
|
1
.3
.
|
Планирование работы ОСДЮСШОР отделения стрельбы из лука
|
16
|
1
.4
.
|
Основная направленность подготовки спортсменов групп высшего мастерства
|
20
|
1
.5
.
|
Оценка работы школы
|
28
|
1
.6
.
|
Документация отделения стрельбы из лука
|
30
|
2
.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
|
31
|
2
.1
.
|
Система подготовки
|
31
|
2
.2
.
|
Принципы подготовки
|
34
|
2
.3
.
|
Методы тренировки
|
37
|
2
.4
.
|
Основы методики обучения технике выполнения выстрела из лука
|
40
|
2
.5
.
|
Организационно- методические формы обучения
|
42
|
3
.
|
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
|
44
|
3
.1
.
|
Теоретическая подготовка
|
46
|
3
.2
.
|
Техническая подготовка
|
54
|
3
.3.
|
Физическая подготовка
|
77
|
3
.4
.
|
Психологическая подготовка
|
99
|
3
.5
.
|
Тактическая подготовка
|
104
|
3
.6
.
|
Воспитательная работа
|
114
|
3.7.
|
Инструкторская и судейская практика
|
116
|
3.8. Педагогический и врачебный контроль
118 3.9. Восстановительные средства и мероприятия
124 ЛИТЕРАТУРА
128
ВВЕДЕНИЕ
Программа спортивной подготовки и обучения для государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей областной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва министерства образования составлена в соответствии с Законами Российской Федерации: «Об образовании», от 13.01.96 №12-фз; О физической культуре и спорте», от 29.04.99 №80-фз; Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативных документов Минобрнауки России №ВФ-1544/06 от 10.08.2006, Росспорта №ЮА-00-10/2554 от 24.08.2006, регламентирующими работу учреждений дополнительного образования, обобщения научных исследований в области детско-юношеского спорта и системы многолетней спортивной подготовки, передового опыта работы тренеров с юными стрелками и спортсменами национальных сборных команд различных возрастных групп. При разработке программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, полученные на основе научных исследований, методических разработок и рекомендаций по подготовке спортивного резерва последних лет.
В программе представлены модель построения системы многолетней подготовки, примерные планы построения тренировочного процесса по годам обучения, варианты недельных микроциклов тренировочных занятий различной направленности. Определена общая последовательность изучения программного материала, контрольные и переводные нормативы для этапа начальной подготовки (НП), учебно-тренировочного этапа (УТ) и этапа спортивного совершенствования (СС).
При спортивных школах могут быть созданы спортивно-оздоровительные группы (СО), группы высшего спортивного мастерства (ВСМ) Численный состав занимающихся, объем учебно-тренировочной работы, норматив оплаты труда тренеров-преподавателей за работу в спортивно-оздоровительных группах устанавливается администрацией в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность спортивных школ.
Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; формирование стойкого интереса к занятиям спортом вообще; овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание трудолюбия; развитие и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью па быстроту, ловкость, гибкость); достижения физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к жизненной практике; отбор перспективных детей и молодежи для дальнейших занятий боксом.
Основные задачи этапа начальной подготовки (НП) вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по стрельбе из лука , направленную па гармоничное развитие физических качеств в общей физической подготовки и изучение базовой техники бокса, волевых и морально-этических качеств личности, формирования потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.
Основные задачи учебно-тренировочного этапа (УТ) задачи подготовки отвечают основным требованиям формирования спортивного мастерства стрелков из лука, к которым относятся – состояние здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности, совершенствование технико-тактического арсенала, воспитание специальных психических качеств и формирование соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов.
Основные задачи этапа спортивного совершенствования (СС) И высшего спортивного мастерства (ВСМ). Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений, на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основная задача привлечения к специализированной спортивной подготовке перспективных спортсменов для достижения ими высоких и стабильных результатов посредством комплексного совершенствования всех компонентов мастерства спортсмена, позволяющих войти в состав сборных команд России.
Цель многолетней подготовки юных спортсменов в ОСДЮСШОР министерства образования , воспитание спортсменов высокой квалификации – резерва сборной команды страны, северо-западного Федерального округа, Калининградской области, города Калининграда, спортивных организаций, ведомств развивающих бокс, а также активных строителей, защитников и патриотов своей страны.
Учебная работа в ОСДЮСШОР министерства образования строится на основе данной программы и рассчитана на календарный год. Для обеспечения круглогодичных занятий и активного отдыха в каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря круглосуточного или дневного пребывания.
Основными (формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия: работа по индивидуальным планам (в СС); медико-восстановительные мероприятия; тестирование, педагогический и медицинский контроль; участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах; инструкторская и судейская практика учащихся. Особенностью планирования программного материала является сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств и методов тренировки и контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки.
Расписание занятий составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих виды подготовки: теоретическую, общефизическую, специально-физическую, технико-тактическую, психологическую и соревновательную. Представлены разделы, в которых раскрывается содержание восстановительных мероприятий, проводимых в обязательном порядке, в пределах объема учебных часов, в зависимости от года обучения, содержание судейско-инструкторской практики, перечень основных мероприятий по воспитательной работе, а также контрольные и переводные нормативы по годам обучения.
Настоящая программа состоит из двух частей.
Первая часть программы – нормативная, которая включает в себя количественные рекомендации по группам занимающихся, общефизической подготовке, специально-физической, технико-тактической и теоретической подготовке, систему участия в соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику по годам обучения для каждого этапа многолетней подготовки.
Особое внимание уделено контрольно-переводным и квалификационным нормативам по годам обучения.
Вторая часть программы – методическая, которая включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле, рекомендации по объему тренировочных и соревновательных нагрузок, содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий, организации медико-педагогического и психологического контроля и управления.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
В настоящей программе выделено четыре этапа спортивной подготовки и обучения:
1. Этап начальной подготовки (НП).
2. Учебно-тренировочный этап (УТ).
3. Этап спортивного совершенствования (СС).
4. Этап высшее спортивное мастерство (ВСМ)
Важным условием успеха тренера в работе со стрелками является соблюдение основополагающих принципов многолетней спортивной подготовки:
- строгой преемственности задач, средств и методов построения учебно-тренировочных занятий;- постепенности возрастания общего объема нагрузок при увеличении объемов средств специальной подготовки и уменьшении объемов средств общефизической подготовки;
-увеличения общих тренировочных нагрузок в учебно-тренировочных группах в основном за счет их объемов, а в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства - за счет повышения интенсивности;
-тщательного соблюдения постепенности увеличения тренировочных и соревновательных нагрузок;
- строгого следования дидактическому принципу - от простого к сложному при обучении и совершенствовании во всех видах подготовки и др.
Режим учебно-тренировочной работы на различных этапах подготовки, наполняемость учебных групп и требования к физической, технической и спортивной подготовке представлены в табл. 1.
Таблица 1
|
Наименование этапа
|
Год обучения
|
Минимальный возраст для зачисления
|
Минимальное количество учащихся в группе
|
Максимальное количество учебных часов в неделю
|
Требовании к физической, технической и спортивной подготовке
|
НП
|
1-й
|
11-13
|
8-10
|
6
|
Выполнение нормативов ОФП, СФП
|
УТ
|
1-й
|
12-14
|
6-8
|
9
|
Выполнение нормативов ОФП, СФП, спортивных результатов
|
2-й
|
13-15
|
6
|
12
|
СС
|
1-й
|
14-16
|
5
|
16
|
КМС, выполнение нормативов ОФП, СФП
|
2-й
|
15-17
|
4
|
20
|
КМС подтвердить, МС, ОФП, СФП
|
3-й
|
16-18
|
3
|
24
|
МС, ОФП, СФП
|
ВСМ
|
1-й
|
17-19
|
2-3
|
30
|
Свыше года
|
20 лет и старше
|
2-3
|
До 36
|
Режимы учебно-тренировочных занятий и требования по физической,
технической и спортивной подготовке
Подготовка юных стрелков из лука характеризуется определенными особенностями, которые необходимо учитывать при организации и планировании учебно-тренировочного процесса. Эти особенности заключаются в том, что подготовка должна:
1) иметь многолетний характер, обеспечивая постепенное и стабильное увеличение спортивных результатов, исключать неоправданные перегрузки организма юных стрелков; обеспечить тщательную подготовку стрелка к его первому участию в ответственных соревнованиях;
2) строиться с учетом возраста, пола, этапа, периода подготовки и индивидуальных особенностей спортсмена; обеспечивать постепенное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок, предусматривая необходимые по продолжительности и характеру фазы отдыха;
3) строиться на основе всестороннего физического развития;
4) планироваться с учетом общего физического и психического уровня развития обучаемого, правильного определения его задатков и способностей к дальнейшей углубленной специализации (виду оружия);
5) строиться с соблюдением спортивного режима, рационального режима тренировок и отдыха, гигиены, быта и постоянного комплексного контроля за состоянием здоровья, функциональным состоянием и уровнем подготовленности.
Многолетняя подготовка стрелков осуществляется поэтапно. Каждый этап является составным звеном в общей системе многолетней подготовки и имеет свои цели, задачи и средства. Контингент учащихся спортивных школ подразделяется на группы: начальной подготовки, учебно-тренировочные, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
В процессе обучения на первом этапе в группах начальной подготовки
предусматривается:
- формирование сознательного отношения к занятиям физической культурой и стойкого интереса к стрельбе из лука;
- ознакомление с целями, задачами физической культуры и спорта, их значением в жизни человека; с возникновением и развитием стрельбы из лука в Древнем мире и средние века;
- укрепление здоровья и закаливание организма юных стрелков из лука;
- обеспечение разносторонней физической подготовленности и развитие специальных физических качеств, необходимых стрелку из лука;
- ознакомление с мерами безопасности при обращении с оружием и правилами поведения в тирах и на стрельбищах, формирование умений их выполнения;
- ознакомление с материальной частью оружия (лук, стрелы, тетива и т.д.);
- ознакомление с прицельными приспособлениями (устройство, назначение, правила обращения);
- ознакомление с общими понятиями и правилами прицеливания; разновидностями мишеней;
- ознакомление с общими сведениями о выстреле, элементах техники его выполнения; -
общее ознакомление с понятиями: «кучность», «разброс», «отрывы», средняя точка попадания (СТП), «несовмещение», «совмещение», обучение расчету поправок и внесение необходимых изменений в прицельные приспособления;
- общее ознакомление с понятиями: «точка прицеливания», «район прицеливания», «район колебаний», «ожидание», «сохранение рабочего состояния» до, во время и после выполнения выстрела; овладение умением выполнять выстрел в районе колебаний, не ожидая его и сохраняя рабочее состояние при подготовке к выстрелу, во время и после его выполнения;
- овладение умением произвольного расслабления пальцев, удерживающих тетиву (выпуск), и плавного нажима на спусковой крючок или кнопку размыкателя;
- разучивание элементов техники выполнения выстрела с резиновым жгутом и луком на укороченных дистанциях, выполнение одиночных выстрелов и серий выстрелов на кучность;
- ознакомление с обязанностями и правами участника соревнований, условиями выполнения стрелковых упражнений в соответствии с правилами соревнований;
- участие в классификационных соревнованиях и выполнение нормативов третьего или второго взрослых разрядов;
- ознакомление с целью и задачами разминки, овладение простейшими общеразвивающими и специальными упражнениями, входящими в разминку;
- общее ознакомление с понятием «внимание» и его значением для успешного выполнения выстрела из лука;
- общее ознакомление с опорно-двигательным аппаратом человека;
- ознакомление с общими правилами гигиены, закаливания, режима дня, пагубным воздействием вредных привычек (курение, алкоголь и др.);
- выполнение обязанностей помощника тренера при подготовке и уборке мест занятий; по показу упражнений ОФП;
- выполнение поручений главного судьи при подготовке к соревнованиям и в процессе их проведения. На втором этапе стрелковой подготовки в учебно-тренировочных группах
необходимо выполнение следующих основных положений:
- укрепление интереса к занятиям стрельбой из лука;
- усвоение сведений общего и специального характера о физической культуре как о части культуры общества, важнейшем средстве укрепления здоровья, развития организма человека; об истории развития стрельбы из лука в СССР, России и за рубежом; о причинах и целях развития стрельбы из лука; о воспитательном и прикладном значении стрельбы из лука; об Единой спортивной классификации; спортивных разрядах и званиях;
-дальнейшее укрепление здоровья и закаливание обучаемых;
- повышение уровня общей и специальной физической подготовленности стрелков из лука;
- повышение уровня общей и специальной психической подготовленности стрелков из лука;
- закрепление знаний о мерах безопасности при обращении с оружием и правилах поведения в тирах и на стрельбищах, закрепление навыков их выполнения;
- расширение и углубление знаний о выстреле из лука и элементах техники его выполнения;
- формирование умения выполнения выстрела в районе колебаний, без ожидания;
- формирование умения сохранения рабочего состояния при выполнении выстрела (до, во время и после него);
- формирование умения синхронизации выполнения элементов выстрела и повышение уровня координационных способностей с целью сохранения устойчивости системы «стрелок-оружие» в процессе выполнения выстрела из лука;
-увеличение специализированной тренировочной нагрузки (количество выстрелов и имитационных упражнений, сокращение интервалов отдыха);
-совершенствование выполнения отдельных элементов выстрела;
- общее ознакомление с основными психическими процессами, лежащими в основе эффективности выполнения выстрела из лука и успешности ведения стрельбы в тренировочных и соревновательных условиях;
- развитие внутреннего контроля (умение «слушать себя») в процессе выполнения выстрела;
- ознакомление с понятиями: «утомление» и «переутомление», средствами и мероприятиями по их профилактике;
- ознакомление с понятием «самоконтроль», необходимостью контроля психоэмоционального состояния, правилами ведения дневника;
- ознакомление с деятельностью и значением сердечнососудистой и дыхательной систем;
- усвоение общих сведений о гигиене одежды, обуви, жилища, мест занятий спортом; об уходе за телом, кожным покровом пальцев руки, выполняющей удержание и выпуск тетивы; о гигиене сна; об естественных факторах природы: воздух, солнце, вода; о режиме питания; о пагубном действии вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) и отрицательном влиянии длительного пребывания перед экраном телевизора;
- выполнение обязанностей дежурного, построение группы перед занятием, сдача рапорта; умение в разминке показать упражнения общефизической направленности (первый год обучения) и проводить первую часть разминки в присутствии тренера (второй год обучения); показать основные элементы техники выстрела из лука; оказывать помощь младшим в изучении материальной части оружия; находить ошибки в действиях товарищей и помогать их исправлять; пропагандировать стрельбу из лука среди товарищей по школе;
- участие в соревнованиях: классификационных и календарных, выполнение второго и первого разрядов, норматива КМС (желательно);
- твердое усвоение обязанностей и прав участника соревнований и условий выполнения стрелковых упражнений в соответствии с правилами соревнований;
- участие в работе судейской коллегии, выполнение различных поручений по организации и проведению соревнований; работа в качестве судьи и помощника судьи различной направленности.
На третьем этапе стрелковой подготовки в группах спортивного совершенствования
необходимо выполнение следующих основных положений:
-усвоение сведений о целях и задачах коллективов физической культуры, спортивных секций, ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ; об участии советских и российских спортсменов в Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и других крупнейших международных соревнованиях; о развитии стрельбы из лука в нашей стране; об организации государственного руководства физической культурой и спортом, общественных организациях, ведущих работу по пропаганде и развитию физической культуры и спорта; о значении развития массового спорта и подготовке резерва для сборных команд разного уровня; о роли и значении юношеского спорта, о соревнованиях, проводимых для молодежи;
-дальнейшее повышение уровня общей и специальной физической подготовленности юных стрелков из лука;
-дальнейшее повышение уровня общей и специальной психической подготовленности юных лучников;
- периодическая проверка знаний о мерах безопасности при обращении с оружием и правилах поведения в тирах и на стрельбищах, доведение их выполнения до автоматизма; - ознакомление с понятием внутренняя и внешняя баллистика;
- изучение материальной части новых моделей оружия избранного вида стрельбы, овладение навыками устранения неполадок;
- дальнейшее освоение и совершенствование техники выполнения выстрела из оружия избранного вида стрельбы;
- совершенствование умения сохранения рабочего состоянии при выполнении выстрела из лука (до, во время и после);
- ознакомление с достижениями советских и российских стрелков из лука на Олимпийских играх, чемпионатах и первенствах мира и Европы; с проводимыми в стране соревнованиями среди взрослых, юниоров, юношей; с успехами одаренных молодых стрелков на соревнованиях в стране и за рубежом, выступавших в разных возрастных группах;
- дальнейшее системное укрепление здоровья и закаливание организма спортсмена;
- совершенствование разносторонней физической подготовленности;
- совершенствование специальных двигательных и психических способностей стрелков из лука;
- совершенствование навыков самоуправления психофизическим состоянием;
-
периодическая проверка знаний о мерах безопасности при обращении с оружием и правилах поведения в местах проведения стрельб, доведение их выполнения до автоматизма; проверка умения проводить с начинающими стрелками занятия по этой важнейшей теме и проведение их в присутствии тренера;
- изучение материальной части новых моделей оружия избранного вида стрельбы, овладение навыками устранения неполадок и индивидуальной подгонки оружия;
- дальнейшее совершенствование техники выполнения выстрела из оружия избранного вида стрельбы;
-
увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок;
- совершенствование внутреннего самоконтроля в процессе тренировок и соревнований;
- совершенствование навыков синхронизации одновременного выполнения элементов техники выстрела и поддержания на высоком уровне устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» в процессе выполнения выстрела из лука;
- ознакомление со строением и организацией центральной нервной системы и ее ролью в жизнедеятельности организма; с влиянием занятий физической культурой и спортом на центральную нервную систему и обмен веществ в организме; с совершенствованием функций сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем организма в процессе занятий физической культурой и спортом;
- усвоение сведений об основных принципах построения питания, чувстве сытости, питьевом режиме; о калорийности, усвояемости пищевых веществ и витаминов; периодическое напоминание о пагубном действии вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) и отрицательном влиянии длительного пребывания перед экранами телевизора и компьютера;
- ознакомление с принципами построения учебно-тренировочного занятия (второй год), углубление знаний о построении занятий, самостоятельное составление планов личных тренировок и проведения отдельных занятий в группах начального обучения по заданию тренера (третий год обучения);
- проведение в группах начальной подготовки первых занятий в качестве помощника тренера, а в учебно-тренировочных группах - отдельных частей практических и теоретических занятий в присутствии тренера; оказание помощи тренерам спортивной школы при проведении набора желающих заниматься стрельбой из лука;
- твердое знание обязанностей и прав участника соревнований, условий выполнения стрелковых упражнений в соответствии с правилами соревнований, требований к оружию, экипировке;
- участие в календарных соревнованиях разного уровня, выполнение нормативов кандидата в мастера спорта, мастера спорта, подтверждение выполнения норматива мастера спорта;
- расширение и углубление знаний о судействе; участие в работе судейской коллегии; работа в качестве судьи; участие в организации и проведении соревнований.
На четвертом этапе стрелковой подготовки в группах высшего спортивного мастерства
необходимо выполнение следующих основных положений:
- формирование умений по выполнению упражнений, направленных на произвольное управление мышечным тонусом;
- знакомство с основами произвольной саморегуляции психических состояний; овладение основами психической саморегуляции;
- ознакомление с комплексной разминкой стрелка из лука; формирование умения ее проведения;
- совершенствование умения синхронизации одновременного выполнения элементов выстрела и сохранения устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» в процессе выполнения выстрела из лука;
- увеличение специализированной тренировочной нагрузки;
- увеличение соревновательных нагрузок;
- ознакомление с восстановительными мероприятиями; регулярное их проведение;
-развитие и совершенствование интеллектуальных способностей;
- развитие внутреннего самоконтроля в процессе тренировок и соревнований;
- формирование тактического мышления и повышение уровня тактической подготовленности;
-углубление знаний об утомлении и переутомлении; о методах профилактики этих состояний;
- углубление знаний о самоконтроле, показателях общего состояния спортсмена; ведение дневника; приобретение навыков анализировать результаты самоконтроля, делать выводы и предложения;
- совершенствование навыков вариативности и помехоустойчивости техники стрельбы из лука;
- повышение уровня тактической подготовленности; развитие тактического мышления;
-
дальнейшее совершенствование элементов техники выполнения выстрела из лука;
- участие в календарных соревнованиях разного уровня, выполнение и подтверждение норматива МСМК, завоевание права быть кандидатом и членом сборных команд, обществ, ведомств, страны;
- углубление знаний о внимании, воле и методах их развития; о темпераменте и характере, особенности которых влияют на поведение, подготовку и успешность выступлений спортсмена на соревнованиях; о побуждающих мотивах и целях деятельности человека;
- углубление знаний об утомлении, переутомлении, перетренировке, мерах их предупреждения и средствах восстановления;
- углубление знаний о самоконтроле, показателях общего состояния спортсмена; овладение умением анализировать результаты самоконтроля, на основании дневниковых данных делать выводы и вместе с тренером вносить необходимые коррективы в подготовку, при необходимости делать это самостоятельно;
- усвоение сведений о принципах построения рационального питания, о значении отдельных пищевых веществ и витаминов; о водных процедурах и естественных факторах природы как средствах закаливания; периодическое напоминание о пагубном действии вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) и об отрицательном влиянии длительного пребывания перед экранами телевизора и компьютера;
-дальнейшее углубление знаний о принципах построения занятий;
- проведение всех частей разминки; проведение в группах начальной подготовки первых занятий в присутствии тренера и самостоятельно, а в учебно-тренировочных группах - отдельных частей практических и теоретических занятий; в начале учебного года оказание помощи тренерам спортивной школы при проведении набора желающих заниматься стрельбой из лука;
- твердое знание обязанностей и прав участников соревнований, условий выполнения стрелковых упражнений в соответствии с правилами соревнований;
- твердое знание обязанностей и прав участников соревнований, условий выполнения стрелковых упражнений в соответствии с правилами соревнований;
- работа в составе судейской бригады; участие в организации и проведении соревнований.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП
И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛ
Группы начальной подготовки
комплектуются из числа учащихся общеобразовательных школ, школ-интернатов, средних специальных учебных заведений.
В процессе набора в группы начальной подготовки следует учитывать следующие показатели:
1. Мотивацию, интерес к занятиям стрельбой из лука.
2. Удаленность места жительства от места проведения занятий.
3. Успеваемость в школе.
4. Соответствие физических данных требованиям программы обучения. Отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям стрельбой из лука (определяется с помощью углубленного медосмотра).
5. Состояние и особенности сенсорных систем (определяются при помощи различных общепринятых тестов).
Для перевода из одной учебной группы в другую учащиеся в конце учебного года должны выполнить предусмотренные программой контрольно-переводные нормативы. В том случае, если отдельные особо одаренные спортсмены достигают высоких спортивных результатов в более короткие сроки, чем указано в программе, они могут в порядке исключения переводиться на более высокие режимы учебно-тренировочной работы (т.е. в старшие группы). Для этого необходимо персональное положительное заключение врача, полное выполнение контрольно-переводных нормативов и решение педагогического совета спортивной школы.
Учащиеся, не выполнившие требования, установленные программой для данной учебной группы, не переводятся в последующую группу и могут быть отчислены из спортивной школы либо остаться на повторный курс обучения.
Состав укомплектованных групп оформляется приказом директора школы.
Учебный год во всех группах школы начинается 1-го сентября. Учебно-тренировочные занятия проводятся по расписанию, при составлении которого должна учитываться занятость учащихся по месту учебы. Учебно-тренировочные занятия в отделениях проводятся по учебным программам и планам, определяющим объем тренировочных нагрузок, рассчитанным на 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительные 6 недель - для тренировки в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.
Стрелки групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в летний период повышают уровень своего спортивного мастерства на учебно-тренировочных сборах, готовясь к ответственным соревнованиям.
Учебно-тренировочная подготовка в группах разных этапов проводится в соответствии с требованиями учебной программы, круглогодично, с применением новейших методик, технических средств обучения и контроля, тренажерных устройств и восстановительных мероприятий, при строгом соблюдении мер безопасности во время занятий. Основной формой учебно-тренировочного процесса является урок - академический час - 45 мин. Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия определяется возможностями и подготовленностью занимающихся: в группах НП - 2 часа, УТ - 3-4 часа, СС -4-5 часов, ВСМ - 5-6 часов. Количество учебно-тренировочных занятий в неделю зависит от этапа подготовки и года обучения.
Контрольно-переводные нормативы для различных учебных групп представлены в табл. 2.
Таблица 2
Контрольно-переводные нормативы по общей и специальной
физической подготовке для учебных групп по этапам подготовки
|
Этапы подготовки
|
|
|
Виды подготовки и контрольные
|
НП
|
УТ
|
СС
|
Упражнения
|
Год обучения
|
|
1-
й
|
1-
й
|
2-
й
|
1-
й
|
2-
й
|
3-
й
|
Общая физическая подготовка
|
Бег на:
|
60 м, с
|
ю
|
10,0-10,4
|
9,8
|
д
|
10,4-11,0
|
10,3
|
100 м, с
|
ю
|
15,2
|
14,8
|
д
|
17,5
|
17,0
|
500 м, мин, с
|
ю
|
д
|
2,15
|
2,10
|
1000 м, мин, с
|
ю
|
3,40
|
3,20
|
2000 м, мин, с
|
ю
|
д
|
11,40
|
11,30
|
3000 м, мин, с
|
ю
д
|
13,40
|
13,10
|
Кросс (без учета времени), м
|
ю
|
3000
|
3500
|
4000
|
5000
|
д
|
2500
|
3000
|
3000
|
3000
|
Прыжки в длину с разбега, см
|
ю
|
330-340
|
350
|
380
|
400
|
420
|
440
|
д
|
290-300
|
305
|
310
|
320
|
330
|
340
|
Метание теннисного мяча, м
|
ю
|
25-30
|
34
|
36
|
38
|
38
|
38
|
д
|
16-18
|
21
|
23
|
25
|
25
|
25
|
Подтягивание на перекладине,
|
ю
|
3-5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
кол-во раз
|
д
|
Сгибание-разгибание рук
|
ю
|
8-10
|
15
|
20
|
30
|
35
|
40
|
в упоре лежа
|
д
|
6-8
|
12
|
15
|
18
|
20
|
20
|
Специальная физическая подготовка
|
Натяжение лука (личного ору-
|
ю
|
7-8
|
13
|
15
|
18
|
20
|
24
|
жия) до касания тетивой под-
|
д
|
7-8
|
11
|
13
|
17
|
19
|
21
|
бородка, кол-во раз
|
Удержание лука в натянутом
|
ю
|
15-18
|
25
|
30
|
40
|
50
|
60
|
положении в позе изготовки, с
|
д
|
14-15
|
20
|
25
|
35
|
50
|
60
|
Удержание лука в натянутом положении в позе изготовки (три серии по шесть раз, интервал отдыха между сериями 60 с; время удержания и отдыха, с)
|
ю уд
д от
|
5
20
|
5
15
|
5
10
|
10
20
|
10
15
|
10
15
|
ю уд
д от
|
5
20
|
5
15
|
5
10
|
10
20
|
10
15
|
10
15
|
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ОСДЮСШОР ОТДЕЛЕНИЯ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА
Важным условием выполнения задач, стоящих перед ОСДЮСШОР, является планирование. Оно должно обязательно предусматривать непрерывность и последовательность всей учебно-воспитательной работы школы.
В основе планирования должны лежать принципы:
- перспективности, когда при составлении рабочих планов учитываются задачи школы на длительный период;
- преемственности, когда предусматриваются мероприятия, направленные на закрепление и дальнейшее развитие достигнутого;
- научности, когда используются новые методические разработки и передовой опыт тренеров-практиков;
- координации, когда согласовываются все виды планирования школьной работы с целью обеспечения единства действий всего тренерско-преподавательского коллектива.
В зависимости от продолжительности периодов, на которые составляются планы, планирование бывает перспективным, текущим и оперативным. Каждый тип плана определяет объем задач и время, необходимое для их решения. Чем больше объем задач и длительнее время их выполнения, тем меньшей должна быть детализация содержательной стороны плана, и наоборот.
Исходным материалом для последующего детального планирования учебно-воспитательной работы является перспективный план подготовки, который обычно составляется на четырехлетие. Его основная задача - определение цели, направленности главных задач, путей и основных средств достижения спортивного мастерства. Как правило, перспективный план - это план работы всей школы. Так же необходимо составлять перспективные планы индивидуальной подготовки тех спортсменов, которые достигли такого мастерства, когда они уже способны и должны решать более сложные задачи. Учебный план для специализации стрельба из лука на 52 недели учебно-тренировочных занятий - табл. 3; соотношение средств общефизической, специальной физической и технико-тактической подготовок по годам обучения - табл. 4; показатели соревновательных нагрузок в годичном цикле тренировки - табл. 5. В табл. 6-10 представлены планы-схемы годичных циклов подготовки и примерные распределения программного материала в учебных группах, а в табл. 11 -индивидуальная карта спортсмена.
Постепенная детализация годового плана выражается в оперативных планах подготовки, разрабатываемых на определенный период: месяц, неделю, тренировочное занятие.
Распределение часов по разделам подготовки для каждого из спортсменов группы высшего спортивного мастерства индивидуально, оно определяется уровнем его подготовленности и психофизического состояния в каждый конкретный период времени и может изменяться в течение года; но общее количество часов по видам подготовки должно соответствовать запланированному на год: оно определяется режимом учебно-тренировочных занятий для данной группы и на данный год.
Таблица 3
Учебный план на 52 недели
учебно-тренировочных занятий ОСДЮСШОР Министерства образования (отделение стрельбы из лука)
№ п/п
|
Разделы подготовки
|
Этапы подготовки
|
НП
|
УТ
|
СС
|
1-
й
|
1-
й
|
2-
й
|
1-
й
|
2-
й
|
3-
й
|
1.
|
Общая физическая подготовка
|
126
|
89
|
102
|
ПО
|
130
|
156
|
2.
|
Специальная физическая подготовка
|
36
|
48
|
52
|
78
|
80
|
82
|
3.
|
Технико-тактическая подготовка
|
92
|
230
|
304
|
370
|
449
|
588
|
4.
|
Теоретическая подготовка
|
28
|
24
|
20
|
26
|
26
|
30
|
5.
|
Психологическая подготовка
|
-
|
10
|
20
|
40
|
50
|
60
|
6.
|
Контрольно-переводные нормативы
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
4
|
7.
|
Контрольные соревнования
|
10
|
30
|
60
|
134
|
204
|
204
|
8.
|
Инструкторская и судейская практика
|
10
|
16
|
16
|
20
|
20
|
20
|
9.
|
Восстановительные мероприятия
|
8
|
18
|
48
|
52
|
78
|
104
|
10.
|
Медицинское обследование
|
Не менее 2-х раз в год
|
Общее количество, ч
|
312
|
468
|
624
|
832
|
1040
|
1248
|
Таблица 4
Примерное соотношение средств физической
и технико-тактической подготовки по годам обучения,
%
Разделы подготовки
|
Этапы подготовки
|
НП
|
УТ
|
СС
|
1-
й
|
1-
й
|
2-
й
|
1-
й
|
2-
й
|
3-
й
|
Общая физическая подготовка
|
49,6
|
24,2
|
22,3
|
19,7
|
19,7
|
18,9
|
Специальная физическая подготовка
|
14,2
|
13,1
|
11,3
|
14,0
|
12,1
|
9,9
|
Технико-тактическая подготовка
|
36,2
|
62,7
|
66,4
|
66,3
|
68,2
|
71,2
|
Таблица 5
Показатели соревновательных
нагрузок в годичном цикле тренировки
Виды нагрузок
|
Этапы подготовки
|
НП
|
УТ
|
СС
|
1-
й
|
1-
й
|
2-
й
|
1-
й
|
2-
й
|
3-
й
|
Количество соревнований
|
2
|
5
|
7
|
8
|
10
|
10
|
Количество дней соревнований
|
10
|
25
|
35
|
40
|
50
|
50
|
Планирование на год подчинено задачам подготовки спортсменов к состязаниям, отраженным в календаре соревнований. Указанные в нем даты официальных соревнований - это сроки, исходя из которых следует планировать годовые периоды
подготовки. Выбор тем теоретических и практических занятий во многом определяется задачами, которые нужно решить в данный период: подготовительный, соревновательный или переходный. Основная задача подготовительного периода
- обеспечить запас потенциальных возможностей по всем видам подготовки, который позволит стрелку выйти на уровень результатов, запланированный на соревновательный период. Подготовительный период условно делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. Первый направлен на повышение функциональных возможностей, совершенствование физических способностей и технической готовности с постепенным увеличением тренировочной нагрузки. На втором этапе, непосредственно переходящем в соревновательный период, нужно соединить в одно целое все элементы тренированности, тем самым подготовить соревновательные достижения спортсмена. В тренировках этого периода сокращается объем общеразвивающих упражнений в пользу специальных - стрелковых. Второй этап следует спланировать так, чтобы обеспечить к началу соревновательного периода достижение более высоких результатов, чем на предыдущих соревнованиях.
Основная задача соревновательного периода -
стабилизировать результаты, достигнутые к концу подготовительного периода, и обеспечить их дальнейший более высокий рост в соревновательный период.
Задача переходного периода -
снять психологическое и физическое напряжения, накопившиеся за истекшие подготовительный соревновательный периоды; провести в определенном объеме те восстановительные мероприятия, которые по данным текущего обследования показаны спортсменам. Переходный период - это не перерыв в общем процессе подготовки. Он имеет четкую целевую направленность - подготовить организм спортсмена к новому циклу.
Основная направленность подготовки спортсменов
групп высшего мастерства
В группах высшего спортивного мастерства подготовка проводится по индивидуальным планам для каждого из стрелков. Это уже сложившиеся мастера, которые поставили перед собой задачу добиться наивысших показателей. Их задача - дальнейшее совершенствование техники выполнения выстрелов и всего упражнения в целом в избранном виде стрельбы, успешность выступлений на соревнованиях высочайшего ранга, завоевание призовых мест, почетных званий (титулов). Без овладения знаниями о психике человека, о ее законах и способах управления психологическим состоянием трудно рассчитывать на успех.
Таблица 6
План-схема
годичного цикла подготовки и распределение программного
материала в учебных группах этапа начальной подготовки
Структура годичного цикла
|
Месяцы
|
Всего
за год
|
|
IX
|
X
|
XI
|
XII
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
|
Количество тренировочных: - занятий
- часов
|
13 26
|
13 26
|
13 26
|
13 26
|
13
26
|
12 24
|
14 28
|
13 26
|
12
24
|
13 26
|
14 28
|
13
26
|
156
312
|
Общая физическая подготовка
|
13
|
13
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
126
|
Специальная физическая подготовка
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
36
|
Техническая подготовка
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
6
|
6
|
92
|
Теоретическая подготовка
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
28
|
Инструкторская практика
Судейская практика
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
10
|
Соревнования:
- контрольные
- официальные (календарные)
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
10
|
Выполнение контрольно-переводных нормативов
|
1
|
1
|
2
|
Восстановительные мероприятия
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
8
|
Медицинское обследование
|
Не менее 2 раз в год
|
Таблица 7
План-схема
годичного цикла подготовки и распределение
программного материала для первого- второго года обучения в учебных
группах учебно-тренировочного этапа
Структура годичного цикла
|
Периоды
|
Всего за год
|
|
Подготовительный
|
Соревновательный
|
Переходный
|
|
|
Месяцы
|
|
|
IX
|
X
|
XI
|
XII
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
|
Количество тренировочных:
- занятий
- часов
|
13 39
|
13 39
|
13 39
|
13 39
|
13 39
|
12 36
|
14
42
|
13 39
|
12 36
|
13 39
|
14 42
|
13 39
|
156 468
|
Общая физическая подготовка
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
5
|
5
|
5
|
89
|
Специальная физическая подготовка
|
6
|
6
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
2
|
2
|
48
|
Техническая подготовка
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
5
|
5
|
110
|
Теоретическая (интеллектуальная) подготовка
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
24
|
Тактическая подготовка
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
120
|
Психологическая подготовка
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
10
|
Соревнования:
- контрольные
- официальные (календарные)
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
4
|
3
|
3
|
2
|
2
|
30
|
Инструкторская практика
Судейская практика
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
16
|
Выполнение контрольно-переводных нормативов
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Восстановительные мероприятия
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
18
|
Медицинское обследование
|
Не менее 2 раз в год
|
Таблица 8
План-схема
годичного цикла подготовки и распределение
программного материала для третьего - четвертого года обучения в группах учебно-тренировочного этапа
Структура годичного цикла
|
Периоды
|
Всего за год
|
Подготовительный
|
Соревновательный
|
Переходный
|
Месяцы
|
IX
|
X
|
XI
|
XII
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
Количество тренировочных:
- занятий
- часов
|
13 52
|
13
52
|
13
52
|
13 52
|
13
52
|
12 48
|
14 56
|
13 52
|
12 48
|
13
52
|
14 56
|
13 52
|
156
624
|
Общая физическая подготовка
|
10
|
10
|
8
|
8
|
9
|
9
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
102
|
Специальная физическая подготовка
|
6
|
6
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3
|
52
|
Техническая подготовка
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
9
|
6
|
6
|
201
|
Теоретическая (интеллектуальная) подготовка
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
20
|
Тактическая подготовка
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
6
|
7
|
103
|
Психологическая подготовка
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
20
|
соревнования:
-контрольные
-официальные (календарные)
|
5
|
5
|
5
|
7
|
5
|
5
|
7
|
5
|
5
|
5
|
3
|
3
|
60
|
Инструкторская практика
Судейская практика
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
16
|
Выполнение контрольно-переводных нормативов
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
2
|
Восстановительные мероприятия
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
48
|
Медицинское обследование
|
Не менее 2 раз в год
|
Таблица 9
План-схема
годичного цикла подготовки и распределение
программного материала для первого года обучения в учебных
группах этапа спортивного совершенствования
(количество тренировочных дней в неделю - 4, часов - 16;
продолжительность одного занятия - 4 часа)
Структура годичного цикла
|
Периоды
|
Всего
УЛ
ГОД
|
|
Подготовительный
|
Соревновательный
|
Переходный
|
|
|
Месяцы
|
|
|
IX
|
X
|
XI
|
XII
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
|
Количество тренировочных:
- занятий
- часов
|
17 68
|
17 68
|
18
72
|
17 68
|
18
72
|
16 64
|
18
72
|
17 68
|
17 68
|
17 68
|
18
72
|
18
72
|
208
832
|
Общая физическая подготовка
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
8
|
8
|
7
|
7
|
110
|
Специальная физическая подготовка
|
9
|
9
|
8
|
8
|
6
|
6
|
6
|
6
|
6
|
6
|
4
|
4
|
78
|
Техническая подготовка
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
9
|
10
|
10
|
299
|
Теоретическая (интеллектуальная) подготовка
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
26
|
Тактическая подготовка
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
9
|
9
|
8
|
71
|
Психологическая подготовка
|
3
|
6
|
6
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
40
|
Соревнования:
- контрольные
- официальные (календарные)
|
12
|
12
|
12
|
12
|
12
|
13
|
12
|
12
|
12
|
11
|
7
|
7
|
134
|
Инструкторская практика
Судейская практика
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
20
|
Выполнение контрольно-переводных нормативов
|
1
|
1
|
2
|
Восстановительные мероприятия
|
4
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
52
|
Медицинское обследование
|
Не менее 2 раз в год
|
Таблица 10
учебный план
по теоретической подготовке юных стрелков из лука
по этапам обучения
Содержание основных занятий
|
НП
|
УТ
|
СС
|
Год обучения
|
1-
й
|
1-
й
|
2-
й
|
1-
й
|
2-
й
|
3-
й
|
Морально-этические и нравственные нормы поведения юных лучников
|
2
|
|
1
|
|
|
|
Физическая культура и спорт в России
|
|
|
|
2
|
|
|
История развития стрельбы из лука
|
2
|
|
1
|
|
1
|
|
Стрельба из лука как вид спорта
|
|
|
|
2
|
|
|
Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы
|
6
|
|
1
|
4
|
|
2
|
Оружие и снаряжение стрелка из лука
|
6
|
|
|
2
|
|
2
|
Техника стрельбы из лука
|
|
|
2
|
|
4
|
3
|
Баллистика
|
|
4
|
2
|
|
|
|
Тактика стрельбы из лука
|
|
3
|
2
|
2
|
4
|
3
|
Психологические особенности деятельности стрелка из лука
|
|
|
3
|
1
|
3
|
3
|
Специальные двигательные и психические качества стрелка из лука
|
|
|
1
|
3
|
|
2
|
Строение и функции организма, влияние физических упражнений
|
|
2
|
|
|
|
1
|
Физиологические основы спортивной тренировки
|
|
|
|
2
|
|
2
|
Цели, задачи, основные принципы и методы тренировки
|
2
|
2
|
|
2
|
2
|
|
Система подготовки стрелков из лука
|
|
1
|
2
|
|
|
2
|
Основные характеристики физической, технической, функциональной, психологической и интеллектуальной подготовленности стрелка
|
|
|
|
2
|
3
|
2
|
Оборудование и инвентарь для стрельбы из лука
|
4
|
4
|
|
|
|
|
Система соревнований
|
|
|
1
|
|
|
1
|
Правила соревнований, их организация и проведение
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
Профилактика травматизма в стрельбе из лука, средства и методы восстановления
|
2
|
|
1
|
|
2
|
2
|
Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена
|
|
3
|
1
|
|
2
|
1
|
Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль
|
2
|
2
|
1
|
|
2
|
2
|
Анализ и коррекция тренировки
|
|
|
|
2
|
1
|
1
|
Для подготовки таких спортсменов обязательны планы: перспективный на четырехлетие и годовой на каждый год, составленные на основании и в соответствии с перспективным планом. Все эти планы составляются тренером и спортсменом совместно, т.к. на этом уровне взаимоотношения тренера и спортсмена изменяются: спортсмен становится взрослым человеком, способным принимать самостоятельные решения. Тренер должен вовремя заметить психологическое взросление ученика и постараться быть не только учителем, но и советником и другом.
При составлении перспективного плана должна быть намечена цель: главные соревнования четвертого года. Это могут быть Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы.
В содержании перспективного плана подготовки должно быть отражено следующее:
- цель многолетней подготовки, главные задачи по годам;
- структура многолетнего цикла и сроки его микроциклов;
- основная направленность тренировочного процесса по годам цикла;
-
главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты;
- контрольные спортивно-тренировочные показатели по годам;
- общее количество тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха;
- общие и специальные (стрелковые) объемы тренировочной нагрузки;
- системы и сроки комплексного контроля, диспансеризации, восстановительных мероприятий; -
график учебно-тренировочных сборов, мест занятий.
Определение цели и задач в индивидуальных планах должны основываться на всестороннем учете возможностей спортсмена и условий для их полного проявления. При составлении перспективного плана необходимы советы и помощь врача, постоянно наблюдающего психофизическое состояние спортсмена.
Очень часто причиной неудачных выступлений мастеров высокого уровня на ответственных соревнованиях бывает неспособность справиться с психологической нагрузкой. Иногда не хватает знаний, иногда - умения произвольно регулировать свое психоэмоциональное состояние. Причины этой неспособности определяют каждый спортсмен и его тренер, ибо психологическая подготовка требует серьезного и вдумчивого подхода. Расширяя и углубляя знания разделов общей психологии, необходимо особенно тщательно изучить вопросы самоконтроля и саморегуляции, научиться использовать полученные знания как в повседневной жизни, учебно-тренировочной подготовке, так и на соревнованиях, когда основная задача спортсмена заключается в наиболее полной реализации своих возможностей.
Стрелкам групп высшего спортивного мастерства при дальнейшем совершенствовании всех сторон технической подготовки следует быть предельно внимательными к тому, сколь точны и безупречны их действия при выполнении элементов техники каждого выстрела. Особое внимание должно быть уделено внутреннему контролю за работой мышц, обеспечивающих неподвижность системы «стрелок-оружие», и координированию всех действий по синхронному выполнению элементов техники выстрела.
Оценка работы школы, организация оздоровительной и воспитательной работы
Эффективность работы школы оценивается уровнем спортивного мастерства выпускников, количеством спортсменов, переданных для дальнейшего совершенствования в составах юношеских и молодежных сборных команд страны, республик, ДСО и ведомств. Она зависит не только от мастерства и ответственности коллектива сотрудников, но и от объективных условий работы.
Таблица 11
Индивидуальная карта спортсмена
Ф.И.О. _________________________________________________Дата и место рождения_________________________________________________________
Год, месяц начала занятий спортом ___________________Избранным видом спорта___________________________________________________________
Спортивная школа ______________________________Спортивное общество (клуб)____________________________________________________________
Республика, город_____________________________
Учебные группы, соды обучения
|
Дата обследования
|
Физическое развитие
|
Заключение врача
|
Рост, см
|
Масса тела, кг
|
Сила сгибателей кисти,
кг
|
ЖЕЛ
|
МПК
|
мл/ мин
|
мл/ мин/кг
|
Исходные данные при зачислении в ДЮСШ, СДЮШОР
|
Этап начальной подготовки:
1-й
|
Этап учебно-тренировочный:
1-й
2-й
|
Этап спортивного совершенствования: 1-й
2-й
3-й
|
|
Показатели
|
Этапы подготовки и годы обучения
|
НП
|
УТ
|
СС
|
1-
й
|
1-
й
|
2-
й
|
1-
й
|
2-
й
|
3-й
|
Общая физическая подготовка
|
Бег на:
60 м
100 м
500м
1000 м
2000 м
3000 м
Кросс (без учета времени)
Прыжки в длину с разбега, см
Метание теннисного мяча, м
Подтягивание на перекладине, кол-во раз
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз
|
Специальная физическая подготовка
|
Натяжение лука (личное оружие) до касания тетивой подбородка, кол-во раз
Удержание лука (личное оружие) в натянутом положении в позе изготовки, с
Удержание лука в натянутом положении (личное оружие) в позе изготовки (три серии по шесть раз, интервал отдыха между сериями 60 с; время удержания и отдыха, с)
|
Кол-во тренировочных дней (занятий)
|
Кол-во соревновательных дней (стартов)
|
Лучшие спортивные результаты
|
Отметка при переводе на следующий этап подготовки:
|
В группу учебно-тренировочного этапа
|
печать, дата, подпись
|
В группу спортивного совершенствования
|
печать, дата, подпись
|
В группу высшего спортивного мастерства
|
печать, дата, подпись
|
Готовя высококвалифицированных спортсменов, нужно постоянно заботиться о воспитании гражданственности, любви к Отечеству, о формировании гармоничности, духовной и физической, о здоровье. Необходимо строго соблюдать установленные требования по медицинскому контролю, предупреждению возможных травм, вредных воздействий длительных занятий стрельбой из лука, по обеспечению должного санитарно-гигиенического состояния мест приведения учебно-тренировочных занятий.
Организация и проведение оздоровительной, учебно-тренировочной, воспитательной и организационно-массовой работы с учащимися осуществляется директором и тренерско-преподавательским составом школы. В спортивной школе (отделении) создается тренерско-педагогический совет, в который кроме директора как руководителя и педагогов входят врач и, желательно, представители родительского комитета.
Родительский комитет ведет свою работу совместно с дирекцией школы, оказывая посильную помощь по организации всех видов воспитательной работы: посещение театров, музеев, выставок, проведение загородных экскурсий, оздоровительных походов, организация спортивных лагерей, учебно-тренировочных сборов, массовых мероприятий школы.
ДОКУМЕНТАЦИЯ отделения стрельбы из лука
отделения стрельбы из лука для планирования и учета своей работы должны иметь следующую документацию:
1. Перспективный план работы ОСДЮСШОР по повышению спортивного мастерства учащихся.
2. Годовые планы учебно-тренировочной, работы школы.
3. Годовые учебные планы-графики учебных групп.
4. Индивидуальные планы подготовки спортсменов I разряда и выше.
5. Календарный план спортивно-массовых мероприятий.
6. План комплектования групп отделения учебными группами.
7. Списочный состав отделения)по группам.
8. Расписание занятий учебных групп.
9. Журнал учета занятий на учебную группу.
10. Учебно-наглядную документацию, включающую в себя таблицу рекордов, таблицы показателей отделения в спортивной подготовке, инструкции, приказы и т.д.
11. проведения инструкций по мерам безопасности при проведении стрельб и обращении с оружием и выдаче пропусков;
12. контроля учебно-тренировочной и воспитательной работы в учебных группах со стороны администрации школы (отделения);
13. взаимопосещений занятий тренерами-преподавателями.
14. Протоколы соревнований.
15. Отчеты тренеров-преподавателей об итогах выступлений учащихся на соревнованиях.
16. Заявления и личные карточки, врачебно-контрольные карты учащихся.
17. Ведомости контрольно-переводных зачетов.
18. Дневники и индивидуальные карты учета тренировочных и соревновательных нагрузок спортсменов старших разрядов.
19. Табель спортивного инвентаря, оборудования, спортивной формы и обуви.
20. Документы о приобретении, хранении, учете, выдаче, передаче и перевозке оружия.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ
В последние годы все большее значение придается системному подходу к вопросам организации и управления подготовкой квалифицированных спортсменов. Под системой подразумевается целостная совокупность элементов (подсистем) и связей (отношений), объединенных на основе целевой функции.
Основными системными принципами являются: целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды, множественность описания каждой системы.
Принципиальная схема системы подготовки стрелка из лука представлена на
рисунке.
Подготовка стрелков от новичков до спортсмена высокого класса предполагает достижение ими определенного спортивного результата на различных этапах обучения и совершенствования, каждый из которых имеет свою цель и задачи. Для достижения цели и поставленных задач в многолетней подготовке стрелка из лука используются соответствующие принципы, средства, методы и организационно-методические формы проведения занятий.
Конечная цель подготовки стрелка сводится к участию в соревнованиях. Основной формой подготовки к ним является тренировка. Тренировка представляет собой специализированный процесс, направленный на овладение программным материалом, повышение уровня психомоторных качеств и улучшение функционального состояния организма стрелка. Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивному состязанию, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.
В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки стрелка из лука: теоретическая, техническая, физическая, психологическая, тактическая, интеллектуальная.
В тренировочной, и в особенности в соревновательной деятельности, ни одна из этих составляющих не проявляется изолированно. Они объединены в сложный комплекс, направленный на достижение максимально возможных спортивных результатов.
В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:
1. Освоение техники и тактики стрельбы из лука.
2. Совершенствование двигательных качеств и повышение уровня функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения (стрельба) и достижение планируемых результатов.
3. Воспитание необходимых моральных и волевых качеств.
4. Обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности.
5. Приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
В узком смысле тренировка является одной из форм занятий, направленной на подготовку к соревнованиям (совершенствование технико-тактического мастерства, моральных и специальных психических качеств и др.). В том случае, если в тренировке идет изучение нового материала и одновременно продолжается совершенствование уже освоенного, такое занятие называется учебно-тренировочным.
Учебно-тренировочные занятия по степени направленности подразделяются на следующие типы: разминочные, учебные, тренировочные, ОФП, СФП, контрольные, модельные, восстановительные.
Спортивная тренировка является общей частью системы подготовки спортсменов и требует определенных условий для ее проведения: применения соответствующих принципов, средств, форм и методов; материально-технического и медицинского обеспечения; комплексного контроля и др.
С учетом происходящих изменений методика тренировки в стрельбе из лука находится в постоянном развитии. Ее можно охарактеризовать рядом показателей, составляющих динамику нагрузок на различных этапax подготовки. К таким показателям относятся:
- количество тренировок в неделю;
- время, затраченное на одно тренировочное занятие;
- количество выстрелов в одном тренировочном занятии;
- количество «чистого» времени, затраченного на выполнение всех выстрелов в одной тренировке (моторная плотность);
-время, затраченное на холостую стрельбу (блочный лук), имитацию выстрела, отнесенное к общему времени одного тренировочного занятия;
- количество времени, затраченного на занятия по ОФП; - количество времени, затраченного на занятия по СФП; - количество контрольных стрельб;
-количество соревнований в год и др.
ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ
Подготовка стрелка из лука строится в соответствии с общими социально-педагогическими принципами системы физического воспитания - принципами всестороннего и гармоничного развития личности, прикладной и оздоровительной направленности.
Для успешного обучения и совершенствования стрелков необходимо также соблюдать общеметодические принципы, отражающие основные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации.
Эффективность занятий стрелков из лука зависит также и от степени реализации основных принципов построения тренировки. К ним относится:
- направленность на максимально возможные достижения, углублённая специализация и индивидуализация;
- единство общей и специальной подготовки;
- непрерывность тренировочного процесса;
- единство постепенности и предельности в увеличении тренировочных нагрузок;
- волнообразная динамика нагрузок;
-цикличность тренировочного процесса; - единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена;
- возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности.
В работе со стрелками должны учитываться определенные требования, отражающие специфику стрельбы из лука.
1.
Преимущественно техническая и тактическая направленность тренировочного процесса.
Основным содержанием тренировки стрелка из лука является наиболее полное овладение техникой и тактикой ведения стрельбы. Это связано с тем, что, в конечном счете, спортивные достижения в основном определяются уровнем тактической и технической подготовленности. В свою очередь, тренированность стрелка характеризуется степенью специализированности двигательных действий, на основе которых происходит восполнение прицельного выстрела из лука, и уровнем тактических знаний, умений и навыков, обеспечивающих реализацию наиболее эффективной модели выстрела с учетом сложившейся ситуации.
2.
Постоянное специализирование психических и двигательных качеств, функциональной подготовленности.
Уровень развития психических и двигательных качеств во многом определяет сроки обучения, качество овладения как отдельными техническими элементами, так и техникой выстрелов в целом, эффективность выполнения выстрела в соревновательных условиях и уровень спортивных результатов. Это вызвано тем, что ведение эффективной стрельбы требует от спортсменов проявления выносливости, координации, быстроты, внимания, памяти, мышления и т.д. Однако развитие психических и двигательных качеств постепенно должно приобретать все более специализированный характер с учетом специфики спортивной деятельности стрелков из лука и способствовать росту их спортивного мастерства. В связи с этим постоянное применение и усложнение упражнений, направленных на развитие и совершенствование специальных качеств и специализирование навыков стрелков из лука, ускоряет и повышает качество освоения необходимых действий и приемов в условиях тренировки и успешную их реализацию в процессе соревнований.
3.
Индивидуализация состава действий, тактических моделей ведения стрельбы.
Индивидуальные особенности стрелка часто проявляются в особенностях техники выполнения выстрела, скорости и адекватности принятия тактических решений в правилах выбора и эффективной реализации тактической модели выстрела в зависимости от сложившихся условий. Поэтому обучение стрелка технике выполнения прицельного выстрела из лука и различным тактическим приемам и действиям целесообразно проводить с учетом его склонностей к проявлениям определенных двигательных и психических качеств. Это ускоряет процесс освоения необходимых технических и тактических действий в тренировках и обусловливает их успешное применение в соревнованиях.
4.
Создание резервных функциональных возможностей у стрелков из лука для обеспечения надежности их выступлений в основных соревнованиях годичного цикла.
Технико-тактическое совершенствование предъявляет повышенные требования к двигательной и психической сфере стрелков из лука. В связи с этим установка на повышение уровня функциональной подготовленности реализуется на основе определенных соотношений между объемами и видами нагрузок, позволяющих адаптировать состояние спортсменов к деятельности в условиях высокой двигательной напряженности. В целях повышения надежности выступлений в спортивных состязаниях целесообразно проводить моделирование нагрузок, несколько превышающих соревновательные. Таким образом у спортсменов создаются резервные функциональные возможности. Это особенно актуально для стрелков, входящих в группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. 5.
Ранжирование соревнований в годичных циклах тренировки.
Соревнования различного ранга являются обязательной частью всей системы круглогодичной подготовки стрелков из лука. Исходя из различной значимости результатов соревнований, степени их воздействия на физическую и психическую сферы стрелков, целесообразно их ранжирование по месту расположения в годичном цикле и уровню квалификации участников. Это позволяет более рационально планировать учебно-тренировочный процесс, облегчает достижение необходимого уровня подготовленности, а затем более полного психофизического восстановления после соревнований.
6.
Учет тренировочных эффектов при выборе упражнений и последовательности их выполнения.
Тренировка стрелка из лука характеризуется поликомпонентностью построения занятий. Это выражается в использовании различных средств воздействия на спортсменов. Подбирая упражнения, следует учитывать эффект воздействия каждого из них на двигательную и психическую сферы занимающихся, их взаимовлияние. Например, выполнение в процессе разминки общеразвивающих упражнений с чрезмерным усилием и интенсивностью на некоторое время приводит к нарушению координации, снижению уровня точности выполняемых движений, ухудшению устойчивости, внимания и т.д. В то же время, если стрелок перед началом стрельбы выполняет ряд специализированных упражнений с луком и резиновым амортизатором, а затем мысленные упражнения, направленные на актуализацию специализированных ощущений и восприятий, это дает хороший положительный эффект.
7. Повышение сложности, объемов и интенсивности тренировочных упражнений в процессе многолетней тренировки.
На различных возрастных этапах подготовки стрелков, по мере роста их спортивного мастерства и квалификации, с увеличением количества соревнований и их ранга возрастают требования к технической, физической, психической, интеллектуальной и тактической подготовленности. Все это приводит к качественным изменениям в составе двигательных действий, тактических умений и навыков, вызывая необходимость увеличения объемов, интенсивности и сложности упражнений. Рассматривая принципы подготовки, необходимо подчеркнуть их единство, вытекающее из самой сути спортивной деятельности, многообразной по форме и многофакторной по существу. Единство процесса обучения, воспитания и повышение функциональных возможностей следует рассматривать и как единство педагогических принципов и принципов тренировки. На этой основе строится и каждое занятие, и многолетняя подготовка на всех этапах в работе с юными спортсменами и со стрелками высокой квалификации.
МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ
В спортивной тренировке под термином метод
принято понимать способ применения основных средств тренировки, совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
Методы спортивной тренировки принято условно подразделять на: словесные, наглядные и специфические (практические).
Используя различные словесные методы (рассказ, объяснение, лекцию, беседу, анализ и обсуждение), тренер в процессе общения со стрелками в доступной для них форме, пользуясь специальной терминологией, сообщает спортсменам необходимую информацию на всех этапах подготовки. Словесные методы очень часто используются в сочетании с наглядными.
Наглядные методы, используемые в стрельбе из лука, весьма разнообразны. К ним относятся:
1) грамотный в методическом смысле показ различных упражнений, отдельных элементов техники выстрела и выстрела в целом, который обычно проводит тренер или квалифицированный стрелок, показ (в сочетании с объяснением) различных элементов материальной части оружия и экипировки и т.д.;
2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники выполнения выстрела тем или иным стрелком в различных ситуациях, плакатов, схем, содержащих наглядную информацию о том или ином виде подготовки, и т.п.; 3) применение различных световых, звуковых, механических и электронных устройств, сообщающих информацию спортсмену и тренеру о параметрах движения, о состоянии различных систем организма стрелка, обеспечивающих реализацию прицельного выстрела из лука, об изменении положения средней точки попадания и о необходимости внесения корректив в прицельные устройства и т.д.
Методы практических упражнений (специфические) принято условно подразделять на:
1) методы, преимущественно направленные на овладение основами техники выполнения выстрела из лука, а затем на ее совершенствование;
2) методы, преимущественно направленные на развитие специальных двигательных качеств стрелка из лука.
Обе подгруппы методов тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и применяются в непрерывном единстве, обеспечивая, таким образом, эффективное решение задач, связанных с ростом спортивного мастерства.
Широкий арсенал и разнообразие физических нагрузок, характерных для второй группы методов, обеспечивают не только развитие специальных физических качеств, но и совершенствование технико-тактического мастерства и психических качеств стрелка. Специфические методы тренировки характеризуются особенностями избирательного способа нагрузки и способами общей регламентации деятельности.
Нагрузка определяется объемом и интенсивностью выполняемой работы. Нагрузка может быть стандартной или переменной, иметь непрерывный или интервальный характер. Отдых как обязательный элемент метода может быть активным или пассивным. Интервал отдыха между частями нагрузки может быть ординарным, жестким, максимизирующим.
К способам общей регламентации деятельности стрелка относятся: методы строго регламентированных упражнений, игровой и соревновательный методы.
Методы строго регламентированных упражнений подразделяются на:
1. Методы стандартно-интервального упражнения (сюда входят и методы повторного упражнения). 2. Методы переменно-интервальных упражнений:
а) метод прогрессирующего упражнения;
б) метод нисходящего упражнения; в) метод варьирующего упражнения.
При использовании методов стандартно-интервального упражнения время для выполнения упражнения и отдыха устанавливается стандартное (не меняется в процессе выполнения упражнения), однако оно может быть большим или меньшим в зависимости от уровня подготовленности и решаемых задач.
Приведем несколько примеров.
1. Стрелок выполняет шесть удержаний натянутого лука в ходе подготовки. Мушка прицела на мишени. Каждое удержание длится 5 с, а интервал отдыха между удержаниями - 5 с.
2. Стрелок так же, как и в первом случае, выполняет шесть подъемов с дальнейшим удержанием натянутого лука. Удержание и отдых длятся уже 10 и 10 с или 15 и 15 с.
3. Стрелок выполняет шесть удержаний натянутого лука в течение 15 с, а отдых - 2,5 мин.
4. Стрелок выполняет шесть удержаний натянутого лука в течение 15 с, а отдых - 1 мин. В первом и втором примерах в каждой серии каждая пауза отдыха длится стандартное время - 5,10, 15 с. Она очень мала, так как в течение этого времени работоспособность не восстанавливается, поэтому она называется жестким интервалом отдыха.
В третьем примере время, отводимое на отдых (2,5 мин), позволяет стрелку полностью восстановить свою работоспособность. Такие интервалы отдыха называются ординарными.
В четвертом примере время отдых (1 мин) позволяет выполнить тренировочное задание на стадии суперкомпенсации (сверхвосстановления). Этот эффект связан с максимизирующими интервалами отдыха).
В методах переменно-интервального упражнения время удержания натянутого лука с каждым подъемом может увеличиваться (5, 10, 15 с и т.д.) или уменьшаться. Метод с увеличением времени называется методом прогрессирующего упражнения, а с уменьшением (15, 10, 5 с)-методом нисходящего упражнения. Возможна и комбинация временных параметров по удержанию лука. Такой метод называется методом варьирующего упражнения.
Каждый из трех методов может применяться с ординарным, жестким или максимизирующим интервалом отдыха.
Игровой метод
предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций. Игровая деятельность требует от занимающихся инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями и подчинять личные интересы интересам команды, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования, мышления, оригинальных и неожиданных для соперников технических и тактических решений. Игровой метод - это метод комплексного совершенствования физических и психических качеств стрелка из лука, функциональных возможностей организма, двигательных умений и навыков. Его применение помогает развитию нравственных качеств личности, способствует формированию оптимального психоэмоционального состояния, необходимого стрелку в процессе тренировок и соревнований.
В стрельбе из лука используются такие игровые виды деятельности, как футбол, баскетбол, гандбол, различные беговые и плавательные эстафеты и т.д.
Для развития и совершенствования специализированных качеств в стрельбе из лука применяются специальные стрелковые игры: «Дуэль», «Риск», «Выбывание», «Ипподром» и др.
Соревновательный метод
предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса. По ряду признаков он совпадает с игровым. Соревновательный метод предусматривает использование стрелковых игр с конкретно направленными заданиями (стрельба на лучшую технику, тактически грамотная организация отдельного выстрела, серии выстрелов, всей стрельбы в целом, умение оптимизировать свое психоэмоциональное состояние и т.д.), контрольные, классификационные и отборочные стрельбы, официальные и полуофициальные прикидки.
Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать цели и задачи, поставленные перед стрелком, этапы и периоды подготовки, его квалификацию, уровень технико-тактической, физической и особенно психической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм стрелков из лука особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо подготовленными спортсменами.
Специфические методы
тренировки используются для совершенствования всех сторон подготовленности стрелков из лука - физической, технической, психологической, интеллектуальной, тактической - и развитию их способности к быстрому восстановлению.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫСТРЕЛА ИЗ ЛУКА
В начале необходимо сформулировать цель предстоящей работы, т.е. представить ее конечный результат, определить, на каком уровне подготовленности должны находиться стрелки к окончанию периода, этапа подготовки, после каждой тренировки. Цель занятия должна соответствовать потребностям подготовки стрелка, быть достижимой, степень достижения цели должна быть определяемой. Цель представляет собой главный ориентир и критерий для отбора содержания, форм, методов и средств организации учебно-тренировочного процесса.
Основными методами начального обучения являются методы целостного и расчлененного упражнения. Их сущность состоит в том, что вначале стрелок из лука знакомится с техникой стрельбы в целом, затем разучивает отдельные элементы техники и после этого вновь изучает технику стрельбы в целом на более качественном уровне с учетом приобретенного опыта. Такая последовательность обучения одинаково применима в обучении стрельбе из классического и блочного лука. Естественно, что при начальном обучении параметры материальной части оружия (сила натяжения лука, вес, длина и т.д.) должны соответствовать физическим возможностям занимающихся, их антропометрическим особенностям.
Обучение технике стрельбы из лука можно условно подразделить на три этапа:
Первый этап.
Обучение прицеливанию (как процессу), т.е. изучение изготовки, натяжения лука, управления дыханием, собственно прицеливания (совмещения прицельных приспособлений), последующее наведение и удержание оружия (лука) на мишени.
Второй этап.
Обучение выполнению выпуска (спуска) отдельно от изготовки, а затем одновременно с нею.
Третий этап.
Освоение прицеливания (как целостного процесса) и выполнения выпуска (спуска) тетивы, т.е. обучение технике выполнения прицельного выстрела из лука в целом.
В последующем наряду с совершенствованием выполнения отдельных элементов техники происходит совершенствование техники стрельбы в целом с одновременным развитием необходимых стрелку физических и психических качеств, а также тактических умений и навыков.
Вначале, как правило, обучение технике выполнения выстрела проходит в облегченных условиях: отсутствуют временные ограничения для выполнения выстрела, стрельба ведется с коротких дистанций, интервалы отдыха позволяют стрелку полностью восстанавливать свою работоспособность и т.д. По мере овладения техникой стрельбы условия постепенно усложняются.
Лучшему усвоению действий стрелка способствует выполнение специально подобранных упражнений: натяжение и удержание лука, выполнение натяжений лука со стрелой со щелчком кликера, но без выпуска тетивы, стрельба с закрытыми глазами, стрельба на кучность, на совмещение средней точки попадания и т.д.
Последовательность освоения отдельного элемента выстрела из лука
При изучении отдельного элемента техники (изготовка, хват, натяжение лука, выпуск и т.д.) соблюдается определенная последовательность: ознакомление с элементом техники, практическое разучивание его, закрепление и совершенствование элемента.
Каждый из этих этапов имеет свою задачу, содержание, средства, методы, а также последовательно усложняющиеся ступени обучения.
Типовая последовательность освоения отдельного элемента
1. Ознакомление с элементом. Название элемента, объяснение назначения, неоднократный показ элемента в целом в замедленном, а затем в обычном темпе. Показ по частям с кратким объяснением.
2. Разучивание элемента. Медленное выполнение элемента в целом и по частям с уточнениями и исправлением ошибок. Выполнение в обычном темпе в целом и по частям с исправлением возникающих ошибок и неточностей. Выполнение элемента техники в постепенно усложняющихся условиях. Обеспечение вариативности выполнения выстрела в зависимости от условий стрельбы и индивидуализации техники в соответствии с особенностями стрелков.
3. Закрепление и совершенствование элемента (действия). Выполнение элемента отдельно и в сочетании с другими в условиях тренировочных и соревновательных стрельб. Закрепление навыка выполнения выстрела, обеспечение его индивидуализации и необходимой вариативности применительно к различным условиям.
Режим обучения.
При обучении начинающих стрелков очень важно соблюдать определенные правила (положения).
1. Обязательно ставить перед спортсменами цель каждого конкретного занятия, этапа, периода подготовки.
2. Переходить к изучению последующего элемента техники выстрела (при условии непараллельного метода) только после освоения предшествующего.
3. Начинать изучение нового элемента техники при благоприятном функциональном состоянии.
4. На каждом последующем занятии закреплять умения выполнения отдельных элементов.
5. Перерывы между отдельными выстрелами, сериями ограничивать временными интервалами, необходимыми для отдыха.
6. Сообщать регулярную срочную информацию о правильности выполнения элементов, действий.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
|