Главная              Рефераты - Разное

«Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

Курсовая работа

по дисциплине: «Комплексный экономический анализ

хозяйственной деятельности»

Исполнитель: ________________

Специальность: Бух.учет, анализ и аудит

Курс: V

№ зачетной книжки: __________

Руководитель: _____________

Воронеж

2009

Содержание

Введение……………………………………………………………….…2

1. Анализ ресурсного потенциала организации……………………….

2. Анализ производства и объема продаж…………………………….

3. Анализ затрат и себестоимости продукции…………………………

4. Анализ финансовых результатов деятельности

организации……………………………………………………………

5. Анализ финансового положения ОАО «Агат»………………….

6. Комплексная оценка деятельности ОАО «Агат»…………..

Заключение………………………………………………………………

Введение

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности является комплексным управленческим анализом. Он охватывает все стороны деятельности предприятия и его подразделений в их взаимосвязи, т.е. все стадии подготовки производства и все этапы процесса производства и обращения продукции.

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности любой коммерческой организации проводится прежде всего с целью оценки динамики и структуры выпуска продукции, оказания услуг, выполнения различных работ для получения прибыли, являющейся финансовым ресурсом дальнейшего развития любого экономического субъекта, действующего в рыночной системе хозяйствования.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности. Он выполняет множество функций в системе управления. При помощи экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, оцениваются хозяйственные ситуации, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для планирования и управления. Многообразие функций комплексного экономического анализа в системе управления обуславливают его цель и задачи. Цель и задачи комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности направлены прежде всего на решение внутрихозяйственных задач организации для увеличения результативности ее деятельности, а также на повышение эффективности использования ее экономического потенциала: ресурсов, активов, капитала, доходов, расходов и прибыли для наращения стоимости компании, повышения доходности акций акционеров. Основной целью всестороннего и взаимосвязанного управленческого анализа является обеспечение рентабельности использования ресурсов, активов, капитала и устойчивого финансового положения организации.

Целью курсовой работы является:

- закрепление теоретических знаний по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»;

- развитие практических навыков проведения экономического анализа на примере организации ООО «Агат»;

- обобщение полученных результатов анализа с целью выявления комплексной величины резервов для мобилизации в производственно-хозяйственной деятельности анализируемой организации.

Для достижения данной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

- провести анализ ресурсного потенциала организации, анализ производства и объема продаж, анализ затрат и себестоимости продукции, анализ финансовых результатов и финансового положения организации;

- выявить влияние соответствующих факторов на основные показатели работы организации;

- дать комплексную оценку деятельности организации;

- разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности анализируемой организации.

Методологической основой исследования в курсовой работе является современная теория и практика комплексного экономического анализа, нормативная и законодательная база по его проведению, а также финансовая и бухгалтерская отчетность предприятия ООО «Агат».

АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Задание № 1

Определим влияние отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции текущего года по сравнению с прошлым годом.

Таблица 1

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов

№ п/п

Показатель

Прош-лый год

Отчет-ный год

Дина-мика показа-теля (в %)

Раз-ница в процен-тах (+, -)

Расчет влияния фактора

Фактор, повлиявший на выявленное изменение

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

Численность рабочих (N), чел.

8750

9750

111,43

+11,43

11,43×6240000/ 100

численность рабочих

+ 713142,86

2

Число отработанных человеко-дней (Чд), дн

2091250

2340000

111,89

+0,46

0,46×6240000/ 100

количество дней отработанных 1-м рабочим

+29092,65

3

Число отработанных человеко-часов (Чч), ч

16730000

19188000

114,69

+2,8

2,8×6240000/ 100

продолжитель-ность смены

+174555,89

4

Объем продаж

(без НДС) (V), тыс. руб.

6240000

7236400

115,97

+1,28

1,28×6240000/ 100

выработка 1-го рабочего (В)

+79608,61

Таблица

Расчет влияния трудовых факторов на прирост выручки от продаж

Показатель

Условное обозначе-ние

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение (+,-)

А

В

1

2

3

1. Среднегодовая численность рабочих, чел

N

8750

9750

+1000

2. Среднее количество дней, отработанных одним рабочим за год

Д

239

240

+1

3. Продолжительность одной смены, ч

t

8,0

8,2

+0,2

4. Среднечасовая выработка одного рабочего, руб.

Вчас.

0,37298267

0,37713154

+0,0041

5. Объем продаж, тыс. руб.

V

6240000

7236400

+996400

6. Влияние на изменение выручки от продаж факторов, тыс. руб. - всего

ΔV

×

×

+996400

в том числе:

а) среднегодовой численности рабочих

×

×

+ 713142,86

б) среднего количества дней, отработанных одним рабочим за год

×

×

+29092,65

в) продолжительности одной смены

×

×

+174555,89

г) среднечасовой выработки одного рабочего

×

×

+79608,61

Среднечасовая выработка одного рабочего рассчитывается по формуле:

,

где V – объем продаж; ЧЧ – число отработанных человеко-часов.

Для расчета влияния факторов на показатель выручки от продаж использована следующая факторная модель:

V = N × Д × t × Вчас.,

Проведем факторный анализ методом цепных подстановок.

Таким образом, мы выявили влияние следующих факторов:

1) влияние изменения среднегодовой численности рабочих:

2) влияние изменения количества дней, отработанных одним рабочим за год:

3) влияние изменения продолжительности одной смены:

4) влияние изменения среднечасовой выработки одного рабочего:

Баланс отклонений:

ΔV = V1 – V0 = V (N) + ΔV (Д) + ΔV (t) + ΔV (B).

ΔV = 7236400 – 6240000 = 713142,86 + 29092,65 + 174555,89 + 79608,61 = 996400 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что в отчетном периоде наблюдается увеличение объемов выручки от реализации продукции и оно составляет 996400 тыс. руб. Увеличение объема продаж сложилось под воздействием четырех факторов: изменение числа рабочих, изменение среднего числа рабочих дней, изменение продолжительности одной смены, изменение среднечасовой выработки одного рабочего.

Проведя факторный анализ определили:

1) значительный прирост объема продаж в основном достигнут за счет увеличение численности рабочих на 1000 человек, что привело к росту объемов продаж на 713142,86 тыс. руб.

2) количество отработанных дней в отчетном периоде возросло на 1 день, это отразилось в увеличении объема продаж на 29092,65 тыс. руб.

3) с увеличением продолжительности одной смены с 8,0 часов до 8,2 часов объем продаж повысился на 174555,89 тыс. руб.

4) с увеличением выработки рабочих рост объема продаж составил 79608,61 тыс. руб.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что предприятие в отчетном периоде улучшило использование трудовых ресурсов.

Задание № 2

Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием материалов, на прирост объема продаж. Для этого заполним таблицу 2.

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+,-)

1

2

3

4

5

1

Объем продаж (без НДС) (V), тыс. руб.

6240000

7236400

+996400

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж (МЗ ), тыс. руб.

3566302

4211700

+645398

3

Коэффициент материалоотдачи (Мо ) проданной продукции (рассчитать)

1,7497

1,7182

– 0,0315

4

Влияние на изменение объема продаж (V) следующих факторов:

х

х

х

а) изменения стоимости материалов в себестоимости продаж (∆МЗ ) (рассчитать), тыс. руб.

х

х

+1129260

б) изменения материалоотдачи проданной продукции (∆Мо ) (рассчитать), тыс. руб.

х

х

– 132860

Материалоотдача рассчитывается по следующей формуле:

Для определения влияния факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуемся мультипликативной моделью: V = МЗ × Мо

Применим метод абсолютных разниц.

Алгоритмы результативного показателя:

V0 = Мз0 × Моо V1 = Мз1 × Мо1

Расчеты влияния отдельных факторов:

ΔV(МЗ ) = ΔМЗ × Моо ΔV(Мо ) = Мз1 × ΔМо

Баланс отклонений: ΔV = V1 – V0 = ΔV(МЗ ) + ΔV(Мо )

V0 = Мз0 × Моо = 3566302 × 1,7497 = 6240000 тыс. руб.

V1 = Мз1 × Мо1 = 4211700 × 1,7182 = 7236400 тыс. руб.

1. Определим влияние изменения стоимости материалов в себестоимости продаж

ΔV(Мз) = ΔМз × Мо = +645398 × 1,7497 = +1129260 тыс. руб.

2. Определим влияние изменения материалоотдачи реализованной продукции

ΔV(Мо) = Мз1 × ΔМо = +4211700 × (- 0,0315) = -132860 тыс. руб.

Баланс отклонений:

ΔV = V1 – V0 = ΔV(МЗ ) + ΔV(Мо ) = 7236400 – 6240000 = +1129260 – 132860 = +996400 тыс. руб.

На основании данных расчетов видно, что в отчетном году на предприятии ОАО «Агат» произошел рост объема продаж на 996400 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. На увеличение объема продаж положительно повлияло увеличение стоимости материалов в себестоимости продаж на 1129260 тыс. руб. Отрицательное влияние на объем продаж в отчетном году оказало снижение коэффициента материалоотдачи. Его снижение уменьшило объем продаж на 132860 тыс. руб. Величина отрицательно повлиявшего фактора и есть неиспользованный резерв роста объема продаж.

Задание № 3.

Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж.

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств

№ п/п

Показатель

Услов-ное обозна-чение

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+,-)

1

2

3

4

5

6

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб

V

6240000

7236400

+996400

2

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб.

ОСпр

785016

802846

+17830

3

Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии

Рд

239

240

+1

4

Коэффициент сменности работы оборудования

Ксм

1,05

1,3

+0,25

5

Средняя продолжительность смены, час

Псм

8,0

8,2

+0,2

6

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб.

Вч

0,003959

0,0035231

-0,000436

7

Влияние на изменение объема продаж следующих факторов:

∆V

х

х

х

а) изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, тыс. руб.

∆ОСпр

х

х

141728,576

б) изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии, тыс. руб.

∆Рд

х

х

26701,793

в) изменения коэф-та сменности

∆Ксм

х

х

1525816,8

г) изменения средней продолжительности смены, тыс. руб.

∆Псм

х

х

198356,18

д) изменения объема продаж, приходящегося на 1 т. р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, тыс. руб.

∆Вч

х

х

-896203,3

1) Объем продаж, приходящийся на 1 тыс.руб. стоимости активной части ОС определяется по формуле:

Выручка от продаж / общее количество машино-часов отработанных оборудованием

2) Общее количество машино-часов определяется по формуле:

Количество дней отработанных оборудованием × коэффициент сменности работы оборудования × средняя продолжительность смены ×

× среднегодовая стоимость

1. Общее количество машино-часов (прошлый год) = 239×1,05×8,0×557940 =

= 1 575 998 122 тыс. руб.

2. Общее количество машино-часов (отчетный год) = 240×1,3×8,2×568445 =

= 2 054 001 206 тыс. руб.

3. Объем продаж приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части ОС (прошлый год) = 6240000 / 1 575 998 122 = 0,003959.

4. Объем продаж приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части ОС (отчетный год) = 7236400 / 2 054 001 206 = 0,0035231.

Для выявления влияния факторов проведем факторный анализ методом цепных подстановок. Для этого применим следующую формулу:

V = ОСпр × Рд × Ксм × Псм × Вч

При базисных и фактических значениях алгоритмы результативного показателя будут такими:

V0 = ОСпр0 × Рд0 × Ксм0 × Псм0 × Вч0 = 785016 × 239 × 1,05 × 8,0 ×0,003959 = 6240000 тыс. руб.

V1 = ОСпр1 × Рд1 × Ксм1 × Псм1 × Вч1 = 802846 × 240 × 1,3 × 8,2 × 0,0035231 = 7236400 тыс. руб.

Расчетные показатели:

V1 = ОСпр1 × Рд0 × Ксм0 × Псм0 × Вч0 = 802846 × 239 × 1,05 × 8,0 ×0,003959 = 6381729 тыс. руб.

V2 = ОСпр1 × Рд1 × Ксм0 × Псм0 × Вч0 = 802846 × 240 × 1,05 × 8,0 ×0,003959 = 6408430 тыс. руб.

V3 = ОСпр1 × Рд1 × Ксм1 × Псм0 × Вч0 = 802846 × 240 × 1,3 × 8,0 ×0,003959 = 7934247 тыс. руб.

V4 = ОСпр1 × Рд1 × Ксм1 × Псм1 × Вч0 = 802846 × 240 × 1,3 × 8,2 ×0,003959 = 8132603 тыс. руб.

Расчеты влияния отдельных факторов:

а) влияние изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств:

ΔV(ОСпр ) = V1 – Vо = 6381729 – 6240000 = 141728,576 тыс. руб.

б) влияние изменения количества дней, в течение которых ОС находились в рабочем состоянии:

ΔV(Рд ) = V2 – V1 = 6408430 – 6381729 = 26701,793 тыс. руб.

в) влияние изменения коэффициента сменности работы оборудования:

ΔV(Ксм ) = V3 – V2 = 7934247 – 6408430 = 1525816,8 тыс. руб.

г) влияние изменения средней продолжительности смены:

ΔV(Чч ) = V4 – V3 = 8132603 - 7934247 = 198356,18 тыс. руб.

д) влияние изменения продукции, приходящейся на 1 т.р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы:

ΔV(Вч ) = V1 – V4 = 7236400 – 8132603 = -896203,3 тыс. руб.

Баланс отклонений :

ΔV = V1 – V0 = ΔV(ОСпр ) + ΔV(Рд ) + ΔV(Ксм ) + ΔV(Чч ) + ΔV(Вч ).

ΔV = 7236400 – 6240000 = +141728,576 + 26701,793 + 1525816,8 + 198356,18 – 896203,3 = + 996400 тыс. руб.

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что в отчетном году на предприятии ОАО «Агат» по сравнению с предыдущим годом произошел рост объема продаж на 996400 тыс. руб. Рост выручки от продаж произошел в основном за счет увеличения средней первоначальной стоимости активной части основных производственных фондов в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 17830 тыс. руб. Это позволило увеличить объем продаж на 141728,576 тыс. руб. Увеличение количества рабочих дней в отчетном году привело к увеличению объема продаж на 26701,793 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом увеличить объем продаж в отчетном году на 1525816,8 тыс. руб. позволило увеличение коэффициента сменности, и на 198356,18 тыс. руб. - увеличение средней продолжительности смены. Отрицательное влияние на объем продаж в отчетном периоде оказало изменение объема продаж за счет изменения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, что привело к снижению объема продаж на 896203,3 тыс.

Задание № 4.

На основании данных, полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктов курсовой работы, дадим комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации. Результаты расчетов обобщим в таблице 4.

Таблица 4.

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Темп прироста, %

Прирост ресурса на 1% прироста выручки от продаж (Кэкст. i )

Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж

Экстенсивности использования ресурса (Кэкст. i ×100 )

Интенсивности использования ресурса

(100- Кэкст. i×100 )

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Число рабочих, чел.

8750

9750

11,4286

0,7157

71,5719

28,4281

2

Среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб.

785016

802846

2,2713

0,1422

14,2242

85,7758

3

Стоимость материалов, использованных при производстве готовой продукции, тыс. руб.

3566302

4211700

18,0971

1,1333

113,3340

-13,3340

4

Выручка от продаж продукции, тыс. руб.

6240000

7236400

15,9679

х

х

х

5

Алгоритм расчета показателя, характеризующего комплексное использование ресурсов

х

х

х

ΣКэкст. i/п

ΣКэкст. i × 100/ п

100- ΣКэкст. i × 100 / п

6

Показатели, характеризующие комплексное использование ресурсов

х

х

х

0,6637

66,3767

33,6233

Примечание.

Гр.5 = гр.4 / гр.3 × 100 – 100;

Гр.6 стр.1 или 2 или 3 = гр.5 стр.1 или 2 или 3 / гр.5 стр.4;

Гр.6 стр.6 = Σ гр.6 по стр.1,2 и 3/п;

Гр.7 стр.1 или 2 или 3 = гр.6 × 100;

Гр.7 стр.6 = Σ гр.7 по стр.1,2 и 3/п;

Гр.8 стр.1 или 2 или 3 = 100 – гр.7 стр.1 или 2 или 3;

Гр.8 стр.6 = Σ гр.8 по стр.1,2 и 3/п.

В результате анализа ресурсного потенциала предприятия необходимо определить каким путем оно развивается, и какие возможности у него имеются для более эффективного использования ресурсов. Каждое предприятие имеет возможность выбора между экстенсивным и интенсивным путем развития. Экстенсивный путь развития связан с приобретения материалов, достижением увеличения выпуска продукции за счет привлечения новых работников, вовлечением в оборот дополнительных средств, ввода в действие нового оборудования и осуществления капитальных вложений в здания и сооружения при значительном расширении производства. Интенсивный путь развития предполагает использование внутрихозяйственных возможностей без вовлечения дополнительных средств в хозяйственный оборот для повышения эффективности производства.

На основании данных организации ООО «Агат» рассчитаны комплексные показатели оценки экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства. На основании произведенных расчетов можно сделать вывод, что предприятие выбрало преимущественно экстенсивный путь развития (коэффициент экстенсивности = 66,3767). Сложившуюся ситуацию нельзя оценить положительно, так как следствием ее, как правило, является рост себестоимости. В то же время, предприятие использует и свои внутрихозяйственные возможности (коэффициент интенсивности = 33,6233).

Задание № 5

Определим комплектный резерв увеличения объема продаж за счет лучшего (экстенсивного и интенсивного) использования ресурсного потенциала предприятия. Результаты расчетов обобщим в таблице 5.

Таблица 5

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции

за счет внутренних резервов использования ресурсов

№ п/п

Показатель

Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа

Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов

1

2

3

4

1

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

-

-

2

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

132860

-

3

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

896203,3

-

4

Итого комплектный ресурс

Х

Комплексный резерв равен 0, так как комплексный резерв – это минимум из 3-х резервов.

Таким образом, дополнительными внутренними резервами роста объема продаж являются:

1. По результатам анализа использования трудовых ресурсов можно сделать вывод, что показатели отчетного года выше показателей предыдущего года и повлияли на объем продукции только положительно. Резервов не выявлено. Увеличение числа рабочих по сравнению с предыдущим периодом является экстенсивным фактором.

2. Увеличение стоимости материалов в себестоимости продаж свидетельствует о том, что материальные ресурсы в отчетном году использовались предприятием недостаточно эффективно. Данный фактор является экстенсивным фактором. Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе составляет 132860 тыс. руб.

3. В результате анализа использования основных средств выявлен резерв роста продаж на сумму 896203,3 тыс. руб. Этим резервом является изменение объема продаж за счет изменения продукции, приходящейся на 1 т.р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы. Данный фактор является фактором интенсификации.

2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕМА ПРОДАЖ

Задание № 6

Определим влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), ее структуры и цен на нее. Для этого рассмотрим следующую таблицу.

Таблица

Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния изменения количества, структуры и цен на проданную продукцию

п/п

Показатель

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Количество, шт

9400

11500

4800

5880

7000

7000

21200

24380

2

Цена, тыс. руб.

250

256

300

305

350

357

Х

Х

3

Выручка, тыс. руб.

2350000

2944000

1440000

1793400

2450000

2499000

6240000

7236400

4

Расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс.руб.

Х

2702500

Х

1656000

Х

2817500

Х

7176000

5

Расчетный показатель выручки за отчетный год при ценах прошлого года, тыс.руб.

Х

2875000

Х

1764000

Х

2450000

Х

7089000

Для того, чтобы определить влияние факторов выполним следующие расчеты:

1). Расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс. руб., т.е. выручка с учетом коэффициента роста общего количества продукции: Vрасчетное 1 = Vпрол.г × Кq общ. ,

где Кq общ. = 24380 / 21200 = 1,15.

изделие А: VА = 2350000 × 1,15 = 2702500 тыс.руб.

изделие В: VВ = 1440000 × 1,15 = 1656000 тыс.руб.

изделие С: VС = 2450000 × 1,15 = 2817500 тыс.руб.

итого: Vрасчетное 1 = 2702500 + 1656000 + 2817500 = 7 176000 тыс.руб.

2). Выручка от продаж по структуре отчетного года в ценах прошлого года рассчитывается по формуле: Vi = ki отч.г. * цi прошл.г.

изделие А: VА = 11500 * 250 = 2875000 тыс.руб.

изделие В: VВ = 5880 * 300 = 1764000 тыс.руб.

изделие С: VС = 7000 * 350 = 2450000 тыс.руб.

итого: Vрасчетное 2 = 2875000 + 1764000 + 2450000 = 7089000 тыс.руб.

3). Влияние факторов на изменение выручки от продаж:

а) влияние изменения количества проданной продукции

ΔVколичество = Vрасчетное 1 – Vпрол.г. = 7176000 – 6240000 = 936000 тыс. руб.

б) влияние изменения структуры проданной продукции

ΔVструктуры = Vрасчетное 2 – Vрасчетное 1 = 7089000 – 7176000 = -87000 тыс. руб.

в) влияние изменения цены проданной продукции

ΔVцены = Vотч.г. – Vрасчетное 2 = 7236400 – 7089000 = 147400 тыс. руб.

4). Баланс отклонений:

ΔV = Vотч.г. - Vпрол.г. = ΔVколичество + ΔVструктуры + ΔVцены = 7236400 – 6240000 = + 996400 = +936000 - 87000 + 147400 = 996400 тыс. руб.

Расчеты показывают, что рост выручки от продаж произошел в основном за счет увеличения общего количества реализованной продукции (+936000 тыс. руб.), роста цен на реализованную продукцию (+147000 тыс. руб.), при отрицательном изменении структуры продаж (-87000 тыс. руб.). Таким образом, общее увеличение выручки от продаж составило 996400 тыс. руб.

Задание № 7

Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия A, B, C, D и E, показанных в приложении 4 и в сносках к нему, разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. Данные расчетов оформим в таблице.

Таблица.

Исходные данные для составления бизнес-плана на будущий отчетный период

п/п

Показатель

Изделие

А

Изделие

В

Изделие

С

Изделие

D

Изделие

Е

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Спрос на изделие, шт.

11500

5000

9500

3000

6000

35000

2

Цена изделия на будущий период, тыс. руб.

260

400

430

540

980

Х

3

Себестоимость ед. продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс. руб.

240

358

395

510

-

Х

4

Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс. руб.

2990000

2000000

4085000

162000

-

9237000

5

Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс. руб.

2760000

1790000

3752500

153000

-

8455500

6

Прибыль от продаж на планируемый период, тыс. руб.

230000

210000

332500

9000

-

781500

7

Коэффициент рентабельности изделий исходя из отношения прибыли к объему продаж

7,69

10,50

8,14

5,56

-

8,46

8

Отнесение продукции к определенной группе в зависимости от уровня ее рентабельности, тыс. руб.

3

2

3

3

Сопоставление спроса с возможностью выпуска организацией указанных изделий в будущем отчетном периоде позволило сделать вывод, что изделие D может быть выпущено в количестве 300 шт., а для выпуска изделия Е в ООО нет соответствующих условий.

У организации нет ресурсов и условий для выпуска изделия Е, поэтому его в бизнес-план не включаем.

1). Определим объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план.

Изделие А: 11500×260 = 2990000 тыс. руб.

Изделие В: 5000×400=2000000 тыс. руб.

Изделие С: 9500×430=4085000 тыс. руб.

Изделие Д: 300×510=162000 тыс. руб.

Итого: 9237000 тыс. руб.

2). Определим себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план

Изделие А: 11500×240 = 2760000 тыс. руб.

Изделие В: 5000×358=1790000 тыс. руб.

Изделие С: 9500×395=3752500 тыс. руб.

Изделие Д: 300×540=153000 тыс. руб.

Итого: 8455500 тыс. руб.

3). Определим прибыль от продаж на планируемый период:

Изделие А: 2990000-2760000=230000 тыс. руб.

Изделие В: 2000000- 1790000 =210000 тыс. руб.

Изделие С: 4085000 - 3752500 = 332500 тыс. руб.

Изделие Д: 162000 -153000 = 9000 тыс. руб.

Итого: 781500 тыс. руб.

4). Определим рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объему продаж

Изделие А: 230000/2990000×100=7,69

Изделие В: 210000/2000000×100=10,50

Изделие С: 332500/4085000×100=8,14

Изделие Д: 9000/162000×100=5,56

Общая рентабельность продаж на будущий год составляет:

781500/9237000×100=8,46%

По результатам анализа можно сделать вывод, что среди изделий, планируемых к продаже в следующем году, нет убыточных. Наиболее рентабельным является выпуск изделия «В». Рентабельность этого изделия составляет 10,50%. Менее рентабельным является производство изделия «С - 8,14 %, и изделия «А» - 7,69%. Изделие - «D» наименее рентабельно – 5,56%.

Так как у организации нет ресурсов и условий для выпуска изделия Е, то рассчитать его рентабельность невозможно.

Резервом увеличения объема продаж в следующем году является:

1) расширение производства и создание условий для выпуска изделия Е на сумму 5880000 тыс. руб. [6000 шт.× 980 руб.];

2) расширение рынка сбыта за счет дополнительного выпуска изделия D на сумму 1458000 тыс. руб.;

Задание № 8

Определим точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период на основании данных выписки из Отчета о прибылях и убытках по форме 2, Справки № 2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию» и результатов анализа по предыдущему вопросу задания. Результаты расчетов обобщим в таблице 6.

Таблица 6

Критический объем продаж за отчетный год

и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом

№ п/п

Показатель

За отчетный год

На планируемый период, обеспеченный спросом

1

2

3

4

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

7236400

9237000

2

Переменные затраты, тыс. руб.

4160330

5665185

3

Постоянные затраты, тыс. руб.

2354246

2790315

4

Прибыль от продаж, тыс. руб.

721824

781500

5

Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб. (1-2)

3076070

3571815

6

Доля маржинального дохода в выручке от продаж (5/1)

0,425082914

0,386685612

7

«Критическая точка» объема продаж, тыс. руб. (3/6)

5538321,87

7215978,335

8

Запас финансовой прочности, тыс. руб. (1-7)

1698078,13

2021021,665

9

Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % (8/1*100)

23,47

21,88

Маржинальный доход можно определить двумя методами:

1) МД = Выручка от продаж – Переменная себестоимость продаж

2) МД = Постоянные расходы + Прибыль

Доля маржинального дохода в выручке от продаж рассчитывается как отношение маржинального дохода к выручке от продаж.

Для определения «критической точки» объема продаж или «точки безубыточности» применим метод маржинального дохода – разновидность математического метода. Он основывается на формуле:

Маржинальный доход = Выручка – Переменные затраты

«Критическая точка» объема продаж рассчитывается по формуле:

Расходы постоянные / доля маржинального дохода в составе выручки от продаж.

Запас финансовой прочности определяется как разница между фактической выручкой от продаж и выручкой от продаж в критической точке.

Уровень запаса финансовой прочности определяется по формуле: отношение запаса финансовой прочности / фактическая выручка от продаж * * 100%.

Анализ данных, представленных в таблице 6, показывает, что точка безубыточности на предприятии ООО "Агат" в отчетном году составила 5538321,87 тыс. руб. В связи с этим можно сделать вывод, что фактический объем продаж в отчетном году был прибыльным и рентабельным. Однако на планируемый период критическая точка безубыточности возрастает, что может отрицательно сказаться на прибыли данного предприятия. Данному предприятию следует принять меры по снижению точки безубыточности, в частности за счет увеличения спроса и продаж наиболее рентабельных изделий, снижения издержек производства.

Запас финансовой прочности растет, что можно оценить положительно. Однако у данного предприятия запас довольно низкий: 23,47% или 1698078,13 тыс. руб. в отчетном году и 21,88% или 2021021,665 тыс. руб. в плановом году. Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне (60–70%) на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка. Так как на предприятии данный уровень ниже нормативного показателя, то это свидетельствует о том, что необходимо наиболее полно использовать резервы повышения объема продаж и снижения себестоимости продукции.

3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Задание № 9

Рассмотрим в таблице 7 структуру затрат организации ОАО «Агат» за прошлый и отчетный периоды.

Таблица 7

Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за отчетный и прошлый годы

№ п/п

Элемент затрат по обычным видам деятельности

За отчетный год

За прошлый год

Изменение (+,-)

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

Материальные затраты

4211700

64,65

3566302

62,80

645398

18,10

2

Затраты на оплату труда

1302925

20,00

1135580

20,00

167345

14,74

3

Отчисления на социальные нужды

338758

5,20

295277

5,20

43481

14,72

4

Амортизация

497621

7,64

506003

8,91

-8382

-1,66

5

Прочие затраты

163572

2,51

175238

3,09

-11666

-6,66

6

Итого

6514576

100

5678400

100

836176

14,73

Данные расчетов показывают, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом возросли расходы предприятия на 836176 тыс. руб. или на 14,73%. Материальные затраты в отчетном году увеличились на 645398 тыс. руб. (18,10%) и составили 4211700 тыс. руб., расходы на оплату труда выросли на 167345 тыс. руб. (14,74%) и составили 1302925 тыс. руб., отчисления на социальные нужды увеличились в отчетном году на 43481 тыс. руб. (14,72%) и составили 338758 тыс. руб. Амортизация в отчетном году по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 1,66% или на 8382 тыс. руб. Прочие затраты уменьшились на 11666 тыс. руб. или на 6,66%.

Задание № 10

Рассмотрим динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб. продаж).

Таблица

Вспомогательные расчеты к построению алгоритмов для анализа затрат на 1 руб. продаж

№ п/п

Показатель

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Количество (Q), шт.

9400

11500

4800

5880

7000

7000

21200

24380

2

Цена (Z), тыс. руб.

250

256

300

305

350

357

Х

Х

3

Стоимость (QZ), тыс. руб.

2350000

2944000

1440000

1793400

2450000

2499000

6240000

7236400

4

Себестоимость единицы продукции (Р), тыс. руб.

191,84

253,99

328,98

231,41

328,00

319,00

Х

Х

5

Себестоимость продукции (QР), тыс. руб.

1803296

2920885

1579104

1360691

2296000

2233000

5678400

6514576

6

Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции прошлого года (Q1 Р0 ), тыс. руб.

Х

2206160

Х

1934402,4

Х

2296000

Х

6436562,4

7

Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года (Q1 Z0 ), тыс. руб.

Х

2875000

Х

1764000

Х

2450000

Х

7089000

Показатель затрат на рубль объема продукции рассчитывается по формуле:

Затраты на 1 руб. = ,

где q – количество продукции,

Р – себестоимость единицы продукции;

Z – цена единицы продукции.

1) Определим затраты на 1 рубль проданной продукции в прошлом году:

Затр0 = ΣQ0 ×Р0 / ΣQ0 ×Z 0 = 5678400/ 6240000= 0,91 руб.

2) Определим затраты на 1 рубль проданной продукции в отчетном году:

Затр1 = ΣQ1 ×Р1 / ΣQ1 ×Z 1 = 6514576/ 7236400= 0,900 руб.

3) Определим затраты на 1 рубль проданной продукции отчетного года при себестоимости единицы продукции и ценах прошлого года:

Затр1 = ΣQ1 ×Р0 / ΣQ1 ×Z 0 = 6436562,4/ 7089000 = 0,908 руб.

4) Определим затраты на 1 рубль проданной продукции отчетного года при себестоимости единицы продукции отчетного года и ценах прошлого года

Затр2 = ΣQ1 ×Р1 / ΣQ1 ×Z 0 = 6514576/ 7089000 = 0,919 руб.

5) Определим влияние на затраты на 1 рубль проданной продукции различных факторов:

а) изменение структуры проданной продукции

ΔЗатрQ = Затр1 – Затр0 = 0,908 – 0,910 = -0,002 руб.

-0,002× 7236400 = -14472,8 тыс. руб.

б) изменение себестоимости проданной продукции

ΔЗатрP = Затр2 – Затр1 = 0,919 – 0,908 = 0,011 руб.

0,011× 7236400 = 79600,4 тыс. руб.

в) изменение цен проданной продукции

ΔЗатрZ = Затр1 – Затр2 = 0,900 – 0,919 = - 0,019 руб.

-0,019× 7236400 = -137491,6 тыс. руб.

г) баланс отклонений

ΔЗатр = Затр1 - Затр0 = ΔЗатрQ + ΔЗатрP + ΔЗатрZ =

= 0,900-0,91 = -0,002 + 0,011 – 0,019 = - 0,01 руб.

-14472,8 + 79600,4 -137491,6 = -72364 тыс. руб.

(-0,01× 7236400 = -72364 тыс. руб.)

Результаты расчетов показывают, что себестоимость проданной продукции в отчетном году снизилась на 0,01 руб. на руб. продаж. Это произошло в результате изменения структуры проданной продукции – уменьшение на 0,002 руб. на руб. затрат; изменения себестоимости в сторону увеличения – на 0,011 руб. на руб. затрат, но наибольшее влияние оказало снижение цен проданной продукции на 0,019 руб. на руб. затрат.

Задание № 1 1

Рассчитаем степень влияния отдельных факторов на основные виды используемых в производстве материалов, а также резервы их снижения. Полученные результаты обобщим в таблице.

Таблица.

Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат

№ п/п

Наименование материалов

Количество, т

Цена, тыс. руб.

Стоимость материала, тыс. руб.

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прошлый год

Отчетный год

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Материал вида Х

2240

2010

560

580

1254400

1165800

2

Материал вида У

1360

1610

270

295

367200

474950

3

Материал вида Z

1269

1020

758

710

961902

724200

4

Материал вида W

1800

2075

546

890

982800

1846750

6

Итого

Х

Х

Х

Х

3566302

4211700

Определим стоимость израсходованного материала по формуле:

МЗ = q × s,

где q - количество материала;

s – себестоимость заготовления материала.

1) Рассчитаем, как на стоимость материала вида X повлияло изменение количества его расходования и изменение себестоимости его заготовления в отчетном году по сравнению с прошлым периодом.

а) изменение количества израсходованного материала

ΔМЗ q = q1 × s0 – q0 × s0 = 1125600 – 1254400 = -128800 тыс. руб.

б) изменение себестоимости заготовления материала

ΔМЗ s = q1 × s1 – q1 × s0 = 1165800 – 1125600 = 40200 тыс. руб.

в) общее влияние факторов

ΔМЗ = МХ1 – МХ0 =ΔМЗ q + ΔМЗ s = 1165800 – 1254400 = -128800 + 40200 =

= -88600 тыс. руб.

2) Материал вида Y:

а) изменение количества израсходованного материала

ΔМЗ q = q1 × s0 – q0 × s0 = 434700 – 367200 = 67500 тыс. руб.

б) изменение себестоимости заготовления материала

ΔМЗ s = q1 × s1 – q1 × s0 = 474950 – 434700 = 40250 тыс. руб.

в) общее влияние факторов

ΔМЗ = МУ1 – МУ0 = ΔМЗ q + ΔМЗ s = 474950 - 367200 =

67500 + 40250 = 107750 тыс. руб.

3) Материал вида Z:

а) изменение количества израсходованного материала

ΔМЗ q = q1 × s0 – q0 × s0 = 773160 – 961902 = -188742 тыс. руб.

б) изменение себестоимости заготовления материала

ΔМЗ s = q1 × s1 – q1 × s0 = 724200 – 773160 = -48960 тыс. руб.

в) общее влияние факторов

ΔМЗ = МZ 1 – МZ 0 = ΔМЗ q + ΔМЗ s = 724200 - 961902 =-188742 – 48960 =

= -237702 тыс. руб.

4) Материал вида W:

а) изменение количества израсходованного материала

ΔМЗ q = q1 × s0 – q0 × s0 = 1132950 – 982800 = 150150 тыс. руб.

б) изменение себестоимости заготовления материала

ΔМЗ s = q1 × s1 – q1 × s0 = 1846750 – 1132950 = 713800 тыс. руб.

в) общее влияние факторов

ΔМЗ = МW 1 – МW 0 = ΔМЗ q + ΔМЗ s = 1846750 – 982800 =

150150 + 713800 = 863950 тыс. руб.

5) По всем материалам, используемым в производстве:

а) изменение количества израсходованного материала

ΔМЗq = -128800 + 67500 - 188742 + 150150 = -99892 тыс. руб.

б) изменение себестоимости заготовления материала

ΔМЗs = 40200 + 40250 - 48960 + 713800 = 745290 тыс. руб.

в) общее влияние факторов

ΔМЗ = М1 – М0 = ΔМЗq + ΔМЗs = 4211700 - 3566302 =

-99892 + 745290 = 645398 тыс. руб.

Расчеты показывают, что уровень материальных затрат повысился в отчетном году по сравнению с предыдущим годом на 645398 тыс. руб. Этот рост был обусловлен увеличением цены на материал (на 745290 тыс. руб.) и за счет снижения количества израсходованных материалов (на 99892 тыс. руб.). На основании расчетов по каждому виду материалов, можно сделать вывод, что увеличение себестоимости заготовления было по материалам У (на 107750 тыс. руб.) и W (на 863950 тыс. руб.). Уменьшение себестоимости заготовления было по материалам Х (на 88600 тыс. руб.) и Z (на 237702 тыс. руб.).

Задание № 12

На основании данных таблицы определим степень влияния отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда используя способ абсолютных разниц.

Для расчета влияния факторов на показатель затрат по оплате труда использована следующая факторная модель:

ФЗП = ЧР × Д × П × ЧЗП.

Таблица

Анализ влияния факторов на уровень затрат по оплате труда

Показатель

Условное обозначе-ние

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

1

2

3

4

5

Численность рабочих, чел.

ЧР

8750

9750

1000

Количество рабочих дней

Д

239

240

1

Продолжительность одной смены, ч

П

8,0

8,2

0,2

Среднечасовая зарплата одного рабочего, тыс. руб.

ЧЗП

0,06787687

0,067903

0,00002613

Затраты по оплате труда, тыс. руб. (из ф. №5)

ФЗП

1135580

1302925

167345

Влияние на изменение затрат по оплате труда факторов, тыс. руб. - всего

ΔФЗП

Х

Х

+167345

а) численности рабочих

Х

Х

+129780,6

б) количества рабочих дней

Х

Х

+5294,396

в) продолжительности одной смены

Х

Х

+31766,37

г) среднечасовой зарплаты одного работника

Х

Х

+501,3824

Рассмотрим порядок аналитических расчетов. При базисных и фактических значениях алгоритмы результативного показателя будут такими:

ФЗП0 = ЧР0 × Д0 × П0 ×ЧЗП0 = 8750 × 239 × 8 × 0,06787687=1135580 тыс. руб.

ФЗП1 = ЧР1 × Д1 × П1 ×ЧЗП1 = 9750 × 240 × 8,2× 0,067903 =1302925 тыс. руб.

Расчеты влияния отдельных факторов:

1. Влияние изменения численности рабочих:

ΔФЗПЧР =ΔЧР×Д0 × П0 × ЧЗП0 =1000×239×8×0,06787687= +129780,6 тыс. руб.

2. Влияние изменения количества рабочих дней:

ΔФЗПД = ΔД × ЧР1 × П0 × ЧЗП0 = 1× 9750×8×0,06787687 = +5294,396 тыс. руб.

3. Влияние изменения продолжительности одной смены:

ΔФЗПП =ΔП×ЧР1 ×Д1 ×ЧЗП0 = 0,2×9750×240×0,06787687 = +31766,37тыс. руб.

4. Влияние изменения среднечасовой зарплаты одного работника:

ΔФЗПЧЗП =ΔЧЗП×ЧР1 ×Д1 ×П1 = 0,00002613×9750×240×8,2=+501,3824 тыс. руб.

Баланс отклонений:

ΔФЗП = ФЗП1 – ФЗП0 = ΔФЗПЧР + ΔФЗПД + ΔФЗПП + ΔФЗПЧЗП

1302925–1135580=+129780,6+5294,396+31766,37+501,3824=+167345тыс. руб.

Полученные расчеты показывают, что уровень затрат на оплату труда увеличился в отчетном году на 167345 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом. Определяющее влияние на этот рост оказало увеличение численности рабочих на 1 чел., которое привело к росту ЗОТ на 129780,6 тыс. руб.

Задание № 13

Рассмотрим анализ доходов и расходов ОАО «Агат». Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов обобщим в таблице 8.

Таблица 8

Состав, структура и динамика доходов и расходов

№ п/п

Показатель

Отчетный год

Прошлый год

Изменение(+,-)

Сумма, тыс.руб.

%

к итогу

Сумма, тыс.руб.

%

к итогу

Сумма, тыс.руб.

%

к итогу

1

Выручка (нетто)

7236400

99,266

6240000

99,420

996400

15,968

2

Проценты к получению

27676

0,380

18513

0,295

9163

49,495

3

Прочие доходы

25824

0,354

17904

0,285

7920

44,236

4

Всего доходов

7289900

100

6276417

100

1013483

16,147

5

Себестоимость продукции

4801575

68,079

4182379

69,037

619196

14,805

6

Коммерческие расходы

674452

9,563

587477

9,697

86975

14,805

7

Управленческие расходы

1038549

14,725

908544

14,997

130005

14,309

8

Проценты к уплате

165522

2,347

203145

3,353

-37623

-18,520

9

Прочие расходы

332924

4,720

153070

2,527

179854

117,498

10

Текущий налог на прибыль

39960

0,567

23533

0,388

16427

69,804

11

Всего расходов

7052982

100

6058148

100

994834

16,421

12

Превышение доходов над расходами

236918

218269

18649

8,544

Данные таблицы 8 показывают, что доходы организации в отчетном году по сравнению с прошлым годом увеличились на 1013483 тыс. руб. или на 16,147%, а общая сумма расходов выросла на 994834 тыс. руб. или на 16,421%. Прибыль организации выросла на 18649 тыс. руб. или на 8,544 %.

Наибольшую роль (более 99%) в формировании доходов ООО «Агат» в прошлом и отчетном годах играла выручка от реализации продукции, величина которой увеличилась на 996400 тыс. руб. или на 15,968%. Доля остальных видов доходов в их общей сумме незначительна (менее 1%).

Наибольший удельный вес в расходах организации в отчетном году занимает себестоимость продукции (68,079%), управленческие расходы (14,725%), коммерческие расходы (9,563%).

4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Задание №14

Система показателей финансовых результатов включает в себя абсолютные (прибыль, убыток) и относительные (рентабельность) показатели.

Финансовый результат деятельности предприятия – это прибыль (убыток) отчетного года (бухгалтерская или прибыль до налогообложения), рассчитанная с учетом всех доходов и расходов (кроме налогов). Прибыль является основным источником прироста собственного капитала предприятия.

Порядок формирования финансовых результатов является единым для всех предприятий и определяется по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В «Отчете о прибылях и убытках» финансовый результат от обычных видов деятельности отражается в нескольких показателях:

Показатели

Источники

Методика расчета

1. Валовая прибыль

форма №2

выручка от продаж - себестоимость

2. Прибыль от продаж

форма №2

выручка от продаж- коммерческие расходы- управленческие расходы

3. Прибыль до налогообложения

форма №2

прибыль от продаж + % к получению – % к уплате + прочие доходы – прочие расходы

4. Чистая прибыль

форма №2

прибыль до налогообложения – текущий налог на прибыль

5. Прибыль на единицу продукции

Цена изделия – себестоимость единицы продукции

6. Прибыль от производства продукции

выпуск продукции в ценах – себестоимость произведенной продукции

Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с потребленными ресурсами или вложенным капиталом.

Рентабельность измеряется с помощью системы относительных показателей:

Показатели

Источники

Методика расчета

1. Рентабельность единицы изделия

прибыль на единицу изделия / цену изделия

2. Рентабельность продаж

форма № 2

прибыль от продаж / выручку от продаж

3. рентабельность производственной деятельности

Форма № 2

валовая прибыль / выручка от продаж

4. Рентабельность активов

формы № 1,2

прибыль до налогообложения/

среднегодовая стоимость активов *100

5. Рентабельность собственного капитала

формы № 1,2

чистая прибыль / среднегодовые остатки собственного капитала

6. Рентабельность заемного капитала

формы № 1,2

чистая прибыль / среднегодовые остатки заемного капитала

7. Рентабельность доходов

форма № 2

чистая прибыль/общая сумма доходов

8. рентабельность расходов

форма № 2

чистая прибыль/ общая сумма расходов

Все показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого потраченного или вложенного в предприятие рубля средств. Положительная динамика показателей рентабельности свидетельствует о повышении эффективности использования средств предприятия.

Задание №15

Рассмотрим анализ динамики прибыли организации до налогообложения и чистой прибыли. Определим факторы формирования прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Результаты расчетов обобщим в таблице 9.

Таблица 12

Анализ показателей прибыли и факторов,

повлиявших на чистую прибыль (в тыс. руб.)

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменения (+,-)

1

2

3

4

5

1

Валовая прибыль

2057621

2434825

377204

2

Прибыль от продаж

561600

721824

160224

3

Прибыль (убыток) по прочим операциям

-319798

-444946

-125144

4

Прибыль (убыток) до налогообложения

241802

276878

35076

5

Налог на прибыль

23533

39960

16427

6

Чистая прибыль (убыток)

218269

236918

18649

7

Изменение чистой прибыли отчетного периода за счет:

Х

Х

Х

а) изменения прибыли до налогообложения

Х

Х

35076

б) изменения суммы налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей

Х

Х

-16427

Рассчитаем изменение чистой прибыли отчетного периода под влиянием следующих факторов:

1) изменение прибыли до налогообложения

2) изменение суммы налога на прибыль и других аналогичных платежей

находим методом цепных подстановок.

Расчеты

Факторы

Чистая прибыль

Отклонение

изменение прибыли до налогообложения

изменение суммы налога на прибыль

1 расчет

241802 (0)

23533 (0)

218269

2 расчет

276878 (1)

23533 (0)

253345

35076

3 расчет

276878 (1)

39960 (1)

236918

-16427

Баланс отклонений: 35076-16427=18649 тыс. руб.

По данным таблицы 9 сумма прибыли до налогообложения составляет 276878 тыс. руб. Она увеличилась в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 35076 тыс. руб. Сумма чистой прибыли также увеличилась на 18649 тыс. руб., что является положительным моментом в работе предприятия. Увеличение прибыли от продаж в отчетном году составило 160224 тыс. руб., однако по прочим операциям был получен убыток в размере 125144 тыс. руб., что и привело к общему снижению прибыли до налогообложения. В отчетном году наблюдается увеличение текущего налога прибыль, что уменьшило чистую прибыль на 16427 тыс. руб.

Задание № 1 6

На следующем этапе анализа проведем оценку прибыли от продаж. Расчеты произведем при помощи таблицы 10.

Таблица 10

Анализ факторов, повлиявших на изменение прибыли от продаж (в тыс. руб.)

№ п/п

Показатель

Прошлый год,

Σ Q0 Z0 ,

Σ Q0 P0

Отчетный год при

прошлогодних ценах и себестоимости

Σ Q1 Z0 , Σ Q1 P0

Отчетный год, тыс. руб.,

Σ Q1 Z1 , Σ Q1 P1

1

Выручка от продаж

6240000

7089000

7236400

2

Полная себестоимость проданных товаров

5678400

6436562,4

6514576

3

Коммерческие расходы

587477

674452

4

Управленческие расходы

908544

1038549

5

Прибыль от продаж

561600

721824

Примечание: Условные обозначения: Q – количество проданной продукции определенного вида; Р – себестоимость единицы продукции; Z – цена отдельного вида продукции; Σ Q0 Z0 – стоимость продаж прошлого года; Σ Q1 Z0 – стоимость продаж отчетного года в ценах прошлого года; Σ Q1 Z1 – стоимость продаж отчетного года в ценах отчетного года; Σ Q0 P0 – себестоимость продаж прошлого года; Σ Q1 P0 – себестоимость продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции прошлого года; Σ Q1 P1 – себестоимость продукции отчетного года.

Исходя из данных таблицы 10, общее отклонение прибыли от продаж составило: 721824-561600=160224 тыс.руб.

На изменение прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:

1) изменение объема продаж;

2) изменение структуры продаж;

3) изменение цен на продукцию;

4) изменение себестоимости проданной продукции: изменение полной себестоимости; изменение коммерческих расходов; изменение управленческих расходов.

1) Влияние изменения объема продаж = (прибыль от продаж за прошлый год × темп прироста выручки от продаж) /100

Определим темп роста выручки от продаж (коэффициент изменения объема продаж) = выручка отчетного года при прошлогодних ценах / выручку за прошлый год × 100% = 7089000/6240000×100= 113,6

Влияние изменения объема продаж = 561600×13,6/100=7637760/100=76377,6 (тыс. руб.)

За счет дополнительного объема реализации по сравнению с прошлым годом предприятие получило дополнительную прибыль 76377,6 тыс. руб.

2) Влияние изменения структуры продаж = прибыль от продаж за отчетный год при прошлогодних ценах и себестоимости – прибыль за прошлый год, увеличенную темп роста выручки от продаж:

652437,6 - (561600×113,6)/100 = 652437,6 – 637977,6 = 14460 (тыс. руб.)

В результате реализации более выгодной продукции по сравнению с прошлым годом, выросла прибыль на 14460 тыс. руб.

3) Влияние изменения цен на продукцию = выручка от продаж за отчетный год - выручка от продаж за отчетный год при прошлогодних ценах.

7236400-7089000=147400 (тыс. руб.)

Рост цен увеличил прибыль на 147400 тыс. руб.

4. Влияние изменения полной себестоимости = полная себестоимость продаж за отчетный год – полная себестоимость отчетного года при прошлогодней себестоимости единицы продукции.

6514576 - 6436562,4=78013,6 (тыс.руб.)

Рост себестоимости проданной продукции привел к уменьшению прибыли от продаж на 78013,6 тыс. руб.

Баланс отклонений: 721824-561600=160224

76377,6 + 14460 + 147400 - 78013,6 = 160224 (тыс. руб.)

Таким образом, прибыль от продаж увеличилась в отчетном году за счет роста объема продаж, за счет увеличения цен реализации и за счет выпуска более рентабельной продукции Сумма отрицательно повлиявших факторов – неиспользованный резерв роста прибыли от продаж (78013,6 тыс.руб.). По результатам факторного анализа можно сделать вывод, что качество прибыли предприятия можно считать положительным, так как прирост прибыли связан с увеличением объема продаж, изменением структуры продаж и ростом отпускных цен на продукцию.

Задание № 1 7

Определим коэффициенты эксплуатационных затрат и рентабельности (прибыльности) производственной деятельности.

Таблица

Анализ коэффициентов эксплуатационных затрат и рентабельности

производственной деятельности


п/п

Показатели

прошлый
год

отчетный
год

отклонение
(+,-)

1

2

3

4

5

1

Выручка (нетто), тыс. руб.

6240000

7236400

+996400

2

Себестоимость проданных товаров

4182379

4801575

+619196

3

Валовая прибыль

2057621

2434825

+377204

4

Коэффициент эксплуатационных затрат (2:1)

0,670

0,664

-0,006

5

Рентабельность производственной деятельности (3:1)

0,330

0,336

+0,006

Исходя из показателей Отчета о прибылях и убытках рассчитаем коэффициенты эксплуатационных затрат и рентабельности (прибыльности) производственной деятельности.

1. Коэффициент эксплуатационных затрат рассчитаем как отношение себестоимости проданной продукции к сумме выручки за нее:

КЭЗ = Себестоимость / V

2. Рентабельность производственной деятельности определим по формуле: ρПД = Пр / V , где Пр – валовая прибыль.

Рассмотренные показатели являются дополняющими друг друга, т.е. в сумме они составляют единицу.

а) прошлый год КЭЗ прошл.г. + ρПД прошл.г. = 0,670 + 0,330 = 1

б) отчетный год КЭЗ отч.г. + ρПД отч.г. = 0,664 + 0,336 = 1

Расчетов показывают, что рентабельность производственной деятельности в отчетном году составляет 0,336. Соответственно коэффициент эксплуатационных затрат - 0,664. Величина показателя эксплуатационных затрат довольно высокая, что говорит о довольно низкой рентабельности производственной деятельности.

Задание № 1 8

Определим рентабельность производственной деятельности факторы, повлиявшие на ее динамику. Результаты расчетов обобщим в таблице 11.

Таблица 11

Анализ рентабельности производственной деятельности

№ п/п

Показатель

Отчетный год

Прошлый

год

Изменение

(+, -)

1

Выручка (нетто), тыс. руб.

7236400

6240000

+996400

2

Переменные расходы, тыс. руб.

(строка 1 – строка 3)

4801575

4182379

+619196

3

Маржинальная (валовая) прибыль, тыс. руб.

2434825

2057621

+377204

4

Коэффициент рентабельности производственной деятельности

(строка 3 / строка 2)

0,507

0,492

+0,015

5

Влияние на изменение коэффициента рентабельности производственной деятельности следующих факторов:

Х

Х

Х

а) изменение дохода от продаж, приходящегося на 1 руб. переменных расходов

Х

Х

+0,005

б) изменения коэффициента рентабельности продаж, рассчитанной на основании маржинальной прибыли

Х

Х

+0,010

Рентабельность производственной деятельности рассчитывается по формуле:

Рпд = Ппд / ПерР,

где Ппд – прибыль от производственной деятельности, тыс. руб.;

ПерР – переменные расходы, тыс. руб.

Рассчитаем значения факторов:

1) Доход от продаж, приходящийся на 1 руб. переменных расходов рассчитывается по формуле: Выручка / переменные расходы

прошлый год – ППерР0 = 6240000 / 4182379 = 1,492

отчетный год – ППерР1 = 7236400 / 4801575 = 1,507

изменение – ∆ППерР = 1,507 - 1,492 = 0,015.

2) Рентабельность продаж, рассчитанная на основании маржинальной прибыли: маржинальная прибыль / выручка

прошлый год – РМаржП0 = 2057621 / 6240000 = 0,330

отчетный год – РМаржП1 = 2434825 / 7236400= 0,336

изменение – ∆РМаржП = 0,336 - 0,330 = 0,006

Определим размер влияния факторов методом абсолютных разниц.

1) Влияние дохода от продаж, приходящегося на 1 руб. переменных расходов:

∆Рпд(ПерР) = ∆ППерР ∙ РМаржП0 = 0,015 × 0,330 = 0,005.

2) Влияние рентабельности продаж, рассчитанной на основании маржинальной прибыли:

∆Рпд(МаржП) = ППерР1 ∙ ∆РМаржП = 1,507 × 0,006 = 0,010.

Суммарное влияние факторов: 0,005 + 0,010 = 0,015.

Данные расчетов показывают, что оба фактора положительно влияют на рентабельность производственной деятельности, а также на финансовое состояние организации.

Задание № 1 9

Определим рентабельность активов и факторов, повлиявших на ее изменение. Результаты расчетов оформим в таблице 12.

Таблица 12

Анализ рентабельности активов и факторов, влияющих на нее

№ п/п

Показатель

Отчетный год

Прошлый год

Изменение

(+;-)

1

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

276878

241802

+35076

2

Активы, тыс. руб.

3146340

2844729

+301611

3

Доходы, тыс. руб.

7289900

6276417

+1013483

4

Выручка от продаж, тыс. руб.

7236400

6240000

+996400

5

Выручка от продаж на 1 руб. доходов (4/3)

0,992661

0,9941978

-0,0015368

6

Доходы на 1 руб. активов (3/2)

2,316946

2,206332

+0,110614

7

Прибыль до налогообложения на 1 руб. выручки от продаж (1/4)

0,03826

0,03875

-0,00049

8

Рентабельность активов, коэф. (1/2)

0,088

0,085

+0,003

9

Влияние на изменение коэффициента рентабельности активов следующих факторов:

Х

Х

Х

а) изменения выручки от продаж на 1 руб. доходов

Х

Х

-0,000131389

б) изменения доходов на 1 руб. активов

Х

Х

+0,004254835

в) изменения прибыли до налогообложения на 1 руб. выручки от продаж

Х

Х

-0,001126972

Рентабельность активов определяется по формуле:

Прибыль до налогообложения / активы

На рентабельность активов оказывают влияние следующие факторы:

1) Выручка от продаж на 1 руб. доходов: Выручка от продаж / доходы

2) Доходы на 1 руб. активов: Доходы / активы

3) Прибыль до налогообложения на 1 руб. выручки от продаж: Прибыль до налогообложения / выручку от продаж

Составим зависимость рентабельности активов от вышеуказанных факторов:

Р/А = Р/N × N/Дох × Дох/А

где Р – прибыль до налогообложения; А – активы; N – выручка от продаж; Дох – доходы.

Как видно, зависимость рентабельности активов от этих факторов детерминированная. Она выражается мультипликативной моделью.

Влияние факторов на рентабельность активов рассчитаем способом цепных подстановок.

Последова-тельные расчеты

Выручка от

продаж на 1

руб. доходов

Доходы на 1 руб. активов

Прибыль до налогооблаж. на 1 руб. выручки от продаж

Рентабель-ность

активов

изменение

1 расчет

0,9941978 (0)

2,206332 (0)

0,03875 (0)

0,084999304

2 расчет

0,992661 (1)

2,206332 (0)

0,03875 (0)

0,084867915

-0,000131389

3 расчет

0,992661 (1)

2,316946 (1)

0,03875 (0)

0,08912275

0,004254835

4 расчет

0,992661 (1)

2,316946 (1)

0,03826 (1)

0,087995778

-0,001126972

Баланс отклонений : -0,000131389 + 0,004254835 - 0,001126972 = + 0,003

Рентабельность активов в отчетном году по сравнению с прошлым возросла на 0,003 или на 0,3%, что свидетельствует о повышении эффективности их использования. На это увеличение оказал влияние рост доходов на 1 руб. активов на 0,00425 или на 0,425%. Отрицательными факторами оказались: снижение доли выручки в доходах, что привело к снижению рентабельности активов на 0,013%, а также снижение прибыли до налогообложения на 1 руб. выручки от продаж, которая снизила рентабельность активов на 0,1127%.

Факторный анализ позволяет изыскивать реальные пути роста рентабельности активов, в частности за счет увеличения прибыли до налогообложения на 1 руб. выручки от продаж, а также за счет увеличения выручки от продаж на 1 руб. доходов.

Задание № 20

Определим динамику рентабельности собственного капитала и факторов, повлиявших на нее. Обобщим результаты в таблице 13.

Таблица 13

Анализ рентабельности собственного капитала

№ п/п

Показатели

Отчетный

год

Прошлый год

Изменение (+,-)

1

Чистая прибыль, тыс. руб.

236918

218269

+18649

2

Собственный капитал, тыс. руб.

1941951

1666175

+275776

3

Заемный капитал, тыс. руб.

1204389

1178554

+25835

4

Оборотные активы, тыс. руб.

1545524

1574710

-29186

5

Выручка от продаж, тыс. руб.

7236400

6240000

+996400

6

Краткосрочные обязательства

833409

826763

+6646

7

Коэффициент финансового рычага (3/2)

0,6202

0,7073

-0,0871

8

Коэффициент текущей ликвидности (4/6)

1,8545

1,9047

-0,0502

9

Коэффициент оборачиваемости заемного капитала (5/3)