Главная              Рефераты - Разное

Отчёт методического объединения учителей русского языка и литературы моу сош №39 о проведении методического семинара по теме. - реферат

Отчёт методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ СОШ №39 о проведении методического семинара по теме

«Формирование исследовательских умений и навыков учащихся в условиях диалогического обучения»

............................................................................................. от 16. 12. 2009г.

Содержание отчёта

I. Введение. Понимание назначения и целевых задач семинара.

II. Конспекты открытых уроков, самоанализ открытых уроков учителей русского языка и литературы.

1. Мастер – класс по технологии «Воспитание духовной культуры молодого поколения» (концепция «Школа диалога культур») по теме «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся в условиях диалогического обучения».

Бунтушкина М. Н.

2. «Закрепление знаний учащихся по теме «Лексика» (6 «В» кл.)

Волобуева И. В.

3. «Звуковое обозначение букв е, ё, ю,я» (5 «В» кл.)

Черкасова Е. М.

4. «Картины бытаXVI века» (7 «В» кл. )

Хлыбова Л. В.

5. «От романтизма к реализму в творчестве А. С. Пушкина» (9 «В» кл.)

Сорокина Н. А.

г. Белгород.

Введение.

Понимание назначения и целевых задач семинара.

Знания-дети удивления и любопытства

Луи де Бройль

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

даёт учителям возможность использовать эту моделированную систему, развивая и совершенствуя само содержание образования в целом и всех её субъектов (педагога и ученика) в отдельности.

Перед учителями возникают задачи повышения эффективности преподавания русского языка и литературы:

-отказ от стандартных уроков; стремление к осознанной, обоснованной конструктивной и творческой деятельности учащихся, к их общему развитию, креативности;

- разнообразие видов работ и тематики, анализ и синтез (анализ образцов-языковой синтез в создании собственных текстов);

- создание ситуаций, приближённых к реальной жизни;

- осознание каждым учащимся собственной значимости, самоконтроля и самооценки.

Приоритетное внимание в настоящее время уделяется проработке вопросов организации работы учителя с технологиями обучения в режиме взаимодействия с учениками в различных формах и методах современного урока.

Поэтому целью проведения семинара является:

- расширение научных знаний в теоретической и практической деятельности;

-показать модель формирования исследовательских умений учащихся на уроках русского языка и литературы;

-трансформация идеи передового педагогического опыта и

применения их рекомендаций в профессиональной практике

учителей русского языка и литературы г. Белгорода;

-внесение вклада в опытно-экспериментальную работу школы и её эффективного образовательного процесса.

Тема семинара обусловила выбор использованной литературы.

Изучение материалов литературы проводилось по следующим направлениям:

- содержание технологий обучения - доступность и эффективность;

- методы и формы обучения;

-воспитательные возможности, пути формирования творческой личности средствами русского языка по технологии «Воспитание духовной культуры молодого поколении» (концепция «Школа диалога культур»).

При подготовке к семинару учителя русского языка и литературы МОУ СОШ школы №39 использовали научные публикации авторов:

Г. М. Анохиной (г. Воронеж), С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцениной

(г. Ростов на Дону), Т. А. Ладыженской, М. Р. Львовым (г. Москва),

Н. А. Михайличенко (г. Москва), Т. Ф. Новиковой (г.Белгород), Е. В. Посохиной (г.Белгород), Г. К. Селевко ( Москва), В. В.Шоган (г. Ростов на Дону), Г. В. Цветковой, С. Г. Щербаковой (г. Волгоград)

Мастер – класс «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся в условиях диалогического обучения»

Учитель русского языка и литературы

М. Н. Бунтушкина МОУ СОШ №39

г. Белгород.

1. «Статус метода исследования в условиях диалогического обучения»

1. «Российская школа не имеет права быть «ветхой»- и в прямом, и в переносном смысле этого слова».

2. «Основной результат образования - формирование компетентностей (деятельностный подход)».

Содержание этой части проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» являются приоритетными и целенаправленными советами для учителей.

Методика русского языка и литературы имеет многовековую историю, накопила значительный опыт и сформировалась как самостоятельная ветвь педагогической науки.

Немаловажную роль в практическом развитии технологии ведения урока играет система понятий и терминов.

Понимание понятий «исследование», «методика», «методы обучения», «диалогическое изложение речи», почерпнутые из словарей, справочных материалов.

Исследование - Научный труд. Исследователь-тот, кто занимается

научными исследованиями.

Методика - Совокупность методов обучения чему-нибудь, практическое выполнение чего-нибудь, наука о методах обучения.

Методы обучения - педагогическая категория, понимание его исторически изменялось. Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает «путь», «способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.

Учебный проблемный процесс – «создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, в результате чего и происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей».[3;218].

1. Что входит в понятие педагогическая технология?

«Технология обучения – совокупность способов и средств педагогической деятельности, последовательное выполнение которых приводит к заранее намеченной цели» [1;7].

Технология выступает как наука, как прикладная часть дидактики, т. е. её предметом обучения являются цели, содержание, закономерности, методы

и принципы обучения. Но всё же каждый учитель строит свой учебный диалог, применяя выбранную им технологию ведения урока, т.е. творчески.

« К педагогическому процессу следует относиться как к процессу развития гуманитарной системы, в которой нет жестокой алгоритмизации, но есть неопределённость, спонтанность, случайность, креативность» [3; 10] и конечной целью его в обучении школьника является обладающая системой знаний и умеющая применять их в жизнедеятельности личность.

2. Как построить технологию обучения в соответствии с применением исследовательского метода в условиях урока – диалога?

Ответ следует из рассмотрения истории этого вопроса.

По определению Аристотеля, наука исследует фундаментальные неизменные принципы и всеобщие необходимые истины. Согласно Аристотелю, мы схватываем эти истины с помощью ума.[2;139].

Идеи исследовательского метода обучения возникли ещё в эпоху величайших мыслителей Сократа, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.

Принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся, по - мнению античных учителей, исходит из общего положения о том, что при использовании на уроке разнообразных видов работ мышление должно главенствовать над памятью. Сократ (по оставленным записям Платона) ввёл понятие обучения через исследовательский процесс, а метод дифференциации, индивидуализации, диалогизации в обучении ввёл в Аристотель.

Процесс познания истин методом исследования, формирования личности в условиях диалогического обучения получил дальнейшее отражение в XVIII в. в учебнике «Краткое руководство к красноречию» великого русского учёного М. В. Ломоносова и оказал действенное влияние на всю европейскую и российскую культуру.

В 1894г. американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, французские учёные и педагоги А. Бассис, М. Юбер развили в научных трудах концепцию данного античного учения.

Классическая модель исследовательского метода в России была распространена в работах учёных С. Т. Шацкого, П. Петерсона, А. В. Брушлинского, Т. В. Кудрявцева Т. А. Ильиной, И. А. Ильницкой, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкина, [1; 48 ].

В настоящее время актуальны мнения Т. А. Ладыженской,

Н. В. Ладыженской, которые, излагая свои позиции в статье «Риторика как инновационный предмет школьного образования» [2;3], утверждают, что современную риторику с точки зрения цели, задач обучения можно рассматривать как инновационный предмет. Важным компонентом, считают они, содержания предмета «Риторика» являются аналитико–нравственные идеи. Это значит исследовательские, внутренним разговором с самим собой, диалогом, дискуссией с тем, кто в него верит, но всё же спорит.

Остаётся добавить, что античные учёные, внеся весомый вклад в научное познание, что есть истина, какими формами и методами её достичь, пересекли время. Концепция «Школа диалога культур» есть продолжение классических знаний метода исследования в условиях диалогического обучения: Прстранство и Время, Художник и Погружение в пространственное время через познание классических образцов художников слова.

Для исследовательского метода характерны «приёмы, обеспечивающие привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.»[4;74]

Это и есть риторический диалог, названный М. Р. Львовым высшей стадией [4;153]индивидуального (внутреннего) диалога, т.е. умение строить речь письменную и устную (анализ текста) по законам «разговора с самим собой»:

- задавать себе вопросы, отвечать на них;

- выдвигать несколько гипотез по одному и тому же вопросу;

- искать аргументы в пользу каждой гипотезы;

- -делать доказательный выбор определённой точки зрения.

Из вышеизложенного становится ясно: классические методы исследования и форма диалогического изложения – это важный социальный заказ современности, пересекший время и пространство.

Интересны в плане познания темы семинара теоретические основы исследовательского метода в условиях диалогического обучения учащихся, изложенные Г. М. Анохиной.

В пособии «Личностно развивающие технологии» она раскрывает

содержание адаптивного, коммуникативного, проблемного, проблемно модульного, проектно исследовательского построения учебных занятий.

Её тезисное определение коммуникативно - исследовательской технологии «условием успеха каждого являются успехи остальных» стало классической формулой для педагогов.

Рекомендации по формам коммуникативно-исследовательского обучения (коллективный способ, групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная, встреча, диспут, диалог, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, метод проектов, занятия–поиски, занятия-исследования, интегрированные и межпредметные уроки) реализуют идеи величайших мыслителей античной эпохи, европейской и российской науки.

Формы коммуникативного обучения основаны на общении и протекают в процессе совместной деятельности. Преподаватель ВОИПКРО Г. М. Анохина, анализируя технологию проблемного обучения [1;48], разъясняет, что создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по выдвигаемым ими проблемам, способствует развитию творческого мышления и овладению продуктивными знаниям, навыками, умениями у школьников, называет основные пути и способы создания исследовательских ситуаций для диалогического обсуждения.

Пути создания исследовательских ситуаций диалогического обсуждения, согласно её мнению, состоят в следующем:

1. Воздействие на эмоции и чувства ученика;

2. Показ жизненной, практической значимости изучаемого;

3. Показ личностной значимости изученного.

Способы создания вышеназванных ситуаций в условиях урока - диалога зависят от специфики преподаваемой дисциплины, от творческих возможностей учителя и соучастия обучающихся.

В связи с этим закономерно внимание к мнению Г.Ю.Алексеева, почерпнутое в научно-практическом пособии «Современный урок. Раздел 3. Диалоговые технологии развития творческих способностей учащихся».[3;216] Он считает, что диалог-это форма мышления, «позволяющий участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя:

-порождение проблемы;

- формирование задачи, поиск решения;

- объяснение партнёру найденного решения;

- сопоставление гипотез, констатация вывода, правильного ответа».

Таким образом, исследовательская технология диалогического ведения урока помогает ученику стать активным участником познания объекта, творцом, созидателем..

Процесс познания, с точки зрения Г.Ю.Алексеева, происходит по трём этапам развития мышления:

1. Формирование понятий (побуждающие и фокусирующие вопросы:

« Что вы увидели? Что услышали? Что заметили? По какому признаку связаны? Как бы вы назвали эти группы?»);

2. Интерпретация данных (воспроизведение на припоминание вопросы: «Почему это произошло? Какая картина происходящего у вас создаётся? Какие выводы можно сделать?»)

3. Применение правил и принципов (вопросы на побуждение учащихся к объяснению новых явлений:

«Что могло бы произойти, если бы…? Что необходимо, чтобы это утверждение было полностью справедливым?»). [3;218]

Методы исследования и диалогического изложения основаны на воспитательных закономерностях общения и взаимодействия: Ученик- Книга – Учитель ( по концепции «Школа диалога культур»).

Этот особый мир сотворчества учителя и ученика притягателен силой слова, практикой педагогических наблюдений.

Сведения их «Энциклопедия образовательных технологий Г. К. Селевко» - есть подтверждение принципа педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: «Технология исследовательского обучения обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Она предполагает, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают её.»[6;226]

По Г. К. Селевко план обучения как учебного исследования можно представить следующим образом:

- знакомство с литературой;

-выявление (видение проблемы;

-постановка (формулирование) проблемы;

-прояснение неясных вопросов;

-формулирование гипотезы;

-планирование и разработка учебных действий;

-сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

-анализ и синтез собранных фактов;

-сопоставление и соотнесение данных и умозаключений;

-подготовка и написание (оформление) сообщения;

-выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

-проверка гипотез, проверка обобщений;

-построение выводов, обобщений.»[6;226]

Библиографический список

«В помощь учителю, осуществляющему процесс обучения исследовательскими методами в условиях диалогического обучения»:

1. Анохина .Г. М. Личностно развивающие педагогические технологии.-Воронеж: ВОИПКРО. 2005. 97с.

2. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности.- Пер. с англ. Т. В. Барчуновой.- Ярославль: «Норд»,2004. Т. 2-480с.

3. Кульневич С. В., Т. П. Лакоценина.Современный урок .Часть I,II-

. Ростов на Дону:Издательство «Учитель». 2005.288с.

4. Львов М. Р. Риторика. Москва: Издательский центр «Academia»,1995. 256с.

Львов М. Р. Словарь по методике русского языка. – Москва: Просвещение.1998. 240с.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. Москва. НИИшкольных технологий. 2006. 816с.

Статьи из журнала «Русский язык в школе».

1. Ипполитова Н. А. Сообщение и доклад в учебной деятельности.-2009.-№4.-с.3-11

2. Ладыженская Т. Я., Ладыженская Н. В. Риторика как инновационный предмет школьного образования. 2008.-№7.-с.3-6

3. Соколова Ю. А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка.-2008.-№6.-с.3-7

Сборники ГОУ ДПО БелРИПКППС:

1. Организация образовательного процесса на основе учебно –

иссл едовательской деятельности. Белгород: Изд. БелРИПКППС,2009.- с.134

2. Организационно-методическая поддержка введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях Белгородской области. Белгород,2004.-с.203.

Изученная научная публикация Г. М. Анохиной, С. В. Кульневич,

Т. П. Лакоцениной, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Н. А. Михайличенко, М. И. Махмутова, Т. Ф. Новиковой, Е. В. Посохиной, Г. К. Селевко

( Москва), В. В.Шоган, Г. В. Цветковой, С. Г. Щербаковой обогатила и расширила научный кругозор, профессиональный опыт учителей русского языка и литературы и послужила пропаганде и распространению научно-теоретических и практических знаний современных достижений в среде педагогов-коллег МОУ СОШ №39, учителей русского языка и литературы г.Белгорода и послужила пропаганде и распространению научно - педагогической деятельности для учителей – словесников.

Мастер – класс

2. «Технология воспитания духовной культуры молодого поколения»

( 15. II . Г. К. Селевко )

Концепция «Школа диалога культур».

Особое значение в формировании духовной культуры имеют этические и эстетические духовные ценности, сохраняемые и передаваемые из поколения в поколение в образе жизни людей и закрепляемые в произведениях искусства.

В основе концепции «Школа диалога культур» лежит идея многомерного диалога – способ открытия и понимания великих произведений искусства:

-диалог Учителя и Ученика в процессе погружения в разные культуры эпохи;

-изучение основ наук и искусств в школе;

-освоение образцов культур.

Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно - смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Исследование ключевых строф по теме «Чудесный дар владения речью пушкинского героя Евгения Онегина» (Иное видение героя – не в хрестоматийной подаче литературного образа)

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Учёный малый, но педант.

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре (1)

Коснуться до всего слегка, (2)

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре (3)

И возбуждать улыбку дам (4)

Огнём нежданных эпиграмм.

Как рано мог он лицемерить, (5)

Таить надежду , ревновать.

Разуверять, заставить верить, (6)

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным, (7)

Внимательным иль равнодушным! (8)

Как томно был он молчалив, (9)

Как пламенно красноречив… ( 10)

Как он умел казаться новым, (11)

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым, (12)

Приятной лестью забавлять… (13)

Как рано мог уж он тревожить (14)

Сердца кокеток записных!

Когда ж хотелось уничтожить

Ему соперников своих,

Как он язвительно злословил! (15)

Какие сети им готовил!

Он слушал Ленского с улыбкой. (16)

Поэта пылкий разговор,

И ум, ещё в сужденьях зыбкий.

И вечно вдохновенный взор,-

Онегину всё было ново;

Он охладительное слово

В устах старался удержать (17)

И думал: глупо мне мешать (18)

Его минутному блаженству;

Простим горячке юных лет (19)

И юный жар, и юный бред.

Цитирование придётся прервать, несмотря на ещё и ещё выразительные строки, посвящённые чудесному дару владения речью пушкинского героя

Евгения Онегина.

Диалог-погружение в бессмертные строки романа в стихах

«Евгений Онегин»

Как Евгений Онегин «подаёт себя « в разговоре?

Основу «счастливого таланта» Евгения Онегина составляют:

умение «подать себя» в разговоре , легко, «без принужденья», свободн о включиться в него, поддержать непринуждённую беседу (1,2).

Как Евгений Онегин воздействует на слушателей?

Эмоционально и ярко словом воздействует на слушателей (4, 5, 6, 10, 15).

Как Евгений Онегин слушает, поддерживает желание говорить у собеседника?

Умеет слушать, понимать, поддерживать желание говорить у собеседника (3, 7, 8, 16, 17, 18).

Вывод:

Поэт не идеализирует « интеллект» своего героя : историко-экономически осведомлён он поверхностно, филологическая культура оставляет желать лучшего. Однако гуманитарная культура, формирующаяся в значительной мере владением языками, ему присуща, поэтому столь очевидны и красноречивы результаты его взаимодействия с людьми

(3, 6, 11, 12, 13, 14).

Необходимо ли такое, незатруднённое владение средствами общения современной молодёжи?

Сегодняшнему выпускнику свободное, незатруднённое владение средствами общения, правилами воздействия на человека, конечно же, необходимо для других целей, чем те, которым подчинял своё «пламенное красноречие» Онегин. Но каков учёт ситуации, адресата, цели, умения слушать и говорить, учитывая психологические личностные особенности собеседников!

Заключение

Исходя из рассмотрения вопросов, связанных с темой проведения семинара, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №39 понимают ценностную необходимость включения школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение исследовательской системы познания объектов в условиях диалогического обучения.

Считаем, что технология воспитания духовной культуры молодого поколения является интересной и необходимой для их жизни: реализуются возможности проявить знания, способности и творчество в сфере интеллектуально-познавательного, исследовательского поиска, в процессе коммуникативно-диалогической деятельности.

Отчёт о проведении мастер – класса по теме «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся в условиях диалогического обучения» подготовила учитель русского языка и литературы

М. Н. Бунтушкина

Глава 2. Опыт .

Краеведение как источник обновления современной методики русского языка в исследовании краеведческих текстов

Лучшая метода есть отсутствие всякой методы,

но знание и употребление всех метод,

и изобретение новых по мере

встречающихся трудностей.
Л. Н. Толстой

Аналитическое чтение научных публикаций, рассмотренных в

«Главе-I », утвердили и расшили знания о методах коммуникативно-исследовательского обучения в условиях диалогического изложения речи. Прочность усвоения материала речи и всестороннего развития познавательных сил учащихся исходит из общего положения о том, что при использовании на уроке и внеурочной деятельности коммуникативно-исследовательского метода обучения мышление должно главенствовать над памятью.

Основные этапы урока исследования:

-Целеполагание - обсуждение текстов и заданий к нему, дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания.

-Планирование – обсуждение темы, идеи текста, размышление над способом выполнения заданий, определение потребности в справочной литературе и словарях, выработка плана действий.

-Анализ текста, решение промежуточных задач.

-Дискуссия, доклад, сообщение, реферат – устный отчет о выполненной работе.

-Уточнение, дополнение, формулирование выводов ( учащиеся обсуждают, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения).

-Итоговая творческая работа.

В условиях гуманизации и демократизации образования, применения инновационных технологий в обучении учащихся учитель имеет право самостоятельно выбирать методику, ведущую к достижению основной задачи - знанию русского языка, потому что – суть всех изменений для школьного учителя сводится к одному: научить учащихся практически применять знания.

В данной главе рассматривается проблема реализации коммуникативно-исследовательских умений и навыков учащихся в условиях применения элементов краеведческого материала на уроках русского языка и литературы. Сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к национально-культурным ценностям.

Опыт показал, что исследовательская деятельность учащихся эффективна в сочетании с краеведческой педагогикой. Данное сочетание формирует исследовательскую культуру учащихся и способствует развитию патриотизма и гражданской позиции.

Краеведческое образование – гуманитарное образование, направленное

на освоение знаний, способов мышления, поведения и ценностей, нравственно-этических и эстетических отношений в системе « человек – край - общество».

Краеведческое образование включает взаимодействие урочного процесса с другими предметными областями, внеклассной работой (творческое сотрудничество с музеями города, театром им. М. С. Щепкина, пешие и выездные экскурсии, встречи с писателями и поэтами родного края), осуществляется через разработку краеведческих образовательных программ или внедрения в календарно-тематическое планирование элементов краеведения. Краеведческий материал дополняет основной материал урока, расширяя знания учащихся и повышая качество знаний.

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках
русского языка и литературы вызывает у школьника сначала удивление, в
процессе дальнейшей работы – радость познания, а в конечном итоге -
любовь к «малой родине» и гордость за свою страну.

Формы работы по лингвистическому краеведению многообразны.

Во-первых, текст. Текст, являясь единицей обучения языку, литературе, становится организованной научно-исследовательской работой учащихся.

Учитель-словесник в соавторстве с учениками - ассистентами тщательно отбирают, составляют тексты, отражающие региональный культуроведческий компонент и совершают исследование (комплексный и лингвистический) «малого текста».

Работа с «текстами – информаторами» из различных источников, использующимися для проведения предупредительных, выборочных, свободных, контрольных диктантов, для уроков развития речи, для стилистического анализа, для подготовки к ЕГЭ.

Например:

В посёлке Борисовка.

Возникновение Борисовки и заповедника «Белогорье» относят ко времени Петра Первого. Царь подарил богатые земли в западной части Белгородчины графу Шереметьеву. Вековые дубовые леса у реки Ворсклы Петр приказал сделать «государевым заказником», местом заповедным.

В 6км. от села Красный Куток находится Хотмыжск. В 1640 году государевым указом воеводе Василию Толстому было велено построить крепость Хотмыжск на древнем Хотмыжском городище. Хотмыжск был одним из самых мощных городов- крепостей так называемой Белгородской засечной черты, оборонительной линии, защищавшей Московское государство от набегов врагов с юга. Огромные рвы и валы Хотмыжской крепости хорошо видны и сейчас.

Борисовцы были умельцами на все руки. Основная часть икон Михайловского храма была написана местными живописцами. На колокольне были установлены часы, изготовленные также местными мастерами. В настоящее время действует в Борисовке фабрика художественной керамики, изделия которой пользуется большим спросом.

(Текст взят из проспекта «Туристическими маршрутами Белгородчины», Белгород-2006г.)

Значимая форма работы по краеведению - продуцирование собственных текстов.

Она включает в себя задания следующих типов:

- передача содержания текста средствами иного стиля;

- развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера;

- изложение с творческим заданием;

- сочинения различных жанров;

- реферат на краеведческую тему.

Подбор текстов осуществляется не только с учётом их насыщенности орфограммами и пунктограммами в русском языке, но и связи с программным произведением, изучаемым на данный момент, и с позиций их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою малую родину.

Во-вторых, - это эстетически ценный «специальный» текст. Поэтому в своей работе в организации занятий с учащимися по русскому языку и литературе использую сборник «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы» О. А. Павловой, И. В. Беловой, преподавателей кафедры гуманитарных дисциплин БелРИПКППС.

В-третьих,- это языковой и стилистический анализ прозы и поэзии белгородских писателей, поэтов, публицистов.

В-четвёртых, - это словарная работа, в ходе которой выполняются задания:

- найти в толковом словаре значения указанных слов;

- перевести устаревшие слова на современный язык;

- узнать слово по его описанию;

- подобрать синонимы, антонимы к данному слову;

- составить «тематические словарики».

Наряду с традиционными формами обучения и воспитания широко использую новые педагогические технологии:

-сообщения и доклады на предлагаемые учителем и самими учащимися актуальные темы;

-написание и защита рефератов;

-презентация новых книг белгородских авторов;

-проекты;

-написание разножанровых творческих работ;

-рецензирование устных и письменных работ;

-составление тестов на материале краеведения;

-выпуск газет (« Язык будущего», « Появление новых слов в русском языке…необходимо ли это?», « Смотрите! Это все наш язык…благородный русский язык»);

-самостоятельное конструирование правил-алгоритмов с приведением примеров из произведений белгородских поэтов и писателей;

- культура речи учащихся, нормы произношения

(« Почему мы так говорим?», « Наша топонимика», «Экология языка»):

-поиск необходимой информации в справочной литературе,

-наращивание правильности речи учащихся,

-осознанное запоминание языковых явлений,

-умение выделять из группы языковых явлений необходимый вариант литературной нормы;

-Информационные конференции о результатах исследовательской деятельности учащихся в области краеведения.

Ещё в середине XIX века К. Д. Ушинский утверждал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отчизне, родному краю». Поэтому краеведческий материал, используемый на уроках русского языка и литературы, - благодатная почва для расцвета сил наших учащихся в получении знаний и применении их на благо нашей Родины.

(Краеведческие материалы для учащихся см.стр. 24)

История Белгородского края, издавна являющегося неотъемлемой частью русской земли, органично связана с историей страны, богата событиями и памятными датами. Наши земляки внесли большой вклад в российскую науку и культуру, храбро защищали Отечество в военные годы, трудились на мирных стройках.

I. Всё, что связано с Белгородчиной, не оставило равнодушным члена Союза художников России, заслеженного работника культуры Евгения Николаевича Савотченко. Исторические полотна, портреты земляков, как современников, так и свидетелей минувших эпох, произведения пейзажного жанра, полотна, изображающие большой временной период - всё это

можно репродукциями использоваться как на уроках русского языка, так и литературы.

9 класс Изучаемое произведение «Слово о полку Игореве» - картина Е.Н.Савотченко «Встреча князя Игоря с братом Всеволодом в Холках».

Главная тема картины, как и самого «Слова» - единение русских земель, движимое патриотизмом желание видеть свою Родину великой и свободной.

Изучаемое произведение «Пётр-I» А.Толстого -картина «Из Сум в Воронеж. Пётр-I в Белгороде».

По историческим сведениям, он неоднократно проездом бывал в белгородском крае. Зимой 1709 года на пути через Белгород в Воронеж, русский царь получил сообщение об изменении направления движения шведских войск Карла Х II в сторону южных рубежей государства. Этот момент и запёчатлён на картине.

8класс Изучаемое произведение «Капитанская дочка» А.С.Пушкина - картина «Приезд императрицы Екатерины-II в Белгород в 1787 году».

В 1787 году императрица Екатерина-II предприняла поездку в южные губернии России. На обратном пути в столицу она два дня провела в Белгороде. 12 июля её встречали делегации 15-ти уездов Курской губернии. Белгородскую губернию возглавлял предводитель местного дворянства подполковник артиллерии Семен Дмитриевич Абрютин. Императрица присутствовала на торжественном молебне в Свято-Троицком соборе Троицкого монастыря. В дальнейшем там постоянно находились портрет Екатерины и доска с указанием года пребывания её в Белгороде.

9класс - изучаемая лирика А.С.Пушкина «Лирика дружбы» - картина «Высоких дум стремленье...» ( Раевский В.Ф. и Пушкин А.С.).

К изучаемым произведениям о Великой Отечественной войне - картины «Июль 1943-го», «Командование учебным батальоном 89-й Гвардейской стрелковой дивизии под Белгородом», «На Прохоровском поле», «Танковое поле. Памятник победы», «Храм святых апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка», «Танковое поле. Памятник Победы»

Сочинения-описания, повествования, рассуждения- и это далеко не весь перечень творческих уроков применения репродукционных произведений члена Союза художников России, заслеженного работника культуры Евгения Николаевича Савотченко.

II. Комплекс исследовательских заданий.

Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и

систематизируйте материал для устного выступления или домашнего

сочинения о родном крае (городе, селе, посёлке). Учитывайте формулировку вашей темы

1.Что тебе известно из истории возникновения родного города (села,
посёлка, деревни)? Как возникло его название? Менялось ли оно?

2.Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство гордости и почему?

3.Какие музеи есть в вашем городе (селе, поселке)? Когда они были созданы? Чем особенно интересны?

4.Какие памятники старины могут рассказать о прошлом родного края?
Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях?

5.Как в географических названиях отражена история вашего края? О чём могут рассказать названия улиц и площадей родного края? Что ты знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы?

6.Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что делается в вашей области для охраны окружающей среды?

7.Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?

8.Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для
него? Чем ты поможешь ему?

Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме.

Героические страницы из истории нашего края.

Мои замечательные земляки.

Их именами названы улицы нашего города.

Археологические памятники Белгорода.

Достопримечательности нашего города.

О чём рассказал памятник?

Музеи Белгорода.

Белгород литературный.

Белгород театральный. Белгород музыкальный.

.Известные меценаты края.

. Губернаторы Белгородского края.

.О чём рассказывают географические названия?

. Этнография Белгородского края. <

.Тема края в творчестве наших земляков.

.Северский Донец - жемчужина Белгородчины.

.Слово о Белгороде.

.Мой город.

. Старый и новый Белгород.

. О чём могут рассказать старые дома?

. Прошлое и настоящее моего города.

. Завтрашний день моего города.

. Я - экскурсовод.

. Знакомьтесь, Белгород.

. Удивительное рядом.

. О край родной, как ты чудесен!

Прочитайте предложения. Какая общая тема объединяет данные предложения?
Подчеркните грамматическую основу предложений. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя попущенные буквы.

Белгород (?) один из крупнейших российских городов.

История его тесно переплетается с историей Российского государства.

Белгород - «музей под открытым небом» (?) сохранивший в своей старой части общий стиль застройки рубежа XIX - XX веков.

В прошлом и настоящем города - имена извес….ных писателей (?) художников (?) музыкантов (?) актеров.

Белгород (?) город активной политической жизни (?) арена многих восстаний и революций, вторая столица страны во время Великой Отечественной войны.

Белгород (?) одно из самых живописных мест Центрально-Черноземной области, с уникальным растительным и живописным миром.

Представьте, что вы экскурсовод, и вам необходимо обратиться к
экскурсантам. Закончите следующие предложения, предварительно
определив тему высказывания.

^ Мне хочется обратить ваше внимание на ...

Прошу вас обратить внимание ...

Обязательно обратите внимание на ...

Привлекаю ваше внимание ...

Хотелось бы привлечь внимание...

Запишите словосочетания, распределяя их по способам подчинительной

связи.

Соборная площадь, Харьковская гора, белгородские жители, Северский Донец, парк Победы, театр им. М.С.Щепкина, Смоленский собор, памятники старины, Вечный огонь, старинный особняк для Литературного музея, бережно сохранять, подлинное искусство, сквер и парк Победы, свернуть направо на улицу Чапаева, заметить издалека, Художественный музей, театр драмы.

Выразительно прочитайте текст. Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности. Укажите все типы предложений в тексте.

«Какой красивый, интересный народ в Белгороде! И как к ним идут русские народные костюмы! И откуда у них такая независимость, мажорность в разговоре? И это осанка, полная достоинства? Как ни станет мужик-пахарь -все красиво. И крестьянки, их бабы, им так подходят: рослые, красивые, смелые. Настоящие некрасовские герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте—рассуждении.

Своя земля и в горсти мила.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Где кто родится, там и пригодится.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Продолжи сочинение по его началу

1.С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один
представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит
бескрайнюю степь, третий - таежный лес Сибири. А что представляется мне
при слове «Родина»?...

2.Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говорят: «Это моя родина». В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне...

3.Мой город... Какой он? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй, просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья.

III.Тексты для исследования.

«Отчий край »

Белогорье... Милый отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие, твои друзья. Этот край мы не только любим, но и гордимся им.

Землю нашу называют белой. В ней столько мела, сколько нет его во всей Европе. Также зовут землю белгородскую железной. Под толстым слоем различных пород запрятан в её недрах клад богатой железом руды.

Просторная нива кормит нас, а заповедные дубравы, березовые рощи, речные долины, синие дали и пленяют душевной красотой4 .

Край белгородский - родниковый край. Из живых его ключей берут исток известные всей стране реки: Северский Донец, Ворскла, Оскол.

На крутых берегах рек предки наши ставили крепости, преграждая путь на Москву кочевникам.

Мой край гордится своей историей.

Немало наших земляков храбро билось за лучшую долю как в войсках Разина, так и Пугачева.

Когда на нашу Родину обрушился вновь военный смерч, герои Курской битвы, орловцы и белгородцы, пронесли победу на своих штыках сквозь огонь и дым, заслужив благодарность современников и потомков.

Ежегодно рассекают мирное небо над площадью Революции огненные
зарницы да торжественно гремят залпы орудий, и пышным дождем
рассыпаются звезды победного салюта над старинным и очень
помолодевшим Белгородом.

«Чародей русской сцены »

Жизнь великого русского актера М.С.Щепкина служит ярчайшим образцом благородного служения театру, и, мы, юные белгородцы, гордимся нашим талантливым земляком.

Отчий край... То задумчивая роща напоминает о былом, то тихая ласковая река Пенка у мелового холма прошепчет о событиях, минувших двести лет назад4 .

Здесь, в селе Красном, родился чародей русского театра, но жизнь готовила крепостному мальчику огромные нравственные испытания4 .

Нелегкий путь, пройденный мальчиком из крепостной семьи от подмостков домашнего деревенского театра до сцены Московского Малого театра, известен почитателям Щепкина. Однако испытания судьбы не сломили этот редкий алмаз человеческого таланта.

«Мы и природа».

Первое, что мы увидели, выйдя из чащи лесной посадки, были и речка, и лес вдали, и небольшая полянка, ограждённая почти со всех сторон камышами.

Как ни ярок был день, как ни золотило солнце местность - всё же мы решили остановиться поближе к высоким деревьям, отдающим от своей высоты тень.

В течение дня всё было так интересно. Берёза по-детски встряхивала ветвями, точно восторженно приветствуя нас. Молодые листья лепетали, да вторили им необычные звуки тишины. Вокруг радостно кивали синенькими головами первые весенние цветы. Птичьи голоса тревожили наше уединение. Освещенная лучами солнца, речка так и манила своей обманчивой прохладой и негромким шепотом.

Увы, и даже эта красота природного мира не успокоила нашу грусть от
вида брошенных то там, то здесь пустых бутылок, бумаг, консервных банок,
остатков продуктов питания. .

(Текст составлен на основе творческого союза учителя и учащихся по жизненным экскурсионным впечатлениям.)

« Белогорье».

Миллионы лет назад на месте нашего Белогорья бушевал Мировой океан.Через тысячелетия море ушло, оставив нам меловые горы, холмы и впадины.

Столетия спустя в золотом веке русской литературы А. С. Пушкин словно о крае Белогорья напишет: « Пригорки, рощи и долины весны огнем оживлены...».

А в серебряном веке русской литературы И. А. Бунин, проезжая Белгород, расскажет о своих впечатлениях увиденного в книге « Жизнь Арсеньева»: «Кругом громадные тополя! В долинах под Белгородом милая скромность вишневых садов, мелом белеющих хат».

Минут годы, и каждый белгородец узнает о славных земляках: о гордости русского национального театра Михаиле Семеновиче Щепкине, о художниках Станиславе Косенкове и Григории Гридчине, поэтах Виталии Буханове и Игоре Чернухине, музыкантах Михаиле Эрденко и Василии Ерошенко, мастере инженерного искусства Владимире Шухове.

Любой белгородец знает, что в Свято-Троицком соборе чудотворная икона Николая Ратного и святые мощи Иосафа не только знамение Белгородчины, но и всей России.

Иным становится внешний облик города Белгорода, но самые лучшие страницы святого Белогорья навсегда будут запечатлены в нашей памяти.

IV. Творческие работы учащихся

Стихотворение по первым буквам алфавита

Кислинской Дарьи,ученицы 8 класса «А» МОУ СОШ №39

Все буквы в алфавитном порядке

А- Алфавит-начало начал,-

Б Брат-учитель мне сказал,-

В В путь открытий он ведёт,

Г Году знаний придаёт.

Д День за днём учи его:

Е и Ё - не всё равно!

Есть, единство-

Ж Жизнь…лишь в них, в словах этих

З Золотых.

И Иди вперёд! Ищи в пути свой

Й Йод!

К Коли хочешь стать ты мной,

Л Лень забудь, мой дорогой!

М Мама, мамочка твоя…

Н Навсегда она права!

О Очень любим мы её,

П Папу тоже заодно.

Р Родный, Родина славна!

С Счастьем полнится страна.

Т Трёхцветный триколор

У Учись познавать

Ф Флага Российского синий простор.

Х Хочешь

Ц Ценить

Ч Человека труда?

Ш Шагом пройди

Щ Щедрость Земли, щедрость Творца!-

Э Это всё закономерно. К

Ю Юности алфавитный наказ,

Я Ясный и короткий рассказ…

Сочинение ученицы 11 класса «А» МОУ СОШ № 39

Машко Ольги.

Н.Островский и наш край

На примере Островского миллионы

людей будут учиться, как надо жить,

бороться, побеждать, как надо любить

свою Родину.

М.Шолохов

Стремительно началась жизнь Николая Островского...

Из станционного буфета и с электростанции, где он проходил школу пролетарской науки, жизнь вела его в Революцию. Острое чувство социальной несправедливости заставляло забрасывать камнями контору помещика, подвигало спорить с преподавателем закона божьего, а затем расклеивать листовки и прятать оружие. А как только в Шепетовке создаётся комсомольская организация – Николай Островский в её рядах. Пятнадцати лет он уже боец Красной Армии, в шестнадцать – кавалерист Первой Конной армии, родившейся на нашей белгородской земле.

Время властно поворачивало Николая Островского, как и его героя Павла Корчагина, навстречу всем ветрам и бурям.

В своей вере в Революцию Корчагин был свят. Он ни разу не усомнился в её правоте, в той великой цене, которую потребовала она. Он готов был платить за неё снова и снова, каждый день своей кровью, всеми своими жизнями. Всеми – потому, что он их пережил не одну. Он падал, сраженный осколком, в кавалерийской атаке. Умирал от тифа, как умер каждый девятый из той тысячи, что построили, вопреки всему – голоду, холоду, лишениям, бандитским налётам, узкоколейку, топливную артерию Киева. Но «воскрес», снова вернулся в Киев, включился в активную жизнь… его свалила болезнь после того, как спасал лесосплав на Днепре.

Среди тех, кто с Николаем Островский строил поздней осенью узкоколейку в Боярке под Киевом, был и наш земляк, лично знавший Островского, Григорий Моисеевич Осипенко. «Живы в памяти те суровые дни: холод, грязь, отсутствие еды да вдобавок опасность со стороны бродящих вокруг бандитов. Вещие слова Жухрая: «Вот где сталь закаляется», - истинные для тех, кто во имя Революции, светлого будущего отдавали свои жизни» (из воспоминаний Г.М.Осипенко). Дорогу построили… Но Островскому не суждено было видеть первый поезд на этой дороге. В восемнадцать лет дают себя знать невероятный труд, бессонные ночи, ранения. Потом… Потом жизнь его сложилась так, что даже в то необыкновенное время обыкновенной её назвать было нельзя. Полная потеря зрения и способности двигаться, целый список тяжелейших болезней – в дополнение к параличу и слепоте. И при этом – напряженная литературная работа, создание книг, известных во всём мире. Прекрасно описаны им герои шестого съезда РКСМ: «…Тысячи сливались здесь в единый мощный трансформатор никогда не затухающей энергии». Это Павка Корчагин и Серёжа Брузжак, Гришутка Хороводько и Рита Устинович… Велик список его товарищей, которые любили жизнь и во имя этой жизни отдали свои.

«Как закалялась сталь» - интереснейший роман.

«Как закалялась сталь» всегда была с теми, кто защищал высокие идеалы и служил человечеству. Ударники пятилеток, солдаты Великой Отечественной войны, космонавты, строители БАМа открывали эту книгу, и бесстрашный Павка Корчагин становился с нами рядом.

«Как закалялась сталь…». В то время, когда Островский заканчивал свою книгу, началась в нашем городе первая застройка улицы, которую впоследствии назовут именем автора этой книги. До 1929 года на месте теперешней улицы Островского был пустырь. Начатое строительство было прервано войной.

Старожилы белгородцы рассказывали, что после освобождения города от фашистских варваров эту начисто разрушенную улицу стали восстанавливать ребята, которым было по 14-16 лет. Не было строительных материалов – собирали осколки кирпичей, окна стеклили банками, «создавали» по крупицам из пепла дома. А на самом первом доме прикрепили таблицу «Улица Н.Островского». в перерывах ребята вслух по очереди читали книгу «Как закалялась сталь».

На празднике улицы в 1964 году присутствовали друзья Николая Островского – П.И.Новиков, Г.М.Осипенко, которые передали в музей книги – реликвии о писателе, пламенном борце за революцию. Большую работу по пропаганде писателя проводит библиотека имени Н.Островского.

При библиотеке открыт народный музей писателя. Особенно дорог нам стенд «Белгородцы – корчагинцы». С особым чувством всматриваемся мы в лица земляков - корчагинцев. Филипп Иванович Наседкин – один из первых комсомольцев Белгородчины, известный писатель, лауреат премии Ленинского комсомола. «Великими голодранцами», ненавидя, называли враги первых комсомольцев.

Конец 20-х годов. Время грозное, время великих перемен. Филипп Наседкин был не только свидетелем перемен, происходивших в стране, он сам был одним из той армии сражающихся, которые, не боясь преград и трудностей, глядя опасности прямо в глаза, нашли мужество выступить против заскорузлой косности, пережитков старого, против равнодушных, не желавших без боя уступать место новому.

Трудно было пареньку, только вступившему в большую жизнь. Каждый поступок требовал смелости и решительности.

И всегда, и в труде или отдыхе, в центре событий был Филипп Наседкин. Не по нраву пришёлся кулакам независимый, постоянно становившийся им поперек пути комсомолец. Зверски избивают его кулаки, желая убить непокорного комсомольца.

Долго был Филипп Наседкин на грани жизни и смерти. Враги поражались упорству паренька, откуда в нем, не таком уж физически сильном, столько веры в то, что выживет. Выжил. Снова вернулся в строй комсомолец Наседкин, теперь уже секретарь Березовского Райкома комсомола Воронежской области.

Работа, работа, работа. Постоянная. Напряженная.

Грозный 41-й год Наседкин встречает на посту секретаря ЦК ВЛСКМ.

Окончилась война. Огромные физические нагрузки, трудности, жизненные невзгоды военного времени не прошли для него даром. С ужасом ощущал он, как неумолимо ухудшается зрение, расплываются, исчезают в тумане встревоженные лица родных, друзей. Врачи советовали: «Брось работу, уезжай в деревню, там тишина, покой, смотришь – и поправится зрение». Но беда всегда беда…Её не излечишь…трагично в рассвете физических и духовных сил чувствовать себя изолированным от кипучей жизни. Но Филипп принадлежит к людям, которых вдохновлял подвиг жизни Николая Островского. Недаром называют его «младшим братом» Н.Островского.

Среди белгородцев – корчагинцев и Валентин Мальцев по праву занимает достойное место. В страшные дни блокады Ленинграда Валентин отказался эвакуироваться. Во время обстрелов и бомбёжек он дежурил на крышах домов, спасая их жителей. Храбрый защитник Родины весной 1942 года окончил школу с отличными отметками и был направлен в специальную школу разведчиков – радистов: Валентин отлично знал немецкий язык. В письмах к отцу он часто вспоминал Белгород, меловые горы, Волчанский мост, рассказывал о том, как Павка Корчагин помогал бить фашистов.

Верный сын нашей Родины…Книга «Как закалялась сталь» вдохновляла его.

Павка Корчагин…Жизнь – подвиг Николая Островского… Единение судеб выдуманного героя с реальным героем. Они служат примером для нашей молодёжи.

Строительство железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава проходило под палящим солнцем и непрерывными налётами фашистских самолётов. Вот строки из постановления «О строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава» : «…начать его 15 июня, а 15 августа открыть движение по новой магистрали». 15 июня 1943 года на место будущей стратегически важной трассы вышло 25 тысяч жителей. Началась многодневная трудовая битва. Днем и ночью с короткими перерывами на еду и сон самоотверженно работали люди.

В первых рядах шли те, для кого корчагинский лозунг «Только вперед, только на линию огня» стал неотъемлемой частью жизни.

Женщины и дети из сел Беленихина, Большетроицкого, Скороднянского и других прифронтовых сёл в исключительных обстоятельствах проявили мужество и верность, как когда-то Николай Островский – очень настоящий, очень живой…

Судьба Николая Островского – не «сверхчеловека». Это судьба обыкновенного человека в необыкновенное время, в которое писатель-боец верил. Высокое обострённое чувство гражданской ответственности, верность долгу, несгибаемость и аскетизм корчагинского характера присущи российской молодёжи как продолжательнице традиций корчагинского племени.

Сочинение ученицы 10 класса «А» МОУ СОШ № 39

Листванович Екатерины.

Рецензия на спектакль (режиссёр-постановщик – В.Подмогильный)

«За други своя».

«Хорошо ли мы воевали? Может, иногда неумело, но воевали до конца».

Именно такой фразой начинается спектакль «За други своя».

Белгородская баллада начинается со звонкого пения соловья, льющегося по необъятным просторам русской земли, политой кровью, но праведной и свободной. Но надолго ли этот покой? Это решит время, а пока в памяти людей осталась безжалостная кровопролитная война, которая не забудется никогда.

В спектакле «За други своя» мы наблюдали сопоставление двух миров: страшный сорок третий год и наше сегодняшнее время, в котором вечные солдаты, вечные фронтовики, ветераны, вспоминают свою молодость.

А их молодость – Великая Отечественная война, которая была слишком жестокой для всех: для детей, для матерей, для молодых ребят, которых растили и воспитывали для счастья, радости, мирного труда, но они надели солдатскую форму и погибали на фронтах кровопролитной войны в борьбе с фашизмом, защищая свободу и независимость своего народа.

Этих молодых ребят, сражающихся за Родину, в данном спектакле сыграли артисты Белгородского драматического театра имени М.С.Щепкина: В.Бондарчук, Н.Черныш, В.Володин, А.Огурцов, О.Бгавина и многие другие. Благодаря их профессионализму, зритель смог увидеть серые мрачные будни военного времени, смог услышать взрывы и пулеметные очереди,слёзы и страдания российских женщин и девушек, сражающихся с врагом ничуть не хуже мужчин.

Пример тому – одна из главных героев спектакля Мария. Эта самоотверженная девушка помогала солдатам с пищей и питьём, записалась в отряд партизан, а, оказавшись в плену, не сказала ни слова фашистам, поплатившись за своё молчание жизнью. Трудно представить себе, о чем думала она в последние минуты своей жизни. Что чувствовала? Может быть, радость и гордость за себя, за русских солдат, за народ, за Родину. О чем вспоминала? А вспоминала она, наверно, своего любимого и родного мужа, с которым она так и не успела познать счастливые минуты семейной жизни, ведь его забрали на фронт прямо со свадьбы.

Этим любимым мужем-фронтовиком был главный герой баллады Мотя. Отважный, русский солдат, выпивший до дна горькую правду войны. Нет! Он не погиб, устоял в жестокой битве, которая все-таки оставила на нем свой след. «Вечный солдат!»- так прозвали рядового контуженного солдата, воюющего уже шестьдесят лет, вновь переживающего все военные тяготы, горькие страдания и невыносимую тоску по любимой Марии.

Не только с помощью артистизма актёров я смогла находиться рядом с русским солдатом на передовой, но благодаря художнику Ю.Домолатову, звукорежиссёру – Р.Родионову, а главное, режиссёру-постановщику В.Подмогильному: и декорации, и музыкальное оформление спектакля соответствовали замыслу постановки.

Музыкальное оформление баллады оживило и стоящие тоненькие жалкие берёзки в редком лесу, и гордую озарённую солнцем звонницу на Прохоровском поле. Всё это будило моё воображение, тревожилосердце, заставляло пережить страшное прошлое нашей России.

Я хочу сказать, что это произведение актуально в наши дни. Ведь мы живём в такое время, когда далеко не всё достойно восхищения. Но вера в неё освещает жизненный путь каждого русского человека. Недаром спектакль заканчивается звонкой трелью соловья, символом мира и процветания моей Родины.





обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;

находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;

проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;

овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;

осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;

экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;

давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;

выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;

оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;

сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

В старших классах полной средней школы изучение "Технологии" должно быть направлено главным образом на овладение совокупностью методов творческой проектной деятельностью, освоение способов научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных и профессиональных интересов учащихся. С учетом профиля общеобразовательного учреждения (гимназия, колледж, технологическая школа и др.) проектная деятельность может иметь соответствующую предметную направленность".

Анализируя эти слова, приходишь к выводу, что в полной мере овладеть вышеперечисленными умениями школьник может только в ходе учебного проектирования, которое все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. В проекте "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)" ("Школа и производство", 2000, №3) прямо сказано, что основу курса технологии составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся. И это не удивительно, ведь такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.

Учитель должен четко спланировать организацию проектной деятельности и начинать нужно с составления тематического планирования, обеспечивающего и изучение соответствующих технологий, и выполнение проектных работ. По-моему мнению, в городских школах технические проекты целесообразно выполнять в четвертой четверти, а в сельских школах – до начала сельскохозяйственных работ, т.е. в третьей четверти.

В помощь учащимся в работе над проектами в учебной мастерской целесообразно оборудовать "Уголок проектов" ("Школа и производство", 1998, №1), на котором могут быть размещены такие материалы, как "Положение об ученическом проекте", "Темы проектов", "Оформление работы", "Образцы творческих работ", "Требования к пояснительной записке", "Образец титульного листа пояснительной записки", "Экономическое обоснование проекта", "Порядок защиты проекта", "План выступления на защите проекта", "Критерии оценки работы".

Учителю нужно тщательно продумать перечень этапов работы школьников над проектом, сроки выполнения каждого этапа, исходя из того, что на все отводится 16-20 учебных часов. Это усиливает ответственность ребят за свой труд, приучает их к четкости и порядку. Если проект выполняется несколькими учениками, то реальный вклад каждого из них должен быть четко определен.

Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.

Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты.

Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и "нужных" объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности.

Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, как и учащиеся 8-9 классов, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты.

Примерную тематику проектных заданий следует разработать по каждому году обучения технологии. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей как учащихся, так и самого учителя, имеющейся материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект.

Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.

Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Опыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях: если педагог хорошо знает своих питомцев и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное, и если он сам тщательным образом все продумал и взвесил: наличие оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроки работы и т.п.

Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы, проведения мини-маркетингового исследования, определения цели проекта и решаемых задач. После этого ученики приступают к просмотру литературы, анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков.

Ребята, которым очень тяжело дается выполнение творческих проектных работ, могут получить задание на изготовление конкретного изделия.

После выполнения эскиза разрабатывается технологический процесс изготовления изделия, в котором обязательно указывается порядок выполнения работы и применяемые инструменты.

Изготовление объекта проектирования начинается только при наличии конструкторской и технологической документации, а именно эскиза и технологического процесса изготовления изделия.

Не следует стремиться, чтобы учащиеся все работы делали в школе, в учебных мастерских. Часто отведенного времени бывает недостаточно, особенно если разрабатываются усложненные конструкции изделий. Поэтому значительную часть проекта, особенно связанную с его описательной частью, оформлением, можно выполнять дома. Мои ученики некоторые работы, например, по обоснованию конструкции изделия и технологического процесса, экономическому обоснованию, экологической оценке проекта выполняют параллельно с изготовлением изделия.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.

К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.

Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм. По содержанию она включает ("Школа и производство", 2001, №1):

1. 1. Титульный лист.

2. 2. Оглавление.

3. 3. Введение.

4. 4. Главы основной части:

Глава 1. Конструкция изделия.

Глава 2. Технология изготовления.

Глава 3. Экономическое обоснование проекта.

Глава 4. Экологическая оценка проекта.

5. 5. Заключение.

6. 6. Библиографический список использованной литературы.

7. 7. Приложения.

Титульный лист является первой страницей пояснительной записки. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова "год").

Вслед за титульным листом помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя.

Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.

В первой главе, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта.

В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости от класса, в котором учатся ребята). Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.

Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта

Пояснительная записка завершается заключением . В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.

После заключения принято помещать список использованной литературы . Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях .

О дате защиты проектов нужно сообщать заранее. Также заранее до учеников должны быть доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. Я до учеников эти сведения довожу на первом занятии по выполнению творческого проекта.

Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других классов) или перед комиссией, состоящей из учителей технологии и представителей администрации школы. Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут. В своем выступлении ученик должен:

рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии);

рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;

дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);

рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);

рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);

рассказать о решении экологических задач;

сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия);

После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросу и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

Итоговая оценка творческого проекта не только подводит итог труда учащегося, но имеет большое воспитательное значение. При этом я считаю, что и при выполнении работы по проекту на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют ребят, и учитывать их при подведении итогов работы. Для этого целесообразно, чтобы учитель выставлял эти оценки в зачетный лист - сколько недель ребята делают проект (8-10), столько и оценок, а к защите проекта выводил среднеарифметическую оценку текущей работы каждого ученика.

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Примерными критериями творческого проекта, учитывающими оценку изделия и пояснительную записку, могут быть следующие:

оценка "отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.

оценка "хорошо" выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.

оценка "удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.

Оценивание результатов творчества всегда драматично и противоречиво. Во всяком случае, не стоит абсолютизировать его правильность. Ближе к объективной будет рейтинговая оценка, включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя.

Итоги защиты желательно отразить в стенгазете или фотогазете. Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и т.д.

Предложенный порядок защиты – примерный. Он может быть изменен в зависимости от подготовки учителя и творческих возможностей класса. Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.

Учитель: Вы посмотрели мастер-класс дизайнера Виктории Зеленецкой, теперь сами приготовьте предмет для интерьера – скрученную розу из шелковой ленты по инструкционной карте. Способ изготовления называется «Силк риббон». Это искусство зародилось во Франции в XVIII в., когда ленты были неотъемлемой деталью нарядов знати и верхушки буржуазии и использовались как элементы убранства интерьера. Пышные украшения из дорогих шелковых лент использовали в стиле рококо. Искусство вышивки лентой оставалось популярным примерно до середины XX столетия, а затем постепенно было забыто. И вновь оно открывается в последние годы благодаря возвращению вкуса к дамскому рукоделию (Показ готовой розы и ее изготовление учителем). Вы будете работать иголкой и ножницами. Не забудьте о правилах техники безопасности.

Практическая работа учащихся «Изготовление скрученной розы из шелковых лент»

Учитель контролирует выполнение учащихся. Напоминает о правилах техники безопасности, если в этом есть необходимость.

Анализ урока

Обратить внимание учащихся на лучшие работы, показать их, указать на допущенные ошибки.

Вопросы

Где можно использовать скрученную розу?

Ответ

Розами можно украсить портьеры, так же расшить ими держатель штор, украсить скатерть для сервировки праздничного стола, диванные подушки, сделать букет для оформления гостиной и т.д.

Вопрос

Какой стиль интерьера в вашей комнате?

Ответы учащихся

Оценки учащимся

Урок окончен.

Инструкционная карта «Скрученная роза»

Оборудование: лента шелковая, коробка с инструментами.

Последовательность выполнения работы.

1. Возьмите 30 см атласной ленточки шириной и цветом на ваш вкус, заверните ее с одного края, образуя треугольник, выступающий вперед на пару сантиметров от основания ленточки. Эта операция нужна для создания подобия опоры, чтобы можно было крепко держать цветок в руке во время работы.


Рисунок 1