Главная              Рефераты - Разное

«Предмет микро- и макроэкономики, их взаимосвязь». - реферат

Реферат

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Предмет микро- и макроэкономики, их взаимосвязь»

Выполнила
Студентка 1 курса
Дандорф А.

Проверил
Преподаватель
Депутатова Н.Ю.

ПРАГА
2002

ПЛАН

1. ВВЕДЕНИЕ

2. МИКРОЭКОНОМИКА

· фирма;

· цели и функции фирмы;

· целевые установки;

· система ценностей

3. МАКРОЭКОНОМИКА

· предмет макроэкономических исследований и взаимосвязь с другимидисциплинами;

· система макроэкономических показателей : объемно-стоимостныепоказатели, показатели уровня и динамики цен;

· счета национального дохода;

· валовый национальный продукт;

· инвестиции;

· национальный доход;

· межотраслевой баланс

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. ЛИТЕРАТУРА

Введение

"Идеи экономистов…
имеют гораздо большее значение, чем принято думать.
В действительности только они и правят миром".
Джон Мейнард Кейнс

Всякая наука имеет свой объект познания. Это в полной мере относится и к экономической науке. Характерная особенность последней состоит в том, что она является одной из древнейших наук. Истоки экономической науки уходят в глубь веков, туда, где зарождалась колыбель мировой цивилизации – в страны Древнего Востока V-III вв. до н.э. Позднее экономическая мысль получила развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель ввел термин "экономия" (от гр. Oikonomia – управление домашним хозяйством), от которого и произошло более позднее – "экономика". В ранее средневековье христианство объявило простой труд святым делом, стал утверждаться важнейший принцип: кто не трудится, тот не ест.

Как наука, экономика возникла в XVI-XVII вв. Ее первым теоретическим направлением стал меркантилизм , который субстанцию богатства общества и личности видел в деньгах, а деньги сводил к золоту. В XVII в. появилось новое название экономической науки – политическая экономия , (взаимодействие экономики и политики), которая просуществовала более трех веков. Новое направление этой науке дали физиократы (А. Тюрго, Ф. Кенэ и др.), которые утверждали, что источником богатства является не обмен, а земледельческий труд. Основоположником классической политической экономии явился шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), выпустивший в 1776 году свою знаменитую книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов". В основе его концепции лежит идея "неуравнительного равенства", которая придавала решающее значение разделению труда и, как следствие, заложила основы трудовой теории стоимости и рыночной экономики в целом (макроэкономика ). Дальнейшее развитие учение А. Смита получило в работах немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818-1883), создавшего теорию научного социализма в своем многотомном сочинении "Капитал".

Современная экономическая наука в наши дни получила более распространенное название – экономическая теория, а в англо-американской литературе – "экономикс ". Под термином "экономикс", который впервые ввел английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) в своей книге "Принципы Экономикс", понимается аналитическая наука об использовании ограниченных ресурсов семьи, предприятия и общества в целом для производства различных благ, их распределения и обмена между

членами общества в целях потребления, т.е. в целях удовлетворения человеческих потребностей. Именно А. Маршалл считается "родоначальником" микроанализа, микроэкономики – направлением экономической науки изучающим и анализирующим деятельность отдельных экономических субъектов и систему принимаемых ими решений.

Экономика подразделяется на две основные области:

1. Микроэкономика (приставка «микро» происходит от греческого слова «маленький»), Многие из отдельных субъектов невелики, однако лишь по отношению к экономике страны в целом. Например, ежегодный товарооборот фирмы «Дженерал моторс», ИБМ или «Экксон» больше, чем валовой национальный продукт многих стран.

2. Макроэкономика. Она связана с деятельностью отдельных экономических субъектов. К ним относятся потребители, рабочие, вкладчики капитала, землевладельцы, фирмы фактически любой индивидуум или хозяйственный субъект, который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, она объясняет, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов, каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Другим важным аспектом микроэкономики является взаимодействие субъектов экономики в процессе образования более крупных структур рынков в отраслях промышленности. Микроэкономика помогает понять, например, логику исторического развития американской автомобильной промышленности, как взаимодействуют между собой производители и потребители на автомобильном рынке. Она объясняет, как устанавливаются цены на автомобили, какие средства автомобильные компании инвестируют на строительство новых заводов и сколько автомобилей производится ежегодно. Изучая, деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика вскрывает, как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия других стран.

В отличие от этого макроэкономика связана с совокупностью общих экономических показателей таких, как темпы роста производительности в стране, учетные ставки процента, безработица и инфляция. Но границы между макро- и микроэкономикой в последние годы все больше размываются. Причина заключается в том, что макроэкономика также связана с анализом совокупных рынков, например товаров, услуг, рабочей силы и ценных бумаг. Чтобы понять, как действуют совокупные рынки, надо сначала изучить поведение фирм, потребителей, рабочих, вкладчиков капитала, которые участвуют в функционировании этих рынков. Таким образом, специалисты по макроэкономике все чаще занимаются микроэкономическими обоснованиями, а сама макроэкономика на самом деле является продолжением микроэкономического анализа.

Под макроэкономическими понимаются исследования, в ходе которых экономика государства, группы государств или государственного образования, пользующегося экономической самостоятельностью, рассматриваются как единое целое.

В отличие от микроэкономики, где главным объектом исследования является отдельное предприятие (фирма),предметом макроэкономики являются процессы, происходящие на уровне экономической системы государства. При этом основное внимание уделяется рассмотрению:

  • динамики агрегированных экономических показателей;
  • тенденций и факторов, определяющих их;
  • формирования и исполнения государственного бюджета, фискальной (налоговой, тарифной, др.) и финансовой политики государства;
  • функционирования денежной системы, роли центрального (резервного) банка, монетарной и кредитно-финансовой политики этого учреждения;
  • основы внешнеэкономической политики государства и практики валютного регулирования;
  • ситуации на основных рынках (товаров, рабочей силы, капиталов, валют);
  • государственной политики финансовой стабилизации и экономического роста.

Основная цель макроэкономических исследований - это поддержка текущей экономической политики государства.


МИКРОЭКОНОМИКА

Фирма

В микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности че­ловека.

В данном учебнике термины “фирма” и “предприятие” рас­сматриваются как синонимы, хотя на практике это не всегда так. Например, фирма может состоять из нескольких предпри­ятий, но тогда они будут выступать как составные части этой фирмы.

Цели и функции фирмы

Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В ры­ночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринима­тельского сектора, представляют собой самостоятельные хозяй­ственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой де­ятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, фи­зических и юридических, которая должна приносить предпри­ятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Целевые установки

Извлечение максимальной прибыли явля­ется конечной целью любой коммерче­ской деятельности. Вместе с тем ее до­стижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического по­рядка, таких как:

  • увеличение объема продаж;
  • достижение более высоких темпов роста;
  • увеличение доли рынка;
  • увеличение прибыли по отношению к вложенному ка­питалу;
  • увеличение дохода на акцию компании (если это акци­онерная компания);
  • увеличение рыночной стоимости акций (если это откры­тое акционерное общество);
  • изменение структуры капитала.

Характер целевых установок предприятия определяется со­стоянием экономики в целом, тенденциями развития конкрет­ной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производ­ственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответ­ствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов соб­ственников капитала. Главное место занимает борьба за удер­жание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток ка­питала из отрасли; на этой стадии единственной целью пред­приятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т. е. продолжение его операций в течение определенного пе­риода времени, зачастую не столько ради достижения опреде­ленного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

Минимизация убытков является оборотной стороной конеч­ной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Будучи ориентировано на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Пред­принимательский риск, собственно, и определяется как веро­ятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с про­гнозируемой величиной, так и возникновение убытков.

Система ценностей

Процветающее предприятие — это пред­приятие, получающее устойчивую при­быль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в меж­дународной теории и практике бизнеса концепции, через со­здание системы ценностей для трех общественных групп: вла­дельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продук­ции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собст­венных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики за­интересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене (рис. 1).

Создание ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного при­знания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и в конечном счете увеличивать прибыль.


Рис. 1. Система ценностей акционеров, персонала, поставщиков и потре­бителей продукции предприятия

Основной рабочий инструмент в реализации целевой фун­кции предприятия — это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество — это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (ус­луг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия, анализу ко­торых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более низкой цене, чем их конкуренты (конкурентоспособные цены), либо с такими качественными характеристиками, ко­торые ставят их вне конкуренции (дифференциация продукта);либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют по­требности узкого круга потребителей (глубокая специализация) (рис. 2).

Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответ­ственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов.


Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности.

После того как конкурентная рыночная стратегия опреде­лена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, т. е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.

Первый этап планирования — анализ внешней среды, т. е. экономической и политической ситуации в стране (экономи­ческая политика государства, политическая стабильность, куль­турные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, меж­дународные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернатив­ные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчи­вость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

Второй этап планирования — оценка возможностей (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возмож­ностями самого предприятия, выработать обоснование произ­водственной программы и поведения на рынке, а также обес­печить принятие грамотных управленческих решений.


МАКРОЭКОНОМИКА

Предмет макроэкономических исследований, их взаимосвязь с другими дисциплинами.

В условиях стабильной рыночной экономики изменение экономической структуры общества не является предметом такой политики. Макроэкономика в странах с рыночной экономикой рассматривает основные экономические институции как нечто заранее заданное. Их формирование - это предмет основ экономической теории и экономических разделов политологии.

Для экономики переходного типа структурные изменения являются одной из важнейших задач текущей экономической политики. Поэтому их надо рассматривать в комплексе с перечисленными ранее управленческими макроэкономическими исследованиями. Это обуславливает более широкий предмет макроэкономики, в который входят вопросы структурных изменений во время реформ.

В традиционном (западном) представлении макроэкономика не касается концептуальных вопросов построения экономической системы государства и не пытается исследовать причины, обусловившие выбор такой концепции - это предмет политологии, в частности, ее экономических разделов. Предметом макроэкономики является количественное и качественное описание процессов функционирования государственной экономики, анализ их хода.

Вместе с макроэкономикой и региональной экономикой (regional planning) макроэкономика выступает важнейшей составной частью теоретических и прикладных экономических исследований.

Значение макроэкономических исследований особо возрастает в условиях переходной экономики. Интенсивность и порядок проведения структурных изменений должны опираться на глубокие количественные исследования, числовые оценки возможных последствий реализации тех или иных сценариев реформ. Таким образом, в переходном периоде макроэкономические исследования включают не только анализ хода экономических процессов в рамках заданных, устоявшихся экономических структур, но исследование путей изменения этих структур. Здесь необходима более тесная связь с политологией, социологией и другими общественными дисциплинами. Это не может не породить трудностей - указанные дисциплины оперируют преимущественно качественными категориями, а в основу макроэкономики как уже отмечалось, положены также и количественные исследования. Поэтому необходимы специальные методы анализа и, в частности, моделирования переходных экономических процессов.

В условиях переходного периода существенно расширяется и круг задач макроэкономического анализа. Конечно, и в современных странах с рыночной экономикой государство проводит активную экономическую политику, не ограничивающуюся только сферой сбора налогов и перераспределением госбюджета. Однако, специфика переходной экономики требует привлечения государства к решению административными методами тех задач, которые из-за несовершенной рыночной инфраструктуры не могут быть обеспечены саморегулирующимися механизмами.

Система макроэкономических показателей

Для численного описания макроэкономических процессов используются специальные показатели. Это - высокоагрегированные показатели, отражающие ситуацию в экономике в целом, которые рассчитываются на основе более детализированных показателей, получаемых, в свою очередь, из статистических данных. Далее мы рассмотрим две группы таких показателей.

Объемно-стоимостные показатели

Эти показатели отражают изменения, происходящие в объеме произведенной в данной стране продукции и структуре ее распределения по основным направлениям использования.

Поскольку суммирование разнородной (по физическим единицам измерения и целям использования) продукции возможно только в стоимостном выражении, значения таких показателей будут сильно зависеть от рассматриваемых цен. Различают три вида цен, используемых для расчета объемно-стоимостных показателей:

  • текущие цены, т.е. цены, в которых осуществлялись товарные операции, отраженные в статистических данных, и на основе которых рассчитывались показатели;
  • сопоставимые цены, т.е. цены, приведенные к определенному моменту времени и зафиксированные на этом уровне;в) условные цены, т.е. цены, приведенные в условных денежных единицах и соотнесенные с ценами на данную продукцию (или ее аналог) на мировом рынке.

Объемно-стоимостные показатели, рассчитанные в текущих ценах, еще называются номинальными, а рассчитанные в сопоставимых (или условных) ценах - реальными.

Сравнение объемно-стоимостных показателей, относящихся к различным моментам времени, возможно только в случае применения сопоставимых или условных цен, а относящихся к различным государствам - только в случае применения условных цен.

Основными макроэкономическими объемно-стоимостными показателями являются:

  • национальное богатство - совокупность материальных ценностей, природных и трудовых ресурсов, прочих экономических факторов в данной стране в заданный момент времени. В связи со сложностью денежного выражения некоторых его составляющих (например, интеллектуального потенциала населения) величина национального богатства вычисляется весьма приближенно;
  • совокупный общественный продукт (СОП) - совокупность всевозможных товаров и платных услуг, произведенных в данной стране в данный момент времени и отраженных в официальной экономической статистике. Следует отметить, что величина совокупного общественного продукта не отражает однозначно уровень жизни, поскольку часть СОП тратится на чисто производственные цели. В результате возникает проблема двойного зачета стоимости, когда, например, стоимость произведенных шин учитывается в СОП дважды - как часть произведенной продукции нефтехимической промышленности и как часть стоимости автомобилей, на которые установлены эти шины. В результате при всех прочих равных условиях СОП будет большим у той страны, экономике которой присущи более длинные производственно-технологические цепочки. Наконец, при вычислении величины СОП возникает неоднозначность, связанная с учетом стоимости продукции внутрипроизводственного назначения, обычно не отраженной в экономической статистике. Поэтому для оценки экономического потенциала страны чаще используют такой показатель, как валовой национальный продукт;
  • валовой национальный продукт (ВНП) - это СОП за вычетом промежуточного потребления, т.е. стоимости товаров и услуг, использованных в производственных целях в качестве сырья, полуфабрикатов и комплектующих, энергетических ресурсов и других производственных факторов разового использования, передающих всю свою стоимость вновь произведенному товару. При определении величины ВНП уже не происходит двойного зачета стоимости, но в эту величину еще входят некоторые компоненты производственного характера;
  • конечный или чистый продукт (КП)- это величина ВНП, из которой полностью исключены производственные материальные затраты, такие, как амортизационные отчисления, т.е. затраты на обновление и ремонт изношенных основных производственных фондов. Согласно принятой в странах с рыночной экономикой методологии из величины ВНП при вычислении КП также исключают платежи по косвенным налогам (акцизные сборы и др.), поскольку они служат источником финансирования государственных субсидий, покрывающих часть ранее сделанных фактических материальных затрат. КП представляет собой, во-первых, объем товаров и услуг, использованных для потребления, инвестиций и возмещения непредвиденных расходов (например, устранение последствий стихии), во-вторых, вновь созданную в ходе внутриэкономической деятельности стоимость;
  • национальный доход (НД) - это совокупный доход всех субъектов экономики (производителей, потребителей) данной страны. Различаютпроизведенный НД, полученный в результате внутриэкономической деятельности, распределенный НД, в состав, которого также включены доходы (или убытки, со знаком минус) от экспорта, импорта и прочих внешнеэкономических операций.

В соответствии с законом стоимости величина произведенного НД должна примерно совпадать с КП, но точного равенства может и не быть, поскольку данный закон, как и все другие экономические законы, является "законом тенденций".

Распределенный НД разделяется на:

1. фонд потребления (ФП), в который включается как личное, так и общественное потребление. К последнему относятся, в частности, расходы на оборону, охрану общественного порядка, фундаментальную науку, бесплатные программы образования, здравоохранения и др.;

2. фонд накопления (ФН), в котором учитывается накопление, как основных производственных фондов, так и оборотных средств;

3. фонд возмещения (ФВ), в который, кроме прямых затрат по возмещению, также обычно включают страховые платежи.

Конечный продукт представляет собой пример макроэкономического показателя, рассчитанного в категориях затрат, а национальный доход - пример показателя, рассчитанного в категориях доходов. Это - два основных способа расчета макроэкономических показателей.

Примером еще одного показателя, обычно рассчитываемого в категориях доходов, является валовой внутренний продукт.

Валовый внутренний продукт (ВВП) -это сумма оплаты труда (ОТ), чистой прибыли (ЧП), потребления основного капитала (ПК) и сальдо между косвенными налогами и субсидиями (СКН).

ВВП = ОТ + ПК + СКН + ЧП

Чистая прибыль включает смешанный доход малых предприятий без четко выраженного фонда оплаты труда. ОТ включает и социальные платежи. ПК - аналог АО.

Сальдо косвенных налогов и субсидий - это разница между уплаченными налогами и полученными субсидиями.

Различают косвенные налоги:

на производство, начисляемые в зависимости от видов производственной деятельности или от объема используемых производственных факторов многократного применения и

налоги на продукты и импорт, начисляемые в зависимости от объемов производства и промежуточного потребления.

Примеры налогов на производство:начисления на фонд оплаты труда, плата за природоиспользование.

Примеры налогов на продукты и импорт:НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Аналогичная классификация существует и для субсидий.

Сумма ОТ, ПК, ЧП и сальдо налогов (и субсидий) на производство называется валовой добавленной стоимостью (ВДС).

ВВП широко применяется в макроэкономических исследованиях, поскольку все данные для его расчета могут быть получены из налоговой документации, что обуславливает их полноту и достоверность.

Внешнеэкономическую деятельность характеризуют такие показатели:

  • экспорт,
  • импорт,
  • экспортно-импортное сальдо
  • сальдо внешнеэкономического платежного баланса.

В заключении остановлюсь на объемно-стоимостных показателях, характеризующих

сферу денежного обращения. Прежде всего, это – масса наличных денег (М0), т.е. совокупный номинал банкнот, купюр и других банковских документов многократного пользования, выполняющих функции универсального платежного средства и находящихся в свободном обращении. Если к этой величине добавить сумму вкладов до востребования, кредитных резервов банков, а также денежные суммы, находящиеся в процессе перевода со счета на счет (т.е. всевозможные свободные безналичные деньги), то получим так называемую узкую массу денег в обращении, обозначаемую обычно, М1.

Если к М1 добавить срочные вклады с не истекшим сроком депозитного договора и иностранную валюту (наличную и безналичную), находящиеся в обращении в пределах данной страны, то получим широкую массу денег в обращении, обозначаемую М2. Общий номинал всевозможных ценных бумаг, имеющих ограниченное применение в качестве платежных средств (т.н. псевдоденег - векселей, облигаций гос. займов и др.), добавленный к М2, даст массу денег М3.

Для анализа динамики перечисленных объемно-стоимостных показателей по ним вычисляются темпы роста и прироста.

Темпами роста показателя называется отношение его значения для текущего временного периода к значению в базовом периоде.

Темпами прироста называется отношение разницы значений показателя для текущего базового периодов к значению в базовом периоде.

Обычно темпы роста и прироста выражаются в процентах.

Показатели уровня и динамики цен

Наиболее распространенным показателем стоимости жизни является индекс потребительских цен, рассчитываемый на основе так называемой потребительской корзины.

Под потребительской корзиной понимают набор товаров и услуг, необходимых среднему потребителю для удовлетворения его насущных потребностей в еде, товарах первой необходимости, жилье, транспорте и т.д.

корзины для текущего момента времени к ее стоимости для базового момента времени.Следует отметить, что в зависимости от учета разницы в ценах в отдельных магазинах и других торговых учреждениях, а также в зависимости от определения величины и структуры потребительской корзины значение индекса потребительских цен может быть вычислено по-разному. Поэтому, приводя этот показатель, следует указать методику, по которой он был рассчитан. Наиболее часто для этого употребляется методика МВФ.

Общие изменения уровня цен характеризуют также:

  • индекс оптовых цен,
  • индекс розничных цен.

Индекс оптовых цен вычисляется как отношение стоимости всех реализованных через оптовую торговлю в текущем периоде товаров и услуг, выраженной в действующих оптовых ценах, к стоимости тех же товаров и услуг, выраженной в оптовых ценах базового периода.

Индекс розничных цен определяется как отношение стоимости всех товаров и услуг, реализованных через розничную торговлю, выраженной в действующих розничных ценах, к стоимости тех же товаров и услуг, выраженной в розничных ценах базового периода.

Наиболее агрегированным показателем уровня цен является взвешенный индекс цен (wholesale index, дефлятор). Он определяется как отношение стоимости всех реализованных товаров и услуг (как через оптовую, так и через розничную торговлю), выраженной в соответствующих ценах реализации, к стоимости тех же товаров и услуг (с учетом фактического способа их реализации), выраженной в ценах реализации базового периода.

Для разрешения частных проблем, возникающих при расчете взвешенного индекса цен, разработан ряд методик. Общепринятой является методика МВФ.

Кроме перечисленных, в качестве показателей уровня цен применяется ряд других показателей, также являющихся индексами цен и отличающихся характером учитываемых в них отдельных видов товаров и услуг и цен на них.

Счета национального дохода

Совокупный доход имеет различные разновидности: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД).

Счета национального дохода используются для регулярных оценок ВНП и других видов совокупного дохода.

Помимо ВНП, важное значение имеет чистый национальный продукт (ЧНП), исчисляемый следующим образом:

ЧНП = ВНП-А

где А — величина амортизации.

Это часть ВНП, которая используется для поддержания производственного потенциала экономики (возмещения износа оборудования). Доля амортизации в развитых странах составляет примерно десятую часть ВНП.

Важен также личный располагаемый доход

РД = национальный доход—доходы корпораций—налоги + дивиденды + трансферты.

Трансферты Тr - это выплаты, которые не являются вознаграждением за текущую производственную деятельность (пенсии, пособия по безработице).

Располагаемый доход идет на потребление С и на сбережения S.

Обратим теперь внимание на то, что понятие совокупного дохода является динамическим, а не статическим. Имеет место кругооборот совокупного дохода, который в простейшем случае при условии, что экономика содержит только домашние хозяйства и фирмы можно представить в виде следующей цепочки равенств:

совокупный доход = доходу всех домашних хозяйств = расходам всех домашних хозяйств = стоимости всей реализованной продукции, произведенной фирмами = оплата труда + доход на капитал = совокупный доход.

Таким образом, домашние хозяйства и фирмы обмениваются численно одной и той же величиной, которую можно представить также в виде:

оплата труда + доход на капитал = добавленная стоимость = конечный спрос

Другие важные динамические величины:

темп изменения объемов выпуска (ВНП или ВВП),

темп изменения общего уровня цен,

уровень безработицы. Уровень безработицы в 4 — 5% обычно соответствует «естественному» уровню занятости, но если он превышает 10%, то уменьшение безработицы становится важнейшей социальной и экономической проблемой.

Валовой национальный продукт (ВНП)

ВНП определяется как рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных с помощью принадлежащих данной стране факторов производства в течение определенного периода (обычно года).

Это основная мера экономической активности. В начале 90-х годов ВНП США составлял более 5 трлн. дол., ВНП России превышал 600 млрд. дол.

Конечные товары и услуги — это те, которые приобретаются в течение года для конечного, а не для промежуточного потребления.

Учитывая только конечные товары, мы избегаем двойного счета. Другой способ избежать

двойного счета — учитывать только добавленную стоимость, но уже для всех товаров и услуг.

Добавленная стоимость — это объем продаж фирмы за вычетом стоимости материалов, купленных ею для производства продукции.

ВНП получается, когда суммируется добавленная стоимость по всем произведенным за год товарам и услугам.

В ВНП включаются непроданные запасы, если они произведены в текущем году. Из ВНП исключают непроизводительные сделки:

трансферты (получатели пенсий и пособий в обмен на эти выплаты не вносят вклада в создание текущего продукта),

сделки с ценными бумагами (обмен бумажными активами может происходить в течение года и даже дня многократно),

продажи подержанных вещей.

Конечные продажи = ВНП-изменение запасов.

Потенциальный ВНП — это ВНП, который может быть получен при полном использовании ресурсов.

Фактический ВНП - это ВНП, который получен на самом деле.

Фактический ВНП может бытьноминальным, реальным.

Номинальный ВНП есть ВНП в текущих (абсолютных) ценах, он не позволяет делать различия между изменением физического выпуска и изменением цен.

Реальный ВНП есть ВНП в постоянных ценах (ценах базового года).

Если цены растут, то номинальный ВНП увеличивается быстрее реального, если цены падают, то - наоборот. Реальный ВНП позволяет сравнивать в сопоставимых ценах совокупные доходы, полученные в разные годы.

Отношение величины номинального ВНП к величине реального ВНП называют дефлятором ВНП.

Дефлятор ВНП служит показателем изменения цен за соответствующий период времени.

Другие показатели изменения цен: индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс цен производителей (ИЦП).

ИПЦ и ИЦП являются индексами цен, которые сравнивают затраты на приобретение фиксированного набора товаров в базовом и текущем году.

Обозначимчерезqio количество различных товаров в базовом году, рio их цены в базовом году, qit количество различных товаров в текущем году, pit их цены.

Тогда:

ИПЦ или ИЦП = (a pit qio )/( a рio qio )

Дефлятор ВНП = (a pit qit )/ (a рio qio)х100

Первый показатель есть индекс цен с базовыми весами, второй показатель является индексом цен с текущими весами.

В США за последние 20 лет реальный ВНП рос в среднем на 3% в год, а номинальный - почти на 9% в год. В России за 1991-96 гг. реальный ВНП упал примерно вдвое, тогда как номинальный ВНП рос гигантскими шагами, что является следствием значительной инфляции.

ВНП часто пересчитывают на душу населения. В 1989 г. этот показатель составлял

29880 долл. для Швейцарии,

23810 дол. для Японии,

19840 дол. для США,

3300 долл. для России,

120 дол. для Эфиопии.

Темп роста реального ВНП на душу населения позволяет судить об уровне благосостояния страны. Если ВНП на душу населения растет в среднем на 2% в год, то его величина удвоится за 35 лет, а если только на 1%, то удвоение потребует 70 лет. Поэтому в долгосрочном плане небольшие различия в темпах роста способны вызвать существенные изменения в уровне жизни. Если реальный ВНП на душу населения растет, то выпуск растет быстрее, чем население, что делает возможным повышение среднего уровня жизни.

Как правило, любая статистическая характеристика ВНП приблизительна. Это обусловлено тем, что некоторые виды товаров и услуг трудно оценить (домашние услуги, деятельность правительственных чиновников), а также наличием теневой экономики. К последней относятся:

дополнительная работа за наличный расчет,

торговля наркотиками,

продажа выращенной в домашних условиях продукции за наличный расчет,

уклонение от уплаты налогов и т.п.

В США доля теневой экономики не превышает 10% ВНП, в России она достигает 40%, в Украине по различным оценкам 45-60% ВНП.

Теперь можно определить структуру ВНП. В ВНП входят:

потребление и сбережения населения,

налоги Ф,

государственные расходы О (государственные закупки товаров и услуг + трансферты)

инвестиции I.

Инвестиции

Инвестиции будем понимать как добавление к физическому запасу капитала (т.е. как нефинансовые инвестиции), включая все запасы товаров.

Инвестиции — это поток продукции или денег, направляемый на поддержание или рост используемого капитала.

При этом к инвестициям относят закупки нового капитала, а не куплю-продажу уже существующего. Поэтому

I = К—К-1

Это валовые инвестиции.Чистые инвестиции равны,

І—А

где А — величина обесценивание капитала (амортизация).

Если I < А, то чистые инвестиции отрицательны, как это имело место в России в 1991-1997гг. В этом случае устаревание капитала не устраняется, что может приводить к техногенным катастрофам.

Рассмотрим сначала упрощенную экономику (без государственного сектора) Пусть Y — произведенный выпуск. Тогда

С + I

— реализованный выпуск,и имеет место тождество (1) если в I входят все товарные запасы.

Y С+I

Если в I входят только желаемые товарные запасы, то получаем равенство (1a)

Y=С+1

выражающее условие равновесия экономики (равенство произведенного и реализованного выпусков).

Кроме того, имеет место тождество (2)

У С+S

показывающее, что весь доход либо потребляется, либо сберегается.

Из (1) и (2) следует тождество (3)

I S

предполагающее, что в I входят все запасы.

Если в I входят только желаемые запасы, то (3) превращается в равенство (3a)

I = S

выражающее условие равновесия упрощенной экономики.

Отметим, что тождества верны для любых положений дел, тогда как равенства верны лишь для некоторых из них. Поэтому для характеристики общего случая следует использовать тождества, а для характеристики специфики текущего положения дел надо использовать равенства.

В нашем случае переход от тождества (3) к равенству (За) достигается анализом инвестиций I. Экономическая теория включает в инвестиции все произведенные за год товарные запасы, в том числе и те, которые, возможно, не будут проданы. Поэтому I разлагают на два слагаемых

I Id + Δ inv

где Id — предполагаемые (желаемые, планируемые) инвестиции,

Δinv — нежелательные изменения в запасах.

Для равенства (За) Δinv = 0. Оно верно, когда Δinv = 0, и неверно в остальных случаях, т.е. тогда, когда выпуск может быть либо больше, либо меньше дохода.

Теперь включим в наши расчеты государство, т.е. будем использовать также величины G и Т. Тогда (1) переходит в (4)

Y С + I + G

Вводим располагаемый доход Yd: (5)

Yd Y-Т С+S

который распадается на потребление и сбережения.

Подставляя значение Y из (5) в (4), получаем (6) и (7)

С+I+G С+S+Т

S - I G - Т

Таким образом, разность между сбережениями и инвестициями тождественно равна (в закрытой экономике) дефициту государственного бюджета.

Тождество (6) иногда называется основным макроэкономическим тождеством для закрытой экономики. Его левая часть выражает компоненты совокупного спроса, а правая часть - совокупное предложение (ВНП).

Для перехода от тождеств к соответствующим равенствам необходимо использовать разложение I Id + Δinv и условие Δinv = 0. Равенство (7)

С+ Id + G +Тг = С + S + Т

выделяет состояние экономики, называемое общим макроэкономическим равновесием (для закрытой экономики). Совокупный доход в этом случае равен совокупному выпуску, а нежелательные запасы отсутствуют.

Вычитая С из обеих сторон (7), получаем условие равновесия в виде (8)

Id = S + (Т-G)

Или иначе: предполагаемые инвестиции равны сбережениям. Здесь

S — сбережения частного сектора, т.е. индивидуальные сбережения + чистые сбережения бизнеса (прибыль после уплаты налогов — дивиденды),

(Т—G) — государственные сбережения (они могут быть отрицательными).

Из (8) видно, что при Id = S бюджетный дефицит равен нулю. Он положителен, если сбережения превышают инвестиции. Напротив, если Т < G (т.е. если имеет место бюджетный дефицит), то S < Id. В этом случае часть сбережений расходуется на финансирование бюджетного дефицита.

Национальный доход.

Если вычесть из ВНП не только расходы на амортизацию, но и косвенные налоги, то получим национальный доход (НД).

Национальный доход (НД) - это сумма совокупной прибыли и совокупной заработной платы.

Национальный доход, таким образом, характеризует вознаграждение факторов производства. В развитых странах на долю заработной платы приходится примерно 3/4 национального дохода. В России этот показатель почти вдвое меньше.

Межотраслевой баланс

Межотраслевой баланс – это метод учета и анализа макроэкономической информации, предназначенный для представления взаимосвязи между макроэкономическими показателями и объемно-стоимостными показателями отдельных отраслей.

Под отраслью в межотраслевом балансе понимается группа производств, выпускающих однородную или схожую по своим потребительским свойствам продукцию на основе однотипных технологий. Такие отрасли еще называются чистыми, в отличие от производственных отраслей, формируемых по принципу подчиненности производств общему органу управления (министерству или ведомству). Различают отчетный и

плановый межотраслевой баланс.

Далее будем рассматривать преимущественно отчетный баланс. Главное отличие от него планового состоит в том, что в нем отражены не фактические, а ожидаемые значения показателей. Первичные показатели межотраслевого баланса:

ПрП - производственное потребление;

СОП - совокупный общественный продукт;

АО - амортизационные отчисления;

НД - национальный доход;

ΣМ3 - суммарные материальные затраты;

На основе этих показателей рассчитываются следующие вторичные показатели:

а) коэффициенты прямых затрат продукции каждой из отраслей;

б) коэффициенты полных затрат продукции каждой из отраслей на производство единицы конечного продукта каждой из отраслей.


Заключение

В микроэкономическом анализе главным объектом явля­ется фирма (предприятие). Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сек­тора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

Предприятия (фирмы) представляют собой самостоятель­ные хозяйственные единицы разных форм собственности, объ­единившие экономические ресурсы для осуществления ком­мерческой деятельности. Под коммерческой понимается дея­тельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Ее достижение осу­ществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического характера.

Основной рабочий инструмент предприятия — это его конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реали­зации конкурентного преимущества предприятия. Конкурент­ное преимущество — это ценовые или качественные характе­ристики продукции предприятия, которые выгодно отличают его от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, кото­рые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков, прежде всего по формам собствен­ности, размерам, характеру деятельности и отраслевой принад­лежности, доминирующему фактору производства, а также по правовому статусу.

По правовому статусу (организационно-правовым фор­мам) различают следующие предприятия: хозяйствен­ные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также индивидуальных предпринимателей.

Макроэкономика рассматривает функционирование экономики в целом, а так же крупномасштабные экономические проблемы.

Макроэкономический подход направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом: национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций. Общий уровень цен, темпы экономического роста и т.д. Основные субъекты рыночной экономики(производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что мотивы поведения и действия экономических агентов интерпретируются таким образом, как будто все взаимосвязанные производители объединены в лице одного, выпускающего национальный продукт, а все потребители представлены на рынке как совокупный потребитель, предъявляющий спрос на этот продукт в обмен на доход, полученный от продажи факторов производства.

В отличие от микроэкономического анализа, при котором решения производителей и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, изучение экономики в целом предполагает необходимость рассмотрения взаимодействия

Между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков.

При макроэкономическом подходе расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики. В состав этих субъектов помимо производителей и потребителей входит государство, воздействие которого на экономику становится объектом изучения. Кроме того, в открытых моделях функционирования национальной экономики в состав субъектов макроэкономического анализа включаются совокупные производители и потребители. А также правительства других стран. При микроподходе воздействие внешнеэкономических факторов на функционирование фирмы или отраслевого рынка, как правило, не рассматривается.

Как в микро-, так и в макроэкономическом уровне анализируются позитивная и нормативная экономика. В позитивном плане рассматриваются фактические связи в экономике, в нормативном- выносятся оценочные суждения о тех или иных аспектах функционирования экономики и действиях ее основных субъектов. На макроуровне в нормативном аспекте анализируется в основном экономическая политика государства.


Литература

1. П. Самуэльсон. Экономика (2 т.) – М.: Просвещение, 1994.

2. Р. Кэмпбел, С. Макконнелл, Л.Брю. Экономикс. - С-Пб.: Менеджер, 1994.

3. С. Макконнелл и др. Экономикс. (Принципы, проблемы и политика) (2 т.) - С.-Пб.: Менеджер, 1994.

4. С. Фишер и др. Экономика.- М .:Дело, 1993.

5. Микро- и Макроэкономика. Практикум, задачи (под ред. Ю.А. Огибина). - С.-Пб.: Литера плюс, 1994.

6. Прикладная экономика. Сборник задач (серия І.А.) – М.: Просвещение, 1993

7. Прикладная экономика. (серия I. А.) – М.: Просвещение, 1992.

8. Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей. Макроэкономика.- С.-Пб.: Литера плюс, 1994.

9. Н. Грегори Менкью. Макроэкономика.- М.: Изд-во Моск. университета. 1994

10. Р. Гейлбронер, Л. Тароу. Економіка для всіх – Львів: Просвіта, 1995.

11. П. Самуельсон, Р. Нордхауз. Макроекономіка. Львів. Просвіта, 1996.

12. Э.Дж. Долан и др. Economics: Англо-русский словарь-справочник.- С .Пб.: Литера плюс, 1994.