Главная              Рефераты - Разное

Функция цветовой детали в рассказах А.П.Чехова - реферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

городского поселения «Рабочий поселок Солнечный»

Солнечного муниципального района

Хабаровского края

РЕФЕРАТ

по литературе

Функция цветовой детали в рассказах

А.П.Чехова

Выполнила: Мищащюк Светлана Анатольевна, ученица 11 «Б» класса

Руководитель:

Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы


«Это был несравненный художник... Художник жизни... И достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще... ».

Л.Н. Толстой

План.

I. Введение.

II. Краткая летопись жизни и творчества А.П. Чехова

III. Критика о творчестве Чехова.

IV. Функция цветовой детали в рассказах

§1. Рассказ «Шампанское» . Цветовая ёмкость пейзажных зарисовок.

§2. Рассказ «Злой мальчик» . Важность единичных цветовых деталей в раскрытии эмоционального состояния героя.

§3. Рассказ «Поцелуй» - психологическая достоверность, созданная с помощью цветовой детали.

§4. Повесть «Черный монах» - отражение глубокой философии с помощью цветовых деталей.

V. Заключение

I

Введение.

Произведения А.П. Чехова, «О любви»[1] , «Душенька»[2] , «Невеста»[3] , «Черный монах»[4] , с которыми я познакомилась в старших классах, произвели на меня огромное впечатление. Мне показалось даже, что ничего лучше я не читала.

Именно поэтому я обратилась к творчеству А.П. Чехова, работая в рамках проекта «Цветовая деталь в русской литературе».

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкно­венная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, пред­меты, природу. Несомненно, что художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Известно, что он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обя­зательно должно выстрелить. Основываясь именно на этих словах самого писателя, я решила исследовать своеобразие цветовой детали в его рассказах , работая в рамках проекта « Цветовая деталь в русской литературе».

Задачи:

- собрать и систематизировать литературно – критический материал по заявленной теме;

- исследовать тексты рассказов А.П. Чехова

- оформить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации.

Литературно - критического материала о рассказах А.П. Чехова достаточно много, но всё-таки я пришла к выводу, что исследования цветовой детали (при очевидной обозначенности этой темы во многих критических работах) ещё не проводились. Поэтому моя работа основана практически на собственных наблюдениях по тексту и выводах.

II

Краткая летопись жизни и творчества А.П. Чехова



1860, 17(29) января - А. П. Чехов родился в Таганроге в мещанской семье.
1868-1879 - учился в Таганрогской гимназии, по окончании которой поступил на медицинский факультет Московского университета.
1880 - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Осколки" и других.
1884 - окончил университет, занялся медицинской практикой.
1888 - повесть "Степь".
1890 - А. П. Чехов совершает поездку на Сахалин, где совершает сплошную перепись каторжных и ссыльных поселенцев. Пишет книгу "Остров Сахалин" (1893-1894).
1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район), близ Лопасни (ныне город Чехов), в приобретенной им усадьбе (с 1944 г. - музей-усадьба Чехова). Создает повести и новеллы - "Дуэль", "Дом с мезонином", "Палата № 6" и прочие.

1897-1899 - участие во всеобщей переписи населения, работа участковым врачом во время эпидемий холеры. Создает пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры".

1901 - женился на актрисе художественного театра О. Л. Книппер.

1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту, где сближается с Горьким. Вместе с В. Г. Короленко в знак протеста против отмены Николаем Вторым избрания Горького почетным академиком отказался от звания почетного академика, присужденного ему в 1900 году.
1903-1904 - пишет пьесу "Вишневый сад".

1904, июнь - А. П. Чехов в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался 2 (15) июля А. П. Чехов похоронен в Москве.

III

Творческая жизнь А.П. Чехова

Жизнерадостный по природе, одаренный редкою наблюдательностью, отменным остроумием и чисто гоголевской способностью подмечать и схватывать смешные черточки в поступках и характерах людей, Чехов начал свою писательскую деятельность в сатирических журналах “Будильнике”, “Осколках”, “Стрекозе” и др. под псевдонимами Антоша Чехонте, Балдастов и Человек без селезенки. Уже в ранних рассказах (“Письмо донского помещика”[5] , “Злоумышленник”[6] , “Орден”[7] и “Хирургия”[8] ) он обнаружил недюжинный талант и много тонкого юмора, охотно пользуясь шаржем как литературным приемом, к которому он прибегал и впоследствии, особенно в своих комедиях и одноактных водевилях, вроде “Медведя”[9] и “Юбилея”[10] . Но даже в этот первый период, наряду с легкой карикатурой и добродушным смехом, в творчестве Чехова наметились иные, более серьезные мотивы, сближавшие его с преобладающими веяниями 1880-х.
В своих более зрелых произведениях (повести и рассказы: “Степь”,[11] “Палата № 6” [12] , “Дуэль”[13] , “Человек в футляре”[14] , “Моя жизнь”[15] ,“Скучная история”[16] ; драмы “Иванов”[17] , “Чайка”[18] , “Дядя Ваня”[19] , “Три сестры”[20] , “Вишневый сад”[21] ). Чехов дал ряд неподражаемых по силе художественной изобразительности и глубине психологического анализа, выпуклых и ярких картинок из быта средних классов: купцов, чиновников, актеров, врачей, учителей.
С особой глубиной и объективностью Чехов раскрывал образ русской космополитизированной интеллигенции, погибающей от бездуховности, неврастении, безволия, сознания своей оторванности от национальной жизни. Чехов, как многие его современники, не разделял русское общество на “прогрессивную интеллигенцию” и народ, а рассматривал его как единое целое. “Все мы народ, — говорил Чехов, — и все лучшее, что мы совершаем, дело народное”. Вместе с тем, как горожанин, Чехов плохо знал быт русской деревни. Описания жизни русских крестьян в его произведениях (особенно “Мужики”[22] , “В овраге”[23] ) схематичны и недостоверны и являют самую слабую сторону его великого таланта.

Большинство критиков считает, что в творчестве Чехова отразились черты русского национального характера — мягкость, задушевность и простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества. Чеховские заветы любви к людям, отзывчивости на их горести и милосердия к их недостаткам, заветы живы в наших сердцах как воспоминанья о чем-то очень дорогом и нужном, бесконечно близком, пусть даже невозвратном.

IV

Функция цветовой детали в рассказах А.П. Чехова

§1

Рассказ «Шампанское».

В рассказе "Шампанское" (1887) мы сталкиваемся с интересными цветовыми деталями, введёнными в художественную систему. Цветовые детали представлены, прежде всего, в небольших, но ёмких пейзажных зарисовках.Бросается в глаза их олицетворяющий характер: "Луна и около нее два белых пушистых облачка неподвижно, как приклеенные, висели в вышине над самым полустанком и как будто чего-то ждали" . У читателя возникает ощущение, что луна и два облачка упомянуты неслучайно и что оборот "как будто чего-то ждали". Жёлто-белый цвет, представленный в этих образах, соотносится с состоянием героя, усиливает напряжение сюжетного ожидания. Тем более, что дело происходит вечером, поэтому жёлто- белый цвет функционирует на фоне тёмно- синего, почти чёрного цвета, контрастно выделяясь. Рассказ называется "Шампанское". Вот описано случайное падение бутылки шампанского на пол, передновогодним тостом, что названо "нехорошей приметой". Должны произойти какие-то изменения в судьбе героя. Какие? И словно в ответ, через двенадцать строк, появляется новый цветовой оборот: "Тополь, высокий, покрытый инеем, показался в синеватой мгле, как великан, одетый в саван. Он поглядел на меня сурово и уныло, точно, подобно мне, понимал свое одиночество ". Белый цвет, благодаря сравнительному обороту, становится похоронным цветом. Особо подчеркивается мотив одиночества. Напряжённость повествования усиливается. А в тексте снова описывается небо, в котором перемены уже произошли: "Два облачка уже отошли от луны и стояли поодаль с таким видом, как будто шептались о чем-то таком, чего не должна знать луна ". Первоначальное единство и гармония нарушены. Появился какой-то секрет, быть может - обман, что-то замышляется. И через три строки сообщается о приезде роковой гостьи. Связь небесного и земного заявлена в рассказе достаточно определенно.Уже на первой странице упомянут "прозрачный лунный свет, от которого никуда не спрячешься" . Луна и два белых пушистых облачка поначалу в равной степени наделены способностью свечения: "От них шел легкий прозрачный свет и нежно, точно боясь оскорбить стыдливость, касался белой земли, освещая все: сугробы, насыпь...". Чехов даже не побоялся тавтологии ("свет... освещая ") , чтобы сказатьто, что хотел сказать. Этот небесный свет касается всего на земле, играет, искрится на инее, покрывающем тополь - символ мужского одиночества в рассказе. Далее единство свечения нарушается. Взамен совместного свечения - отделенность. Луна остается одна, покинутая, обманутая двоими. В небе словно разыгрывается некий аллегорический сюжет, в котором можно усмотреть параллель тому, что вот-вот произойдет на земле, - то есть пророчество. Цветовые детали становятся неотъемлемой частью этого сюжета. Что же происходит на земле? Сначала судьба сводит мужчину и двух женщин. В финале герой-рассказчик сообщает, что "бешеный вихрь" лишил его и жены, и любовницы. Он остался один. Заявленный мотив одиночества реализован полностью. Не слишком ли прямолинейно и просто? Думается, что не слишком. Возможно, что герой-рассказчик, создавший такую параллель в своемповествовании, склонен идентифицировать себя с луной , а двух своих женщин - с двумя белыми пушистыми облачками. Однако эта версия не единственная. Почему произведение имеет подзаголовок "Рассказ проходимца"? Не для того ли, чтобы подчеркнуть дистанцию между героем и автором?.. Герой завершает свою историю словами о том, что "бешеный вихрь" забросил его "на эту темную улицу" . В начале - свет луны, и два облачка, сияющие отраженным светом. Затем "два облачка уже отошли от луны и стояли поодаль с таким видом, как будто шептались о чем-то таком, чего не должна знать луна" . Далее говорится: "Легкий ветерок пробежал по степи, неся глухой шум ушедшего поезда". Многозначительная деталь. И в финале - тьма. Быть может, автор понимает небесную аллегорию несколько иначе? У героя, остро чувствующего свое одиночество, есть жена. И он самговорит: "Любила он меня безумно, рабски, и не только мою красоту или душу, но мои грехи, мою злобу и скуку и даже мою жестокость, когда я в пьяном исступлении, не зная, на ком излить свою злобу, терзал ее попреками ". Любовь жены не дорога ему. Он ищет встреч с другими женщинами, он жаждет страсти. И уходит от света, от любви своей жены. А что потом? Страсть к Наталье Петровне, "бешеный вихрь", тьма... Думается, что участие "небесной канцелярии" придает смысловому полю рассказа особое динамическое напряжение, наполняет текст тревожащей, ускользающей от однозначных интерпретаций проблематикой. В соединении небесного и земного, тёмного , белого и жёлтого "мерцают" некие дополнительные смыслы, быть может, пугающие своей обманчивой прямотой.

§2

Рассказ «ЗЛОЙ МАЛЬЧИК». Рассказ Чехова «Злой мальчик» - история о двух влюбленных, Иване Ивановиче Лапкине, «молодом человеке приятной наружности» и Анне Семеновне Зямблицкой, «молодой девушке со вздернутым носиком» . Кроме черт внешности персонажей, из развернутой экспозиции (оканчивается словами «Он стоял в воде, глядел на молодых людей и ехидно улыбался» ) читатель узнает, что действие экспозиции происходит на берегу реки, где молодые люди «принялись за рыбную ловлю» , и о взаимной любви героев. Я отношу диалог к экспозиции, а не к завязке, т.к. развитие дальнейшего действия, основываясь на заданных фактах (молодые, романтичные, влюбленные), отталкивается все-таки от проблемы, которой в рассказе служит даже не столько факт появления брата Анны Семеновны, гимназиста Коли, сколько то, что он говорит, его позиция по отношению к влюбленным: «А-а-а… вы целуетесь? – сказал он.- Хорошо же! Я скажу мамаше» . Итак, проблема героев, мешающая их отношениям – «злой мальчик». Т.е. завязкой действия служит появление брата героини и проявление его «низкого, гнусного и мерзкого» характера. Далее – действие классически развивается по восходящей. Конфликт начинает разрастаться сразу после обозначенной реплики Коли, в его коротком диалоге с Лапкиным: « Надеюсь, что вы, как честный человек… - забормотал Лапкин, краснея . – Подсматривать подло, а пересказывать низко, гнусно и мерзко… Полагаю, что вы, как честный и благородный человек… - Дайте рубль, тогда не скажу! – сказал благородный человек. – А то скажу. Лапкин вынул из кармана рубль и подал его Коле. Тот сжал рубль в мокром кулаке, свистнул и поплыл .»Всего одна цветовая деталь в приведённом отрывке, но оттого её особая значимость. Лапкину стыдно, неудобно, неловко за то , что он целовал Анну Семёновну. За то, что этот поцелуй кто-то увидел. Он краснеет , как будто ему стыдно( цветовая деталь подчёркивает здесь психологическое состояние героя), как будто в нём заговорила совесть, но тут же безо всякой совести откупается рублём от «благородного человека» Коли.Отметим, что приведенный диалог служит моделью, по которой читатель может восстановить и остальные подобные разговоры, о которых автор говорит: «Весь июнь Коля не давал житья бедным влюбленным». Такое использование композиционного элемента позволяет, во-первых, не «затягивать» рассказ и сохранять интерес читателя к нему, а во-вторых, задействовать воображение читателя.Кульминация в рассказе спорна. Разумеется, можно обозначить событие, случившееся как-то раз за обедом как наивысшую точку действия. В поддержку такого мнения можно привести определение понятия «кульминация»: наивысшая точка напряжения в развитии конфликта, в которой раскрывается сущность противоборствующих характеров . Действительно, в этом эпизоде характеры героев раскрыты ярко:«Как-то раз, за обедом, когда подали вафли, он [Коля] вдруг захохотал, подмигнул одним глазом и спросил у Лапкина: - Сказать? А? Лапкин страшно покраснел и зажевал вместо вафли салфетку. Анна Семеновна вскочила из-за стола и убежала в другую комнату.» Но, с другой стороны, мы не узнаем ничего нового о героях. ЗастенчивостьЛапкина так же четко была показана в одном диалоге у реки (через использование незаконченных фраз и умолчаний), там же мы узнали о грубости и бестактности Коли, о смущении Анны Семеновны читатель мог догадаться хотя бы по тому, что она вела себя абсолютно пассивно перед наглостью младшего брата. К этим рассуждениям можно добавить и факты текста: после эпизода за обедом не происходит перелома действия. Читаем: «И в таком положении молодые люди находились до конца августа », - т.е. приведенный Чеховым эпизод подобен первому диалогу по роли в тексте. А где же, собственно, кульминация? Думается, перелом действия наступает с объявлением помолвки влюбленных. В тексте на это есть прямое указание: «И в таком положении молодые люди находились до конца августа, до того самого дня, когда, наконец, Лапкин сделал Анне Сергеевне предложение», - т.е. ситуация резко изменилась. С официальным обнародованием отношений герои получают право на встречи и поцелуи, а Коля лишается власти над ними. После предложенной кульминации действие быстро идет к логическому завершению – справедливому наказанию «злого мальчика» (в тексте действие по нисходящей представлено одним предложением: «Поговоривши с родителями и получив согласие, Лапкин, прежде всего, побежал в сад и принялся искать Колю»). Само наказание при таком рассмотрении композиции – развязка. Четкой и яркой при этом раскладе представляется и идея рассказа: показать нелепость и всесильность некоторых общественных традиций. Ведь чувство молодых людей не изменилось от объявления помолвки, не стало глубже и сильнее, но, тем не менее, теперь оно законно, дозволено, в отличие от «незаконной» влюбленности, которую эксплуатировал Коля. Характерно, что и сами молодые люди считали свои отношения до официального объявления неправильными – отсюда и слабость их перед наглостью гимназиста. Сам Коля не столько «подлец», сколько находится под властью традиций общества, подобно Лапкину и Анне Сергеевне. Чехов, заставляя нас смеяться над ситуацией, заставляет и задуматься над ее противоестественностью, которая из ребенка делает доносчика, а из влюбленных – преступников. А цветовая деталь помогает нам определить состояние героев.

§ 3

Рассказ «ПОЦЕЛУЙ». В рассказе так же немного цветовых деталей. Поэтому они получают особое значение. Одна из них связана с образом огня. "Здесь офицеры, утомленные ходьбой на гору, посидели, покурили. На другом берегу показался красный тусклый огонек , и они от нечего делать долго решали, костер ли это, огонь в окне, или что-нибудь другое: Рябович тоже глядел на огонь, и ему казалось, что этот огонь улыбался и подмигивал ему с таким видом, как будто знал о поцелуе". Штабс-капитан Рябович немногим выше той среды, в которой живет. Его попытка предпринять что-то самостоятельное, пойти, "не выдержав беспокойства", к дому фон Раббека в надежде на еще один подарок судьбы, закончилась осознанием нереальности его мечтаний. И "красный тусклый огонек ", казавшийся Рябовичу союзником, близким и благожелательным, в финале отзывается иным: "Красная луна отражалась у левого берега; маленькие волны бежали по ее отражению, растягивали его, разрывали на части и, казалось, хотели унести...". Образ красной луны перекликается с другим, с красным полумесяцем израссказа "Враги"[24] , в котором он становится символом трагической безысходности и отчужденности. Эта цветовая деталь явно наполнена для Чехова особым смысловым значением.. Рассказу свойственна удивительная психологическая достоверность, столь характерная для Чехова. И конечно же в значительной мере этот эффект создается благодаряцветовым деталям. В подобных случаях "особо показательна ограниченность авторского знания: автор может чего-то не знать- будь то внутреннее состояние персонажа в литературном описании или то, что выходит за пределы его кругозора при перспективном изображении; при этом речь идет именно о сознательных ограничениях, налагаемых для вящего правдоподобия автором на собственное знание".

§4

Повесть «ЧЕРНЫЙ МОНАХ»

Написанная в 1893 году повесть А. П. Чехова “Черный монах” , на мой взгляд, одно из лучших произведений писателя. В нем отразилась глубокая философия автора, а также те ощущения беспокойства и тревоги, которые, по воспоминаниям современников, преследовали его в период написания повести. “Жизнь до такой степени пуста, что только чувствуешь, как мухи кусаются — и больше ничего”, — запишет Чехов в то время. Сам автор охарактеризовал свое произведение так: “Это рассказ медицинский, historia morbi. Трактуется в нем мания величия”. Эта болезнь — болезнь многих русских людей XIX века. По-видимому, основная тема повести — показать, как ломает жизнь человека эта испепеляющая страсть, и подчинены осмыслению этой темы все художественные средства, используемые в произведении. Чехов — один из величайших мастеров слова и детали в русской литературе. Но в этом произведении он показал себя и великим мастером живописи, цвета, ибо каждое упоминание цвета в повести не случайно.
Действие произведения связано с садом, что само по себе должно говорить о многообразии красок. В начале повествования мы действительно читаем: “Такого богатства цветов, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте”. Но, как ни странно, Чехов не описывает ни одного из этих “всевозможных цветов” , а указывает лишь четкую границу: “Начиная с ярко-белого и кончая черным, как сажа . Подчеркивая эти необычные для сада цвета, писатель намекает на их символическое значение. Символика белого и черного цветов восходит к балладам. Кстати, упоминание о них в повести есть: “Тут было такое настроение, что хоть садись и балладу пиши” .

Да и сама легенда, поразившая Коврина, носит характер баллады о монахе, который за свои грехи вынужден был вечно скитаться по вселенной. У Байрона есть баллада о черном монахе , которая вполне могла быть известна Чехову, тем более что на русский язык ее переводил М. Ю. Лермонтов. Может быть, именно ее и имеет в виду писатель, когда пишет, что Коврин эту легенду где-то “вычитал”. В балладе создается образ монаха, свидетеля прошедших времен, который “при бледной луне бродил и взад и вперед” . Н. Д. Телешов вспоминал об одном своем разговоре с Чеховым о “писательстве”, когда тот сказал: “А вот это разве не сюжет? Вон, смотрите: идет монах... Разве не чувствуете, как сама завязывается хорошая тема?.. Тут есть что-то трагическое — в черном монахе на бледном рассвете ”. Именно сочетание черного облика монаха и бледной луны или рассвета , черных одежд и бледного лица явно ориентирует читателя на связь с традиционной романтической балладой. А что означают эти цвета в балладе? Белый цвет — это цвет молодости, жизни и добра. Черный же — всегда символ смерти.

Если рассматривать противопоставление черного и белого цветов еще глубже, то мы увидим, что оно восходит к Библии или, точнее, к Апокалипсису. В повести А. П. Чехова точно указано время появления черного монаха — тысяча лет назад. Сравним это с некоторыми стихами из Откровения Иоанна Богослова: “И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны... Он взял дракона, змия древнего, который есть Диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время... Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы”.

Как видно, в Апокалипсисе тысяча лет — это время заключения дьявола. Весьма возможно, что черный монах и есть дьявол, который на тысячу лет выходит за пределы земли, или один из его свиты. О близости повести к стихам Апокалипсиса говорят еще несколько фактов: лжепророк в Откровении обольщает народы тем, что производит чудеса перед ними, и Коврина сильнее всего привлекают неожиданные появления монаха, его невидимость для других; люди, обольщенные лжепророком, поклоняются его изображению, и черный монах для Коврина только мираж, некое изображение, а не реальность. Ну а мысль об избранничестве — какое обольщение может быть сильнее для человека!
Исследователь И. Сухих в своей статье о “Черном монахе” пишет о том, что в связи с Апокалипсисом открываются претензии Коврина на апостольство. Но в том же Апокалипсисе сказано, что души убиенных за слово Божье получают “одежды белые ”. Вряд ли поэтому можно говорить о том, что видение Коврина послано Богом. Но в связи с этим открывается еще одна грань символики цветов: белый цвет символизирует Божье избранничество. Человек, достойный носить белые одежды , — человек безгрешный, непорочный. Кстати, в начале произведения герой успокаивает себя: “Я никому не делаю зла; значит, в моих галлюцинациях нет ничего дурного” . На протяжении всей повести мы неоднократно убеждаемся в иллюзорности такого взгляда. Странно: Коврин мечтает об избранничестве, которое сулит ему человек, одетый в черное, и упускает “белое” — Божье избранничество.
Вообще, белый цвет в повести появляется только один раз, в самом конце. Коврин разрывает письмо Тани, бросает клочки на пол, но они белеют и не дают ему покоя. Самым простым решением было бы связать в этом эпизоде символику белого цвета с образом Тани. Но мне кажется, это будет не совсем точно. Вспомним: герой подбирает клочки письма и бросает их в окно, но с моря дует ветер, и клочки рассыпаются по подоконнику. А несколько минут спустя появляется черный монах , чтобы забрать жизнь Коврина. И теперь все на своих местах: умирающий Коврин ниже всех, он на полу, повержен, а выше него лежит то злосчастное письмо, которое в последнюю минуту оказывается нужнее всего. Мне кажется, что белый цвет — это цвет жизни, которая есть и сад, и ржаное поле, и молодость, и смелость, и радость: все то, что герой приносит в жертву своей идее избранничества. На протяжении всей повести белое теряется под черными красками , чтобы потом взять верх.
Чтобы закончить разговор о цветовой палитре произведения, надо упомянуть еще одну важную деталь. Цветовые определения на протяжении всей повести представляются скупыми и однообразными. И только в конце появляются два чудесных описания крымской бухты: сине-зеленая вода , лунный свет , бухта глядит на героя “множеством голубых, синих , бирюзовых и огненных глаз”. Только перед смертью Коврин увидел настоящую красоту мира. Значит, бесполезно прожита жизнь!

Итак, мы можем с полной уверенностью сказать, что в повести “Черный монах ” А. П. Чехов предстает истинным художником слова, способным поднять цветовую гамму произведения на уровень символики и показать, что же противостоит идее избранничества Коврина, путем противопоставления черного и белого цветов.

V

Заключение

Проанализировав рассказы А.П.Чехова, я пришла к выводу, что цветовая деталь играет важную роль в понимании характеров героев его рассказов, той ситуации, которая описана в рассказе. Цветовая деталь для Чехова- это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ характеристики героев. С помощью цветовой детали Чехов даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события. Символическое значение многих деталей загадочное, позволяющее сделать оригинальные выводы.

Проведённое исследование рассказов Чехова научило меня не просто заглядывать внутрь слов, строчек текста, но и видеть в мелких деталях - грандиозное целое. Идеи произведений Чехова стали мне более понятными, приняли конкретные цветовые очертания.

Список литературы

1. Громов М. П. Чехов. — М., 1993 г.

2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М., 1989

3. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972 г.

4. Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1960 г.

5. Чехов М. П. Вокруг Чехова. — М., 1985 г.

6. Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. — М., 1986 г.

7. http://www.gramota.ru/ls_sec.html?authorid=29

8. http://chehov.niv.ru/

9. http://www.brocgaus.ru/text/111/071.htm


[1] 1898 год

[2] 1902 год

[3] 1903 год

[4] 1893 год

[5] 1880 год

[6] 1885 год

[7] 1884 год

[8] 1884 год

[9] 1888 год

[10] 1886 год

[11] 1888 год

[12] 1892 год

[13] 1892 год

[14] 1898 год

[15] 1896 год

[16] 1889 год

[17] 1889 год

[18] 1896 год

[19] 1897 год

[20] 1901 год

[21] 1903 год

[22] 1897 год

[23] 1900 год

[24] 1889 год