Главная              Рефераты - Разное

Основы страхования. Страхование в международном туризме - реферат

Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики

Министерство образования РФ

Кафедра финансы и кредит

Курсовая работа на тему:

Основы страхования. Страхование в международном туризме

Подготовила

Студентка 2 курса магистратуры

д.о., гр 5216

Слободская А.М.

Проверил

К.Э.Н Федоров К.И.

Санкт-Петербург

2010

Содержание

Введение. 3

Глава I. Основные понятия страхования. 5

1.1 Понятие, сущность и функции страхования. 5

1.2 Страховой рынок. 10

1.3 Договор страхования. 18

Глава II. Страхование международных туристов. 22

2.1 Страхование туристов как особый вид страховой защиты.. 22

2.2 Условия сотрудничества туроператора и страховой компании. 27

2.6 Тенденции и перспективы изменения страховых потоков в международном туризме. 34

Заключение. 38

Список литературы.. 40

Введение

Статистика и практика последних лет убедительно подтверждают, что выезды российских граждан в страны ближнего и дальнего зарубежья с целью туризма и путешествий ежегодно увеличиваются. Однако потенциальный турист, собираясь в дальнюю дорогу, прежде всего думает о прелестях гор, катании на горных лыжах, о египетских пирамидах, экзотических растениях и животных, купании в теплых водах Карибского моря — словом, лишь о приятном и естественном: познать мир, спокойно, весело и беззаботно отдохнуть, укрепить здоровье. К сожалению, мало кто в такие «мечтательные минуты» задумывается о негативных неожиданностях, которые могут встретиться на пути каждого туриста: внезапное заболевание, острая зубная боль, ушибы, переломы; потеря документов, разрушение, затопление, кража имущества; пропажа багажа; необходимость срочного возращения к месту жительства и многое другое. Кто поможет туристу в экстремальной ситуации, окажет медицинскую, административную, юридическую и иную помощь человеку, попавшему в беду? Только страховщики! Более того, в посольстве любой цивилизованной страны ему не откроют (не выдадут) визу без наличия страхового полиса. Отсюда непреложный вывод: страхование для туриста — первоочередная необходимость.

Целью данной работы является изучение страхования в сфере туризма. Актуальность рассматриваемой проблемы в последнее время становится очень важной, так как после перехода России на открытое сотрудничество с мировым сообществом, заграницу хлынул поток российских туристов, большей частью незнающих специфику принимающей страны и, по утверждению страховщиков, подвергающих себя большому риску. Согласно прогнозу ВТО, в XXI в. ожидается туристский бум: число путешествующих к 2020 г. приблизится к 1,6 млрд (в 1997 г. их было 612 млн [1] ). При этом провозглашены пять его перспективных направлений: приключенческий туризм; круизы; экотуризм (сохранение окружающей природной среды); культурно-познавательный; тематический (интерес к определенному явлению).

Целью моей работы - изучение видов страхования в туризме. Для достижения поставленной её необходимо решить следующие задачи:

· Рассмотреть сущность страхования и необходимость страхования в туризме;

· Изучить основные виды страхования, применяемые в туристской деятельности.

В первой главе моей курсовой работы рассматриваются общие для всех видов страхования вопросы – сущность, функции, методы, основные понятия страхования.

Вторая глава посвящена непосредственно особенностям международного страхования, отношениям туроператора и страховой компании, рассматриваются тенденции и перспективы изменения страховых потоков в международном туризме.


Глава I. Основные понятия страхования

1.1 Понятие, сущность и функции страхования

Страхование - составная часть финансов, которая имеет ряд особенностей:

- денежные отношения в страховании связаны с возможностью наступления страховых случаев, наносящих ущерб;
- при страховании нанесенный ущерб распределяется между участниками страхования;
- при страховании ущерб перераспределяется между территориями и во времени;
- страхование характеризуется возвратностью средств, внесенных в страховой фонд.

На основании перечисленных выше особенностей можно дать следующее определение: страхование - это совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения ущерба. В России существуют три основные формы страхового фонда:

1. централизованный страховой фонд , образующийся за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах, распоряжается им Правительство;

2. фонды самострахования создаются самими предприятиями и организациями в виде резервных и страховых фондов, фондов риска; существуют в денежной и натуральной формах;

3. фонды страховщика создаются специализированными страховыми компаниями за счет уплаты взносов, существуют только в денежной форме.

Экономическая сущность страхования находит свое воплощение в функциях, отражающих в реальности общественное предназначение данной категории. Функции являются внешними формами, позволяющими выявить особенности страхования как части (подсистемы) финансовой системы страны:

- рисковая функция - перераспределение риска между участниками страхования;
- предупредительная функция - использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая;
- сберегательная функция - страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие);
- контрольная функция - контроль за формированием и использованием страховых фондов.

Главной из названных функций, безусловно, является рисковая функция, поскольку именно наличие риска стимулирует возникновение страхования. [2] Есть риск, - есть потенциал для страхования со всеми его атрибутами, его проявлениями. В данном случае риск - это конкретное явление или совокупность явлений, потенциальная возможность причинения ущерба объекту страхования. По своему характеру риски подразделяются на следующие группы: объективные и субъективные, универсальные и индивидуальные, катастрофические, экологические, транспортные, политические, военные, технические и ряд других. Многообразие форм рисков, тяжесть наносимого ущерба, невозможность точного прогнозирования их наступления объективно вызывают необходимость проведения страхования. Именно в рамках осуществления рисковой функции и происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями чрезвычайного страхового события.

В страховании используется много специфических терминов. Ниже приведены основные из них[3] .

Страховщик - специализированная организация, производящая страхование.

Перестраховщик - страховая организация, которая перестраховывает объекты.

Страхователь - физическое или юридическое лицо, которое уплачивает страховые взносы.

Объекты страхования - имущество, жизнь, здоровье, трудоспособность граждан и др.

Страховой полис - документ, удостоверяющий факт страхования.

Страховой случай - фактически происшедшее событие, последствием которого является выплата страхового возмещения.

Страховой ущерб - ущерб, нанесенный объектам страхования в результате наступления страхового случая.

Страховое возмещение - сумма ущерба, причитающаяся к выплате страхователю.

Страховой тариф (взнос) - плата за страхование.

Страховой риск - вероятность наступления страхового случая.

Страховая сумма - величина денежных средств, на которую фактически застрахован объект страхования.

Срок страхования - временной период, на который застрахованы объекты страхования.

Сострахование - совместное страхование несколькими страховщиками одного объекта страхования.

Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных рисках, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. Оно выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой - видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты и т.д.

Экономическая сущность страхования может быть показана через важнейшие понятия - экономические категории, отражающие в абстрактном виде некие совокупности однородных специфических экономических отношений. Выделим три такие категории, представляющие интерес в практике и познании страхования:

- экономическая категория страховой защиты общественного производства;

- экономическая категория страховой защиты собственности и доходов населения;

- экономическая категория страхования.

В соответствии с законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" всю совокупность страховых отношений можно разделить на 3 отрасли. В основе деления страхования на отрасли лежат отличия в объектах страхования[4] .

В личном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица. В соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации к личному страхованию относятся:

1. Страхование жизни.

2. Страхование от несчастных случаев и болезней.

3. Медицинское страхование.

В имущественном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Имущественное страхование включает:

1. Страхование средств наземного транспорта.

2. Страхование средств воздушного транспорта.

3. Страхование средств водного транспорта.

4. Страхование грузов.

5. Страхование финансовых рисков.

В страховании ответственности объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.

Страхование ответственности включает:

1. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. Страхование гражданской ответственности перевозчика.

3. Страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности.

4. Страхование профессиональной ответственности.

5. Страхование ответственности за неисполнение обязательств.

6. Страхование иных видов гражданской ответственности.

В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. Деление страхования на отрасли не позволяет выявить те конкретные страховые интересы физических и юридических лиц, которые дают возможность проводить страхование. Для конкретизации этих интересов выделяют из отраслей страхования подотрасли и виды страхования.

1.2 Страховой рынок

Страховой рынок - это рынок, где объектом купли-продажи является страховая услуга. На страховом рынке, как и на любом рынке, есть продавцы, покупатели и посредники.

Покупатели страховой услуги - это любые юридические или физические лица. В качестве продавцов страховой услуги могут выступать:

- прямые страховщики - это страховые компании, которые заключают со страхователями договоры страхования;

- перестраховщики - организации, которые перестраховывают уже застрахованные объекты, в этом случае риск перераспределяется между несколькими страховыми компаниями, в том числе и иностранными; в России перестраховочный рынок развит слабо;

- объединения страховщиков - это союзы и ассоциации. Примером может служить создание транснациональной страховой компании "Ингосстрах", которая включает в себя 27 российских и зарубежных компаний из 17 стран и имеет сеть из 131 филиала. Крупными ассоциациями являются "Страховой союз России" и Всероссийский союз страховщиков.

Число страховых компаний в России на 1 января 1998 г. составляло около 2334, на 1 января 1999 г. - 1864.Сегодня на рынке продолжается сокращение числа операторов (см. рисунок 1). В Едином государственном реестре субъектов страхового дела на 1 января 2010 г. было зарегистрировано 702 страховые организации. Из них 1 не проводила страховые операции и 8 не предоставили отчет о своей деятельности. Годом ранее на рынке работали 786 компаний, т.е. общее количество страховщиков сократилось на 84 компании, что составляет 12% от общего количества работающих страховых организаций. Эта динамика указывает на стабилизацию рынка – уходят наиболее слабые компании, поглощаются, на рынке остаются устойчивые, обогатившиеся опытом и большими резервами компании.

Рисунок 1

На страховом рынке России появились:

- кэптивы - акционерные страховые компании, обслуживающие корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельных хозяйствующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных финансово-промышленных групп;

- пулы - организации страховщиков или перестраховщиков, принимающие на себя особые виды рисков (атомные, военные, авиационные и др.), исходя из солидарной ответственности всех участников;

- общества взаимного страхования - организации некоммерческого типа, созданные на основе добровольного соглашения между юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов.

Посредники на страховом рынке - это страховые агенты и страховые брокеры. Страховой брокер - это предприниматель, который должен зарегистрироваться в уполномоченном государственном органе и органе страхового надзора. В отличие от страховщиков брокеру не нужно получать лицензию, но он должен быть внесен в реестр страховых брокеров. Страховой агент - это представитель страховщика. Он является его сотрудником или работает по поручению, соответственно он получает либо заработную плату, либо вознаграждение. Агент действует от имени и по поручению страховщика, у него обязательно должна быть доверенность страховщика с печатью и датой выдачи. Основное различие между брокером и агентом заключается не в том, что брокер - это предприниматель, а агент - не всегда. Основное различие состоит в том, что агент действует от имени и по поручению страховщика, а брокер от своего имени, хотя также по поручению. Причем, если страховой агент выполняет поручения страховщика, то брокер может выполнять поручения как страховщика, так и страхователя. Источник дохода брокера - комиссионные.

Страховой рынок регулируется. Государственный надзор над деятельностью рынка осуществляет Федеральная служба страхового надзора. Ее функции:

- принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

- выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

- ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;

- осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

- осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

- выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

- получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

- обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

- обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

С целью усиления контроля за финансовым положением страховщиков 2 апреля 1999 г. Министерство финансов РФ утвердило Правила размещения страховщиками страховых резервов. В соответствии с этими правилами для покрытия страховых резервов принимаются следующие виды активов:

1) федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) муниципальные ценные бумаги;

4) акции;

5) векселя организаций, включая векселя банков (действие подпункта 6 пункта 6 приостановлено до 31 декабря 2010 года включительно. До указанного срока для покрытия страховых резервов принимаются простые векселя организаций и векселя банков (Приказ Минфина РФ от 13.07.2009 N 72н);

6) жилищные сертификаты;

7) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;

8) банковские вклады (депозиты);

9) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;

10) недвижимое имущество;

11) денежная наличность;

12) денежные средства в валюте Российской Федерации на счетах в банках, денежные средства в иностранной валюте на счетах в банках;

13) слитки золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты Российской Федерации из драгоценных металлов;

14) ипотечные ценные бумаги;

15) займы страхователям по договорам страхования жизни.

Организационно правовые формы страховых компаний

В настоящее время выделяются четыре организационные формы страховых компаний:

-на акционерной основе - характерна для компаний страхования жизни и для компаний страхования имущества от несчастных случаев;

- на взаимной основе - каждый полисодержатель является акционером компании, но на основе не акции, а страхового полиса. Такая форма характерна для компании страхования жизни и широко распространена в США, Канаде, Англии, Австралии;

- на основе взаимного обмена . Компания действует от имени отдельных лиц или компаний. Ее участники обмениваются страховыми рисками, страхуют только самих себя. Именно такие компании называются компаниями внутреннего страхования или взаимного обмена. Они занимают значительное место в страховых операциях и действуют в основном в сфере страхования автомобилей и страхования от огня;

- система Ллойд - состоит из синдикатов, в которые, как правило, входят на паях мелкие страховые компании и брокерские страховые фирмы. Ответственность по страховому риску распределяется между участниками Ллойда. Систему Ллойд возглавляет специальный комитет, контролирующий деятельность синдикатов и принимающий новых членов. Эта форма организации характерна для Англии и Германии.

Классификация систем страхования

Существует много видов страхования, поэтому необходима их классификация. Она может осуществляться по различным критериям.

1. По целям страховой деятельности различают две сферы - коммерческое и некоммерческое страхование. Некоммерческое страхование включает в себя социальное страхование, обязательное медицинское страхование и др. Коммерческое страхование объединяет первичное, или прямое, страхование, сострахование и перестрахование.

2. По уровням защиты трудящихся различают страхование от отраслевого риска, от риска предприятия и индивидуального риска (за счет собственных средств граждан).

3. По отраслям страхования различают страхование личное (страхование жизни и страхование от несчастных случаев), имущественное (страхование различных материальных ценностей, имущественных прав и капитала; страхование от возможных потерь дохода и непредвиденных расходов) и страхование гражданской ответственности (страхование ответственности за причинение вреда и страхование ответственности по договору). К страхованию ответственности за причинение вреда относятся важнейшие виды страхования: гражданской ответственности владельцев автотранспорта, предприятий - источников повышенной опасности, ответственности работодателя перед нанимаемыми рабочими и служащими, профессиональной ответственности лиц - врачей, фармацевтов, бухгалтеров, строителей и т. д., ответственности за загрязнение окружающей среды. Страхование ответственности по договору охватывает ответственность за любые договорные отношения сторон: договоры поставок, перевозки, контрактации и т. д.

4. По объему страховой ответственности различают обязательное и добровольное страхование, к обязательному страхованию относится страхование пассажиров, сотрудников милиции, внешней разведки, военнослужащих, сотрудников налоговых инспекций и налоговой полиции, космонавтов и др.

5. По классу страхования различают страхование огневое, транспортное, инженерное и др.

6. По форме организации страхового дела страхование делится на групповое и индивидуальное.

7. По ориентации страховых интересов различают страхование, ориентированное на запросы семьи, и страхование предпринимательских структур. Страхование предпринимательских рисков включает в себя страхование на случай неполучения прибыли, снижения рентабельности, образования убытков; на случай неплатежа по счетам поставщика продукции; упущенной выгоды по неудавшимся сделкам; от простоев оборудования и др.

Системы страхования. Различают пять систем страхования.

1. Страхование по действительной стоимости имущества.

2. Страхование по системе пропорциональной ответственности - неполное, частичное страхование объекта. В этом случае сумма страхового возмещения уменьшается пропорционально доле страховой суммы в действительной стоимости объекта:

Q=T*S/W,

где Q - страховое возмещение; S - страховая сумма по договору; Т - фактическая сумма ущерба; W - рыночная оценка объекта страхования.

Пример. Автомашина стоимостью 10 тыс. долл. застрахована на сумму 5 тыс. долл. Фактический ущерб составил 2 тыс. долл. Страховое возмещение составит 50% суммы ущерба, т. е. 1 тыс. долл.

3. Страхование по системе первого риска. В этом случае страховое возмещение выплачивается в размере ущерба, но в пределах страховой суммы. Ущерб сверх страховой суммы вообще не выплачивается. В предыдущем примере, если ущерб составит 7 тыс. долл., страхователь получит только 5 тыс. долл.

4. Система дробной части. В договоре страхования устанавливаются две страховые суммы: показанная стоимость и действительная стоимость. По показанной стоимости страхователь получает возмещение, выраженное в процентах или натуральной дробью. Ответственность страховщика ограничена размерами дробной части. Если показанная стоимость равна действительной, то страхование дробной части превращается в страхование по системе первого риска. Если показанная стоимость меньше действительной, то страхование дробной части превращается в страхование по системе пропорциональной ответственности.

5. Страхование по восстановительной стоимости. В этом случае страховое возмещение равно цене нового имущества соответствующего вида. Конечно, и страховые взносы при этом будут выше, чем при других системах страхования.

В договорах страхования часто используется франшиза, которая представляет собой личное участие страхователя в покрытии ущерба. Франшиза устанавливается в рублях или процентах к страховой сумме или ущербу. Франшиза выгодна и страхователю и страховщику. Страхователь при этом получает скидки со страхового тарифа, а страховщик часть ущерба перекладывает на страхователя. Франшиза бывает двух видов - условная и безусловная.

Условная (невычитаемая) франшиза означает, что страховщик освобождается от ответственности за ущерб, если он не превышает процента франшизы. Если ущерб больше франшизы, то страховщик обязан возместить ущерб полностью. При наличии условной франшизы в договоре страхования делается запись "Свободно от ... процентов".

Безусловная (вычитаемая) франшиза означает, что страховое возмещение всегда равно ущербу за минусом безусловной франшизы. При наличии безусловной франшизы в договоре страхования делается запись "Свободно от первых ... процентов".

1.3 Договор страхования

Договор страхования - соглашение между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.

Для заключения договора страхователь подает письменное заявление страховщику, договор страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса. Страховщик передает страхователю страховое свидетельство, в котором содержатся следующие реквизиты: наименование документа; наименование, адрес, банковские реквизиты страховщика; фамилия, имя, отчество или наименование страхователя и его адрес; объект страхования; страховая сумма; страховой риск; страховой взнос, сроки и порядок его внесения; срок действия договора; порядок изменения и прекращения договора; другие условия; подписи сторон.

В договоре страхования указываются обязанности сторон.

Обязанности страховщика:

- ознакомить страхователя с правилами страхования;
- произвести страховую выплату при наступлении страхового случая в срок по договору;
- возместить расходы страхователю по предотвращению или уменьшению ущерба, если это предусмотрено условиями страхования;
- не разглашать сведения о страхователе и др.

Обязанности страхователя:

- своевременно вносить страховые взносы;
- сообщить страховщику все, что ему известно о страховом риске;
- принимать меры по предотвращению и уменьшению ущерба.

Если наступил страховой случай, то страховщиком составляется страховой акт. Страховщик может отказаться от выплаты страховой суммы, если:

- имели место умышленные действия страхователя по наступлению страхового случая;
- страхователь дал страховщику ложные сведения об объекте страхования;
- страхователь получил возмещение ущерба от лица, виновного в причинении ущерба, и в других случаях.

Договор страхования прекращается в следующих случаях :

- истечение срока действия договора;
- исполнение страховщиком своих обязательств по договору;
- неуплата страхователем страховых взносов в установленные сроки;
- ликвидация предприятия или смерть страхователя;
- ликвидация страховщика;
- принятие судом решения о признании договора страхования недействительным;
- в других случаях;
- досрочно - по требованию страхователя или страховщика (при этом страховые взносы возвращаются страхователю).

Актуарные расчеты

Центральное место в договоре страхования занимает стоимость страховой услуги.

Актуарные расчеты - расчеты, в ходе которых определяется себестоимость и стоимость страховой услуги. Отделы страховой компании, которые занимаются актуарными расчетами, называются актуариями. С помощью актуарных расчетов рассчитывается тарифная ставка - цена страхового риска и других расходов страховщика.

Тарифная ставка бывает двух видов: брутто-ставка и нетто-ставка.

Брутто-ставка - ставка, по которой заключается договор страхования. Нетто-ставка - цена страхового риска. Эта ставка идет на создание фонда выплат страхователю. Брутто-ставка = нетто-ставка + нагрузка. Нагрузка включает в себя:

1. Расходы по организации и проведению страхового дела

· организационные расходы при учреждении страховой компании;

· аквизиционные расходы - привлечение страхователем через страховых агентов;

· инкассационные расходы - по обслуживанию наличного денежного оборота;

· ликвидационные расходы - по ликвидации ущерба;

· управленческие расходы.

Б. Отчисления в запасные фонды.

В. Прибыль страхового общества.

Тn = Р (А) * К * 100,

где: Tn - тарифная нетто-ставка; Р(А) - вероятность наступления страхового случая, Р(А) = КВД ; К - коэффициент, К = Св/СС ; Кв - количество выплат за тот или иной период; Кд - количество заключенных договоров; Св - средняя выплата; Сс - средняя страховая сумма на один договор.

, - это показатель убыточности на 100 руб. страховой суммы;

,

где Тb - тарифная брутто-ставка; Н - нагрузка, выраженная в процентах к брутто-ставке.

Таким образом, ставка брутто идет на возмещение ущерба, покрытие расходов страховой компании, образование страховых фондов и прибыли. Прибыль распределяется по обычной схеме: вначале вносятся налоги (налог на прибыль, налог на имущество и др.), чистая прибыль используется на создание резервного фонда, фонда развития общества, выплату дивидендов, поощрение работников общества и другие цели.

Страховые резервы должны размещаться только по наиболее надежным направлениям финансовой деятельности в строго ограниченном поле нормируемых коэффициентов. Они могут быть размещены в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Федерации и местных органов власти, банковские вклады, права собственности на долю участия в уставном капитале, недвижимое имущество, денежную наличность. Запрещено использовать страховые резервы для выдачи кредитов, займов, ссуд, заключения договоров купли-продажи, осуществления торгово-посреднической деятельности, приобретения акций и паев товарных бирж, вложений в интеллектуальную собственность, приобретения основных средств (кроме недвижимости).

Глава II. Страхование международных туристов.

2.1 Страхование туристов как особый вид страховой защиты

Страхование в туризме — особый вид, обеспечивающий страховую защиту имущественных (материальных) интересов граждан во время туристических поездок, путешествий, шоппинг-туров и т. п. Относится оно к рисковым видам страхования, наиболее характерной чертой которых является их кратковременность (не более 6 месяцев), большая степень неопределенности времени наступления страхового случая и величины возможного ущерба (убытка).

Под страхованием туристов обычно подразумеваются добровольное медицинское страхование на случаи внезапного заболевания, смерти (гибели) или телесных повреждений в результате несчастного случая во время тура; имущественное страхование личного имущества и багажа, перевозимого (переносимого) с собой; страхование гражданской ответственности перевозчиков туристов и автотуристов (автопутешественников) за возможный вред (ущерб), причиненный третьим лицам или окружающей природной среде.

Законодательство РФ не обязывает граждан, выезжающих за рубеж, приобретать страховой полис. Чаще страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой гарантий оплаты медицинской помощи, которые требуют страны временного пребывания.

Основные страховые случаи , которые могут произойти с туристом во время нахождения в путешествии:

1. получение платной медицинской помощи, необходимость которой вызвана несчастным случаем, или острым заболеванием;

2. непредвиденная , внезапная непреднамеренная и независимая от воли застрахованного утрата трудоспособности (несчастные случаи);

3. независимая от воли застрахованного утеря багажа, документов, средств к существованию;

4. появление непредвиденных расходов, необходимость которых вызвана возникновением общегражданской и автогражданской ответственностью;

5. отказ от использования льготного авиабилета из-за болезни, несчастного случая или смерти застрахованного, его родных и близких;

6. невозможность совершить запланированную туристическую поездку, если это связано с несчастным случаем, острым заболеванием или смертью близких и родственников застрахованного, повреждением его недвижимого имущества в крупных размерах, противоправных действий третьих лиц;

7. возникновение непредвиденных затрат туристических организаций, вызванных отказом туриста от исполнения договорных обязательств по оказанию туристических услуг;

8. случаи неисполнения или неполного исполнения договорных обязательств туристических организаций перед туристами (профессиональная ответственность).

Страхование туристов в зарубежных туристских поездках, как правило, включает:

- оказание туристу экстренной медицинской помощи во время зарубежной поездки при внезапном заболевании или несчастном случае;

- транспортировку в ближайшую больницу, способную провести качественное лечение под соответствующим медицинским контролем;

- эвакуацию в страну постоянного проживания под надлежащим медицинским контролем;

- внутрибольничный контроль и информирование семьи и больного;

- предоставление медицинских препаратов, если их нельзя достать на месте;

- консультационные услуги врача-специалиста (при необходимости);

- оплата транспортных расходов по доставке заболевшего туриста или его тела в страну постоянного проживания;

- репатриация останков туриста;

- оказание юридической помощи туристу при расследовании гражданских и уголовных дел за рубежом. [5]

Ассистанс – от французского "assistance" – помощь.

Компания-ассистанс – сервисный центр, оказывающий информационные и организационные услуги застрахованным частным лицам. Как правило, эти услуги оказываются гражданам, находящимся вне пределов основного места жительства (кроме life-style ассистанса).

Считается, что основателем ассистанса как услуги был Pierre Desnos (Франция), друзья которого испытали массу неудобств, попав в ДТП за пределами Франции. Основал первую компанию-ассистанс - Europ Assistance.

Существуют 4 основных вида ассистанса:

1. Медицинский ассистанс - организация экстренной и плановой медицинской помощи, транспортировки до больницы/врача, эвакуация заболевшего на Родину после окончания лечения, а также посмертная репатриация останков туристов или лиц, находившихся вне основного места жительства.

2. Технический ассистанс - организация транспортировки автомобиля до ближайшего автосервиса, либо вызов аварийного комиссара, при необходимости. Также включает в себя услуги по организации проживания водителя, пассажиров автомобиля на время его ремонта.

3. Life-style ассистанс - как правило, эти услуги используются крупными иностранными компаниями как часть социального пакета, предоставляемого при трудоустройстве. Включает в себя предоставление информации о том, где можно купить тот или иной товар, где находится ближайшая парикмахерская, ремонт обуви, и т.д., а также юридическое содействие, в случае необходимости.

4. Страховой ассистанс – комплекс организационно правовых действий направленных на урегулирование последствий страхового события (например ДТП) в рамках договора страхования.

Порядок обращения в сервисные центры указан на полисе вместе с контактными телефонами. Как правило, асистанс работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Ряд страховых компаний впоследствии не оплачивает расходы, о которых не был проинформирован ассистанс.

В России в настоящее время существует 9 ассистанс-компаний:

1. AP Companies

2. Class Assistance

3. Europ Assistance Russia

4. Express Assist Center

5. Global Voyager Assistance

6. Лат - только технический ассистанс

7. Mondial Assistance Russia

8. Savitar Group

9. Assistance Group (Ассистанс Групп)

Ответственность туристов путешествующих на личном транспорте

Объектом страхования ответственности владельцев автотранспорта является их гражданская ответственность за возможное причинение вреда другим лицам при дорожно-транспортном происшествии. Причиненные материальные убытки и расходы, обусловленные нанесением телесных повреждений пострадавшим гражданам, подлежащих возмещению страховой компанией. По этому виду страхования выплачиваются материальные убытки, связанные с восстановлением транспортных средств и другого имущества, производится оплата расходов на лечение потерпевших граждан, протезирование, переквалификацию, возмещаются потери семейного бюджета в связи с телесными повреждениями или смертью потерпевшего и т.д.
В международной страховой деятельности страхование ответственности владельцев автотранспорта известно под названием “зеленая карта”.
“Зеленая карта” – это система международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельца. Свое название она получила по цвету и форме страхового полиса.
Система “зеленая карта” создана в 1949 году и гарантирует свободное передвижение транспортных средств в пределах границ 32 государств.
Объем ответственности в связи с причиненного вреда регулируется, как правило, действующим в этой стране законом об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев.
Практически во всех европейских странах страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств обязательна. Такие страны объединились в систему “Зеленая карта”, где тесно сотрудничают правительства, национальные бюро “Зеленой карты” и страховые рынки.

Зеленая карта (green card) - это страховой полис, подтверждающий наличие страхования и ответственности автовладельца на территории иностранных государств. "Green Card" аналогичен отечественному ОСАГО, с разницей, что Зеленая Карта действует на территории государств, участниц системы. Граждане России, которые собираются пересечь границу на собственном автотранспорте без зелённой карты не смогут сделать этого, так как зелёная карта это обязательное страхование более чем в сорока государств.

Для того что бы пересечь границу какого либо государства, водителю автомобиля требуется предъявить страховку. И при выезде из государства, где является обязательное страхование по системе Зелёной карты, владельцу автомобиля опять понадобится предъявить страховку. Если страховка закончилась, водитель должен её купить или продлить. Поэтому при оформлении карты нужно учитывать срок пользования транспортным средством за границей.

Покупая Зеленую карту можно избежать многочисленных штрафов на территории иностранного государства, сэкономить время и средства (на таможне карта стоит больше, нежели чем в компании представляющих систему Зеленая Карта в России) при пересечении границы. При покупке "Green Card" на таможне положительным является гарантированное возмещение ущерба владельцу автотранспорта, если даже виновником ДТП является гражданин России. Если же в ДТП виновник является резидент государства, в котором вы находитесь, то все расходы ущерба оплачивает та компания, где застрахован автомобиль владельца. Если виновник ДТП является иностранец, все убытки будет возмещать бюро Зеленая Карта .

В определенное время года есть свои страны-лидеры по числу страховых случаев. В летний сезон безусловными лидерами являются Турция, Египет и Болгария. Одни из самых распространённых страховых случаев в купальный сезон: простудные, желудочно-кишечные заболевания и травмы. В зимний сезон абсолютный лидер - Австрия, куда наши соотечественники приезжают на горнолыжные курорты. Частые обращения в страховые компании связаны с травмами колен и разрывами связок. Одна из самых опасных курортных зон по уровню безопасности в стране – Таиланд. Трагические случаи, произошедшие в нем, связаны с нестабильной политической ситуацией, использованием мототехники.

2.2 Условия сотрудничества туроператора и страховой компании

Лицензия.

Страховая компания должна обязательно иметь лицензию на страхование ответственности туроператорской деятельности. Иначе, если турист приобретет путевку у такого оператора, то рискует не получить должного обслуживания, если, к примеру приедет в переполненный отель, хотя номер для него должен был быть забронирован.

По статье 17.2[6] определяется размер финансового обеспечения туроператора, то есть на какую сумму обязан быть застрахован оператор. Иными словами – если произошла какая-либо накладка при путешествии, связанная с непрофессиональной деятельностью туроператора, оплачивать ее он будет именно из финансового обеспечения, но никоем образом эта накладка не должна касаться финансов туриста.

Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее:

500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма;

30 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, применяющих УСНО;

60 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

100 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридические лица, намеренные осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и ранее не осуществлявшие такую деятельность, должны иметь финансовое обеспечение в размере не менее 30 миллионов рублей.

В случае, если туроператор оказывает услуги в нескольких сферах туроператорской деятельности, применяется наибольший размер финансового обеспечения.

Между страховой и туроператором заключается договор, в котором перечислены предмет ( то есть по каким конкретно видам страхования заключается договор), права и обязанности сторон, порядок взаиморасчетов, ответственность сторон, порядок разрешения споров, приложения. Конечно, в каждом случае договор немного видоизменяется, но вышеперечисленные пункты обязательны.

К финансовым потокам турагента в связи со страхованием международных туристов относится оплата комиссий турфирмам и оплата виз, и оплата труда, и транспортные платежи, страховые потоки.

За оказание агентских услуг страховая оплачивает турфирме комиссию, которая в каждом случае рассчитывается индивидуально, но не должна превышать суммы РВД ( расход на ведение дела). Комиссионное вознаграждение выплачивается агенту (туроператору) по итогам отчетного месяца, при поступлении на расчетный счет (в кассу) страховой премии (страхового взноса) по договорам страхования, оформленным при посредничестве агента, и предоставлении им не позднее 2-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, отчета о заключенных договорах страхования и акта выполненных работ.

Страхование финансовых рисков туристических организаций

Страхование рисков туристских фирм включает финансовые риски, ответственность по искам туристов, их родственников, третьих лиц. К числу финансовых рисков относятся:

1. коммерческие риски (неоплата или задержка оплаты, штрафные санкции контрагента при непризнании им обстоятельств нарушения контракта форс-мажорными обстоятельствами);

2. банкротство фирмы;

3. изменения таможенного законодательства, валютного регулирования, паспортного контроля и других таможенных формальностей;

4. возникновение обстоятельств форс-мажорного характера;

5. политические риски и др.[7]

В условиях перехода к рыночной экономике в Российской Федерации значение страхования финансовых рисков очень велико. Стремление предпринимателей, коммерсантов, банкиров и других категорий работников финансовой сферы заручиться страховой защитой на случай непредвиденных неудач и потерь вполне естественно и оправданно. В силу этого с каждым годом и возрастает число потенциальных страхователей.

Перечень страховых событий, которые могут повлечь за собой финансовый ущерб, но от риска наступления которых можно застраховаться, достаточно широк:

- страхование финансовых рисков, связанных с неисполнением обязательств клиентами (контрагентами) страхователя;

- страхование финансового риска по коммерческим и кредитным договорам;

- страхование финансового риска от непредвиденных судебных расходов и др.

В 1996 г. в ГК РФ (часть II, глава 48 «Страхование») введена новая дефиниция — страхование предпринимательского риска. Под ним понимается «риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов» (ст. 929 ГК РФ). Введение такого вида страхования особенно важно для туристских организаций, которые во многих аспектах своей работы связаны с предпринимательской деятельностью.

Характер страхования финансовых рисков обусловливает ряд непременных требований к заключению договоров. Так, страхователь должен иметь разрешение, лицензию, патент и другие необходимые документы на данную деятельность. В письменном заявлении о страховании того или иного страхового события он должен дать по возможности полную информацию о:

• предстоящей предпринимательской или коммерческой деятельности;

• ожидаемых доходах и связанных с ней расходах;

• заключенных контрактах;

• всех обстоятельствах, которые позволяют судить страховщику о степени риска.

Не могут возмещаться убытки или неполучение прибыли, возникшие вследствие действий страхователя, направленных на умышленный срыв договорных обязательств, нарушение законодательства, изменение профиля коммерческого предприятия, неквалифицированного управления им.

В свою очередь, страховая организация вправе ограничивать или расширять

принимаемые на свою ответственность риски. Ставки страховых взносов (тарифы) по страхованию финансовых рисков зависят от многих факторов: вида деятельности, срока страхования, степени стабильности рыночных отношений, курса валюты, экономической политики правительства и др. Для каждой туристской организации риск индивидуален, следовательно, надо по возможности индивидуализировать и ставки страховых взносов.

Риск непогашения кредитов

Важными видами страхования туристских организаций являются такие,

как страхование рисков непогашения кредитов и ответственности заемщика за непогашение кредита. Объектом первого выступает несвоевременное полное погашение кредита и процентов за пользование кредитом в течение установленного договором кредитования срока.

Субъекты страхования: страховая компания — страховщик и банк (кредитное учреждение) — страхователь. При страховании риска непогашения кредита обязательным условием становится проверка кредитоспособности заемщика кредита (туристской организации).

Обязательным условием страхования риска непогашения кредита является также строго целевое использование кредита. Поэтому банк должен периодически (не реже одного раза в квартал) требовать баланс кредитозаемщика на предмет проверки расходования полученного кредита.

В отличие от страхования рисков непогашения кредитов договоры страхования ответственности заемщиков за непогашение кредита заключаются между страховой компанией (страховщиком) и туристской организацией (страхователем). Объектом страхования является ответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит, за своевременное и полное его погашение, включая процент за пользование. Страховым событием считается возможность неполучения банком возврата кредита (с процентами) в течение 20 дней после наступления срока его погашения. Ставки страховых взносов зависят от срока страхования (пользования кредитом), исходя из степени риска платежеспособности заемщика.

Правила и условия страхования ответственности заемщиков за непогашение кредитов в целом аналогичны применяемым при страховании риска непогашения кредита. К основным их положениям следует отнести:

1. договор страхования установленной формы в двух экземплярах на основании письменного заявления страхователя;

2. справку-расчет страховых платежей и копию кредитного договора, которые страхователь представляет одновременно с заявлением.

На основании представленных документов страховщик, исходя из страховой суммы и установленных тарифных ставок, исчисляет страховые взносы. Страхованию подлежит, как правило, не вся ответственность заемщика, а определенная ее часть (от 50 до 90%). Остальная доля ответственности возлагается на самого страхователя. Страховая сумма устанавливается пропорционально определенному в договоре страхования проценту ответственности страховщика из всей суммы, подлежащей возврату по кредитному договору задолженности.

При намерении заключения договоров страхования риска непогашения кредитов с банками и ответственности заемщиков за непогашение кредитов с туристскими организациями страховые компании обязаны учитывать (и обычно делают это) финансовое состояние и репутацию заемщика с точки зрения его финансовой устойчивости, кредито- и платежеспособности.

2.3 Тенденции и перспективы изменения страховых потоков в международном туризме

Тенденции и перспективы изменения страховых потоков в международном туризме связаны напрямую с путешественниками, поскольку обязательным требованием получения визы, необходимой для выезда за рубеж является страховка.

Специалисты в сфере страхования отмечают, что их бизнес пострадал значительно меньше, чем туризм. Этому в большей мере помогло то, что страхование – диверсифицированная деятельность. Например, туристы могут легко отказаться от намерения совершить поездку и, выбранная ими туркомпания быстро почувствует спад спроса и недополучит прибыль. А вот автовладельцы не вправе пренебрегать страхованием своей гражданской ответственности, ведь таково требование закона. Таким образом, денежные потоки на страховом рынке более стабильны.

В связи с отменами визового режима в некоторых странах, количество покупаемых страховок несколько уменьшилось, по мнению участников рынка всего на 5%[8] . Но таких легкомысленных россиян все меньше. В страны Шенгенского соглашения без страховки невозможно получить визу в принципе, а для отдыха на традиционных ‘российских здравницах’, например в Турции или Египте, люди, как правило, приобретают у туроператоров путевки, включающие в общий пакет страховку.

Трагические случаи гибели туристов за границей вновь и вновь показывают, что стандартные полисы не покрывают ряд рисков. Например, если клиент туркомпании гибнет, страховщик оплатит лишь репатриацию тела, а компенсация же за потерю кормильца не предусмотрена. Самостоятельно решать свои финансовые проблемы приходится и временно потерявшим трудоспособность. Так же поисково-спасательные работы – отдельный риск, который не входит в «стандартную комплектацию» полиса путешественника. В следствии этого распространенным у туристов стало самостоятельное приобретение страховки, поскольку турфирмы, дабы не нести лишние расходы, приобретают по большей части дешевые страховые продукты для своих клиентов - по такому полису туристов отправят лечить травмы и болезни в далеко не самую лучшую местную клинику. Как правило, полис приобретенный у турфирмы турист получает непосредственно перед вылетом вместе с билетами, поэтому ознакомиться с подробностями договора и его нюансами до приобретения полиса он не имеет возможности. Обязательства по предоставлению полисов у турфирм есть, а вот ответственности за их качество и полноту — никаких.

Начало второго полугодия, сопровождавшееся природными катаклизмами в Европейской части России, уже оказало влияние на потребительское поведение россиян и опосредованно - на рынок страхования путешественников. Специалисты отмечают, что последней тенденцией стал рост прямых продаж полисов страхования выезжающих за рубеж. В июле - начале августа в связи с аномальной жарой и смогом от лесных пожаров во многих крупных городах увеличилось число людей, желающих выехать быстро и самостоятельно, по результатам опроса из 100 россиян 45 предпочли «переждать» непогоду за границей[9] . Следствием этого стал рост числа туристов по направлениям с упрощенным въездом – Египет, Турция, Кипр, Болгария.

Египет и Турция по итогам первого полугодия 2010 года стали абсолютными лидерами по количеству страховых случаев и объему выплат туристам, сообщает пресс-служба[10] одной из наиболее популярных российских страховых компаний. В число стран-лидеров по количеству страховых случаев и объему выплат путешественникам по итогам первого полугодия 2010 года вошли: Египет, Турция, Таиланд, Австрия, Франция, Германия, Италия, Испания, Индия и страны шенгенской зоны. На расположение мест в рейтинге (см. ниже) повлиял сезонный характер отдыха. Если же брать статистику за целый календарный год, то за 2009 год тройку стран-лидеров и по числу страховых случаев и по объему выплат составляют Турция (31 826 случаев; 128 млн. рублей), Египет (8127; 27,6 млн. рублей), Таиланд (1537;14,1 млн. рублей). Всего за 2009 год общая сумма выплат по страхованию выезжающих за рубеж составила 372 млн. рублей – и это данные только одной страховой компании

Страховые компании готовы учитывать все возможные пожелания путешественников, но самым востребованным, по мнению страховщиков, остается пока лишь страхование от невыезда, на втором месте страхование медецинских расходов, а самым непопулярным страховым случаем является страхование багажа.

Рост продаж страховок путешественникам ожидается и в преддверии новогодних праздников, поскольку уже довольно большая часть россиян предпочитает встречать их в ближнем зарубежии – страны Прибалтики и Восточной Европы. Ежегодно за границей на зимних каникулах отдыхает порядка 20% россиян. Соответственно увеличится и страховой поток по этим направлениям, что обусловленно увлечение экстремальными видами спорта у туристов, который наиболее травмоопасен. Страховки для такого рода отдыха дороги, но и путешественники не пренебрегают ими, поскольку лечение травм полученных на горнолыжных курортах может обойтись еще дороже. Предположить всплеск популярности горнолыжного отдыха этой зимой можно еще и по тому, что финансовое состояние россиян начало стабилизироваться.

В связи с тем, как упоминалось выше, что турфирмы предлагают низкокачественные страховые продукты, в России начала обсуждаться идея предложенная Ассоциацией туроператоров России (АТОР) введения обязательного медстрахования выезжающих за рубеж туристов. У участников рынка пока нет единого мнения, стоит ли унифицировать наиболее распространенные риски.

Одни эксперты опасаются, что как только страхование станет обязательным, это может отразиться на качестве услуг; другие считают, что существенных изменений в работе туроператоров не произойдет, так как сегодня практически все компании включают в турпакет страховку и это вряд ли сильно отразится на стоимости путевки, поскольку ее цена в большей степени зависит от изменения цен отелей, топлива у авиаперевозчиков и т.д..

Прошлый 2009 год, когда из-за кризиса экономика переживала не лучшие времена, запомнился несколькими громкими банкротствами отечественных туроператоров и многочисленному сокращению штатов среди страховых. Это подтолкнуло российские власти к принятию закона, предусматривающего увеличение размера финансовых гарантий туристических компаний и направленного на выдавливание с рынка недобросовестных игроков.

Все игроки рынка уверены в том, что их численность в ближайшее время существенно сократится. Эксперты полагают[11] , что к 2011 году на рынке должно остаться десять ведущих туроператоров по массовым направлениям, которые и поделят между собой рынок, что скорее всего приведет и к выделению лидеров среди страховых компаний, чьи продукты будут наиболее привлекательны по соотношению цена-качество.

Заключение

В последнее время в России проявились острые недостатки страхового рынка, но их можно преодолеть если достаточно квалифицированные специалисты будут проявлять должное внимание к ним. По большому счету эта сфера еще плохо развита в России. Страхование это довольно обширная область деятельности, требующая много знаний, умений, но в него часто попадают малограмотные люди (например, страховым агентом может стать любой человек достигший совершеннолетия и какого-то специально образования для этого не требуется).

Главной отличительной чертой современной идеологии развития страхового дела в нашей стране по-прежнему остается ее значительный отрыв от страховой реальности, т.е. от объективных отношений, в которых реализуются интересы основных участников страхового рынка: страхователей, страховщиков и государства.
Одной из основных причин этого является неразвитость научной базы управления страховой деятельностью как на макро-, так и на микроуровне. Можно ожидать, что отсутствие адекватного представления об основных закономерностях и условиях воспроизводства страхового капитала в современных российских условиях приведет к серьезным затруднениям в реализации одобренной правительством в сентябре 2002 года «Концепции развития страхования в РФ»[12] , к дальнейшему распространению нерепрезентативных (то есть рассматриваются не все российские страховые в целом, а отдельная совокупность компаний) систем оценки надежности и рейтингования страховщиков, к неэффективности страхового маркетинга и менеджмента страховых компаний, к сохранению недоверия страхователей и потенциальных поставщиков капитала к страховому бизнесу, к тому, что в отрасли надолго сформируется неблагоприятная предпринимательская среда.
Необходимо повышать научную базу, поскольку нехватка квалифицированных исследований состояния и перспектив развития экономических отношений в страховой сфере может привести к дезориентации юридической составляющей страховой науки, которая по определению является производным от экономической базы страхового рынка. В связи с этим возникает опасность того, что законотворчество в области страхования превратится в процесс разработки и принятия нормативных актов, не в полной мере отвечающих реальным потребностям рынка, а эффективность активно осуществляемой в последнее время в этой области деятельности может оказаться ниже ожидаемой.
Без обеспечения приоритетности научных исследований экономических основ страховой деятельности не удастся преодолеть преобладающую в настоящее время в страховом сообществе неадекватность оценок состояния и перспектив страхового бизнеса в России и обосновать, наконец, пути подлинного развития реального страхования, которое в нашей стране уверенно деградирует в течение вот уже 12 лет .
Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ, ч.II гл. 48 «Страхование»

2. ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности», 24.10.1996

3. Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании"

4. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)», от 12.07.2010, Р-1230

5. Вильде Т., Saint Petersburg Business Guide : «В России обсуждается идея введения обязательного медстрахования выезжающих за рубеж туристов», http://www.spbgid.ru/index.php?news=205321

6. Гвозденко А. А. Страхование : учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, Г25 2006. - 464 с.

7. Дранкина Е., Журнал «Деньги» № 40 (697) от 13.10.2008 «Издержки кризисного отдыха»

8. Исследование Агенства экономической информации ПРАЙМ-ТАСС www.prime-tass.ru «Какие страны самые опасные для российских туристов по статистике российских страховщиков?»

9. Казанцев С.К., Основы страхования, уч, пособие, Екатеринбург 2005 изд-во ИПКУГТУ, 62 с.

10. Квартальнов В.А. Туризм: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2003, 320с.

11. Лайков А.Ю., монография «Перспективы страхового бизнеса в России в условиях ограничений»

12. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 422 с.

13. Хачатурян К.С., Электронный учебно-методический курс «Страхование», http://www.e-college.ru/xbooks/xbook161/book/index/index.html , 2010

14. Шваб С., Интервью для СМИ «Туринфо», 26.08.2010, директор департамента страхования путешественников СК «РОСНО»

15. Отчет «Итоги развития страхового рынка в 2009 году» Центра стратегических исследований «Росгосстраха», 16.03.2010


[1] Квартальнов В.А. Туризм: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2003, 320с.

[2] http://spb-tei.ru/2008/01/21/rol-strakhovanija-v-sisteme-rynochnykh.html

[3] Все эти основные понятия страхования содержатся в договоре страхования, который заключается на основе Закона РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г. и новой редакции Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г.

[4] С.К. Казанцев, Омновы страхования, уч, пособие, 62 стр., Екатеринбург 2005 изд-во ИПКУГТУ

[5] Гвозденко А. А. Страхование в туризме: Учебное пособие/А. А. Гвозден­ко. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 256 с.

[6] ФЗ -132, «Об основах туристской деятельности в российской Федерации», 26.11.2006

[7] Гвозденко А. А. Страхование в туризме: Учебное пособие/А. А. Гвозден­ко. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 256 с.

[8] Вильде Т., Saint Petersburg Business Guide : «В России обсуждается идея введения обязательного медстрахования выезжающих за рубеж туристов», http://www.spbgid.ru/index.php?news=205321

[9] Опрос подготовила Ассоциацией туроператоров России, www.atorus.ru/ratings

[10] Шваб С., Интервью для СМИ «Туринфо», 26.08.2010, директор департамента страхования путешественников СК «РОСНО».

[11] Дранкина Е., Журнал «Деньги» № 40 (697) от 13.10.2008 «Издержки кризисного отдыха»

[12] Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего