Главная              Рефераты - Разное

История азартных игр - реферат

Китай, Индия, Древняя Греция, Рим и Египет – нет такой древней цивилизации, которой не оставили бы историкам свидетельств увлечения азартными играми.

Родоначальником костей можно считать и астрагалы – путовые суставы животных, и четырёхгранные кубики с углублениями (тоже называвшиеся астрагалами), и пластинки с двумя сторонами, чёрной и белой (как в древнерусской игре «зернь»), даже орехи дерева вибхидака (Индия).Существовали кости и пирамидальной формы – древнейшие из них обнаружены при раскопках в царской гробнице шумерского города Ур (III тысячелетия до нашей эры). Некоторые из древнеегипетских костей величиной были с теннисный мяч и по форме тоже приближались к шару: так много у них было граней!

Среди игр в кости были распространены игры в чет и нечет, бросание костей в круг, метание костей с целью забрасывания их в специальные отверстия. Известны были гадания с помощью костей. Игроки относились к своим игральным костям благоговейно и даже и даже с некоторым страхом – как к живым существам или властительным духом. С ними беседовали, шептались, произносили заклинания и пытались умилостивить безрассудными обещаниями.

В «Махабхарате» эпизод игры в кости включён в основную сюжетную линию поэмы – повествование о борьбе двоюродных братьев пандавов и кауравов (отображение ведийского мифа о борьбе богов, представляющих верхнюю часть Космоса, и асуров – демонов нижнего мира):Юдхиштхира, старший из пандавов, проигрывает карувавам царство братьев, себя и Драупади – общую жену пандавов. В самом знаменитом эпизоде «Махабхарате» - сказании о Нале и Дамаянти, весь сюжет строиться вокруг игры в кости. Наль, играя костями, заколдованными злым духом Кали, проигрывает своё царство и удаляется в изгнание; кости превратившиеся в птиц, догоняют его и обманом отнимают последнюю одежду. (Впоследствии Наль, обучившись тайнам игры, возвращается к жене и отыгрывает царство.)

Наряду с игрой в кости в древней Индии была распространена практика предсказывания будущего на костях, – так называемая рамала: кубической формы кости нанизывались в ряд на ось; вращая кости вокруг оси, получали магические числа, соотносящиеся со страницами гадальных книг.

В Древней Греции изобретение костей приписывалось греку Паламеду, участнику Троянской войны (Софокл). По другой версии (Геродот), кости, наряду с другими древнегреческими играми, изобрели лидийцы (народ, населявший Малую Азию) в эпоху правления Атиса, чтобы отвлечься во время великого голода («один день все время занимались играми, чтобы не думать о пище, а на другой день ели, прекращая игры»).

В Древней Греции существовало два типа костей: кубы, идентичные современным костям (назывались «бочонки», играли тремя, позднее – двумя), и астрагалы (имели четыре грани с разметками в виде углубления: соответственно 1, 3, 4, б; играли четырьмя астрагалами). Были известны игры: чет и нечет; попадание кости в отверстие в доске; бросание кости в начерченный круг. Бросок кости называли ударом.

Кости выбрасывали из специальной кружки: тот, у кого выпадала наибольшая сумма очков, выигрывал. Различные комбинации очков на выброшенных костях носили имена богов, героев, гетер и знаменитых мужей (наихудший бросок назывался «собакой», наилучший – «Афродитой»), могли считаться счастливыми и несчастливыми. Во время пира победителя в игре в кости обычно избирали симпосиархом. Существовали и специальные игорные дома для игры в кости.

В Древнем Риме играли аналогичным способом (броски носили сходные названия). Хотя игра в кости была официально запрещена в Древнем Риме и разрешалась лишь во время праздника Сатурналий, она приобрела исключительную популярность: ею увлекались римские писатели и императоры (император Клавдий даже написал руководство по игре в кости, которое, к сожалению, не сохранилось). Первый известный закон против азартных игр – Lex aleatoria (аlеа –игральная кость) был утвержден в Риме в III веке до Н. Э. Он запрещал кости – азартные игры и разрешал все остальные: общественные, спортивные, в том числе и гладиаторские.

В Древней Греции и Риме кости использовались также для гадания: их бросали в воду, а также на особые таблицы с пронумерованными советами и изречениями (номера соответствовали выброшенным очкам). Гадающий мог брать в одну руку кость «за себя», другую – «за бога», соотношение очков позволяло установить, утвердительно или отрицательно ответил бог на поставленный вопрос. Гадальные кости посвящались Гермесу (Меркурию).

О распространении игры в кости у древних германцев свидетельствует Тацит (в книге «О происхождении германцев и местоположении Германии » ), отмечая при этом крайнюю азартность игры и жесткость правил: «...потеряв все свое достояние и бросая в последний раз кости, назначают ставкой свою свободу и свое тело. Проигравший добровольно отдает себя в рабство и, сколько бы моложе и сильнее выигравшего он ни был, безропотно позволяет связать себя и выставить на продажу».

Многие древние народы, включая североамериканских индейцев, ацтеков, майя, островное население юго-тихоокеанского региона, эскимосов и африканцев, играли в кости, сделанные из разнообразных материалов и обладающие различной формой и маркировкой. Кости изготовлялись из сливовых и персиковых косточек, семян, костей овец, бизонов, карибу, лосей, из оленьих рогов, гальки, керамики, скорлупы грецких орехов, из зубов бобров и сурков. Позднее (в Древней Греции и Риме) кости обычно делали из слоновой кости или костей других животных, а также из бронзы, агата, горного хрусталя, оникса, черного янтаря, алебастра, мрамора, фарфора и т.д.

Кости кубической формы с маркировкой, практически идентичной современной, были обнаружены при археологических раскопках в Китае (относятся к 600 году до н. э.) и в египетских гробницах, датированных примерно 2000 году до н. э.

В эпоху средневековья кости практически постоянно находились под официальным запретом: Оттон Великий в 952 год запретил играть в кости духовенству, Генрих II Английский в 1188 г. - крестоносцам. Запретительные акты неоднократно издавались в течение. XII-XIV вв. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона приводит следующие сведения об истории игры в кости в средние века: 414з указа Людовика Святого, 1255 года, видно, что во Франции существовали для выделки костей особые мастерские и довольно многочисленный класс ремесленников.

Указы 1291, 1319 и 1369 годов запрещают игру в кости, но это, видимо, не действовало, так как в 1396 году появился указ против распространившихся поддельных костей (которые, видимо, существовали во множестве: так, поэт Франсуа Вийон в своем «Большом завещании» завещает приятелю шулерские кости, неравномерно залитые изнутри свинцом). Кроме игры на деньги, где выигрывал имевший наибольшее число очков, существовало много других игр, принадлежностью которых были кости: Иоанн Салисбюринский насчитывает десять таких игр. В основной истории игральные кости значительно теряют свою популярность, хотя во время Тридцатилетней войны ландскнехты очень их любили» .

Запреты не мешали играм в кости оставаться любимым времяпрепровождением в замках и городских домах: играли обычно тремя костями (согласно Исидору Севильскому, три кости обозначают настоящее, прошлое и будущее), которые бросались на деревянную или мраморную доску. Употреблялись и кости без меток на гранях, которые выбрасывались на доску, разделенную на шесть секторов: каждому сектору соответствовали очки от 1 до 6. Особенно часто играли в кости (и гадали) на Рождество и Новый год (французская рождественская «играв гуся» - на специальной доске с изображением гуся).

Попытки средневековой идеологии истолковать игры в кости в духе христианской символики также несут на себе печать двойственности. В игре, изобретенной епископом Вибальдом из Камбре (Х в.) с целью отучить монахов от азартной игры на деньги, комбинации величин на костях обозначают христианские добродетели: 1. 1. 1 - любовь, 1. 1. 2 - вера, 1. 2. 4 - целомудрие и Т. д. Монах, «выигравший» высшие добродетели, облекался правом обучать им остальных монахов. Епископ Герберт, впоследствии папа римский Сильвестр II, изобрел ритмомахию - игру, похожую на шахматы, в которой вместо фигур играли костями с очками. В то же время в целом ряде текстов изобретение костей приписывается дьяволу, который при их помощи выигрывает души. Согласно некоторым текстам, очки на гранях кости символизируют «злонамерения» дьявола против того или иного персонажа христианского пантеона: единица отмечена дьяволом против Бога, двойка - против Бога и Богородицы, тройка - против Троицы и Т.Д. Однако играв кости может служить и спасению души: святой Петр, спускаясь в Ад, берет с собой кости, чтобы обыграть жонглера, стерегущего грешников, и тем самым спасти их души.

О бытовании игр с костями животных (игры в «лодыжки», «костыги», «козули») у славян и на языческой Руси свидетельствуют многочисленные археологические находки на обширной территории, включающей как славянскую прародину (Польша, отроги Карпат и БеСкид, Волынь), таки районы более позднего расселения славян (Новгород, Восточная Украина). Кости сохранили популярность в низших слоях общества и после христианизации славян, о чем свидетельствуют гневные обличения костей христианскими проповедниками. В России чаще всего употребляется простейший вариант игры в кости - зернь. Небольшие косточки с белой и черной сторонами бросали на стол. Выигрывал тот, у кого они падали условной стороной. Игра в зернь, как и игры в карты, считалась предосудительной, игроки подлежали наказанию. Однако в 1667 году при царе Алексее Михайловиче зернь и карты в Сибири были отданы на откуп (правда, через год этот указ был отменен). В зернь играли в основном в корчмах и кабаках, где для этого отводились тайные кабацкие бани. Существовали профессиональные игроки в зернь и шулера. В XIX начале ХХ века игры в кости (лодыги, лодыжки) фиксировались этнографами в районах русского Севера. Играли в основном во время святок; кости раскрашивались в разные цвета (красный, черный, желтый); передаваясь от игрока к игроку в качестве платы за проигрыш, они могли существовать десятки лет (костями расплачивались также при святочных играх в карты).

В острогах играли парой костяных кубиков с очками на гранях («быками»). Каждая комбинация очков носила свое название, например: 1-1 - голь, 1-2 - тройка, 2-2 - чиква, 2-3 - петух, 5-6 - с пудом, 66 - полняк. Кости, а также окрашенные и меченые дощечки служили у русских крестьян для бросания жребия при разделе земли, определения равенства в гельхозра6отах или при разрешении тяжб.

Игра в домино, которую частенько еще пренебрежительно именуют «козлом» или «забиванием козла», так прочно и уютно прижилась в наших дворах, что с трудом верится в ее древнюю и благородную историю.

Костяшки домино произошли от всем известных игральных костей. Согласно китайским легендам эту игру изобрели приблизительно в XII веке. В Корее и Индии домино до сих пор служит инструментом для предсказания судьбы. Так что первоначально эти костяшки предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. Ведь азарт и божественное откровение – две вещи несовместные». На Востоке известно 47 различных игр с использованием домино. Существуют домино с цветными костяшками, где цвет обозначает достоинство. Названия игр чрезвычайно поэтичны: «гвоздики в тумане», «войти в погоду», «прыжок газели».

Есть версия, что игру в домино создали монахи-доминиканцы. Во-первых, так называлась одежда духовных лиц – преимущественно черный плащ с капюшоном. Во-вторых, само название игры в домино происходит от латинского корня «dominans», что означает – господствующий, главный и является началом обращение в католической мессе: «Dominus vobisсит» (Господь, да пребудет с вами). Выдвинуто предположение, что в домино зашифрована господствующая система устройства мироздания – универсальный закон Гармонии макро- и микрокосмоса: игра в домино имеет семь цифровых знаков (от 0 до 6 ), что символизирует, в частности, семь планов бытия и семеричное строение Вселенной.

Люди очень давно играют в рулетку. С тех самых пор, когда в Монте-Карло появились европейские казино. Нам известны два варианта происхождения колеса фортуны. Согласно версии номер один, колесо изобрел математик Блез Паскаль в 1655 году. Правда, его задачей было придумать приспособление не для проведения времени за азартными играми, а для изучения вероятностей. По второй теории рулетка пришла к нам из древнего Китая. Существует версия, что китайцы имели обыкновение играть на досуге в игру под названием «Магическая площадь», используя при этом фигурки 37 животных. В Китай приехал французский проповедник, увидел игру и придумал закрепить статуэтки на колесе, а потом и вовсе заменить их цифрами.

Сегодня уже никто не играет в «Магическую площадь», зато изобретение французского проповедника снискало всемирную известность.

Карты также имеют древнюю историю. Происхождение их точно не установлено.

По одному из предположений, первые карты с фигурами появились в Индии. Они изготовлялись из китайской лакированной клеенки в виде маленьких кружков. В старинных индийских картах было восемь мастей, или армий, которые отличались одна от другой различными эмблемами и цветом. В каждой масти – 12 карт. Вся колода – 96 карт. Из фигур известны король и визирь. Игра состояла в защите короля остальными фигурами и простыми солдатами –пешками или нумерованными картами. Однако Индия, как считают некоторые исследователи, не является родиной карт: рисунок этих карт персидского, а не индийского стиля, а принцип игры больше напоминает шахматы.

Другая версия говорит о возникновении карт в Китае в VII–VIII веках. Изготавливались они с помощью гравировки изображения на хлопчатой бумаге.

Карты делились на две неравные части: вверху – цитата из какой-либо пьесы, внизу – сценка, иллюстрирующая цитату. Следовало верно соединить текст и иллюстрации. В XII веке в Китае появились и игральные карты, где фоски отсутствовали: в колоде из 36 карт существовало 4 масти. Девять карт каждой масти имели свой титул (по восходящей) согласно титулам государственных чиновников в Китае. Эти карты уже использовались и для игры, и для гадания.

Японские карты VII–IX веков были предназначены для обучения, а также для утонченных литературных забав образованных людей. Изысканными необычным был материал, из которого изготавливались карты: перламутровые створки раковин, на которых были изображены строчки стихотворений. Нужно было правильно собрать стихотворение так как первые карты попалив Италию «из страны Сарацин», т.е. от арабов после первых крестовых походов, то считалось также, что карты изобретены арабами.

Наиболее полно и последовательно (на русском языке) история карт изложена в Энциклопедическом словаре Врокгауза и Ефрона: ввсего вероятнее, что карты изобретены в Китае. В словаре Чинг-цзе-Тунга, сделавшемся известным в Европе в 1678 году, говорится, что карты изобретены в 1120 году (по христианскому летоисчислению), а в 1132 году были в Китае уже в повсеместном употреблении.

В Европе игральные карты появляются не раньше эпохи крестовых походов. Одно из первых документальных известии о картах относится к 1379 году. Итальянский живописец Николо Кавеллуццо вносит под этим годом в хронику своего родного города следующее известие: введена в Витербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб» (карты также упоминаются в датированной 1377 годом хронике немецкого монаха Йоганнеса, жившего в Швейцарии. Хроника, хранящаяся в Британском музеев Лондоне, называет карты 4мудрой и нравоучительной игрой»). Едва ли, однако, карты были изобретены арабами: закон Магомета запрещает правоверным изображать человеческие фигуры. Древнейшая карточная игра – тарок – была изобретена в Италии. Общепринятого типа для карт здесь долгое время не было.

Сохранились итальянские карты, гравированные на меди в Падуе, Венеции или Флоренции в 1845 году; их приписывают резцу известных граверов – Мантеньи или Финигуэрры. Карты эти отличаются очень тонкими красивым рисунком, прекрасною гравировкою, отчетливого, хотя несколько бледною печатью. Величиною они 9 дм в длину и 3, 5 в ширину (китайские карты не превышают 3, 5 дм в длину и 3, 5 дм в ширину). В Испании выделка карт никогда не достигала такого художественного исполнения, как в Италии. Там была изобретена своя национальная игра – hombre, появившаяся в измененном виде во Франции и России, где при Екатерине II от игры в ломбер произошло и название столов для карточной игры. Испанцы пристрастились к игре в карты не менее, чем итальянцы; спутники Колумба, устроив первое европейское поселение на острове Сан-Доминго, прежде всего занялись фабрикацией карт из пальмовых листьев...

Немцы выделывали итальянские тароковые карты, но в половине XV века появились в Германии и национальные масти.

Господствовали масти, принятые в современных немецких картах: сердца (Herzen, Rot), зелень (Grun), желуди (Eicheln, Eckern) и бубенчики (Schellen). Одна из самых старинных игр, изобретенных в Германии, — ландскнехт. В Германии (как и в других странах) игральные карты применялись к педагогическим и тому подобным целям; явились карты географические, исторические, хронологические и прочие. В 1507 году бакалавр теологического факультета в Кракове Томас Мернер в своем сочинении н Chartiludium logicae» учил логике по картам, разделив ее положения по мастям. Были и политические (первоначально появились во Франции), и сатирические карты. После войны за освобождение явились в Германии портретами ее деятелей» .

Существует легенда о том, что карты современного вида введены в употребление французским живописцем XIV века, королевским шутом Сакменом Грэн?гоннером, будто бы придумавшим их для забавы слабоумного короля Карла VI и усовершенствовавшим их при Карле VII. Но и эта версия неудовлетворительна, так как существует документальное упоминание о появлении карт в Италии еще раньше.

Однако в ХV веке во французских картах устанавливается тот тип, который ныне находится в повсеместном употреблении: четыре масти — черви (coeur), бубны (car-reau), трефы (trefle) и пики (pique). Трудно решить первоначальные формы этих мастей: сердца, бубенчики, желуди и листья плюща — в Германии или Франции; несомненно, что формы эти являются во многих готических орнаментах. По одному из предположений четыре масти французских карт изображают собой четыре главнейших предмета рыцарского обихода: трефы — эмблема меча, пики – копья, бубны – знамена или гербы, червы – щиты.

Так как против карточных игр постоянно издавались строгие законы, ремесло выделки карт во Франции было только терпимо, фабриканты их причислялись к цеху бумагоделателей и рисовальщиков. Только в 1581 году образовалась корпорация карточных фабрикантов, существовавшая до 1789 года. В XVII столетии законы против игроков были особенно строги.

Все домохозяева, в квартирах которых играли в брелан, или игорную «академию», объявлялись лишенными гражданских прав и изгонялись из города; карточные долги и всякие обязательства по ним законом не признавались; отцы имели право взыскивать по суду деньги с тех, кому дети их проигрывали какую-нибудь сумму. Последующими законами устанавливалась еще пеняв 3000 ливров и тюремное заключение. Все это было безуспешно, так как пример страсти к игре подавали вельможи и сами монархи. Своего апогея страсть к игре достигла во Франции при Людовике XIV. Вместе с игрою развилось и шулерство, даже при дворе. Уже при Генрихе II оборотная сторона карт делалась крапленой мелким пунктирным рисунком, чтобы шулера не могли делать на ней знаков.