Главная              Рефераты - Разное

Народные игры: история возникновения, социальная сущность, виды. - реферат

Народные игры: история возникновения, социальная сущность, виды.

Реферат

Выполнил: студент 1курса факультета культурологии группы ртп12/1б Яковлев Алексей .

2012-2013гг.

Игровая деятельность представляет собой самостоятельный вид деятельности, присущий человеку. Ее формирование относится к начальному этапу становления человека и сопутствует ему на протяжении всей истории его существования. Появление игры было оправдано необходимостью передачи опыта от одного поколения другому. Эту функцию информационного канала, обеспечивающего умелое использование сил природы и подготовку к жизни новых поколений, игра успешно выполняла и выполняет.

Возникновение игры непосредственно связано с трудом, с утилитарной деятельностью человека, обеспечивающей его превосходство над природой. Поддержание жизни, первоначально связанное с охотой, а позднее со скотоводством и обработкой земли, послужило реальной основой для отражения реальных жизненных процессов в играх детей. Эту точку зрения отстаивают ученые-марксисты. Одним из первых ее высказал Г. В. Плеханов: «Ребенок после рождения начинает подражать деятельности родителей. В жизни отдельного ребенка игра, конечно, старше труда, но в жизни общества труд предшествует игре, т. е. труд — старше игры».

Социальная функция игры заключается в подготовке к труду. Именно в игре, где моделируются реальные жизненные условия, наилучшим образом формируются качества личности, определяющие успешность трудовой деятельности человека. Но направленность этой деятельности различна. В процессе труда удовлетворяются материальные потребности. В игре же, для которой характерно максимальное проявление творческих способностей, в первую очередь удовлетворяются духовные и двигательные потребности. Поэтому игровая деятельность направлена на совершенствование самого человека, его психической и физической деятельности.

Отмеченные особенности объясняют ту тесную взаимосвязь и взаимное влияние, которые существуют между трудом и игрой. В этом находит свое выражение социальная функция игры, обеспечивающая развитие как отдельного индивидуума, так и общества в целом.

Здесь и уместно отметить, что многие проявления в культурной жизни и искусстве обязаны своим существованием игре, под влиянием которой формируются способности к творческому самовыражению. Развитие фантазии, интуиции, изобретательности, так необходимых в сфере науки и техники, также происходит в процессе игры. Но самым важным аспектом влияния игры следует признать осуществляемую через нее социальную интеграцию. И в этом отношении особенно важны спортивные игры как социальная форма организации совместной деятельности по достижению общей цели. Каждый коллектив играющих есть не что иное, как социальная микросистема со своим распределением ролей и характером взаимоотношений между участниками.

Таким образом, игра — специфическая форма упражнений, возник- тая и развивающаяся параллельно с развитием человеческого общества. Здесь можно выделить четыре аспекта: биологический, социальный, психологический и педагогический. Каждый из них позволяет обрисовать значение этого вида деятельности при решении вопросов становления и совершенствования природы человека. Но только в их совокупности можно представить истинную ценность игры как явления, порожденного силой и могуществом человеческого разума.

Между тем существуют ограниченные, а порой и ошибочные толкования ее сущности, и в частности как биологического проявления. С этой точки зрения игра характеризуется как явление врожденное, имеющее рефлекторную природу. Игры животных приравниваются к играм человека, а сам он отдается во власть не поддающегося контролю, неосознанного стремления к игре во всех ее проявлениях. Отсюда берет свое начало теория так называемой свободной игры, отрицающая необходимость какого-либо педагогического вмешательства в выбор, а самое главное — в ход игры.

Эта точка зрения гиперболизирует природные корни игровой деятельности, игнорируя особенности человека как носителя высших форм сознания. Тем самым она принижает его и низводит до положения раба инстинктов, тогда как игры человека, имея те же корни, что и игры всего животного мира, представляют собой качественно новую ступень, равно как и сам человек по отношению к остальному миру. Игры людей — это прежде всего продукт деятельности сознания человека, форма его творческой, преобразующей деятельности. Об этой особенности хорошо сказал А. М. Горький: игра — это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить».

Сложность игры, многообразие ее проявлений и, следовательно, широкий спектр ее воздействия, безусловно, затрудняли ее точное определение. Делалось множество попыток дать ее определение, рассматривая лишь один из ее аспектов. Но с односторонних позиций сделать это весьма сложно. В наши дни наиболее полным представляется следующее определение. Игра — это «добровольное удовлетворение нематериальной потребности индивида в физической и эстетической активности через посредство творческой общественно значимой деятельности» .

С развитием общества роль игры в его жизни возрастает. Этому способствует научное обобщение богатого опыта, раскрытие ее сущности; возрастание умения правильно использовать ее при решении различных социальных задач и развитие самой игры, ее содержания, что само по себе опровергает ложный тезис о ее неизменности, вечном характере и предопределенности проявлений.

Развитие игры непрерывно и протекает под воздействием множества факторов. Первыми следует назвать материальные условия существования. Изменения условий жизни отражаются в содержании игр. Другой фактор — накопление жизненного опыта, народной мудрости. Игры — один из элементов культуры, результат народного творчества.

В них отражены традиции народа, вековой уклад его жизни и быта. Лучшая иллюстрация этого — национальные игры. Недаром одна из монгольских пословиц гласит: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».

Развитие игр тесно связано с морально-этическими и экономическими отношениями между людьми. Поэтому в ряде игр проявляются классовые антагонизмы, типичные для данной общественной формации. Правящие классы культивируют свои игры и традиционно презрительно относятся к общедоступным народным играм. Но вместе с тем с самого начала возникновения классового общества правящие сословия с помощью игр стремятся вносить в сознание народных масс нужную им идеологическую закваску, пытаясь таким образом воспитать «образцовых граждан» и послушных солдат. В современном буржуазном спорте этим устремлениям отвечает искусственно стимулируемый культ силы, вандализма, процветающий на игровых стадионах Запада. Насилие возводится в норму отношений между людьми. Так насаждается звериная идеология.

Лапта

Лапта? — русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песапалло в Финляндии, ойна в Румынии и другие.

Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А. И. Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

История русской лапты

При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. В Российской империи игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводиться в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено.

11 ноября 1986 года вышло Постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», после чего проведение всероссийских турниров было продолжено. В 1996 году была создана межрегиональная федерация русской лапты, в 2003 году она была преобразована в общероссийскую общественную физкультурно-спортивную организацию — Федерацию русской лапты России, объединяющую 46 региональных отделений в субъектах нашей страны. В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации. Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных групп, всероссийских традиционные детско-юношеские турниры. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, а также в спортивных залах и манежах.

Создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила соревнований, различные методические пособия по технической, тактической, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации проведения соревнований. Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией русской лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для ДЮСШ, готовится к изданию пособие «Технология тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки». Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека-быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т. д. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми.

Учащиеся 5-6 класса за одно занятие могут научиться игре в русскую лапту, что не под силу в других игровых видах спорта. И самое главное, в русской лапте не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном русском национальном виде спорта. На сегодняшний день норматив «Мастер спорта России» выполнили более 300 спортсменов, активно занимающихся русской лаптой в нашей стране.

Во многих городах и районах сельской местности субъектов РФ открылись отделения по русской лапте в ДЮСШ: в республике Башкортостан, Воронежской, Новгородской, Томской, Челябинской, Тульской, Амурской, Свердловской областях и других регионах.

Вариант «Переменки»

На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идёт отбивать его, а тот, кто отбивал, отбивать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, то есть десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал. Если игроки в поле поймали отбитый мяч «с лету», то происходит смена команд.

Вариант «Чиж»

В этом варианте вместо мяча используется деревянный четырёхгранный «чиж» c заострёнными концами и с цифрами на гранях: I, II, III и IIII (вероятность выпадения каждой цифры составляет ¼).

Ручеек

«Ручеёк» — русское детское (не только) подвижное развлечение (игра), известное с давних пор.

Участники (теоретически от 4-5, чем больше, тем лучше) разделяются на пары (чаще разнополые), взявшись за руки они встают в две колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель. В первом варианте есть водящий — он входит в коридор, где, беря за руку, выбирает себе пару, разбивая одну из старых пар, новая пара встаёт в противоположной входу стороне «ручейка», а освободившийся человек становится водящим, и т. д.; для интенсификации процесса при большой длине «ручейка», может быть сразу несколько водящих. Во втором варианте чётное количество участников и пары постоянны, просто пары с одного конца тоннеля переходят по нему в другой конец, и т. д Часто игра идёт под музыку. Чем быстрее течёт «ручеёк», тем веселее. В детском возрасте смысл игры для участников часто сводится к возможности постоять взявшись за руки с интересными людьми.

Горелки

Горелки — старинная народная славянская игра. Слово горелки восходит к глаголу «гореть», причем изначально, видимо, в значении «любить, страдать от любви», характерном для народной поэзии: «Не огонь горит, не смола кипит, а горит-кипит ретиво сердце по красной девице…». В разных областях встречаются иные названия горелок: разлуки, разгары, огарыши, огорелыш, опрел, гори-дуб и гори-пень. Горелки изначально не были детской игрой: в неё играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. О такой функции игры идет речь в «Повести временных лет»:

«Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе»

Возникновение горелок связывают с языческими праздниками и обрядами: встречей весны, «когда славилась богиня Лада, покровительница браков и чадородия, когда самая природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовником и земля принимается за свой род» , или с праздником Ярилы или Ивана Купалы — днем летнего солнцестояния. В горелки играли на праздниках и гуляньях, когда собиралось много народу. В настоящее время горелки считаются исключительно детской игрой.

Виды горелок:

Двойные горелки

Игроки встают по четыре человека в ряд. «Горит» одна пара. На счет три последняя четверка разбегается парами (при этом руки в парах разъединять нельзя) и старается соединиться впереди водящей пары. Если любой из «горящих» поймал какую-нибудь пару, то она присоединяется к водящим, и вчетвером они становятся в первый ряд.

Шведские горелки

Игроки встают парами, но не держась за руки, а на расстоянии друг от друга, образуя «коридор». Каждой паре назначается порядковый номер. Водящий встаёт впереди, на расстоянии десяти шагов от первой пары, в руках он держит две палочки. Когда он называет номер пары, вызванные игроки бегут к нему между шеренгами, выхватывают у него по палочке, обегают стоящие пары с внешней стороны и возвращают палочки водящему. Тот, кто вернул палочку первым, приносит своей шеренге очко. В конце игры баллы подсчитываются и объявляется команда-победительница.

ящер

Я?щер (также Я?ша, белор. Я?щур) — летняя славянская игра, где главным персонажем является «Ящер», избирающий девушек. В одном из вариантов парень, изображающий ящера, должен поцеловать избранницу.

Суть игры: юноша садится в центр круга, а девушки (незамужние) начинают водить вокруг него хоровод. Потом девушки спрашивают какая девушка ему нравится. После чего, парень называет имя и, девушка, чьё имя он назвал, кидает ему платок и садится рядом с ним. Так продолжается, пока он не назовёт всех участниц. Затем они снова становятся в хоровод и пляшут. После этого юноша («Ящер») раздаёт всем девушкам платки и игра заканчивается.

Архаический смысл игры

В настоящее время не существует чётких объяснений как самой игры, так и понятия «Ящер», есть лишь несколько предположений.

Согласно теории Б. А. Рыбакова, Ящер представлял собой божество, которого пытались умилостивить, при этом, автор хоть и с оговорками, проводит параллели между Аидом и Ящером. Данная теория сразу породила много критики у фольклористов, одним из ключевых моментов которой была слабая обоснованность (натянутость) версии академика.

Т. А. Бернштам выдвинула свою версию, где делает осторожный вывод о том, что змей мог быть тотемным предком славян, и принимал участие в мужской инициации. Впрочем, если с тем, что змей являлся тотемным предком многие не спорят (в виде предков-покровителей), то роль его в мужской инициации оспаривается.

Есть мнение, что вся игра это ритуальный брак, который наделял девушку брачной способностью (инициировал).

В восточнославянском обрядовом фольклоре (календарных песнях белорусов, русских обрядовых заговорах) образ Ящера представляется в двух функциональных направлениях — вредоносности по отношению к крупному рогатому скоту и лошадям (то есть к степным скотоводам) и символа земледельческого богатства. Уникальны представления о Ящере, зафиксированные на территории Западной Белоруссии, в которых Ящер выбирает девушек для замужества, сидя в золотом кресле.

Царь горы

Царь горы — игра, задача игрока в которой занимать вершину горы или любую другую определенную правилами игры область и не пускать туда остальных игроков. Конкретные правила игры могут сильно розниться от источника к источнику. На сайте «Русские народные игры» правила игры «Царь горы» описаны так: Один из числа играющих детей взбирается на невысокую снежную горку и оттуда кричит всем с вызовом: «Я — царь горы!» Остальные участники веселья со всех сторон самоотверженно бросаются на штурм этой горки. Каждый из нападающих игроков старается сам захватить её, свергнув самозванного царя горы. В такой стремительной и веселой борьбе играющие стаскивают друг друга со снежной горки. При этом действии не разрешается резко и жестоко толкать, использовать грубые травмоопасные приемы.

Казаки-разбойники

Казаки?–разбо?йники — детская игра, популярная в XX веке. В игре принимают участие две команды. Существуют различные варианты игры, характерные для местности и национального состава (так, например, известна модификация «Бандиты-милиционеры»). Как утверждает одна из книг начала XX века, по правилам, пойманных разбойников даже наказывали ударами ремня по спине. Название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников. Точных данных о времени возникновения игры нет, но известно, что играли в неё ещё до революции. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда городовые казаки из поселений за вознаграждение ловили «воровских» казаков.

Известный сатирик М. Задорнов в очерке «Чечня: антикварные грабли России» из цикла рассказов «Мамы и войны» по-своему трактует название игры, объясняя сам термин «казаки-разбойники» необузданным вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием». С этим трудно согласиться, поскольку даже в правилах игры (см. ниже) речь идёт о двух командах, одна из которых называется «казаки», а вторая «разбойники».

Тем не менее, в истории встречается немало примеров трактовки данной игры на свой манер. Так, группировки расистски настроенные против кавказцев, утверждают, что возникновение игры в «Казаки-разбойники» тесным образом связано скавказской войной XIX века. Впрочем, полностью отрицать данную версию тоже не имеет смысла, поскольку казаки действительно принимали активное участие в той войне и, при внимательном рассмотрении, отголоски тех событий можно углядеть в правилах современной игры.

Как уже было сказано, в «Казаки-разбойники» играют по-разному. Если не принимать во внимание мелкие нюансы, все вариации можно свести к двум версиям.

Правила игры, описанные Володченко и В. Юмашевым

Как признаются сами авторы книги «Выходи играть во двор», изданной в 1984 году, «изучив несколько десятков книг, выходивших в разные годы — и двадцать, и пятьдесят лет назад, — мы не нашли в них описания этой игры».

Правила записаны ими со слов фронтовика С. К. Якуба.

Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки). Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками». По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.). Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать. Пойманных «разбойников» уводят в «темницу». «Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих. «Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего. Цель игры: переловить всех «разбойников».

Стандартные правила игры

Играющие оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть за «казаков», а кто за «разбойников». Иногда выбираются атаманы. «Разбойники» совещаются и загадывают кодовое слово (секретный «пароль»). По сигналу «разбойники» убегают прятаться («казаки» не должны подглядывать). Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у «казаков» были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее «разбойники» убегают и чем запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надёжно спрятаться. «Казаки» в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных. Через оговоренный промежуток времени (обычно 15-20 минут) «казаки» отправляются искать «разбойников». Найденного разбойника ловят («пятнают») и отводят в темницу (он не имеет права вырываться и убегать). Некоторые источники утверждают, что «казак», поймавший «разбойника», остаётся в «темнице», сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за «разбойниками» в «темнице», а «казаки» могут бежать ловить остальных. В «темнице» «разбойников» «пытают» (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой). Виды «пыток» заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными. Задача «казаков»: выведать секретное слово-пароль.

Список литературы

«Энциклопедия нашего детства»

«Детские игры» выпуск №10, 2007г.

С.К. Якуб «Вспомним забытые игры» 1988г.

Юдин А.В. «Русская народная духовная культура» М., 1999г.

Рыбаков Б.А «Язычество древней Руси» М., 1987г.