Главная              Рефераты - Разное

Куприн а. и. - Роль символических образов в рассказе а. куприна гранатовый браслет - сочинение

Куприн а. и. - Роль символических образов в рассказе а. куприна гранатовый браслет

Александр Иванович Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души, натурой сильной, кипучей. Для него были характерны громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел личный жизненный опыт заставить служить своему творчеству.
Куприн был талантливым писателем, признанным мастером короткого рассказа, автором замечательных повестей. В них разворачивается широкая, многообразная картина русской жизни конца XIX и начала XX века.
“Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья” - эти слова Александра Ивановича можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что действительность станет лучше, и мечтал о времени, когда все люди будут счастливы. Счастье, любовь - вечные темы творчества писателей, поэтов, художников, композиторов. Не обошел их своим вниманием и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. И, пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал “Гранатовый браслет” - прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”.
В этом произведении Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.
“В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному по бережью Черного моря” - начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону имеет огромное значение. Если под “молодым месяцем” понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, однако вполне реальная картина. “Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле”. Здесь эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.
Еще один символ - сама княгиня Вера Николаевна. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: “...Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах”. Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, символизирует человека, достойного настоящей, “святой” любви.
Немалое значение отводит Куприн “тучному, высокому, серебряному старцу” - генералу Аносову. Именно он, по замыслу автора, должен заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: “...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует собой мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и лишь достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность внучке.
Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, - гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила его “покойная матушка”. Кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он обладает свойством сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти. И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убьет себя”. Куприн сравнивает пять гранатов браслета с “пятью алыми, кровавыми огнями”, а княгиня, засмотревшись на украшение, с тревогой восклицает: “Точно кровь!”
Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков - только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна - княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет лишь в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: “...Ваш до смерти и после смерти покорный слуга”. К сожалению, о значении браслета Вера Николаевна догадалась слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. “И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит...”
Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было - любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит всё на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как Божий дар, как великое счастье: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”. И не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: “Да святится имя Твое!”
И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека - гранатовый браслет..