Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена
2010 года по химии
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Единый государственный экзамен по ХИМИИ
Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по химии
При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2010 года следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2010 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2010 года, приведен в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по химии.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности: базовом, повышенном и высоком. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по химии
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 45 заданий.
Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.
Часть 2 состоит из 10 заданий (В1–В10), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр.
Часть 3 содержит 5 наиболее сложных заданий по общей, неорганической и органической химии. Задания C1–C5 требуют полного (развернутого) ответа.
Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов (они прилагаются к тексту работы), а также непрограммируемым калькулятором, который выдается на экзамене.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А30) поставьте знак «
× » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
Электронная конфигурация 1s2
2s2
2p6
3s2
3p6
соответствует иону
1) Mg2+
2) S2–
3) Al3+
4) N3–
В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?
A1
A3
A4
A2
A5
A6
1) Li, Be, B, C 2) P, S, Cl, Ar 3) Sb, As, P, N 4) F, Cl, Br, I
Веществом с ковалентной полярной связью является
1) Cl2
2) NaBr 3) H2
S 4) CaCl2
Наименьшую степень окисления хром имеет в соединении
1) K2
CrO4
2) CrSO4
3) CrO3
Ионную кристаллическую решетку имеет
4) Cr2
(SO4
)3
1) хлор
2) хлорид цезия
3) хлорид фосфора (III)
4) оксид углерода (II)
В перечне веществ
А) Ba(ClО3
)2
Б) NaH2
P O4
В) (NH4
)2
Cr2
О7
Г) C2
H5
COONa
Д) KHS
Е) Ca(HCO3
)2
к средним солям относят:
1) АБВ 2) АВГ
3) БГД
4) ВДЕ
A7
Верны ли следующие суждения о магнии и его соединениях?
А. Магний реагирует и с кислотами, и со щелочами.
Б. Оксид магния является основным оксидом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A8
Соединение состава K2
ЭO3
образует каждый из двух элементов:
1) углерод и фосфор
2) азот и сера
3) углерод и сера 4) азот и фосфор
A9
Общим свойством меди и железа является их способность растворяться в
1) воде
2) серной кислоте (разб.)
3) растворе щелочи
4) азотной кислоте (разб.)
A10
C водой при обычных условиях реагирует
1) оксид азота (II)
2) оксид железа (II)
3) оксид железа (III) 4) оксид азота (IV)
A11
Гидроксид натрия взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) MgO и HCl 2) NH3
и SO3
3) H S2
и KNO3
4) HNO3
и Al
A12
Химическая реакция возможна между
1) Zn и CuCl2
2) Fe и MgSO4
3) NaOH и K3
PO4
4) HCl и Ba(NO3
)2
A13
В схеме превращений
SiO2 ⎯X⎯→ K2SiO3 ⎯Y⎯→ H2SiO3
веществами «X»
и «Y»
могут быть соответственно
1) KCl и H2
O
2) K2
SO4
и H2
O
3) KOH и HCl
4) KCl и CO2
A14
Изомером 2-метилпропанола-1 является
1) метилизопропиловый эфир
2) пропанол-1
3) 2-метилбутанол-1
4) пропандиол-1,2
A15
Только σ-связи присутствуют в молекуле
1) бензола
2) толуола
3) бутена-2
4) изобутана
A16
Фенол не взаимодействует
с
1) метаналем
2) метаном
3) азотной кислотой
4) бромной водой
A17
При восстановлении глюкозы образуется
1) кислота
2) сложный эфир
3) соль
4) спирт
A18
В схеме превращений
этаналь → X → этилацетат
веществом «Х
» является
1) этановая кислота
2) ацетат натрия
3) ацетилен
4) ацетон
A19
Взаимодействие метановой кислоты с этанолом относится к реакциям
1) гидрирования
2) присоединения
3) этерификации
4) гидратации
A20
С наибольшей скоростью соляная кислота взаимодействует с
1) металлическим цинком
2) раствором гидроксида натрия
3) металлическим железом
4) твёрдым карбонатом железа (II)
A21
В какой системе изменение давления практически не влияет
на смещение химического равновесия?
1) N2(г) + 3H2(г) R 2NH3(г)
2) 2Н2(г) + О2(г) R 2Н2О(г)
3) H2(г) + Cl2(г) R 2НCl(г)
4) SO2(г) + Cl2(г) R SO2Cl2(г)
A22
Электролитом является каждое из двух веществ:
1) пропанол и соляная кислота
2) серная кислота и бензол
3) хлорид натрия и гидроксид калия 4) серная кислота и толуол
A23
Сокращенное ионное уравнение
Cu2+
+ 2OH–
→ Cu(OH)2
соответствует взаимодействию
1) сульфата меди (II) и гидроксида калия
2) сульфида меди (II) и гидроксида натрия
3) хлорида меди (II) и гидроксида магния
4) нитрата меди (II) и гидроксида железа (II)
A24
Бром является восстановителем в реакции, схема которой
1) HBr + O2
→ H2
O + Br2
2) Br2
+ Zn → ZnBr2
3) HBr + Mg → MgBr2
+ H2
4) Br2
+ KI → I2
+ KBr
A25
Кислую среду раствора имеет
1) нитрат калия
2) хлорид цинка
3) хлорид кальция
4) сульфид натрия
A26
С бромной водой взаимодействует каждое из двух веществ:
1) этилен и бензол
2) бутадиен-1,3 и бутан
3) этан и этен
4) бутин-1 и пентадиен-1,3
A27
Альдегид получается при гидратации
1) этина 2) пропина 3) бутина-1 4) пентина-1
A28
Реактивом на многоатомные спирты является
1) KCl (р-р)
2) Cu(OH)2
(в изб. KOH)
3) Ca(NO3
)2
(р-р)
4) Ag2
O (в р-ре NH3
)
A29
Верны ли следующие суждения о промышленных способах получения металлов?
А. В основе пирометаллургии лежит процесс восстановления металлов из руд при высоких температурах.
Б. В промышленности в качестве восстановителей используют оксид углерода (II) и кокс.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A30
Какой объем (н.у.) водорода теоретически необходим для синтеза 100 л (н.у.) аммиака?
1) 150 л 2) 100 л 3) 50 л 4) 75 л
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В10) является набор цифр или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В заданиях В1–В5 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов. (Цифры в ответе могут повторяться.)
B1
Установите соответствие между названием вещества и классом (группой) органических соединений, к которому(-ой) оно принадлежит.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА
КЛАСС (ГРУППА)
ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
А) глицерин
1) альдегиды
Б) глицин
2) аминокислоты
В) бутанол-1
3) простые эфиры
Г) толуол
4) спирты
5) углеводороды
6) углеводы
B2
А
Б
В
Г
Установите соответствие между
формулой вещества и степенью
окисления азота в нем.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ АЗОТА
А) NOF
1) – 3
Б) (CH3
)2
NH
2) – 2
В) NH4
Br
3) + 2
Г) N2
H4
4) + 3 5) + 4
6) + 5
А
Б
В
Г
B3
Установите соответствие между формулой соли и продуктом,
образующимся на инертном аноде при электролизе её водного раствора.
ФОРМУЛА СОЛИ ПРОДУКТ НА АНОДЕ
А) RbCl 1) хлороводород
Б) K2
CO3
2) сернистый газ
В) BaBr2
3) кислород
Г) CuSO4
4) хлор
5) бром
6) углекислый газ
B4
А
Б
В
Г
Установите соответствие между
названием соли и отношением её к
гидролизу.
НАЗВАНИЕ СОЛИ
ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ
А) пропионат аммония
1) не гидролизуется
Б) сульфид цезия
2) гидролизуется по катиону
В) сульфид алюминия
3) гидролизуется по аниону
Г) карбонат натрия
4) гидролизуется по катиону и аниону
А
Б
В
Г
B5
Установите соответствие между простым веществом и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ
А) алюминий 1) Fe O , HNO (2 3 3
р-р), NaOH(р-р)
Б) кислород 2) Fe, HNO , H3 2
В) сера 3) HI, Fe, P O2 3
Г) натрий 4) C H OH, H O, Cl2 5 2 2
5) CaCl , KOH, HCl2
А
Б
В
Г
Ответом к заданиям В6–В8 является последовательность цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в порядке возрастания сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
B6
Реакция бромирования метана протекает
1) по радикальному механизму
2) с образованием H+
3) с образованием различных бромпроизводных
4) в темноте и без нагревания
5) с выделением теплоты
6) в соответствии с правилом В.В. Марковникова
Ответ: _________________.
B7
В отличие от фенола метанол
1) взаимодействует с растворами щелочей
2) вступает в реакции поликонденсации
3) взаимодействует с бромоводородом
4) при окислении образует формальдегид
5) вступает в реакции этерификации 6) реагирует с хлоридом железа (III)
Ответ: _________________.
B8
Диметиламин
1) твердое вещество
2) плохо растворим в воде
3) взаимодействует с серной кислотой
4) образуется при восстановлении нитросоединений
5) реагирует с бромметаном
6) горит на воздухе
Ответ: ____________.
Ответом к заданиям В9, В10 является число. Запишите это число в текст работы, а затем перенесите его в бланк ответов № 1 без указания единиц измерения.
B9
Массовая доля соляной кислоты в растворе, полученном при растворении 11,2 л (н.у.) хлороводорода в 1 л воды, равна ___________ %. (Запишите число с точностью до десятых.)
B10
При растворении сульфида железа (II) в избытке соляной кислоты
выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Масса сульфида железа (II) равна ________г. (Запишите число с точностью до целых.)
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Для записи ответов к заданиям этой части (С1–С5) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем полное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво.
C1
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
KNO2
+ … + H2
SO4
→ I2
+ NO + … + … . Определите окислитель и восстановитель.
Напишите четыре уравнения возможных реакций между этими веществами.
C3
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
C H2 4
→ C H Cl2 4 2
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯→изб. KOH(спирт.), tD
X1
⎯⎯⎯⎯→t , C° акт
X2
⎯⎯⎯⎯⎯→CH Cl, AlCl3 3
→ X3 ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯→KMnO , H SO , t4 2 4 D C H COOH.6 5
C4
Смешали 100 мл 30%-ного раствора хлорной кислоты (ρ = 1,11 г/мл) и 300 мл 20%-ного раствора гидроксида натрия (ρ = 1,10 г/мл). Сколько миллилитров воды следует добавить к полученной смеси, чтобы массовая доля перхлората натрия в ней составила бы 8%?
C5
Установите молекулярную формулу третичного амина, если известно, что при его сгорании выделилось 0,896 л (н.у.) углекислого газа, 0,99 г воды и 0,112 л (н.у.) азота.
Инструкция по проверке и оценке работ экзаменуемых по химии
ЧАСТЬ 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
А1
2
А11
4
А21
3
А2
4
А12
1
А22
3
А3
3
А13
3
А23
1
А4
2
А14
1
А24
1
А5
2
А15
4
А25
2
А6
2
А16
2
А26
4
А7
2
А17
4
А27
1
А8
3
А18
1
А28
2
А9
4
А19
3
А29
3
А10
4
А20
2
А30
1
ЧАСТЬ 2
Задание с кратким свободным ответом считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр (число).
За полный правильный ответ в заданиях В1–В8 ставится 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
За правильный ответ в заданиях В9 и В10 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
№
Ответ
В1
4245
В2
4112
В3
4353
В4
4343
В5
1324
В6
135
В7
345
В8
356
В9
1,8
В10
22
ЧАСТЬ 3
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
За выполнение заданий ставится: С1 – от 0 до 3 баллов; С2, С4 – от 0 до 4 баллов; С3 – от 0 до 5 баллов; С5 – от 0 до 2 баллов.
C1
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
KNO2
+ … + H2
SO4
→ I2
+ NO + … + … .
Определите окислитель и восстановитель.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
3) Указано, что иод в степени окисления –1 является восстановителем, а азот в степени окисления +3 (или нитрит калия за счет азота в степени окисления +3) – окислителем.
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы
3
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы
5
Правильно записаны 4 уравнения реакций
4
Правильно записаны 3 уравнения реакций
3
Правильно записаны 2 уравнения реакций
2
Правильно записано 1 уравнение реакции
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
Максимальный балл
5
C4
Смешали 100 мл 30%-ного раствора хлорной кислоты (ρ = 1,11 г/мл) и 300 мл 20%-ного раствора гидроксида натрия (ρ = 1,10 г/мл). Сколько миллилитров воды следует добавить к полученной смеси, чтобы массовая доля перхлората натрия в ней составила бы 8%?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы
4
В ответе допущена ошибка в одном из названных выше элементов
3
В ответе допущена ошибка в двух из названных выше элементов
2
В ответе допущена ошибка в трех из названных выше элементов
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
Максимальный балл
4
*Примечание.
В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из трех элементов (втором, третьем или четвертом), которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.
C5
Установите молекулярную формулу третичного амина, если известно, что при его сгорании выделилось 0,896 л (н.у.) углекислого газа, 0,99 г воды и 0,112 л (н.у.) азота.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Элементы ответа:
1) Найдены количества веществ углекислого газа, воды и азота: