Главная              Рефераты - Разное

Литературный герой ФИЛЕМОН и БАВКИДА - сочинение

ФИЛЕМОН и БАВКИДА (лат. Philemon, Baucis) - герои эпоса П.Овидия Назона «Метаморфозы» (написан в первые годы по Р.Х., сожжен автором в порыве отчаяния и издан по спискам, оставшимся у друзей). Для одного из наиболее знаменитых сюжетов этого эпоса поэт использовал местный ликийский миф, обработав его по правилам эллинистической поэтики и переместив действие во Фригию. Юпитер и Меркурий, испытывая благочестие людей, под видом странников обходят дома поселян и только в одном - бедном и убогом - встречают гостеприимство. В этой жалкой, покрытой болотным камышом хижине Ф. и Б. прожили всю свою жизнь - от свадьбы и до глубокой старости. Хозяева стыдятся своего убогого крова; они сами омывают ноги своим гостям теплой водой (это делали только рабы); все, что есть лучшего, подается на стол; когда появляется кратер с вином, боги обнаруживают свое присутствие: кратер пополняется сам собой. Испуганные старики, узнав, кто перед ними, просят прощения за скромный прием; но гости, оценив их благочестие, предлагают им выбрать награду. Добрые хозяева желают стать стражами их храма и окончить свои дни одновременно, чтобы им не пришлось оплакивать друг друга. Боги соглашаются исполнить их волю, и, наказав потопом нечестивых окрестных жителей, превращают хижину Ф. и Б. в храм, а когда истекает срок их земной жизни, супруги превращаются в два дерева, которые напоминают путникам о случившемся. Атмосфера уюта, радушия и благочестия, созданная Овидием, не имеющая аналогов в его собственном творчестве и почти не встречающаяся в античной литературе, сделала Ф. и Б. одними из самых знаменитых героев весьма населенного эпоса. Они привлекали внимание и в новейшие времена: Ж.Лафонтен написал одноименную поэму, весьма близко следуя Овидию, а Гете во II части «Фауста» использовал образы Ф. и Б. как символ крушения старого, уютного и патриархального мира.

Лит.: Dalmasso L. La traraa psicologica nell’episodio ovidiano di Filemone e Bauci // Rivista Indo-Greco-Italica. 1924.