Оглавление.
Введение.
Требования,
предъявляемые
к охлаждающим
жидкостям.
Вода, как
охлаждающая
жидкость.
Этиленгликолевые
смеси.
1. Часть тепла,
выделяющегося
при сгорании
топлива в двигателе
идет на нагрев
камеры сгорания
и цилиндров
двигателя. При
чрезмерном
нагреве стенок
камер сгорания
теряется мощность
двигателя
вследствие
ухудшения
наполнения
цилиндров,
ухудшаются
условия смазывания,
появляется
детонация,
калильное
зажигание и
другие нежелательные
явления. Чтобы
предотвратить
перегрев деталей
двигателя, их
охлаждают. В
качестве охлаждающих
агентов в двигателях
используют
воздух или
жидкости Наибольшее
распространение
получили жидкостные
системы охлаждения.
В двигателях
с жидкостным
охлаждением
блок и головка
цилиндров
выполнены
двойными. Между
стенками образуется
охлаждающая
рубашка, которая
заполняется
жидкостью.
Охлаждающая
жидкость
отводит тепло
от стенок и
головки цилиндров
и отдает тепло
воздуху,
который нагнетается
вентилятором
через радиатор.
Таким образом,
охлаждающая
жидкость непрерывно
циркулирует
в замкнутой
системе охлаждения,
нагреваясь
в блоке и головке
цилиндров и
охлаждаясь
в радиаторе.
2. Для обеспечения
нормальной
работы всей
системы к охлаждающей
жидкости предъявляют
ряд требований.
Жидкость должна:
•иметь высокие
теплоемкость
и теплопроводностъ
для эффективного
отвода тепла;
•не замерзать
и не кипеть при
всех рабочих
температурах
двигателя;
•не воспламеняться;
•не вспениваться;
•не вызывать
коррозии металлов
и сплавов;
•не разъедать
резинотехнические
изделия системы
охлаждения;
•обладать
достаточно
низкой стоимостью
и производиться
в достаточном
количестве;
Для эксплуатации
двигателей
при положительных
температурах
воздуха
самой подходящей
охлаждающей
жидкостью
является вода.
При отрицательных
температурах
во избежание
замерзания
воды применяют
водные смеси
с различными
веществами,
понижающими
температуру
застывания.
Такие смеси
получили название
антифризов.
3. Вода -
наиболее
распространенная
охлаждающая
жидкость. Она
доступна,
безопасна в
пожарном отношении,
безвредна для
человека и
имеет высокую
удельную теплоемкость
- 4,19 кДж/кг·°С,
превосходящую
все другие
известные
охлаждающие
жидкости.
Существенным
недостатком
является высокая
температура
замерзания
(вода замерзает
при температуре
О °С со значительным
увеличением
объема, что
вызывает
разрушение
(размораживание)
системы охлаждения
при низких
температурах.
Вода имеет
сравнительно
низкую температуру
кипения, поэтому
в системе охлаждения
современных
двигателей
поддерживают
температуру
80...90 °С. При эксплуатации
двигателей
в условиях
жаркого климата,
особенно в
южных районах
страны, температура
воды может
достигать 95...
100 °С. Во избежание
больших потерь
жидкости системы
охлаждения
двигателей
герметизируют.
На пробке радиатора
устанавливают
клапан, который
открывается
только при
повышении
давления
в системе охлаждения.
Это позволяет
несколько
повысить температуру
кипения воды
и снизить ее
потери от испарения.
Н
едостатком
воды, как охлаждающей
жидкости, является
также способность
образовывать
в системе накипь
и шлам. Накипь
образуется
на горячих
стенках за счет
выпадения солей
из водного
раствора. Под
шламом имеют
ввиду илистые
отложения
минерального
или органического
происхождения,
скапливающиеся
в застойных
полостях рубашки
охлаждения
двигателя и
в нижнем бачке
радиатора.
Рис. 1 Влияние
отложений
накипи в системе
охлаждения
на расход топлива
Образование
накипи в системе
охлаждения
связано с выпадением
из водного
раствора солей
кальция и магния,
которые вместе
с частичками
примесей
и продуктов
коррозии «прикипают»
к поверхностям
нагретого
металла.
Слой накипи
имеет очень
малую
теплопроводность,
т.е. ухудшает
теплоотвод.
Одновременно
уменьшается
сечение трубок
радиатора, что
также ведет
к перегреву
двигателя и
как следствие
- к увеличению
расхода топлива
(рис.1).
Соли кальция
и магния, находящиеся
в растворенном
состоянии,
придают
воде свойства,
которые получили
название
«жесткость».
Чем выше
содержание
в воде солей
магния и кальция,
тем больше ее
жесткость. За
единицу жесткости
принимают
миллиграмм-эквивалент
солей на 1 л воды.
Если жесткость
воды равна 1
мг·экв/л, то
это означает,
что в 1 л воды
содержится
20,04 мг ионов кальция
или 12,16 мг ионов
магния. Различают
жесткость
временную,
постоянную
и общую.
Временная
жесткость
характеризует
содержание
в воде в основном
двух соединений
- бикарбоната
кальция Ca(НСО3)2
и бикарбоната
магния
Мg(НСО3)2.
Эти соли могут
находиться
в воде в растворенном
состоянии
только в присутствии
некоторого
количества
свободной
углекислоты.
При кипячении
воды свободная
углекислота
из нее удаляется
и соли временной
жесткости
распадаются
на карбонаты,
выпадающие
в осадок, и диоксид
углерода, уходящий
в атмосферу.
Таким образом,
при кипячении
бикарбонаты
удаляются из
воды, поэтому
обусловленную
их присутствием
жесткость
называют временной
или устранимой.
Постоянная
жесткость
определяется
присутствием
в воде более
стойких
солей, таких,
как СаSО4,
СаСI2,
МgSО4,
МgСI2,
СаSiO3,
МgSiO3
и др. Эти соединения
при кипячении
не разлагаются
и не выпадают
в осадок, если
их концентрация
не превосходит
предела насыщения.
В образовании
накипи в системе
охлаждения
участвуют соли
как временной,
так и постоянной
жесткости. Но
больший вред
приносят соли
временной
жесткости.
Первое же закипание
воды в системе
охлаждения
приводит к
выпадению
карбонатов
и образованию
накипи. При
этом происходит
снижение временной
жесткости воды.
Соли постоянной
жесткости
принимают
участие в образовании
накипи только
после испарения
части воды,
т.е. когда их
концентрация
в воде превышает
предел насыщения.
При перегреве
двигателя вода,
соприкасаясь
с сильно нагретыми
поверхностями,
образует пузырьки
пара, а выпадающие
соли оседают
на перегретой
поверхности.
Сумму временной
и постоянной
жесткостей
называют общей
жесткостью.
Вода считается
мягкой, если
она содержит
солей не более
3, средней
- 3...6 и жесткой -
более 6 мг·экв/л.
По степени
пригодности
для систем
охлаждения
двигателей
природные
воды можно
распределить
в следующем
порядке: атмосферная
(дождевая,
снеговая) - мягкая;
речная или
озерная - мягкая
или средняя;
колодезная,
ключевая или
морская - жесткая.
Воду средней
или высокой
жесткости перед
использованием
в системах
охлаждения
рекомендуется
«смягчить»
или смешивать
со специальными
добавками -
антинакипинами.
Простейшим
способом смягчения
воды является
кипячение, при
котором бикарбонаты
разлагаются
и карбонаты
выпадают из
воды в виде
осадка. После
фильтрования
воду можно
использовать
для систем
охлаждения.
С
мягчение
воды можно
достичь ее
химической
обработкой.
Добавление
соды и извести
(гашеной) приводит
к выпадению
соединений
кальция и магния
в осадок.
Известково-содовый
способ смягчения
воды эффективнее
кипячения.
Весьма простой
и эффективный
способ смягчения
воды - фильтрование
через катиониты.
Промышленность
выпускает
типовые
установки для
смягчения воды
с помощью
катионитовых
фильтров.
Рис. 2 Влияние
антинакипина
на процесс
образования
накипи.
Вещества,
известные под
названием
антинакипинов,
позволяют
предотвратить
образование
накипи обработкой
воды непосредственно
в системе охлаждения
(рис.2). Добавление
антинакипинов
особо удобно
в полевых
условиях при
отсутствии
мягкой воды.
Действие
антинакипинов
сводится к
предотвращению
образования
твердых отложений
накипи на горячих
поверхностях.
Достигается
это за счет
перевода солей,
дающих накипь,
в рыхлое состояние
или за счет
удержания таких
солей в воде
в виде перенасыщенных
растворов. В
качестве
антинакипинов
используют
различные
составы (таблица
1).
Воду, предназначенную
для систем
охлаждения,
необходимо
предохранять
от загрязнения
нефтепродуктами.
Попадание
топлив и масел
в воду часто
сопровождается
интенсивным
вспениванием
и выбросом
охлаждающей
жидкости из
системы.
Таблица 1. -
Составы для
удаления накипи
Примечание:
* - нельзя использовать
для очистки
деталей из
алюминия
и его сплавов
При температурах
окружающего
воздуха ниже
0 °С необходимо
заливать
в жидкостные
системы охлаждения
вместо воды
низкозамерзающие
жидкости - антифризы.
В качестве
антифризов
можно использовать
смеси воды со
спиртами, смеси
воды с глицерином,
смеси углеводородов
и ряд других
веществ. Наибольшее
распространение
в качестве
низкотемпературных
охлаждающих
жидкостей
получили водные
растворы
этиленгликоля.
4. Этиленгликолъ
- двухатомный
спирт, представляет
собой прозрачную
бесцветную
вязкую жидкость
без запаха.
Цвет технического
этиленгликоля
слегка желтоватый.
При небольшой
температуре
застывания
чистого этиленгликоля,
его смеси с
водой застывают
при более
низких температурах.
Меняя соотношение
воды и этиленгликоля,
можно получить
смеси с температурой
застывания
от 0 до минус
70°С (рис. 3).
Рис. 3 Кривая
кристаллизации
водно-этиленгликолевой
смеси
Основные
показатели
этилен гликоля
следующие:
• плотность
при 20 °С, кг/м3 1,113
• коэффициент
рефракции 1,4318
• температура
плавления,
°С 11,5
• температура
кипения, °С 197,4
• коэффициент
объемного
расширения 0,00062
• удельная
теплоемкость
при 20°С, кДж/(кг
· °С) 2,40
• температура
вспышки, °С 122
• температура
воспламенения,
°С 140
Технический
этиленгликоль
и жидкости, в
которых он
содержится,
являются весьма
токсичными.
Поскольку
вода и этиленгликоль
имеют разную
плотность, а
при их смешении
плотность
изменяется
пропорционально,
определить
температуру
застывания
можно по изменению
плотности.
В связи с тем,
что этиленгликоль
оказывает
коррозионное
действие
на металлы, в
состав антифризов
вводят антикоррозионные
присадки. Для
предотвращения
вспенивания
в антифризы
добавляют
антипенные
присадки.
При испарении
водных растворов
этиленгликоля
выделяющиеся
пары всегда
содержат значительно
больше воды,
чем этиленгликоля.
В условиях
эксплуатации
от испарения
теряется практически
только вода.
При понижении
уровня охлаждающей
жидкости (в
случае отсутствия
подтеканий)
доливать необходимо
дистиллированную
воду.
Этиленгликолевые
жидкости имеют
|