Главная              Рефераты - Разное

Зловещая магия толпы - доклад

Натуралисты заметили это давно. Стадо, стая часто ведут себя так слаженно, что начинает казаться, что перед нами некий отлаженный организм, единое существо. "Стаи саранчи, - отмечает исследователь, - огромные тучи красноватого цвета, опускаются и взлетают словно по команде!" Когда движется живая стена саранчи, отдельную особь, находящуюся в общей массе, невозможно остановить. Невозможно заставить ее изменить движение, свернуть с пути. "Эти насекомые, - свидетельствует французский исследователь Реми Шовен, - обходят препятствия, переползают через стены, проходят сквозь кустарники, даже бросаются в воду и огонь и неудержимо продолжают двигаться в том же направлении".

По этой же схеме действуют и другие существа во время миграций. Мыши-полевки, встретив ров, не огибают его, не ищут другой дороги. Живая волна захлестывает ров, заполняя его до краев копошащимися телами, по которым сотни тысяч других безостановочно продолжают свое движение. Затоптанные, задавленные, задыхающиеся в глубоком рву, они не делают ни малейших усилий, чтобы вырваться, спастись. Инстинкт самосохранения оказывается подавленным, вытесненным, полностью отключенным.

Львы традиционно охотятся на газелей, которые, естественно, боятся близости льва, даже его следов или запаха. Поэтому исследователи были немало изумлены, когда, наблюдая миграцию южноафриканских газелей, увидели, что произошло, когда на пути их движения оказался лев. Поток бегущих животных не смешался, не свернул, даже не замедлил хода. Газели двигались прямо на хищника, обтекая его, словно это был неодушевленный предмет, дерево. Лев не только не делал ни малейшей попытки напасть, но, захлестнутый потоком словно не воспринимающих, не видящих его животных, оказался бессилен выбраться из него.

Точно так же инстинкт самосохранения оказывается отключенным и у стаи перелетных птиц, когда им случается следовать рядом с другой стаей - их традиционных врагов.

Есть еще одна ситуация, когда инстинкт самосохранения отдельных особей оказывается полностью подавленным. Имеются в виду случаи массового "самоубийства" животных. Например, сотнями выбрасываются на берег киты и гибнут, несмотря на все усилия людей спасти их. Даже когда какого-нибудь кита удается снять с суши и отбуксировать в открытое море, он тут же снова устремляется к берегу, чтобы выброситься на камни! Южноафриканские антилопы собираются большими стадами и вдруг внезапно поворачивают к морю, чтобы броситься с откоса и погибнуть всем до одной.

Канадские исследователи полагают, что массовые самоубийства происходят тогда, когда плотность особей превышает на этой территории некое критическое число. Это попытка популяции регулировать свою численность. Однако решение одновременно броситься в море (или выброситься на берег), чтобы погибнуть, принимает не каждая отдельная особь. Происходит это как бы на уровне "надиндивидуальном".

Воля популяции, воля стаи может проявлять себя и в другом. Когда количество особей начинает превышать некое критическое число, животные, словно подчиняясь неизвестно откуда исходящему приказу, перестают воспроизводить потомство. Наступает блокировка, или, говоря словами французского исследователя Реми Шовена, "групповая стерилизация".

Доктор Р. Лоус из Кембриджского университета в течение многих лет изучал жизнь слонов и пришел к подобному же выводу. Когда поголовье слонов слишком возрастает, стадо как бы само начинает регулировать свою численность. Либо самки становятся гораздо реже способны к воспроизводству, либо период зрелости у самцов наступает значительно позднее.

Были поставлены эксперименты с кроликами и крысами. Едва среди них возникала повышенная плотность особей, как, несмотря на обилие кормов и прочие благоприятные условия, начиналось самое непонятное - фаза повышенной смертности! Воля стаи, приказ, исходящий из некоего незримого источника, неумолимо обрекал животных на смерть. Без всяких причин наступали ослабление организма, снижение сопротивляемости, болезни. Продолжается это только до тех пор, пока численность популяции не сократится до оптимальной.

Известно, что биологически зарождение мужской или женской особи равновероятно. Однако если в популяции почему-либо оказывается мало самок, то среди новорожденных вдруг начинают преобладать самки. Если мало самцов, то количество их среди вновь родившихся начинает превышать среднюю цифру. Процесс этот продолжается до тех пор, пока соотношение полов не выравнивается.

Явление, о котором идет речь, хорошо известно и в человеческом сообществе. Среди демографов оно получило название "феномена военных лет". Во время войн и после них в воевавших странах, понесших значительный урон среди мужского населения, наблюдается внезапный рост количества новорожденных мальчиков.

То, что отдельная особь не может по собственному желанию влиять на пол своего потомства, очевидно. В то же время речь идет о явлении, повторяющемся с непреложностью закона. Иными словами, мы снова сталкиваемся с неким целенаправленным воздействием, источник которого находится вне каждой отдельной особи. Сам смысл образования стай и стад, возможно, состоит именно в том, чтобы возникла некая воля, которая подчиняет всех.

По словам энтомолога Л. Тома, термиты, обитающие в своей гигантской постройке,"не составляют, как может показаться, сплоченную массу индивидуумов, но являются единым организмом с уравновешенным и вдумчивым умом, подающим команды миллионам". Некоторые зоологи высказывают мысль, что, например, пчела, как отдельная особь, по сути, не существует. Это все равно, что кровяные тельца или клетки организма считать самостоятельными существами. Отдельные пчелы умирают одна за другой, а рой как организм продолжают существовать.

Возможно, здесь уместна следующая аналогия. "Летящие брызги бушующего водопада, -писал А. Шопенгауэр, - сменяют друг друга с быстротой молнии, между тем как радуга, основой которой они служат, стоит над ними в невозмутимом покое". Не так ли и "сверхорганизм" пребывает в "невозмутимом покое" в то время, как отдельные особи, составляющие его, поколение за поколением сменяют друг друга?

При таком взгляде на мир, нашу Землю населяют не отдельные особи, разбросанные то здесь, то там, а "сверхорганизмы" -термитники, муравейники, рои ос или пчел, стаи животных или рыб. Ряд американских биологов считает, что дарвиновский отбор происходит в большей мере именно среди "сверхорганизмов". Все это имеет прямое отношение и к человеку.

Наивно надеяться, будто мы свободны от "воли стаи, воли толпы". Социологи, изучающие психологию массовых движений, давно смотрят на сборище людей, на толпу, как на некое единое существо. Оно имеет свою логику действий, часто отличную от логики каждого, кто входит в нее. При этом толпа, как всякая стая, полностью подчиняет себе действия отдельного человека. Когда совершаются массовые бесчинства толпы, потом участники их, оправдываясь перед судом, говорят, что сами не понимают, как могли все это творить. "Какая-то сила толкала меня". "Я не понимаю сам, что со мной было". "Это был как бы не я, а кто-то другой".

Толпа, как некое существо, наделена своей волей и перепадами настроений. Практика массовых беспорядков давно научила полицию, как обращаться с этим живым существом. Во время расовых бунтов в США полиция, например, часто нарочно ставит на пути движения толпы пустые фургоны или машины. Толпа начинает сокрушать и жечь их. Это дает видимость действий, разрядку, снимает стресс. После этого агрессивность толпы часто падает, и сила, связывающая всех, начинает ослабевать.

Цель толпы может быть краткосрочной, как, например, убийство или разрушение здания, и долгосрочной, как мечта о Земле обетованной, где соберутся все дети Израиля. В танцующей толпе люди слиты в единое многоголовое, многорукое и многоногое существо. Однако самым могучим сборищем является спонтанная толпа, сплотившая людей для немедленного удовлетворения своих целей. Достигнув их, она нередко разражается криком. Этот особый крик, зов организма, свидетельствует о единстве толпы красноречивее любого действия.

Сила, сплачивающая отдельных людей в толпу, столь же таинственна, как и сила, соединяющая отдельные клетки в функциональное целое.

Александр Горбовский