Главная              Рефераты - Производство

Организация работы над проектами и её методическое обеспечение. - реферат

Болховский педагогический колледж

Отделение «Технология»

Организация работы над проектами и её методическое обеспечение.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента 2 курса группы «Ж»

Васина Игоря Ивановича

Руководитель

Катыкин Юрий Дмитриевич

Работа допущена к защите

«__»______________2009г.

Работа защищена с оценкой «___»

Протокол №___ от «___»___________2009г.

Председатель ПЦК____________________

Болхов 2009г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………………………3

Глава I. Метод творческих проектов в обучении учащихся образовательной

области «Технология» ………………………………….…………………..5

1.1. Сущность понятия «творчество»…………...…………………...………...10

1.2. Комплексный подход к организации проектной деятельности при обучении народным ремеслом……………………………..……………...15

1.3. Проектная деятельность школьников……….…………………………....25

1.4. Сущность метода творческих проектов…………………………………..30

Глава II. Методика выполнения творческих проектов……………………...……..26

2.1. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов

проектирования……………….………………………….…………….…30

2.2. Учебно – методические компоненты по технологии на основе

проектной деятельности……………….………………………………....35

2.3. Выбор и обоснование проектов……………………………………..……45

2.4. Последовательность выполнения проекта…………………………..…...50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…56

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….60

ВВЕДЕНИЕ

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни.

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии, информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» - интегрированная образовательная область, синтезирующая знания математики, физики, черчения, химии и других направлений деятельности человека. Поэтому в работе учителя определяются направление – помочь ученикам адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемые рыночной экономикой.

Умение выполнять, читать чертежи, выполнение проектов, использовать чертежи при сборке – необходимо условие успешной работы в социально-экономической среде России.

В результате сформировались следующие положения исследования.

Объект исследования – творческое проектирование на уроках технологии в

средней и старшей школе.
.

Предмет исследования – педагогические условия творческого проектирования на

уроках технологии в школе в интересах личностного

развития школьников.

.

Проблема – каковы условия успешного выполнения проектов на уроках

технологии.

Цель – выявить, определить и обосновать педагогические условия творческого

проектирования на уроках технологии в интересах личностного развития

учащихся школы.
.

В соответствии с целью и предметом исследования предусмотрено решение следующих задач исследования:


1. Выявить предпосылки разработанности творческого проектирования на уроках технологии в школе.
2. Определить и обосновать педагогические условия эффективности творческого проектирования на уроках технологии в школе при помощи разработанного организационно-методического обеспечения.
3. Опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий творческого проектирования на уроках технологии в школе.

Глава I . . Метод творческих проектов в обучении учащихся образовательной области «Технология»

1.1 Сущность понятия «творчество»

Слово "творчество" происходит от слова "творить" и в общественном смысле означает "искать, изобретать и создавать что такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном".

Творчество - это создание нового и прекрасного, оно проти­востоит шаблону, тупости, отсталости, наполняем жизнь радо­стью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальные ценности.

Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает разгадывает тайны природы, окру­жающего нас мира, в том числе и тайны языка, узнает связь явле­ний, закономерностей. Научаться исследовать, значит, научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.

Творчеством называют деятельность в области искусств, конструирования, создания и реализации новых проектов, науч­ного познания, создание разума. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, выращивании растений, пошиве одежды, приготовлении пищи и т. п. B действительность поисковая творческая активности созвала все материальные и духовные ценности, так как творчество - нравственная категория, оно требует от человека высочайшего чувства ответственности и предельного уровня конкретности в избранной области. Творчество неотделимо от знаний и умений. Иллюзии сопровождают творчество, повышают его тонус, увлекают человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт, ведут его по верному пути, обеспечивают результат, подлинное созидание - лишь стро­гие, пpовeренные научные знания и умения.

Подлинное творчество - это продолжение многовекового развитая человека, его духовного богатства, нравственности. «Конечно, высшие выражения творчестве до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества», - писал заме­чательный психолог Л. C. Выготский, - но и в каждодневной окружающей нас жизни творчества есть необходимое условие суще­ствования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека". Если так понимать творчество, то лег­ко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Игра ребенка не есть простое воспоминание o пережитом, но творческая переработка

пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них

новой деятельности, отвечающей запросам влечениям ребенка. "Главное условие, которое надо обеспечить в школьном творчестве, - писала Б. И. Теплов,- искренность. Без нее все другие достоинст­ва теряют значение. Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает y ребенка самостоятельно, ис­ходя, из внутренне потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции". Можно ли и нужно ли руководить творчеством детей, можно ли вмешиваться в их творчество? Пра­вильнее было бы поставит вопрос так: какие функции и когда должен брать на себя и передавать ребенку взрослый в совмест­ной деятельности? Такая постановка вопроса правильнее, потому что творчество школьника по самой природе своей - деятельность кооперативная - со взрослым, она просто не может осуществлять­ся без участия взрослого. Что бы мы ни заявляли o невмешатель­стве в юношеское творчество, мы реально участвуем в нем, следо­вательно, так или иначе руководим его развитием (точнее его изменениями).

Чтобы наше участие в творчестве оказало благоприятное влияние на подростка, чтобы руководство развитием школьника было эффективным, необходимо уяснить, как возникают предпо­сылки творческой деятельности, и посмотреть, как это происходит. Нам необходимо предметы творчества осознать не просто как обучающие каким-то трудовым и конструктивно- художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, способность к эмоциональному освоению деятельности, так как творчество содержит все виды человеческой деятельности в едином целом, оно как бы совмещаем их в себе, конденсируя в личности человека. Оно связано c природой, эти­кой, эстетикой, наукой, техникой, промышленностью и другими сферами деятельности, окружающими человека.

Подросток чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов вырaжaть свое отношение к миру. Он создает продует своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьезно оценивают его работку, поэтому и сам относится к ней всерьёз. К сожалению, до сих пор в школе как раз эти возможности не всегда обознаются и используются в полной мере. Творчество требует серьёзной орга­низации и материальной обеспеченности этого процесс - только тогда можно ожидать хороших результатов. Творческая деятель­ность ученика не может выйти за пpедeлы имеющихся у него зна­ний. Следовательно, надо сообщить школьникам эти необходи­мые основные знания, научить таким навыкам и приемам работы, которые были бы нужны для создания запроектированных изде­лий, кроме этого, творчество не исключает знания технологии, выполнения изделий и правил безопасности труда, для этого учи­телем строго отбирается и комплектуется нужный материала.

Творческое развитие ученика резко повышает эффективность научения как в скорости изучаемого материал, таки и в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике учебника не встpечaвшихся, так как во многих видах труда встреча­ются отдельные элементы, приемы и правила работы , c которыми ученик уже был знаком ранее по другим работа.

Таким образом, творчество развивает ученика разносто­ронне. Творческая работая обусловлена, в основном, двумя основ­ными принципами: индивидуальной заинтересованностью и со­циальной значимостью ее. Эти два положения не только не нахо­дятся в противоречии, но c самого начала крепко и прочно связа­ны друг c другом.

— Все теоретические посылки нашей работы приводят еще к одному выводу: творческое воспитание, как воспитание социаль­но приспособленной, полезной, целостной и многогранной лич­ности, должно быть основано прежде всего на развитии в подро­стке не только творческого, но волевого и эмоционального начал.

На этом массиве должно строиться о6разовательно­ - интеллектуальное совершенствование, понимание школьником и собственных творческих процессов, и тех, которые его окружают.

Вся система творческого воспитания должна строится на свободе творчества школьников, определяемого законами подросткового развития, на свободе его форм и выбора материала. Добровольно - индивидуальное или коллективное осуществление творческого замысла должно быть почвой и стимулом всякого образования. Принудительность в этой области крайне вредна.

Свобод творчества школьников имеет глубокий педагогический смысл. Она расширяет умственный кругозор школьника, усиливает продуктивность eго фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает его активность, его волю к действию, помогает c больней настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые на­выки, нередко весьма сложные. Важно только приучить учащихся к тому, чтобы усилием индивидуальной или коллективной воли задуманный свободно и творчески образ был непременно осуще­ствлен, замысел выполнен до конца. Чем опытнее становятся ученики, тем сложней их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению c намерениями. Особен­но это следует отнеси к периоду перехода от практического действия к абстрактному. Здесь нужнее всего поддержать школьника, не допустить разочарования в своих силах, откажу от творчества по "неумению". Все усилия педагога направляются на формирование трудовых навыков и умений c учетом специализации детей по преобладающим интересам к тoмy или иному виду профессиональной деятельности. Один более склонен к автомобилестрое­нию, другой к кораблестроению, а третий к архитектуре: наблюдается профессиональная дифференциация. Следуем подчеркнуть еще один момент: что служит для развития самого ребенка и одновременно используется школьником при изучении всех осталь­ных предметов и выбора профессии.

Мы рассматриваем выполнение творческих проектов не только кaк вид деятельности, направленный Ha ознакомление учащихся с разнообразным миром предметом, развития их способностей, но и кaк один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования. Новое в подростко­вом творчестве носит, в основном, субъективный характер, так как ребята изготавливают изделие новое только в отношении себя.

Анализ психолого-педагогических исследований и опыт позволяет прийти к выводу, что творчество создаёт прежде всего благоприятные условия для развития творческого мышления, кoтopoe находится в сложной взаимосвязи c обычным мышлени­ем, развивая нa его основе мозг ребёнка, его ассоциативную сфе­ру, память, приобретая гибкость мышления, формируя интуицию.

B проблеме творчества выделяют несколько граней: творче­ский климат, пpoцecc творчества, творческие способности, твор­ческую личность.

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку - нужно лишь суметь вовремя раскрыть их и развить. Существует "континиум талантов", от крупных и ярких до средних и малозаметных. Ho сущность творческого пpoцeccа одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале твор­чества, масштабах достижений и их общественной значимости. Для изучения творческого процеccа совсем не обязательно исследовать гениев. Элементы творчества проявляются в решении повседневны жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном школьном пpoцeccе, они проявляются в самостоятельности личности. Творческие способности разделяют на три группы. Одна связана c мотивацией (интересы и склонности), другая - c темпераментом (эмоциональность) и третья - c умственными спо­собностями.

Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто больнее, чем простo наблюдательность. Эта "зоркость" связана не c остротой зрения или свойствами сетчатки глаза, a c особенностями мышлениям, потому что человек видит не только c помощью глаз, но, главным образом, c помо­щью мозга - y него развивается интуиция.

Однако преимущество при решении проблемы получит не тот, y кого эрудиция богаче, a кто быстрее извлечёт из памяти необходимую информацию. B таких случаях говорят o сообразительности, но одним из компонентов ее является готовность пaмяти "видеть" нужную информацию в нужную минутку. Это одно из условий творческого мышления

Еще одна составляющая творческой деятельности - гибкость мышления и легкость генерирования идей. Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причём, лучшие идеи приходят в голову не сразу. Чрезвычайно важна способность к оценке идей, к выбору одной из многих альтернатив для ее проверки. Оценочные действия производятся не только по завершению работы, но и многократно по ходу ее и служат вехами на пути творчества.

Можно выделить шесть типов способностей - зоркость в поисках проблем, беглость речи, легкость генерирования идей, гибкость, отдаленность и оригинальность ассоциаций.

Уровень и степень развития способностей и личности выражают понятия таланта и гениальности. Поскольку объективные критерии для определения соответствующего уровняв в настоящее время не выработаны, различие талантливости и гениальности проводится не по характеристике самих способностей, а по ха­рактеристике продуктов деятельности.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позво­ляющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества. Вряд ли существует более ценное качество лич­ности, чем самостоятельность, которая предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, прини­мать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за свои поступки и, в-тpeтьих,

убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

Докaзaно, что самостоятельность не только стимулирует учащихся к творчеству, но и существенно улучшает их мысли­тельные процессы, повышает удовлетворённость учебой. C, дру­гой cторoны, творчески способные учащиеся склонны предъяв­лять повышенные требования к содержанию и методом учебного процесса, в том числен и к учителям.

В процессе самообразования вырабатываются качества, ко­торые во многом предопределяют дальнейшее развитие творче­ских черт личности, так как развитие интеллекта способствует более глубокому пониманию причинно-следственныx связей в явлениях природы.

Если с раннего возраста детей включать в творческую дея­тельность, то у них разбиваются пытливость ума, гибкость мыш­ления, память, способность к оценке, видение проблемы, способ­ность предвидения и другие качеств, характерные для человека с развитым интеллектом. C возрастом эти качества совершенству­ются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами лично­сти человека. Эффективность формирования и развитая творче­ских черт личности во многому зависит от умения учителя организовать творческую деятельность учащихся. Одним из главных пе­дагогических требований к ученической творческой деятельности является учет дифференцированности наклонностей и способно­стей. Здесь немаловажное значение имеет согласованность c "шагом" творческого развития школьника, так как наукой установлено, что кaждый человек имеет свой, присущий только ему "шаг" творческого развитая. Замедление его или ускорение при­водит к нежелательным последствиям.

Большое значение в творческой деятельности имеет непре­рывность творческого процесса. Практика покaзывaет, что эпизо­дическая творческая деятельность малоэффективна.

1.2 К омплексный подход к организации проектной деятельности при обучении народным ремеслам

Изучение и изготовление различных изделий в технике нapoдных ремесел может

быть содержательной основой выполнения учeничeских проектов, позволяющих вклю­чить детей в самые различные виды деятельности.

B настоящее время предложено несколько различных классификаций проек­тов. Мы придерживаемся классификации, в который по доминирующему виду деятельности выделяют следующие типы проектов:

Исследовательские, при выполнении которых характер деятельности приближен к реальным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта и задач исследования, выдвижение гипотезы исследования, выбор методов исследования и проведение экспери­мента. Завершается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и определением направле­ния дальнейших исследований.

Творчески пpoeкты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн - пет­ли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), формулировка требований к объекту проектирования, выработка первоначальнаных идей, их анализ и выбор одной, плани­рование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов мо­жет быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.).

Игровые (приключенческие) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации со­циальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, изображёние литературных персонажей в опреде­ленных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечаются проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале рабо­ты, они могу определяться лишь в конце проекта, но необходимы рефлексия участников и соотнесение полученных результа­тов c поставлен-ной целью.

Информационные проекты призваны научить учащихся добывать, анализировать и использовать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся осваивают и используют различные методы получения информации (библиотечные фонды, средства массовой информации, базы данных, методы анкетирования), ее обработка (анализ, обобщение, сопocтавлeние c известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, разме­щение в Интернете или локальных сетях, телеконференция).

Практико-ориентированные проекты обязательно предполагают конкретный практический выход. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкрет­ную потребность, определенный социаль­ный результат, затрагивающий непосред­ственные интересы участников проекта ли­бо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хо­рошая организация координационной рабо­ты по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных спо­собов их внедрения в практику, a также орга­низации внешней оценки проекта.

Мы решили применить комплексный подход к организации проектной деятель­ности учащихся, чтобы включить их в виды деятельности, характерные для всех перечисленных типов проектов, и скоординировать деятельность учащихся различных возрастных групп, обеспечив при этом каждой группе то при­оритетное направление деятельности, ко­торое соответствует целям технологического о образования именно в этой группе. Проекты выполнялись под руководством учителей. Содержательной основой проектов стало изучение одного из традиционных ремесел ручной работы, которое занимает важное место в современной жиз­ни.

Материальной основой декоративно-­прикладного искусства c древних времен было домашнее производство.

Мы поставили перед собой цель — на уроках технологии разработать практико­ориентированный проект по изучению и возрождению народного ремесла

На этапе разработки различных вариантов проектных идей учащиеся изучают историю выбранного изделия или услуги, делают рисунки, эскизы, составляют схемы возможных вариантов, определяют их достоинства и недостатки. Учитель помо­гает школьникам найти необходимые документы, материалы, экспонаты, открыт­ки, художественные произведения. Возможны посещения музеев, выставок, просмотр слайдов, хроникально-документальных фильмов. Так учащиеся знакомят­ся c методами сбора, хранения, переработки информации.

При определении формы, наиболее подходящих материалов и оформлении готовых изделий можно воспользоваться методом морфологического анализа.

Для анализа объекта проектирования

можно использовать метод фокальных объ­ ектов, который хорошо тренирует техноло­гическое мышление и воображение. Школьники мысленно переносят различные признаки на проектируемые ими объ­екты. На основе ассоциативного мышления получаются необычные сочетания призна­ков, позволяющие найти оригинальное ре­шение проектно-творческой задачи, моди­фикации объектов.

Важный элемент проекта — составление бизнес-плана ученической компании.

Учащиеся осознали, что ведение своего собственного дела начинается c выбора

сферы деятельности, то есть определения видов товаров и услуг, которые компания может производить на должном профессиональном уровне и которые в то же время будут конкурентоспособны на рынке товаров и услуг.

Наш опыт показал, что организация проектной деятельности на основе ком­плексного подхода развивает y учащихся самостоятельности, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навык планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации.

1.3 Проектная деятельность школьников

Под проектом понимается самостоятельна творчecки за­вершенная работа, выполненная под руководством учителя.

Работа над проектом включает в себя составления обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетинг (изучения спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке

оборудования, изготовлению изделий и их реализация. B задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.

Результаты проектной деятельности должны поэтапно фик­сироваться в виде описаниям и обоснования выбора цели дея­тельности c учётом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к вне­дрению, или конвертного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и го­тового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников.

Использование метода проектов позволяет на деле реализо­вать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умениям, полyченныe ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возмож­ность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намечен­ные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.

Тематика проектных задания должна охватывать возможно более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения «Технология» быть актуальной для практической жизни и требований привлечения знаний учащихся из разных областей c целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам курса «Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически значимой.

B тематике прoектныx заданий следует yчитывaть вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правиль­ный выбор темы c учётом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащиеся при выполнении проекта.

Окончательный выбор темы проекта остаётся за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учи­тель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы уча­щихся.

Количество участников при выполнении проекта в зависи­мости от его сложности может быть различным: от одного (ин­дивидyaльный проекта) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя учащихся разных классов и возрастов (день рождения, юбилей шко­лы, организация питания в походе и т. п.), близлежащих школ и других организаций (праздник района, города, национальный праздник, вопросы экологии района, области и т. п.).

Организуя творческие группы, учителю следует оптимизи­ровать число учащихся в них таким образом, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественный контроль за их выполнением.

Работа, которая требует больших затрата времени, может быть выполнена в домашней обстановка. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. B повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и дове­рие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.

Можно выделить следующие этапы выполнения проекта:

- выбор темы проектного задания c учётом анализа потребно­стей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживание и т. д.;

- оценка интеллектyaльных, материальных и финансовых воз­можностей, необходимых для выполнения проекта, спектра пер­вонaчaльных идей для разрешения проблемы противоречия между потребностями и возможностями деятельности;

- сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и Т. п.), обращение к банку данных;

- разработка идеи выполнения проекта c учетом экономических и экологических ограничений;

- планирование, организация и выполнение проекта c учетом требований дизайна и эргономике, текучий контроль и корректировка деятельности; оценка качества выполненной работы (сво­ей и чужой), защита проект.

Возможные критерии оценки проекта

1. Конструктивные критерии:

a) прочность, надежность;

6) тяжесть, распределение массы;

в) удобство использования;

г) соответствие конструкции назначению изделия.

2. Технологические критерии:

a) количество используемых деталей, использование стан­дартных деталей;

б) оригинальность применения и сочетания материалов, их

дефицитность и долговечность, расход материалов;

в) стандартность технологии, необходимое оборудование;

г) сложность и объем выполненных работ;

д) расход энергии при производстве.

3. Экологические критерии:

a) загрязнение окружающей среды при производстве;

б) возможность использования отходов производства;

в) возможность повторного использования деталей изделия

по окончании срока службы.

4. Эстетические критерии:

a) оригинальность формы;

6) композиционная завершенность;

в) использование традиций национальной художественной

культуры;

г) цветовое решение;

Д) стиль.

5. Экономические u маркетинговые критерии:

a) потребность в данном изделии на рынке;

б) возможность массового производства;

в) себестоимость проекта;

г) уровень продажной цены;

д) целесообразный вид рекламы.

При длительном выполнении проекта необходи­мо наметить определенные этапы c конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.

Проекты по разделу «Радиоэлектроника» могут включать разработку таких изделий, как радиоприемник (детекторные, пря­мого усиления, супергетеродинный, пряного преобразования), усилители низкой частоты (предусилители, линейные усилители, эквалайзеры, шумоподавители и т. д.), устройства автомати­ки (охранные и сигнальные устройства, регулятор температу­ры для аквариум или теплицы, регулятор мощности, напря­жения, освещенности, и т. п.), цветомузыкальные системы для дис­котеки, имитаторы звуков для paдиoэлектронных игрушке, элек­тронные устройства для автомобиля (электронное зажигание, реле-регулятор), радиоэлектронные игры и т. п.

Темой проекта может быть разработка вариантов спортивных и детских площадок, техническое моделирование (автомодели, судомодели, радиоуправляемые модели, роботы), специальные инструменты и приспособления для дома, сельскохозяйствен­ных работ, обработка различных материалов.

Примерный перечень изделий декоративно-прикладного ха­ рактера:

- из древесины — шкатулки, вазы для фруктов и цветов, столовые приборы, разделочные доски, фигурки животных,

игрушки;

- несложные приспособления типа укладок для кассет, дере­вянная и плетеная мебель, корзины и т. д.;

- из метала — украшения с применением различных техноло­гий (чеканка, гравировка, эмалью);

- из глины – кувшины, блюда, декоративная пластика, игрушки и т. д.;

- из различных природных материалов — соломка, листья, ветви, корни, шишки, кора, кап, плоды, минералы , ракушки, кожа, рог, мех и т. д.;

Особенность системы выполнения проектов — совместная творческой работа учителя и учащегося. При этом имеется воз­можность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, участь интересы учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогические эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предпола­гают, c одной стороны, отход от авторитарных методов обуче­ния, a c другой — предусматривают хорошо продуманное и кон­цептуaльно обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Пpoeкты — это всего лишь один из компонентов системы образования, а нe самостоятель­ная систем.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимо­сти затрат учителем больного количества времени на индивидуальную работку c каждым учащимся. Поэтому не следует стре­миться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работку. Еще раз подчеркнем, что проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формиро­вать умениям, необходимые для выполнения работы на базе пре­дыдущих разделов курса.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творчес­кий потенциала учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель доложен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформи­ровать творческие навыки и развить инициативу подростка.

Учитель должен постоянно пополнят свои знания по тема­тике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над проектом. Должна быть обеспечена материальная база для вы­полнения проекта (демонстрационные, справочные и нагляд­ные средства обучения, оборудование, специальные инструмен­ты, материалы). Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии c требованиями современного ди­зайна, в разумных пределах использовать музыкальное сопро­вождение, чтобы создавать y учащихся положительный эмоциональный фон.

1.4 Сущность метода творческих проектов

Создавать что-то новое, разрабатывать проект, собственную конструкцию, которую нигде «не подсмотришь», для большинства подростков — непосильная задача в отличие от младших школьников, которые хотят и любят фантазировать. Почему теряется это яркое желание сочинять, создавать, не оглядываясь на учителя? Я убеждена в том, что люди имеют право быть разными, и, более того, осознавая себя личностью, человек может выстраивать перспективы собственного развития, а никто не имеет права этого не учитывать.

Содержание этой системы — гуманитарно-эстетическая культура и возможность художественного образования учащихся средствами различных видов искусства. Именно гуманитарный склад мышления и гуманитарный стиль деятельности лежат в основе развития индивидуальных творческих способностей учащихся.

Глубоким гуманитарным потенциалом обладают преподаваемые предметы — изо, МХК, дизайн, которые интегрируют культурный и исторический опыт человечества. Все эти дисциплины объединены одним и тем же содержанием. Это человек, его отношение к себе, обществу, природе, миру. Специфика предметов состоит в том, что каждый из них описывает человека разными способами и своим собственным языком. Свою задачу вижу в следующем: помочь ученику постичь эти языки и способы; выбрать те из них, которые ему наиболее близки, с учетом его склонностей, интересов, возможностей, возрастных особенностей. Так, удивительно мыслящие первоклассники, рисуя образ небесного светила — «солнышка», поражают меня своей искренностью. У каждого из них свое солнце: «строгое и ясное», «большое и лохматое», «улыбающееся и... с косичками». Стимулируют и поощряют творчество ребенка — их не забывают похвалить, поддержать, одобрить, на каждом уроке организуют мини-вернисажи.

В третьем классе, рисуя это же солнышко, ученики намного обогащают цветовую палитру, учатся мыслить образно: солнце создается как образ близкого человека.

В подростковом возрасте приходим с детьми к глубокой мысли: в каждой работе важно авторство, каждое произведение искусства — это выражение сокровенного «я».

При изучении темы «Пейзаж» в седьмом классе предлагаю ученикам через призму собственного «я» осмыслить и создать образ дерева. Ребенку помогают поэтические строки Д. Кедрина, Ф. Тютчева, музыка И. Стравинского, репродукции с картин художников И.И.Шишкина, К. Коро, П. Синьяка, исследование нашего школьного двора, воспоминания о пленэре.

И поэтому исчезает необходимость мотивировать учащихся. Желание ребят самовыразиться в рисунке естественно, и они уже осознанно овладевают техниками и инструментарием изобразительного искусства.

Пристальное внимание старшеклассников к себе и бесконечный поиск неповторимого «я» помогают им подойти к созданию собственных проектов. Авторская программа «Изодизайн» для 8-11-х классов позволяет ученикам включиться в творческий процесс созидания. Осуществилась моя давняя мечта: заканчивая курс изобразительного искусства, ученики не прощаются с изотворчеством, а приходят на дизайн. «Изодизайн» — это программа, позволяющая формировать у детей индивидуальный стиль через художественное творчество. Изобразительно-пластическая, техническая, трудовая культура общества рассматриваются здесь не как музейное, а как живое творческое явление, которое развивается и включается в жизнь современного подрастающего поколения. Развитие производства, техники, общественных отношений сегодня немыслимо без художественного проектирования, в котором польза неразрывно связана с красотой. И наши учебные занятия по изодизайну становятся своего рода творческими лабораториями и мастерскими.

В 11-м классе вновь возвращаются к образу светила, который становится уже реальным предметом мира учащихся, частью их собственного интерьера. Ставится задача разработать и создать авторский проект светильника. Чувство стиля, владение композицией, пластичной линией, гармонией цвета — все то, что накоплено на уроках искусства, помогает юным дизайнерам создать уникальные образы «светила»: торжественную лампу «Подсолнух», студенческую люстру «Галина», «Розового фламинго», «Китайский веер». Поражает и радует разнообразие материала: это и старая пластмассовая кукла с чердака, и гофрированная бумага (бывшая упаковка для цветов), и оставшийся от традиционной люстры обруч, украшенный бисером, бижутерией, прочей мишурой, и искусственная фольга, и натуральная кора дерева.

Обогатить художественно-эстетическое образование учащихся мне позволяет и курс истории изобразительного искусства. Знакомство с наследием Андрея Рублева, творчеством Боттичелли, Николая Ге, Валентина Серова и Пикассо помогает ученикам, прикоснувшимся к шедеврам человеческого гения, понять, что есть красота, и включиться в вечный поиск ее идеала. Ведь чем богаче запас жизненных впечатлений ребенка, его субъективный опыт восприятия художественного мира, тем эстетически более ценный создаваемый им образ картины мира, причем образ эмоционально окрашенный, способный вызвать глубокие переживания и чувства, а не просто опредмеченный.

Экзамен по истории западноевропейского изобразительного искусства в 10-м классе в 2003 году наглядно продемонстрировал способность учащихся интегрировать знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства, изодизайна и даже черчения. Это было своего рода драматургическое действие. Одна из учениц, выбрав для исследования творчество Ван Гога, написала собственную копию маслом с его картины «Портрет доктора Гаше», смоделировала мизансцену, создала из подручного материала оригинальные подсолнухи, подобрала соответствующее музыкальное сопровождение, подготовила эмоциональное сценическое выступление, основанное на глубоком анализе произведений художника. Не менее интересным оказался представленный группой учащихся проект по теме «Музеи мира». Ребята создали макет собора Парижской Богоматери. Исследуя архитектурный стиль «готика», ученики проанализировали философскую идею средневекового искусства и с помощью бумаги передали особенности стиля этой эпохи. Дополнением к проекту явились искусно разработанные рисунки средневековых витражей и грамотно выполненные чертежи, в которых были четко соблюдены пропорции оригинала.

Интегративный курс изодизайна как составная часть образовательной области «Искусство» охватывает следующие предметы: изобразительное искусство, черчение (та часть предмета, которая развивает пространственное мышление), МХК (история изобразительного искусства). Основанием для объединения этих предметов служат:

1. Содержательная и формообразующая основа.

2. Композиционная структура.

3. Звуковая фактура и цветовая палитра.

4. Эмоциональная окрашенность.

5. Индивидуально-личностный подход с опорой на субъектный опыт

учащихся.

Глава II . Методика выполнения творчески проектов

2.1 Содержание творческих проектов и требование к отбору объектов проектирования.

Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими созда­ется продукт, обладающий субъективной, a иногда и объективной новизной.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрас­тные и индивидyaльные особенности школьников, учебно­ - материальная база для выполнения творческих проектов и др.

При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских (политехническая, профориентационная и воспитательная направленность, соединение обучения c производственным трудом, формирование творческого отношения к труду, научность и др.)

Использование в практике проектного обучения школьников комплексного многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет органи­зационно - педагогических, технологических, экономических, пси­холого-физиологических, эстетических и эргономических требо­ваний. Характерными признакам творческих проектов являют­ся: творческий характера, наличие проблемных ситуаций, требую­щих своего решения. В то же время творческий проект - это своеобразное учебно-трудовое задание.

Процесс выполнения творческого проекта предполагает

комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологи. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений нa конкретном объекте (проекте). Проект должен содержать в себе комплекс знаний и умений по пройденным темам.

Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении.

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

Важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимости. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включат в себя значимость по удовлетворению запросов школь­ника, семьи, общества, школы или просто рынка.

Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.

Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.

2.2 Учебно-методические комплекты по Технологии на основе метода проектирования

Принципиальное отличие учебно-мето­дических комплектов нового поколения по технологии состоит в том, что наш автор­ский коллектив рассматривал проект не как самостоятельную итоговую работу учащих­ся, а как метод, позволяющий ученикам приобрести и закрепить навыки в процессе проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих потребности личности и общества. При этом мы считали необходи­мым полностью сохранить весь объем тру­довых знаний и умений, предусмотренных государственным стандартом, рассматри­вая умения и навыки как одно из средств достижения учащимися конкретной про­ектной цели. Чтобы метод проектов обес­печил полноценное развитие и обучение учащихся, необходимо сочетать его c уп­ражнениями, которые помогают школьни­кам выработать умения и навыки проекти­рования и изготовления изделий (обработ­ки материалов). Решить эту проблему помогают учебно-методические комплекты «Метод проектов в технологическом обра­зовании школьников» под редакцией И.А.Сасовой для 5, 6, 7 и 8 классов. B каж­дый комплект входят учебное пособие, структура и содержание которого разрабо­таны на основе использования метода про­ектов, рабочие тетради (для мальчиков и для девочек) и методическое пособие для учителя. O содержании и структуре этих УМК подробно рассказано в статье И.А.Са­совой «Новое поколение уче6но-методиче­ских комплектов по «Технологии»» (см.: Школа и производство, 2005, № 7, c. 2).

Апробация этик учебно-методических комплектов проходила на эксперимен­тальных площадках в Нижнем Новгороде, Калининграде и Астрахани. Над экспери­ментальных площадках для учителей из разных регионов России были проведены мастер-классы, семинары, конференции, которые показали востребованность ново­го подхода к технологическому образованию школьников. Учителя отмечали, что тексты учебников воспринимается учащи­мися как приглашение к работе, к сотруд­ничеству, к творчеству, позволяют учащим­ся осмыслить необходимость овладения определенными технологическими опера­циями по обработке материалов для качес­твенного изготовления изделий, а пособие для учителя содержат конкретный материал по планированию работы педагога и ор­ганизации процесса обучения.

Опыт работы учителей технологии c использованием метода проектов показал, что в 5-6 классах, обучая школьников выявле­нию потребностей, выдвижению идей, пла­нированию работ, изготовлению изделий, их испытанию и оценке, целесообразно соче­тать фронтальную и индивидуальную рабо­ту. Даже при фронтальной разработке про­екта учащиеся могут использовать соб­ственный опыт, реализовать свои интересы. B старших классах использование метода проектов позволяет учащимся уточнить свои профессиональные планы, овладеть знани­ями по рациональному использованию средств для осуществления определенной деятельности, развить творческую активность и, что особенно важно, формирует способность самостоятельно, по мере необ­ходимости, приобретать знания и умения и применять их в новых ситуациях.

2.3 Выбор и обоснование проектов

Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.

Основными критериями выборам проектов является:

- оригинальность;

- доступность;

- надежность;

- Техническая совершенство;

- эстетические достоинства;

- безопасность;

- соответствие общественным потребностям;

- удобства эксплуатации;

- технологичность;

- материалоемкость;

- стоимость и т. д.

Для больней наглядности можно воспользоваться звездоч­кой обоснования, где в центре - объекта исследования, а на пери­ферии - факторы, определяющие его потребительские свойства, нуждающиеся в совершенствовании. Например, при создании проекта тумбочки следует определить:

Схема. Звездочка обдумывания



Далее определяется посильность изготовления, исходя приобретенных нa уроках технологии знаний, умений и навыков, возможностей материально-технического обеспечения, экономической и экономической целесообразности и т. д.

2.4 Последовательность выполнения проекта

Наиболее удачно разработал содержание основных этапов по выполнению творческих проектов Г. С. Альтшуллер. Он предложил алгоритм решения творческих задач, проектов, который приемлем при выполнении проектов (привидится нижем). Творческий проект создает психологический барьер.

О рга н и з ационно-по д го т о ви тельн ый э т ап

1. Анализ существующего состояния. Что уже есть? Что "хорошо" и чтоб "плохо"?

2. Определение потребности в условиях жизни. Что нужно было бы сделать?

Эти два этапа можно объединить:

Схема. Анализ существующего состояния




Гармоничность, художественная ценность, соединение функций, цвет, материал.


3. Банк идей и предложений. Как можно было бы сделать?

4. Определение цели. Чего добиваемая в наших условия?

5. Выработка концепции проекта. Какие идеи будем использовать в конкретных условиях?

6. Разработка вариантов. Можно сделать так, a можно и так.

7. Выполнение проекта. Рисунки, схемы, чертежи, выбор материалов, макетирования.

8. Экспертиза вариантом. Что и как полечилось?

9. Выбор базового вариант. Что прижимаем за основу?

10. Подробное выполнение басового варианта проекта. Рисунки, схемы, чертежи, выбоp материалов исследования.

11. Макетирование. Все ли понятно на рисунке или чертеже?

Технологический этап

12. Технология изготовления. Как сделать спроектированное?

13. Создание опытного образца модели. Будет ли работать?

14. Испытание опытного образца. Получилось ли задуманное?

15. Внесение уточнений в проект. Что показала практик?

16. Изготовление опытной партии. Нельзя доверять одному об­разцу.

17. Анализ эксплуатации изделия. Критерий истины - практик.

18. Внесение корректив в конструкцию и технологию. Работа над ошибками - тоже работа.

19. Бизнес-план (организация производства). Где, как и какими средствами (Экономические расчеты)?

20. Модернизация. Что можно улучшить "c хода"?

21. Маркетинг. Реклама. Оценкам спроса. Перспектива рынка.

22. Прогнозирование. Что нового y конкурентов?

Заключительный этап

23. Анализ существующего состояния. Начинаемся новый виток

совершенствования изделия.

24. Конкурс проектов. Выбор лучшего.

B учебнике "Технология" для V-VII классов описаны мето­ды решения конструкторско-технологическиx задач (методы фо­кальных объектов, мозгового штyрмa, морфологического анализа и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проектная деятельность стала таким же элементом общечеловеческой культуры, как компьютерная. И потребность в выполнении проектов должна восполняться учителем технологии, так как в трудовой подготовке школьников это необхадимо.

В ходе анализа выяснено, что проектная деятельность присуща каждому классу с V – VII. В пятом классе даются понятия, доступные данному возрасту детей, а именно: что такое проект, для чего он служит, как выполняются проекты.

В VI и VII классе формирование проектной деятельности продолжается. Углубление и расширение знаний переходит от темы к теме.

В ходе обучения технологии имеет место применение чертежей.

По техническому рисунку и чертежу выполняют изделие. По чертежу выполняют разметку. Ученики учатся эскизировать детали и выполнять по ним чертежи. Для выбора заготовки также необходимо умение читать чертеж.

Чертеж применяется при составлении технологических карт.

Работа по конструировании изделии сопровождается выполнением графических изображений.

Для того, чтобы выполнять проекты на уроках технологии необхадимо успешно соблюдать ряд условий:

· Применение совокупности различных методов обучения (объяснение, демонстрация, упражнение, практические работы и д.р.);

· Сравнение изделия с образцом;

· Постепенное усложнение учебного материала из класса в класс, от темы к теме;

· Четкое соответствие учебного материала программе;

· Систематичность и последовательность в использовании;

· Проведение занятий в учебных мастерских с применением наглядных пособий;

· Реализация межпредметных связей;

Натурно-практическое изделие подставка для цветов может служить объектом труда при выполнении «Творческого проекта».

Таким образом поставленные цели и задачи выполнены.

Список литературы

1. Технология: 5 кл, (Для мальчиков) / Под ред. B. Д. Симо­ненко. — М.: Просвещение, 2004.

2. Технология : 6, 7 кл. (Для мальчиков) / Под ред. B. Д. Симо­ненко. — М.: Вентана-граф, 2004.

3. Технология : 8, 9, 10, 11 кл. / Под редк. B. Д. Симоненко. — М.: Bентaна-граф, 2004.

4. Бешенков A. K. Технология. Трудовое обучение: Учеб. для 5-7 Кл. — M.:Дрофа, 1999.

5. Кожина О. А., Кудакова Е. H., Маркуцкая C. Э. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. 5 кл. — M.: Дрофа, 2004,

6. Муравьев E. М. Технологии обработки металлов: Учеб. для 5-9 кл. — M.: Просвещение, 2004.

7. Технология профессионального успеха: Учеб. для 10-11 кл. /Под ред. C. H. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2001.

8. Технология. Технически труд: Учеб. для 5 кл. /Под ред. B. M. Казакевича, Г. A. Молевой. — M.: Дрофа, 2004.

9. Бронников Н.Л., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение. Пробный учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: издательство Брянского государственного педагогического университета, 1996. – 214с.

10. Пробное учебное пособие для 5-7 классов средней школы / З.А. Клепинина, В.С. Капранова, Д.И. Трайтак и др.; Под ред. Д.И Трайтак. – 2-е издание – М.; Просвещение, 1990. – 191с.

11. Крупская Ю.В., Кузеева Н.И., Созонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.; «Вентана Граф», 2000. – 256с.

12. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы/ Под ред. В.Д. Симоненко. - М.; «Вентана Граф», 2003. – 192с.

13. Бронников Н.Л., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Синица Н.В. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. – «Вентана Граф», 2002. – 240с.

14. Практикум в учебных мастерских: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2120 «Обще-техн. дисциплины и труд » и учащихся пед. Уч-щ по спец. № 2008 «Преподавание труда и черчения в неполной сред. Шк.» В 2 ч. Ч. 1. Обработка металлов/ Под ред. Е. М. Муравьёва. - М.; Просвещение, 1987.-272 c.: ил.

15. Журнал «Школа и производство» № 1 1984.

16. Журнал «Школа и производство» №1 1999.

17. Журнал «Школа и производство» №2 1999.

18. Журнал «Школа и производство» №3 1998.

19. Журнал «Школа и производство» №4 1997.

20. Крючков А.Ф. Производительный труд в условиях мастерских и кабинетах обслуживающего труда городских школ. – М, 1980