Главная              Рефераты - Производство

Стандартизация и сертификация в Германии 2 - реферат

Стандартизация и сертификация в Германии

Введение

Как «чемпион мира» по экспорту и ведущий экспортер технологий, Германия нуждается в эффективном органе по стандартизации. Стандарты играют исключительно важную роль и экономически, и политически.

Стандартизация увеличивает внутренний и международный поток товаров и услуг, а также устраняет технические барьеры в торговле путем гармонизации требований и к материальным, и к нематериальным товарам. Стандартизация способствует быстрому распространению технических знаний и новшеств, усиливая тем самым конкуренцию в бизнесе. Стандартизация имеет также эффект сокращения объема вмешательства государства в экономику и облегчает нагрузку на государство, так как стороны, участвующие в процессе стандартизации, имеют достаточную компетентность, чтобы быстро и гибко разрабатывать технические стандарты, на которые могло бы ссылаться законодательство.

Однако стандартизация является также исключительно важной и для индивидуальных участников экономических процессов, так как тот, кто создает стандарты контролирует рынок. Во времена усиления глобализации и быстрого развития технологий роль стандартизации в открытии новых рынков будет становиться все более важной. Для того чтобы справляться со своей ролью в экономической среде, которая характеризуется все более короткими циклами жизни продукции и фазами разработки, а также появлением новых экономик, выходящих на мировой рынок, система стандартизации должна будет приспособиться к меняющимся условиям. Уже было принято правильное решение провести систематический анализ среды, в которой действует стандартизация, и использовать его как основу для стратегического переориентирования немецкой системы стандартизации.

Немецкий институт стандартизации и заинтересованные стороны в немецкой стандартизации предприняли энергичные шаги по преобразованию немецкой стандартизации. Теперь жизненно важно последовательно и неустанно стремиться к этой цели. Многое все еще предстоит сделать, чтобы утвердить роль стандартизации как краеугольного камня во всех существенных секторах экономики.

Стандартизация - это задача, решение которой берут на себя заинтересованные в ней стороны и которая всем приносит выгоду тем или иным способом. И поэтому она нуждается в активном участии бизнеса, ассоциаций, прочих организаций и правительства в таких секторах, как управление эффективностью, поддержка качества, защита потребителя, защита и безопасность окружающей среды.

Эта форма сотрудничества и коллективной работы в области стандартизации представляет для немецкой экономики ежегодную выгоду около 16 миллиардов евро, то есть около 1% немецкого ВНП.

В контексте экономики стандарты вносят свой вклад в развитие свободного рынка и способность бизнеса оставаться инновационным. Общепринятые стандарты делают возможной свободную торговлю товарами и услугами, сокращая дополнительные расходы на модификацию. Такому подходу следует единый европейский рынок, где применяются унифицированные, гармонизированные стандарты. На едином европейском рынке, где имеется около 450 миллионов потребителей, и который отвечает за четверть общемирового производства продукции и за 20% мировой торговли, использование стандартов создает возможности для новых, устойчивых инноваций.

В политическом контексте включение результатов работы органов по стандартизации в техническое законодательство делает работу законодателей легче, и, таким образом, стандартизация эффективно вносит свой вклад в сокращение объема вмешательства государства в экономику (дерегулирование).

В целом стандарты создают в обществе прозрачные условия для потребителей и увеличивают их доверие к продукции и услугам.

Стандарты существуют в динамичной и изменяющейся среде. Глобализации рынков, появление новых секторов бизнеса, более быстрая разработка и сокращение жизненных циклов продукции, а также усиливающееся взаимопроникновение технологий приводят к тому, что национальная, европейская и международная стандартизация сталкиваются теперь со множеством новых и все более насущных проблем.

Новообразовавшиеся рынки создают новые ожидания и делают необходимым изменить процессы. Для немецкой системы стандартизации это означает исследование структур и процессов и затем их стратегическое регулирование. Это включает в себя необходимость играть ведущую роль в разработке стандартов на европейском и международном уровнях.

Новая немецкая стратегия стандартизации является ответом немецкой стандартизации на изменяющуюся ситуацию и новые запросы глобализированного мира и единого европейского рынка, который, в терминах стандартизации, уже является практически сформировавшимся. В Лиссабоне в марте 2000 года Совет Европы установил стратегическую цель на предстоящее десятилетие, чтобы Европейский Союз стал самой конкурентоспособной и динамичной, основанной на знаниях, экономической областью в мире. Это можно понимать как экономическую область, которая способна достичь устойчивого развития, предоставляя больше лучших по качеству рабочих мест и большее социальное единство. Немецкая стратегия стандартизации играет роль в достижении этих целей.

Немецкую стратегию стандартизации следует понимать как призыв ко всем заинтересованным сторонам внести своего вклада в последовательное осуществление этой стратегии и непрерывное развитие стандартизации.

1 Немецкий институт стандартов

В 1917 г. был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. — Германский комитет стандартов и 1975 г. — Немецкий институт стандартизации (DIN).

С 1990 году были сделаны попытки упорядочить отношения с Управлением по стандартизации, метрологии и контролю продукции (национальной организации бывшей ГДР), в результате чего принято решение разрабатывать единые нормативные документы объединенной Германии, которые должны соответствовать международным и европейским стандартам. С этого года Немецкий институт стандартизации стал национальной организацией по стандартизации Германии и единственным полномочным представителем страны в международных (ИСО и МЭК) и европейских (СЕН и СЕНЭЛЕК) организациях по стандартизации.

Основополагающий стандарт DIN 820 определяет принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации:

• добровольность, обеспечивается правом любого лица принимать участие в создании стандарта, а нормативные документы носят рекомендательный характер;

• гласность, реализуется публикацией всех проектов стандартов и приня тием во внимание каждого критического замечания;

• участие всех заинтересованных сторон — равноправие всех участвующих в стандартизации юридических лиц;

• единство и непротиворечивость, выражаются в установлении правил и процедур, обеспечивающих единство всей системы стандартизации, и в обязательной проверке вновь принятых стандартов на их совместимость с действующими нормативными документами;

• конкретность, состоит в обязательном соответствии стандарта современ ному научно-техническому уровню;

• ориентированность на общую выгоду, определяется правилом:

• польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны;

• ориентированность на экономические реальности, состоит в том, что в стандарт закладываются только абсолютно необходимые требо вания, так как стандартизация — не самоцель;

• международный характер стандартизации — деятельность DIN направлена на устранение технических барьеров в торговле и создание единого рынка в Европе, на применение международных и европейских стандартов.

DIN состоит из основной организации и дочерних подразделений. Всего в общем штате института 750 человек. Членами DIN являются фирмы (предприятия) или другие юридические заинтересованные лица, а также отдельные специалисты, ученые, практики.

Члены DIN на собрании избирают Президиум (50 человек), куда входят президент и его заместители, председатель финансового комитета, директор ин ститута, а также представители: промышленности, мелкого бизнеса, торговли и сферы услуг!, научно-исследовательских институтов, испытательных лабораторий, служб контроля и надзора, общественных организаций (союзов потребителей, профсоюзов, экологических обществ) и правительственных учреждений.

Рабочие органы — комитеты DIN, которые не только разрабатывают нацио нальные стандарты, но и обеспечивают работу германской части технических ко митетов на международном и европейском уровнях.

В комитетах состоит около 40 тыс. внештатных сотрудников — специалистов фирм, институтов, предприятий и др.

Национальной стандартизацией в Германии охвачены следующие отрасли: строительство, электротехника, химические производства, точная механика и оп тика, фотография и кинематография, документация и делопроизводство, здраво охранение, атомная техника, сельское хозяйство, производство красок, машино строение и судостроение, авиация, спорт и досуг, часовое, ювелирное и зубовра чебное дело, водное хозяйство и канализация и некоторые другие. Особое место отводится стандартизации в области обеспечения безопасности товаров и услуг, защиты окружающей среды и созданию основополагающих стандартов.

Дочерние организации DIN — издательство "Бойт", общество DIN "Программ ное обеспечение", Издательство нормативных документов, Немецкое общество по ин формации и продукции, Немецкое общество по сертификации систем обеспечения ка чества, Немецкое общество по маркировке продукции. Ими руководит Головной от дел института по административным делам, издательскому делу и информации.

Национальные немецкие стандарты носят рекомендательный характер и рас сматриваются не как юридические нормы, а как "общепризнанные правила тех ники". В сфере производства применение стандартов считается мерой безупреч ного технического поведения. Обязательный характер национальный стандарт приобретает, если он распространяется на такую сферу, где действуют федеральные законодательные нормы.

Между институтом и правительством заключено соглашение, согласно которому DIN обязуется действовать в интересах всего общества и вносить вклад в устранение технических барьеров в торговле, а также в охрану труда, защиту потребителей и окружающей среды. Так, после принятия Закона о безопасности технических устройств (1980 г.) значительное число национальных стандартов, принятых DIN в рамках договора о сотрудничестве с правительством и в развитие данного закона, стало обязательным как для немецких изготовителей, так и импортеров промыш ленной продукции. Аналогичную роль сыграло и правительственное постановление о безопасности медицинских приборов, которые применяются как в исследова тельских, так и в лечебных целях. Когда вступил в силу Закон об охране окру жающей среды (1980 г.), стандарты на требования к чистоте воды, атмосферы и допустимому уровню шума превратились в обязательные юридические нормы. Стандарты в области охраны здоровья населения стали обязательными на осно вании Закона о продуктах питания и товарах массового потребления.

Деятельность DIN финансируется на основе договоров с заинтересованными сторонами — заказчиками нормативных документов. Так, например, в первой половине 90-х годов Союз немецких металлургов заплатил 20 млн. марок за раз работку стандартов по своей отрасли. Расходные статьи бюджета на 64% покры ваются доходами от издательской деятельности, на 18% — взносами заказчиков. Дотации государственных органов составляют 18%.

Крупные германские фирмы выделяют на стандартизацию 0,24% ежегодного ва лового оборота, средние — 0,17%. В то же время с учетом прибыли крупных и сред них фирм от вложений в стандартизацию эффективность стандартизации в ФРГ, по подсчетам немецких специалистов, составляет от 300 до 500% на вложенный капитал.

Институт заинтересован в оптимизации расходов на стандартизацию, считая существующую структуру расходов несколько завышенной, %:

Поиск стандартов в фондах нормативных документов 29

Научные исследования по стандартизации 29

Оформление и издание стандарта 19

Практическое применение стандарта, а также прочие затраты 19

Пути оптимизации сопряжены с необходимостью приближения информации, содержащейся в стандартах, к потенциальным потребителям, актуализацией фонда фирменных стандартов, недопущением несоответствия стандартов существующему уровню знаний, приоритетом национальных стандартов DIN перед другими катего риями нормативных документов.

2 Цели стандартизации

2.1 Цель 1 - Стандартизация сохраняет позицию Германии, как ведущей индустриальной страны.

Желаемый результат:

Стандартизация является существенным аспектом немецкой экономической политики и обеспечивает позицию Германии как ведущей индустриальной страны. Германия взяла на себя ведущую роль в укреплении, формировании и увеличении открытости стратегически важных региональных и глобальных рынков и в Европе, и во всем остальном мире в наиболее важных секторах бизнеса. Стандартизация в ответ на запросы рынка поддерживает немецкую экономику при получении стратегических и экономических преимуществ в конкурентной международной среде.

Стандарты, которые разрабатываются на основе национального, европейского или международного консенсуса, облегчают доступ на глобальные рынки. Международные стандарты уже создают самые большие

рынки, обеспечивают самые низкие затраты на производства и достигают самой большой успешности во всем мире на основе добросовестной конкуренции.

Германия играет активную роль в развитии европейской и международной систем стандартизации и продвигает применение европейской модели стандартизации (Венское и Дрезденское Соглашения) во всем мире Инновации поддерживаются на ранней стадии путем эффективного сотрудничества между исследовательскими центрами, бизнесом и стандартизацией.

План действий.

Увеличить осведомленность людей, принимающих решения в бизнесе, политике и обществе.

Выдающаяся роль стандартизации в обеспечении конкурентных преимуществ на глобальных рынках и в сокращении расходов должна быть разъяснена людям, принимающим решения в бизнесе, политике и обществе. Стандартизация должна утвердиться в Германии как стратегический инструмент и в политике, и в промышленности.

Основать и развивать сети взаимодействия между органами по стандартизации, бизнесом, ассоциациями и политиками.

Чтобы стандартизация была признана в качестве стратегического инструмента в экономике, требуются согласованные действия всех заинтересованных в ней сторон. Должны использоваться существующие на всех уровнях каналы взаимодействия между органами по стандартизации, бизнесом, ассоциациями и политикой, и должны создаваться новые более широкие сети. Это особенно важно для укрепления связей с Европейской Комиссией, Всемирной Торговой Организацией, Европейской Экономической Комиссией ООН (UN/ECE) и для того, чтобы привлекать к участию политические органы, такие как Группа высших руководителей ЕС по политике стандартизации и оценки соответствия (SOGS). Должно поощряться более тесное сотрудничество с посольствами на растущих рынках (например, путем назначения "атташе по стандартам") и с местными торговыми палатами за границей. Очень широкие контакты в таких сетях должны позволить более эффективное согласование и отстаивание интересов Германии посредством стандартизации.

В этом контексте роль ассоциаций и их членов становится особенно важной.

Установить приоритетные сектора с самым большим потенциалом развития и роста для немецкой экономики.

При структурированном подходе, политика и бизнес через представляющие их организации должны установить сектора с наибольшим потенциалом развития и роста для немецкой экономики. В этих секторах ключевые позиции на исполнительном и управляющем уровнях в области стандартизации должны быть заняты надлежаще подготовленными и квалифицированными немецкими экспертами. Значительные новые экономические зоны должны идентифицироваться на как можно более ранней стадии в тесном сотрудничестве между ассоциациями и бизнесом и посредством политических контактов, интенсивность которых должна увеличиться. Эта сеть должна служить основой для согласования и осуществления на всех уровнях быстрых оперативных стратегических решений по поддержке интересов Германии.

Интегрировать стандартизацию в исследования и разработку.

Для того, чтобы немецкие инновации смогли быстро закрепиться на региональных и глобальных рынках, стандартизация должна стать неотъемлемой частью процесса технических инноваций и связанной с ними научно-исследовательской деятельности. Существующие схемы, такие как "Стандартизация в области исследований и разработки" должны быть расширены, запущены экспериментальные проекты и организованы информационные центры, чтобы улучшить передачу зананий и технологий между промышленностью, исследователями и высшим образованием в секторах с высоким уровнем инноваций.

Должна быть расширена "Сеть исследований по стандартизации" ("Standardization Research Network").

Продвигать европейскую модель по принятию Международных Стандартов.

Перед лицом усиливающейся глобализации рынка и растущей конкуренции международная система стандартизации должна быть укреплена как основа для единообразных региональных и национальных стандартов. Должны создаваться союзы для поддержки введения европейской модели сотрудничества и принятия Международных стандартов (например, Венское и Дрезденское Соглашения) в других регионах.

Этот подход эффективно способствует целям немецкой промышленности по получению доступа на региональные рынки.

Работать над установлением европейской системы стандартизации в выходящих на мировой рынок экономиках и в новых и будущих государствах-членах ЕС.

Учитывая важность закрепления роли немецкой промышленности в появляющихся на мировом рынке экономиках u1080 и на рынках новых и будущих стран-членов ЕС, следует предпринять соответствующие шаги, чтобы добиться присутствия на этих рынках уже на ранних стадиях. Важнейшей задачей в этом контексте является передать понимание преимуществ европейской системы стандартизации и предложить помощь в ее принятии.

2.2 Цель 2 - Стандартизация как стратегический инструмент поддерживает успешное общество и экономику

Желаемый результат:

Лица, принимающие решения во всех секторах экономики более осведомлены об эффективности стандартизации, и ее влияние на бизнес и рынки по достоинству оценено менеджментом. Полностью согласованные стандарты продолжают приносить очень большой вклад в защиту здоровья, окружающей среды и потребителей, а также помогают защищать капиталовложения.

Стандартизация используется в качестве инструмента в эксплутационных технологиях и инновационном менеджменте, а внутренние средства сообщения по вопросам, затрагивающим стандартизацию, улучшились. Стандартизация предстает перед будущими управляющими выпуском новой продукции и главами ведомств как неотъемлемая часть политики компании и составляет обычную часть программ подготовки персонала.

Лица, принимающие решения в политике, также более осведомлены об эффективности стандартизации.

Стандарты, принятые на основе полного консенсуса, показали свою успешность в обеспечении соответствия законодательству и, таким образом, активно содействовали сокращению объема вмешательства государства в экономику (см. Цель 3). Потребители также осознали благоприятное воздействие стандартизации на общество и экономику.

План действий

Увеличение целевого маркетинга.

Преимущества стандартизации должны быть представлены более широкому вниманию при помощи целевого маркетинга, непрерывной работе по развитию связей с общественностью и другим информационным мерам.

Термин стандартизация должен получить позитивную коннотацию и стать более привлекательным в глазах широкой публики.

В случае целевых групп в промышленности и политике, предоставляемая информация должна быть конкретной, с четким разъяснением процесса стандартизации и понятным преподнесением ее микро- и макроэкономических выгод и дерегуляторной функции. Конкретные выгоды стандартизации (уменьшение расходов, увеличение прибыли, облегчение доступа на рынок, конкурентные преимущества, дерегуляция) должны быть продемонстрированы на конкретных примерах лучшей практики, подходящих для рассматриваемых целевых групп. Должны быть объяснены расходы на активное участие в стандартизации и проведен анализ затрат и эффективности этих затрат в сравнении со случаем неучастия в процессе стандартизации.

Создать сети для связей с общественностью и информационной деятельности.

Должны создаваться сети, связывающие бизнес, ассоциации, политику и органы по стандартизации, чтобы позволить обращаться к конкретным целевым группам и обеспечить свободное распространение информации (см. Цель 1). Заседания ассоциаций, совместные семинары или ежегодные генеральные ассамблеи организаций должны использоваться как платформа для того, чтобы держать менее крупные компании и их руководство в курсе новостей в области стандартизации в их конкретном секторе. Это, в частности, хороший способ привлечения предприятий среднего и малого бизнеса к участию в стандартизации, и здесь ассоциации играют особенно важную роль.

Улучшить поток информации в области стандартизации в компаниях.

Привлекая к участию в сетях специально обученных консультантов, можно положительно воздействовать на поток информации между органами по стандартизации u1080 и управлением корпораций, а также на информацию по стандартизации, доступную внутри компаний. Такие консультанты могут следить за тем, чтобы отделам по стандартизации отводилось надлежащее место в организационной структуре и чтобы они укомплектовывались квалифицированным персоналом, и, таким образом, стандартизация рассматривалась бы не просто как один из аспектов деятельности, но и как инструмент корпоративного управления.

Интенсифицировать образование и подготовку кадров в стандартизации

Разъяснение значения стандартизации во всех ее аспектах (экономическом и дерегулятивном) должно стать частью всех связанных с этой областью курсов в университетах и колледжах (например, посредством финансирования профессуры), и должно продвигаться посредством модулей обучения (например, электронное обучение), а также с помощью облегчения доступа к информационным материалам.

2.3 Цель 3 - Стандартизация является инструментом дерегулирования (сокращения объема вмешательства государства в экономику).

Желаемый результат:

Ассоциации и эксперты по стандартизации предприняли совместные усилия, чтобы убедить людей, принимающих политические решения, принять принцип ссылок на стандарты при разработке проектов законодательных актов и добиться высокой оценки продуктивности и пользы такого подхода для государства.

Новый Подход4 доказал свою состоятельность и сыграл важнейшую роль в установлении единого европейского рынка. Применение этой концепции теперь рекомендуется другим секторам экономики в Европе (например, дорожный транспорт, здравоохранение, услуги), и распространяется во всем мире как инструмент сокращения объема вмешательства государства в экономику.

Уже утвердился принцип, что стандартизация находится в зоне ответственности промышленности. Идет активный диалог с Европейской Комиссией и национальными министерствами.

План действий

Стремиться к диалогу с людьми, принимающими решения в политике

Должен быть инициирован интенсивный диалог с людьми, принимающими решения в политике (Европейская Комиссия, представители правительства, члены европейского и национальных парламентов), чтобы интегрировать стандартизацию в политический процесс в качестве основы для конкретных действий и решений. Этот диалог должен вестись промышленными и торговыми ассоциациями (например, с обсуждением за круглым столом с участием высших представителей национальной и европейской промышленности и политики), и в ходе этого диалога должна быть подчеркнута жизненная важность саморегулирования промышленности, как фундаментального элемента для любого вида стандартизации.

Следует использовать стратегический маркетинг для демонстрации преимуществ уменьшения участия государства по сравнению с подходом, согласно которому все требования должны включаться в техническое законодательство. Это подразумевает сопоставление выгод от снижения участия государства и потенциальных расходов государства на стандартизацию.

Четко разграничить стандартизацию и законодательную деятельность

На основе прогрессивного законодательства должна быть проведена отчетливая черта между областями, где необходимы регулятивные меры, и теми областями, где может быть эффективной стандартизация (государство излагает законодательные рамки в сфере регулирования и определяет существенные требования). Директивы должны, по возможности, формулировать свои спецификации на международной основе, чтобы свести к минимуму ограничения для продукции, технологий и услуг внутри Европы и на международных рынках.

Совершенствовать реализацию Нового Подхода

При применении Нового Подхода, следует предпринять усилия для обеспечения того, чтобы мандаты Европейской Комиссии, выданные европейским органам по стандартизации, соответствовали существующему в стране законодательству и были ясно изложены и выполнимы. Составление проектов мандатов ЕС должно находиться под тщательным наблюдением, и, при любой возможности, следует активно участвовать в процессе. Процедуры принятые европейскими организациями по стандартизации для выполнения мандатов ЕС должны быть более эффективными. В частности, роль консультантов CEN как посредников между существенными требованиями директивы и подробностями технической спецификации должна стать предметом детального и критического обсуждения и быть четко определена.

Расшириться в новые сектора

Успешный принцип Нового Подхода должен быть расширен на другие подходящие сектора, такие как индустрия обслуживания и некоторые области общественных услуг (e-local government, и т.д.) или сектора, в которых контроль государства не приносит пользу ни экономике, ни потребителям (например, рассмотрение жалоб, кодексы поведения, стандарты как основа для испытаний потребительской продукции).

2.4 Цель 4 - Стандартизация и органы по стандартизации способствуют взаимопроникновению технологий

Желаемый результат:

Происходит все большее взаимопроникновение классических технологий. Многие технологии сегодня включают в себя элементы из различных отраслей знания, таких как машиностроение, электротехника информационные технологии.

Стандартизация обеспечивает уверенность в том, что инновационные системы, появляющиеся вследствие такого сближения технологий, получают доступ к региональным и глобальным рынкам, реализуя таким образом в полной мере свой экономический потенциал. Органы по стандартизации уже создали такие структуры и такие процедуры, которые необходимы для того, чтобы этого достигнуть. Имеющиеся структуры в национальных ассоциациях и органах по стандартизации систематически развивались сверх тех рамок, которые существуют в настоящий момент.

Связи между промышленными ассоциациями укрепились в части их политики по стандартизации.

Сближение технологий происходит в глобальном масштабе, и Германия берет на себя ответственную роль на европейском и международном уровне, а также ищет возможности оптимизировать структуры и процессы органов по стандартизации на всех уровнях.

План действий.

Разрабатывать стандарты для систем.

Для того чтобы удовлетворять требованиям, возникающим вследствие взаимопроникновения технологий, и чтобы активно поддерживать этот процесс, стандартизация должна выйти за рамки классической стандартизации продукции и заняться также стандартизацией систем. Стандартизация систем должна начаться с общего обзора всей системы, ее функциональности и функциональности ее компонентов, и требует, чтобы все взаимодействия в системах были определены.

Определить область деятельности в сфере взаимопроникающих технологий.

Чтобы стандартизация в Германии стала двигателем взаимопроникновения технологий, следует постоянно с перспективой на будущее идентифицировать те сектора, в которых Германия стремиться быть лидером. DIN, Немецкий Институт Стандартизации, должен собрать представителей взаимопроникающих технологий, научно-исследовательских институтов, а также политики и общества, чтобы обсудить и оценить потенциальное развитие рынков в течение ближайших трех – четырех лет. На основании этой оценки, должны быть определены те области, в которых на ранней стадии можно применить стандартизацию, чтобы способствовать взаимопроникновению технологий для пользы немецкой продукции и систем. Ассоциации играют здесь особенно важную роль. Во многих случаях, они уже работают над планами развития и могут использовать их, чтобы определить области, для которых есть необходимость в стандартизации.

Оптимизировать структуры.

Стандартизация систем требует, чтобы структуры стали более гибкими в приспособлении к специфическим для сектора требованиям, а также развития сотрудничества между европейскими и международными органами по стандартизации.

На национальном уровне должны быть изучены существующие структуры и процессы немецкой системы стандартизации, и ясно представлены их взаимосвязи. Любое дублирование деятельности должно быть проанализировано и должным образом устранено; перекрывающиеся деятельности u1088 разных комитетов должны быть скоординированы. Работа с горизонтальными темами, такими как защита окружающей седы и потребителей, должна быть сфокусирована в междисциплинарных комитетах. В такие обсуждения должны быть тесно вовлечены ассоциации, чтобы расширить контакты между ними и немецкой системой стандартизации.

Долговременной целью является выработка единой политики по финансам и продукции в совместных политических и технических комитетах в рамках немецкой системы стандартизации.

Перенос на европейский и международные уровни

Мировое Сотрудничество по Стандартам (WSC)5 должно быть усилено, и следует играть активную роль в его развитии. Целью должно быть создание «зеркальных» органов WSC на европейском и национальном уровнях. Процессы и структуры в немецкой системе стандартизации, которые были оптимизированы на национальном уровне, должны быть должным образом перенесены на европейский и международный уровни.

2.5 Цель 5 Органы по стандартизации предоставляют эффективные процедуры и инструменты

Желаемый результат:

В то время как циклы инноваций новых технологий становятся все короче и короче, соответствующие стандарты должны разрабатываться и становиться доступными быстрее, чем когда-либо. Органы по стандартизации предоставляют эффективные процедуры и инструменты для удовлетворения этих запросов рынка.

Процесс разработки стандартов с ограниченным согласованием (спецификаций) используется более широко, как средство закрепиться на рынке на раннем этапе и получить решающее преимущество над конкурентами. Промышленные консорциумы и форумы могут быть вовлечены в этот процесс.

Полностью согласованные стандарты и спецификации разрабатываются в соответствии с запросами рынка, причем повышенное внимание уделяется рыночной значимости и вовлеченности в процесс затронутых заинтересованных сторон. Качество стандартизации улучшилось благодаря привлечению к процессам хорошо обученных и квалифицированных экспертов.

План действий

Активно продвигать процесс разработки спецификаций.

Проникновение на рынок спецификаций, разрабатываемых органами по стандартизации, до сих пор не оправдывало ожиданий. Дополнительная роль спецификаций по отношению к полностью согласованным стандартам должна быть четко объяснена и рассказана при помощи активного маркетинга. Это относится также и к процессам, при помощи которых они разрабатываются.

Поощрять использование спецификаций.

На начальном этапе, процедуры стандартизации для стандартов, полученных при полном консенсусе, и спецификаций должны быть отчетливо разделены на основе ясных определений, и четко указано, где эти процедуры совпадают и где различаются. Эту работу должны взять на себя консорциумы и форумы.

На следующем этапе использование спецификаций должно активно поощряться. Это включает в себя консультацию и разъяснение их преимуществ и различных областей применения. Когда желательно использовать стандарты, принятые при полном консенсусе? Когда предпочтительно использование основанных на семинарах спецификаций? Какие преимущества у Общедоступных Спецификаций? Как эта работа отличается от работы на консорциумах и форумах? Всеми этими вопросами следует заниматься, а ответы сделать общедоступными и разъяснить их тем, кто участвует в стандартизации. Должны быть представлены Руководящие принципы по соответствующему использованию стандартов, принятых при полном консенсусе, и спецификаций. Работа над спецификациями должна быть включена в сферу деятельности комитетов по стандартизации, и наилучший путь продолжения работы должен выбираться в начале каждого проекта, принимая во внимание цикл технических инноваций.

Оценивать рыночную значимость проектов новых стандартов.

Для того чтобы продолжать разрабатывать стандарты, удовлетворяющие запросам рынка, следует установить критерии для оценки рыночной значимости проектов и использовать их как эталонный тест.

Главную роль здесь играют ожидания заинтересованных сторон.

Оптимизировать процессы Своевременная разработка стандартов требует, чтобы велась непрерывная оптимизация задействованных процессов. Последовательное использование электронной среды (электронных комитетов) позволит сделать участие в стандартизации становиться все более эффективным в плане временных и финансовых затрат.

Поддерживать качество немецкой стандартизации.

Поддержание высокого качества немецкой стандартизации и успешное представление интересов Германии в европейской и международной стандартизации требует активного вовлечения хорошо обученных и квалифицированных немецких экспертов. Чтобы обеспечить этот процесс, первым приоритетом обладает задача информирования высшего руководства о преимуществах и выгодах участия в стандартизации, чтобы делегирование лучших экспертов рассматривалось как важная часть корпоративной стратегии.

Другими вопросами, которым следует уделять внимание, являются финансирование квалифицированных экспертов по стандартизации, управление экспертами, например, путем развития соответствующих сетей, долговременное планирование преемственности, обучение и квалификация. Эксперты должны обладать как навыками специалистов, так и административными, лингвистическими и коммуникативными навыками.

Должны быть разработаны соответствующие концепции обучения.

3 Сертификация в Германии

Правовой базой сертификации в Германии служат законы в области охраны здо ровья и жизни населения, защиты окружающей среды, безопасности труда, эко номии ресурсов, защиты интересов потребителей. С 1990 г. в стране действует закон об ответственности за изготовление недоброкачественной продукции, который гармонизован с законодательством стран – членов ЕС и служит законода тельной базой для сертификации в рамках единого рынка. Закон охватывает весьма широкий круг товаров от игрушек до некоторых видов оборудования.

По данным Германского информационного центра ГАТТ/ВТО, Общенацио нальная система сертификации в стране включает несколько систем сертификации. Потребности германкой экономики на 80-90% удовлетворяют следующие системы, составляющие общенациональную:

А – система сертификации соответствия регламентам;

А1 – система сертификации соответствия стандартам DIN;

А2 – система сертификации VDE;

АЗ – система сертификации DVGW;

В – система сертификации Германского института гарантии качества и маркировки RAL;

С – система сертификации на знак GS промышленной технологии;

D – система надзора за соответствием строительных конструкций федеральным нормам;

E – система сертификации средств измерений и эталонов;

F – система сертификации соответствия разделу 24 Германского

промышленного законодательства.

Система А1 охватывает все виды изделий, на которые установлены требования в стандартах DIN. Руководит ею Германский институт стандартизации. Система носит добровольный характер. К ней имеют одинаковый доступ германские и зарубежные организации, заинтересованные в сертификации своей продукции. Непосред ственные работы по сертификации в этой системе осуществляет Общество по оценке соответствия DIN CERTCO, которое участвует в нескольких соглашениях по сертификации в рамках ЕС и сотрудничает с международными организация ми. Изделия, испытанные на соответствие требованиям стандартов DIN, маркиру ются знаком DIN GEPRUFT ("испытано на соответствие требованиям DIN"), рисунок 1. Использование знака сопровождается инспекционным контролем.

Рисунок 1. Знак соответствия стандартам DIN в системе А1

Этот знак введен в дополнение к унаследованному еще от довоенной Германии и зарегистрированному во всех странах, подписавших Мадридскую конвенцию о торговых знаках, знаку DIN. Этот знак проставлялся на изделиях, сер тифицированных на безопасность, но вместе с тем изготови телям не запрещалось также маркировать им свои товары, указывая тем самым на их соответствие требованиям стандарта DIN. На применение этого знака не требуется лицензии.

Знак соответствия DIN GEPRUFT, введенный с 1972 г., может использоваться только для маркирования сертифи цированных изделий.

Инспекционный надзор за соблюдением законов по безо пасности труда и закона о безопасности технического обору дования проводят отделы производственного надзора министерств труда и соци ального обеспечения всех земель. Инспекция заключается в том, чтобы макси мально ограничить применение оборудования, не прошедшего сертификационные испытания. Техническую инспекцию осуществляют ассоциации изготовителей обо рудования, которые несут ответственность за предотвращение несчастных случа ев, страхование и возмещение ущерба работникам предприятий. Они также раз рабатывают и издают требования по безопасности установок и оборудования. Проверки оборудования ассоциации организуют либо по запросам предприятий (фирм), либо после отрицательных результатов сертификации. Для выполнения проверок приглашаются профессиональные технические инспекторы. Ассоциации со стоят из групп, организуемых по отраслевому признаку. Наиболее известные из них группа GBG (Gewerbliche Berufsgenossenschaften) - Профессиональная ассоциа ция для промышленности.

Система А2 – это система Союза электротехников (VDE), поддерживаемая Инсти тутом сертификации и испытаний (PZI). В ней сертифицируют все виды электротех нических и электронных изделий, на которые распространяются правила VDE, а ино гда и стандарты DIN. С 1980 г. проводятся испытания на соответствие стандартам МЭК. Сертификация в системе А2 может быть добровольной и обязательной, что за висит от наличия законов, непосредственно регламентирующих требования к кон кретному виду товаров. VDE – участник европейских и международных многосто ронних соглашений о взаимном признании результатов испытаний и систем сертифи кации, что способствует признанию знаков соответствия системы VDE за рубежом. Они зарегистрированы и признаны практически во всех европейских странах.

Система АЗ – это система сертификации Ассоциации фирм по газо- и водоснаб жению Германии – DVGW. Газовое оборудование в Германии в соответствии с Законом "Об обеспечении безопасности технических устройств" подлежит обяза тельной сертификации на соответствие стандартам DIN. Не сертифицированное газовое оборудование местные газовые компании отказываются подключать к системе газоснабжения. Особенностью требований к газовому оборудованию в Германии является его соответствие тому типу газа, который применяется в кон кретной области страны, что учитывают изготовители оборудования.

В отношении сертификации других видов товаров, применяемых в сфере газо- водоснабжения, сертификация носит добровольный характер, но потребители всегда предпочитают сертифицированный товар.

Система В, называемая системой RAL,, работает под руководством Германского института гарантии качества и маркировки, в состав которого входит около 150 обществ по качеству. Каждое общество по качеству организует свою деятельность применительно к одному виду продукции. Область распространения системы RAL – сельскохозяйственные товары и строительные материалы. Несмотря на то, что в системе проводят добровольную сертификацию, ее правила основаны на стандартах DIN. RAL – член европейских и международных организаций по ис пытаниям и сертификации и участник соглашений о взаимном признании, что способствует признанию сертификатов и знака RAL за рубежом.

Система С – это система сертификации, которая подтверждает соответствие из делий требованиям Закона о безопасности приборов (GSG), что удостоверяется маркировкой знаком GS. В Германии действует около 100 органов по сертифика ции, которые проводят испытания приборов на соответствие знаку GS. Система носит добровольный характер, но испытания проводятся на соответствие требова ниям стандартов ОШ, а также техническим правилам, которые являются обще признанными и внесены в специальный перечень.

а) Знак а отмечает соответствие стандартам и техническим требованиям следующих видов продукции:

– установочных материалов;

– аппаратуры бытового назначения;

– осветительного оборудования;

– трансформаторов, используемых для обеспечения безопасности;

– радио- и телевизионных устройств.

б) Знак б указывает на соответствие требованиям стандар тов кабелей и электрических шнуров.

в) Знаком в отмечается соответствие требованиям стандар тов на подавление радиопомех.

г) Знак г используется для маркировки сертифицированных электронных компонентов.

Федеральное министерство по труду и социальному обеспечению устанавливает требования по инспекционному контролю, определяет испытательные центры, ко торые имеют право маркировать приборы (технические средства труда) знаком GS, обязует испытательные центры обеспечивать доступ к системе зарубежных заявителей.

Система D в отличие от предыдущих является обязательной и распространяется на продукцию строительного профиля, на которую действуют законодательные предписания и распоряжения. Как правило, это распоряжения органов управле ния федеральных земель. Общее руководство системой находится в ведении Гер манского института строительной техники (DIBT), а основные нормативные до кументы системы – стандарты DIN.

Система Е – система сертификации, действующая в рамках законодательной метрологии.

В Германии основным федеральным органом в области метрологии является Федеральный физико-технический институт. Кроме него, в системе задействова ны соответствующие организации федеральных земель и аккредитованные испы тательные центры, которым предоставлено право подтверждения соответствия из мерительных приборов, подлежащих обязательной сертификации по Закону о поверке. Основные области действия данной системы – приборы, связанные с электричеством, теплом, газом, водой, а также трансформаторы. В системе суще ствует несколько знаков соответствия: знак о допуске (выдает Федеральный физи ко-технический институт); знак поверки (выдают органы по поверке); удостоверяющий знак (выдают аккредитованные на федеральном уровне испытательные центры). В системе Е может осуществляться как обязательная, так и доброволь ная поверка приборов. Обязательная проводится в соответствии с положениями упомянутого выше закона. Правила системы гармонизованы с международными и европейскими. Федеральный физико-технический институт использует реко мендации Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и директивы ЕС (как обязательные).

Система F занимается сертификацией паровых котлов, баллонов высокого давле ния, средств транспортировки горючих жидкостей, взрывозащищенного электро оборудования, подъемных устройств. Согласно распоряжению Федерального правительства установлен строгий режим инспекционного контроля за указанны ми товарами, которые определены как потенциально опасные: соответствие уста новленным требованиям проверяется до начала эксплуатации, периодически и процессе эксплуатации и в соответствии с ведомственными правилами.

Практическую работу по сертификации систем качества в Германии ведет Общество по сертификации систем качества (DQS), созданное еще до выхода в свет стандартов ИСО серии 9000. Это некоммерческая организация, которая осуществляет оценку систем качества и выдает сертификат и лицензию на использование знака соответствия, аккредитует организации на право проведения сертификации систем качества от имени DQS, обучает инспекторов, представляет Германию в международных организациях в рамках своей компетенции.

В DQS аккредитованы коммерческие организации, которые получают благи даря этому право на деятельность по сертификации систем качества. Таким образом право на проведение сертификации получили германские общества по техни ческому надзору TU в разных землях страны. С 1989 г. работы по сертификации систем качества регламентирует ТU CERT – организация, которая официально зарегистрирована на европейском уровне и ее деятельность основана на стандар тах ИСО серии 9000.

Работами по аккредитации в Германии руководит Немецкий совет по аккре дитации (DAR), который занимается аккредитацией в регламентируемых законо дательством областях. В нерегламентируемой сфере эти функции выполняет Головное общество по аккредитации (TGA). Аккредитация испытательных лабораторий и органов по сертификации проводится в соответствии с европейскими стандартами ЕN серии 45000.

Заключение

Стандартизация является частью немецкой культуры, работой, которая делается обществом, и для общества. Только в одной Германии в стандартизации активно участвуют около 26 000 экспертов, помогая построить основу для будущих технологий и социального прогресса. Стандарты открывают двери, чтобы технологии и инновации могли бы закрепиться на рынке, и поэтому они очень ценны тем, что помогают бизнесу сохранять конкурентоспособность и устойчивость.

В наше время больше, чем когда-либо, успешное и непрерывное позиционирование продукции и услуг на рынке уже подразумевает, что они заслуженно завоевали доверие клиентов, потребителей и конечных пользователей. Стандартизация вносит в это большой вклад, с самого начала привлекая все заинтересованные и затрагиваемые стороны в работу над стандартами.

Как модель самоуправления в промышленности, стандартизация работает по принципу, которого так часто не хватает сегодня в других областях: по принципу дополнительности. Это поощряет человека не отворачиваться от деятельности, в развитии которой он может сыграть роль. Немецкая стратегия стандартизации демонстрирует нашу готовность принять на себя эту ответственность. Одной из величайших проблем современного объединяющегося мира является поощрение интеграции и в то же время сохранение культурной идентичности всех вовлеченных в процесс. Стандарты играют в этом важнейшую роль, принимая во внимание требования, пожелания и ожидания представителей различных культур и давая им язык, который все они понимают.

Уже сейчас мы видим положительные результаты такого подхода в Европе, где гармонизированные стандарты делают многое для упрощения взаимодействий и сделок в бизнесе. Таким образом, стандартизация играет центральную роль в развитии Европы как одной из наиболее конкурентоспособных экономических зон.

Список использованных источников

1 Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 479 с.

2 http://www.din.de