Целью отраслевой части дипломной работы является технологическое проектирование агрегатного цеха пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП), расположенного на окраине города. Автобусный парк включает: 6% условно – «новых» автобусов со средним пробегом с начала эксплуатации 75000 км, 54% условно – «старых» автобусов со средним пробегом с начала эксплуатации 315000 км, 40% после капитального ремонта автобуса со средним пробегом с начала эксплуатации 450000 км.
ПАТП выполняет пассажирские перевозки по дорогам 2 категории в условиях умеренного климата. Автобусы работают 365 дней в году по 2 смены (16 часов в сутки) при этом среднесуточный пробег составляет 260 км.
Капитальный ремонт автобусов проводится в авторемонтных мастерских (АРМ), расположенных на расстоянии 740 км от ПАТП. Доставка в АРМ осуществляется своим ходом со среднесуточным пробегом 370 км.
Для выполнения технических обслуживаний, диагностики и текущих ремонтов служат зоны и цеха, оборудованные специальным технологическим оборудованием, расположенные в главном производственном корпусе.
1.2 Расчетно-технологическая часть
1.2.1 Расчет годовой производственной программы ПАТП по ТО и ТР
В связи с тем, что парк «разновозрастной», находим численность автобусов в группах разного технического состояния.
Число автобусов не выполнивших норму пробега до первого капитального ремонта (условно – «новые») определяем по формуле (1)
ун =
, (1)
где Аи – инвентарное число автобусов в парке, ед.;
Дун – процентное содержание условно – «новых» автобусов;
Аун =
.
Число автобусов выполнивших норму пробега до капитального ремонта, но находящихся в эксплуатации (условно – «старые») определяем по формуле (2)
Аус =
, (2)
где Дус – процентное содержание условно – «старых» автобусов;
Аус =
.
Число автобусов после капитального ремонта (старых) определяем по формуле (3)
Ас =
, (3)
где Дс – процентное содержание автобусов после капитального ремонта (старых);
Ас =
.
Определяем средневзвешенную величину пробега автобусов по формуле (4)
, (4)
где Lц – цикловой пробег автобусов, (пробег с начала эксплуатации нового автобуса до его капитального ремонта), км.;
L'ц – цикловой пробег автобусов после капитального ремонта, принимаем
L'ц = Lц∙0,8;
L'ц = 360000∙0,8=288000;
Lц.ср.
=
.
Находим усредненный корректированный цикловой пробег автобусов по формуле (5)
, (5)
где К1
– коэффициент корректирования пробега до КР в зависимости от условий эксплуатации, принимаем К1
= 0,9;
К2
– коэффициент корректирования пробега до КР в зависимости от модификации подвижного состава (ПС) и организации его работы, принимаем К2
= 1,0;
К3
– коэффициент корректирования пробега до КР в зависимости от природно-климатических условий, принимаем К3
= 1,0;
.
Находим корректированный пробег между ТО-1 по формуле (6)
, (6)
где L1
-нормативный пробег между ТО-1, принимаем L1
= 4000 км.;
К1
– коэффициент корректирования периодичности ТО в зависимости от условий эксплуатации, принимаем К1
= 0,9;
К3
– коэффициент корректирования периодичности ТО в зависимости от природно-климатических условий, принимаем К3
= 1,0;
.
Находим корректированный пробег между ТО-2 по формуле (7)
, (7)
где L2-нормативный пробег между ТО-2, принимаем L2
= 16000 км.;
.
Находим пробег между ЕО:
Lео = lcc= 260 км
Результаты вычислений сводим в таблицу 3
Таблица 3 - Периодичность ТО и цикловой пробег автобусов
Вид пробега
Обозначение
Пробег, км
нормативный
откорректи-рованный
уточненный по кратности
принятый для дальнейших расчетов
Среднесуточный
lcc
260
-
-
260
До ТО-1
L1
4000
3600
260∙14
3640
До ТО-2
L2
16000
14400
3640∙4
14560
До КР
Lц.ср.
Lк
ц.ср.
(Lк
ц.ср)′; Lц.р.
360000
298080
14560∙21
305760
Определение количество ТО и Р за цикл (на 1 автобус)
Количество КР определяем по формуле (8)
, (8)
.
Количество ТО-2 определяем по формуле (9)
, (9)
.
Количество ТО-1 определяем по формуле (10)
, (10)
.
Количество ЕО определяем по формуле (11)
, (11)
.
Примечание: Neo.ц. численно совпадает с количеством дней эксплуатации автобусов за цикл (Дэ.ц.
).
где Дэ.ц. – число дней эксплуатации автобуса за цикл определяем по формуле (13);
; (13)
;
Дпр.ц. – число дней простоя автобуса в ТО-2, ТР, КР за цикл определяем по формуле (14);
; (14)
ДпрКР
– число дней простоя автобусов в КР определяем по формуле (15);
ДпрКР
= Д'прКР
+ ДТ
; (15)
Д'прКР
- нормативный простой автобусов в КР, принимаем Д'прКР = 20;
ДТ
- дни транспортировки автобусов для КР в АРМ и обратно определяем по формуле (16);
ДТ
=
; (16)
LАРМ
– расстояние до АРМ, км.;
LПС
– суточный пробег при перегоне автобусов до АРМ, км.;
ДТ
=
;
ДпрТО-ТР
– удельный простой автобусов в ТО и ТР в днях на 1000 км пробега, принимаем ДпрТО-ТР
= 0,4;
ДпрКР
= 20+ 4 =
24;
К'4
– коэффициент корректирования продолжительности простоя в ТО и Р в зависимости от пробега с начала эксплуатации;
Для определения К'4 находим по формуле (17) усредненный корректирующий коэффициент КПРср характеризующий пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР условно – «новых» автобусов, условно – «старых» автобусов, а также после КР автобусов – старых
; (17)
где
– коэффициент корректирования пробега с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР для условно – «новых» автобусов определяем по формуле (18);
=
; (18)
=
;
– коэффициент корректирования пробега с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР для условно – «старых» автобусов определяем по формуле (19);
=
; (19)
=
;
– коэффициент корректирования пробега с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР для автобусов прошедших КР старых определяем по формуле (20);
; (20)
=
;
КПРср
=
;
по найденному значению КПРср, принимаем [8, с. 28] К'4= К4= 1,4;
;
.
Определяем коэффициент использования парка автобусов по формуле (21)
, (21)
Где Др.г. – число рабочих дней в году (по исходным данным);
ДКГ
– число календарных дней в году;
.
Определяем коэффициент перехода от цикла к году по формуле (22)
, (22)
.
Определяем годовой пробег парка автобусов по формуле (23)
, (23)
.
Находим число КР по парку за год по формуле (24)
, (24)
.
Находим число ТО-2 по парку за год по формуле (25)
, (25)
.
Находим число ТО-1 по парку за год по формуле (26)
, (26)
.
Находим число ЕО по парку за год по формуле (27)
, (27)
.
Определение суточной программы по ТО автобусов
Суточная программа ЕО определяется по формуле (28)
NЕО сут
=
, (28)
где Др.з.
– число рабочих дней в году соответствующей зоны ТО;
NЕО сут
=
.
Суточная программа ТО-1 определяется по формуле (29)
N1 сут
=
, (29)
N1 сут
=
.
Суточная программа ТО-2 определяется по формуле (30)
Корректируем трудоемкости каждого вида ТО по формулам (31) – (33)
t'eo = teo∙K2 ∙K5
, (31)
где К2
– коэффициент корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от модели ПС и организации его работы, принимаем К2
=1,0;
К5
– коэффициент корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автобусов на ПАТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава, принимаем К5
= 0,95;
t'eo
=
,
t'1
= t1
∙K2
∙∙K5
, (32)
t'1
=
,
t'2
= t2∙K2∙K5
, (33)
t'2
= .
Определяем годовую трудоемкость ЕО по формуле (34)
Тео
= Nеог
.∙t'ео
, (34)
Тео
=
.
Для определения годовой трудоемкости ТО-1 и ТО-2 необходимо рассчитать производственную программу Д-1 и Д-2.
Находим количество Д-1 за год по формуле (35)
NД1.г = 1,1∙N1г +N2г
, (35)
NД1.г
=
.
Определяем суточную программу Д-1 по формуле (36)
NД1 сут
=
, (36)
NД1 сут
=
.
Находим количество Д-2 за год по формуле (37)
NД2.г
= 1,2∙N2г
, (37)
NД2.г
=
.
Определяем суточную программу Д-2 по формуле (38)
NД2сут
=
, (38)
NД2сут.
=
.
Поскольку контрольно-диагностические работы (КДР) и регулировочные работы (РР) при Д-1 входят в ТО-1, то расчетная трудоемкость ТО-1 уменьшается (при организации Д-1 на отдельных постах) на величину трудоемкости Д-1 (аналогично и для Д-2).
В связи с этим корректируем величину t1
' по формуле (39)
t1" = t1'– tД1
, (39)
где tД1
= t1
'∙0,12 (принимаем 12% от корректированной трудоемкости одного ТО-1);
tД1 =
;
t1" =
.
Находим годовую трудоемкость Д-1 (ТД1
) по формуле (40)
ТД1
= tД1 ∙NД1.г
, (40)
ТД1
=
.
Корректируем величину t2'
по формуле (41)
t2"= t2' – tД2 - tД1
, (41)
введено потому, что нужно учесть заключительные работы Д-1 при Д-2, где tД2
= t2
'∙0,1, принимаем 10% от корректированной трудоемкости одного ТО-2;
tД2
=
;
t2" =
.
Находим годовую трудоемкость Д-2 (ТД2
) по формуле (42)
ТД2
= tД2∙ NД2.г
, (42)
ТД2
=
.
Определяем удельную трудоемкость ремонта сопутствующего ТО-1 по формуле (43)
tРС1 = 0,1∙t1"
, (43)
tРС1
=
.
Определяем годовую трудоемкость ремонта сопутствующего ТО-1 по формуле (44)
TРС1 = NРС1∙tРС1
, (44)
где NРС1
– количество ремонтов сопутствующих ТО-1;
NРС1
= N1г
= 3487;
TРС1
=
.
Находим годовую трудоемкость ТО-1 по формуле (45)
T1 = N1г∙t1"
, (45)
T1
=
.
Находим суммарную годовую трудоемкость ТО-1
T1' = T1 + TРС1
,
T1'
=
.
Определяем удельную трудоемкость сезонного обслуживания по формуле (46)
tСО = t2"∙0,2
, (46)
tСО
=
.
Находим годовую трудоемкость сезонного обслуживания по формуле (47)
ТСО
= 2∙АИ
∙ tСО
, (47)
ТСО
=
.
Определяем удельную трудоемкость ремонта сопутствующего ТО-2 по формуле (48)
tРС2 = 0,2∙t2"
, (48)
tРС2
=
.
Определяем годовую трудоемкость ремонта сопутствующего ТО-2 по формуле (49)
TРС2 = NРС2∙tРС2
, (49)
где NРС2
– количество ремонтов сопутствующих ТО-2;
NРС2
= N2г
= 1107;
TРС2
=
.
Находим годовую трудоемкость ТО-2 по формуле (50)
T2 = N2г∙t2"
, (50)
T2
=
.
Находим суммарную годовую трудоемкость ТО-2
T2
' = T2
+ TCO
+ TРС2
,
T2
'
=
.
Годовая трудоемкость по всем видам ТО:
TТО
= TЕО
+ T1
' + T2
' + TД1
+ TД2
TТО
=
.
Расчет годовой трудоемкости работ ТР
Выбираем нормативную удельную трудоемкость для ТР:
tТР
= 6,9 чел.-ч/1000 км
Корректируем трудоемкость ТР по формуле (51)
t'ТР = tТР∙К1
∙К2
∙К3
∙К4
∙К5
, (51)
где К1
– коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТР в зависимости от условий эксплуатации, принимаем К1
= 1,1;
К3
– коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТР в зависимости от природно-климатических условий, принимаем К3
= 1,0;
Находим трудоемкость работ ТО-1 по агрегатам, системам и узлам по формуле (86)
ТТ1iАГР = Т1
∙Ci
, (86)
где Ci – коэффициент затрат времени по данному агрегату, системе, узлу.
Находим численность рабочих занятых ТО-1 агрегатов, систем и узлов по формуле (87)
РТ1iАГР
=
. (87)
Примечание: Так как все работы по ТО-1 ведутся на постах, то расчет цеховых работ не производим.
Результаты расчетов сводим в таблицу 8.
Таблица 8 - Трудоемкость и численность рабочих, занятых работами ТО-1 по агрегатам, узлам и системам
№ п/п
Наименование агрегатов, систем, узлов и работ
Ci (доля)
ТТ1
iАГР
, чел.-ч.
РТ1
iАГР
, чел.
1
2
3
4
5
1
ДВС, система охлаждения и смазки
0,035
933
0,47
2
Система питания двигателя
0,035
933
0,47
3
Аккумуляторная батарея
0,048
1272,6
064
4
Генератор, стартер и реле-регулятор
0,002
53,3
0,027
5
Приборы освещения и сигнализации
0,05
1332,9
0,67
6
Сцепление
0,007
186,6
0,094
7
Коробка передач
0,009
240
0,13
8
Карданная передача
0,02
533,2
0,27
9
Задний мост
0,03
799,7
0,4
10
Рулевое управление и передний мост
0,01
266,6
0,13
11
Ножной тормоз
0,052
1386,2
0,69
12
Ручной тормоз
0,02
533,2
0,27
13
Ходовая часть и шины
0,165
4398,6
2,2
14
Кузов или платформа
0,18
4798,4
2,4
15
Оперение
0,002
53,3
0,027
Итого по агрегатам, узлам и системам
0,665
17727,6
8,8
Общие работы
16
Общий осмотр а/м
0,02
533,2
0,27
17
Смазочные и очистительные работы
0,225
5998
3,0
18
Уборочные работы
0,05
1332,9
0,67
1
2
3
4
5
19
Моечные работы
0,04
1066,3
0,53
Итого на общие работы
0,335
8930,4
4,47
Всего на ТО-1
1,0
26658
13,3
Находим трудоемкость работ ТО-2 по агрегатам, системам и узлам по формуле (88)
ТТ2iАГР = Т2
'∙Ci
, (88)
где Ci – коэффициент затрат времени по данному агрегату, системе, узлу.
Находим численность рабочих, занятых ТО-2 агрегатов, систем и узлов по формуле (89)
РТ2iАГР
=
, (89)
Находим численность рабочих, занятых ТО-2 агрегатов, систем и узлов на постах по формуле (90)
РТ2iАГР.П = РТ2iАГР∙
, (90)
Находим численность рабочих, занятых ТО-2 агрегатов, систем и узлов в цехах по формуле (91)
РТ2iАГР.Ц = РТ2iАГР∙
, (91)
Результаты расчетов сводим в таблицу 9.
Таблица 9 - Трудоемкость и численность постовых и цеховых рабочих, занятых работами ТО-2 по агрегатам, узлам и системам
№ п/п
Наименование агрегатов, систем, узлов и работ
Ci (доля)
ТТ2
iАГР
, чел.-ч.
РТ2
iАГР
, чел.
РТ2
iАГР.П
, чел.
РТ2
iАГР.Ц
, чел.
1
2
3
4
5
6
7
По агрегатам, узлам и системам
1
ДВС, система охлаждения и смазки
0,067
1993,8
1,0
0,9
0,1
2
Система питания двигателя
0,04
1190,4
0,6
0,54
0,06
3
Аккумуляторная батарея
0,035
1041,6
0,52
0,47
0,05
4
Генератор, стартер и реле-регулятор
0,034
1011,8
0,5
0,46
0,04
5
Приборы освещения и сигнализации
0,041
1220,1
0,61
0,55
0,06
6
Сцепление
0,01
297,6
0,15
0,13
0,02
7
Коробка передач
0,015
446,4
0,22
0,2
0,02
8
Карданная передача
0,015
446,4
0,22
0,2
0,02
9
Задний мост
0,015
446,4
0,22
0,2
0,02
10
Рулевое управление и передний мост
0,04
1190,4
0,6
0,54
0,06
11
Ножной тормоз
0,14
4166,2
2,1
1,88
0,022
12
Ручной тормоз
0,01
297,6
0,15
0,13
0,02
13
Ходовая часть и шины
0,14
4166,2
2,1
1,88
0,022
14
Кузов или платформа
0,22
6546,9
3,28
2,95
0,33
15
Оперение
0,005
148,8
0,075
0,067
0,008
Итого по агрегатам, узлам и системам
0,827
24610,5
12,3
11,1
1,2
Общие работы
16
Общий осмотр а/м
0,008
238
0,12
0,107
0,013
17
Смазочные и очистительные работы
0,125
3719,9
1,87
1,67
0,2
18
Уборочные работы
0,025
744
0,37
0,33
0,04
19
Моечные работы
0,015
446,4
0,22
0,2
0,02
Итого на общие работы
0,173
5148,3
2,58
2,32
0,26
Всего на ТО-2
1,0
29758,8
14,9
13,4
1,5
Находим трудоемкость работ ТР по агрегатам, системам и узлам по формуле (92)
ТТРiАГР = ТТР
∙Ci
, (92)
где Ci – коэффициент затрат времени по данному агрегату, системе, узлу.
Находим численность рабочих, занятых ТР агрегатов, систем и узлов по формуле (93)
РТРiАГР
=
. (93)
Находим численность рабочих, занятых ТР агрегатов, систем и узлов на постах по формуле (94)
ТТРiАГР.П = РТРiАГР ∙
. (94)
Находим численность рабочих, занятых ТР агрегатов, систем и узлов в цехах по формуле (95)
ТТРiАГР.Ц = РТРiАГР ∙
, (95)
Результаты расчетов сводим в таблицу 10.
Таблица 10 - Численность и трудоемкость постовых и цеховых рабочих, занятых ТР по агрегатам, узлам и системам
№ п/п
Наименование агрегатов, систем, узлов и работ
Ci (доля)
ТТР
iАГР
, чел.-ч.
РТР
iАГР
, чел.
РТР
iАГР.П
, чел.
РТР
iАГР.Ц
, чел.
1
2
3
4
5
6
7
1
ДВС, система охлаждения и смазки
0,15
22632,6
11,3
5,0
6,3
2
Система питания двигателя
0,04
6035,4
3,1
1,33
1,77
3
Аккумуляторная батарея
0,02
3017,7
1,51
0,66
0,85
4
Генератор, стартер и реле-регулятор
0,04
6035,4
3,1
1,33
1,77
5
Приборы освещения и сигнализации
0,03
4526,5
2,27
1,0
1,27
6
Сцепление
0,03
4526,5
2,27
1,0
1,27
7
Коробка передач
0,03
4526,5
2,27
1,0
1,27
8
Карданная передача
0,025
3772,1
1,9
0,83
1,07
9
Задний мост
0,03
4526,5
2,27
1,0
1,27
10
Рулевое управление и передний мост
0,06
9053
4,54
2,0
2,54
11
Ножной тормоз
0,1
15088,4
7,57
3,33
4,24
12
Ручной тормоз
0,02
3017,4
1,51
0,66
0,85
13
Ходовая часть и шины
0,12
18106,1
9,1
4,0
5,1
14
Кузов или платформа
0,119
17955,2
9,0
3,96
5,04
15
Оперение
0,001
150,88
0,076
0,033
0,043
16
Слесарно-механические работы
0,11
16597,2
8,33
3,66
4,67
17
Прочие работы (малярные и др.)
0,075
11316,3
5,68
2,5
3,18
Итого на ТР
1,0
150884
75,7
33,3
42,4
Используя данные таблицы 8, сформируем цеха ТР в соответствии со спецификой работ и определим численность цеховых рабочих.
Таблица 11 - Численность рабочих в цехах ТР
Наименование цеха
Численность рабочих по расчетам, чел.
Принятая численность рабочих, чел.
Моторный
6,3
6
Цех топливной аппаратуры
1,77
2
Аккумуляторный цех
0,85
2
Электротехнический
3,04
3
Агрегатный
11,26
11
Шиномонтажный
2,3
2
Вулканизационный
2,2
2
Кузовной с отделением сварочно-жестяницким
5,08
5
Обойный
1,2
1
Медницкий
1,1
1
Тепловой
1,3
1
Слесарно-механический
4,67
5
Малярный
1,2
1
Нестандартного оборудования
1,2
2
1.2.3 Расчет числа постов
Определение числа постов зон ТО
Рассчитываем число постов зоны ЕО
Находим ритм производства по формуле (96)
REO
=
, (96)
где ТСМ
– продолжительность смены, ч;
nСМ
– число смен;
NСУТ.ЕО
– суточная программа зоны;
REO
=
.
Определяем такт линии непрерывного действия по формуле (97)
τЛ.EO
=
, (97)
где Lа – габаритная длина автобуса, м;
а – расстояние между автобусами на постах линии, м;
Vк – скорость конвейера непрерывного действия, м/мин;
τЛ.EO
=
.
Находим число линий по формуле (98)
mEO
=
, (98)
mEO
=
.
Определяем пропускную способность линии ЕО по формуле (99)
, (99)
.
Рассчитываем число постов зоны ТО-1
Находим ритм зоны по формуле (100)
R1
=
, (100)
R1
=
.
Определяем такт линии периодического действия по формуле (101)
τл.1
= + tП
, (101)
где t”1
– корректированная нормативная трудоемкость одного обслуживания ТО-1, чел.-ч.;
ХЛ
– число постов на линии;
tП
– время передвижения автобуса с поста на пост;
PСР
– среднее число рабочих, одновременно занятых на одном посту, чел;
τл.1
=
.
Находим число линий по формуле (102)
Nл.1
=
, (102)
Nл.1
=
.
Определяем пропускную способность линии ТО-1 по формуле (103)
, (103)
.
Рассчитываем число постов зоны ТО-2
Находим ритм зоны по формуле (104)
R2
=
, (104)
R2
=
.
Определяем такт поста по формуле (105)
τП.2
= + tП
, (105)
где t″2
– корректированная нормативная трудоемкость одного обслуживания ТО-2, чел.-ч.;
PСР
– среднее число рабочих, одновременно занятых на одном посту, чел;
τП.2
=
.
Находим число постов по формуле (106)
n2
=
, (106)
n2
=
.
Рассчитываем число постов зоны Д-1
Находим ритм зоны по формуле (107)
RД1
=
, (107)
R Д1
=
.
Определяем такт поста по формуле (108)
τП.Д1
= + tП
, (108)
где tД1
– корректированная нормативная трудоемкость одного обслуживания Д-1, чел.-ч.;
τ П.Д1
=
.
Находим число постов по формуле (109)
nД1
=
, (109)
nД1
=
.
Рассчитываем число постов зоны Д-2
Находим ритм зоны по формуле (110)
RД2
=
, (110)
R Д2
=
.
Определяем такт поста по формуле (111)
τ П.Д2
= + tП
, (111)
где tД2
– корректированная нормативная трудоемкость одного обслуживания Д-2, чел.-ч.;
τ П.Д2
=
.
Находим число постов по формуле (112)
nД2
=
, (112)
nД2
=
.
Рассчитываем число постов зоны ТР по формуле (113)
nТР
=
, (113)
где Ттр п
- трудоемкость ТР на постах;
Кн.п
- коэффициент, учитывающий неритмичность подачи автомобилей на ремонт;
η п
- коэффициент использования рабочего времени поста;
n см
- число смен;
Рср
- среднее число рабочих на посту;
.
1.3 Организационная часть
1.3.1 Выбор метода организации технологического процесса ТО и ТР
Организация того или иного метода ТО и ТР зависит от суточной программы и продолжительности технических воздействий.
Принимаем согласно расчетам для уборочно-моечных работ ЕО две поточные линии непрерывного действия, каждая из которых состоит из трех постов. На первом посту производится внутренняя уборка автобуса и внешняя очистка от грязи (снега), на втором – автоматизированная мойка, на третьем – домывка и обтирка. Пропускная способность двух линий по расчету составляет 26 авт/ч, что достаточно для выполнения суточной программы ЕО.
Так как суточная программа ТО-1 составляет 12 автобусов, то наиболее целесообразна организация проведения ТО-1 на трехпостовой поточной линии периодического действия с двумя дополнительными постами (ожидания и контроля). Пропускная способность линии позволяет выполнить программу за семичасовую рабочую смену.
ТО-2 организуем на четырех универсальных тупиковых постах методом комплексных бригад.
В связи с тем, что в автотранспортном предприятии насчитывается 205 автобусов целесообразно проведение Д-1 и Д-2 в отдельных зонах. Зоны Д-1 и Д-2 имеют по два проездных поста, расположенных в линию и пост ожидания.
Зоны диагностики снабжены высокопроизводительными автоматизированными диагностическими средствами.
Основываясь на расчетных данных организуем ТР автобусов на шести универсальных тупиковых постах методом комплексных бригад.
Рабочие, обслуживающие зону ЕО работают 365 дней в году по скользящему графику.
Рабочие остальных зон и цехов работают 302 дня в году по шестидневной рабочей неделе.
Текущий ремонт автобусов производится агрегатно-узловым методом, позволяющим сократить время простоя автобуса в ремонте.
В связи с тем, что работы зон ЕО и ТО-1 проводятся в ночные часы, предусматривается чередование сменами и постами с другими зонами при помощи комплексных бригад.
1.3.2 Определение режима работы зон ТО и ТР
Продолжительность межсменного времени при равномерном выпуске автобусов определяем по формуле (114)
Тмс = 24 - (Тн - Тв)
, (114)
где Тн – продолжительность работы автобусов в наряде, ч, принимаем Тн =16;
Тв – продолжительность выпуска автобусов на линию, определяем по формуле (115);
; (115)
А'и – число автобусов, выезжающих на линию находим по формуле (116);
=Аи∙αТ
; (116)
=
;
tвып
– время выпуска каждого автобуса, мин, принимаем tвып
= 2;
Пся – число смотровых ям на контрольно-техническом пункте, принимаем Пся = 4;
;
Тмс=
.
По результатам расчета построим график суточной работы автобусов и зон ТО и ТР, представленный на рисунке 1.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Рабочие смены
3-я
1-я
2-я
Работа на линии
Работа зоны ЕО
Работа зон ТО-1, Д-1
Работа зон ТО-2, Д-2
Работа зоны ТР
Рисунок 1 - График суточной работы автомобилей и зон ТО и ТР
Принимаем:
время выезда 1-го автобуса 500
;
время работы зоны ЕО с 2100
до 500
;
время работы зоны ТО-1 и Д-1 с 2115
до 515
;
время работы зоны ТО-2 и Д-2 с 800
до 1600
;
время работы зоны ТР с 800
до 1600
; с 1600
до 2400
; с 2400
до 800
.
Находим удельную площадь приходящуюся на 1 пост по формуле (117)
FУД = КА1Аа
∙ППа
, (117)
где КА1Аа
– отношение проекций автобуса по заданию к аналогу;
КА1Аа
=
;
ПА1
– проекция автобуса по заданию (ЛАЗ-4207), м2
;
ПА1
=
;
ППа
– полезная удельная площадь на 1 ед. автобуса аналога, принимаем ППа
= 44,9 м 2
;
ПАа
– проекция автобуса аналога (ЛАЗ-695), м2
;
ПАа
=
;
КА1Аа
=
;
FУД
= 1,2∙63,5= 70.
Определим удельную строительную площадь поста по формуле (118)
FУД.СТР = FУД ∙КСТР
, (118)
где КСТР
- коэффициент зависящий от расположения поста относительно ворот, принимаем КСТР
= 1,15;
FУД.СТР
=
.
Определяем удельную строительную площадь зон ТО и ТР
Находим удельную строительную площадь зоны ЕО по формуле (119)
FУД.СТР.ЕО = FУД.СТР ∙nЕО
, (119)
FУД.СТР.ЕО
=
.
Находим удельную строительную площадь зоны Д-1 по формуле (120)
FУД.СТР.Д1 = FУД.СТР∙nД1
, (120)
FУД.СТР.Д1
=
.
Находим удельную строительную площадь зоны Д-2 по формуле (121)
FУД.СТР.Д2 = FУД.СТР∙nД2
, (121)
FУД.СТР.Д2
=
.
Находим удельную строительную площадь зоны ТО-1 по формуле (122)
FУД.СТР.Т1 = FУД.СТР∙nТ1
, (122)
FУД.СТР.Т1
=
.
Находим удельную строительную площадь зоны ТО-2 по формуле (123)
FУД.СТР.Т2 = FУД.СТР∙nТ2
, (123)
FУД.СТР.Т2
=
.
Находим удельную строительную площадь зоны ТР по формуле (124)
FУД.СТР.ТР = FУД.СТР∙nТР
, (124)
FУД.СТР.ТР
=
.
Результаты расчетов сводим в таблицу 12.
Таблица 12 - Площади зон ТО и ТР
№ п/п
Наименование зон (участков) ТО и ТР
Удельная строительная площадь поста, м2
Число постов
Расчетная площадь зон (участков), м2
Принятая площадь зон (участков), м2
1
2
3
4
5
6
1
ЕО
81
6
486
504
2
Д-1
81
2
162
252
3
Д-2
81
2
162
252
4
ТО-1
81
3+2
405
432
5
ТО-2
81
4
324
340
6
ТР
81
6
486
490
Определение площади цехов
Находим площади цехов по удельной площади на одно рабочее место (одного рабочего) по формуле (127)
Fц
- площадь цеха (участка);
FР1
– удельная площадь на первое рабочее место (рабочего), м2
;
FР2
– удельная площадь на каждое последующее рабочее место (рабочего), м2
;
Рм
– число рабочих мест в цехе.
Определим площадь моторного цеха:
FМ
=
.
Определим площадь цеха топливной аппаратуры:
FтА
=
.
Определим площадь электротехнического цеха:
FЭ
=
.
Определим площадь аккумуляторного цеха:
FАК
=
.
Определим площадь шиномонтажного цеха:
Fш
= 15 + 10∙(2-1) = 25.
Определим площадь вулканизационного цеха:
FВ
=
.
Определим площадь медницкого цеха:
FМД
=
.
Определим площадь кузовного цеха с отделением сварочно-жестяницким:
Fк =
.
Определим площадь слесарно-механического цеха:
FСМ
=
.
Определяем площадь малярного цеха с учетом ввода в него автобуса:
FМАЛ
=
.
Определим площадь теплового цеха:
Fк=
.
Определим площадь цеха нестандартного оборудования:
Fн.об =
.
Определим площадь обойного цеха:
FОБ
=
.
Находим площадь агрегатного цеха по коэффициенту плотности оборудования по формуле (125)
FА=
Кп∙∑ Fоб , (125)
где Кп – коэффициент плотности оборудования агрегатного цеха, принимаем Кп = 4,5;
∑ Fоб – суммарная площадь оборудования агрегатного цеха, принимаем ∑ Fоб = 31,6;
FА
=
.
Примечание: Считается целесообразным увеличить площади цехов в связи с дальнейшим развитием предприятия.
Результаты расчетов сводим в таблицу 13.
Таблица 13 - Площади цехов
№ п/п
Наименование цеха
Численность цеховых рабочих
Расчетная площадь цеха,м2
Принятая площадьцеха,м2
1
2
3
4
5
1
Моторный
6
75
90
2
Цех топливной
2
12
31
аппаратуры
3
Электротехнический цех
3
20
36
4
Аккумуляторный
2
25
36
5
Агрегатный
11
142
143
7
Шиномонтажный
2
25
30
8
Вулканизационный
2
25
27
9
Кузовной
3
78
94
10
Обойный
1
15
25
11
Медницкий
1
12
36
12
Слесарно-механический
5
52
65
13
Малярный
2
30
75
14
Тепловой
1
20
36
15
Нестандартного оборудования
2
22
32
1.3.4 Технологическое проектирование агрегатного цеха
Агрегатный цех предназначен для выполнения ремонта узлов и агрегатов в основном путем замены неисправных деталей новыми или ранее отремонтированными.
Площадь цеха:
- расчетная – 142 м2
;
- принятая – 143 м2
.
Численность рабочих в цехе:
- расчетная – 11,2 чел;
- принятая – 11 чел.
Цех работает в одну смену по пятидневной рабочей неделе.
Продолжительность смены: 8 ч., плюс 1 ч. перерыва (с 800 до 1700).
Агрегатный цех производит ремонт сцепления, коробки передач, карданной передачи, заднего и переднего мостов, рулевого управления автобусов. Частично в этом же цеху восстанавливают детали большей частью слесарным инструментом. Общий для большинства агрегатов технологический процесс ремонта включает: мойку агрегата; подразборку в соответствии с объемом ремонта; мойку снятых деталей и их дефектовку; комплектовку деталей после ремонта из запасных частей; сборку и испытания агрегатов.
Разборочно – сборочные работы в агрегатном цехе проводят на специальных стендах, обеспечивающих возможность подхода к ремонтируемому агрегату с разных сторон, а также поворот и наклон агрегата для удобства работы. Стенды специализированы по типам агрегатов. Они размещаются в зоне действия кран-балки. Для размещения и разборки снятых с агрегатов узлов предусмотрены слесарные верстаки, столы и стеллажи. Кроме обычных ключей различного типа при разборочно – сборочных работах применяются гайковерты различные съемники и приспособления.
Контроль, сортировку и комплектовку деталей производят с помощью измерительного инструмента и отдельных специальных приборов.
Испытания агрегатов после ремонта производят на специальных стендах.
Цех окрашен в светлые и спокойные тона, вентилируется приточно – вытяжной вентиляцией и имеет смешанное освещение (естественное и искусственное).
Условия труда в цеху соответствуют санитарным нормам, эстетическим требованиям и условиям безопасности.
Произведем подбор технологического оборудования агрегатного цеха и составим таблицу 14
Таблица 14 - Технологическое оборудование агрегатного цеха