Курсовой проект из пояснительной записки ( страниц 64 , таблиц 14 , использованной литературы 10 ) и четырех листов чертежей формата А1.
При выполнении курсового проекта осуществлена работа в следующем объеме:
а) динамический синтез рычажного механизма
б) определен закон движения начального звена
в) силовой анализ рычажного механизма
г) проектирование картины эвольвентного зацепления
д) динамический синтез кулачкового механизма
Введение
В настоящее время важную роль приобретает качество подготовки инженера, который должен владеть современными методами расчёта и конструирования новых быстроходных и высокопроизводительных машин.
Углублению и обобщению теоретических знаний, их применению на практике способствует выполнение студентами курсового проекта по теории механизмов и машин. Основная цель курсового проектирования — это научиться использовать общие методы проектирования и исследования механизмов для создания машин различного назначения. При выполнении курсового проекта студент сталкивается с комплексным решением с комплексным решением конкретной инженерной задачи. При этом он усваивает навыки работы со следующими основными направлениями:
· проектирование структурной и кинематической схем рычажного механизма по заданным условиям;
· анализ режима движения механизма при действии заданных сил;
4.5. Определение жесткости замыкающих пружин……………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
ГОСТы…………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………….
1 Определения закона движения начального звена механизма
1.1 Описание схемы механизма и данные
Описание механизма действия плунжерного насоса
Пресс автомат предназначен для односторонего прессования порошков метала и других материалов.
От вала электродвигателя вращения передается через двухрядный планетарный редуктор с двумя внутреними зацеплениями и пару прямозубых колес а и в кривошипу 1 шестизвеного рычажного механизма. Прессование порошка в матрице происходит при движении ползуна вниз, и при этом движении усилия пресования изменяется согласно графику F=f(SD)
Кулачковый механизм с качающимся толкателем предназначен для выталкивания из матрицы спресованого изделия.
Закон изменения аналога ускорения коромысла для фазы подьема задан диаграммой
На фазе опускания аналог ускорения коромысла изменяется симетрично
Параметры
Обозначение
Единица
Числовое значение
Длина кривошипа OA
м
0,12
Длина кривошипа AB
м
0,68
Частота вращения кривошипа и кулачка
мин-1
150
Сила тяжести:
Шатуна
Н
800
Ползуна
Н
300
Момент инерции шатуна
4
Максимальное усилие
Fmax
H
40000
Угловая координата кривошипа при силовом расчете
…0
30
1.2 Структурный синтез механизма
Кинематические пары, служащие для подвижного соединения звеньев, их класс, номера и название звеньев, образующие кинематические пары , приведены в таблице 1.2.
Степень подвижности плоского механизма определяются по формуле Чебышева [1] [2].
Таблица кинематических пар
Таблица 1.2.
Кинематические пары
Наименование звеньев образующих кинематическую пару.
Обозначение
Класс
5
Стойка 0 и Кривошип 1
вращательная
5
Кривошип 1 и Шатун 2
плоскопараллельная
5
Шатун 2 и Ползун 3
поступательная
5
Ползун 3 и Стойка 0
поступательная
Степень подвижности механизма определяем по формуле:
W= 3n – 2P5 - P4 (1.1)
где n=3 – число подвижных звеньев;
P5 =4 – число кинематических пар пятого класса;
P4 =0 – число кинематических пар четвёртого класса;
Степень подвижности механизма показывает сколько ведущих звеньев у механизма и сколько нужно двигателей для этого механизма.
Подставив данные в формулу (1.1), найдём:
W = 3*3 – 2*4 – 0 = 1
Следовательно, при известном законе движения кривошипа рассматриваемая кинематическая цепь является механизмом, т.е. законом движения остальных звеньев механизма вполне определены.
Класс и порядок механизма определим, рассмотрев образование структурной схемы механизма путём применения к начальному звену группы Асура.
Схема образования механизма имеет вид:
а) б)
Рис.1.1
Схема образования механизма
а) Механизм 1- го класса, 1- го порядка;
б) Группа 2- го класса, 2- го порядка, 2 -го вида.
Таким образом, механизм является механизмом 2- го класса 2- го порядка.
Формула строения механизма имеет вид:
Механизм = первичный механизм (0 + 1) 1клас. 1поряд. ―› структурная группа (2 + 3 ) 2 клас. 2 поряд. 2 вида.
Данный механизм 2- го класса, 2- го порядка.
1.3 Построение плана положений механизма
Это построение производим в такой последовательности:
Выбираем масштабный коэффициент длины, который должен соответствовать стандартному масштабу машиностроительного черчения по ГОСТ 2.302-68 (СТСЭВ 1180-78)
Один из размеров, например, отрезок АВ=200 мм произвольно .
Тогда масштабный коэффициент определяется по формуле (1.2) :
(м/мм) (1.2)
В принятом масштабе длин размеры звеньев механизма на чертеже будут иметь следующие значения:
(мм) (1.3)
Наносим на лист неподвижную ось О и проводим горизонтальную линию αα .
Далее из т.О радиусом ОА проводим окружность которую описывает т.А кривошипа 1. Затем вычерчиваем механизм в произвольном положении, за которое принимаем положения кривошипа ОА, определяемое заданным углом φ = 90º. Из т.А проводим окружность радиуса АВ до пересечения с αα и получаем т.В, которая одновременно принадлежит αα , ползуну 3 и кривошипу 2.
Для построения планов положения механизма разделим траекторию, описываемую т.А1 кривошипа в направлении его вращения, начиная от т.А0
на 12 равных частей (считая вращение кривошипа равномерномерным). Далее описанным выше методом строим 12 положений звеньев механизма. Выделяем на плане (более толстой обводкой) схему схему механизма в заданном положении и отмечаем на нём положения центров масс звена т.S2.
1.4 Построение плана возможных скоростей механизма
Дан кривошипно-ползунный механизм и следующие его параметры звеньев рычажного механизма lAB= 800 мм ; lOA = 150 мм. Частота вращения кривошипа n1 = 200 мин-1
.
Находим угловую скорость ω1 по формуле (1,4):
(n-1) (1.4)
По направлению скорость т.А перпендикулярна кривошипу ОА и направлена в сторону угловой скорости ω1 и вычисляется по формуле:
Для построения планов скоростей найдём масштабный коэффициент скорости μV по формуле:
(м / мм * с) (1.6)
где :
Ра - длина вектора скорости т.А на плане скоростей, мм
Va –скорость т. А
Вн – точка направляющая, с которой в данный момент совпадает с точкой Р. Точка В одновременно принадлежит звеньям 2 и 3. Звено 3 совершает плоскопараллельное или поступательное движение. Воспользуемся теоремой о сложении скоростей при плоском движении тела.
Определяем модули скоростей.
Скорость точки В равна :
(1.12)
Скорость точки S равна :
(1.13)
Вращательная скорость кривошипа ВА равна :
(1.14)
где :
длины отрезков взятые из плана скоростей
Определяем угловую скорость шатуна
по модулю :
(1.15)
1.5 Построение графика приведенных моментов сил полезного сопротивления и тяжести.
Известно, что приведенный момент сил, условно прикладывается к начальному звену 1 (звену приведения), определяется из равенства элементарной работы сил и моментов пар сил, действующих на звенья механизма.
Равенство элементарных работ сил при стационарных геометрических связей одновременно означает равенство их мгновенных мощностей.
(1.19)
Тогда приведенный момент сил определяется по формуле :
(1.20)
где :
Fn —приведенная к т. А сила от сил полезного сопротивления.
— размер звена ОА рычажного механизма, м
По теории Жуковского, если силу, приложенную к какой либо точке звена плоского механизма, перенести в одноименную точку плана скоростей, повернув её на 90о
, то момент этой силы относительно полюса плана будет пропорционален её мощности.
Следуя этой теории, определяем приведенную силу Fn. Для этого в одноименные точки планов скоростей прикладываем силу тяжести G2,и силу полезного сопротивления Fnc , предварительно повернув их на 90 в направлении вращения кривошипа.
Определяем приведенный момент
от силы полезного сопротивления по формуле :
(1.21)
где :
Fnc — сила полезного сопротивления, Н
— длины отрезков, взятые из плана возможных скоростей, мм
— размер звена ОА рычажного механизма, м
Сила Fnc будет вычисляться по формуле :
координату (1.22)
Результаты расчетов по формулам (1.21) и (1.22) сводим в таблицу 1.4
Таблица приведенного момента сил сопротивлений
Таблица 1.4
Nп
Fпс
loa
Pb
Pa
МпсF
1
0
0,12
40,37
70
0
2
0
0,12
66,04
70
0
3
0
0,12
70
70
0
4
0
0,12
55,42
70
0
5
0
0,12
29,63
70
0
6
0
0,12
0
70
0
7
2234
0,12
29,63
70
-113,474
8
8640
0,12
55,42
70
-820,849
9
18218
0,12
70
70
-2186,16
10
28671
0,12
66,04
70
-3245,88
11
36867
0,12
40,37
70
-2551,41
12.0
40000
0,12
0
70
0
k
2234
0,12
29,63
70
-113,474
По данным находим приложенный момент
от силы G2 по формуле :
(1.23)
где :
G2
–сила тяжести звена 2 , Н
lOA — размер звена ОА рычажного механизма, м
,PS2
–длина вектора из плана скоростей, мм
G2 ^ PS2
—угол между силой тяжести и вектором PS
Результаты расчетов сводим в таблицу (1.5)
Таблица приведенного момента от силыG2
Таблица 1.5
Nп
G2*loa
loa
ps2
Pa
G2^Ps2
cos(G2^PS2)
Mg2
1
96
0,12
48,36
70
51,54
0,62232515
4,952883149
2
96
0,12
65,7
70
74,47
0,2683777
2,901791669
3
96
0,12
70
70
90
0,00079633
0,009173684
4
96
0,12
60,6
70
107,6
-0,3014623
-3,00649179
5
96
0,12
44,31
70
134,3
-0,6975643
-5,08675076
6
96
0,12
35
70
0
1
5,76
7
96
0,12
44,31
70
134,3
-0,6975643
-5,08675076
8
96
0,12
60,6
70
107,6
-0,3014623
-3,00649179
9
96
0,12
70
70
90
0,00079633
0,009173684
10
96
0,12
65,7
70
74,47
0,2683777
2,901791669
11
96
0,12
48,36
70
51,54
0,62232515
4,952883149
12.0
96
0,12
35
70
180
-0,9999987
-5,75999269
k
96
0,12
44,31
70
134,3
-0,6975643
-5,08675076
Определяем суммарный приведенный момент
от сил сопротивления и сил тяжести по формуле :
(1.24)
где :
- приложенный момент
от силы G2
- приведенный момент
от силы полезного сопротивления
Так как механизм расположен горизонтально, то момент
= 0, тогда суммарный момент
будет равен :
(1.24(а))
Результаты расчетов сводим в таблицу (1.6)
Таблица суммарного приведенного момента
от сил сопротивления и сил тяжести.
Таблица 1.6
Nп
МпсF
Mg2
MΣ
YmF
1
0
4,9528831
4,952883
0,152726
2
0
2,9017917
2,901792
0,089479
3
0
0,0091737
0,009174
0,000283
4
0
-3,006492
-3,006492
-0,09271
5
0
-5,086751
-5,086751
-0,15685
6
0
5,76
5,76
0,177614
7
-113,474
-5,086751
-118,5612
-3,65593
8
-820,849
-3,006492
-823,8559
-25,4043
9
-2186,16
0,0091737
-2186,151
-67,4117
10
-3245,88
2,9017917
-3242,983
-100
11
-2551,41
4,9528831
-2546,454
-78,522
12.0
0
-5,759993
-5,759993
-0,17761
k
-113,474
-5,086751
-118,5612
-3,65593
Для построения графика находим максимальное значение по модулю приведенного суммарного момента
:
= -3242.983(Н * м)
Пусть это максимальное значение на чертеже обозначатся ординатой Y. Для вычесления масштабного коэффициента принимаем что Ymax= 100 мм, тогда масштабный коэффициент
будет равен :
(Н * м / мм) (1.25)
Заполняем четвертую строку таблицы. Для этого каждое числовое значение строки три делим на числовое значение
результат записываем в строку четыре.
Рис. 3 Диаграмма приведенных моментов сил сопротивления и сил тяжести.
1.6 Построение графиков работ
График работы сил сопротивления Ас
= Ас
( φ1) строем графические интегрированным методом хорд графика приведенных моментов сил сопротивления Мnc = Mnc( φ1).
Графическое интегрирование проводим в последовательности:
1.) Из середины интервалов 0..1 , 1..2 оси абсцисс графика Мnc = Mnc( φ1) восстанавливаем перпендикуляры до пересечения с кривой в точках a, b
2.) Из точек a, b проводим прямые, параллельные оси абсцисс до пересечения с осью ординат в точках с.d…;
3.) Соединяем произвольно взятую точку Р на продолжение оси абсцисс с точками с,d лучами;
4.) На графике работ из точки О – начала координат . проводим хорду в интервале 0...1. параллельную лучу Рd и т.д.
Полученные точки ос’d’ соединяем главной кривой, которая предоставляет собой зависимость Ас
= Ао
(φ1).
Масштабный коэффициент этого графика определяется по формуле
µа= µм * µφ. * Н (1.26)
где :
Н= 50 - полюсное расстояние при графическом интегрирования выбираемо произвольно, мм
Найдем масштабный коэффициент по оси абсцисс по формуле :
( рад / мм ) (1,26)(а)
Тогда коэффициент графика работ будет равен :
µА = * 0,0349 * 50 =56.59 ( Дж / мм ) (1.27)
Так как до цикл установки установившегося движения работа движущих сил по абсолютной величины равно работе сил сопротивления, т, е
|Аq| = |Ас
|, то ордината YAC12’ графика работ сил сопротивления в конце цикла будет одновременно в том же масштабе µа изображать роботу движущих сил за цикл, но взятую с обраным знаком, т.к. Ас = - Аs . Изобразим работу движущих сил ее истеным знаком и покажем зависимость Ад
= Aд (φ) для чего отложим ординату YAC12’12-12 вверх от оси абсцисс. Принимаем момент движущих сил за цикл величиной постоянной, зависимость
Ад
= Aд (φ) выразится наклонной прямой, соединяющей начало координат с точкой 12’ - концом координате YAC12’ в конце цикла.
Графическим дифференцированием Мnд = Mnд(φ) от угла кривошипа. Для построения графика Мnд - Mnд(φ1) необходимо из полюса Р провести луч РД до пересечения с осью ординат графика приведенных моментов сил проведенного параллельно наклонной прямой 0-12” графика Ад
= Aд (φ). Луч РД отсекает на начальной ординате отрезок Ymo, изоброжающийся в масштабе µм приведенный момент движущих сил .
Отрезки Yмді будут одинаковые для всех положений механизма, а по-этомуMng изображается горизонтальной прямой.
1.7 Построение графика кинетической энергии механизма.
График приращение кинетической энергии механизма строим алгебраическим сложением в каждом положении ординат работы движущих сил и сил сопротивления. Для этого на графике Ас
= Ас
(φ) проведем вспомогательную линию, изображающую зависимость -Ад
= -Aд. . Алгебраическая сумма ординат Ті этих соотвествующих точках деления оси абсциса заключна между кривими
Ас
= Ас
(φ) и -Ад
= -Aд(φ1).
и изображаем в масштабе μт= μа текущее значение прощение кинетической энергии механизма. Отрезки , расположение ниже прямой (-Ад ) на графике откладываются вниз оси φ1 и выше вверх.
В рассматриваемом случае все отрезки Y откладываем вверх и вниз от оси φ.
Поскольку
, то для получения зависимости
следует ось абсцисс графика
перенести вниз на величину ординаты Уто
, соответствующей начальному значению кинетической энергии Т0
. Значения Т0
неизвестно и его необходимо найти.
1.8 Построение графика приведенных моментов инерции звеньев второй группы и кинетической энергии звеньев этой группы.
Приведенных моментов инерции механизма можно представить в виде двух слагаемых.
Кинетическая энергия механизма равна сумме кинетических энергий звеньев механизма.
В соответствии с определением :
(1.26)
Звено 1. Участвует в вращательном движении.
Звено 2. Участвует в плоском движении.
Звено 2. Участвует в поступательном движении.
Кинематическая энергия звена в общем виде вычисляется по формуле :
(1.27)
где :
ISI – момент инерции звена относительно оси проходящей через центр масс звена IS.
Если звено совершает только вращательное движение, то VSI = 0 , тогда
(1.28)
Нам известны IS1 , IS2. G 2 , G 3 . Найдем m2 , m3 :
(кг) (1.29)
(кг) (1.30)
где :
g–ускорение свободного падения.
G2 , G3 – силы тяжести звеньев, Н
Кинетическая энергия модели вычисляется по формуле :
(1.31)
Тогда
(1.32)
Отсюда следует что :
(1.33)
Из формулы определяем
:
(1.34)
Так как
;
(1.35)
Учтем выражения (1.34) и выражения (1.35) получим следующее выражение :
(1.36)
Для того, чтобы получить рабочую формулу, подставим в формулу (1.36) вместо отношения возможных скоростей отношение соответствующих им отрезков, взятых из плана возможных скоростей.
(1.37)
где :
длины отрезков взятые из плана скоростей
Из формулы (1.30) следует что суммарный момент
будет равен :
(1.38)
приведенный момент инерции от первого звена.
Приведенный момент инерции второго звена будет равен сумме моментов
и
:
;
(1.40)
Представим приведённый момент инерции в виде суммы моментов инерции
2 – го звена :
(1.41)
Подставляем данные в формулы находим значения приведённых моментов. Результаты заносим в таблицу 1.7 :
Таблица приведённых моментов инерции звеньев второй группы.
Таблица 1.7
Nп
m2loa^2
PS2
Pa
Is2(loa/lab)^2
ab
m3*loa^2
Pb
1
1,17551
48,36
70
0,108303
60,86
0,440816
40,37
2
1,17551
65,7
70
0,063031
35,42
0,440816
66,04
3
1,17551
70
70
0
0
0,440816
70
4
1,17551
60,6
70
0,06296
35,38
0,440816
55,42
5
1,17551
44,31
70
0,107875
60,62
0,440816
29,63
6
1,17551
35
70
0,124567
70
0,440816
0
7
1,17551
44,31
70
0,107875
60,62
0,440816
29,63
8
1,17551
60,6
70
0,06296
35,38
0,440816
55,42
9
1,17551
70
70
0
0
0,440816
70
10
1,17551
65,7
70
0,063031
35,42
0,440816
66,04
11
1,17551
48,36
70
0,108303
60,86
0,440816
40,37
12.0
1,17551
35
70
0,124567
70
0,440816
0
k
1,17551
44,31
70
0,107875
60,62
0,440816
29,63
Таблица 1.7(а)
Nп
Ip2p
Ip2b
Ip3
Ip2
Ip2sum
1
0,561052
0,081867
0,146615
0,64291826
0,789533494
2
1,035526
0,016138
0,392352
1,05166437
1,444016236
3
1,17551
0
0,440816
1,1755102
1,616326531
4
0,880999
0,016084
0,276309
0,89708295
1,173391692
5
0,471014
0,080902
0,078981
0,55191584
0,630897248
6
0,293878
0,124567
0
0,41844503
0,418445025
7
0,471014
0,080902
0,078981
0,55191584
0,630897248
8
0,880999
0,016084
0,276309
0,89708295
1,173391692
9
1,17551
0
0,440816
1,1755102
1,616326531
10
1,035526
0,016138
0,392352
1,05166437
1,444016236
11
0,561052
0,081867
0,146615
0,64291826
0,789533494
12.0
0,293878
0,124567
0
0,41844503
0,418445025
k
0,471014
0,080902
0,078981
0,55191584
0,630897248
I2max
1,616326531
Определим суммарный момент приведённых инерции моментов звеньев второй группы по формуле (1.41).
По данным таблицы строим графики приведенных моментов инерции отдельных звеньев и суммарного приведенного момента инерции звеньев второй группы.
Найдем масштабный коэффициент для построения графиков
кг*м2
/ мм (1.42)
Здесь
- ордината графика
, соответствующая максимальному значению
. Этой величиной мы задаемся.
Тогда масштабный коэффициент для построения графика определяется по формуле :
(Дж / мм) (1.44)
Ординаты моментов инерции вычисляется по формуле :
(мм) (1.45)
(мм) (1.46)
(мм) (1.47)
Результаты расчетов заносим в таблицу 1.10 :
Таблица суммарных приведенных моментов и ординаты приведенных моментов инерции звеньев второй группы.
Таблица 1.10
Nп
Yp2p
Yp2b
Yp3
Ip2
Yp2sum
1
62,48076
9,116954
16,327605
71,59772
87,92532
2
115,32
1,797213
43,69373
117,1172
160,8109
3
130,9091
0
49,090909
130,9091
180
4
98,11129
1,791131
30,770747
99,90242
130,6732
5
52,45383
9,009522
8,7956573
61,46335
70,25901
6
32,72727
13,87229
0
46,59956
46,59956
7
52,45383
9,009522
8,7956573
61,46335
70,25901
8
98,11129
1,791131
30,770747
99,90242
130,6732
9
130,9091
0
49,090909
130,9091
180
10
115,32
1,797213
43,69373
117,1172
160,8109
11
62,48076
9,116954
16,327605
71,59772
87,92532
12.0
32,72727
13,87229
0
46,59956
46,59956
k
52,45383
9,009522
8,7956573
61,46335
70,25901
Рис. 3 Диаграмма приведенных моментов инерции звеньев второй группы
1.9 Построение графика кинетической энергии звеньев первой группы.
При построении кривой изменения Т1
=Т1
(φ1) кинетической энергии звеньев первой группы из ординат кривой ΔТ= ΔТ(φ) в каждом положении механизма вычисляем отрезки УIIc , изображающего кинетическую энергию ТII звеньев второй группы в масштабе μА, ибо I1= ΔТ- ТII. Для этого на соответствующих ординатах графика ΔТ= ΔТ(φ) отрезки УIIc откладываются вниз от кривой ΔТ= ΔТ(φ). При динамическом синтезе механизмов методом Мерцалова кривую
принимаем за приближоную кривую
изменения кинетических энергий звеньев второй группы, отсюда следует :
( дж ) (1.48)
Величины отрезков УТII определяются по формуле :
ТIIі
(мм) (1.49)
Таблица изминения кинетических энергий звеньев второй группы.
Таблица 1.9
Nп
TII
YTII
YTII'
1
97,40479
87,925321
1,721235
2
178,1484
160,8109
3,148051
3
199,4063
180
3,523699
4
144,7614
130,67317
2,558071
5
77,83383
70,259012
1,375398
6
51,62359
46,59956
0,912238
7
77,83383
70,259012
1,375398
8
144,7614
130,67317
2,558071
9
199,4063
180
3,523699
10
178,1484
160,8109
3,148051
11
97,40479
87,925321
1,721235
12.0
51,62359
46,59956
0,912238
k
77,83383
70,259012
1,375398
Построенная кривая и будет кривой изменения кинетической энергии звеньев первой группы механизма.
1.10. Определение приведенного момента инерции звеньев первой группы..
Построив кривую ТI=TI(φ), находим на ней точки соответствующие значению ТImax и TImin соответственно, проецируем их на ось ординат и получаем отрезок
ab = 47.11 мм.
Момент инерции звеньев первой группы, обеспечивающий заданную неравномерность движения входного звена определяется по формуле:
( кг / м2
) (1.50)
Момент инерции дополнительной маховой массы определяется по формуле:
( кг*м2
) (1.51)
где :
- сумма приведенных моментов инерции вращающихся деталей, связанных с начальным звеном постоянным передаточным отношением.
Для рассматриваемого механизма:
(кг*м2
) (1.52)
(Сумма приведенных моментов инерции кривошипа и ротора электродвигателя).
1.11 Определение угловой скорости начального звена
Из теории известно, что при установившемся движении, при малом значении коэффициента неравномерности, изменения кинетической энергии ТI приблизительно пропорционально изменению угловой скорости
звена приведения.
Поэтому подученная кривая Т1
=Т1
(φ1) одновременно является приближенной кривой изменения угловой скорости начального звена, масштабный коэффициент которой определяется по формуле:
( с-1
/ мм ) (1.53)
т.к. точки а и в на графике ω1=ω1(φ) соответствуют максимальному и минимальному значениям угловой скорости начального звена, то ось ω1ср пересечет отрезок ab посередине.
Положения оси абсцисс графика ω1=ω1(φ) определяется ординатой Уω1ср , равной:
(мм) (1.54)
Угловая скорость в i –м положении определяется из графика ω1=ω1(φ) по формуле:
( с -1
) (1.55)
где :
ΔУω1i - ордината графика ω1(φ), измеренная от оси ω1ср.
Аналогично определяем значение угловой скорости начального звена для остальных положений механизма.