Главная              Рефераты - Право

Частная нотариальная практика - реферат

Содержание:

Особенности и правовой статус

Порядок постановки частных нотариусов на учет в налоговом органе

Расчетный счет в банке

Учет доходов и расходов

Порядок и форма отчетности перед налоговыми органами. Декларация о доходах .

Ответственность за нарушение налогового законодательства.

Заключение

"Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку".

Особенности. Правовой статус.

Нотариус (от лат. Notarius - писец, секретарь) - должностное лицо, в обязанности которого входит совершение нотариальных действий - за­свидетельствование, оформление разного рода юридических актов (до­говоров, завещаний, доверенностей и т.п.).

Нотариальные действия совершаются нотариусом единолично, на осно­вании письменных доказательств и в строгом соответствии с законом.

Нотариус беспристрастен, объективен, независим и сохраняет тайну совершаемых нотариальных действий.

Нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родст­венников (родителей, детей, внуков).

Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содей­ствие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяс­нять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершае­мых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомлен­ность не могла быть использована им во вред.

В своей деятельности нотариус руководствуется Конституцией Россий­ской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, иными правовыми актами.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 нотариальная деятельность не является деятельностью предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли (ст.1 Основ).

Нотариусам запрещено заниматься самостоятельной предпринима­тельской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, оказывать посреднические услуги при заключении дого­воров (ст. 6 Основ).

Совершение нотариальных действий осуществляется нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах или занима­ющимися частной практикой. В случае отсутствия в населенном пунк­те нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти подробно регламентирован Инструкцией Министерства Юстиции Российской Федерации от 19 марта 1996 года .

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равны­ми правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, рабо­тают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу (ст. 2 Основ).

В отличие от нотариуса, работающего в государственной нотариаль­ной конторе, нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную имущественную ответственность по решению суда в случае причинения ущерба нотариальными действиями, противоречащими действующему законодательству (ст. 17 Основ).

На должность нотариуса может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотари­альной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, несдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право но­тариальной деятельности.

-Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты (ст. 2 Основ) и обязан заключить договор страхо­вания своей деятельности (ст. 18 Основ). Порядок прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой регламен­тируется одноименным Положением утвержденным Министерством Юстиции Российской Федерации от 7 июня 1994 года по согласованию с Федеральной нотариальной палатой от 6 июня 1994 года .

Регистрация и выдача лицензий гражданам на право нотариальной де­ятельности осуществляется министерствами юстиции республик в соста­ве Российской Федерации, управлениями (отделами) юстиции органов исполнительной власти краев, областей, автономной области, автоном­ных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке и на усло­виях установленных Положением о порядке выдачи лицензий на правонотариальной деятельности от 22 ноября 1993 года № 8-5/149-081293 .

Порядок уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной де­ятельности Утвержден постановлением Совета Министров — Правитель­ства Российской федерации от 23 июля 1993 г. № 703

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании реко­мендации нотариальной палаты Министерством юстиции Российской Фе­дерации или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса опре­деляется Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса от 17 февраля 1997 года № 19-01-19-97 (Per. № 1268 от 12.03.97 г.).

Территорией деятельности нотариуса является нотариальный округ. Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначается на долж­ность (ст. 13 Основ).

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, от­крывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (ст. 8 Основ).

Что касается использования труда других граждан, то нотариус, осу­ществляющий частную нотариальную практику, имеет право привлекать их на основе договоров гражданско-правового характера (договоры подряда, поручения, комиссии и т.д.)

Нормы права о договорах подряда, поручения и комиссии содержат­ся соответственно в главах 37, 49 и 51 Гражданского кодекса часть вто­рая № 14-ФЗ от 26.01.96 г.

Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, долж­ности нотариуса и места его нахождения или наименования государ­ственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надпи­сей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конто­ры.

Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, подлежат обязательной регистрации в реестре (ст. 50 Основ).

Нотариус имеет право:

- совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариальногодействия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

- составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изго­товлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

- истребовать от физических и юридических лиц сведения и докумен­ты, необходимые для совершения нотариальных действий.

Основами предусматривается 18 видов нотариальных действий, ко­торые могут осуществлять нотариусы, занимающиеся частной практи­кой:

1) удостоверение сделок;

2) выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

3) наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;

4) свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

5) свидетельствование подлинности подписи на документах;

6) свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

7) удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

8) удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

9) удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображен­ным на фотографии;

10) удостоверение времени предъявления документов;

11) передача заявлений физических и юридических лиц другим физи­ческим и юридическим лицам;

12) принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

13) совершение исполнительных надписей;

14) совершение протестов векселей;

15) предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

16) принятие на хранение документов;

17) совершение морских протестов;

18) обеспечение доказательств.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предус­мотрены и иные нотариальные действия, которые могут совершать част­ные нотариусы.

Различают нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных прав, бесспорных фактов, по приданию долговым и платеж­ным документам исполнительной силы и охранные нотариальные дейст­вия.

Удостоверение фактов, копий документов и другие нотариальные действия в отношении юридических и физических лиц совершаются таким образом, чтобы при этом не. были затронуты (ущемлены) права третьих лиц, государственные и общественные интересы.

Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкрет­ному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Все действия совершаются в зара­нее установленной последовательности и по строго регламентирован­ным правилам, отступление от которых ведет к недействительности но­тариального акта.

В любом случае при совершении нотариальных действий следует ру­ководствоваться Инструкцией о порядке совершения нотариальных дей­ствий государственными нотариальными конторами РСФСР от 6 января 1987 года № 01/16-01 .

За выполнение нотариальных действий, в отношении которых законо­дательными актами Российской Федерации предусмотрена обязатель­ная нотариальная форма, нотариус взимает плату по тарифам, соот­ветствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе.

В других случаях тариф определяется соглашением между нотариу­сом и лицом обратившимся к нотариусу.

Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса.

Льготы для физических и юридических лиц по уплате государственной пошлины, установленные в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", применяются при соверше­нии нотариальных действий, составлении проектов документов, выдаче копий и выполнении технических работ как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами, занима­ющимися частной практикой.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 № 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законода­тельства Российской Федерации о нотариате". установлено, что при ис­числении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тари­фов за совершение нотариальных действий, составление проектов доку­ментов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение техничес­кой работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой статьи 22 Основ (то есть лиц, которым в обязательном порядке должны быть предоставлены льготы, установленные законодательством о государственной пошлине).

При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные лица возмещают ему фактичес­кие транспортные расходы.

Порядок постановки частных нотариусов на учет в налоговом органе.

В соответствии с Инструкцией о порядке учета налогоплательщиков утвержденной приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 13.06.96 г. № ВА-3-12/49 (Per. номер 1121 в Министерстве юстиции РФ от 11.07.96 г.). и Порядком применения положений указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 1016 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", утвержденным совместным письмом Государственной налоговой службой Российской Федерации, Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ от 13.08.94 г. № ВГ-4-13/94н/104/104 (Per. номер 682 в Министерстве юстиции РФ от 8.09.94 г.), постановке на учет в налоговых инспекциях подлежат: налогоплательщики организации и налогоплательщики физи­ческие лица.

Под налогоплательщиками физическими лицами понимаются (п. 3 Инструкции № ВА-3-12/49 от 13.06.96 г.):

- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица (индивидуальные предприни­матели);

- нотариусы, занимающиеся в установленном законодательством по­рядке частной практикой.

При постановке на учет в налоговой инспекции сведения о каждом налогоплательщике автоматизировано обрабатываются и ему в установ­ленном порядке присваивается идентификационный номер налогопла­тельщика (ИНН), являющийся единым учетным номером в налоговых ин­спекциях на всей территории Российской Федерации.

Идентификационный номер налогоплательщика — физического лица, имеющего статус предпринимателя или имеющего право заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, представляет собой двенадцатизначный цифровой код:

|N|N|N|N|X|X|X|X|X|X|C|C|

где:

- NNNN - код госналогинспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика;

- ХХХХХХ — собственно порядковый номер налогоплательщика;контрольное число, рассчитанное по утвержденному Госналогслужбой России алгоритму.

- СС- контрольное число, рассчитанное по утвержденному Госналогслужбой России алгоритму.

Идентификационный номер налогоплательщика проставляется во всех формах заявлений, деклараций, справок, информационных письмах, ут­вержденных Государственной налоговой службой Российской Федера­ции, а также в иных документах в соответствии с утвержденными в ус­тановленном порядке нормативными актами

( а точнее : Пункт 1.3 совместного письма Госналогслужбы России, Минфина России, Цент­рального банка России от 13.08.94 г. Ms ВГ-4/13/94н/104/104 "Порядок приме­нения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (зарегистрировано в Минюсте России 08.09.94 г. № 682); совместное письмо Госналогспужбы России от 16.06.95 г. № ВГ-4-12/25н, Минфина России от 05.06.95 г. № 47, Центрального банка России от 16.06.95 г. № 174 "Об обязательном указании идентификацион­ных номеров налогоплательщиков в оформлении расчетно-платежных документов" (зарегистрировано в Минюсте России 23.06.95 г. N 880).

Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификацион­ных номерах включаются в единую автоматизированную информацион­ную систему обработки данных налоговой службы (АИС "Налог"), а в части, относящейся к учету налогоплательщиков организаций, - также в Государственный реестр.

Учет налогоплательщиков физических лиц (индивидуальных предприни­мателей и нотариусов занимающихся частной практикой) осуществляется налоговой инспекцией по месту жительства. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Основанием для постановки на учет в налоговой инспекции нотариуса, занимающегося частной практикой является его письменное заявление по установленной форме , лицензия на право нота­риальной деятельности и приказ органа юстиции о назначении его на должность нотариуса.

Налоговая инспекция принимает документы с соответствующей запи­сью в журнале по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам Российской Федерации, и в срок до пяти дней обязана:

- проверить достоверность сведений, указанных в заявлении, при не­обходимости обращаясь в другой территориальный налоговый или реги­стрирующий орган;

- при обнаружении несоответствия представленных документов дей­ствующему законодательству выдать письменное уведомление о выяв­ленных нарушениях, отразив это в соответствующих графах журнала. Одновременно налоговая инспекция направляет информацию о допу­щенных нарушениях в орган, выдавший документ (лицензию) нотариусу, занимающемуся частной практикой;

- присвоить нотариусу, занимающемуся частной практикой идентифи­кационный номер налогоплательщика и выдать информационное письмо по форме, утверждаемой Государственной налоговой службой Россий­ской Федерации, с указанием идентификационного номера, подтверж­дающее факт его постановки на учет в налоговой инспекции;

- выдать в случае необходимости Справку о постановке на учет в на­логовом органе (кроме случаев, когда заверенная в установленном по­рядке отметка о постановке на учет в налоговой инспекции сделана на лицензии) с указанием идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) для открытия в банке или ином кредитном учреждении расчетно­го счета нотариусу, занимающемуся частной практикой.

Расчетный счет в банке.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора банков­ского вклада (ГЛ. 44 ГК РФ) и (или) банковского счета (Гл. 45 ГК РФ) с тем или иным банком (ст. 421 п. 1 ГК РФ) и вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, предусмотренных законом, установ­ленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Нотариус, занимающийся частной практикой для открытия ему рас­четного счета должен представить в банк:

- заявление на открытие счета (ф. 0401025);

- копию лицензии на право нотариальной деятельности (с отметкой налогового органа о постановке на учет) и/или подлинник справки о по­становке на учет в налоговом органе;

- карточку с нотариально заверенным образцом подписи (ф. 0401026).

Частный нотариус имеет право открыть ссудный, депозитный, валют­ный и иной счет при условии представления в банк справки (подлинника) налогового органа, удостоверяющей факт уведомления налогового ор­гана о намерении открыть в банке соответствующий счет.

Банки и иные кредитные учреждения открывают эти счета налогопла­тельщикам только при представлении указанной справки (подлинника), которая хранится в юридическом деле клиента.

Порядок денежных расчетов (включая операции по расчетному счету) на территории Российской Федерации регламентируется главой 46 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о без­наличных расчетах в Российской Федерации, утвержденным письмом ЦБР № 14 от 9.07.92 г., Порядком ведения кассовых операций в Рос­сийской Федерации, утвержденным письмом ЦБР № 18 от 4.10.93 г., которые полностью распространяются на нотариусов, занимающихся частной практикой.Применение нотариусами, занимающимися частной практикой, кон­трольно-кассовых машин при осуществлении ими денежных расчетов с клиентами действующим законодательством не предусмотрено.

Учет доходов и расходов.

Денежные средства, полученные нотариусами за совершение нотари­альных действий и оказание услуг правового характера, другие финан­совые поступления, кроме денежных средств, хранящихся на депозит­ных счетах должников, остаются в распоряжении нотариуса и являются его доходом и источником финансирования деятельности.

Учет полученных доходов и произведенных расходов, связанных с осуществлением нотариусом частной практики, производится в книге учета доходов и расходов, зарегистрированной в налоговом органе.

С учетом особой специфики деятельности частных нотариусов нало­говые органы разрабатывают специальную книгу учета доходов и рас­ходов, удобную для отражения необходимых сведений и заполнения по окончании отчетного периода декларации о доходах.

Книга учета доходов и расходов в общеустановленном порядке долж­на быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью налогового органа.

В книге учета доходов и расходов указываются:

- фамилия, имя, отчество нотариуса, занимающегося частной практи­кой;

- местонахождение нотариальной конторы (адрес постоянного места жительства нотариуса);

- номера расчетных и иных счетов, открытых нотариусу в учрежде­ниях банков.

Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует номер лицензии на право нотариальной деятельности и дату ее выдачи.

Нотариус, занимающийся частной практикой несет ответственность за полноту и своевременность отражения в книге учета полученных дохо­дов и понесенных им расходов. В книге учета доходов и расходов необ­ходимо отражать все данные по следующим направлениям:

- доходы, полученные от совершения нотариальных действий;

- доходы, полученные от выполнения других работ;

- производственные расходы, связанные с осуществлением деятельности, не подлежащие исключению из валового дохода для целей налогообложения;

- производственные расходы, связанные с осуществлением деятель­ности подлежащие исключению из валового дохода для цепей налого­обложения.

Данные книги учета доходов и расходов должны подтверждаться со­ответствующими документами. Такими документами могут быть дого­вора реестры, чеки кассовых аппаратов с расшифровкой расходов (товарные чеки), приходные кассовые ордера с накладными на полученный товар и любые другие документы, содержащие название предприятия (организации), дату, наименование товара (работы, услуги), цену за еди­ницу, количество товара, общую стоимость расходов и печать.

В случае, если приобретается товар не в магазине, а у физического лица - составляется закупочный акт, который также может служить до­кументом, подтверждающим расходы нотариуса, если будет содер­жать, кроме всего прочего, паспортные данные, фамилию, имя, отче­ство и место прописки лица, которому уплачены деньги за купленные товары или полученные услуги.

В состав расходов включаются фактически произведенные и докумен­тально подтвержденные нотариусом расходы, непосредственно связан­ные с получением дохода.

Состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат по производству и реа­лизации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость про­дукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых резуль­татов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному по­становлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. № 552. При этом затраты группируются по элементам:

- материальные затраты;

- амортизационные отчисления;

- износ нематериальных активов.

В состав нематериальных активов с указанием их стоимости включаются в качестве учетных единиц права на объекты интеллектуальной собственности, если они используются в нотариальной деятельности (па­тенты на изобретения и промышленные образцы; свидетельства на по­лезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания; договора на ис­пользование объектов авторских и смежных прав, в том числе програм­мы для ЭВМ и базы данных; лицензионные договора на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков; договора на использование "ноу-хау" и др.);

- затраты на оплату труда

- прочие затраты.

В составе расходов не учитываются суммы убытков, понесенных но­тариусом.

Не исключаются из совокупного валового дохода плательщика следующие расходы:

на личные нужды плательщика и его семьи;

- по уплате налогов, лицензионных и иных сборов, не включаемых предприятиями и организациями в себестоимость продукции (работ, услуг); •

- членских взносов, платежей по страхованию и штрафов.

С целью контроля за правильностью учета нотариусами сумм полу­ченных доходов и произведенных затрат налоговые органы сопоставля­ют данные о фактически полученных доходах налогоплательщиков - но­тариусов со средними показателями доходности, а также средними по­казателями затрат по аналогичным видам деятельности.

В случае, если учет доходов и расходов нотариусом, занимающимся частной практикой не ведется или ведется в такой форме, которая не позволяет определить размер облагаемого дохода работники налого­вых органов имеют право определить размер облагаемого дохода на основании данных, полученных в результате проверок деятельности других нотариусов, занимающихся частной практикой.

Необходимо иметь в виду, что таким путем определенный облагае­мый доход может оказаться в десятки и сотни раз больше реально по­лученного дохода.

Порядок и форма отчетности перед налоговыми органами. Декларация о доходах.

Подоходный налог

В соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы № 35 от 29.06.95 г. с последующими изменениями и дополнениями, в случае появления в течение года источников доходов от нотариальной деятельности и других доходов, нотариусы, занимающиеся частной. практикой подают декларацию в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления такого источника.

В декларации указывается размер дохода полученного за первый месяц деятельности и размер ожидаемого дохода до конца текущего года.

Под днем возникновения источника дохода здесь и выше понимается не день, в который нотариус фактически получил доход, а день поста­новки его на учет в налоговом органе.

Этот порядок сохраняется и в том случае, если в течение первого месяца нотариус не получил никаких доходов либо вообще не присту­пили к нотариальной деятельности. В таком случае в декларации указывается, что за первый месяц доходов (расходов) нет и указывается раз­мер дохода, ожидаемого до крица текущего года.

Налоговая инспекция контролирует, правильно ли Вы ведете книгу учета доходов и расходов, и производит расчет авансовых платежей по залогам, исходя из указанного в декларации размера ожидаемого до юнца текущего года дохода. Исчисляемый налог разбивается на три iac-ги и предъявляется нотариусу к уплате по следующим срокам:

- к 15 июля;

- к 15 августа;

- к 15 ноября.

Если источник дохода возник в течение года и декларация подается после истечения первого или второго сроков уплаты, то авансовые платежи разбиваются соответственно не на три, а на две части либо не разбиваются вовсе, а предъявляются к уплате по оставшемуся сроку уплаты.

В случае значительного увеличения или уменьшения в течение года дохода плательщика по его заявлению налоговый орган производит перерасчет суммы налога по не наступившим срокам уплаты.

Заявление на увеличение или уменьшение размеров авансовых платежей может быть подано до 15 июля, до 15 августа или до 15 ноября. Если же такое заявление не подано до наступления срока очередного платежа, то установленная сумма налога должна быть внесена в бюджет, независимо от того, получен или нет доход в тех размерах, как предполагалось.

Не позднее 1-го апреля года, следующего за отчетным в налоговый орган по месту постоянного жительства нотариуса должна быть подана декларация о фактически полученных им в течение календарного года доходах и произведенных расходах, связанных с извлечением этих доходов.

В декларации необходимо указать сведения о всех полученных доходах за год, каждый источник выплаты и суммы начисленного и уплаченного налога с этих доходов.

Разница между суммой налога, исчисленного за отчетный год по годовой декларации, и суммой налога, фактически уплаченного а отчет­ам году, подлежит взысканию с нотариуса (или возврату ему) налоговыми органами не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

Для целей подоходного налога определяются:

- валовой доход;

- расходы, связанные с извлечением дохода;

- совокупный годовой (чистый) доход;

- суммы вычетов и скидок;

- совокупный годовой облагаемый доход;

- налоговый период;

- налоговая ставка (в процентах);

- налоговый оклад (в сумме);

-сроки уплаты налога,

Валовой доход включает все поступления нотариуса от выполнения им услуг или действий, произведенных в пользу или по поручению физичес­ких и юридических лиц, независимо от формы и характера означенных услуг или действий.

В валовой доход не включаются суммы полученных доходов, которые в соответствии с законодательством не подлежат налогообложению (перечень таких доходов приведен в пункте 8 Инструкции Государствен­ной налоговой службы от 29.06.95 г. № 35).

Разность между валовым доходом, полученным в течение календар­ного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода, рассматривается как совокупный годовой доход (чистый доход), подлежащий обложению налогом. Совокупный годовой доход (чистый доход) определяется в полной годовой сумме, независимо от времени существования источника дохода в календарном году. При этом, если источник дохода существовал полный год, но в течение года имелись перерывы в работе, годовым доходом считается фактически полученная сумма дохода.

Порядок исчисления и уплаты подоходного налога по совокупному доходу регламентируется Законом РФ от 7.12.91 г. № 1998-1 "О подо­ходном налоге с физических лиц", а также Инструкцией Государствен­ной налоговой службы Российской Федерации от 29.06.95 г. № 35 с учетом последующих изменений и дополнений к ним.

Исчисленные суммы авансовых платежей по всем налогам, а также все суммы перерасчетов по налогам уплачиваются нотариусами через учреждения Сбербанка по месту жительства или регистрации. При этом используются обычные бланки квитанций формы ПД-4, как для оплаты коммунальных услуг, госпошлины и т.п. Если же у нотариуса есть рас­четный счет в банке, он может внести налоги в бюджет по безналич­ному расчету.

Кроме того, надо учесть, что если нотариус заключал в течение года трудовые договоры, соглашения и договоры гражданско-правового ха­рактера с другими гражданами и выплачивал им обусловленные суммы, то ответственность за исчисление и уплату налогов с этих сумм несет нотариус. Другими словами, выплачивая этим гражданам деньги за вы­полненную работу, нотариус обязан сам исчислить и удержать с этих сумм 1% взносов в Пенсионный фонд, а затем с оставшейся суммы удержать подоходный налог по ставкам, предусмотренным ст.6 части 1 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц". При этом необ­ходимо помнить, что нотариус должен будет исчислить и уплатить все необходимые взносы в Государственные внебюджетные социальные фонды (ПФР, ФОМС, ФСС, ГФЗ) по отношению к начисленной оплате труда как работодатель. Порядок исчисления, ставки и сроки уплаты указанных взносов приводятся ниже. Если нотариус выплачивает доход другому гражданину наличными из своей выручки, то следует не позд­нее следующего дня перечислить в бюджет и все удержанные с этой суммы налоги и взносы. Разумеется, выдав средства наличными по до­говору гражданско-правового характера, нотариус должен взять рас­писку (расходный ордер) непременно с указанием даты выплаты.

Если же нотариус рассчитывается с гражданами по безналичному расчету, или берет на эти цели деньги в банке, налоги необходимо перечислить в тот же день.

О таких выплатах нотариус обязан не реже одного раза в квартал сообщать налоговым органам по месту постановки на учет. Форма справки предусмотрена Инструкцией №35Госналогслужбы РФ от 29.06.95 г. )

Помимо подоходного налога нотариус, занимающийся частной прак­тикой по действующему законодательству несет обязанности по уплате взносов в Государственные внебюджетные социальные фонды.

Такими фондами являются:

- Пенсионный фонд России (ПФР);

- Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

- Фонды обязательного медицинского страхования российской Феде­рации (ФОМС);

- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗ)

Пенсионный Фонд Российской Федерации - ПФР

В соответствии с Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федера­ции от 11 ноября 1994 года № 258 нотариусы занимающиеся частной практикой являются плательщиками взносов в ПФР регистрируются в качестве таковых у уполномоченных ПФР в городах и районах. Они представляют уполномоченным заявление установленной формы. Каж­дому плательщику взносов присваивается регистрационный номер и вручается письменное извещение о –размере и сроках уплаты взносов определенной формы. Рассмотрим все возможные, формы и ставки взносов в Пенсионный фонд с которыми в своей деятельности может столкнуться нотариус, занимающийся частной практикой.

Сразу отметим, что частный нотариус может быть плательщиком трех типов взносов которые отличаются по своей сущности и ставкам.

Во-первых - в соответствии с Фед. Законом №26-ФЗ от 5.02.97 г. нотариус, занимающийся частной практикой является платель­щиком взноса в ПФР по ставке 28% от своего дохода ( в соответствии с Постановлением Конституционного суда от 14 ноября 1999 г. ставка была установлена в размере 20,6 от дохода). Этот взнос нотариус уплачивает с тех видов доходов. и в те сроки, которые определены для этой категории граждан законодательством Российской федерации о подоходном налоге с физических лиц.

Во вторых - нотариус, занимающийся частной практикой, в случае, если он является работодателем, обязан выплачивать страховой взнос в ПФР по ставке 20,6% по отношению к начисленной оплате труда по всемоснованиям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Перечень выплат на которые не начисляются страховые взносы в Пен­сионный фонд Российской Федерации утвержден постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. № 546 .

В третьих — нотариус, занимающийся частной практикой, в случае, если он является работодателем, обязан удержать с заработка граж­дан, находящихся с ним в трудовых отношениях, взнос в ПФР по ставке 1% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Следует учитывать, что по сложившейся практике страховые взносы в ПФР в порядке и по ставкам описанным в двух последних случаях долж­ны начисляться на выплаты, производимые индивидуальным предприни­мателям за выполненные ими работы по договорам подряда и поруче­ния, независимо от того, что сам индивидуальный предприниматель уп­латил страховой взнос в размере 28% от своих доходов.

Фонд обязательного медицинского страхования — ФОМС

Прежде всего следует заметить, что обязательное медицинское страхование, также как и пенсионное обеспечение, является составнойчастью государственного социального страхования (ст. 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" от 28.06.91 г., которое полностью рас­пространяется и на граждан-предпринимателей.

В соответствии с Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование утверж­денной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 1018 страхователями при обяза­тельном медицинском страховании являются:

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- родовые семейные общины малочисленных народов Севера, зани­мающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

-граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практи­кой (деятельностью), - адвокаты, частные детективы, частные охранни­ки, нотариусы;

- граждане, использующие труд наемных работников; лица творчес­ких профессий, не объединенные в творческие союзы.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой являются плательщика­ми страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхова­ния, с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан законодательством РФ о подоходном налоге с фи­зических лиц.

С этой целью они должны зарегистрироваться в территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Для проведения реги­страции плательщик страховых взносов заполняет карту постановки на учет в территориальном фонде ОМС установленной формы. Ему при­сваивается регистрационный номер и вручается письменное извещение о постановке на учет, размере и сроках уплаты страховых взносов по установленной форме.

Установлен тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в

размере 3,6 процента (из них 0,2 процента в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

В соответствии с Федеральным законом РФ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государст­венный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования" на 1999 год. сохранены поря­док, размеры, условия уплаты и условия освобождения от уплаты стра­ховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, действовавшие в 1998году.

Фонд социального страхования — ФСС

В соответствии с п. 16 письма ФСС от 25 января 1995 года № 07-30 и ст.8 Основ нотариусы пользуются услугами системы государственного социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Поскольку нотариусы, занимающиеся частной практикой, осуществляют свою деятельность без образования юриди­ческого лица, страховые взносы ими в Фонд социального страхования РФ уплачиваются на добровольных началах.

Нотариусы, использующие в своей деятельности труд наемных работ­ников, подлежат обязательной регистрации в качестве страхователей в ФСС как работодатели (п. 1.2 Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного со­циального страхования от 2.10.96 № 162/2/87/07-1-07).

Для регистрации в качестве. страхователей граждане представляют паспорт и заверенные копии следующих документов:

- свидетельство о государственной регистрации (для индивидуальных предпринимателей);

- лицензия (для частных детективов, охранников, аудиторов, нотариусов, занимающихся частной практикой);

- трудовой договор (для граждан - работодателей, использующих труд наемных работников).

Факт регистрации подтверждается выдачей соответствующим испол­нительным органом Фонда извещения о регистрации установленного образца.

Страховой тариф взносов в указанный Фонд на 2000 год определен в размере 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям и установлен для работодателей предприятий, органи­заций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

Порядок исчисления суммы страховых взносов и перечень видов оп­латы труда, на которые не начисляются страховые взносы, аналогичен порядку и перечню, которые действуют при отчислениях страховых взносов в Пенсионный фонд России.

При этом следует подчеркнуть, что тариф страхового взноса приме­няется к фактически начисленной оплате труда, полученной в порядке трудовых правоотношений, регулируемых КЗоТ Российской Федерации.

Государственный фонд занятости — ГФЗ

Согласно пункту 5 Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации от 8 июня 1993 года № 5132-1 Фонды занятости в городах и районах формируются за счет:

— обязательных страховых взносов работодателей (предприятий, ор­ганизаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов);

— обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;

Нотариусы, использующие в своей деятельности труд наемных работ­ников, подлежат обязательной регистрации в качестве страхователей в ГФЗ как работодатели.

В соответствии с Федеральным законом РФ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции. фонд социального страхования Российской Федерации, Государст­венный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования" на 1999 год тариф страховых взносов в

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации для работодателей - организаций установлен в размере 1,5 процента выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско правового характера, предметом которых является выполнение работ и

оказание услуг.

Соблюдение законодательства о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12.12.91 No 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследова­ния или дарения" с учетом последующих изменений и дополнении нотариусы в том числе занимающиеся частной практикой а также другие ораны, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в случае если имущество переходит в собственность физических лиц. проживающих на территории Российской Федерации, в 15-дневный срокс момента выдачи свидетельства о праве на наследство или удостовере­ния договора дарения направить в налоговый орган по месту нахожде­ния имущества или нотариального органа либо другого органа, уполно­моченного совершать нотариальные действия, справку о стоимости иму­щества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения. Если же имущество переходит в собственность физических лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, - в период оформления права собственности на это имущество. При получении справки налоговый орган исчисляет налог, выписывает и вручает пла­тельщику платежное извещение.

Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением нотариу­сами, занимающимися частной практикой, законодательства о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Во время проверок сверяются и сопоставляются записи а реестрах с данными регистрационных книг по учету наследственных дел о выдаче свидетельств о праве на наследство, а также записи реестров с первы­ми экземплярами договоров о дарении строений и другого имущества физических лиц.

Ответственность за нарушение налогового законодательства.

Контроль за профессиональной деятельностью нотариусов, занимаю­щихся частной практикой осуществляется органами юстиции совместно с нотариальными палатами (ст. 9 Основ).

Статья 17 Основ предусматривает судебный порядок привлечения к административной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой.

Контроль за соблюдением нотариусами, занимающимися частной прак­тикой, налогового законодательства осуществляют налоговые органы по месту ведения нотариальной деятельности или жительства нотариуса.

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномочен­ным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся рас­четов с юридическими и физическими лицами.

Ответственность нотариуса за нарушения налогового законодательства предусмотрена в законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (утратил силу в положениях противоречащих первой части Налогового кодекса).

Кроме того, за неподачу или несвоевременную подачу декларации, предусмотреновзыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога,подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее100 рублей.(в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Следует иметь в виду, что при­менение предусмотренных законодательством санкций вызваны следующими типичными для частных нотариусов нарушениями налогового за­конодательства:

— несвоевременным представлением декларации о доходах;

— несвоевременным перечислением в бюджет авансовых сумм подо­ходного налога;

— ведением книги учета доходов и расходов с нарушением установ­ленного порядка;

— включением в декларацию о доходах искаженных данных;

— не удержанием или неполным удержанием подоходного налога с доходов, выплачиваемых по гражданско-правовым договорам, а также гражданам, работающим по найму;

— несвоевременным перечислением в бюджет сумм подоходного на­лога, удержанных с доходов, выплачиваемых по гражданско-правовым договорам и работникам по найму;

— непредставлением, неполным или несвоевременным представлением в налоговые органы сведений о доходах граждан по форме № 3;

— неполным или несвоевременным представлением в налоговые орга­ны справок о стоимости имущества, переходящего в собственность фи­зических лиц в порядке наследования или дарения.

Анализ материалов проверок соблюдения нотариусами, занимающи­мися частной практикой налогового законодательства показывает, что наиболее характерным искажением данных, содержащихся в деклара­циях о доходах частных нотариусов, является занижение сумм валового дохода и необоснованное завышение расходов, связанных с извлечени­ем дохода.

Занижение сумм валового дохода происходит, в частности, по причи­не не включения в совокупный доход сумм, полученных из источников, не относящихся к нотариальной деятельности, а также сумм процентов, начисленных банками за использование денежных средств, находящихся на расчетных счетах частных нотариусов.

Необоснованное завышение расходов, связанных с извлечением до­хода от нотариальной деятельности, выражается во включении в состав расходов:

— стоимости купленных предметов или сумм затрат, непосредственно не связанных с осуществлением нотариальной деятельности;

— полной стоимости основных средств и нематериальных активов вместо амортизационных отчислений, рассчитанных по нормам;

— завышение размеров амортизационных отчислений по сравнению с нормативными;

— документально не подтвержденных расходов или представление расходных документов, не содержащих необходимых реквизитов;

— членских взносов в нотариальные палаты;

— платежей по страхованию жизни частных нотариусов;-

— сумм тарифов, причитающихся к уплате, за совершение нотариаль­ных действий в отношении лиц, освобожденных от уплаты госпошлины в соответствии с Законом РФ "О государственной пошлине", а также сумм льгот по госпошлине, необоснованно предоставленной юридичес­ким лицам;

- стоимости автомобилей, приобретенных в личную собственность, затрат на оплату водителя, ремонтных работ, бензина и ГСМ, а также арендной платы за автомашину и стоимости купленных запчастей;

- затрат, связанных с зарубежными поездками нотариусов;

- командировочных расходов ;

- расходов на личные нужды нотариуса и его семьи, в том числе: на лечение и протезирование, санаторно-курортное лечение, ремонт соб­ственной квартиры, обучение детей в вузах и т.п.

Наряду с этим необходимо отметить и неправомерное применение вычетов из облагаемого дохода, установленных законом, а именно:

- сумм доходов, перечисленных в качестве благотворительной помощи религиозным и другим организациям, не финансируемым из бюджета;

- сумм, направленных в течение отчетного календарного года на по­купку двух и более квартир, либо сумм, направленных на покупку жилых домов и квартир родственникам частных нотариусов;

- сумм материальной помощи, оказанной частным нотариусом само­му себе;

Тут можно привести некоторую статистику:

- частный нотариус Н. исключила из облагаемого дохода стоимость трех квартир, приобретенных в личную собственность в отчетном кален­дарном году, в результате чего государственной налоговой инспекцией был доначислен подоходный налог с заниженного дохода в сумме 30,2 млн. рублей;

- частный нотариус Ж. исключила из облагаемого дохода стоимость двух купленных квартир, кроме того, в состав расходов ею была вклю­чена полная стоимость основных средств вместо амортизационных от­числений. Государственной налоговой инспекцией доначислено в бюд­жет по акту проверки данного нотариуса 24,0 млн. Рублей;

- частным нотариусом Ч. необоснованно исключались из дохода рас­ходы по строительству жилого дома, в состав расходов включена пеня, начисленная по коммунальным платежам, а также, полная стоимость приобретенных основных средств и МБП стоимостью свыше 50 тыс. рублей. Всего доход был занижен на 46,9 млн. рублей, доначислено государственной налоговой инспекцией по результатам проверки 108,9 млн. рублей налога и санкций.

- частный нотариус И. включил в затраты документально не под­твержденные расходы, в результате чего доход был занижен на45,5 млн. рублей, а общая сумма, доначисленная государственной на­логовой инспекцией, составила 102,1 млн. рублей.

- частный нотариус П. включил в состав расходов судебные издерж­ки, а также полную стоимость основных средств вместо амортизацион­ных отчислений. Таким образом, занижен доход на 20,9 млн. рублей, а всего доначислено по акту проверки государственной налоговой инспек­цией 48,7 млн. рублей.

- частный нотариус А. не отразила в книге учета доходов и расходов и декларации полученные ею доходы в сумме 20 млн. рублей, а в со­став расходов включила членские взносы в нотариальную палату, суммы, перечисленные а качестве благотворительной помощи религи­озным организациям, а также завышенные суммы отчислений во вне­бюджетные фонды. Заниженный доход составил 36,7 млн. рублей, а доначисления налогов и санкций по акту проверки - 85,4 млн. рублей.

- частный нотариус X. включила в состав расходов плату за обучение студента в вузе, затраты, не подтвержденные документально. Ею также не удерживался подоходный налог с доходов, выплаченных по граждан-ско-правовым договорам, государственной налоговой инспекцией дона­числено по результатам проверки 45,5 млн. рублей.

- частным нотариусом К. необоснованно включались в состав расхо­дов суммы, направленные на покупку автомобиля, страхование жизни нотариуса, членские взносы в нотариальную палату. Государственной налоговой инспекцией по акту проверки доначислен подоходный налог с заниженного дохода в сумме 20,4 млн. рублей.

- частный нотариус П. не внесла в реестр нотариальных действий суммы, полученные за оформление доверенностей на автомобили, за­низив тем самым доход на 11,5 млн. рублей. Доначисления государст­венной налоговой инспекцией по акту проверки составили 25,9 млн. руб­лей.

- частный нотариус Г. включила в состав расходов стоимость поездки за границу в размере 30,0 млн. рублей. Доначислено в бюджет 16,2 млн. рублей налога и санкций.

- частный нотариус С. включила в состав расходов уплаченные суммы подоходного налога и административного штрафа, а также пол­ную стоимость приобретенных основных средств вместо амортизацион­ных отчислений. Всего доначислено государственной налоговой инспек­цией по результатам проверки 131,0 млн. рублей.

- частный нотариус С. включила в состав расходов затраты на ремонт собственной квартиры в сумме 21,9 млн. рублей. Доначислено по акту 1роверки — 64,8 млн. рублей налога и санкций.

- частным нотариусом Б. в состав расходов включена стоимость бесплатно совершенных нотариальных действий на общую сумму 200 млн. дублей. При этом из 229 бесплатно совершенных действий - 166 составляют удостоверение доверенностей на получение пенсий, состоявшееся на дому. Все эти доверенности удостоверены от имени 15 граж­дан в течение одного года, причем, встречная проверка показала, что все эти граждане проживают с нотариусом в одном доме, и эти дове­ренности ими ни разу не были использованы. В связи с тем, что дейст­вия нотариуса явно направлены на уменьшение облагаемой части дохо­да за счет искусственного увеличения своих расходов, материалы на­правлены в территориальные органы Федеральной службы налоговой полиции.

- частным нотариусом Б. в состав расходов включена оплата транс­портных услуг, связанных с выездом по вызовам граждан, в сумме 20 млн. рублей, а также полная стоимость приобретенных бланков, а не фактически использованных в отчетном периоде, кроме того, допуще­ны ошибки при подсчете реестров. Всего доначислено по результатам проверки 61,7 млн. рублей налога и санкций.

- частный нотариус Ф. за уклонение от подачи декларации о доходах и сокрытие доходов от налогообложения в размере 136,9 млн. рублей по представлению налоговой инспекции лишена лицензии на право занятия нотариальной деятельностью, материалы переданы в суд.

Заключение

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 г. нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

В данной работе была предпринята попытка рассмотреть особенности правового статуса нотариуса, занимающегося частной практикой, особенности отношений с налоговыми органами и т.п. Поскольку специфика данной деятельности не требует широкого общетеоретического анализа, то необходимо было руководствуясь обширной нормативно-правовой базой конкретно осветить механизм практической реализации функций частного нотариата. Что было и сделано.

На мой взгляд наиболее существенным в массиве переработанной информации были следующие нюансы:

- непосредственно правовой статус частного нотариуса

- вопросы лицензирования и регистрации

- вопросы имущественного характера, связанные с деятельностью частного нотариуса

- отношения с кредитными организациями, а также вопросы учета доходов и расходов

- отношения с налоговыми органами и внебюджетными фондами

Т.е. круг тех вопросов, которые определяют особенности частного нотариата .Отвечая на них можно наполнить содержанием то словосочетание которое вынесено в названии курсовой.

Список литературы:

1. А.А. Соловьев «Практическое пособие по нотариату» 1999 М.

2. В.С. Репин «Комментарий к основам законодательства РФ о нотариате» 1999 М

3. П.В. Сотов, Р.А. Каменецкий «Адвокатура и Нотариат» 1999 М.

4. А. Валекса «Нотариальная практика » 1997 М.

5. Виноградова Р.И. «Нотариат в вопросах и ответах» 1994 М.

Список нормативно-правовой базы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Основы законодательства РФ о нотариате. 11 февраля 1993 № 4462-1

3. Положение о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности от 22 ноября 1993 года № 8-5/149-081293 .

4. О порядке уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной де­ятельности. Постановление Совета Министров — Правитель­ства Российской федерации от 23 июля 1993 г. № 703

5. Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса от 17 февраля 1997 года № 19-01-19-97 (Per. № 1268 от 12.03.97 г.).

6. Гражданский кодекс РФ

7. Инструкция о порядке совершения нотариальных дей­ствий государственными нотариальными конторами РСФСР от 6 января 1987 года № 01/16-01 .

8. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 № 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законода­тельства Российской Федерации о нотариате".

9. Инструкция о порядке учета налогоплательщиков утвержденной приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 13.06.96 г. № ВА-3-12/49 (Per. номер 1121 в Министерстве юстиции РФ от 11.07.96 г.).

10. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 1016 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей",

11. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ от 13.08.94 г. № ВГ-4-13/94н/104/104 (Per. номер 682 в Министерстве юстиции РФ от 8.09.94 г.)

12. Положение о составе затрат по производству и реа­лизации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость про­дукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых резуль­татов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное по­становлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. № 552.

13. Закон РФ от 7.12.91 г. № 1998-1 "О подо­ходном налоге с физических лиц"

14. Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федера­ции от 11 ноября 1994 года 258

15. Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государст­венный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования" на 1999 год

16. Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" от 28.06.91 г

17. Налоговый кодекс РФ ч.1