Главная              Рефераты - Право

Социально-экономические и культурные права граждан - реферат

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…....................................................................................…...3


  1. Экономические, социальные и культурные права:


  1. Право на экономическую деятельность..................................................5

  2. Право частной собственности..............................................................8

  3. Трудовые права и свободы...........................…......................................13

  4. Защита материнства, детства и семьи................................................15

  5. Право на социальное обеспечение.....................................…...................17

  6. Право на жилище.....................................................................….........19

  7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь...................................21

  1. Право на благоприятную окружающую среду...................................…...24

  1. Право на образование...................................................................….….26

  2. Свобода творчества......................................................................…..28

  3. Право на участие в культурной жизни.................................................29


2. Заключение……………………………………………………………………..…………………..31


3. Литература...…….……......................................................................32


Введение.


Особую группу прав человека и гражданина составляют социально-экономи­ческие и культурные права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие, соци­ально значимые потреб­ности личности.

Новая Конституция Российской Федерации по сравнению с другими зако­нами советского типа дает трактовки экономических и социальных прав и сво­бод личности, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономи­ческие. В современном подходе ярко проявлялась ориентация на

главенст­вующую роль государства в предоставлении экономических и соци­альных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была всего лишь пользователем этих благ, пассивным их созида­телем по ука­заниям государства.

Подобного рода ситуация, заложенная в конституционных нормах,

законо­мерно вытекала из того, что государство выступало как единый соб­ственник всех общественных богатств, средств производства, объектов культуры, соци­альной сферы, формально провозглашаемых общенародными. Оно сосредота­чивало в своих руках все функции по производству и распреде­лению социаль­ных благ планировало развитие экономики и культуры, опре­деляло фонды, штату, планы каждого предприятия, направление средств в ту или иную сферу.

Именно такой человек - наемный труженик - требовался для государства-собственника, и он за годы советской власти в достаточно широких мас­штабах сформировался.

Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основанная на экономиче­ской заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не при­вести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономичес­ких прав и свобод личности. Оно уже не может быть единствен­ным субъектом, который полностью отвечает за их реализацию и защиту. Ответственность ло­жится на всех субъектов экономической и

социальной деятельности. Такая новая система гарантий социально-эконо­мических прав еще не сложилась. По­этому на данном этапе существовавшие ранее гарантии социально-экономиче­ских прав и свобод значительно сузились. Переход на рельсы рыночной эко­номики еще не обеспечивает осуществления тех социальных функций, кото­рые присущи ее развитым формам. В связи с этим насущной задачей является реальный поворот к социально ориентиро­ванной экономической реформе, курс на которую обозначен как очередная за­дача государства.

Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер го­сударственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не сни­зила его ответственность за создание системы таких гарантий. Социальная роль го­сударства закреплена в ст.7 Конституции как одна из важных основ конститу­ционного строя Российской Федерации.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают широкую систему форм воздействия на их реализа­цию.

Выделим следующие гарантии:

1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституци­онно признанными социально-экономическими правами и свободами;

2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, го­сударственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты; об­ще­доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего про­фессионального образования; государственная поддержка семьи, мате­ринства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечи­ваю­щего социально-экономические права;

4) создание правовых, политических, материальных, организационных

усло­вий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

5) эффективная защита социально- экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Применительно к каждому из видов социально-экономических прав и свобод роль государства как их гаранта имеет и специфические формы выражения.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конститу­ции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в над­лежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспе­чения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окру­жающую среду, право на образование, свобода литературного, художе­ствен­ного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст.ст.34 - 44 Конституции РФ). Многие из этих прав и свобод закреплялись и в прежних конституциях.

Отличие действующей конституции заключается не только в расширении пе­речня рассматриваемых прав и свобод, но и в иной трактовке их содержа­ния. Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важ­нейшее значение для жизни человека.

* * *


Право на экономическую деятельность.


(ст.34 Конституции Российской Федерации)

В советские времена свободная предпринимательская деятельность чело­века подавлялась, считалась несовместимой с принципом коллективного труда на предприятиях социалистического сектора. Причем ее сфера с тече­нием времени постоянно сужалась целенаправленной политикой советской власти на ее полное искоренение.

Конституционное закрепление свободы предпринимательской деятельности - правовая основа и объективно необходимое условие переустройства эконо­мики общества на принципиально новых началах.

Благодаря этому праву человек может использовать свои способности или имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом эконо­мической деятельности (ст.34 Конституции). Эта свобода рассматрива­ется как одна из основ конституционного строя (ст.8 Конституции).

Согласно статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская дея­тельность - это "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятель­ность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг ли­цами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом по­рядке".

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Используя это право, субъекты могут создавать предпри­ятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственно­стью. При этом никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательст­вом). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюде­нием трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешне­экономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках. Государство, признавая права граждан на экономическую деятельность, порождает себе определен­ные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Например, госу­дарственные органы не могут отказать предприятию в регистрации, ссы­лаясь на нецелесообразность. Наоборот они должны бороться с организо­ванной пре­ступностью, с рэкетом, вымогательством, защищать имущество частного предпринима­теля наравне с государственной собственностью.

В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Опреде­ленные виды экономической деятельности запрещены государством (произ­водство оружия, изготовление орде­нов и др.) или обусловливает такую дея­тельность специальными разрешениями (лицензиями). Экспорт и импорт также регулируется государством, что накладывает на многие предпри­ятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, при этом, не за­трагивая коммерческую тайну организации (предприятия). Опираясь на за­конодательную базу, эти и ряд других огра­ничений действуют в интересах всей национальной экономики.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 г., а вторая – с 1марта 1996 г.

Гражданское законодательство регулирует отноше­ния между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федераль­ным законом. Гражданский ко­декс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит эко­номическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юриди­ческих лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопус­тимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятствен­ного осуществления граждан­ских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их су­дебной за­щиты.

Субъектом права на экономическую деятельность являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражда­нина возникает в момент его рождения и прекращается с его смер­тью. Со­гласно ст.18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право зани­маться предпри­нимательской и любой иной, не запрещенной законом дея­тельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совер­шать любые не противо­речащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естест­венно, что малолетние граждане могу осуществлять свои права только через за­конных пред­ставителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими дейст­виями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет.

Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую деятель­ность. Президент РФ подписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Целями За­кона являются "защита экономического суверени­тета, обеспечение экономи­ческой безопасности Российской Федерации, стимулирование раз­вития на­циональной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспече­ние условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику ".

Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополи­зацию и недобросовестную конку­ренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами. Кон­ституционный уровень запрета монополиза­ции и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения зло­употребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опас­ность этих зло­­употреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический про­гресс, подав­ляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свобод­ную экономическую дея­тельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглаше­ний о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рын­ков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются и то­гда, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назна­чения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара дру­гого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования то­варного знака чужого товара и иными способами.

Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпри­нимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает соз­дание льготных условий в финансовой области и налогооб­ложении, под­держку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Госу­дар­ство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рек­ламы принят Фе­деральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон преду­сматривает предотвращение и пре­сечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на об­щественные инте­­ресы, принципы гуманности и морали.

Законом не допускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, за­ведомо ложная, скрытая реклама. Регламентируются особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в пе­риодических печатных изданиях, в кино- и видео обслуживании, рекламы, помещаемой на­ружно и на транспортных средствах, а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и др.).

В случае установления факта нарушения законодательства нарушитель обязан осущест­вить контр рекламу в срок, установленный федеральным ан­тимонопольным органом, а также несет ответственность в других формах.

С одинаковым основанием можно рассматривать как категорию и экономи­ческих прав, и личных прав право частной собственности.

* * *


Право частной собственности.


Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст.35 Конституции РФ). Его конституционное за­крепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики. Включение этой нормы в ранее действовавшую Конституцию проходило в жестком противоборстве реформаторских и антирыночных сил, представленных в составе бывшего Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Утверждение права частной собственности означало отход от важнейшего постулата социалистической идеологии – о сосредоточении все собственно­сти в руках государства. Формально она объявлялась общенародной, однако народ был отчужден от собственности.

Экономической основой социализма была и конституционно закреплялась общественная, социалистическая собственность в формах государственной (общенародной) и кооперативно-колхозной. Причем ставилась задача под­нять последнюю до уровня общенародной. Частная собственность рассмат­ривалась как основа эксплуатации человека человеком. Конституция Россий­ской Федерации 1993 года признание и защиту частной собственности, рав­ной как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расши­рила гарантии ее охраны, в том числе посредством конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе посредством судебных органов.

Право собственности закрепляет материальную основу любого общества - экономические отношения собственности. Поэтому отношения собственно­сти и право собственности – взаимосвязанные категории. Право собствен­ности является юридическим выражением, формой закрепления экономиче­ских отношений собственности.

Собственность есть отношение определенных лиц к материальным благам как к своим, так к принадлежащим им. Соответственно все другие лица от­носятся к этим благам как к чужим, им не принадлежащим. Можно ска­зать, что собственность представляет собой отношения между людьми по поводу материальных благ, заключающиеся в принадлежности данных благ одним лицам (или их коллективам) и в отчужденности от них всех других лиц. Принадлежность или присвоенность материальных благ составляет сущность складывающихся по их поводу между людьми отношений собст­венности.

Право собственности граждан представляет собой правовой институт, закрепляющий индивидуальную принадлежность материальных благ. Сле­дует признать, что и в условиях разгосударствления экономики, развития индустриального и коллективного предпринимательства право собственно­сти граждан на объекты потребительского характера сохранит роль одного из главных правовых институтов, опосредующих принадлежность значи­тельной массе отдельных граждан материальных благ.

Вместе с тем в настоящее время отпали традиционные для нашего зако­нодательства ограничения права личной собственности, призванные сохра­нить в неприкосновенности его основные социально-экономические черты - производный от общественной собственности характер и сугубо потреби­тельскую направленность. Ведь право личной собственности стало лишь од­ной из разновидностей более широкой категории права собственности граж­дан.

В связи с этим любой гражданин как собственник в праве использовать принадлежащее ему имущество, в том числе и потребительского характера, как для предпринимательской, так и для любой другой не запрещенной зако­ном деятельности. Соответственно утратили силу и смысл запрет извлече­ния личным собственником (нетрудовых доходов) из своего имущества и аналогичные границы осуществления права личной собственности. В каче­стве ее источников теперь можно рассматривать любые, не запрещенные законом сделки и иные основания возникновения, свойственные всякому праву собственности.

В данном смысле гражданин как собственник встал в равное положение с другими собственниками. Ведь ранее его возможности как собственника ограничивались жесткими рамками потребительского назначения рассмат­риваемого института и фактически не шли ни в какое сравнение с воз­можностями предоставляемыми законом иным собственникам - юридиче­ским лицам и государству.

Закон о частной собственности устранил количественные ограничения на объекты права собственности граждан. В соответствии с п.1 ст.51 основ гражданского законодательства и п.2 ст.10 закона о собственности сосав, количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином за счет его доходов и сбережений либо по иным основаниям, допускаемым за­коном, не ограничиваются. В частности, это означает устранение ограничений на количество находящихся в собственности отдельного гражданина до­мов, дач, иных строений, автотранспортных средств, скота и другого имущества, которое может находится в собственности граждан.

Иное дело, что законодательными актами могут быть предусмотрены отдельные виды имущества, которые по соображениям общественной безопасности или в соответствии с международными договорами вообще не могут стать объектами собственности граждан (например: большинство видов вооружений, наркотики и яды и т.п.).

Важным законодательным новшеством является установление возмож­ности приобретения гражданином в собственность занимаемого им в каче­стве нанимателя жилого помещения в доме государственного или муници­пального жилищного фонда (путем выкупа или по иным основаниям, преду­смотренным законодательством по приватизации жилья). Предполага­ется, что в перспективе она станет одной из важнейших форм удовлетво­рения жилищных потребностей населения и поможет сформировать рынок жилья, развитие которого в свою очередь должно активно содействовать решению жилищной проблемы.

Кроме того, особым основанием возникновения права собственности гра­ждан стала теперь полная уплата взноса членом потребительского коопе­ратива за предоставленную ему пользование квартиру, дачу, садовый дом, гараж, иное помещение или строение. В силу прямого указания закона (п.2 ст.51 Основ гражданского законодательства, п.2 ст.13 Закона о собственности в РСФСР) данное обстоятельство прекращает право кооперативной собственности на соответствующий имущественный объект, превращая его в объект собственности гражданина. Все это дает основания для утвер­ждения о последовательном расширении круга объектов собственности гра­ждан направленных на удовлетворение потребностей населения.

Собственность граждан как экономическая категория охватывает все эти формы индивидуального присвоения. Но различия между ними необходимо учитывать. Ведь частная собственность как принадлежность средств про­изводства частным, существенно меняет характер в зависимости от того, являются ли сами частные собственники одновременно работниками или нет, т.е. участвуют ли они непосредственно в процессе производства.

С этой точки зрения весьма своеобразную форму индивидуального присвое­ния представляет собой личная собственность граждан. Она характери­зуется особым источником возникновения - трудом в общественном произ­водстве, в условиях принадлежности как средств, так и результатов произ­водства не отдельным лицам, а обществу (государству) в целом или от­дельным крупным коллективам.

Иначе говоря, она полностью зависима, производна от общественной соб­ственности, поэтому не может возникнуть у наемного работника, трудя­щегося у индивидуального предпринимателя. Кроме того, личная собствен­ность предназначена для личного потребления, а не производственных нужд, связи с чем в качестве ее объектов могут выступать исключительно пред­меты потребления, а не средства производства, и сама она носит в силу этого потребительский характер.

Таким образом, личная собственность является индивидуальным присвое­нием материальных благ потребительского характера для удовлетворения личных потребностей. По сути она представляет собой особую разновид­ность индивидуальной собственности.

Различные экономические формы индивидуального присвоения требует адекватного и, следовательно, различного правового оформления. Соответ­ственно этому обособляется право личной собственности, право индиви­дуально-трудовой (мелкой частной) собственности, право частной собствен­ности, т.е. собственности, основанной на привлечении труда по найму. Их различие заключается не в объеме или характере правомочий (одинаковых у всех собственников), а в основаниях возникновения, сферах действия и круге объектов.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гра­ж­данским, админи­стративным и иным законодательством. Уголовный ко­декс, например, предусматривает ответ­ственность за такие преступления против собственности, как кража, мошенничество, присвое­ние, грабеж, раз­бой, вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основания при­­обретения и прекращения права собственности, устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имуще­ство, за исключением отдельных видов, ко­торое в соответствии с законом не может им принадлежать (ч.1 ст.213). С введением в дейст­вие нового Гражданского кодекса утратил силу Закон РСФСР о собственности от 24 декабря 1990 г., ранее определявший комплекс вопросов, связанных также с частной собственностью.

Право частной собственности, таким образом, является комплексным ин­ститутом, регу­лируемым многими отраслями российского права.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собст­венности. Во-первых, никто не может быть лишен сво­его имущества иначе, как по решению суда. Это, в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообраз­ность и даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собст­венник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяе­мых против него за­кона или действий.

Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию иму­щества, могут быть основанием для принудительного прекращения права частной собственности. При чрез­вычайных условиях (стихийные бедствия, эпидемии и др.) может осуществляться изъятие собственности (реквизи­ция) по решению государственных органов (ст.242 ГК РФ), воз­можна кон­фиска­ция в административном порядке (ст.243 ГК РФ), но в любом случае преду­смотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права собственно­сти. Кроме того, любые такие действия могут быть об­жалованы в суд в соответствии со ст.46 Конституции РФ.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государствен­ных нужд может быть произведено только при условии предварительного и рав­ноценного возмещения. Тем са­мым запрещается насильственная национа­ли­зация и реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитар­ном государстве. Частная собственность может перейти в разряд государ­ст­венной, а государственная - в разряд частной (приватизация), но только а соответствии с за­коном и с возмещением, определяемым по договору или рыночным ценам.

Гарантией права частной собственности является также право наследо­вания. Граждан­ский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества собственника после его смерти к на­следникам по закону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать вы­полнение воли собствен­ника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать спра­ведли­вость, особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетних родственников.

Гарантированное ст.9 Конституции юридическое равенство форм собст­венности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускае­мыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйство­вания и признаваемых за­коном имущественных прав, а также недопустимость установления законо­дательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъ­ектов хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действо­вавших преимуществ в защите права социалистической собственности, в особенности государственной, собственности со­гласно ч.2 ст.8 Конститу­ции права собственности всех субъектов (носителей) этого права за­щища­ются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материаль­ного права.

Отдельно закреплено а Конституции РФ право частной собственности на землю (ст.35). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям.

В истории экономических и правовых учений право частной собственно­сти на землю не раз вызывало серьезные дискуссии. Многие философы, пи­сатели (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.) полагали, что земля должна при­надлежать всем или только тем, кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно требовали введение земли в гражданский оборот и в конце концов утвердили в развитых странах такие принципы регулирования част­ной собственности на землю, которые обеспечивают равновесие интересов отдельного человека и всего общества.

В отличие от прежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах не связыва­лось с иными формами собственности, кроме государственной, действующая Конституция до­пускает возможность частной, государствен­ной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природ­ные ресурсы.

В противовес этому коммунистические режимы стремились доказывать преимущество организации сельского хозяйства без частной собственности на землю. Но это привело сель­ское хозяйство к отставанию и сделало зем­лепользование крайне нерациональным. Крестьяне перестали чувствовать себя хозяевами земли, колхозы и совхозы приходили в упадок, громад­ные участки земли не осваивались.

Признание этого права - непременное условие демократической рыночной экономики, именно поэтому оно встречало и поныне встречает сопротивле­ние политических сил, стремя­щихся сохранить свою опору в старой системе землепользования и сельского хозяйства. С этим связано возникновение в России уникальной ситуации, которая состоит в том, что , не­смотря на прямое указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной собствен­ности на землю отвергается. Однако такого рода нормативные акты должны быть признаны недействительными.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряже­ние землей и дру­гими природными ресурсами осуществляется их собственни­ками свободно, если это не нано­сит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Есть, сле­довательно, только два кон­ституционных ограничения права частной собственности на землю, при со­блюдении которых собственник остается свободным в своих действиях. Но эта свобода весьма относительна, ибо в этой же статье Конституции гово­риться, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.3 ст.35).

Реформа земельного законодательства еще не завершена, еще многие во­просы правового регулирования земельных отношений законодательно не ре­шены. Поэтому как владение, так и распоряжение землей регулиру­ются многими актами временного значения.

Однако на практике утверждение конституционных положений о признании в полном объеме права частной собственности на землю все же сталкивается с большими трудностями.

* * *


Трудовые права и свободы.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав че­ловека в сфере труда (ст. 37 Конституции Российской Федерации).

Впервые в бывшем Союзе ССР и в России право на труд было закреплено в Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года.

Его содержание раскрывалось, как правило, на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция России 1978 года в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина содержание права на труд получило другую интер­претацию. Оно раскрывалось как право свободно выбирать или соглашаться на труд, распоряжаться своим способностями к труду, выбирать профессию и род занятий. Конституция 1993 года более четко сформулировала права человека в сфере труда и применительно к условиям рыночной экономики:

  • свободу труда;

  • право на труд и на защиту от безработицы;

  • право на забастовку;

  • право на отдых;

Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих усло­вий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содер­жание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государ­ства, которое перестало быть единственным собственником всех средств производства, не может вследствие этого быть, как раньше, и единствен­ным работодателем, гарантом, обеспечивающим получение каждым ра­боты.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в боль­шинстве консти­туции мира, важны для лиц наемного труда, которые со­ставляют основную часть работающего населения. Эти права распростра­няются на значительное число находящихся в России имми­грантов, т.е. лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и инте­ресы.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встреча­ется крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых усло­виях или под угрозой какого-либо наказания.

Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязан­ностей, вытекаю­щих из военной службы, в условиях чрезвычайного положе­ния или по приговору суда. Прину­дительный труд запрещен Конвенцией Меж­дународной организации труда №29 (1930 г.), а также Кодексом законов о труде РФ (ст.2).

С 6 августа 1993 года действуют Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс законов о труде РСФСР, действующий с 1 апреля 1972 года, и ряд других нормативных актов.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о ми­нимальном раз­мере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознагра­ждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (коллективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной це­­ной рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государст­венными органами для учреждений и предприятий, находящихся на госбюд­жетном финансировании. Многочис­ленные статьи КЗоТ и других актов раз­вивают и детально регламентируют указанные консти­туционные положе­ния.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить эко­номическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бес­платно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего за­работка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бес­платного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, ком­пенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы пре­ду­смотрены Законом о занятости населения, а Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 15 июля 1992 г.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллек­тивные трудовые споры с использованием установленных федеральным за­коном способов их разрешения. Забас­товка - это остановка работы работ­никами для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании ра­ботников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет за­бастовки рассматри­вается как форма принудительного труда. В соответ­ствии с Конституцией РФ, а также с Меж­­дународным пактом об экономи­ческих, социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде от­раслей хозяйства (транспорт, общественное обслуживание и др.).

Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок. Коллективный тру­довой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде чем объявить ее, требуется ис­пользовать примирительные проце­дуры, предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения кол­лективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях сущест­вуют также комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуаль­ные трудовые споры. Но любая система разрешения споров предусматри­вает возможность для недовольной стороны обратиться в суд.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т.е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным законом про­должительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Дейст­вующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Законом установлены предусмотренные Консти­туцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят более высокие стандарты.

* * *


Защита материнства, детства и семьи.


Конституция Российской Федерации устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным де­лом, а имеют большое общественное значение. И требуют государственной поддержки. Всеобщая Декларация прав человека констатирует: «Семья яв­ляется естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ч.3 ст.16). Из общего конституцион­ного положения вытекают семейные прав граждан, и прежде всего – опре­деленные права матери