Главная              Рефераты - Право

Шпаргалки по Трудовому праву Украины - реферат

1. Предмет трудового права

Каждому человеку, реализующему закрепленное в ст. 43 Консти­туции Украины право на труд, приходится сталкивать­ся с нормами трудового права.

Предмет трудового права отвечает на вопрос: какие общественные отношения регулируются этой отраслью права. Само наименование трудового права свидетель­ствует о том, что содержание отношений, регулируемых этой отраслью права, составляет трудовая деятельность людей. Однако не все отношения, связанные с трудом, включаются в сферу действия трудового права, а те от­ношения, которые входят в предмет — неоднородны по своему содержанию, целевому назначению и субъект­ному составу.

Так, по мнению проф. Р.З. Лив­шица предметом трудового права являются отношения наемного труда. Он пишет о том, что трудовое право ре­гулирует отношения несамостоятельного труда. В про­цессе коллективного труда люди подчиняются установ­ленному трудовому распорядку, трудовой дисциплине, входят в подчинение администрации. Отношения ме­жду работодателем и работником — это и есть наем­ный труд, труд подчиненный, несамостоятельный. И наоборот, труд самостоятельный, без подчинения внут­реннему трудовому распорядку, есть труд вне коллек­тива, труд индивидуальный, он трудовым правом не регулируется.

В то же время есть и другой подход к этой пробле­ме, согласно которому предметом трудового законодательства служат трудовые отноше­ния всех работников, включая лиц, являющихся доле­выми собственниками предприятий и работающих на этих предприятиях на условиях трудового договора. Сторонник широкой сферы про­фессор А.С. Пашков положительно оценивал это определение. Более того, он полагал, что трудовые отношения, воз­никающие из гражданско-правовых договоров подря­да и поручения также должны быть включены в пред­мет трудового права

Определение предмета трудового права имеет особое значение, ведь только определив круг общественных от­ношений, которые в настоящее время составляют пред­мет, можно установить сферу применения трудового за­конодательства. В систему общественных отношений, составляющих предмет трудового права, входят индивидуальные отно­шения по применению наемного труда и коллектив­ные трудовые отношения.

К индивидуальным трудовым отношениям, по на­шему мнению, относятся отношения:

— по профессиональной ориентации и профотбору, осуществляемому работодателем;

— по заключению, изменению и прекращению тру­дового договора;

— по обучению работников непосредственно на про­изводстве и повышению их квалификации;

— по отстранению работников от работы;

—— по оценке и аттестации работников;

— по заработной плате и нормированию труда;

— по рабочему времени и времени отдыха;

— по дисциплине труда;

— по охране труда;

— по дисциплинарной ответственности работника;

— по материальной ответственности сторон трудо­вого договора.

Отношения по дисциплинарной и материальной от­ветственности являются охранительными по своей со­циальной направленности, однако реализуются в рамках трудового договора, который охватывает всю систему ин­дивидуальных трудовых отношений.

группа коллективных трудовых отношений:

— социального партнерства;

— по участию трудовых коллективов в установле­нии коллективных условий труда;

— по участию трудовых коллективов в управлении организациями;

— по коллективным переговорам;

— по заключению и выполнению коллективного до­говора и коллективных соглашений на отраслевом, ре­гиональном и национальном уровнях;

— по деятельности профессиональных союзов как представителей трудовых коллективов в социально-тру­довых отношениях и по применению трудового зако­нодательства;

  • по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

В науке трудового права принято включать в систе­му общественных отношений, составляющих предмет трудового права, кроме собственно трудовых отношений (в теории трудового права их называют индивидуаль­ными трудовыми отношениями, они образуют основу (ядро) предмета трудового права), также большую груп­пу отношений, тесно связанных с трудовыми, которые предшествуют, сопутствуют или вытекают из послед­них. К ним относят: организационно-управленческие отношения в сфере труда; отношения по обеспечению занятости, профориентации и трудоустройству; отноше­ния по профессиональному отбору, профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непо­средственно на производстве; социально-партнерские отношения; отношения по надзору и контролю за ох­раной труда и соблюдением трудового законодатель­ства; отношения по рассмотрению трудовых споров. Профессор К.Н. Гусов и профессор В.Н. Толкунова называют также отношения организационно-управ­ленческие профсоюзного органа на производстве или другого уполномоченного работниками органа с рабо­тодателем, его администрацией (по поводу улучшения условий труда, применения норм трудового права, при­нятия и применения локальных норм трудового права, защиты прав трудящихся), а также отношения по ма­териальной ответственности участников трудового от­ношения за ущерб, причиненный по вине одной сто­роны другой.


2. Метод трудового права.

Если при характеристике предмета трудового пра­ва необходимо определить что или какой круг общест­венных отношений регулирует данная отрасль права, то метод трудового права отвечает на вопросы, как, ка­кими способами, средствами проводится это регулиро­вание. В общей теории права метод регулирования об­щественных отношений характеризуется следующими чертами:

1) порядком возникновения, изменения и прекра­щения правоотношений;

2) общим юридическим положением участников Правоотношений;

3) характером установления прав и обязанностей;

4) средствами, обеспечивающими исполнение обя­занностей (санкций).

Под методом следует понимать способ, специаль­ный правовой процесс, с помощью которого право воз­действует на общественные отношения, устанавлива­ются права и обязанности, характер взаимоотношений субъектов, правовые способы воздействия в случае на­рушения указанных прав и обязанностей.

Методу трудового права присущ договорный харак­тер труда, установления его условий. Наиболее распро­страненным основанием возникновения трудовых пра­воотношений является трудовой договор (контракт). В условиях перехода к рыночным отношениям повыша­ется значение договоров — как коллективных догово­ров и соглашений, так и индивидуальных договоров — в регулировании трудовых прав и обязанностей, усло­вий труда и его оплаты, социально-бытового обеспече­ния. Договорный способ регулирования сочетается с ре­комендательным и императивным способами.

Заслуживает внимания вопрос о специфике соотно­шения в трудовом праве императивного и диспозитивного методов. Проблема заключается в определении со­отношения императивных и диспозитивных норм, — в каких случаях применять формулу «должен», «обя­зан», а в каких — «может». В частности, этот вопрос связан с общим юридическим положением субъектов трудового права. Особого внимания заслуживает соот­ношение сторон при заключении трудового договора.

Таким образом, особенностями метода трудового пра­ва являются: сочетание централизованного и локаль­ного регулирования общественных отношений в сфе­ре труда; сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования; участие работ­ников в правовом регулировании труда через трудовые коллективы, профсоюзные либо иные уполномоченные на представительство трудовым коллективом органы;

свобода выбора сторон при заключении трудового до­говора с подчинением их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка; наличие специфи­ческих способов защиты трудовых прав и обеспечения исполнения трудовых обязанностей.


3. Система трудового права.

Систему трудового права образуют все действующие юридические нормы, регулирующие общественные от­ношения, которые составляют предмет данной отрасли права.

Структура системы трудового права — это объектив­но обусловленная внутренняя организация отрасли пра­ва, проявляющаяся в единстве, согласованности и рас­пределении правовых норм по институтам и иным от­раслевым структурным образованиям.

В науке трудового права сложилось общее мнение о том, что система трудового права структурно состоит из Общей и Особенной частей. Все правовые нормы, оп­ределяющие общие положения в регулировании тру­да, относятся к Общей части — нормы, определяющие предмет, метод, принципы трудового права и др.

К Особенной части традиционно относят правовые институты, регулирующие отдельные элементы трудо­вых отношений, а также отношений, тесно связанных с трудовыми: обеспечение занятости и трудоустройст­ва; трудовой договор; рабочее время; время отдыха; нор­мирование труда; оплата труда; материальная ответст­венность сторон трудового договора; дисциплина тру­да; охрана труда; льготы для лиц, совмещающих рабо­ту с обучением; трудовые споры; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труда.

Есть и иные точки зрения. Так, по мнению П.Д. Пи-липенко разделение трудового права на Общую и Осо­бенную части носит искусственный характер.

С учетом изложенной аргументации о содержании предмета трудового права, мы полагаем, что формирую­щаяся структура трудового права Украины состоит из трех частей: общие положения; индивидуальное тру­довое право; коллективное трудовое право.

Общие положения содержат нормы, определяющие предмет, сферу действия, функции трудового права, принципы правового регулирования, единство и диф­ференциацию, субъекты трудового права, их правовой статус. Надлежащее место в общих положениях должно быть отведено нормам, закрепляющим право на труд, его понятие, содержание, гарантии.

Индивидуальное трудовое право включает правовые институты: трудовой договор; рабочее время; время от­дыха; нормирование труда; оплата труда; охрана тру­да; дисциплина труда; оценка труда и аттестация ра­ботников; материальная ответственность сторон трудо­вого договора; обучение и повышение квалификации работников.

Коллективное трудовое право включает правовые ин­ституты: социальное партнерство; права профсоюзов; участие трудовых коллективов и профсоюзов в установ­лении коллективных условий труда; коллективный до­говор; участие трудовых коллективов в управлении пред­приятиями, учреждениями, организациями; индивиду­альные трудовые споры; коллективные трудовые споры.

Система трудового права и система трудового зако­нодательства полностью не совпадают. Так, в системе трудового права есть институт «Охрана труда», а в КЗоТ ему соответствуют три главы — «Охрана труда» (глава XI), «Труд женщин» (глава XII) и «Труд моло­дежи» (глава XIII). Не является самостоятельным ин­ститутом глава VII «Оплата труда». Правовому инсти­туту «Материальная ответственность сторон трудового договора» не соответствует глава КЗоТ. В главе IX со­держатся нормы о материальной ответственности ра­ботников за ущерб, причиненный предприятию, учре­ждению, организации, в то время как нормы о матери­альной ответственности собственника или уполномо­ченного им органа за ущерб, причиненный работнику, разбросаны по разным главам КЗоТ (глава VII «Оплата труда», глава XI «Охрана труда», глава XV «Индивиду­альные трудовые споры»), а также находятся в других нормативно-правовых актах и даже в руководящих по­становлениях Пленума Верховного Суда Украины.


4. Сфера действия трудового права. Особенности правового регулирования труда в кооперативах, КСП, К(Ф)Х и на предприятиях с иностранными инвестициями.


Статья 3. Регулирование трудовых отношений

Законодательство о труде регулирует трудовые отношения ра­ботников всех предприятий, учреждений, организаций независи­мо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой при­надлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.

Особенности труда членов кооперативов и их объединений, кол­лективных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фер­мерских) хозяйств, работников предприятий с иностранными ин­вестициями. определяются законодательством и их уставами. При этом гарантии по занятости, охране труда, труда женщин, моло­дежи, инвалидов предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством о труде.

8. Формулировка части второй ст. 3 КЗоТ "особенности тру­да членов кооперативов" распространяется, на наш взгляд, на членов не только производственных, но и других кооперати­вов, в частности, на членов потребительских обществ. С учетом этого следует признать, что п. 4 ст. 6 Закона "О потребительс­кой кооперации", предоставляющий членам потребительско­го общества право первоочередного приема на работу в обще­ство, не противоречит ст. 3 и другие нормы КЗоТ.

9. Общий предел особенностей правового регулирования трудовых отношений работников, указанных в части второй ст. 3 КЗоТ, таков, что указанным работникам в любом случае предоставляются предусмотренные законодательством о труде гарантии, касающиеся труда женщин, молодежи, инвалидов, охраны труда и занятости. Не должно возникать особых слож­ностей при определении круга гарантий (и устанавливающих их норм) для женщин, молодежи и инвалидов. Гарантии, ка­сающиеся охраны труда, установлены статьями 153-173' КЗоТ, Законом "Об охране труда" соответствующими специальны­ми нормативными актами.

ll. В части, не противоречащей законодательству Украины, в Украине продолжает действовать Закон "О кооперации в СССР". В силу противоречия статье 3 КЗоТ следует признать не имеющим юридической силы указание в п. 1 ст. 25 Закона "О кооперации в СССР" на то, что трудовые отношения членов производственных кооперативов регулируются только этим За­коном и уставами кооперативов. На трудовые отношения чле­нов кооперативов распространяется действие Кодекса зако­нов о труде и других актов законодательства о труде Украины, хотя это не исключает действия специальных правил, установ­ленных Законом "О кооперации в СССР" и уставами коопера­тивов. При этом положения Закона "О кооперации в СССР" и уставов имеют юридическую силу лишь постольку, поскольку они не снижают установленный законодательством о труде уро­вень гарантий прав работников, касающихся занятости, охра­ны труда, труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.

12. С учетом изложенного в п. 9 комментария к настоящей статье следует признать сохранившими юридическую силу по­ложения пункта 3 ст. 25 Закона "О кооперации в СССР", каса­ющиеся дисциплинарной ответственности членов кооперати­вов, пункта 4 той же статьи, касающиеся продолжительности и распорядка рабочего дня, порядка предоставления выход­ных дней, отпусков, включая дополнительных, других усло­вий труда (за исключением тех, которые касаются занятости, охраны труда, труда женщин, несовершеннолетних и инвали­дов).

13. В силу части второй ст. 3 и пункта 4 ст. 25 Закона "О кооперации в СССР" на труд членов кооперативов полностью распространяется законодательство об охране труда, в том числе и отраслевые нормы на этот счет. Какое-либо снижение уровня гарантий, установленного на этот счет законодательством о труде, не может допускаться ни специальным законодатель­ством, распространяющимся на кооперативы, ни их уставами.

15. На несовершеннолетних — членов производственных ко­оперативов в силу ст. 3 КЗоТ и части третьей пункта 5 ст. 25 Закона "О кооперации в СССР" распространяются все льготы, установленные для них законодательством о труде.

16. Уставами производственных кооперативов могут уста­навливаться и иные, не предусмотренные Законом "О коопе­рации в СССР", особенности регулирования труда членов ко­оперативов, не снижающие гарантий прав работников, уста­новленных законодательством о труде, касающиеся занятости, охраны труда, труда женщин, несовершеннолетних и инвали­дов.

17. Правило пункта 1 ст. 25 Закона "О кооперации в СССР", допускающее установление особенностей правового регулиро­вания трудовых отношений между кооперативами и наемны­ми работниками, не являющимися членами кооперативов, утратило силу как противоречащее части второй ст. 3 КЗоТ.

18. Закон "О сельскохозяйственной кооперации" не уста­навливает каких-либо особенностей регулирования труда на­емных работников сельскохозяйственных кооперативов, кро­ме одной. В соответствии с частью третьей ст. 21 КЗоТ им уста­новлена одна особенность регулирования трудовых отноше­ний таких кооперативов с наемными работниками: по согла­шению сторон допускается заключение трудового контракта.

19. В силу ст. 3 КЗоТ законодательство о труде распространя­ется на трудовые отношения членов крестьянских (фермерс­ких) хозяйств с этими хозяйствами. На наш взгляд, этому не препятствует и указание в п. 2 ст. 23 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» на то, что трудовые отношениям крестьянском (фермерском) хозяйстве регулируются членами хозяйства. Однако уставами крестьянских (фермерских) хозяйств могут устанавливаться особенности правового регули­рования трудовых отношений крестьянских (фермерских) хозяйств с их членами, не снижающие установленных законо­дательством о труде гарантий, касающихся занятости, охраны труда, труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов. Прав­да, в соответствии со ст. 9 Закона "О крестьянском (фермерс­ком) хозяйстве" такое хозяйство может и не иметь устава. В этом случае особенности правового регулирования трудовых отношений крестьянских (фермерских) хозяйств с их члена­ми могут определяться учредительным договором или специ­альным локальным актом, принятым членами крестьянского (фермерского) хозяйства и посвященным регулированию тру­довых отношений.

20. Трудовые отношения крестьянского (фермерского) хо­зяйства с наемными работниками регулируются законодатель­ством о труде с учетом особенностей, установленных пунктом 3 ст. 23 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Та­ких особенностей четыре: 1) с наемными работниками крес­тьянского (фермерского) хозяйства может заключаться кон­тракт; 2) трудовой договор (соглашение) с таким хозяйством в любом случае заключается в письменной форме; 3) регист­рация трудового договора (соглашения) в сельском совете, если крестьянское (фермерское) хозяйство является основным местом работы работника; 4) подтверждение записей в трудо­вой книжке о работе в крестьянском (фермерском) хозяйстве местным органом исполнительной власти.

Первые два из перечисленных правил установлены в соот­ветствии со ст. 21 и 24 КЗоТ, поэтому их юридическая сила не вызывает сомнений. Что касается третьего и четвертого пра­вил, то они (особенно последнее из них) существенно затра­гивают интересы работников, но прямо возможность их уста­новления КЗоТ не предусмотрена. Тем не менее, это не явля­ется основанием для отрицания юридической силы правил п. 3 ст. 23 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

22. Закон "О коллективном сельскохозяйственном предпри­ятии" никаких особенностей правового регулирования труда членов таких предприятий не устанавливает. Не устанавлива­ются они и другими актами законодательства. Однако уставами коллективных сельскохозяйственных предприятий могут уста­навливаться особенности правового регулирования трудовых отношений членов таких хозяйств, не снижающие уровня га­рантий, установленных законодательством о труде и касаю­щихся занятости, охраны труда, труда женщин, подростков и инвалидов.

23. На наемных работников коллективных сельскохозяйствен­ных предприятий полностью распространяется действие Ко­декса законов о труде и других актов законодательства о труде.

24. Допускается установление особенностей правового регу­лирования трудовых отношений работников предприятий с иностранными инвестициями. Они могут устанавливаться за­конодательством и уставами предприятий с условием, что они не будут снижать уровень правовых гарантий, установленных законодательством о труде и касающихся охраны труда, труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов. Закон "О режиме иностранного инвестирования" не устанавливает каких-либо особенностей регулирования труда работников предприятий с иностранными инвестициями. Но нет препятствий для уста­новления таких особенностей в уставах предприятий (с учетом указанных выше ограничений).

25. Под предприятием с иностранными инвестициями сле­дует понимать предприятие, определение которого дано в п. 8 ст. 1 Закона "О режиме иностранного инвестирования". Тако­вым считается предприятие (организация) любой организа­ционно-правовой формы, созданное в соответствии с зако­нодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, при его наличии, составляет не менее 10 про­центов. Предприятие приобретает статус предприятия с инос­транными инвестициями со дня зачисления иностранной ин­вестиции на его баланс. При отсутствии признаков, указанных в названном Законе, предприятие не может быть признано предприятием с иностранными инвестициями, хотя бы фак­тически оно и было таковым (в силу фактического наличия в составе его имущества иностранной инвестиции).

26. В части второй ст. 3 КЗоТ речь идет об "особенностях труда". Поэтому представляется недопустимым вклю­чение в уставы предприятий, получивших право установления особенностей регулирования трудовых отношений на основа­нии ст. 3 КЗоТ, особенностей рассмотрения трудовых споров. Правовые нормы, определяющие порядок рассмотрения тру­довых споров, устанавливают процедуру защиты прав, выте­кающих из трудовых отношений, а не регулируют эти отно­шения.


5. Дифференциация правового регулирования трудовых отношений.

Статья 7 . Особенности регулирования труда некоторых категорий работников

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах с особыми природными географическими и геологическими усло­виями и условиями повышенного риска для здоровья, а также временных и сезонных работников, дополнительные (кроме пре­дусмотренных в статьях 37 и 41 настоящего Кодекса) основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работ­ников при определенных условиях (нарушение установленных правил приема на работу и пр.) устанавливаются законодательством.

2. Нормы действующего законодательства о труде диффе­ренцируют правовое регулирование трудовых отношений по следующим критериям:

2.1. По признаку возраста установлены особенности право­вого регулирования труда молодежи (лиц в возрасте до 28 лет), несовершеннолетних, в том числе несовершеннолетних в воз­расте от 14 до 15 лет, от 15 до 16 лет и от 16 до 18 лет.

2.2. По признаку пола установлены особенности правового регулирования труда женщин. Внутри этой группы работни­ков выделяются беременные женщины.

2.3. По признаку семейного положения установлены льготы для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; детей в возрасте до 6 лет, если они в соответствии с медицинским заключением нуждаются в домашнем уходе; до 14; до 15 лет, а также для матерей-одиночек, имеющих ребенка в возрасте до . 14 лет или ребенка-инвалида. Некоторые из этих льгот могут быть предоставлены иному лицу, осуществляющему уход за ребенком.

2.4. По признаку отношения к средствам производства уста­новлены особенности правового регулирования труда членов кооперативов, сельскохозяйственных кооперативов, коллек­тивных сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

2.5. По критерию национальной принадлежности средств производства установлены особенности правового регулиро­вания труда работников предприятий с иностранными инве­стициями.

2.6. По критерию гражданства установлены особенности правового регулирования труда иностранцев, иммигрировав­ших в Украину с целью трудоустройства на определенный срок.

2.7. По критерию влияния условий труда на здоровье работ­ника установлены особенности правового регулирования тру­да на работах с тяжелыми и вредными условиями труда.

2.8. По критерию интенсивности умственной и нервной нагрузки установлены особенности правового регулирования

труда педагогических, научно-педагогических, научных ра­ботников, врачей, некоторых других категорий работников.

2.9. Целый ряд случаев дифференциации правового регули­рования труда установлен по критерию отрасли народного хозяйства.

2.10. По критерию срока трудового договора установлены особенности правового регулирования труда временных и се­зонных работников.

2.11. По критерию соотношения нормативного и индивиду­ального (договорного) регулирования трудовых отношений выделяется группа работников, с которыми могут заключать­ся трудовые договоры в форме контракта.

2.12. По критерию общественной значимости выполняемых трудовых функций установлены особенности правового регу­лирования трудовых отношений государственных служащих. Внутри этой группы установлены особенности правового по­ложения судей, работников прокуратуры и некоторых других.

3. Приведенный перечень критериев дифференциации пра­вового регулирования трудовых отношений не является исчер­пывающим. Тем не менее он несравнимо более широк, чем предусмотренный статьей 7 КЗоТ. С учетом этого следует сде­лать вывод о том, что, хотя в ст. 7 КЗоТ и не предусмотрена возможность установления критериев дифференциации пра­вового регулирования труда, не предусмотренных этой стать­ей, все же такие критерии и соответствующие им особенности устанавливаться могут. Призванная в соответствии с ее загла­вием устанавливать критерии, направления и пределы диффе­ренциации правового регулирования трудовых отношений, ст. 7 КЗоТ предусмотрела лишь отдельные критерии такой диф­ференциации.


6. Особенности норм трудового права в свете ст. 9 и 91 КЗОТ.

Статья 9. Недействительность условий договоров о труде, ухудшающих положение работников

Условия договоров о труде, ухудшающие положение работни­ков по сравнению с законодательством Украины о труде, являют­ся недействительными.

2. Под договорами о труде в комментируемой статье пони­маются не только трудовые договоры (соглашения), но и иные договоры между собственником и работником (договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, о полной коллективной (бригадной) материальной ответствен­ности, соглашения об установлении испытательного срока, изменении существенных условий труда, о переводе на другую временную или постоянную работу, о совмещении профессий (должностей), расширении зоны обслуживания, увеличении объема выполняемой работы, о замещении временно отсут­ствующего руководителя, об установлении неполного рабоче­го времени и т. п.). 3. Комментируемая статья не требует какой-либо процеду­ры признания недействительными условий договоров о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с законо­дательством. Эта статья непосредственно объявляет такие усло­вия недействительными.

В трудовом законодательстве нет развернутых правил о спо­собах защиты трудовых прав. Отсутствует указание и на воз­можность в целях защиты права предъявления иска о призна­нии (права, обязанности) или о признании отсутствия права или обязанности. Тем не менее на основании ст. 55 Конститу­ции Украины возможно предъявление иска о признании того или иного условия договора о труде ухудшающим положение работника (это автоматически будет означать, что соответству­ющее условие недействительно) или иска о признании несуществующими прав и обязанностей сторон трудового догово­ра, основанных на недействительном условии. 4. В целом ст. 9 КЗоТ стала существенным препятствием для внедрения рыночных элементов в трудовые отношения. Рынок предполагает взаимные уступки договаривающихся сторон, достижение компромисса путем принятия на себя каждой из сторон договора о труде дополнительных по сравнению с за­конодательством обязанностей и согласия на предоставление другой стороне дополнительных по сравнению с законода­тельством прав. Но комментируемая статья запрещает работ­нику принятие на себя обязанностей, не предусмотренных законодательством, и отказ от прав, предусмотренных зако­нодательством, так как это ухудшило бы положение работни­ков по сравнению с законодательством. Это лишает и работодательскую сторону договоров о труде стимула к принятию на себя дополнительных обязанностей или отказу от прав. Трудо­вые правоотношения, таким образом, консервируются на уров­не минимума трудовых прав работников и максимума их обя­занностей. Соглашения об интенсификации использования трудового творческого потенциала работников вытесняются в тень.

Статья 9'. Дополнительные по сравнению с законодатель­ством трудовые и социально-бытовые льготы

Предприятия, учреждения, организации в пределах своих пол­номочий и за счет собственных средств могут устанавливать до­полнительные по сравнению с законодательством трудовые и со­циально-бытовые льготы для работников.

Предприятие может материально поощрять работников меди­цинских, детских, культурно-просветительских, учебных и спортив­ных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав.

понятие "социально-бытовые льготы" толковать предельно широко, включая в него льготы бытового, жилищного, культурно­го, просветительского, медицинского, оздоровительного, спортивного, физкультурного и иного характера. 2. Право предоставления работникам дополнительных тру­довых и социально-бытовых льгот имеют предприятия, уч­реждения и организации. Следует подчеркнуть, что такое пра­во имеют и учреждения, финансируемые из бюджета. 4. В силу ст. 9' КЗоТ дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы работникам могут предоставляться именно предприятиями, учреждениями, организациями, а не их соб­ственниками. Поэтому такие льготы, хотя и не всегда могут носить исключительно материальный характер, но материаль­ный компонент в них всегда должен быть. Так, предоставление дополнительного отпуска на основании коллективного дого­вора само по себе является для работника льготой организаци­онного характера. Но оно влечет и предоставление льготы ма­териального характера (оплату времени дополнительного от­пуска). Следовательно, предоставление дополнительного от­пуска на основании коллективного договора соответствует ст. 9' КЗоТ. Напротив, предоставление отпуска без сохранения заработной платы не влечет каких-либо материальных льгот. Это — чисто организационная мера. Значит, она допускается только в случаях, предусмотренных ст. 25 и 26 Закона "Об от­пусках". Предоставлять их в случаях, не предусмотренных за­конами, ссылаясь на ст. 9' КЗоТ было бы незаконным, так как контрагентом работника в правоотношении, связанном с ока­занием работнику льгот организационного характера, являет­ся собственник, а предоставление собственником работнику льгот, не имеющих материального содержания, ст. 9' КЗоТ не предусматривает. 5. Предприятия, учреждения, организации вправе предос­тавлять работникам льготы в пределах своих полномочий. Ко­нечно, наиболее ограничены на этот счет полномочия учреж­дений, финансируемых из бюджета. Но и предприятия, и орга­низации, находящиеся на хозрасчете, должны иметь установ­ленное законодательно полномочие предоставлять работникам дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социальные льготы. Было бы неправильным считать, что их полномочие предоставлять льготы вытекает непосредственно из ст. 9' КЗоТ. Напротив, в этой статье прямо указывается на то, что льготы предоставляются в пределах полномочий. Так, полномочие предприятий и организаций, на которые распро­страняется действие Закона "О предприятиях в Украине", пре­доставлять льготы основано на правилах пункта 1 ст. 18 назван­ного Закона, дающего право собственнику или уполномочен­ному им органу право определять порядок использования при­были согласно уставу предприятия и действующему законода­тельству, и пункта 6 ст. 26 того же Закона, в силу которого предприятие имеет право предоставлять работникам не только предусмотренные в этом пункте, но и "иные льготы". 6. Полномочия предприятия, учреждения, организации на предоставление работникам дополнительных по сравнению с законодательством трудовых и социально-бытовых льгот мо­жет быть закреплено в уставе, принятом в соответствии с тре­бованиями законодательства. Уставами могут и ограничиваться полномочия его руководителя на этот счет. 7. Дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы для работников в соответствии со ст. 9' КЗоТ могут устанавли­ваться за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций. Собственные средства предприятий, учреждений и организаций, находящихся на самофинансировании, в кон­тексте комментируемой статьи следует понимать не только как чистую прибыль, остающающуюся после уплаты всех предус­мотренных налогов и сборов (обязательных платежей) в рас­поряжении предприятия, учреждения, организации. У таких предприятий все средства—собственные. Собственными средствами учреждений, финансируемых из бюджета, являются те средства, которые они имеют полномо­чие направлять на предоставление льгот работникам. Это могут быть и средства, полученные за счет оказания такими учрежде­ниями платных услуг физическим и юридическим лицам, и бюджетные средства при наличии указанного полномочия, и внебюджетные средства. Положение о порядке составления еди­ной сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, орга­низации (утвержденное постановлением Министров Украины от 21 февраля 1997 года № 180) предусматривает постатейное распределение расходов, производимых учреждением, орга­низацией не только за