Главная              Рефераты - Геополитика

США и Канада в АТР: набор рефератов - реферат

По всем вопросам обращаться к автору
pashich@sir.edu
pashich@dip.pu.ru

В отличие от ЕС, североамериканская зона свободной торговли не имеет наднациональных институтов обладающих широкомасштабными полномочиями. В политическом плане среди участников североамериканского режима свободной торговли нет таких глубоких противоречий, который был свойственен для участников европейской интеграции в послевоенное время. В экономическом плане, по нашему мнению, НАФТА способна догнать по ряду показателей ЕС. К примеру, доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет 70 %, а доля Канады во внешнеторговом обороте США – 20 %. Это очень высокий показатель интегрированности, хотя тем не менее Канада не спешила в свое время снимать торговые пошлины с США. Для сравнения, в самой интегрированной группировке, в рамках ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20 %, а доля Франции соответственно – выше 10 %.[8] Эти показатели в какой то степени оставляют в перспективе возможность, того, что НАФТА сможет составить конкуренцию другим торговым блокам и прежде всего ЕС. Конкурентоспособность объединения США, Канады и Мексики, как уже говорилось, увеличивает вероятность дальнейшего доминирования Вашингтона в Латинской Америке в перспективе. Способность НАФТА эффективно функционировать может сделать еще более привлекательным выбор американской модели развития для пороговых стран Южной Америки.


НАФТА: тирания корпораций в Северной Америке

Если корпорациям предоставить полную свободу действий, они устроят мир по своим правилам. В этом мире люди будут вынуждены работать до полного истощения, теряя здоровье за гроши, корпорации смогут не заботясь о будущем добывать и расходовать природные ресурсы, а окружающая среда станет местом свалки производимых ими ядовитых отходов. Простые люди должны будут расплачиваться за просчеты корпораций, получающих "рекордные доходы" и утверждающих, что это на пользу людям. Звучит слишком драматично? Но именно это происходит уже сейчас, без всякого преувеличения. Именно в этом направлении поведут нас корпорации, если мы позволим им такую свободу действий. Пример тому - НАФТА.

Северо-американское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - это соглашение между Соединенными Штатами, Канадой и Мексикой, успешно создающее единую северо-американскую экономику. Воздействие НАФТА на социально-экономическую систему и экологию всех стран, участвующих в соглашении, поистине опустошающее. НАФТА - это не просто соглашение о свободной торговле товарами и услугами между странами. Его возможности гораздо шире. Оно дает компаниям, оперирующим под юрисдикцией НАФТА, определенные привилегии и всемерно способствует выполнению многих требований МАИ, таких, как устранение государственного контроля за иностранными инвестициями. Договор явно отдает предпочтение корпорациям в ущерб интересам рабочих и окружающей среды.

Кошмар становится явью

В приграничных городках Мексики жизнь превратилась в кошмар. Ядовитая грязь вытекает с фабрик, построенных недавно, после подписания НАФТА. Фабрики таких корпораций, как Дженерал Моторс, Степан Химикал и AT&T изрыгают всякую токсичную дрянь - расползающуюся повсюду багровую, оранжевую и зеленую слизь. Все это попадает в реки, из которых люди берут воду для питья, где играют дети, где птицы отдыхают во время сезонных перелетов. Рабочие на этих фабриках подвергаются воздействию ядо-химикатов, иногда в 50 000 раз превышающему допустимые нормы США!

Причина в том, что в Мексике очень мало сдерживающих корпорации законов. Это называется "само-регулированием", когда считается, что бизнес сам себя регулирует лучше, чем правительства. Корпорации заявляют, что чем меньше они ограничены в действиях, тем лучше для рабочих и для окружающей среды. Из примера НАФТА ясно, что это абсолютная ложь. Как условия жизни людей, так и состояние окружающей среды в Мексике пугающе ухудшились.

Макильядоры: зоны свободного рабства

Большинство корпораций заинтересовано в том, чтобы делать свой бизнес в Мексике именно в зонах свободной торговли, или макильядорах. На существующей сейчас в Мексике двадцать одной сотне этих макильядор работают около полумиллиона человек. В этих зонах созданы особые законы, очень выгодные для корпораций, размещающих там свое производство. Там обычно очень мало (или совсем нет) экологических ограничений, очень низкие нормы охраны труда и небольшие налоги на бизнес - идеальный климат для корпораций. Большинство работающих в этих зонах - женщины, получающие в среднем меньше доллара в день. По многочисленным свидетельствам, рабочие вынуждены трудиться в экстремальных условиях. У них очень мало прав, им запрещается устраивать организации или открыто высказывать свое недовольство. Воздействие токсичных химикатов и тяжелые условия труда привели к тревожному росту таких заболеваний, как полиомиелит, дизентерия, тиф и энцефалит.

Восстание сапатистов: сопротивление корпоративному правлению

Сторонники НАФТА утверждали, что соглашение надо принять для того, чтобы укрепить демократию и повысить политическую и экономическую стабильность в Мексике. Но получилось как раз наоборот. Зная, что последствия НАФТА скажутся прежде всего на людях Мексики, сапатисты начали восстание в Чапас 1 января 1994 года, в день ввода соглашения в действие. Обнищавшие местные крестьяне-индейцы из племени Майя сказали, что НАФТА - это их "смертный приговор". После того, как мексиканские военные убили и замучили многих сапатистов и их сторонников, не щадя даже детей, по всему миру прошла волна массовых протестов.

Из того, что сапатисты начали восстание в день, когда соглашение НАФТА вступило в силу, ясно, что они прекрасно понимали причины своей нищеты и угнетенности, сознавали, какие последствия это соглашение может иметь для их народа. Действия сапатистов вдохновили на борьбу угнетенных корпорациями людей всего мира. Борьба продолжается...

"Позвольте представиться. Мы - это национально-освободительная армия сапатистов. Десять лет мы жили в этих горах, готовясь к войне. В этих горах мы создали армию. Мы не могли жить внизу, в городах и на плантациях. Наши жизни ценились меньше, чем машины или животные. Мы были как камни, как сорная трава на дороге. Нас заставляли молчать. У нас не было лиц. У нас не было имен. Не было будущего. Мы не существовали для той силы, которая называется "неолиберализация". Мы ничего не стоили, не производили, не покупали, не продавали. Мы были нулем в счетах большого капитала."

Не только Мексика

Не только Мексике был нанесен серьезный урон. Соединенные Штаты и Канада тоже ощутимо пострадали. В Канаде был отменен практически весь контроль за иностранными инвестициями, что позволило американским и другим ТНК взять канадский бизнес в свои руки. Уволены тысячи рабочих. А ТНК расползаются все шире, оставляя за собой хаос и разрушения. Леса в Канаде исчезают с ужасающей быстротой, а культура страны стремительно уподобляется насаждаемой корпорациями потребительской культуре США.

Многие корпорации США также перенесли свои действия на Юг, в нерегулируемые правительством приграничные городки Мексики, из-за чего тысячи людей остались без работы. После принятия НАФТА условия жизни во всех трех странах явно ухудшились. Корпорации заставляют рабочих или смириться с понижением заработной платы, или увольняться совсем. Тот факт, что корпорации, прежде базировавшиеся в США, преместились в Мексику и другие страны, показывает, что их совершенно не волнует будущее даже своей собственной страны, не говоря уже об остальном человечестве.

Корпорация требует права загрязнять

Многие положения НАФТА соответствуют положениям обсуждамого в настоящее время Многостороннего соглашения об инвестировании (МАИ). Его даже часто называют проектным вариантом МАИ. Одно из таких соответствий - положение, позволяющее корпорациям подавать в суд на правительства, чинящие препятствия инвестированию.

В соответствии с НАФТА, американская компания Этил подала в суд за потерю доходов и "репутации", потому что канадское правительство запретило использование токсичных бензиновых добавок, производимых исключительно этой компанией. Компания-инвестор старается отменить закон, соданный для того, чтобы защищать канадцев от химикатов, токсичность которых доказана, на основании того, что она не может больше производить такой химикат и продавать его на канадском рынке. Если Этил выиграет процесс, это может стать примером для других компаний.

"Чудо" НАФТА

Соглашение НАФТА действует уже четыре года. Политики и бизнесмены усиленно его рекламировали, уверяя, что оно сотворит чудеса с экономикой Северной Америки. В некотором смысле это верно. Например, не чудо ли, что многие реки в Мексике загораются из-за сброшенных в них токсичных отходов? Только всемогущие корпорации могли сотворить такое чудо!

Борьба против НАФТА - это борьба против предоставления корпорациям еще большей свободы действий. Более того, необходимо поставить их под более жесткий контроль, если не ликвидировать совсем. США вынашивают планы расширения договора и включения в него стран Южной Америки, таких, как Чили и Аргентина. Президент Клинтон попытался провести переговоры об этом расширении "быстрым путем", не дожидаясь одобрения Конгресса. Но благодаря неустанным усилиям различных групп и отдельных активистов Северной Америки эта попытка провалилась - победа! Мы должны продолжать борьбу и усиливать протест против корпоративного правления, в чем бы оно ни проявлялось.

1 М.Е.Келли, НАФТА и окружающая среда: свободная торговля и политика токсичных отходов. Международный монитор, 1993 "...экологические исследования обнаружили содержание ксилола, в 50 000 раз превышающее нормы США для питьевой воды."


Интеграционные процессы
в Северной Америке


Автор: Саксон Виктор

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Краткая предыстория

Предпосылки формирования

Прямые инвестиции

Приграничная экспортная промышленность

Экономический масштаб НАФТА

ДОГОВОР НАФТА

Сфера действия и особенности Договора

Положения договора

Тарифы

Правила “происхождения”

Сельское хозяйство

Услуги

Энергетика

Инвестиции

Права интеллектуальной собственности

Иммиграция

Окружающая среда

Процедуры урегулирования споров

ЭКОНОМИЧЕКИЙ ЭФФЕКТ НАФТА

Прогнозируемый эффект

Эффект воздействия НАФТА на экономику Мексики

Эффект воздействия НАФТА на экономику США и Канады

НАФТА И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО

Новые реалии

Брак по расчету

“Немецкая” Калифорния

ПЕРСПЕКТИВЫ НАФТА

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Оперативный кризис

Торговаться жестче и сломать барьеры

“Починка” ФТАА

ИСТОЧНИКИ


ВВЕДЕНИЕ

top t
op

Краткая предыстория

В июне 1991 г. США и Мексика приняли совместное заявление о начале переговоров по Соглашению о свободной торговле. В сентябре президент Буш уведомил конгресс о своем намерении обсудить такое соглашение, при этом, с возможным участием Канады. В феврале 1991 года Канада согласилась присоединиться к США и Мексике в трехсторонних обсуждениях Северо-Американской Зоны Свободной Торговли - НАФТА (NAFTA - North American Free Trade Agreement). Через месяц ими был представлен предварительный текст и назначено время и место подписания Соглашения - 17 октября 1991 года в Сан-Антонио, штат Техас.

Предпосылки формирования

В 1991 г. Соединенные Штаты зафиксировали впервые с 1981 г. положительное сальдо торгового баланса с Мексикой. Как и в 1980-м году, Мексика являлась тогда третьим по величине поставщиком американского импорта и покупателем экспорта (без учета незаконных операций). США были и остаются для Мексики торговым партнером номер один. В 1991 г. на Мексику приходилось менее 10% объема внешней торговли США, на США приходилось более 70% объема внешней торговли Мексики. Увеличение объема экспорта США в Мексику за период с 1986 по 1991 г. составило 18% роста американского экспорта в другие страны. В 1990-м и в 1991-м гг. Впервые после 1982 г. США зафиксировали положительное сальдо в торговле услугами. Экспорт США в Мексику составил 40,6 млрд. долл. в 1992 г., что в 1,78 раза больше, чем в 1987 г.

Практически все штаты (48 из 50) увеличили объемы экспорт в Мексику за период с 1987 по 1995 г. [5]. Две трети штатов как минимум удвоили объемы экспорта в Мексику. Из них 25 - более чем утроили эти показатели, а 13 из последних - увеличили более чем в 4 раза. Десять различных штатов-экспортеров находятся в различных районах США. Лидируют - Техас (18,8 млрд. долл.), Калифорния (6,6 млрд.), Аризона (1,8 млрд.), Мичиган (1,4), Иллинойс (1,3), Нью-Йорк (0,9 млрд. долл.), Луизиана (0,7), Пенсильвания (0,7), Огайо (0,7) и Флорида (0,6) [5]. Но набольшее увеличение экспорта в Мексику испытали промышленные штаты Востока и Среднего Запада. Наибольший объем прироста пришелся на Техас (+12,4 млрд. долл.), Калифорнию (+4,3), Аризону (+1,2), Иллинойс (+1,1), Пенсильванию (+0,5), Вашингтон (+0,4), Огайо (+0,4), Флориду (+0,4). На штаты, не граничащие с Мексикой, пришелся наибольший процент прироста экспорта в Мексику, как-то: Гавайи за период с 1987 по 1992 г. увеличили экспорт на 71360%. Невада - на 1638%, Мэн - на 774%, Вермонт - на 723%, Вашингтон - на 578%, Делавэр - на 463% и еще три штата в среднем на 360%. Львиная доля прироста приходится на продукцию сложного машиностроения, электроники и продукцию нефтехимии. Более 90% экспорта США - продукция обрабатывающей промышленности.

Таким образом, Мексика стала самым быстрорастущим (в 2,5 раза быстрее, чем экспорт в остальные страны) рынком экспорта США. Доля экспорта США, идущая в Мексику, возросла с 5,9% в 1987 г. до 9,1% в 1992 г.

Рост значения Мексики для экономики США происходит не только за счет роста населения и притока иммигрантов из Мексики и развития пригранично зоны. Открытые в начале 70-х гг. обширные запасы нефти превратили Мексику из нетто-импортера в важнейшего поставщика нефти для стратегических запасов США. Нефть поставила Мексику на 3 место по величине внешнеторгового оборота с США - после Канады и Японии, но перед Великобританией и Германией. С 1971 г. по 1981 г. экспорт США в Мексику вырос (в реальных ценах) в 10 раз - с 1,78 млрд. долл. до 17,78 млрд. долл. и за следующее десятилетие удвоился до 33,3 млрд. долл. Удвоилась и доля американского экспорта в Мексику во всем экспорте США. Более значительным стало то, что изменилась структура американского экспорта в США. В 1982 г. наибольшая доля в экспорте Мексики принадлежала топливу - сырой нефти газу - 54,5%. В 1991 году доля последних составляет только 15,3%. А доля обрабатывающей промышленности увеличилась с 14,2 до 59%. Если учитывать нелегальные поставки (в том числе и наркотики), то Мексика, возможно, является крупнейшим торговым партнером США.

Мексика - быстроразвивающаяся с мощным демографическим и экономическим потенциалом страна, имеющая общую с США 3200-километровую границу, как никакая другая страна тесно связанная с США торговыми и политическими отношениями, что должно было послужить и послужило началу их интеграции

Прямые инвестиции

На конец 1991 г. около 63% всего объема прямых иностранных инвестиций, вложенных в Мексику, было американского происхождения. На Мексику приходится лишь 0,2% объема прямых иностранных инвестиций в США [4].

До конца 80-х гг. Прямые иностранные инвестиции играли сравнительно малую роль в объеме иностранных капиталовложений в Мексику; подавляющая часть вложений поступала в виде займов. Однако в последние годы ситуация резко меняется. Мексиканское правительство, переоценив роль ПИИ, активно привлекает прямые инвестиции, считая их важнейшим элементом будущего роста мексиканской экономики. В мае 1989 г. в качестве одной из мер по привлечению дополнительных прямых инвестиций была облегчена процедура доступа иностранного капитала, в частности, разрешено иметь контрольный пакет акций компаний лицам-нерезидентам (ранее их доля ограничивалась 49%).

Совокупный объем прямых инвестиций США сконцентрировался в промышленности (включая макиладорас) и секторе услуг. Наибольшая доля инвестиций (по состоянию на конец 1991 г.) вложена в промышленность. Тем не менее, доля инвестиций, поступающих в сектор услуг, непрерывно растет, начиная с 80-х гг.

Приграничная экспортная промышленность

Мексиканская программа “Макиладорас”, начавшаяся в 1965 г. как часть программы индустриализации приграничной зоны, дает право иностранным и мексиканским инвесторам создавать предприятия в отдельных районах Мексики для производства на экспорт. Исключительность условий производства и реализации продукции обуславливается существованием специального законодательства Мексики и США, стимулирующего развитие производства. Здесь как таковые “макиладорас” нас интересуют как одна из важнейших сфер приложения американского капитала в Мексике и как серьезная статья мексиканского экспорта в США.

В 1991 г. на ПЭП (приграничную экспортную промышленность) приходилось 36,9% стоимости экспорта Мексики и 23,4% - импорта. Экспорт продукции и импорт компонентов ПЭП составил на 1991 г. соответственно 46,3% и 31,*% всего экспорта и импорта из США в 1991 г., число предприятия ПЭП и рабочих по сравнению с 1980 г. утроилось. Более половины всех предприятий ПЭП относятся к следующим отраслям: электроника и электротехника, легкая промышленность, деревообработка.

Экономический масштаб НАФТА

Созданный рынок НАФТА огромен. Совокупный валовой продукт трех стран на 1990 г. составил 6,2 трлн. долл. (в 1960-м г. - 560 млрд. долл.). Экспорт региона рос более быстрыми темпами, чем вся экономика: с 28,4 млрд. долл. в 1906 г. до 523,2 млрд. в 1990 г., в то время как импорт рос еще быстрее: с 23,6 млрд. до 659,6 млрд. долл. С 1986 г. экспорт США в Мексику увеличивался в три раза быстрее, чем экспорт в остальные страны.

Самый значительный торговый партнер для каждой из трех стран находится среди двух других ее членов. Но, вполне очевидно, что фокус торговли направлен на США. Как Мексика, так и Канада в торговле в наибольшей степени связаны с США.

Североамериканский рынок, тем не менее, весьма важен и для США, так как его доля составляет 28,3% всего экспорт страны. Канада - самый значительный торговый партнер для США, Мексика - третий (второй - Япония), но стоимость промышленной продукции, поступающей в Мексику, уже превысила стоимость промышленного экспорта в Японию.

Совокупный внутрирегиональный торговый оборот составляет 40% всего торгового оборота трех стран, причем между Мексикой и США он увеличивается более быстрыми темпами, чем с их остальными партнерами (7% в год).

В североамериканском торговом союзе изначально заложен потенциал роста, что в наибольшей степени относится к Мексике. Каждый процент прироста ВНП Мексики соотносится с увеличением экспорта США в эту страну на 300 млн. долл., что, в свою очередь, равнозначно появлению 7000 новых рабочих мест [3]. Душевой доход в Мексике составляет около 1/10 от германского или японского, а импорт на душу населения примерно равен по стоимости. Со снижением ограничений на торговлю образуются новые возможности для американских экспортеров.

Относительно низкий уровень душевого ВВП в Мексике в сравнении с ее северными соседями, скорее всего, преимущество, нежели недостаток для США, так как здесь кроется потенциал роста, также как и растущий слой буржуазии и взаимодополняемость демографической структуры Мексики и США.

Население Северной Америки составляет 362 млн. чел., это больше чем в Европейском Сообществе. В то время как основной прирост численности населения США и Канады осуществляется за счет миграции, в Мексике тому причиной было постоянное улучшение системы здравоохранения.

Несмотря на то, что естественный прирост резко снизился в период с 1974 г. (была введена в действие программа ограничения рождаемости), он все еще вдвое превосходит уровни естественного прироста в США и Канаде. Современное население Мексики моложе. В 2990-м г. более 36% населения Мексики приходилось на возрастную категорию до 15 лет и лишь 3% - старше 60 лет. В США и Канаде это соотношение 20% к 10-18%. По мере того, как население двух последних постепенно стареет и выходит с рынка рабочей силы, мексиканская молодежь войдет в него и, как предполагается, будет больше производить, чем потреблять.

ДОГОВОР НАФТА

top t
op

Сфера действия и особенности Договора

НАФТА - это комплексный договор, ставящий целью плавное сокращение торговых барьеров в самых разнообразных (практически всех) отраслях экономики трех стран, обеспечение и облегчение доступа товаров и услуг одной страны на рынки остальных двух, приближение к созданию, таким образом, общего рынка.

Его составление было осложнено в основном тем, что договор подписывался странами с сильно различающимися уровнями развития и, кроме того, правовыми нормами и системами управления.

НАФТА полностью вступает в действие не единомоментно, а в течение 15-летнего срока с момента подписания. Такая отсрочка предусмотрена с целью ослабления эффекта моментального возрастания конкуренции между так называемыми “чувствительными” (наименее конкурентоспособными) отраслями промышленности или сельского хозяйства трех стран. Указанным отраслям предоставляется островка для оптимизации или смещения (ухода) в другие сектора экономики.

Документ содержит 22 главы и, включая тарифные схемы, насчитывает примерно две тысячи страниц. Безусловно, если бы это было действительно соглашение о свободной торговле, то понадобилось бы менее одной (!) страницы для устранения всех ограничений в торговле. В реальности это -

  • Акт либерализации, способствующий интеграции посредством как сокращения, так и устранения большинства торговых и инвестиционных барьеров;

  • Акт Согласования проводимой политики по мерам, предпринимаемым по обеспечению четкой конкуренции, торговле услугами, государственному регулированию, по защите прав интеллектуальной собственности. В дополнение, во вступлении к договору выражается стремление к соблюдению основных прав трудящихся.

НАФТА открыла новый этап в заключении торговых соглашений. Впервые в соглашении о свободной торговле уделяется внимание вопросам экологии путем разработки договоров по стандартизации загрязнителей. Договор устраняет квоты на текстиль и ткани, снимает ограничения в торговле услугами (а это весьма значительный сектор телекоммуникаций и страхования), гарантирует свободный доступ на рынок всей сельскохозяйственной продукции после переходного 15-летнего периода.

Положения договора

Тарифы

НАФТА предусматривает постепенное (но не прогрессирующее) устранение тарифов. Средняя ставка на мексиканский экспорт составляла 3,9% (2,5% для автотранспорта); средняя тарифная ставка на импорт из СШ составляла 10% (20% для автотранспорта). Большинство тарифов было снято уже 1 января 194 г., в день вступления НАФТА в действие, остальные - в течение 5 лет. Тарифы на импорт из Мексики в наиболее “чувствительных” секторах экономики США будут сведены к нулю в течение 15 лет. Квоты и импортные лицензии были отменены, но, тем не менее, каждая сторона оставила за собой право экстренно ограничить торговлю с целью сохранения (при возникновении угрозы) человеческой жизни, жизни животных или существования растений и сохранения окружающей среды. Но момента подписания договора ни одна сторона не сможет ограничить действия экспортера в степени большей, чем ограничивает своего производителя. Но и здесь предусмотрены специальные правила для агросектора, автомобильной промышленности, энергетики и текстильной промышленности.

Правила “происхождения”

В целях контроля использования территории Мексики японскими и другими иностранными производителями (не канадскими и не американскими) как производственную платформу для льготного экспорта в США, в НАФТА предусмотрены жесткие условия по правилам происхождения. Это означает, что налоги должны быть уплачены за те товары, значительная часть стоимости которых (вне зависимости от того, будет ли это труд, компоненты или материалы) произведено за пределами Северной Америки. Серьезные ограничения наложены на автомобили, минимальная доля их стоимости, произведенной в США для безналогового экспорта в США должна составлять 62,5%.Этот порог превосходит, что установлен в договоре между США и Канадой, что вызвано лоббированием профсоюзов автопромышленности США, так как сборка японских автомобилей в Мексике резко снижает их себестоимость. В договоре предусмотрен также “экстренный” вариант установления (восстановления) пошлин, если нарастание экспорта какой-либо категории товаров представит угрозу существования собственному производству.

Сельское хозяйство

Каждое правительство защищает своих производителей сельскохозяйственной продукции от непредсказуемости природы и, в той или иной степени, от международной конкуренции. На конференции ГАТТ США и другие страны с конкурентоспособным агросектором попытались достичь ослабления этой защиты. Переговоры по ГАТТ многие годы были парализованы во многом потому, что поставленная цель была слишком трудна. При заключении НАФТА сторонам удалось достичь договоренности, хотя это и тало трехсторонним договором, а не единым соглашением по сельскому хозяйству.

Стороны условились об отмене всех квот, количественных ограничений и половины всех тарифов в день вступления в силу НАФТА. В некоторых случаях квоты были заменены тарифными квотами, то есть беспошлинный импорт стал квотироваться, а товар, поступающей сверх квоты, стал облагаться пошлиной. Остающиеся тарифы и тарифные квоты будут сняты в течение 5-15 лет. США предоставят наибольший (15-летний) адаптационный период производителям сахара, арахиса, некоторых видов фруктов и овощей, а также апельсинового сока. Мексика дала отсрочку производителям некоторых злаков (в том числе пшеницы), бобов, сухого молока. НАФТА учредило трехстороннюю комиссию для наблюдения за выполнением пунктов договора, касающихся сельского хозяйства, а также для установления “предохранителей” всплеска экспорта фруктов и овощей.

Услуги

На сектор услуг приходится примерно 2/3 ВВП США, но доля сектора услуг в эксоптре США в Мексику из-за множества ограничений по обмену услугами всего около 25%. Соглашение предоставило, хотя и с некоторыми исключениями, одинаковые права с национальными компаниями всем экспортерам услуг. Также были взаимно признаны все лицензии сертификаты. В секторе транспортных услуг предусмотрено свободное перемещение через границу любых видов транспорта. Мексика отныне объявляет открытый тендер на госзаказы, но в то же время каждое правительство сохраняет некоторые сектора для своих компаний - например, малый бизнес США пользуется привилегиями по сравнению со своими иностранными конкурентами. Самой закрытой во всем секторе услуг остается индустрия масс-медиа Канады. Здесь были оставлены ограничения для американских компаний в доле участия канадском теле- и видеорынках. К мексиканским компаниям такие ограничения не относятся. На рынке финансовых услуг Мексика к 200 г. снимет большинство ограничений на величину процента участия иностранных банков в своей банковской сфере, охранных агентствах и страховых компаниях.

Энергетика

В этом секторе не было достигнуто столь значительного как в других прогресса. Несмотря на многочисленные попытки американской стороны заставить мексиканцев облегчить доступ к их наиболее “чувствительной” нефтегазовой промышленности, им это так и не удалось. Под давлением общественного мнения президент Салинас пересмотрел сою позицию на разгосударствление топливного сектора. Среди всего комплекса договоренностей НАФТА, именно его возможная приватизация возбудила наибольшие исторически сложившиеся опасения среди мексиканцев. В итоге, он остался без изменений, что вызвало глубокие разочарования в деловом сообществе США. Американский Комитет по Торговой политике отметил, что необходимым условием будущего роста станет преодоление исторических предрассудков (прямой связи топливного сектора с государственным суверенитетом), боязни перед снятием контроля с важных отраслей, таких как энергетика. Несмотря на то, что позиции Мексики в сфере либерализации государственного контроля над деятельностью нефтегазового сектора остались фактически прежними, давление США произвело эффект. Мексика открыла рынок электроэнергетики, нефтехимии, энергоуслуг и оборудования для энергетики.

Инвестиции

Мексика и Канада оставили за собой право отслеживать поступления иностранных инвестиций, если они превысят 150 млрд. долл. и 25 млрд. долл. соответственно для Канады и Мексики в 1998 г. (ставка будет повышаться до 150 млрд. долл. за 10 лет). Мексика согласилась отменить некоторые требования к новым инвесторам, например, условие обязательного экспорта конкретной части своей продукции.

Права интеллектуальной собственности

НАФТА создала сбалансированную систему защиты прав интеллектуальной собственности - авторских прав и патентов. Договор определил универсальный подход к предотвращению неконкурентных и монопольных действий.

Иммиграция

Часть договора, касающаяся иммиграции, стала также одной из самых сложных для решения, что было обусловлено стремлением США ограничить въезд на свою территорию мексиканцев, зачастую остающихся навсегда. В результате все три стороны договорились разрешить временный въезд бизнесменов, но со своей стороны США ограничили количество въезжающих мексиканских бизнесменов 5,5 тыс. в год.

Окружающая среда

Приняты американские экологические стандарты, которые будут с течением времени повышаться. В договоре указано, что ни одно правительство не может снижать стандарты, чтобы привлечь инвестиции; местным исполнительным органам позволяется устанавливать (только если это не является какой-либо дискриминацией) свои, более высокие требования по охране окружающей среды.

Процедуры урегулирования споров

Одна из важнейших причин, побудивших Мексику и Канаду пойти на подписание НАФТА, стала необходимость в дальнейшем обезопасить себя от возможного ужесточения торговых санкций к их экспорту в США. Таким образом, они избегнут применения к своим товарам судебных решений, квалифицирующих их экспорт как демпинг, а потому применяющих антидемпинговое законодательство и компенсирующее пошлины. После подписания НАФТА эта опасность остается, но теперь есть возможность создания специальной трехсторонней антидемпинговой комиссии, которая бы объективно рассмотрела каждый случай. В НАФТА предусмотрено создание Северо-Американской Торговой Комиссии, составленной из чиновников министерств. Которая рассматривает жалобы любой из сторон о нарушении договора.

ЭКОНОМИЧЕКИЙ ЭФФЕКТ НАФТА

top t
op

Прогнозируемый эффект

Рассматривая потенциальное воздействие НАФТА на экономику США, Канады и Мексики, необходимо помнить, что целью договора является приближение к..., а не начало интеграционного процесса, который начался с миграцией рабочих мест и был поддержан увеличением объемов торговли благодаря либерализации мексиканской экономики. Он привел к развитию уникального приграничного региона и Приграничной экспортной промышленности.

Существует довод против НАФТА, заключающийся в том, что все инвестиции в Мексику идут в счет инвестиций у себя дома. Многие фирмы, экспортирующие товары обратно в США, экспортируют и то. Что ранее производилось в США. Это действительно имеет место. Однако исследования показали, что 70% инвестиций США в Мексике идет на развитие ее рынка, что вполне совпадет с общей тенденцией воздействия иностранных инвестиций по всему миру. Около 75% всех инвестиций США вложено в высокоразвитые страны. За последние 7-8 лет только 15% ежегодных инвестиций были вложены в развивающиеся страны. Более 2/3 всего объема инвестиций пришлось на 7 стран; одно из них была Мексика. Основной характеристикой всех этих семи стран является то, что каждая из них располагает большим внутренним рынком, чьи потребности не могут быть удовлетворены ни экспортом (в связи с довольно пошлинами его доступность ограничена), ни местными производителями (несоответствие спроса масштабу и качеству производства). Инвестирование за границей не всегда идет за счет внутреннего. Вложение капитала в развитие иностранных рынков стимулирует развитие собственных производств, впоследствии обслуживающих все возрастающие потребности этих же рынков.

С целью оценки потенциального эффекта НАФТА на экономику США американские экономисты использовали множество оценочных равновесных моделей. Некоторые из этих моделей оценивают эффект, производимый на американскую, канадскую и мексиканскую экономики; другие оценивали воздействие на различные сектора экономик. Некоторые модели - статические, другие - динамические применялись в попытке измерить эффект от устранения торговых барьеров на саму торговлю, рост, инвестиции и другие экономические переменные. Четыре независимых исследования оценили потерю рабочих мест в США в пределах от 19 до 900 тыс. Однако американский Комитет по Труду (Labor Advisory Committee), возглавляемый Томасом Донахью указал более узкий промежуток - от 290 тыс. до 550 тыс. рабочих мест будут потеряны США к концу десятилетия [3]. Эти оценки толь различны, так как опираются на разные предположения о том, какие сферы экономик будут затронуты в результате возросшей конкуренции. Принимая во внимание, что 55 тыс. нетто рабочих мест создавались каждую неделю в США в начале 90-х гг., даже самая высокая оценка потери рабочих