Главная              Рефераты - Геополитика

Внешнеторговая деятельность Республики Корея - реферат

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Курсовая работа на тему:

Внешнеторговая деятельность Республики Корея.

МОСКВА 2002

План курсовой работы.

Введение………………………………………………..стр. 3-4

1. Анализ внешнеторгового оборота Республики Корея в 90х гг и её сбалансированность…………………...................стр. 5-9

2. Товарная структура экспорта и импорта.........стр. 10-21

3. Роль ПИИ в развитии экспорта страны......….стр. 22-26

4. Торговые отношения Республики Корея с Россией и перспективы развития…………...………........стр. 27-30

Заключение……………………………………......... стр. 31-33

Список литературы……………………………..........…стр. 34

Введение.

Внешнеторговая политика Республики Корея формировалась в течение многих десятилетий. Формирование осуществлялось в условиях стратегии экономического развития за счет экспортного производства.

Как известно, в течение многих десятилетий в Республике Корея господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право на осуществление всех видов внешнеэкономических связей принадлежало государству.

Для стимулирования экспортного производства правительство осуществляло ряд мероприятий по либерализации импорта для расширения экспортного производства, снижению налогов или освобождению от них предприятий и фирм, осуществляющих экспортное производство, предоставлению кредитов экспортирующим фирмам на льготных условиях, созданию экономических зон, специализированных на экспорте.

Исходя из сравнительных преимуществ, состоящих в изобилии рабочей силы, и учитывая растущий спрос японского и американского рынков в трудоемкой продукции, Республика Корея интенсивно развивала такие отрасли как автомобилестроение, судостроение, производство полупроводников, телекоммуникационного оборудования, бытовой электроники, компьютеров, текстильной и нефтехимической промышленности.

В настоящее время внешняя торговля страны снизилась. Правительство ищет ответ на сложный вопрос: каким образом сохранить стабильное положение в государстве, экономика которого напрямую зависит от экспорта в Соединенные Штаты, потерявшие экономический интерес к Сеулу после террористических атак 11 сентября.

Еще до террористических атак южнокорейские экономисты предупреждали, что существующая динамика сокращения внутренних расходов потребителей не позволит по окончании 2001 года увеличить объем ВВП страны на более чем 3%. В подобных выводах в случае Южной Кореи можно усмотреть довольно отчетливые нотки усиливающегося пессимизма.

Правительство продолжает предпринимать серьезные шаги, чтобы и в дальнейшем предупредить резкое замедление экономики. В конце 2001 года был принят государственный бюджет, объем которого составил 1125,8 млрд. вон ($870 млрд.). По мнению аналитиков, бюджет носит стимулирующий характер для общего развития экономики.

Автор поставил перед собой цель раскрыть причины успехов и трудностей во внешней торговле страны, показать товарную структуру экспорта и импорта, влияние ПИИ на развитие экспорта, а также торговые взаимоотношения между Республикой Корея и Россией.

В течение нескольких месяцев автор пытался решить поставленные задачи и главным источником информации явился Корейский культурный – информационный фонд.

Анализ внешнеторгового оборота Республики Корея в 90х гг. и ее сбалансированность.

Таблица №1

Динамика внешнеторгового оборота Республики Корея (млрд. $)

Годы

Пок-ли

1994 1996 1998 2000

Внешнеторговый

Оборот

234,9 246,1 304,6 332,8

Экспорт

125,2 132,4 156,1 172,3

Импорт

109,7 113,7 148,5 160,5
Сальдо 15,5 18,7 7,6 11,8

Источник: [9, c. 112]

Из анализа таблицы следует, что размер товарооборота Республики Корея имеет устойчивую тенденцию повышению. Начиная с 1994 г. внешнеторговый оборот страны вырос на 97 млрд. Долларов США (с 235 млрд. в 1994 г. до 332 млрд. в 2000 г.). Неуклонно растет и экспорт (с 125 млрд. в 1994 г. до 172 в 2000 г.), что связано с бурным развитием рынка производства полупроводников и телекоммуникационного оборудования, которые являются главными экспортными товарами Южной Кореи. Периоду 1994-2000 присуще положительное торговое сальдо.

Согласно данным ВТО, в 2000 году Республика Корея занимала 13-ое место в мире по объему торговли. В частности, объем экспорта составил $172,3 млрд., а объем импорта - $160,5 млрд. В опубликованном Министерством иностранных дел и внешней торговли Республики Корея докладе ВТО за 2000 год о тенденции в мировой торговле сообщалось, что по объему экспорта Корея занимала 12-ое место в мире, а по объему импорта - 13-ое место. [3, c. 358-359]

В 90-х годах темпы внешней торговли в 1,5-4,0 раза превосходили темпы прироста ВВП. Так, на начало 94 гг среднегодовой прирост экспорта составлял - 10%. Быстрый рост внешней торговли явился результатом воздействия различных факторов и условий, в том числе внешнеторговой политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала страны. [2, c. 212]

Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во внешнеэкономических связях.

До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта. Согласно этому, компании получили право импортировать товары, стоимость которых не превышала величину экспортных поступлений этих компаний. В отличие от потребительских товаров импорт оборудования и промежуточных товаров освобождался от каких-либо пошлин и пользовался льготными тарифами. Исключение составляли материалы, производство которых в какой-то степени получило развитие.

Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до 1,1 в 1980г., 1,9 - в 1990 г. и 2,4% - в 1996 г.

Увеличилась вовлеченность страны в международное разделение труда, о чем свидетельствует коэффициент эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП и рост экспортной и импортной квот.

Экспортная квота в 1999 г. достигла 36% ВВП и несколько уступает соответствующему показателю других стран этого региона. Импортная зависимость остается традиционно более высокой, но разница в показателях значительно сократилась. [8, с. 338]

Экспорт ориентированное производство усилило зависимость страны от состояния мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей. Импортозамещение оказывает смягчающее влияние на внешнюю уязвимость экономики, а также экономит валюту.

Существенные изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной структуре экспорта увеличилась доля продукции материалоемких и наукоемких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги и производстве.

Быстрый рост тяжелой промышленности со второй половины 70-х годов позволил Южной Корее в 90-х выйти на внешний рынок поставщиком различного вида машин и оборудования.

Наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и электротехнические изделия. Так, за 1976-1994гг. доля телевизоров в экспорте Южной Кореи увеличилась с 1,3 до 3,4%, доля радиоприемников, кассетных магнитофонов - с 1,25 до 3,1%, оборудования для дальней связи - с 1,7 до 3%, оргтехники - с 0,5 до 4,15%. В целом доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта. [1, c. 232]

До середины 90-х годов в его структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного оборудования, средств автоматизации производственных процессов.

В 90-е годы произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с бытовой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью обладают полупроводники. В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз автомобилей и запчастей к ним - свыше 3% всего экспорта.

По отдельным товарам южнокорейские компании заняли прочные позиции на мировом рынке. [7, c.68]

Накапливавшиеся в течение ряда лет кризисные явления в экономике Республики Корея в 1997 году достигли критического уровня. Произошло заметное снижение конкурентоспособности товаров из Южной Кореи, для которой при полной зависимости от импорта энергоносителей и сырья в последние годы стали характерны высокие издержки и чрезмерный рост оплаты труда, завышенные процентные ставки, высокие транспортные расходы, отставание инновационного процесса.

На фоне сократившегося внутреннего спроса рискованная инвестиционная политика крупных финансово-промышленных групп – «чеболей», пользовавшихся неоправданно льготными кредитами, привела к перепроизводству в ряде отраслей.

Финансовый кризис перекрыл пути привлечения новых валютных средств, вызвал массовое бегство иностранного капитала из Южной Кореи, сокращение валютных резервов до 5 млрд. долл. и, как следствие, обвальное падение обменного курса воны по отношению к доллару почти в 2 раза в ноябре-октябре 1997 г.

Положительное сальдо внешней торговли Южной Кореи в ноябре 1997г., по предварительным данным, сократилось на 28% до самого низкого уровня в 932 млн. долл. Сокращение, которое продолжалось в течение 2-х последующих лет, связывают со спадом экспорта в связи с уменьшением спроса на компьютерные чипы и банкротством автомобилестроительной фирмы Daewoo Motor Co. Экспорт уменьшился на 1,9% до 15,1 млрд. долл., а импорт вырос на 0,7% до 14,2 млрд. долл.
В то же время ожидался дальнейший спад экспорта в связи с замедлением экономического роста в США и соответствующим сокращением спроса на южнокорейскую продукцию.

На начало 1999 г. 16 важных экспортных товаров РК подвергались антидемпинговым мерам со стороны США (сталепродукты, провода, цветные кинескопы, фармапрепараты, фотопленка, чипы памяти dram — и т.д.), причем по одному из това­ров — чипам dram имеется решение ВТО о несо­ответствии действий США антидемпинговым правилам. В общем объеме экспортных отгрузок РК в США указанные товары составляют около 10%.

В то же время американцы настойчиво требуют от Сеула принятия мер по открытию рынков стро­ительных работ, кинопродукции, мяса, отказа от господдержки производителей стали. Так, в феврале 1999 г. РК посетили две американские торговые делегации с требованиями об увеличении квоты импорта мяса из США, снижения тарифов на не­го, изменения системы продажи импортного мяса внутри страны. Переговоры проходили жестко, корейская сторона ответила отказом на все требо­вания, несмотря на угрозы со стороны американцев передать этот вопрос на рассмотрение ВТО (что они и сделали по окончанию переговоров).

Признавая слабость своих позиций и аргумен­тации, корейские официальные лица не сомнева­ются в том, что решение ВТО будет неблагоприят­ным для Республики Корея. Однако арбитраж позволит ослабить давление американцев (рассмотрение таких дел в ВТО длится 15 мес. и столько же времени разре­шается затем готовиться к введению решения в действие) до января 2001 г., когда Корея будет обязана открыть рынок с/х продукции для импорта по принятым перед ВТО обязательствам. [1, c.230-231]

Товарная структура экспорта и импорта.

Ситуация с экспортом и импортом Республики Корея продолжает определяться кризисными явлениями, наблюдавшимися на протяжении 1998 и начала 1999 гг. Негативное влияние на местных производителей и экспорте­ров оказывают завышенный курс национальной валюты по сравнению с долларом, высокая стоимость креди­та, низкий внутренний спрос, неблагоприятные внешнеэкономические факторы.

Вместе с тем, стабилизация финансового поло­жения и увеличение положительного сальдо тор­гового баланса РК в 1999 г. позволяют говорить о создании предпосылок для улучшения ситуации в экспорте. Рост мировой экономи­ки, падение цен на сырьевых рынках наряду с ме­рами правительства РК по снижению процентных ставок, контролем над инфляцией и валютным курсом, осуществляемая государством программа реструктуризации основных отраслей промыш­ленности также должны способствовать увеличе­нию объемов производства и увеличению экспор­та. [2, c. 214]

Автомобилестроение.

Отмеченное в 1999 г. рез­кое сокращение спроса на предметы длительного пользования, привело к падению на 48,7% объе­мов продаж автомобилей на местном рынке. При этом парк малолитражных автомобилей (объемом двигателя до 800 куб. см), покупателям которых предоставлялись дополнительные налоговые льготы, увеличился с 6,4 до 24,1%. Незначитель­ный рост экспорта автомобилей в 1998 г. не смог компенсировать потери, вызванные сужением внутреннего рынка. Увеличение доли в экспорте малолитражных и, соответственно, дешевых авто­мобилей также повлияло на сокращение поступ­лений от экспорта. В результате в 1999 г. объем экспорта автомобилей из РК сократился на 29,9%. Средняя загрузка производственных мощ­ностей в автомобилестроении не превышала 49,9%.

1998 г. для автомобилестроения стал периодом структурных преобразований — «Дэу Моторс» приобрела компанию «Санъён Моторс», а «Хёндэ Моторс» выиграла тендер на право покупки кон­трольного пакета акций обанкротившейся «Киа Моторс».

Меры правительства РК по поддержке автомо­билестроения не дали ожидаемых результатов из-за массовых увольнений (свыше 30 тыс.чел.), ох­вативших эту отрасль, а также банкротств мелких и средних компаний, выпускающих комплектую­щие для автомобильных гигантов.

В 2001 г. местные эксперты ожидали увеличе­ние спроса на продукцию автомобилестроения на 16% (870 тыс. автомобилей). Этому, по их мне­нию, должен способствовать рост внутреннего потребления во второй половине года. Экспорт автомобилей в 2001 г. должен возрасти на 6%.

Судостроение.

С началом экономического кри­зиса в РК портфель заказов у южнокорейских су­достроителей значительно уменьшился. Это объ­яснялось сложностями с предоставлением иност­ранным заказчикам гарантий первоклассных бан­ков в отношении возврата кредитов, что явилось результатом падения индекса кредитоспособнос­ти РК. В январе 1999 г., впервые за всю историю юж­нокорейского судостроения, объем новых заказов был равен нулю. Однако последовавшая девальва­ция воны и жесткая ценовая конкуренция, а также агрессивная маркетинговая стратегия южноко­рейских компаний позволили увеличить портфель заказов (он составил 80% от объема прошлого го­да). В октябре 2000 г. имевшиеся заказы позволяли за­грузить южнокорейские верфи работой на 2 года. В на­иболее благоприятной ситуации оказались круп­ные судостроительные компании, мелкие и сред­ние фирмы, испытывающие трудности с получе­нием кредитов, а также в условиях низких миро­вых цен на суда, не смогли обеспечить себя доста­точным количеством заказов.

В 2001 г. ожидался рост заказов на новые суда (примерно на 10%), чему будут способствовать сильная йена и стабилизировавшийся обменный курс корейской воны. Доля южнокорейских судо­строительных компаний в общемировом портфе­ле заказов также должна возрасти. В 2000 г. объем производства судов в РК и, соответственно, их экс­порт увеличатся в среднем на 2,3% по сравнению с 1999 г., достигнув в 7,5 млрд. долларов.

Бытовая электроника.

Производство бытовой электроники в РК в 1999 г. возросло на 6,6%. Од­нако объем продаж большинства товаров этой группы (телевизоров, видеомагнитофонов и др.) из-за падения покупательной способности насе­ления сократился на 40-60% (в 1999 г. стиральных машин было продано на 40% меньше, чем в 1997 г., холодильников — на 9%).

Экспорт электротехнических изделий в 1999 г., даже в условиях девальвированной воны, сокра­тился на 13% (телевизоров — на 22%). Вместе с тем экспорт микроволновых печей и холодильни­ков увеличился на 6% и 0,7% соответственно. Со­кратились объемы экспорта южнокорейской бы­товой электроники в странах ЮВА, СНГ и Лат. Америки. А экспорт этой категории товаров в США возрос в 1999 г. на 23% (видеомагнитофонов и микроволновых печей на 60 и 30% соответствен­но).

В период экономического кризиса южноко­рейские компании прилагали максимум усилий для диверсификации рынков сбыта, усовершенст­вования маркетинговых технологий. Особо агрес­сивная политика проводилась на рынках Ближнего Вос­тока и Северной Америки, что вызвало антидемпинго­вые меры со стороны США (они касались корей­ских телевизоров высокой четкости изображения и проекционных телевизоров).

В первой половине 1999 г. ожидалось увеличе­ние экспорта бытовой электроники, за которым должно последовать увеличение её производства. Вместе с тем, такие факторы, как высокие цены на импортные комплектующие, финансовая неста­бильность развивающихся рынков и низкие цены на электронику на мировом рынке (особенно про­изводимую развивающимися странами), будут оказывать сдерживающее влияние. С учетом этого южнокорейские товаропроизводители концент­рируют усилия на экспорте высокотехнологичных товаров (например, цифровых электробытовых приборов) на рынки развитых стран.

В 1999 г. не ожидается увеличения спроса на бытовую электронику и в самой РК, поскольку новые виды товаров (цифрового формата) пока лишь начали появляться на рынке.

Производство полупроводников.

В июне 1998 г. экспорт полупроводников сократился на 27,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдуще­го года. В последующем тенденцию к снижению экспорта этой категории товаров удалось перело­мить, и общий объем поставок полупроводников по итогам года сократился лишь на 3,2%. Произ­водство полупроводников увеличилось в 1999 г. на 35,4%, стоимость «чипов» (DRAM) на протяже­нии того года продолжала оставаться на низшей отметке, отмеченной в июне. Эти обстоятельства, а также неясные перспективы мирового рынка полупроводников вынуждают южнокорейские компании сокращать (почти на треть) объемы ин­вестиций в производство полупроводников как внутри страны, так и за рубежом — три основные производителя полупроводников в РК были вы­нуждены сократить объемы производства из-за низких мировых цен на выпускаемую продукцию.

Невысокая норма прибыли в этой отрасли вы­нуждает южнокорейские компании идти также на реструктуризацию производств, особенно с уче­том того, что цены на продукцию падают быстрее, чем затраты на ее производство. Повышенные за­траты в этой области связаны, в первую очередь, с удорожанием (в долларовом эквиваленте) аренды взятого в лизинг импортного оборудования. В данных условиях компании пытаются привлечь дополнительные заемные средства из-за рубежа и избавляются от ряда производств, которые стано­вятся мало конкурентоспособными. Правительст­во призывает южнокорейские компании скон­центрироваться на профилирующих производст­вах. Речь, в частности, идет о слиянии полупро­водниковых производств компаний «Хёндэ» и «Эл-Джи». В случае их объединения новая компа­ния станет вторым крупнейшим производителем полупроводников в мире после компании «Сам-сунг».

Отмечается усиление давления со стороны иностранных конкурентов на южнокорейских производите­лей полупроводников. В ход идут антидемпинго­вые меры, угрозы задержать предоставление тран­шей, обещанных РК в рамках стабилизационной программы МВФ, и т.д. В сент. 1998 г. США ввели высокий антидемпинговые пошлины на «чипы» компаний «Хёндэ» и «Эл-Джи». Не исключено, что примеру США последуют европейские и дру­гие страны.

В 2000 г. в области производства полупровод­ников началось оживление (рост на 13,3%). При этом экспорт должен увеличиться на 13,7% (из-за массового распространения в мире программы Windows XP и спроса на ПК с процессором Pen­tium III).

Южнокорейским компаниям вряд ли удастся достигнуть объемов экспорта прежних лет. Этому будут препятствовать затоваривание на рынке по­лупроводниковой продукции, «сужение» азиат­ских рынков в результате экономического кризи­са. Однако спрос на современные виды продук­ции неуклонно растет.

Телекоммуникационное оборудование .

Объемы продаж упали на 10-20% (поставки телефонных станций и компьютеров на 50% и 35% соответст­венно). Было отмечено увеличение спроса лишь на мобильные телефоны и сопутствующее обору­дование (на 40%). Экспорт телекоммуникацион­ного оборудования из РК сократился в 1999 г. на 4,8% при одновременном снижении экспортных цен. Вместе с тем экспорт мобильных телефонов вырос в 1998 г. почти на 60%, главным образом на американский рынок.

В 1999 г. прогнозировалось увеличение производ­ства телекоммуникационного оборудования, в первую очередь мобильных телефонов. Однако на самом деле, темпы роста оказались невелики из-за ограниченных возможностей внутреннего рынка. Основным ка­тализатором здесь стал экспорт телекоммуника­ционного оборудования стандартов GSM и CDMA. Рынок телекоммуникационного оборудо­вания РК начиная со второй половины 1999 г. стал полностью открытым для иностранных конкурентов.

Компьютеры.

Ситуация на рынке компьютеров РК в 1998 г. оставалась сложной. Так, объем экс­порта компьютерных мониторов, которые явля­лись основным товаром, поставляемым за рубеж, сократился в ценовом выражении почти на 30% (несмотря на увеличение объемов поставок). Сре­ди производителей ПК «на плаву» остались лишь крупные компании — в основном те, которые пе­реключились с производства компьютерных мо­ниторов на выпуск жестких дисков и CD-ROM. Многие компании в поисках выхода из кризисной ситуации создавали СП (за счет продажи части своих акций иностранцам) по производству мо­бильных телефонов.

В 1999 г. местные производители связывали надежды на увеличение объемов продаж с ростом экспортных поставок высокоскоростных перифе­рийных устройств, увеличением спроса со сторо­ны частного сектора и государства, а также с ди­версификацией сбытовой сети за рубежом. Ожи­дается рост объемов производства на 16,7% по срав­нению с прошлым годом, экспорта на 15,6% (до 5,9 млрд. долл.), рост внутреннего потребления — на 18,6% (до 2,7 млрд. долл.).

Общее машиностроение.

Несмотря на то, что в этой области в 1999 г. прогнозируется увеличение объемов производства и экспорта, докризисные показатели в ближайшем будущем вряд ли будут достигнуты — низок уровень загрузки производ­ственных мощностей, простаивает оборудование стоимостью 20 трлн. вон).

При условии, что азиатские страны сумеют в какой-то степени преодолеть кризисные явления в экономике, появится возможность увеличить в 1999 г. объем экспорта продукции общего маши­ностроения РК до 8,9 млрд. долл., что на 3,8% больше показателей прошлого года.

Сталелитейная промышленность.

Поставки на внутренний рынок холоднокатаной стали в 1998 г. сократились на 60,1%, металлоконструкций — на 56,1%, стальных труб — на 46,1%. Благодаря зака­зам со стороны судостроительных компаний, по­ставки листового железа сократились лишь на 4,5%. Производство стали в РК в 1998 г. уменьши­лось на 0,4%. Банкротство таких сталелитейных компаний, как Hanbo Steel и Hwan Young Steel, привело к сокращению выпуска практически всех видов металлоизделий за исключением листового железа. Загрузка производственных мощностей в южнокорейской металлургии в 1998 г. в среднем не превышала 85%. Сокращение производства стали в РК было обусловлено также общемировой тенденцией к снижению объемов производства в этой области. В марте 1998 г. Япония начала сокращать объемы производства стали в целях поддержания цен, ее примеру последовали Россия, Индия, страны ЮВА, некоторые европейские страны. Не стала исключением и РК. Несмотря на падение спроса на металл со сто­роны азиатских стран и Японии, экспорт стали из РК в 1998 г. увеличился на 47%, что было связано с девальвацией воны. Однако рост поставок южно­корейской стали встретил жесткое противодейст­вие со стороны правительств США и стран Евро­пы, которые рассматривают возможность приме­нения антидемпинговых процедур по ряду пози­ций южнокорейского экспорта (нержавеющая сталь, горячий прокат, холоднокатаная сталь).

В 2001 г. в сталелитейной промышленности РК дальнейший спад производства маловероятен, по­скольку потребление стали основными отраслями промышленности растет (за год потребление должно увеличиться на 5,2%). Экспорт стали со­кратится в 1999 г. на 13,6% по сравнению с про­шлым годом.

В 2000 г. ожидается сокращение поставок стали на внутренний рынок на 3,7% (будет произведено 38 млн.т., на 2,9% больше объемов прошлого го­да).

Нефтехимическая промышленность .

В 1998 г. спрос на продукцию нефтехимической отрасли на внутреннем рынке РК сократился на 15-35% (в основном нате виды продукции, которые находят применение в автомобилестроении, строительстве и производ­стве электротехнических изделий). Основными рынками сбыта нефтехимии стали США и Европа. Несмотря на сокращение экс­портных цен, доходы нефтехимических компаний РК в 1998 г. продолжали оставаться стабильными, чему способствовали такие факторы, как низкие цены на сырую нефть, выгодный для южнокорей­ских компаний обменный курс воны и возросшие объемы экспортных поставок. Увеличившийся спрос на продукты нефтехимии со стороны КНР и сокращение поставок на мировой рынок нефтехи­мической продукции из РК, Японии и Тайваня позволили поддерживать мировые цены на отно­сительно высоком уровне. После сокращения объемов производства в 1998 г. степень загрузки производственных мощностей в этой отрасли не превышала 80%.

В 2002 г. спрос на продукцию нефтехимичес­кой отрасли на внутреннем рынке РК будет расти. Однако объемы производства и экспорта останут­ся ниже уровня прошлых лет из-за отсутствия но­вых инвестиций в эту отрасль в 1998 г. и усилив­шейся конкуренции на мировом рынке нефте-химпродукции. В первом полугодии 1999 г. объем экспорта возрос на 4,8% (до 3,4 млн. т.), а во втором полугодии — несколько сократился из-за роста потребления на внутреннем рынке. РК в 1999 г. планирует импортировать продукции нефтехима в объемах прошлого года, на 28 млрд. долл.

Текстильная промышленность .

В 1998 г. произ­водство текстильных изделий в РК сократилось на 9,1%. объем продаж упал на 1,8%, 10,3% произве­денной продукции остались нереализованными.

Производство готовой одежды в 1999 сократилось на 24,9%, поставки — на 26%, объ­ем нереализованной продукции составил 9,6%. Сокращение объемов экспорта тканей — одной из главных статей южнокорейского экспорта -повлияло на общее сокращение экспорта текс­тильных изделий (на 6,6%). Вместе с тем, экспорт готовой одежды из РК увеличился на 14,9% (лучший показатель с 1990 г.). Основными рынками сбыта одежды южнокорейского производства стали США и Европа. [1, c.233 – 236; 10, 11; 6$ 12]

Таблица №2

Товарная структура экспорта (млн. Вон)

Годы

Наименования

1988 1992 1996 2000
Автомобильная промышленность 6257 8647 11098 14345
Судостроение 4347 6547 5241 4652
Компьютеры - 3547 14657 35487
Полупроводники - - 20419 49654
Телекоммуникационное оборудование - - 15789 37217
Машиностроение 4752 6417 8147 13494
Металлургия - 5797 5273 4179
Нефтехим. продукция - 3281 5176 6217
Текстиль 6730 10054 - -
Промышленность 9731 14327 18743 21460

Источник: [9, c. 93]

Анализируя таблицу, можно прийти к выводу, что в настоящее время южнокорейский экспорт во многом зависит от мирового спроса на полупроводники и телекоммуникационное оборудование. Начиная с 1994 спрос в данных секторах неуклонно растет, что связано с бурным развитием компьютерной индустрии. По данным с 1996 по 2000 годы экспорт товаров данной категории увеличился чуть больше чем в два раза. В то же время экспорт судостроения и металлургии имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Положительное сальдо внешней торговли Южной Кореи в ноябре 2000г., по предварительным данным, сократилось по сравнению с октябрем на 28% до самого низкого с июля уровня в 932 млн. долл. Сокращение, которое продолжается 2-й месяц подряд, связывают со спадом экспорта в связи с уменьшением спроса на компьютерные чипы и банкротством автомобилестроительной фирмы Daewoo Motor Co. Экспорт уменьшился на 1,9% до 15,1 млрд. долл., а импорт вырос на 0,7% до 14,2 млрд. долл.
Ожидается дальнейший спад экспорта в связи с замедлением экономического роста в США и соответствующим сокращением спроса на южнокорейскую продукцию. [3, c. 361]

Реализуя политику диверсификации международного рынка, Южная Корея уже экспортирует свои товары в 159 стран.

Таблица №3

География экспорта (в %)

1994 1995 1996 1998
США 26% США 19% США 17% США 17%
Япония 17% Япония 14% ЕС 13% Япония 9%
ЕС 14% ЕС 13% Япония 12% Китай 9%
Гонконг 7%
Тайвань 4%

Источник: [12]

США продолжают оставаться главным потребителем южнокорейских товаров, хотя их позиции в 1998 г. по сравнению с 1994 заметно снизились (с 26% до 17%), что было связано с перенасыщением рынка полупроводников и телекоммуникационного оборудования. Вторым, после США, главным импортером продукции Республики Корея остается Япония (1998 г – 9%). В конце 90-х Китай, Тайвань и Гонконг стали третьими по значимости импортерами южнокорейских товаров, что связано с бурным развитием экономик этих стран, в то же время страны ЕС утратили свои позиции.

Таблица №4

География импорта (в %)

1994 1995 1996 1998
Япония 26% Япония 24% США 22% США 22%
США 24% США 22% Япония 21% Япония 18%
ЕС 15% ЕС 13% ЕС 13% Китай 7%
Саудовская Аравия 3%
Австралия 2%

Источник: [12]

Начиная с 1996 г. основным экспортером товаров в Республику Корея стали США (22% из общего объема импорта). Япония утратила свои лидирующие позиции в данном секторе, хотя удерживала первое место в течение ряда лет (94-95 26 и 24% соответственно). В 1998 году третьим по объему импорта корейских товаров стал Китай, потеснив страны Европейского Союза. Как и прежде, основными статьями импорта для Южной Кореи остаются сырьё, материалы и оборудование для экспортного производства и продовольствие.

Начиная с 90-х гг., Корея значительно расширила список импортируемых товаров, на ввоз которых можно получить автоматическую лицензию. В результате круг товаров, на которые были сняты импортные ограничения, резко увеличился. Сегодня почти на весь импорт промышленных товаров (99,9%) можно получить автоматическое разрешение, что ставит Корею в один ряд с большинством индустриально развитых стран Запада.
Общий уровень либерализации импорта достиг в 1992 г. 98,1% приблизившись к показателям многих развитых стран. В настоящее время из общего количества в 10417 наименований товаров, перечисленных в корейском импортном классификаторе, только на 196 нельзя автоматически получить лицензию. [6]

Таблица №5

Товарная структура импорта РК (млн. вон).

1988 1992 1996 2000
Продовольствие 2290 2945 3130 -
Сырье и материалы 7749 11345 - 14864
Минеральное топливо 5986 9344 12932 16056
Овощи 175 218 284 -
Химические продукты 6272 7345 - 8179
Машиностроение и транспорт 18242 25690 28287 31540

Источник:[9, c. 94]

Из анализа таблицы видно, что основными товарами, которые импортирует Корея, являются: машины, станки, нефть, сталь, удобрения, зерно, текстиль. Доля минерального топлива в структуре импорта страны увеличилась в 3 раза (с 5900 до 16000), а машиностроения почти в 2 раза (с 18000 до 32000).

Несмотря на то, что Корея является крупным импортером сельскохозяйственной продукции, ее сельскохозяйственные рынки очень чутко реагируют на любое иностранное участие. В Корее, так же как и в США, ЕС и Японии, сельскохозяйственная политика зачастую приводит к возникновению социальных и политических проблем, что затрудняет либерализацию этой отрасли. Если в результате импорта произойдет внезапное падение цен на продукты питания отечественного производства, экономическое положение местных фермеров осложнится самым серьезным образом, а нарушение существующего баланса цен может таить потенциальную опасность для корейского общества.

Роль ПИИ в развитие экспорта страны.

В Республике Корея прямые иностранные инвестиции определены как корпоративная деятельность иностранцев по приобретению права прямого участия в управлении предприятиями через покупку акций или предоставлению долгосрочных займов.

Основными целями привлечения ПИИ являются: повышение конкурентоспособности страны, развитие внешней торговли и экспорта, стимулирование занятости, получения доступа к высоким технологиям. Начиная с января 1960 г., когда был принят «Законодательный акт о привлечении иностранных инвестиций», и до недавнего времени политика по привлечению сводилась, в основном, к расширению сфер для инвестиций, упрощению инвестиционных процедур, сокращению налогов и предоставлению различных стимулов и льгот иностранным инвесторам.

В феврале 1997 г. правительство Республики Корея приняло к исполнению «Закон о ПИИ и привлечению иностранных инвестиций», который придал более универсальный характер внутреннему инвестиционному законодательству и сделал его более соответствующим международным нормам.

Главные функции по контролю за надлежащим осуществлением ПИИ были возложены на министерство Финансов и Экономики, которое контролирует операции с иностранной валютой и отвечает за общие вопросы, относящиеся к ПИИ.

К иностранным инвесторам были причислены физические лица, имеющие иностранное гражданство, юридические лица, образованные на основе иностранного законодательства, а также корейские граждане, проживающие за рубежом.

Минимальный размер ПИИ был определен в 50 млн. вон в один проект. В случаях, когда несколько иностранных инвесторов осуществляли совместные инвестиции, доля каждого из них не должна была быть не менее 25 млн. вон. При последующих инвестициях их размер мог быть ниже вышеупомянутого минимального уровня.

Как общее правило, доля иностранного участия (ПИИ) должна была превышать 10%. Если иностранный инвестор непосредственно участвовал в управлении предприятием, то доля его акций в капитале данной компании могла быть менее 10%.

Компания с иностранным капиталом может привлекать инвестиционные займы в любом объеме. Эти займы должны использоваться для импорта средств производства. Компании с иностранным капиталом, занимающиеся производственной деятельностью, могу получать займы в размере 50% от общего объема инвестиционных средств, но не более 10 млн. долларов, для использования их в соответствующих целях.

Иностранным инвесторам в Республики Корея также предоставлены различные льготы и гарантии на перевод вложенных средств и дивидендов за границу. Предприятия с иностранным капиталом рассматриваются как внутренние предприятия и, следовательно, имеют право на налоговые освобождения и льготы, предусмотренные «Законом о контроле за налоговыми освобождениями и льготами», такие, как освобождение от подоходного налога, уменьшение суммы таможенных платежей или их отмена, освобождение от ряда налогов.

Кроме того, в Республики Корея были созданы свободные экспортные зоны – специальные промышленные районы, где предприятия с иностранным капиталом могли создавать склады и производства, собирать или обрабатывать продукты для экспорта, используя ввезенные беспошлинно сырье и полуфабрикаты. Процедура предоставления налоговых и таможенных льгот была упрощена.

Правительство Южной Кореи определило 25 промышленных районов, которые предлагают различные стимулы инвесторам. Эти районы не являются свободными от налогообложения, но при инвестициях в местную промышленность предприниматели могут приобретать или арендовать по низким ценам производственные мощности и объекты инфраструктуры.

В начале 1998 г. правительство решило осуществить ряд мер, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и прозрачности их административной деятельности. Принятые меры разрешали иностранцам приобрести порядка 80 высоколиквидных компаний в Корее с номинальной стоимостью 2 трлн. вон. Принятые поправки были направлены на либерализацию и открытию финансовых рынков для ПИИ.

Тем не менее, несмотря на принятые меры по привлечению ПИИ, инвестиционный климат в Республике Корея остается менее благоприятным, чем в других странах Азии. Это объяснялось, в большей степени, укоренившейся административной и социальной практикой, чем обстоятельствами: наличием большого количества разнообразных административных норм, регулирующих ПИИ, недостаточной эластичностью рынка рабочей силы, предвзятым отношением к иностранным корпорациям. В результате многие иностранные инвесторы склонны занимать выжидательную позицию и не спешить вкладывать средства в Республику Корею, хотя некоторые иностранные компании оценивают долгосрочные экономические перспективы Южной Кореи как положительные. [1, c. 244-251]

С приходом к власти нынешней администрации в Республике Корея начался процесс реформирования всех сфер экономики, в том числе в области финансов. Реформы в финансовой области, осуществленные в целях привлечения ПИИ, включали следующие меры: отмену «валютного коридора»; снятие ограничения на рост процентных ставок; увеличение допустимого предела совокупного иностранного участия в акциях южнокорейских компаний с 10 до 55% и индивидуального предела с 7 до 50%; отмена ограничения на операции с государственными, специальными и корпоративными облигациями.

География южнокорейских инвестиций характеризуется следующими данными:

Таблица №6

Страны 1990 1994 1996 2000
Япония 43% 45% 47% 44%
Северная Америка 30% 34% 31% 29%
Европа 15% 12% 14% 16%
Другие страны 12% 9% 8% 11%

Источник: [9, c. 242]

Южная Корея располагает незначительными природными ресурсами, поэтому ПИИ в основном вкладываются в обрабатывающие и сферу обслуживания и лишь незначительная доля их участвует в добывающих отраслях.

Размещение ПИИ в сфере обслуживания почти полностью определено правительственной политикой, которая разрешает их лишь в особых условиях. В частности, в целях стимулирования туризма были созданы особо льготные условия для размещения ПИИ в гостиничном бизнесе.

Таблица №7

Распределение ПИИ по отраслям, за период 1990-2000.

Отрасли Доля в общем объеме ПИИ, в %
1990 1994 1996 2000
Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство 2 2 2 2
Горнодобывающая промышленность 1 1 1 1

Обрабатывающие отрасли:

  1. Пищевая
  2. Текстильная и швейная
  3. Химическая
  4. Фармацевтическая
  5. Производство удобрений
  6. Металлургия
  7. Машиностроение
  8. Бытовая электроника
  9. Телекоммуникации
  10. Полупроводники

82

6

3

6

4

1

7

12

24

11

8

86

4

2

5

3

1

6

16

21

15

13

83

5

3

7

3

1

4

13

16

14

17

80

3

2

5

4

1

4

17

13

11

20

Сферы обслуживания:

  1. Банковская
  2. Строительная
  3. Гостиничное дело

15

2

4

9

11

2

3

6

14

2

4

8

17

3

4

10

Всего 100 100 100 100

Источник: [5, c. 45 и 9 c. 244]

Из анализа таблицы видно, что основные потоки иностранных инвестиций направлены на обрабатывающие отрасли. Бурное развитие с середины 90-х сфер полупроводников и телекоммуникаций привлекает инвесторов (1990 19% ; 2000 – 31%). Направление ПИИ в обрабатывающие отрасли также тесно связано с промышленной политикой Южнокорейского правительства. На начальном этапе индустриализации ПИИ направлялось в отрасли, производящие удобрения, нефтепереработку и химическую промышленность, чтобы замещать импорт сырья и материалов. В настоящее время сделан акцент на инвестиции в производство полупроводников, телекоммуникационного оборудования, машиностроения и бытовой электроники, сфер составляющих более 75% всего южнокорейского экспорта. Именно благодаря своевременной поддержки иностранными инвесторами вышеперечисленных секторов корейской промышленности удалось в кратчайшие сроки оправиться от последствий валютно-финансового кризиса в странах Азии 1997-1998 гг. и опередить темпы роста докризисной торговли.

Торговые отношения Республики Корея с Россией.

Отношения с Россией - одно из важ­ных направлений политики Южной Кореи.

Торгово-экономические связи между СССР и Кореей стали осуществляться с конца 1988 г. (до этого торговля велась через фирмы-посредники из тре­тьих стран). Республика Корея заинтересована в получении из России сырья и полуфабрикатов с учетом взаимодополняемости экономических комплексов двух стран. Что касается российских интересов, то с уче­том имеющихся у Южной Кореи возможностей она может стать источником крупных капиталовложений в российскую экономику, а также поставщиком на российский рынок, прежде всего, в дальневосточ­ный регион современных техники и технологий. Центральным вопросом всего комплекса торгово-экономических отношений между Российской федерации и Республикой Корея является урегулирование задолженности России по предоставленным СССР южнокорейским кре­дитам. В январе 1991 г. Республика Корея предоставила СССР кре­дит в 3 млрд. долларов; использовано 1,5 млрд. долларов. Общая сумма российской задолженности (вклю­чая начисленные проценты) оценивается в 1,9 млрд. долларов. 10 июля 1995 г. было подписано Межправи­тельственное соглашение об урегулировании час­ти неоплаченной задолженности Внешэконом­банка СССР (в 450 млн. долларов.) путем поставок в Южную Корею российских сырья, гражданских вертолетов и прочей техники. Соответствующими российски­ми ведомствами и предприятиями-поставщиками осуществляется работа по реализации этого Со­глашения (выплачено 70% на января 1999 г.)

Правовой основой российско-южнокорейской торговли служит Торговое соглашение между Правительствами СССР и Кореи от 14.XII.90. В этой области двусторонние отношения в 1992-96 гг. развивались наиболее динамично.

Тем не менее удельный вес России в общем товарообороте РК не превышает 1,5%.

Таблица №8

Оборот млрд. $ Экспорт РФ в РК Импорт РФ из РК Сальдо ВТО
1993 г. 1,5 0,9 0,6 0,3
1994 г. 2,1 1,2 0,9 0,3
1995 г. 3,3 1,8 1,4 0,4
1996 г. 3,7 1,8 1,9 -0,1
1997 г. 3,3 1,5 1,8 -0,3
1998 г. 2,1 0,9 1,1 -0,2
1999 г. 1,7 0,9 0,8 0,1
2000 г. 2,2 1,2 0,9 0,3

Источник: [1, c. 261-268]

Анализ таблицы следует разделить на 2 этапа – до 1997-99 гг. и после. Начиная с 1993 внешнеторговый оборот между двумя стран неуклонно возрастал (1993 1,5 млрд. $, в 1996 – 3,7 млрд. $), что было обусловлено ростом экономических показателей в РК и России. В эти годы экспорт высокотехнологичного оборудования, компьютеров и автомобилей в Россию увеличился в несколько раз, что и отразилось на общей динамике. В это же время Россия продолжала наращивать поставки природного газа, угля и сырой нефти, при этом Корея по этим показателям вышла на 6е место по общему импорту сырья из России.

Пагубное влияние на развитие двухсторонней торговли оказал валютно-финансовый кризис в Азии и России 1997-1998 года. Объёмы внешней торговли сократились, по сравнению с докризисными, в 2 раза, что стало предметом межправительственной встречи 30 марта – 3 апреля 1999 года в Сеуле. Стороны договорились о дальнейшем увеличении сотрудничества в сфере торговли и увеличении товарооборота (2000 г. – 2,2 млрд. $).

Российский экспорт в Южную Корею остается преимуще­ственно сырьевым; основной удельный вес в его структуре занимают (в млн. долларов в 1999 г.): алю­миний и изделия из него — 121; мясо и филе мор­ских рыб и морепродукты — 89; капролактам — 84; металлолом черных металлов — 74; никель и изделия из него — 66.

Импорт из РК состоит, в основном, из готовых изделий; его ведущими статьями являются (в млн. долларов в 1999 г.): машины и механизмы — 87; морская буровая платформа — 79; цветные теле­визоры — 68; легковые автомобили и микроавто­бусы — 71; нефть и нефтепродукты — 64.

Динамика взаимного товарооборота в послед­ние годы сопровождается нарастанием ряда отри­цательных тенденций и проблем (недостаточные пропускные возможности российских дальневос­точных портов, высокие транспортные тарифы и нехватка у российских участников торговли ва­лютных средств для обслуживания импорта из Республики Корея и т.д.).

Основной причиной сокращения российского экспорта в РК и всего товарооборота в последние годы, помимо экономических трудностей в обеих странах, стали тарифные и нетарифные ограниче­ния, введенные корейской стороной по некото­рым российским товарам. Потери российских экспортеров от подобных односторонних дейст­вий Кореи по двутавровым балкам, карбонату на­трия, электротехнической стали и др. составили, как минимум, 250-300 млн. долларов.

Правовой основой российско-южнокорейского инвестиционного сотрудничества является Со­глашение между Правительствами бывшего СССР и Южной Кореи о поощрении и взаимной защите ин­вестиций от 25.XII.90, предусматривающее взаим­ное предоставление сторонами национального режима инвесторам из обеих стран на территории друг друга. Важным документом, определяющим условия двустороннего инвестиционного сотруд­ничества, является Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 16 ноября 1992 г.

Правительство Южной Кореи, формально заявляя о рав­ных условиях инвестирования для южнокорей­ских фирм в России по сравнению с третьими странами, на практике продолжает строго контро­лировать их, сдерживая инвестиционные усилия местных компаний под разными предлогами, в частности, ссылаясь на политическую нестабиль­ность и экономический кризис в РФ. На капита­ловложения в РФ до сих пор не распространяется система государственного страхования и кредитования, в связи с чем южнокорейские компании вынуждены продвигать свои про­екты в России «на свой страх и риск» или страхо­вать их по завышенной ставке, что удорожает се­бестоимость и делает многие проекты нерента­бельными.

Южнокорейские деловые круги по-прежнему сохраняют скептическое отношение к инвестиро­ванию в России, ссылаясь на весьма обремени­тельный налоговый режим, несовершенство зако­нодательной базы в нашей стране. Реализацию крупнейших инвестиционных проектов корей­ская сторона увязывает с предоставлением ей рос­сийской стороной беспрецедентных налоговых, таможенных и других льгот, выходящих за рамки действующего в России законодательства.

Совместный комитет по вопросам торговли , (Министерство торговли РФ, председатель Российской части — Р.Ф. Пископпель, замминистра). Создан в соот­ветствии с протоколом от 02.VI.94 между МВЭС и Министерства торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи. Последнее, III заседание комитета состоялось 21-23 апреля 1999 г. в Москве. На заседании достиг­нуты договоренности по широкому кругу вопро­сов восстановления и дальнейшего увеличения объёмов российско-корейского товарооборота (пересмотр корейской стороной по нашей прось­бе антидемпинговых мер в отношении отдельных российских товаров, установление сотрудничест­ва в области борьбы с незаконными финансовыми и валютными операциями, использование потенциала дальневосточных регионов России для рас­ширения двустороннего сотрудничества, вступле­ние России в ВТО).

По прогнозам, торговый оборот между Россией и Южной Кореей к концу 2002 года достигнет 3.5 миллиардов долларов. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Касьянов, открывая переговоры с премьер-министром Южной Кореи Ли Хан Доном. После кризисов, постигших Россию и Корею в 1997-1998 годах, двум странам удалось восстановить нормальную торговлю, считает М. Касьянов. В 2000 году двусторонний торговый оборот составлял $2.2 млрд., а за 9 месяцев 2001 года он составил $2.2 млрд. По мнению премьер-министра РФ, Россия и Корея имеют потенциал для активного развития экономического сотрудничества. Этому, в частности, должен способствовать первый в истории визит в Россию южнокорейского премьер-министра, проходящий в дни 10-летия установления дипломатических отношений между Россией и Кореей. [http://www.infoport.ru]

Заключение.

На основе выполненной работы можно выделить и сформулировать основные положения и выводы.

Не вызывает сомнения, что роль и место внешних экономических связей должны измениться, тем более что возможности для дальнейшего экстенсивного роста экспорта уже практически исчерпаны. Прошло время для опережающих темпов либерализации внешнеэкономических связей. На первый план выходят такие направления, как обеспечение необходимого уровня защиты внутреннего производства, содействие развитию экспорта наукоемкой продукции и услуг, защита интересов южнокорейских участников ВЭД на внешнем рынке.

Необходимо также предусмотреть определенное ужесточение системы государственного регулирования ВЭС, не входя при этом в противоречие с принятой в мире практикой и с общим курсом на либерализацию.

Необходимо в максимально сжатые сроки отладить и механизм применения традиционных мер антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также защитных мер. Весьма важно также в короткий срок упорядочить ввоз необлагаемых практически никакими налогами товаров, поставляемых в рамках так называемой неорганизованной торговли.

В то же время не исключено, что в условиях нынешнего кризиса корейского производства могут понадобиться и более кардинальные решения, предусматривающие введения на период структурных преобразований целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внутренних производителей и создающих для сбыта их продукции льготные условия.

Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части внешнеторговой деятельности нашла отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере исходит прежде всего из необходимости решения триединой задачи: развития экспорта и совершенствования его структуры; защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, главным образом с помощью экономических методов.

Среди основных мер, предусмотренных в области внешней торговли РК, необходимо выделить принятые программы развития экспорта и развитие системы кредитования и страхования экспорта, разработку процедуры введения защитных мер, отвечающих правилам и нормам ВТО, снижение экспортных контрактов и валютного контроля и введения на этой базе единой государственной системы внешнеторгового и валютного контроля и учета.

Вместе с тем уже сейчас становится ясно, что вышеперечисленные пункты программы отнюдь не обеспечивают реализацию всего комплекса задач, стоящих перед внешнеэкономическими связями на сегодняшнем этапе. Они лишь намечают основные пути начала движения. Конкретные механизмы пока лишь обозначаются. В случае же их оптимальной отработки внешнеэкономическая сфера может стать реальным, весомым фактором перестройки корейской экономики, восстановления и роста ее производственного потенциала после валютно-финансового кризиса 1997-98 гг. и террористических атак на США в 2001 г.

В модели экономического развития Республики Корея ориентация на удовлетворение потребностей внешнего рынка занимает центральное место. Для стимулирования экспортоориентации были предприняты различные меры, например создание специальных организаций по содействию экспорта, изменение курса обмена в пользу экономического производства, освобождение фирм, производящих продукцию для экспорта, от налогов и выдача им субсидий и кредитов на льготных условиях.

В процессе развития экспортного производства произошли радикальные перемены в самом составе товарного экспорта и в структуре национальной экономики. В целом наблюдается тенденция уменьшения удельного веса первичной и обрабатывающей продукции, соответственно увеличения доли продукции отраслей тяжелой промышленности.

2001 год показал что рост южнокорейского экспорта находится под угрозой. Мировой экономический спад продолжается, вследствие внезапных террористических атак в Нью-Йорке 11 сентября. В настоящее время, правительство страны предпринимает огромные усилия, чтобы исправить негативную ситуацию во внешней торговле страны и не допустить ее ухудшения.

Список использованной литературы:

  1. Андрусенко, Кравченко – «Аналитический справочник Полпред». – Москва. «Пик Винити», 1999 – 515с.
  2. А.Г. Мовсесян - «Мировая экономика» г. изд. «Финансы и статискика» - 2001 – 364 c.
  3. Т. Грис - «Мировая экономика, экономическая интеграция, глобализация рынков», С-Пб., 2001 – 428 с.
  4. В.К. Ломакин – «Мировая экономика» - Москва, 1998 – 428 c.
  5. З.М. Окрут, Фам За Минь – «Модель экономического развития Южной Кореи» - Москва. «Финансы и статистика», 1992 – 95 с.
  6. Кобицкий - "Коpея: сегодня и завтpа" - Москва, 1994.
  7. Наумов Д.А. - «Статистический справочник - страны мира» - Москва 1999.
  8. Погорлецкий – «Экономика Зарубежных стран» - С-Пб. «Издательство Михайлова В.А.», 2000 г. – 491 с.
  9. Wontack Hong - “Trade and growth, A Korean perspective”, Seul, SongBow Korea, 1998 г. – 274 с.
  10. “Korean overview” //”Korea Newsworld”, 2001 12 – стр. 14-17.
  11. “Semiconductors” //“Korea IT revolution”, 1999 3 – стр 4-8.
  12. Аналитические материалы корейского культурно-информационного центра. (Г. Москва. Ул Марксистская д 34, п. 3, эт. 3)