Главная              Рефераты - Политология

Прогнозирование миграционных процессов в России - реферат

ВВЕДЕНИЕ

Современная демографическая ситуация представляет собой довольно сложную и разнообразную картину. Это в значительной степени вызвано вопросами демографического характера: падение рождаемости, рост смертности, старение населения, увеличение числа миграционных потоков. Однако процесс миграции не является ни беспричинным явлением, ни раз и навсегда данной реальностью, поскольку она имеет свои причины. Миграция как процесс существует с древнейших времен, меняются только её причины, периодичность, направленность и что самое главное на мой взгляд это её последствия.

История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.

В связи с этим актуальна работа по исследованию прогнозирования миграции как процесса и последствий миграционных процессов в России, а также особенностей прогнозирования процессов миграции в РФ. Для того чтобы избежать негативных последствий , которые может принести миграция и использовать её преимущества необходимо представлять возможные последствия миграции, т.е. попытаться её спрогнозировать и быть готовым к её последствиям. Очень много здесь зависит от существующих программ, от их направленности, от того как они реализуются на практике.

Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Существует необходимость в более четком контроле государственных органов за миграционными процессами протекающими на нашей территории. Россия должна извлекать из неё максимум пользы и стараться сгладить все отрицательные моменты. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Объектом изучения данной курсовой работы являются миграционные процессы, а предметом – государственное управление и регулирование миграционных процессов.

Целью работы является прогнозирование миграционных процессов в России и разработка направлений по регулированию миграционных процессов в РФ. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1) расмотреть теоретические аспекты современных миграционных процессов в РФ;

2) дать характеристику миграционных потоков;

3) выявить последствия миграционных процессов;

4) разработать направления по регулированию миграционных процессов в РФ.

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РФ

1.1 Понятие и классификация миграции

Несмотря на все возрастающий интерес к миграции населения, до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единого подхода к формулировке этого понятия. [15,c.39] Миграция – относительно новое слово в русском языке. Даже в Толковый словарь Ушакова оно включено с пометкой «научн.» - как специальный термин, не свойственный обиходной речи. И действительно, это слово применялось в основном только в ученых кругах, хотя явление, которое им обозначается, широко распространено в жизни общества. [10,c.34] В отечественной литературе насчитывается около 40 определений понятия миграция, но из всего многообразия формулировок выделяется одно, сформулированное Л.Л.Рыбаковским в 1987 г., которое довольно прочно устоялось не только в научной, но и в учебной литературе.

Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему. [15,c.39]

В зависимости от того, обменивается ли данная территория населением с другими, различают открытое и закрытое население. Примером открытого населения может служить населения любого района или города. Абсолютно закрытым является только население всего земного шара. В прошлом закрытым было население многих изолированных районов, отдельных островов и даже целых континентов. Социально – экономический прогресс разрушил замкнутость отдельных территорий, но все же и сейчас население многих стран с незначительным объемом внешней миграции практически близко к закрытому.

Миграция населения – сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.

При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков.

1) в зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.

Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы. Она в свою очередь делится на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан в XIX – XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран – Италии, Испании, в другие – Германию, Францию и т. д.)

К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т. п. Основными типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и межрайонная миграция.

2) по временным признакам миграцию делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

Безвозвратная миграция связана с окончательной сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить миграция из села в город.

Временная миграция предполагает переселение на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный срок, что обычно связано с работой в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые районы (например, для работы по контракту на несколько лет).

Сезонная миграция включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды года, например в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом – в курортные районы и т. д.

Маятниковая миграция - это регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

3) важное значение имеет классификация миграций по причинам. Среди главных причин миграции населения следует упомянуть экономические и социальные, которые часто трудно разделить (переселения в поисках свободных сельскохозяйственных земель, работы, более высоких доходов, переселение с целью перемены образа жизни – сельского на городской, приобретения более высокого социального статуса и т. д.). Немалую роль играют также политические (бегство от расовых, религиозных притеснений), военные (эвакуация, депортация) и прочие причины.

4) по формам реализации миграция делится на общественно-организованную, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью, и неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких – либо учреждений.

5) в зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него, миграция делится на добровольную и принудительную. [1,c.161]

1.2 Современная миграционная ситуация в РФ

Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно – политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной общественно – политической, экономической и санитарно–эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. [2,c.21] За прошедшие 10 лет в Россию из стран СНГ и Балтии переехало более 8,6 миллиона переселенцев. [6,c.30] Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами.

Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой половине 90-х годов, постепенно снижается.

Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Сохраняются проблемы социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев.

Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в РФ, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. [2,c.22] Только 1 миллион 600 тысяч мигрантов из стран СНГ и Балтии получили статус беженца или вынужденного переселенца. [6,c.30] Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и Россия.

Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри РФ. Это вызвано несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.

Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики.

Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.

Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.

По прогнозу, начиная с 2006 года, ожидаются значительные изменения в структуре населения, будет сокращаться численность населения трудоспособного возраста – основного источника формирования трудовых ресурсов.

Потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из государств – участников Содружества Независимых Государств. В этой ситуации актуальной проблемой для российского общества является формирование установок толерантного сознания.

В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации. [2,c.22]

Таким образом, единого подхода к формулировке определения миграции до сих пор не существует. В зависимости от изучаемого признака, выделяют внешние, внутренние, временные, маятниковые, сезонные, социальные, экономические, добровольные, принудительные, общественно-организованные и неорганизованные миграции. Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

Глава 2 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

2.1 Основные характеристики миграционных потоков

К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков, можно отнести интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения.

Выйдя на международную миграционную сцену в конце 80х годов, Россия превратилась в активного участника мировых миграционных процессов, выступая одновременно в качестве крупного принимающего центра, страны выезда и транзита мигрантов. Учитывая более стабильное экономическое положение РФ по сравнению с соседями по СНГ, ”прозрачность” ее границ и абсолютное уменьшение численности россиян, можно предположить, что наша страна надолго останется принимающей стороной.

Очевидно, что решение социальноэкономических задач, стоящих перед Россией, и реализация ее геополитических интересов в современном мире обусловливают необходимость проведения всесторонне обоснованной миграционной политики. Ее непосредственная цель обеспечение ежегодного притока мигрантов, без чего невозможна стабилизация численности населения, поддержание трудового потенциала страны на достаточном уровне, обеспечение обороноспособности. Выполнение этих задач предполагает не только прием прибывающих ”самотеком” временных и постоянных мигрантов будущих граждан России (в частности, из стран ближнего зарубежья), но и привлечение в страну лиц, обладающих определенными социальными параметрами и профессиональными характеристиками.

Известно, что к середине XXI в. в сопредельных с Россией азиатских государствах численность населения превысит 2 млрд. человек. Концентрация многомиллионных армий безработных в этих странах может существенно изменить геополитический климат, вызвать мощную миграционную экспансию, на которую придется реагировать, в том числе гарантируя прибывающим людям реализацию прав, соответствующих международным нормам и обязательствам. При этом Россия должна умело направлять миграционные потоки и использовать их в собственных национальных интересах .

Исследования, проведенные в странах СНГ, показали, что до 2011 г. из Казахстана может выехать 20% проживающих там русских, из Узбекистана 500 тыс. Что касается Украины, то, по оценкам, численность трудовых мигрантов, ориентированных на Россию, составит 11,5 млн. человек (примерно половина из них этнические русские). В целом же численность ежегодного притока русскоязычных мигрантов из стран ближнего зарубежья до 2011 г., по прогнозам, составит около 3 млн. человек.

Проблема внутренней и внешней миграции для российского общества приобретает все большее

значение. Ее негативнотревожный характер можно объяснить как жизненным опытом россиян, так и влиянием СМИ (ведь известно, что актуальность той или иной проблемы для граждан может определяться как реальными обстоятельствами, так и искусственно сформированными например, непроверенными фактами, обнародованными в печати, и т.п.). В любом случае важно добиваться достоверности информации.

Разброс оценок численности мигрантов, в частности трудовых, очень велик: общее количество незаконных трудовых мигрантов в России варьирует от 1,5 млн. до 15 млн. человек. К тому же существует целый комплекс нерешенных методических вопросов, связанных, к примеру, с вычленением трудовых мигрантов из общей численности иностранных резидентов, выделением среди незаконных мигрантов занятых и незанятых трудовой деятельностью, оценкой их правового положения.

Сложность получения достовернных данных о численности трудовых мигрантов во многом связана с тем, что подавляющая часть иностранных граждан, работающих в России, приезжает с целью получения временной занятости. К тому же до последнего времени серьезной проблемой оставалось получение регистрации, поэтому на законных основаниях в России работало не более 10% их общей численности.

Рисунок 2.1 Распределение трудовых мигрантов из разных стран по продолжительности работы в России (2008г)

Принятые в прошлом году решения значительно облегчили процедуру регистрации, но о результатах такого рода либерализации судить пока рано.

Для получения более достоверной оценки общего числа мигрантов можно воспользоваться двумя способами подсчета. Вопервых, путем суммирования оценок, производимых в регионах РФ. Итоговая численность мигрантов, рассчитанная таким образом, находится в пределах 3,2 - 3,9 млн. человек. Примерно треть из них концентрируется в столице и двух автономных округах (ХантыМансийском и ЯмалоНенецком), то есть в регионах, резко выделяющихся по уровню экономического развития и доходам населения. Четверть приходится на 21 субъект Федерации, относительно более развитые в экономическом отношении; 4045% на 43 субъекта Федерации со средним или ниже среднего уровнем развития; около 2% на 21 депрессивный регион2 . Во-вторых на основе учета потоков мигрантов из государствдоноров. Здесь возможно проведение выборочных обследований семей мигрантов, анализ данных переписей населения, балансов трудовых ресурсов и т.д.

Количество мигрантов, постоянно присутствующих в течение года на отечественном рынке труда, рассчитывается как сумма численности различных категорий мигрантов (постоянно занятых, сезонных и работающих кратковременно), взвешенных по длительности их пребывания в России. Данный показатель характеризует усредненную величину занятых в стране постоянно в течение года (по нашей оценке, это около 3,2 млн. человек).

Судя по результатам исследований, мигранты реально конкурируют с россиянами в ряде сегментов рынка труда. Сегодня в отдельных регионах значительная часть рабочих мест занята мигрантами: от 50% в Москве до 30% в других регионах. Эти рабочие места уже стали чисто мигрантскими, то есть ”зарезервированы” за ними на долгие годы; остальные ”отвоевываются” в конкурентной борьбе с местным населением.

Хотя известно, что большинство мигрантов занято на непрестижных работах и в тех сферах занятости, куда россияне не идут, тем не менее немало фактов, когда они ”отнимают” рабочие места у местного населения, поскольку соглашаются на меньшую зарплату. Во всяком случае, мигранты, особенно при работе без регистрации или без заключения полноценного трудового договора (предусматривающего медицинскую страховку и другие социальные гарантии), зачастую оказываются привлекательными для работодателей, которые заинтересованы в минимизации расходов на оплату труда. Такая ситуация способствует снижению общего уровня оплаты труда в стране.

По данным репрезентативного обследования Аналитического центра Ю.Левады в июле 2005 г., 35% респондентов из числа россиян отметили, что они негативно относятся к притоку мигрантов, так как последние занимают рабочие места, где могли бы работать местные жители, а каждый пятый потому что мигрантам меньше платят и они сбивают оплату труда местного населения.

Можно утверждать, что в российском обществе ”мигрантофобия” явление, достаточно распространенное и слабо зависящее от региональной специфики. Негативное отношение к мигрантам в первую очередь обусловлено этническими предубеждениями. Много приезжих или мало мигранты все равно вызывают тревогу. В среднем по стране почти треть населения отрицательно относится к представителям определенных национальностей, хотя, по мнению специалистов, мигранты в сфере занятости занимают только те ниши, которые им добровольно уступают ”аборигены”. Так, русская молодежь не хочет работать на стройке, конвейере, торговать на рынке5. Заниженный уровень оплаты в строительстве и на промышленных предприятиях, слабая механизация тяжелых и опасных работ, естественно, не привлекают молодежь (тем более что вопросы трудовой и профессиональной ее ориентации надолго оказались забытыми и государством, и общественностью). Престижными стали главным образом ”легкие” управленческие профессии. Между тем стране нужна разносторонняя кад ровая структура. Очевидно, что вопросы балансировки трудовых ресурсов требуют внимания со стороны государства, особенно если иметь в виду размеры страны, разнообразие отраслей, природно-климатических и социальноэкономических условий.

Снижение внимания государства к освоению районов Крайнего Севера и Дальнего Востока обернулось крупномасштабной внутренней миграцией, зафиксированной в переписи населения. Эти регионы потеряли от 10% до 60% своего населения, которое переезжает на территории с более теплым климатом: в южных и западных субъектах РФ отмечается существенный прирост населения. Помимо климатических условий, важнейшим ”аргументом” в пользу переселения остается возможность трудоустройства.

Участвовавший в парламентских слушаниях на тему привлечения иностранной рабочей силы заместитель директора ФМС РФ М.Тюркин подчеркнул, что в сложившихся сложных демографических условиях Россия как никогда нуждается в притоке трудовых мигрантов. К сожалению, в страну иммигрируют главным образом малоквалифицированные работники из низших социальных слоев общества. Причем с каждым годом усиливается крен в сторону увеличения миграционных потоков из Китая, Турции стран с весьма далекими от российских образом жизни и менталитетом. По мнению демографов, эти тенденции опасны с точки зрения социальной и национальной стабильности.

Соответственно, приоритетами миграционной политики должны стать меры по привлечению в страну соотечественников и иммигрантов из стран с близкой России культурой, в первую очередь из СНГ. Сегодня разрабатываются методические документы по созданию международной электронной биржи интегрированного рынка труда. Декларирован ряд мер по упрощению соответствующих процедур, помогающих сократить нелегальную миграцию. Тем не менее для работодателя проще и выгоднее взять бесправного нелегала. Власти же с каждым годом уменьшают число иностранцев, которые могут получить легальное разрешение на право временного проживания.

В 2008 г. такое разрешение выдадут всего лишь 108 тыс. иностранцев, тогда как в 2007 г. квота составляла 205,6 тыс. человек, в 2006 г. 439 тыс. То есть ежегодно на протяжении последних трех лет она уменьшалась фактически вдвое. На 2007 г. в составе общей квоты для Москвы выделено 60 тыс. приглашений, для Московской области 17,7 тыс., для СанктПетербурга 16,4 тыс. Наибольшее число трудовых мигрантов должно приехать в Читинскую область 18,8 тыс. человек, на Сахалин 15 тыс.,в Хабаровский край 15 тыс., Амурскую область 13 тыс. человек.

Безусловно, Россия могла бы принимать больше людей, но для этого нужны значительные материальные и интеллектуальные ресурсы. Решение этого вопроса нельзя откладывать, поскольку по мере сокращения численности россиян через несколько лет она сможет принять и ”переварить” намного меньше мигрантов, нежели теперь. Если процесс пустить на самотек, то никакой нормальной интеграции не получится. Не следовало бы в этом смысле повторять ошибки европейских стран, которые, принимая большое количество выходцев из азиатских или африканских стран не справляются с задачей их социализации. Приезжие начинают жить своими анклавами в бедных при городах, не интегрируются, а воспроизводят социальные и культурные образцы поведения той страны, из которой приехали. Более того, они проявляют определенную агрессивность по отношению к европейской культуре: именно в этой форме выражается их социальноэкономическая неудовлетворенность и протест.

Но есть и положительные примеры. Немало иммигрантов нормально интегрируется. Отличаясь цветом кожи или разрезом глаз, они становятся людьми французской или немецкой культуры, полноправными гражданами принимающих стран, служат в армии, работают в правоохранительных органах. Необходимо определиться в принципе, а потом испробовать различные подходы к приему и интеграции мигрантов, не стремясь слишком ”зарегулировать” эти процессы. Нельзя все решать в кабинетах, надо накопить какойто опыт, постепенно отобрать лучшее, отсеяв худшее .

Любые действия со стороны властей различного уровня, направленные на ужесточение процедуры въезда в Россию мигрантов, встречают в настоящее время одобрение со стороны большей части общества. К сожалению, приходится констатировать, что миграция может стать еще одним фактором общественного раскола, проявляющегося на уровне отношений не только между коренным населением и приезжими, но и между российскими гражданами.

Ясно, что в стране, где долгое время воспитывалось вполне определенное отношение к эмигрантам, а иммиграция практически отсутствовала, нужна широкая информационнопропагандистская работа на государственном уровне. Необходимы и реальные меры, способные гибко корректировать миграционные потоки, имея в виду, что сегодня наша страна сталкивается со значительными структурными потерями населения. Большая часть покидающих родину россиян имеет высокий профессиональный уровень, а мигранты, как правило, либо неквалифицированны, либо теряют при переезде свой социальный статус и возможность работать по специальности. Такой ”баланс” отрицательно влияет на качество трудовых ресурсов. Отсутствие ясной и последовательной миграционной политики это тоже политика, причем самая худшая из возможных. [ 18,с.41 ]

Схематично можно обозначить следующий ряд уже апробированных в других странах мер и последовательность их применения.

1) развернуть обсуждение в СМИ, в первую очередь по общероссийскому и региональному телевидению, проблем переселенцев.

2) создать общероссийский «Фонд солидарности» для всенародной поддержки переезда переселенцев, их обустройства и трудоустройства. Фонд с таким названием существовал в послевоенной ФРГ, пополнялся каждым гражданином страны в соответствии с его доходом. Из него беженцам выдавались льготные кредиты для строительства жилья, обеспечивалось их социальное страхование, включая помощь в случае безработицы. Он стал реальным фактором сплочения нации и самоутверждения обездоленных переселенцев.

3) создать законодательную базу и нормативную базу, четко регулирующую права и обязанности репатриантов и вынужденных переселенцев, внести необходимые дополнения в Конституцию страны, утвердив принцип «национальной солидарности». Достаточно сказать, что такой закон был принят в ФРГ в мае 1953 года и на долгие годы определил статус беженцев, уравняв их в правах с остальными немцами, ан основе их принадлежности к одному народу, предусмотрев по возможности компенсацию понесенного ими ущерба. В дальнейшем были приняты и другие законы подобной направленности. Во Франции в связи с вынужденным возвращением французов из бывших колоний всего за 4 месяца был разработан и обсужден закон о репатриации, утвержденный генералом де Голлем 26 декабря 1961 года. В Конституции Французской республики записано, что «нация провозглашает солидарность и равенство всех французов перед лицом национальных бедствий». А в первой статье закона о репатриации провозглашено: «Французы, находящиеся под угрозой вследствие политических событий или вынужденные покинуть территорию, где они проживали и которая прежде находилась под суверенитетом, протекторатом или опекой Франции, могут рассчитывать на помощь государства на основании национальной солидарности… Эта помощь заключается в комплексе мер, направленных на включение французов-репатриантов в экономическую и социальную жизнь нации».

4) разработать комплекс мер, побуждающих государственные и частные банки, финансово-инвестиционные фонды, страховые компании, благотворительные фонды и производственные предприятия оказывать переселенцам на льготных условиях материальную и финансовую помощь на долгий срок (на возвратной основе в течение 10-25 лет). Например, во Франции государство воздействовало на все банки, включая частные, с целью побудить их предоставлять репатриантам льготные (до 25 лет) ссуды. [1 5 ,c.185]

2.2 Последствия международной миграции кадров

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.

Последствия для принимающих стран

О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х гг. докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах — тоже иммигранты. В конце 90-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платят налоги в размере более 90 млрд долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долл. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Так, в конце 90-х гг. 23% всех ученых в США в области естественных и точных наук были иммигрантами.

Другим ярким примером преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны может служить Израиль. Проводя целенаправленную политику на привлечение евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.

Последствия для стран-доноров

Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, греки, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям. Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.

Важным позитивным последствием для стран-доноров являются доходы от эмиграции, т.е. денежные переводы эмигрантов в свои страны. В некоторых странах они достигают довольно значительных величин. Так, масштабы этих доходов составили в середине 90-х гг. для Бангладеш — 4% ВВП, для Ямайки — более 5, для Пакистана — более 3, для Шри Ланки — 6,2%. По имеющимся оценкам, перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд долл., что составило 16% ВВП страны.

Последствия для России

С учетом изложенного опыта следует относиться и к проблемам внешней миграции в России. Прежде всего, не надо преувеличивать вероятные масштабы трудовой миграции из нашей страны. Она будет ограничиваться как административно-законодательными мерами потенциальных принимающих стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран достаточно высокий уровень безработицы (7—10%), что резко усиливает конкуренцию на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур) оказывается ниже профессиональных стандартов западных стран.

Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства ученых и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. человек (ученых — 4,5 тыс. человек). Доля выехавших из страны ученых за 1985—1997 гг. составила не менее 2—3% от их общего числа, что не превышает размеры выезда ученых из большинства развитых стран. Однако в отдельных областях науки процент уезжающих гораздо выше. Усиление этой тенденции может привести к серьезным отрицательным последствиям для отечественной науки.

Несмотря на возможность оттока за рубеж части наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных рабочих), чрезмерных поводов для алармизма нет. Во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем за границей. Во-вторых, если страна переходит к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные условия для продажи своей рабочей силы. Выход состоит в подъеме экономики страны, росте заработной платы. Разумеется, в нынешней ситуации государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических механизмах процесса международной миграции рабочей силы страны (социальная и консульская защита, налоги, финансовое и транспортное обеспечение, юридическая подготовка), соответствующих интересам как выезжающих российских граждан и их семей, так и страны.

Серьезные последствия имеет для России процесс иммиграции (репатриации) из стран ближнего зарубежья. Приезд в Россию миллионов этнических россиян и представителей других национальностей из бывших советских республик требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих мест. Особенно это касается вынужденных мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации) и вынужденных переселенцев (лиц, являющихся гражданами Российской Федерации). Их число с начала регистрации (в 1992 г. — вынужденных переселенцев и в 1993 г. — беженцев) возросло до 1,2 млн человек (данные за 1998 г.). В условиях продолжающегося экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов из стран — членов СНГ представляется весьма затруднительным. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что именно приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Кроме того, приток трудоспособного и весьма образованного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как это происходит и в других странах-реципиентах.

Наряду с созданием соответствующих финансовых и экономических условий в стране необходимо законодательное регулирование миграционных процессов, заключение соответствующих межгосударственных соглашений со странами — членами СНГ, политическая и социальная поддержка этнических россиян, проживающих в этих странах.

Наиболее сложной с точки зрения последствий для России проблемой является нелегальная иммиграция иностранных граждан. По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тыс. человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появления инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.

2.3 Условия повышения эффективности трудовой миграции

Международная трудовая миграция, посредством которой происходит перераспределение трудовых ресурсов, является немаловажным элементом современной мировой экономики. Для нашей страны вопросы трудовой миграции, установления гармоничных отношений между мигрантами и гражданами Рф в последнее время приобрели особое значение в силу расширения притока иностранной рабочей силы., обоснованность привлечения которой в первую очередь связана с сокращением численности трудоспособого населения и кадровым дефицитом.

Согласно прогнозу Минздравсойразвития, к 2020 г. Кадровый дефицит в России может достичь 22 млн. человек. По данным Росстата, за период с 2009г по 2026 г общая численность населения РФ сократится почти на 5 млн. человек: с 141,76 млн. до 137,05 млн. человек.

По состоянию на конец ноября 2008 г. Численность экономически активного населения нашей старны составила 76 млн. человек (53% от общей численности населения); с января по ноябрь 2008 г. По причине естественной убыли численность ее постоянного населения уменьшилась на 113,3 тыс. человек, и лишь увеличившийся миграционный прирост ( на 64%) компенсировал эти потери.

Однако увеличение миграции сопровождается, к сожалению, и негативными последствиями, связанными с усилением напряженности на рынке труда и некоторым ухудшением межнациональных отношений. В значительной степени это обусловлено феноменом нелегальной миграции, противодействие которой 38% россиян рассматривают в качетве одного из приорететов миграционной политики.

По оценкам AVC? В 2008г. Количесвто иностранных граждан, работающих в Россиии на законных основаниях, превысило 3 млн. человек; приблизительно 8 млн. мигрантов въехали на территорию нашей страны нелегально. Эти люди не могли устроиться на работу официально, а значит, пополняли теневой рынок труда, функционирующий в том числе, за счет использования дешевой нелегальной рабочей силы.

Для минимизации потока нелегальной миграции на федеральном уровне начиная с 2008 г. ФМС России реализует программу «Пртиводействие незаконной миграции». Согласно плановым показателям на 2008 u/AVC должно было быть проведено 2450 тыс. проверок. Начата работа по созданию Государственной информацтонной системы миграционного учета.

Проблема нелегальной миграции остается особенно острой для Москвы, посокльку значительная часть нелегальных мигрантов оседает в столице, где уровень безработицы низкий. По данным проверок, проведенных в 2202г. На московских предприятиях, соотношение легальных и неоегальных мигрантов составляло 1:15. В 2002-2003 г. Только 25% мигрантов имели письменный контракт на работу, 75% заявили, что условия работы оговаривались устно, 74% получали зарплату «черным налом». Трудность контроля за нелегальной миграцией связана с готовностью «гостей» участвовать в неформальной экономике, «дающей … прибыль и возможность снивелировать претензии к ним со стороны государственных органов».

С 2007 г. разрешение на работу в столице получили 260 тыс. гастарбайтеров, при том, что легально в город приехали 1,8 млн. трудовых мигрантов. По состоянию на октябрь 2008 г. в Москве на миграционнм учете сосотояло 7 млн. человек; на законнорм основании трудовую деятельность осуществляли 1,6 млн. мигрантов, то есть в столице гастарбайтеров было в 7 раз больше, нежели предусматривалось официальной квотой.

С 2007 г. в Москве вопросами оптимизации объемов и структуры миграционных потоков занимается ГУ «Московский центр трудовогообмена», который создан по распряжению Правительства Москвы и является единственной упольномоченной организацией по трудоустройству иностранных граждан в столице. Одним из ключевых направлений деятельности ГУ МЦТО явялется привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы.

Успешность адаптации мигрантов в значительной степени зависит от устойчивости граждансокй самоидентификации, толерантности к преставителям других наций. Именно уважение и толерантность являются важными элементами нравственной культуры, которой необходимо стать «… краеугольным камнем всей социальной конструкции…» российского социума.

Необходимость формирования толерантного отношения к представителям других наций в целях предотвращения столкновений на национальнорй почве стала особенно актуальной после событий в Кондопоге. Согласно опросу 2006 г. 32% от общего числа респондентов (по Москве и Санкт- Петербургу – 72%) отметили случаи реальных столкновений на национальной почве; прогнозируют вероятность будущих столкновений 57% от общего числа опрошенных (по Москве и Санкт-Петербургу – 89%).

Наиболее продуктивным способом воспитания у россиян лояльного отношения к приезжающим является поддержка той части мигрантов, которая ориентирована на полдучение российского гражданства и может предостваить значительный демографический, трудовой и даже интеллектуальный потенциал для нашей страны.

Большую роль в интеграции мигрантов, стремящихся влиться в российский социкм, может сыграть разъяснение важности использования этого ресурса для отечественной экономики (что уже осознает 21% респондентов, рассматривающих миграцию в качестве положительного явления. А также поддержка идеи гармоничного соединения культурно-исторического наследия различных наций, обеспечивающих формирование культурной ценности социкма как системы взаимообусловленных и соподчиненных элементов.

Данные мероприятия будут способствовать предотвращению формирования обособленных социальных групп, построенных по этническому признаку, и, следоввательно, минимизирует возможность конфликта на этнической почве, наносящих вред социальной стабильности.

Представляется, что повышение соцтально-экономической эффективности миграции в России может быть достигнуто за счет:

1) сокращения потока нелегальной миграции;

2) наличия федеоальной системы регулирования миграционных потоков с учетом темпов экономичсекого развития, региональных, отраслевых и профессиональных потребностей;

3) усиление контроля за соблюдением миграционного и трудового законодательства;

4) проведение адаптационных и интеграпционных мероприятий, в том числе: изучение русского языка, традиций горм общежития, превичное ознакомление с основными требованиями действующего законодательства и последующеее оказание правовой помощи ( в частности, за повышение уровня правовой защищенностимигрантов в 2008г. высказались 14% респондентов); содействие сощзданию культурных центров;

5) формирование толерантного отношения между мигрантами и постоянно проживающим населением;

6) формирвоание среди мигрантов устойчивой потребности в следовании одобряемой модели поведения; ужесточения мер наказания за пропаганду идей, разжигающих межконфессинальную и меж национальную рознь;

7) гармоничного соединения национального культурно-исторического наследия стран – донор с культурно – историческим наследием России. [ 4,с.36 ]

Глава 3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МИГРАЦИННЫХ ПРОЦЕССОВ В РФ

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

1) в области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории России

- совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории России, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;

- активизация договорного процесса с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств;

- усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;

- повышение ответственности руководителей организации независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников;

-предоставление соответствующим федеральным органам исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России и о порядке приобретения гражданства российской Федерации4

- расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и оп другим вопросам в области регулирования миграционных процессов;

- обеспечение прав иммигрантов и контроль за соблюдением ими своих обязанностей, содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;

- реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания.

2) в области создания условий для интеграции вынужденных мигрантов в России установление квот распределения по субъектам РФ лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации

- разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов;

- создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов, их интеграции на рынке труда, вступления на профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- развитие взаимопонимания между местным населением и переселенцами, обеспечение гармоничного сочетания прав и интересов граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, создание социально-экономических условий для выполнения международных обязательств Российской Федерации по приему лиц, ищущих временное убежище на территории российс4кой федерации, разработка и реализация специальных программ по их культурной и языковой адаптации;

- создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях обустройства вынужденных мигрантов;

- государственная поддержка в приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Россию в условиях чрезвычайных обстоятельств, обеспечение сбалансированности национального рынка труда с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан РФ;

- создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов, разработка механизма управления расселением иммигрантов по территории страны, исходя из интересов социально-экономического развития регионов, с учетом потребности региональных рынков труда и демографической ситуации;

- привлечение иммигрантов на временной и постоянной основе в соответствии с обоснованной потребностью субъектов РФ;

- разработка мер по содействию адаптации иммигрантов и интеграции их в российское общество;

- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными объединениями.

3) в области вхождения Российской федерации в международный рынок труда и регулирования экономической миграции обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблем трудовой миграции путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранных работников в целях защиты российского рынка труда, а также обеспечения права российских граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест в Российской Федерации

- соблюдение работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, а также в трудовых договорах (контрактах);

- противодействие нелегальной трудовой иммиграции и контроль за уровнем оплаты труда иностранных работников;

- проведение комплексных проверок законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, их трудовой деятельности, соблюдения ими налогового законодательства;

- совершенствование нормативной правовой базы в области трудовой эмиграции российских граждан;

- создание и обеспечение условий для упорядочения трудоустройства российских граждан за границей, обеспечения их социальной и правовой защиты;

- стимулирование возвращения в Россию эмигрантов, выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь квалифицированных специалистов;

- создание в Российской Федерации системы поддержки в приоритетном порядке квалифицированных специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и спорта.

4) в области создания условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания в Российской Федерации и временно находящихся на других территориях страны

- участие государства в процессе их возвращения, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ;

- обеспечение в районах их прежнего проживания необходимых социально-экономических условий жизнедеятельности путем восстановления и развития экономики и социальной сферы;

- обеспечение их безопасности при возвращении в места прежнего проживания;

- предоставление полной и объективной информации о ситуациях в местах их прежнего проживания.

5) в области поддержки и развития взаимоотношений с соотечественниками за рубежом содействие контактам и регулярным встречам на основе семейных связей

- развитие приграничного сотрудничества, в том числе осуществление совместных экономических и культурных проектов, обеспечение соотечественникам приоритета при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, учебы, а также при реализации инвестиционных проектов;

- содействие улучшению социально-экономического положения соотечественников путем заключения Российской Федерацией с государствами их проживания соответствующих международных договоров.

6) в области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников

- обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;

- разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;

- определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;

- разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;

- государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;

- развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;

- использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

- оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы расселения на территории РФ.

7) в области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации

- восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;

- стимулирование миграции населения РФ, а также граждан государств – Участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы России;

- проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.

8) в области содействия добровольному переселению соотечественников из государств – участников Содружества Независимых государств и государств Балтии

- содействие в получении необходимой информации об условиях переезда, возможности приема, обустройства и проживания в Российской Федерации;

- реализация международных договоров РФ по вопросам регулирования процесса добровольного переселения и защиты прав переселенцев, а также заключение аналогичных договоров с теми государствами – участниками СНГ и государствами Балтии, с которыми таких соглашений не имеется;

- разработка и осуществление комплекса мер по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии, а также лиц, имеющих право на получение в упрощенном или ином льготном порядке гражданства Российской Федерации;

- создание условий для получения молодежью, проживающей в государствах – участниках СНГ и государствах Балтии, образования в России. [2,c.24]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политические события последних десяти лет явились причиной возникновения на территории бывшего СССР конфликтных зон, что привело к возникновению массовой миграции. Масштабы и условия, в которых происходит миграция, порождают целый комплекс проблем, возможность решения которых уменьшается вследствие сложной социально-экономической ситуации в стране.

Приток мигрантов способствовал росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, криминализации обстановки в России. Усиление националистических и сепаратистских настроений в ряде случаев привели к столкновениям на межнациональной и межконфессиональной основе. Во всей совокупности миграционных проблем ключевыми являются проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к новым условиям, прежде всего к изменению этнического состава населения и следствиям этого процесса.

Прогнозы миграции более всего неопределенны, так как зависят не только от экономико-политического будущего России, но и от ситуации как на постсоветском пространстве, так и вне его.

Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья также носит в значительной степени этнический характер, хотя нельзя не отметить, что в последние годы доля русских в числе эмигрантов неуклонно повышается. С учетом этого прогноз выезда в дальнее зарубежье восполнен независимой экстраполяцией по трем странам (Германия, Израиль и США), а по другим странам — суммарно.

Как свидетельствуют данные статистики, Россия достаточно неохотно принимает представителей национальностей, не относящихся к народам и этническим группам Российской Федерации и тем более выходцев из других стран. Это объясняется и позицией общественного мнения, и геополитическими факторами. Хотя предполагается переход от ограничения миграции в Россию этих категорий мигрантов к регулированию иммиграции, весьма вероятно, что это произойдет не ранее 2010 г., когда начнется реальное сокращение численности населения рабочих возрастов. Можно ожидать что вместе с активизацией трудовой миграции Россия начнет принимать более широкий круг иммигрантов.

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бормотова, Т.Без мигрантов не обойтись/ Т.Бормотова//Человек и труд.-2008.-№3.-С.46.

2. Боярский, А.Я., Вишневский, А.Г. ,Залентей, Д.И. Курс демографии: Учеб. пособие / Под. Ред. проф. А.Я.Боярского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2005. –С. 391.

3. Буква Закона // Миграция и гражданство №3(6)/2006. –С. 21-26.

4. Горбачева, А. Условия повышения эффективности трудовой миграции/ А. Горбачева// Человек и труд.-2009.-№3.-С.36-38.

5. Егоров, А. Великое переселение продолжается. // Миграция и гражданство №1(4)/2006. –С. 4-5.

6. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 №4530-1 (ред. от 07.08.2000, с изм. от 24.12.2002). «Ведомость СНД и ВСРФ».

7. Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня №11/2007. – С.31-37.

8. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Стб. Унив. изд-во, 2003. – С.48.

9. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195 – ФЗ (ред. от 11.11.2003). Принят ГД РФ ФС РФ от 20.12.2001.

10. «Концепция регулирования миграционных процессов в РФ». Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 №256-1

11. Костаков, В. Миграции: беда или благо? // Экономист №2/2008. –С. 34-39.

12. Миграционный режим: нарушения и санкции // Миграция и гражданство №2(5)/2006. – С.21-23.

13. Миграционный поток и русло закона // Закон №11/2007. –С.105-107.

14. Российское гражданство: закон суров, но… // Миграция и гражданство №3(6)/2006. –С.2-3.

15. Спектор, А. Нужны ли России русские? // Наш современник №3/2004. –С.177-186.

16. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000 №867 (ред. 29.04.2002)

17. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232

18. Указ Президента РФ «О федеральной миграционной программе» от 09.08.1994 №1668(ред. от 13.06.1996)

19. Федотов, В.Россия- международный центр трудовой миграции/В. Федотов// Человек и труд.-2008.-№7.-С.41-44.

20. ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1 (ред. от 30.06.2003). СЗ РФ №43 ст. 4904.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Структура управления миграционными потоками в Российской Федерации