Главная              Рефераты - Политология

Политические партии 5 - контрольная работа

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………..3

1. Политические партии и партийные системы……………………………………………...4

1.1. Функции партии………………………………………………………………...5

1.2. Классификация политических партий………………………………………...7

1.3. Типология парий………………………………………………………………..8

2. Общественные организации как форма участия в политической жизни……………...13

Заключение…………………………………………………………………………………17

Список использованной литературы……………………………………………………..18

Введение

Формирование новой политической системы именно в том виде, в котором она существует сегодня, является следствием целого комплекса взаимосвязанных причин, имеющих корни еще в советском прошлом. Несмотря на очевидные успехи в ее построении на новой, демократической основе имеются и перспективы для дальнейшего совершенствования. В этом плане важнейшей задачей представляется содействие формированию институтов гражданского общества, где важнейшую роль играют политические партии и общественные объединения.

1. Политические партии и партийные системы.

В учебной, монографической, справочной литературе встречается более 200 определений и называется более 30 различных разновидностей партии. Это обусловлено сложностью вычленения наиболее сущностных характеристик партии.

Политическая партия (от лат. "партио" - часть, дело) - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве.

Традиционное определение партий связывается с избирательным процессом, выдвижением кандидатов, предвыборной борьбой, стремлением овладеть законодательной и исполнительной властью. Естественно, это определение уязвимо для критики - ведь партии существуют и при отсутствии выборов.

Партия владеет точным знанием будущего, путей и способов его достижения, способностью избавить человечество от эксплуатации, нищеты, неравенства и вражды, привести его к счастью.

Партия - мессия, считают последователи марксизма-ленинизма.

В Федеральном Законе Российской Федерации "О политических партиях", принятом Государственной Думой 21 июня 2001 года, дается следующее определение политической партии:

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Особо следует отметить юридическое определение партий . Оно регламентирует:

- политический статус и функции партии;

- постоянный характер деятельности;

- непременное участие в выборах;

- степень политического участия;

- уровень организации;

- возможности в сравнении с другими политическими институтами;

- число членов партии и даже название.

С точки зрения юридической не считаются партиями непостоянно действующие организации типа союзов избирателей, различных ассоциаций и т.п.

Важнейшей государственной процедурой, представляющей официальное признание партии, дающей ей государственную защиту, является регистрация. Пройдя официальную государственную регистрацию, партия получает право на участие в выборах, на налоговые льготы, государственное финансирование и т.п.

Наиболее важной характерной чертой партии, как политического института, отличающей ее от других общественных организаций, является стремление к власти.

Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

1.1. Более конкретно назначение партии проявляется в ее функциях.

Социальные функции партии :

- представительство, т.е. выражение определенных социальных интересов;

- обеспечение социальной интеграции, т.е. включение в политическую систему различных групп;

- смягчение, примирение конфликтных интересов;

- коммуникация между социальными группами и государством.

Теоретические функции партии :

- разработка стратегии и тактики;

- выявление, обоснование и формирование интересов различных социальных слоев и групп;

- анализ состояния и теоретическая оценка перспектив общества;

- уточнение и коррекция политической доктрины.

Идеологические функции партии :

- распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения;

- пропаганда своих программных целей и политики;

- привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии;

- социально-политическое просвещение.

Политические функции партии :

- борьба за власть;

- прямое или опосредованное участие в определении внутри- и внешнеполитического курса государства;

- подготовка альтернативных предложений (теневой кабинет);

- выполнение предвыборной программы;

- разработка и выполнение принципов отношений с другими партиями.

Организационные функции партии :

- реализация программных установок и решений;

- проведение избирательных кампаний;

- подбор кандидатов на выборные должности;

- подготовка кадров для правящей элиты;

- формирование правительства, руководства центральных и местных ведомств;

- формирование в парламенте партийной фракции или партийной оппозиции (для партии, проигравшей борьбу).

В Российской Федерации политическая партия должна насчитывать не менее 10 тыс. членов, а региональные отделения должны иметься более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации региональные отделения политической партии должны насчитывать не менее 100 членов партии, а в остальных - не менее 50 членов.

В структурном отношении партии представляют собой систему в которую входят:

· партийный аппарат;

· ядро партии;

· партийная масса;

· сторонники;

· способы связи аппарата и масс, партии и общества, партии и политической среды;

· создаваемые партией молодежные, женские, иногда военные организации.

1.2. Важную роль в исследовании политических партий играет их классификация.

Партии можно классифицировать по следующим основаниям:

По социальной среде деятельности:

- моносредные;

- промежуточные;

- всеобщие (универсальные).

По отношению к социальной действительности :

- революционные;

- реформистские;

- реакционные;

- консервативные.

По идеологической направленности доктрин:

- социал-демократические;

- коммунистические;

- либеральные;

- консервативные;

- конфессионные;

- монархические;

- националистические;

- фашистские (неофашистские).

По отношению к власти :

- правящие;

- оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные).

По политическому темпераменту :

- ультраправые;

- правые;

- правоцентристские;

- центристские;

- левоцентристские;

- левые;

- ультралевые.

По внутренней организации :

- с формальными принципами членства;

- со свободным членством;

- с сильной структурой;

- со слабой структурой.

По политическому статусу :

- мажоритарные;

- доминирующие;

- миноритарные.

1.3. Типология партий.

Классической и весьма распространенной является типология партий, предложенная М. Дюверже. Он выделяет кадровые и массовые партии.

Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством и опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, финансовую, экономическую элиту. В них доминируют парламентарии. Вследствие элитарного характера, они имеют, как правило, правый уклон и представлены либеральными и консервативными партиями. В качестве примера обычно приводят республиканскую и демократическую партии США.

Массовые партии возникли позже кадровых в связи с распространением всеобщего избирательного права, во многом на волне рабочего движения, как пролетарские партии.

Массовые партии характеризуются:

- многочисленностью;

- идеологической ориентированностью;

- преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности;

- наличием тесной связи между членами;

- сравнительно жесткой организацией.

Типология партий М. Дюверже была дополнена Ж. Блонделем. Он подразделял массовые партии на:

- представительные западного типа;

- коммунистические;

- популистские.

Р.- Ж. Шварценберг выделил среди массовых партий следующие модели :

- социалистическую;

- коммунистическую;

- фашистскую.

Американскими социолог С. Коэн по функциональным и организационным критериям выделил следующие типы политических партий:

1). Партии авангардного типа. Возникли в ходе развития рабочего движения.

Для партии этого типа характерны:

- повышенные требования к вступающим в партию;

- детальная регламентация деятельности;

- строгая определенность внутренней жизни;

- строгая партийная дисциплина и т.п.

Главный объект их политики - трудящиеся массы, их социальное просвещение, организация во имя торжества справедливости.

По мнению С. Коэна, придя к власти, подобная партия быстро становится частью административной системы, ее номенклатурой.

2). Партии, главная задача которых - выборы.

Подобные партии не имеют: фиксированного членства; партийных билетов; постоянных членских взносов (они формируются за счет добровольных пожертвований корпораций, частных лиц, общественных организаций и ассигнований из государственного бюджета). Как политические организации, они активизируют свою деятельность в связи с подготовкой и проведением выборов, поэтому, чтобы принадлежать к подобной партии, достаточно на выборах поддержать ее кандидатов.

Яркие примеры таких партий - две ведущие партии США - республиканская и демократическая.

3). Парламентские партии.

Их основные функции связаны с парламентской деятельностью:

- разработка стратегии и тактики избирательной кампании и предвыборной программы;

- изучение общественного мнения и выработка рекомендаций своим кандидатам;

- подбор и выдвижение кандидатов;

- решение технических и финансовых проблем предвыборной кампании;

- организация противодействия конкурентам;

- контроль за деятельностью избранных депутатов и т.д.

Характерные признаки таких партий:

- компактная организационная структура;

- постоянно функционирующие органы управления;

- возможность существования различных течений и даже фракций;

- сравнительная демократичность внутренней жизни;

- возможность влияния рядовых членов на политику партии и др.

4). Партия-община или партия-клуб.

Это массовая организация, объединяющая граждан не столько на основе какой-либо политической платформы, сколько на основе общности интересов.

К этой группе можно отнести:

- "зеленых" (экология);

- "синих" (борьба за улучшение социальной среды)

- объединения защитников исторических памятников;

- всевозможные ассоциации и клубы по интересам.

Политическую окраску партиям этой группы придают их действия в отстаивании своих интересов. Зачастую эти действия касаются напрямую политической сферы (парламентская борьба, лоббирование и т.п.).

5). "Карманные партии".

Это небольшие по численности организации, созданные, как правило, несостоявшимися лидерами и под "свою" программу. Главное направление их деятельности - реализация вождистских эгоистических устремлений.

Эти партии имеют немногочисленное руководство, прежде всего своего лидера, и не имеют строго определенной социальной базы.

Существуют и другие подходы и типологии партии.

Партии в своем функционировании, взаимодействии со средой образуют партийную систему.

Партийная система - это совокупность всех существующих и действующих в стране партий или совокупность партий, принимающих участие в осуществлении государственной власти.

Наиболее распространенной типологией партийных систем является классификация по количественному критерию:

- однопартийная;

- двухпартийная (бипартизм);

- многопартийная.

Однако эту классификацию можно сделать более подробной и выделить следующие партийные системы:

1). Однопартийная система в строгом смысле этого слова.

В такой системе:

- исключается даже номинальное существование других партий;

- партия взаимодействует с государством, сама становится частью государственного аппарата;

- исключается партийно-политическая оппозиция;

- партия, как правило, отличается строгой дисциплиной, многочисленностью и организацией.

Такие партийные системы характерны для авторитарных и тоталитарных режимов.

2). Фактически однопартийная система.

В этой системе:

- однопартийность замаскирована под многопартийностью;

- помимо руководящей, правящей партии, действуют несколько партий-сателлитов, реального влияния не имеющих;

- партия превращена в государственную; осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль со стороны правящей партии за деятельностью партий-сателлитов.

3). Формально многопартийная система.

Здесь ключевые позиции в политической жизни заняты двумя партиями, которые периодически сменяют друг друга у власти. Остальные партии участвуют в политической жизни, но реально претендовать на власть не могут из-за своей малочисленности.

4). Многопартийная система,

Функционирующая на государственном уровне. В этом случае существует устойчивая коалиция двух или более партий, сохраняющих союзнические отношения не только при участии в правительстве, но и в оппозиции.

5). Многопартийная система плюралистической ориентации.

Для партий этой системы характерны:

- самостоятельность в определении и проведении своей политики;

- тенденции к блоковой политике;

- самостоятельность в организации и проведении избирательных кампаний;

- исключение взаимного снятия кандидатур в ходе предвыборной борьбы в пользу потенциального победителя;

- самостоятельность в выработке и выделении программных требований и т.п.

Помимо количественного подхода к классификации партийных систем существуют и другие. Так, в зависимости от статуса партий, входящих в партийные системы и принимающих участие в управлении государством, они подразделяются на:

- мажоритарные (чаще всего двухпартийные);

- доминирующие;

- коалиционные.

Стабильность партийной системы зависит от устойчивой поддержки избирателей. А избиратели будут поддерживать курс той партии, которая удовлетворяет их интересы в экономической, политической и социальной сферах.

Но стабильность партийной системы зависит также от характера взаимоотношений, входящих в нее партии.

В качестве принципов взаимоотношений политических партий в демократических партийных системах можно выделить следующие:

- постоянная легальная борьба за власть;

- всеобщие выборы - путь к власти;

- власть принадлежит партии (группе партий), обеспечившей себе поддержку парламентского большинства (большинства электората);

- наличие постоянной легальной оппозиции по отношению к правящей партии (партиям);

- согласие относительно соблюдения демократических отношений между партиями.

2. Общественные организации как форма участия в политической жизни

Помимо партий неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения.

Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов.

Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:

Общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.

В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.

Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.

Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов:

- добровольность;

- сочетание личных и общественных интересов;

- самоуправление;

- равноправие участников;

- законность;

- гласность.

Общественно-политические движения - объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.

Общественное движение:

- может структурно не оформляться;

- может объединять организации различной политической ориентации;

- как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).

В развитии общественного движения выделяются следующие стадии:

I стадия

· зарождения идей;

· появление активистов;

· выработка общих взглядов;

II стадия

· пропаганда взглядов;

· агитация;

· привлечение сторонников;

III стадия

· более четкое формирование идей и требований;

· развитие общественно-политической активности;

· затем:

· оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;

· если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.

Общественно-политические движения можно подразделять на:

- национальные (в рамках одной страны);

- региональные;

- континентальные;

- мировые.

Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы.

Профессиональный союз - это негосударственная общественная организация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.

Основные функции профсоюзов :

- защита экономических и социальных интересов трудящихся;

- культурное просвещение и воспитание;

- социализация трудящихся;

- представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.

Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:

1). Женское движение.

В этом движении объединены женщины различных возрастов, национальностей, профессий, социальных слоев. Основная цель женского движения - защита прав женщин.

Женское движение неоднородно. Либерально-реформистское (умеренное) крыло движения выступает за реформы в пользу женщин, перестройку общественного сознания в отношении "слабого пола".

Радикально-экстремистское течение акцентирует внимание на вопросах брака, семьи, сексуальных отношениях. Первопричиной всех женских зол они считают извечный "мужской шовинизм". По их мнению, освобождение женщин возможно путем разрушения всех институтов, которые создали мужчины-угнетатели: государства, армии, партии, церкви, профсоюзов и т.д.

Первым требованием феминистской революции является требование уничтожения семьи и представление сексуальной свободы.

2). Антивоенное движение.

Объединяет в своих рядах миллионы представителей, практически, всех слоев населения. Главная цель - ликвидация угрозы войны.

3). Экологическое движение

Это движение в защиту окружающей среды.

"Зеленые" выступают:

- за совершенствование законодательства в пользу охраны природы;

- за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

- за закрытие вредных производств;

- против различных форм загрязнения окружающей среды.

Главная цель экологического движения - предотвращение глобального экологического кризиса.

4). Правозащитное движение:

Объединяет организации, борющиеся против ущемлений прав личности.

5). Молодежное движение:

Выступает за права молодежи, активно участвует в борьбе за мир против войны, проводит акции в защиту окружающей среды и т.п.

6). Национальное движение

Набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т.д.

Кроме того, существуют:

- движение неприсоединения;

- движение против расовой и национальной дискриминации;

- движение за установление нового экономического порядка;

- движение крестьян за землю и социальные права;

- пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.

Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям и общественно-политическим движениям и организациям.

Заключение.

В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные.

Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями. Но ясно одно - возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.

Список использованной литературы:

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенников Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М., 1993с.Гаджиев К.С. Политология. Учебник для ВУЗов. М.: Логос, 2005 – 488 с.

2. Исаев Б. А. Политология: [учеб. пособие для вузов]/ Б. А. Исаев. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2005.

3. Шмечков Т.С. Мир политических партий// Полис. 1992. №1,2.

4. Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

5. Политология. Учеб. пособие для ВУЗов /пол ред. Радугина А.А./ М.: Центр, 2000 – 336 с

6. Политология. Учеб. для ВУЗов /Решетников С.В., и др. М.: Тетра системс, 2000 – 448 с

7. Прокопов М.В. Политология: курс лекций. Учеб. пособие М.: изд-во РДЛ, 2000 – 288с