Главная              Рефераты - Политология

Освоение Севера - необходимость геополитики РФ - реферат

Реферат на тему:

Освоение Севера России – стратегическая задача №1


Существо проблемы

Зона Севера охватывает 70% территории России и представляет собой великую кладовую минеральных ресурсов, крупнейшую и богатейшую в мире. Стратегическое значение Севера России особенно велико в условиях мирового сырьевого кризиса, когда фонды основных полезных ископаемых (прежде всего нефти и газа) интенсивно эксплуатируются и в скором времени будут исчерпаны.

В северных территориях сейчас проживает около 25 миллионов человек, что составляет 17,8% от всего населения страны. Средняя заселенность северных территорий составляет приблизительно 2 человека на 1 кв. км. Но внутри региона значения плотности населения сильно разнятся. Так, в эвенкийском автономном округе этот показатель равен 0,03, в чукотском – 0,09, в магаданской области – 0,5.

Коэффициент естественного прироста сейчас имеет высокий отрицательный показатель, чему есть две причины: миграция на юг и высокая смертность. Коренные жители вымирают особенно быстрыми темпами, а угасание культурных основ приводит к ликвидации самобытных народов. При этом, с противоположной стороны границы, в Китае, плотность населения превышает 130 человек на 1 кв. км. Такой огромный перепад демографического потенциала создает колоссальную напряженность на границе, которая, в случае сохранения текущих тенденций, разрешится экспансией нового жизненного пространства со стороны Китая.

Особую опасность для России представляет тот факт, что за последние годы начал терять жителей Дальний Восток, являющийся важнейшим объёктом геополитических интересов нашей страны в азиатско-тихоокеанском регионе.

Обобщая сказанное, приходиться признать, что сегодня территория России за Уралом превратилась в зону сплошного оттока населения. И это – не кратковременный эпизод переходного периода, а глубокий и устойчивый процесс.

Инфраструктура северных территорий, и особенно инфраструктура Крайнего Севера, в целом катастрофически неразвита – большое число населённых пунктов вблизи промышленных зон приспособлены исключительно для обслуживания людей, работающих вахтовым методом. Поэтому существование многих из уже имеющихся структур производственного и социального назначения не поддерживается – затратно дотировать объекты вымирающих городов и посёлков.

Одним из важнейших тормозов экономического развития Севера является транспортная проблема. Огромные территории значительно удалены от каких бы то ни было наземных путей сообщения. Водный транспорт – речной и морской – остаётся основным средством связи с «Большой Землёй» ввиду дороговизны воздушного транспорта. Через северный морской путь осуществляется подвоз продуктов, бытовых товаров, топлива и многого другого. Навигационный период поставки северного завоза ограничен: завоз возможен с июня по сентябрь. Поэтому перебои с поставками имеют катастрофические последствия для местных жителей. Отсутствие наземного транспорта затрудняет сообщение между населёнными пунктами регионов, усложняет доставку работающих вахтовым методом, замедляет обмен трудовыми и иными ресурсами с «Большой Землёй».

После советского периода освоения природных богатств Севера без учёта состояния конкретных природных комплексов на местах становления производственных баз возник ряд экологически проблемных районов. Природные комплексы севера очень чувствительны, и экологически безграмотное хозяйственное вмешательство приводит к дестабилизации экологической обстановки, что, в свою очередь, влечёт за собой разрушения биоценозов, нарушение традиционных хозяйственных систем коренных народов. И сейчас нефти- и газодобывающие компании Западной Сибири не беспокоятся об экологическом благополучии попадающих под новое освоение территорий . Возросшие в последние десятилетия темпы развития нефтегазовой отрасли в Западной Сибири и планы освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Баренцева и других арктических морей с сопутствующей инфраструктурой усугубляют угрозу перерастания локального масштаба деградации окружающей среды в региональный и глобальный.

Таким образом, очевидно существование трёх острейших проблем Севера России: демографической, инфраструктурной и экологической. В своей совокупности они образуют геополитическую проблему, от решения которой зависит само существование России, так как потеря всей северной территории или какого-нибудь её фрагмента может запустить вялотекущий процесс краха государственности РФ.

История хозяйственного освоения Севера России. Причина возникновения кризиса.

Наиболее активно и эффективно Север осваивался в советский период. С 1925 по 1990 годы население Севера и Дальнего Востока выросло с 4,7 миллиона до 27,9 миллиона человек. Причём темпы роста северного населения были значительно выше среднероссийских.

В начале 30-ых годов XX века по всему советскому северу начались активные научно-исследовательские экспедиции. Результатом открытий богатейших источников полезных ископаемых стало массовое переселение в зону Крайнего Севера. После II-ой Мировой войны разрушенной экономике СССР нужны были мощные денежные вливания. Помощи извне ждать было неоткуда. Необходимо было срочно изыскивать внутренние резервы.

Советская молодежь откликнулась на зов партии и на подъеме энтузиазма поехала на «стройки века» - Норильский никелевый завод, Воркутинские антрацитовые шахты, кимберлитовые трубки с алмазами в Якутии, нефтяные и газовые месторождения Обского бассейна и многие другие.

В отношении северных территорий проводилась особая социально-экономическая политика, учитывающая специфику этого региона: она предусматривала высокую оплату труда, хорошее снабжение, гарантированные льготы, компенсацию расходов при выезде на лечение, северный коэффициент с первого дня работы. У людей было желание осваивать новые территории и при этом получать хорошие деньги, чтобы впоследствии решать свои личные проблемы. Но люди не торопились возвращаться обратно, так как на базе открытых на Севере запасов природных ресурсов были созданы крупнейшие территориально-производственные комплексы по их добыче и переработке: нефти и газа — в Западной Сибири, цветных металлов — на Севере Красноярского края, угля — в Республике Коми, алмазов и золота — в Республике Саха (Якутия) и в Магаданской области, апатитов — на Кольском полуострове, леса — в Архангельской области, водных биоресурсов — в северо-западных и дальневосточных районах и ряда других. Создавались новые рабочие места, и налаживалась инфраструктура.

После распада СССР ситуация переломилась в худшую сторону. Для, как тогда казалось, быстрого решения проблемы произошла переориентация экономики региона на вахтовый метод. В результате переориентирования на вахтовый метод государство стало мало обращать внимания на вопросы социально-экономического развития Севера , снизилась государственная поддержка северных регионов, сократились собственные доходные источники региональных бюджетов; стали урезаться северные льготы и гарантии проживающих и работающих на Севере граждан; сократилось финансирование ряда других направлений государственной поддержки северных территорий: ответственность за их жизнеобеспечение была фактически полностью переложена на бюджеты субъектов Российской Федерации.

Недальновидная, поспешная политика федеральных властей в начале 90-х годов явилась причиной системного кризиса российского Севера. В то время государство старалось всеми возможными путями сократить расходы бюджета. Фактически под сокращение попал Север. Регионы были пущены на произвол местных властей. В среде субъектов зрели сепаратистские настроения, и центробежные тенденции вполне могли привести к распаду России уже в 2000 г. Но политика администрации В.В. Путина остановила этот процесс и затормозила экономическое угасание Севера.

Таким образом, действия и бездействие реформаторов 90-х годов - причина кризиса. А первопричина заключается в распаде СССР. Возможно, неразумная политика наших политических «элит» того времени - часть вполне разумной политики «элит» более высокого иерархического статуса – неформальных властей Запада в лице директората транснациональных надгосударственных корпораций.

Цели северной политики Российской Федерации

Страна развивается эффективно, когда функционирует как единый механизм: внутренние связи: межотраслевые, политические, культурные и др. интегрируют части и обеспечивают устойчивый (в смысле предсказуемости) рост. Для сравнительно небольших государств национальная однородность, утилитарное устройство органов власти и определённый профиль в международном разделении труда естественным образом объёдиняют страну.

По-другому обстоят дела у федеративных государств, таких как Россия. Территория нашей страны неоднородна: рельеф, климат, минеральные ресурсы, гидроресурсы – всё это различно как в широтном, так и в меридиональном направлении. На территориальные различия накладываются различия демографического характера: национальный состав, плотность населения, уровень доходов. Отсюда проистекает многоукладность экономики, элементы которой часто неэффективно связаны между собой. Без грамотного управления общегосударственными экономическими процессами могут возникать объёкты, выпадающие из единого экономического пространства. Таким объёктом, составные части которого в большей или меньшей степени изолированы от основной экономики страны и между собой, является Север России. Причём Дальний Восток и Северная часть Восточной Сибири изолированы больше всего.Поэтому требуется включить Север в единое экономическое пространство России. Опираясь на этот тезис, можно формулировать цели России в отношении северных территорий:

1. Увеличить численность населения Севера до уровня, необходимого для поддержания государственного присутствия. Способствовать закреплению населения на новых территориях. На севере должны жить люди всех возрастов, чтобы обеспечить преемственность поколений.

2. Активно осваивать разнообразные ресурсы Севера, и, прежде всего, минеральные ресурсы. Экологический ущерб от деятельности сырьевых и обрабатывающих комплексов должен быть сведён к минимуму. Причина заключается в том, что природные комплексы тайги, лесотундры и особенно тундры очень неустойчивые, и несоблюдение адекватных мер экологической безопасности может привести цепной реакции их разрушения.

3. Защищать коренные народы Севера, поддерживая необходимую численность этносов и сохраняя их культуры. Последнее предполагает защиту от культурного поглощения приезжим населением. Процесс культурного поглощения имеет место быть в силу гораздо большей технико-технологической оснащённостью мигрантов с «Большой земли».

4. Развернуть масштабное железнодорожное и дорожное строительство, опираясь на зарубежные инвестиции, но подключая также и внутренние финансовые ресурсы за счёт перераспределения статей бюджета.

5. Развернуть строительство полноценных городов со всеми социальными структурами. Это не значит, что всегда нужно строить города «навека», но сооружение временных населённых пунктов должно сочетаться с сооружением больших городов, в которых часть населения могла бы остаться жить после истощения сырьевых баз вблизи этих городов. Они должны стать своеобразными точками роста.

Задачи северной политики РФ

Первый пункт

1. Восстанавливать и развивать инфраструктуру в городах старого освоения. Первоначальная цель – остановить отток населения. В этой связи особое значение приобретает создание образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, подготавливающих специалистов, способных в дальнейшем стать кадрами будущих предприятий.

2. Привлекать трудовые миграции различных форм. Планомерно сокращать использование вахтового метода, отдавая предпочтения постоянным поселениям.

3. Увеличить пакет социальных гарантий жителей Севера. Необходимо не только компенсировать действительные потери от жизни в неблагоприятных климатических условиях, но и стимулировать социальными гарантиями трудовые миграции на постоянной основе.

Второй пункт

1. Исследовать шельф Северного Ледовитого океана. Проводить международную политику, направленную на юридическое закрепление за РФ советской части Арктики

2. Восстанавливать ранее заброшенные, но не исчерпавшие своего потенциала рудники и шахты. Особое внимание надо уделить на вторичную переработку отходов первичной переработки. Дело в том, что КПД старых промышленных технологий добывающей отрасли невелик по сравнению с аналогичными нынешними технологиями. Так, вторичная переработка так называемых хвостов – откинутой оловянной породы, позволяет получить некоторое количество серебра и других весьма редких металлов.

Третий пункт

1. Не препятствовать развитию нормальной для коренных народов Севера хозяйственной деятельности – традиционной. Развивать эффективное взаимодействие индустрии и традиционных хозяйств.

2. Конечные пункты миграционных потоков должны быть удалены от районов проживания малочисленных народов так, чтобы межэтнические контакты были эпизодическими – миграция с большой земли размывает этносы.

3. При освоении ресурсов в зонах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севере обязательно предоставление им компенсации за разрушенный ландшафт.

Четвёртый пункт

1. Создание трансевроазиатской железнодорожной магистрали, которая свяжет Европу, Азию, Северную Америку и Южную Америку. Железнодорожный транзит грузов дороже морского, но гораздо быстрее морского. Россия может получать колоссальные доходы только за то, что через её территорию перевозят грузы. Однако железнодорожное строительство, в том числе в районах вечной мерзлоты, требуют больших затрат. Здесь необходимо привлечение зарубежных инвестиций. Однако с момента запуски магистрали затраты быстро перекроет прибыль.

2. Создание железной дороги, проходящей через республику Саха в меридиональном направлении. Якутия – богатый минеральными ресурсами район. К тому большая часть этих ресурсов не разведана.

3. Поддерживать надлежащее состояние северных портов. Стратегически необходимо присутствие там российского населения.