Главная              Рефераты - Политология

Теории происхождения государства 6 - реферат

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки — теория государства и права.

Общая характеристика

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Мифологические и религиозные концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежит представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.

Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства.

Органические концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической) в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.

Естественноправовые (договорные) концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат естественноправовые представления о договорном происхождении государства. Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).

Насильственные концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.

Психологические концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться причинами образования государства, так как психика человека формируется под влиянием внешних (социально-экономических) факторов.

Марксистская концепция происхождения государства

Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития- первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

Иные концепции происхождения государства

Либертарно-юридическая теория

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности их социальной жизни. Исторически свобода проявляется в процессе разложения как раз и представляют собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудии индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы. Автор — Нерсесянц В. С.

Патримониальная теория

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

Ирригационная теория

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Признаки государства: единая организация политической власти, которая распространяется на все население (граждан, иностранцев, ЛБГ) в пределах территории страны, ее государственных границ; обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной валюты;

располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения;

организует и осуществляет власть на правовых основах.

ГОСУДАРСТВО – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть а все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

Функции государства - это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

По сферам распространения:

1. внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти;

2. внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.

Внутренние функции:

- экономическая – формирование госбюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны и т.п.;

- социальная – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, связь и т.д.;

- финансового контроля – выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в госбюджет для удовлетворения социальных и общегос. нужд;

- охраны правопорядка – обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений;

- экологическая – система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

Основные внешние функции государства:

- экономическое, политическое, научно-техническое, экологическое, военное и культурное содружество с другими государства;

- оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

В настоящее время отечественная теория государства и права может

предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы

правления, как одной из основных характеристик устройства государства, дать

более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз

их развития.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства и каково их строение;

- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и

другими государственными органами;

- как стоятся отношения между верховной государственной властью

и населением страны;

- в какой мере высшие органы государства позволяют обеспечивать

права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются

на монархические и республиканские.

Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или

частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (короля,

царя, шаха, императора). Признаки монархии:

1. Власть передается по наследству;

2. Власть бессрочна;

3. Власть не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют

представительные учреждения народа и в которых единственным носителем

государственного суверенитета является монарх (Саудовская Аравия, Бруней),

и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями

суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие

власть главы государства (Великобритания, Япония, Швеция…).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная

государственная власть осуществляется выборными органами, избранными

населением на определенный срок. Признаки республики:

1. Выборность власти;

2. Срочность;

3. Зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, республики

подразделяются на Президентские, Парламентские и смешанные. В Президентских

республиках (США, Бразилия, Сирия…) именно Президент выполняет эту роль. В

Парламентских (Германия, Италия, Индия…) – Парламент, в смешанных (Франция,

Финляндия, Польша…) – совместно Президент и Парламент.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Форма государственного устройства – это национальное и административно-

территориальное строение государства, которое раскрывает характер

взаимоотношений между составными частями его, между центральными и местными

органами и государственной властью. Организация государства рассматривается

с точки зрения распределения государственной власти и государственного

суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями

государства.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их

органов;

- как строятся взаимоотношения между центральными и местными

государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются каждой нации, проживающей

на территории данного государства;

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на

три основные группы: унитарные, федеративные, конфедеративные.

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование,

состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются

центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не

обладают. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый

юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам,

не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, однако в

области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть

достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией,

учитывая при этом ее особенности.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие

представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют

верховное руководство соответствующими местными органами;

- действует одна конституция, единая система законодательства, одно

гражданство. В нем функционирует единая денежная реформа, проводится

обязательная для всех общая налоговая и кредитная политика;

- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа)

государственным суверенитетом не обладают. Не имеют своих законодательных

органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов

и других атрибутов государственной власти. В то же время местные органы в

унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной

самостоятельностью.

- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по

численности национальности, широко допускает национальную и законодательную

автономию;

- в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения

осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на

международной арене;

- унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которым

осуществляется центральными органами государственной власти.

Имеются и смешанные системе местного государственного устройства, в которых

присутствуют признаки централизации и децентрализации.

Федеративная форма государственного устройства является еще более

многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными,

специфическими особенностями, которые определяются историческими условиями

образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом

населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное

государство. И все же можно выделить черты характеризующие все

федеративные государства. Оно состоит из территорий субъектов федерации.

Оно – союзное государство.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее

самостоятельных государственных объединений в одно союзное государство.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов:

штатов, кантонов, земель, республик…

2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и

судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной

(федеральной) конституцией.

3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции,

имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и

гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в Парламенте имеется

палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в

федерациях осуществляют союзные государственные органы.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые

в значительной мере определяют характер, содержание и структуру

государственного устройства.

Основные различия между территориальной и национальной федерациями

состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в

территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим

государственным органам членов федерации. Национальное государство

ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств,

созданный для обеспечения их общих интересов. При этом устройстве члены

конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во

внешних. Характерно:

1. не имеет своих общих законодательных, исполнительных, судебных органов,

характерных для федерации;

2. не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного

бюджета;

3. конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во

временном союзе;

4. конфедеративные органы могут договориться о единой денежной системе,

единых таможенных правилах;

5. эти государства недолговечны.

российская государственность: прошлое и современность

Нынешняя Российская Федерация, произвольно названная так в Законе РСФСР от 25 декабря 1991 г., строго говоря, Россией не является. Ее правовая система строится на советском противоправном фундаменте. Все законы СССР и РСФСР, если они не замещены новыми, сохраняют свою силу в сегодняшней РФ, но ни один закон Российской империи в ней не действует. Это, безусловно, свидетельствует о том, что РФ – не возрожденная Россия, а продолжение коммунистического режима, уничтожившего Россию и отменившего декретом СНК от 22 ноября 1917 г. всё национальное русское законодательство. С другой стороны, пространственно нынешняя Российская Федерация (РСФСР) – отнюдь не Россия, а неведомое доселе государственное образование, скроенное коммунистическими картографами. Подмена России «РСФСР», т.е. осколком СССР – величайший и беспрецедентный обман. Добровольное ограничение России пределами РСФСР демонстрирует ее политическую связь с коммунистической псевдо-государственностью. Особенно это касается ст. 5 Конституции 1993 г., в которой все административно-территориальные субъекты названы государствами.

Продолжение в дальнейшем Российской государственности от предшествующих государственных форм – естественное и необходимое условие существования России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. Реальное сохранение Российской государственности состоит в возвращения к преемственности с исторической Россией. Это предполагает, в первую очередь, определенные шаги государственной власти. Провозглашение права нынешней России на ее тысячелетнее прошлое. Нет иного пути решения этой задачи, кроме как воссоздание в качестве основы нашей государственности Основных государственных законов 1906 г. и всего законодательства России, существовавшего на 1917 г. и, соответственно, признание последующего законодательства ab initio vitiosum (от начала порочным) и не соответствующим основополагающим государственным началам. Пока же следует заявить, что в отношениях со всеми государствами, в том числе и с теми, которые возникли в пределах исторической России, современная Россия будет исходить из общепринятых принципов международного права, и в частности, из универсального принципа pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) с неотъемлемой оговоркой clausula rebus sic stantibus (при существующем положении вещей).

На проблемы преемства современной России и научное сообщество, и политический класс, и массовое сознание пока что смотрят как на досужие, отвлеченные размышления, не имеющие практического значения. Вместе с тем, если обратиться к недавнему прошлому, то оно дает при обстоятельствах, так или иначе напоминающих современную русскую историю, довольно яркие примеры иного рода. Мировое еврейство, казалось бы навсегда утратившее собственную государственность, но никогда с этим не смирившееся, добилось своего и восстановило в 1947 г. Еврейское государство в Палестине как раз на принципе континуитета. Заметим, что государство Израиль не приняло конституции, что было бы истолковано как формальный отказ от этого фундаментального принципа, в силу которого именно Святая земля была избрана местом такого восстановления. Западные немцы, учитывая, что принцип континуитета для них после 1945 г. не действовал, и несмотря на то, что им пришлось признать ГДР, многие десятилетия отстаивали его разновидность - «принцип воссоединения». И они оказались правы. Воспользовавшись политикой «перестройки», осуществлявшейся аппаратом КПСС, заметим, вопреки национальным русским интересам, они объединили все немецкие земли в единое германское государство. Китаю, отношения которого ни с Западом, ни с Россией в XX столетии не были идеальными, удалось вернуть под свою юрисдикцию колониальные владения Португалии и Великобритании на китайской земле – Гонконг и Макао. И, наверняка, то же самое произойдет рано или поздно с Тайванем.