Главная              Рефераты - Политология

по Геополитике 4 - контрольная работа

Содержание:

1. Правовые и политические аспекты нефтяной геополитики.

2. Проблемы энергетической безопасности.

1. Правовые и политические аспекты нефтяной геополитики.

Нефть и геополитика
"У войны запах нефти " – этот афоризм, возникший в эпоху крупных геополитических столкновений первой половины ХХ века, не утратил своей актуальности и сегодня. Последняя война в Персидском заливе показала, что нефть по-прежнему оценивается на вес крови.

ГЕОПОЛИТИКА - реакционная буржуазная теория, согласно которой социально-экономическое и политическое развитие страны определяется исключительно ее географическими условиями. Геополитики стараются снять с капиталистического строя ответственность за реакционную внутреннюю и внешнюю политику правящих кругов империалистических государств, изображая ее как предопределенную географическими факторами.

Когда британцы в 1916 году постарались занять Ормуз и Мосул, крупнейшие в ту эпоху нефтяные источники, и когда немцы рвались в 1942-м к каспийским ресурсам, геополитический подтекст в этих действиях безусловно присутствовал. Так же как он присутствовал и в ходе свержения правительства Мосаддыка в Иране американцами в 1953-м. Но в чистом виде геополитическое и геоэкономическое значение нефти проявилось в ходе потрясения 1973–1974 годов. Это был второй после II мировой войны всеобщий кризис мировой экономики: производители нефти, объединившись и создав Организацию стран-экспортеров, угрозами сократить добычу, заставили индустриальные державы играть по своим правилам.

Второй по последствиям кризис возник во время первой войны (между Ираном и Ираком) в Персидском заливе. В результате два крупных игрока – Багдад и Тегеран были выведены из игры, цены на нефть подскочили, а сливки снимали Эр-Рияд и Москва. Последняя еще к тому же получала дивиденды от поставок оружия обеим сторонам. Сразу же по окончании конфликта, в середине 1980-х годов, Запад, объединившись с Саудовской Аравией и другими нефтяными монархиями залива, предпринял грандиозную диверсию против СССР, одного из крупнейших производителей нефти на мировом рынке, экономика которого к приходу к власти М. Горбачева чрезвычайно сильно стала зависеть от нефтяного экспорта. В результате скоординированных действий этих мировых игроков, нацеленных на понижение цен на нефть, и экономического хаоса, вызванного перестройкой, в Советском Союзе начался невиданный экономический кризис, и он рухнул. К излету существования СССР развернулась вторая война в Персидском заливе и цены на углеводороды вновь подскочили, но это уже не могло спасти Советский Союз. Отдаленным геополитическим последствием этого события было стремление установить контроль Запада над каспийскими ресурсами. Но этот процесс пока еще не завершен.

Геополитический подтекст второй войны в заливе 1991-го крылся в стремлении Запада во главе с США обезопасить свои энергетические коммуникации и гарантировать бесперебойные поставки нефти из региона, а также в желании Эр-Рияда и других членов ОПЕК избавиться от опасного конкурента в лице Багдада. В конечном счёте, после тонко разыгранной провокации с оккупацией Кувейта, на которую попался Саддам, добыча нефти в Ираке путем санкций ООН была строго ограничена на целое десятилетие. В течение последних лет основной задачей Саудовской Аравии и всего картеля ОПЕК было восстановить свое во многом утраченное влияние на процесс ценообразования нефти (в 1986-м – 10 долл. за баррель). В результате удачно сложившейся мировой конъюнктуры и более или менее последовательной политики стран ОПЕК цены на нефть стали зашкаливать за 30 долл. за баррель.

Если бы нефть была обычным рыночным товаром, считают экономисты, она стоила бы дешево: вначале 9 долл. за барр., а по мере исчерпания месторождений – до 12–14 долл. Но цена на нефть определяется, в том числе и геоэкономическими, геополитическими факторами. Низкие цены на нефть, которые устраивают крупнейшие транснациональные корпорации, составляют 14–18 долл. за баррель. Фактически на индустриальные страны был введен добавочный и весьма обременительный налог, который они должны были выплачивать нефтепроизводителям. С этим не хотели мириться прежде всего Соединенные Штаты. Единственным выходом из сложившейся ситуации могло быть появление новых производителей, выброс нефтересурсов, которых в массированном количестве на рынок должен был заставить цены снизиться. Этими спасителями экономики Запада были назначены Ирак, Россия и каспийские государства.

2. Правовые аспекты.

Правовые аспекты нефтяной геополитики обуславливаются, в основном, благодаря перечню законов, направленных непосредственно на нефтегазовый сектор экономики стран мира.

Материалы по зарубежному опыту государственного регулирования малого предпринимательства в нефтедобывающей отрасли свидетельствуют, что во многих странах с развитой экономикой малый бизнес является неотъемлемой и весьма существенной частью нефтяной промышленности. В ведущих горнопромышленных странах при активной государственной поддержке около трети нефти добывается небольшими предприятиями . Предпосылками и основными причинами возникновения, развития и процветания в этих странах небольших компаний, действующих в нефтедобывающей отрасли, являются процесс естественного истощения сырьевой базы, стремление государства к рациональному недропользованию, гарантирующему максимальное нефтеизвлечение и государственная политика по поддержке частной инициативы.

В каждой из стран выделяются свои особенности в правовом регулировании малого предпринимательства в нефтедобыче, обусловленные государственным устройством и законодательством данной страны, историческим путем развития нефтедобычи, а также геологическими условиями залегания в данном регионе нефтяных запасов.

В качестве примера зарубежного опыта государственного регулирования деятельности небольших нефтедобывающих предприятий, рассмотрим такие страны как США и Канада.

В структуре нефтяной промышленности Соединенных Штатов Америки наряду с крупными вертикально - интегрированными компаниями успешно функционируют, так называемые, независимые производители (independents) -мелкие фирмы, добывающие несколько тонн нефти в сутки, число которых по некоторым оценкам достигает десяти тысяч90. Подавляющее большинство из них работает в глубине континента в старых нефтедобывающих районах с трудноизвлекаемыми и остаточными запасами на низкорентабельных скважинах, тогда как крупные вертикально - интегрированные компании, такие как Exxon, Mobil, Chevron и другие, работают преимущественно в наиболее перспективных с точки зрения нефтедобычи регионах - на Аляске и в Мексиканском заливе . Всего в 2000 году независимые компании осуществляли нефтедобычу в 33 штатах на суше и в прибрежных водах страны . По добыче нефти США занимает одно из лидирующих мест в мире, при этом малые или независимые предприятия, по оценкам ряда специалистов, добывают около 40% всей нефти, потребляемой в стране, их силами бурится 85%> общего числа скважин.

В соответствии с Конституцией Канады и Законом 1967 года в сфере освоения нефтяных месторождений в ведении федерального правительства находятся вопросы управления федеральной собственностью, регулирования использования природных ресурсов и сборов налогов в ресурсных отраслях. Остальные вопросы в этой сфере, включая местную экологию, подпадают под юрисдикцию провинций.

По сведениям, приводимым в публикациях, в нефтедобывающей промышленности Канады, которая занимает ведущее место в мире по добыче нефти, действует несколько тысяч малых компаний, именуемых "юниорами". На их долю приходится около трети всего объема добываемой в стране нефти.

Правовые аспекты:

1.Горное право - это комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих имущественные, земельные, трудовые, финансовые, административные, природоохранные общественные отношения в горнопромышленной сфере и связанной с нею деятельности.

2. Право собственности на недра - недра в границах территории РФ (включая подземное пространство и содержащиеся в нем по­лезные ископаемые, энергетические и иные ресур­сы) являются государственной собственностью.

Это означает, что недра изъяты из граждан­ского оборота. Участки недр не могут быть пред­метом сделок (купли-продажи, мены, дарения, вклада, залога, завещания, наследования) или от­чуждаться в иной форме. Допускается лишь оборот прав пользования недрами, которые могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в пределах, установленных законом.

Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов, то они представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в собственности различных субъектов - государства, муници­пальных образований, граждан, юридических лиц.

3.Договорная основа предоставления прав пользования недрами

Административный договор как основание предоставления права пользования недрами в странах Западной Европы.

Лицензия как административный договор.

4. Концессионный договор - (от лат. concessio - разрешение, уступка) - договор на сдачу государством иностранной фирме в эксплуатацию на определенных условиях природных ресурсов, предприятий и других объектов.

5. Соглашение о разделе продукции - это специальный тип договора об организации совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между зарубежной нефтяной компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести нефтяные поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определенной области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения. Полномочия государственной стороны основываются или на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с нефтью, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с нефтью на всей территории страны без определенных обязательств.

Механизм раздела продукции.

6. Сервисный договор - используется для предоставления услуг по обслуживанию и ремонту товара сверх гарантий его производителя. Информация в сервисном договоре также используется для определения вида услуг, которые могут предоставляться заказчику.

7. Консорциальный договор - договор о консорциуме представляет собой сложный контракт, содержащий условия о внутренних отношениях партнеров и о внешних их отношениях. Возникает сложная система договорных отношений, включающая два комплекса правоотношений: один — между самими участниками консорциума, то есть между двумя или более партнерами, совместно выступающими как поставщики и/или подрядчики, и второй — между членами консорциума и заказчиком (клиентом), перед которым они выступают раздельно или совместно. По сравнению с двусторонней кооперацией характер хозяйственных и юридических отношений значительно усложняется.

Масштабы государственного участия в консорциуме.

8. Юнитизационное соглашение - это документ, с помощью которого недропользователи уславливаются о совместной эксплуатации гидродинамически связанных залежей или месторождений. Независимо от того, на какой правовой основе недра предоставляются в пользование - лицензия, концессия, соглашение о совместной деятельности или соглашение о разделе продукции, - юнитизационное соглашение имеет одну и ту же структуру. Основные его положения включают в себя:
* определение территории соглашения и координат залежи юнита, то есть объединенной части месторождения (залежи), состоящего из нескольких участков. Если на все участки имеются недропользователи и все они объединились, то площадь (залежь) юнита охватывает все месторождение;
* установление пропорций, определяющих долю добычи, на которую имеет право каждый из совладельцев юнита. Эти пропорции называются долевым участием в юните;
* установление процедуры переоценки долевого участия в юните;
* формирование управляющего органа для наблюдения за операциями юнита, включая процедуру голосования;
* права и обязанности оператора юнита - объединения недропользователей на разработку месторождения на основе юнитизационного соглашения;
* порядок составления и утверждения смет расходов на разработку юнита и программ разработки;
* распределение и распоряжение углеводородами;
* налогообложение и бухгалтерский учет.

9. Энергетическая хартия - Договор к Энергетической Хартии играет важную роль в контексте усилий по созданию правового поля для глобальной энергетической безопасности, на основе открытых, конкурентных рынков и принципов устойчивого развития .

10. Правовые вопросы международной торговли нефтью

Спотовые и срочные договоры,Форвардные сделки, Заключение договора купли-продажи нефти, Разрешение споров и арбитраж.

11. Правовые вопросы перевозки нефти

Договор фрахтования(договор между владельцем судна и фрахтователем по найму судна для перевозки груза или пассажиров), Коносамент (англ. bill of lading, B/L, BOL ) — документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

· расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза

· товарно-транспортная накладная

· подтверждение договора перевозки груза

· товарораспорядительный документ )

3. Политические аспекты – энергетическая безопасность. Энергоресурсы и проблема безопасности.

В период до 2015 г. в общем объеме производства и потребления энергоресурсов лидирующую роль сохранит нефть, на втором месте - уголь, на третьем - газ.

Основная доля потребления нефти европейскими странами приходится на Германию (22,6%), Францию (19,4 %), Италию (14,2%), Великобританию (17,2%). Дефицит газа в Германии, Франции, Италии составляет более 50% и в значительной мере покрывается за счет поставок российской компанией "Газпром".

В целом потребности стран блока НАТО в нефти превышают уровень добычи более чем в два раза.

Сегодня нужды Западной Европы в природном газе оцениваются в 325 млрд. куб. м. в год. К 2005 г. потребности возрастут до уровня 435 млрд. куб. м. в год. Основными поставщиками газа на период до 2005 г. будут оставаться: Россия (21%), Нидерланды (11%), Алжир (11%), Норвегия (9%).

Магистральные нефте- и газотрубопроводы связывают государства мира в физическом и политическом смысле.

Европейские страны потребляют меньше нефтепродуктов, чем США: меньший экономический потенциал, меньше потребления топлива на транспорте, переоснащение промышленности на менее энергоемкое оборудование. Однако имевшиеся здесь возможности практически исчерпаны. Поэтому будут усиливаться тенденция переноса энергоемких производств в страны, обладающие крупными запасами энергоносителей.

Крупнейшими производителями и экспортерами нефтегазового сырья в ближайшей перспективе будут Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Ирак, государства Прикаспийского региона, Мексика, Нигерия и Венесуэла. Великобритания и Норвегия, благодаря освоению месторождений Северного моря, перешли в разряд стран-экспортеров нефти.

Известно, что США, имея около 5% населения планеты, потребляют примерно 50% сырья и 25% нефтепродуктов, добываемых в мире. Если все страны мира выйдут на "американский" уровень потребления, то сырьевых и энергетических ресурсов планеты хватит только на 4 года и, как следствие, неизбежна экологическая катастрофа. Поэтому США заинтересованы в ресурсах планеты, в снижении потенциала развивающихся стран, в сохранении в них лишь сырьевых областей. В этом контексте будет справедливо рассматривать очередной кредит МВФ России как "пенсионный взнос" США на случай своей "ресурсно-энергетической старости". Заметим, что США не является подписантом договора к Европейской энергетической хартии, поскольку не торопятся открыть свой энергетический рынок для иностранного капитала.

Современные геополитики утверждают, что каждому геополитическому субъекту имманентно присуща предрасположенность к той или иной специфической организации своих ресурсов развития в его взаимодействии с другими геополитическими субъектами. При этом данная специфическая организация ресурсов, изначально заложенная при возникновении геополитического субъекта и отражающая совокупность его наиболее важных признаков и черт, обусловливает естественно складывающуюся направленность действий субъекта.

Энергетическая безопасность – одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны. Она трактуется как защищенность граждан и государства в целом от угроз дефицита всех видов энергии и энергоресурсов, возникающих из-за воздействия негативных природных, техногенных, управленческих, социально-экономических, внутри- и внешнеполитических факторов.

Каждый геополитический субъект, сознательно управляющий своей эволюцией, должен соизмерять свои планы с возможностями по доступу и переработке ресурсов развития в процессах взаимодействия с другими субъектами геополитики.

Энергетика и геополитика Каспия

Весь прикаспийский регион и Каспий объявлены зоной национальных интересов США. Именно здесь отмечается наибольшая активность крупнейших американских нефтяных корпораций, добивающихся доминирующих позиций в регионе. Используется неурегулированность статуса Каспийского моря.

В докладе Государственного департамента США, представленном конгрессу, подчеркивалось, что, "имея потенциальные (извлекаемые) запасы, достигающие 200 млрд. баррелей нефти (около 27,5 млрд. т.), каспийский регион может стать наиболее значимым новым игроком на мировом нефтяном рынке в следующем десятилетии". По имеющимся оценкам, экспорт нефти из каспийского региона может к 2015 г. достичь 2-4 млн. баррелей в день, или около 100-200 млн. т. в год - это от 3,5% до 7% нынешней мировой добычи нефти. В обозримом будущем Каспий по запасам энергоносителей не сможет конкурировать с нефтяными ресурсами Персидского залива. Важно, что Каспийский регион может стать одним из основных поставщиков газа в Европу. Экспорт нефти и газа к началу будущего десятилетия может оказаться сопоставимым по объему с российским.

Небезынтересен проект, подготовленный американскими специалистами, по глобальному освоению Прикаспия, получившего в конгрессе США название "Стратегия шелкового пути-97". Цель проекта - обеспечить монополиям США доступ к запасам нефти и газа, которые в этом районе оцениваются в 4 трлн. долл. Согласно проекту, предлагается строительство магистральных трубопроводов от Каспия на юго-запад и юго-восток., т.е. через Закавказье в Турцию к Средиземному морю, а в перспективе - через Афганистан и Пакистан к Индийскому океану. Транспортировка "основной" нефти должна идти, по замыслу авторов проекта, в обход России.

Здесь пересекаются интересы России, Турции и Ирана. Интересы России здесь - это не только участие российских нефтяных компаний в освоении и добычи нефти, но и контроль над транспортировкой добываемых там углеводородных ресурсов, чтобы возможно большая их часть поступила на европейские рынки через российскую территорию - прежде всего через Новороссийск. Москва готова к серьезным компромиссам ради стратегической цели - направить основной поток нефти через Россию. Здесь просматривается увязка разрешения каспийского узла с урегулированием конфликта по Нагорному Карабаху. Ведь сегодня понятна позиция Азербайджана, допускающая компромисс - нефть на безоговорочную поддержку Запада в конфликте с Арменией и освобождение оккупированной территории.

Энергетика и геополитика Ближнего Востока

Российские нефтяники отдают себе отчет, что нынешнее состояние отрасли в целом и отдельных компаний (даже крупнейших, таких как "ЛУКОИЛ" и "ЮКОС") не позволяют им надеяться на то, чтобы потеснить западные компании с месторождений Саудовской Аравии и Кувейта. Российские компании могут только получить право на участие в освоении ближневосточных нефтяных месторождений.

Во влиятельных политических кругах большинства ближневосточных государств превалирует мнение, что необходимо найти противовес безраздельной гегемонии США. При этом роль такого противовеса отводится Москве.

Энергетика и геополитика Центральной Азии

Потери СССР и России от введения эмбарго против Ирака с учетом упущенной выгоды составили не менее 23 млрд. долл.

Следует отметить, что крупнейшие западноевропейские и опосредованно американские корпорации проявляют активность по обустройству крупнейших месторождений нефти в Ираке. Не исключено, что эмбарго будет снято после того, как американские фирмы займут стартовые позиции и сумеют создать условия для размещения значительных объемов иракской нефти на мировом рынке.

Энергетика и геополитика Азиатско-Тихоокеанского региона

А) Россия- Китай

Есть прогноз, что к середине XXI века в России будет проживать от 7 до 10 млн. китайцев, которые станут второй по численности этнической группой России - после самих русских.

Рациональная внешняя политика государства в этих условиях - балансирование интересов. Возможный сценарий: приоритетное развитие Дальнего Востока и Сибири с привлечением частных российских и иностранных (западных, японских) капиталов, рабочей силы (из стран СНГ, Китая, Кореи), создание системы экономической и научно-технической взаимозависимости с КНР, всестороннее развитие отношений со всеми странами АТР.

При этом имеется в виду реализация комплекса мер, способных превратить территорию, привлекательную для российского и международного бизнеса, предоставление налоговых и таможенных льгот, обуздание коррупции, ограничение административного произвола и создание необходимой транспортной, финансово-экономической, телекоммуникационной инфраструктуры.

Безусловно, здесь важное место, наряду с "оборонкой", должна сыграть и "энергетическая дипломатия". Посредством реализации нефтяных, газовых и электроэнергетических проектов в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в Центральной Азии могла бы Россия приобрести весомый региональный геополитический потенциал.

Б) Россия -Япония

По имеющимся оценкам, цены на электроэнергию в Японии в настоящее время для частных потребителей в 1,3 раза выше, чем в США, и в 1,2 раза выше, чем в Германии, для промышленных предприятий уровень цен составляет соответственно в 1,5 и 1,2 раза выше, чем в США и Германии. Разница, казалось, небольшая, но, по мнению экспертов, этого достаточно для инициирования "бегства" из страны промышленных инвестиций национальных компаний.

Видимо, учитывая эти и им подобные тенденции, японская сторона после красноярской встречи в верхах (в ноябре 1997 г.) предложила России осуществить в общей сложности 39 совместных проектов на 2,2 млрд. долл. (Напомним, что сумма прямых японских инвестиций в Китай достигла примерно 4.5 млрд. долл. в год и в 60 раз превышает сумму японских инвестиций в Россию.

Основные предложенные проекты: 1). Освоение шельфа Охотского моря (стоимость 100 млн. долл.). 2). Строительство энергомоста Южная Якутия - Сахалин- Япония. Проект предполагает строительство каскада ГЭС на реке Алдан и ТЭЦ на Сахалине. Эта трасса позволит транспортировать в год до 30 млрд. КВт/ч электроэнергии. 3). Экспорт природного газа из Нижнего Приангарья. Стоимость проекта - 1 млрд. 400 млн. долл.

Успешная реализация этих и им подобных проектов могла бы демпфировать территориальные претензии японской стороны.

Борьба за ресурсы как источник военных столкновений XXI века.

В книге бывшего министра обороны США Каспара Уайнбергера и известного политолога Питера Швейцера "Грядущая война" описаны возможные, с точки зрения авторов, крупные вооруженные конфликты в период с 1998 г. по 2007 гг. Авторы рассматривают сценарии пяти конфликтов по всему земному шару. Характерно, что в двух из них первопричиной определена борьба за энергетические ресурсы.

Суть первого конфликта : Руководство Ирака, не добившись в организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) поддержки своей политики, направленной на резкое повышение цен на нефть и сокращение ее производства, принимает решение перейти к силовым акциям. Цель Ирака - установить контроль над нефтяными ресурсами стран Персидского залива и над путями транспортировки нефти, превратиться в супердержаву, способную бросить вызов США. Небезынтересно, что в результате военной акции цена за баррель нефти на основных мировых биржах превысила 100 долл. (напомним, что в недавнем прошлом мировые цены были на уровне 15-20 долл. за баррель, в настоящее время 12-14 долл.).

Суть второго конфликта : мировой энергетический кризис , начала XXI века, американо-японская торговая война резко обострили социально-экономическую ситуацию в Японии, вызвали массовые беспорядки, на волне которых к власти пришла националистическая коалиция. Она провозгласила курс на установление контроля над минеральными ресурсами Южно-Китайского моря, Брунея, Филиппин, а затем Малайзии и Индонезии. Для достижения этих целей планируется и проводится военная кампания по захвату указанных территорий.

Известные политический деятель и ученый-политолог не пошли дальше "старомодных" традиционных войн с применением военного насилия для решения ресурсно-энергетических проблем. Но надо отдать должное, что авторы достаточно точно вскрыли наиболее опасные для международной безопасности "энергетические" узлы.

В специальной литературе под понятием «безопасность» кого-либо или чего-либо понимается такое их состояние, при котором они находятся в положении надежной защищенности. Когда речь идет о стране, обществе, то чаще всего используется понятие «национальная безопасность».

Экономическая безопасность – это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях1 . Высшим приоритетом в области национальной безопасности является эффективность экономики, её устойчивый рост. Это ключевые элементы всей системы безопасности.

Экономическую безопасность , непосредственно связанную с задачами обеспечения обороноспособности страны, обычно рассматривают как военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность предполагает такое состояние военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в период войн и вооруженных конфликтов и обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей в пределах разумной достаточности. Понятно, что решение этой сложной задачи зависит от уровня и качества состояния национальной экономики в целом.

Энергетическая безопасность , как ее понимают на Западе, означает конкуренцию за ограниченные ресурсы. Для глобальной энергетической безопасности выгоднее не конкурировать, а сотрудничать.

Само понятие «энергетическая безопасность» в разных странах заметно различается. На Западе под энергетической безопасностью по привычке подразумевают систему, сложившуюся более 30 лет назад, в которой эти страны являются основными потребителями энергетических ресурсов. Но бурный рост развивающихся экономик эту старую, устоявшуюся систему ломает.

Чтобы предотвратить конфликты из-за энергоносителей, гораздо эффективнее не исключать из системы развивающиеся страны (например, через однозначную привязку российского экспорта углеводородов к развитым странам), а разрабатывать ясные универсальные правила сотрудничества.

После национализации нефтяной отрасли добывающие страны создали ОПЕК и использовали ее для создания новой системы. Они резко повысили цены на нефть, временно сократив поставки на мировой рынок, и стали активно влиять на мировое энергетическое хозяйство. Реакцией на «нефтяной шок» 1973 года стало создание коалиции развитых стран, лидеры которых встретились во французском городке Рамбуйе, — так возникла «большая семерка». В качестве противовеса ОПЕК развитые страны — основные нефтегазовые импортеры создали Международное энергетическое агентство, через которое они координировали стратегические резервы нефти и газа. Тогда же, в середине 70−х, западноевропейские государства стали крупными импортерами нефти и газа из СССР.

Сразу следует отметить, что, несмотря на разницу в подходах ведущих государств, существуют и очевидные точки сближения в понимании энергетической безопасности. По сути, возможно, выделить основные принципы, которые в той или иной степени разделяют все государства.

Во-первых, энергетическая безопасность – это взаимная ответственность потребителя и поставщика энергетических ресурсов. Это признают все, однако проблемы начинаются там, где потребитель и поставщик начинают требовать друг от друга гарантий поставок или оплаты этих поставок. К примеру, в умеренном варианте, требование гарантий поставок может приводить к требованию потребителя допустить представляющие его экономические интересы компании к разработке и транспортировке энергетических ресурсов на территории страны-поставщика. Это вариант требование ЕС к России, на что, как отмечено, она отвечает аналогичным требованиям доступа к системам непосредственного распределения ресурсов до конечного потребителя. Т.е. это требования открытия экономических границ.

В радикальном варианте гарантирование поставок может выражаться в прямом политическом и экономическом диктате странам-поставщикам, вплоть до проведения против них военных операций. Это, с некоторыми оговорками, стратегия США.

Однако есть и третий вариант, представленный азиатскими странами. Это готовность гарантировать поставки за счет, с одной стороны, участия компаний, представляющих экономические интересы потребителя в разработке энергетических ресурсов на территории страны-поставщика, с другой – играя по правилам страны-поставщика и вкладывая значительные средства в инфраструктуру добычи и транспортировки. В данном случае речь идет не о простой схеме товар-оплата, а о более сложных инвестиционных, страховых и иных договорных отношениях. Потребитель обеспечивает себе гарантии поставок за счет вложений в инфраструктуру поставщика, таким образом также оптимизируя систему поставок, делая ее более современной, менее затратной и т.д., а поставщик, допуская потребителя к проектам на своей территории получает не только гарантированный и устойчивый рынок сбыта, но и стратегического инвестора.

Таким образом, речь идет о принципеответственности взаимозависимостипотребителя и поставщика.

Далее, несмотря на ограниченное число стран, выступающих в качестве поставщиков энергетических ресурсов, развитие событий показывает, что между ними существует конкуренция, более того, сама ограниченность числа поставщиков порой может ужесточать эту конкуренцию. Одним из примеров является ситуация, складывающаяся на постсоветском пространстве.

Причем фактором, который стимулирует конкуренцию поставщиков, является согласие потребителей, вокруг еще одного принципа энергетической безопасности, который они формулируют какдиверсификация поставок. В то же время, следует отметить, что данный принцип также не может быть чужд и странам-поставщикам. На самом деле, на данный момент в мировом сообществе существует понимание того, что углеводородные ресурсы, являющиеся на данный момент базовыми, могут быть исчерпаны через определенное время. Соответственно страны-поставщики, так же, как и все остальные, будут постепенно приходить к необходимости изменения структуры своего топливно-энергетического баланса, уделяя все большее внимание альтернативным источникам энергии.

Тем не менее, на данный момент существует конкуренция между поставщиками энергетических ресурсов и она также должна быть встроена в систему глобальной энергетической безопасности. Важнейшим условием для этого является деполитизация энергетической безопасности. В самом деле, конкуренция, построенная на экономических принципах, конкуренция за потребителя является логичным и понятным явлением. Однако любое использование энергетических ресурсов в политических целях в сложившейся ситуации опережающего спроса ведет к конфликтам, развитие которых может быть непредсказуемым. Сама попытка сделать из энергетики, как необходимого условия экономического роста, предмет политического противостояния является вызовом глобальной системе энергетической безопасности.

Таким образом, принципами энергетической безопасности также являютсядеполитизацияичестная конкуренция. При этом если можно представить конкуренцию между поставщиками, то гораздо более серьезным явлением является конкуренция между потребителями. По сути, учитывая то, что энергетика – необходимое условие экономического роста, данная конкуренция не должна присутствовать. Более того, учитывая приведенные данные о том, что треть населения планеты не имеет доступа к энергетическим ресурсом становится также очевидным глобальное социальное измерение энергетической безопасности.

Энергетическая безопасность должна означать не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между поставщиками и потребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группы стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам. Невозможность развития экономики без энергетики означает также невозможность преодоления проблем, которые давно признаны мировым сообществом как глобальные: бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др. В данном контексте не следует забывать, что энергетическая безопасность не может не быть составной частью глобальной системы безопасности.

Одним из примеров работы в направлении обеспечения равного доступа всех стран энергетическими ресурсами является предложение России о создании международных ядерных центров, на это же, по всей видимости, будет направлена совместная российско-американская инициатива в сфере ядерного нераспространения, о начале работы над которой было заявлено на саммите в АТЭС в ноябре 2006 г.

Итак, можно выделить еще два принципа энергетической безопасности:глобальность и социальная направленность.

В целом же, эти принципы выглядят следующим образом :

· Ответственность взаимозависимости

· Диверсификация поставок и источников энергетических ресурсов

· Деполитизация

· Честная конкуренция

· Глобальность

· Социальная направленность

Энергетическая безопасность в странах АТР

Быстрорастущие и не замедляющие своего роста экономики азиатских стран постепенно выходят в число лидирующих потребителей энергетических ресурсов в мире. Учитывая нехватку собственных энергетических возможностей, они крайне заинтересованы в создании системы энергетической безопасности, которая гарантировала бы им поставки, в свою очередь, являющиеся гарантией дальнейшего роста экономики.

В этой связи страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) принимают все более активные действия, направлены на получение доступа к новым источникам энергопоставок. Большинство из них (Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Вьетнам и др.) нацелены на взаимодействие с Россией , прежде всего, в нефте- и газодобывающих проектах в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. При этом данная тенденция может усиливаться по мере нарастания проблем на Ближнем Востоке, где ко все большему доминированию стремятся США. Учитывая, что до сих пор азиатские страны активно использовали именно поставки с Ближнего Востока, теперь им постепенно придется искать альтернативы данному направления.

Весьма характерным примером является Китай, который многие считают новым претендентом на мировое лидерство, но который при этом заявляет, что в ближайшее время его основное задачей является развитие собственной экономики. В 2006 г. председатель КНР г-н Ху Цзиньтао совершил длительный вояж, в ходе которого посетил большинство стран – от Ближнего Востока до Южной Америки, - с которыми Китай имеет энергетические отношения и попытался создать базу для их расширения. То, на какую игру готов пойти Китай с целью увеличения поставок нефти из Венесуэлы и ускорения движения нефтетанкеров, показывает пример с референдумом в Панаме в конце 2006 г., на котором компании, управляемой капиталом, близким к правительству КНР было разрешено провести расширение Панамского канала.

Энергетическая безопасность для США

Принципиально иным является подход к конструированию системы энергетической безопасности со стороны США. Если азиатские страны готовы принимать политические и экономические правила игры страны-поставщика в обмен на гарантии поставок, то США стремятся гарантировать эти поставки, сами создавая политические и экономические правила игры непосредственно в странах-поставщиках, или ставя их в соответствующие условия.

Когда имеются дополнительные обстоятельства, страна готова обеспечить энергетическую безопасность военными методами. Такие обстоятельства, наподобие борьбы с террористическими режимами, предотвращения использования оружия массового уничтожения нашлись в отношении Афганистана и Ирака и, не исключено, могут найтись в отношении Ирана и Сирии. В перспективе аналогичные обстоятельства могут ожидать Венесуэлу.

Для США на данный момент энергетическая безопасность означает задействование спектра методов политического, экономического и военного давления на страны-поставщики энергетических ресурсов с целью создания условий для бесперебойных и максимально доступных (как в инфраструктурном, так и финансовом отношении) поставок непосредственно в США.

СРЕДИ ФАКТОРОВ, которые актуализировали обсуждение проблем международной энергетической безопасности, можно отметить следующие:

• Резкое сокращение наличных резервных мощностей в условиях значительно более быстрого роста потребления энергоресурсов (особенно углеводородов). Такое положение дел может сохраняться на сравнительно долгую перспективу.

• Отставание темпов открытия и освоения новых месторождений от роста потребления углеводородов, что связывается политиками и экспертами, прежде всего с недостатком соответствующих инвестиций. (Лидеры «восьмерки» на саммите в Шотландии в июле 2005 года подчеркивали необходимость значительных инвестиций в текущей, среднесрочной и долгосрочной перспективе в разведку, производство энергии, в развитие инфраструктуры энергетики.)

–Сохранение на низком уровне добычи нефти в Ираке (Многие эксперты и руководители нефтяных компаний считают, что рост добычи нефти ни в Ираке, ни в Казахстане не сможет компенсировать в достаточной мере падение добычи в других странах производителях этого вида сырья (как в нетто-экспортерах, так и в нетто-импортерах). Примечательно, что подавляющая часть работ в нефтяной промышленности Ирана ведется корпусом инженеров армии США, и не гражданскими организациями.).

–Нестабильность в мировых ценах на нефть при их общем высоком уровне.

–Наблюдается заметное усиление конкуренции за доступ к источникам энергоносителей как между субъектами экономической деятельности (соответствующими компаниями), так и государствами. Причем речь идет о конкуренции между наиболее влиятельными «центрами силы» мировой экономики и мировой политики - как теми, кто уже на протяжении де­сятилетий утвердился в этом качестве (США, ЕС, Япония), так и теми, кто сделал самую серьезную заявку на завоевание высокого места в мировой экономической и политической иерархии в последние 5-10 лет (прежде всего Китай и Индия). Причем эта конкуренция, в отличие от общепринятой, пока не ведет к снижению цен на нефть, а работает в обратном направлении, поскольку конкурируют покупатели.

• За счет появления в качестве все более важных субъектов мирового рынка потребителей энергоресурсов Китая и Индии «стратегический ландшафт» в этой сфере к середине текущего десятилетия радикально изменился.В 2007 году Китай вышел на второе место в мире по потреблению нефти, обойдя Японию. Индия обошла по потреблению нефти Южную Корею и ФРГ - крупнейшего потребителя нефти из европейских стран. Индия при этом зависит от импорта энергоносителей на 70%.

–Близость к исчерпанию ресурсов

• Наблюдается нарастание степени конфликтности между рядом стран в отношении спорных территорий, на которых имеются потенциально значимые объемы энергетического сырья (наиболее наглядно это проявляется во взаимоотношениях между КНР и Японией применительно к островам Сэнкаку (Дяоюйдао) - после того, как японское правительство дало своим компаниям разрешение на проведение изыскательских работ на шельфе вокруг этих островов; в предыдущий период разрешение спора об этих островах было отложено Пекином и Токио «для следующего поколения»).