Главная              Рефераты - Политология

Понятие политической системы - реферат

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский государственный технический университет

ПОЛИТОЛОГИЯ

Тема:

«Понятие политическ ой системы»

Выполнила студентка гр. ВЗК – 282

Луценко Г.В.

Проверил преподаватель: Белоусова А. С.

Волгоград 2007


План

Введение

Понятие, структура политических систем

Функции политических систем

Типология политических систем

Политическая организация как главный элемент политической системы

Политическая стабильность и политический риск

Заключение

Введение

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем «политическая система». О политической системе или о политической организации общества в разных странах и, особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.

Большой интерес был проявлен странами Запада к деятельности М.С. Горбачева. Именно его политические реформы положили начало формированию современной политической системы России.

В развитых капиталистических странах политические системы уже сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, да и вряд ли будет закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества и, расхождения по этому вопросу просто неизбежны.

Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. «Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Российской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание. Это следует рассматривать положительно лишь в том случае, когда «ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно «затемнить» и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще.» Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение.

Понятие, структура политических систем

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Понятие «политическая система» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя ее сущность, природу, структуру и границы. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выполняются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:

институциональный – различные социально-политические институты и учреждения (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.);

функциональный – совокупность трех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

регулятивный – совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);

коммуникативный – совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;

идеологический – совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.

Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие и др. Основным назначение политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей – главное в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в обществе является государство.

Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управление неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.

В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они, по существу, определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Развитие политических отношений определяется социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы аппозиционных сил.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражается в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь, прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

Функции политических систем

Под системой функций принято понимать вклад, который элемент привносит в деятельность того целого, частью которого он является. Применительно к политической системе (элемент) речь идет о том, что она вносит в жизнедеятельность всего общественного организма (целое). В общем виде ее функцию можно сравнить с функцией мозга в человеческом организме – это функция управления, координации деятельности. Задачами политической системы являются обобщение и согласование всей совокупности интересов и разработка политической программ, которая обеспечивала бы их реализацию. Конкретно это проявляется в формулировке общих целей и задач, стоящих перед обществом, для решения которых политическая система должна осуществить мобилизацию ресурсов т. е. привлечь материальные средства, обеспечить поддержку населения. Политическая система при этом осуществляет распределение ценностей, полученных из внешней среды: например, средства, поступившие в виде налогов, она перераспределяет путем выделения дотаций, ассигнований и т.д.

Политическая система осуществляет управление, координацию поведения отдельных людей и групп путем выработки определенных правил (законов, административных норм), организации их применения.

Важнейшими функциями политической системы являются обеспечение единства и стабильности общества, достижение согласия между основными общественными группами. Дело в том, что в любом обществе одновременно с сотрудничеством людей всегда существует конкуренция по поводу богатства, власти, престижа. Задача политической системы заключается в обеспечении того, чтобы социальная конкуренция протекала в приемлемых для общества формах, не угрожала его стабильности и единству. В случае возникновения острых и опасных социальных конфликтов политическая система обязана или подавить их силой, или урегулировать с помощью определенного перераспределения ресурсов, удовлетворения тех или иных требования и т. д.

Наконец, для того чтобы успешно выполнять свои общественные функции, политическая система должна заниматься рекрутированием политической элиты т. е. подбором и подготовкой людей для работы в органах власти, для исполнения политических ролей, и политической социализации – т. е. стремиться к тому, чтобы граждане усваивали определенные нормы, образцы поведении, благоприятные для функционирования политической системы. Разумеется, осуществление всех названных функций предполагает еще одну: передачу информации между правителями и управляемыми, а также между элементами политической системы.

Подробным анализом функций политической системы занимались представители структурно-функционального подхода. В частности, Габриэль Алмонд и Джон Пауэлл анализировали ее с точек зрения взаимосвязи со средой, внутреннего функционирования, сохранения и адаптации.

Во взаимоотношении со средой политическая система должна проявить четыре главные способности: а) регулирующую (управление поведением индивидов и групп путем введения норм, действий администрации и т. д.); б) экстракционную (способность системы черпать из внешней или внутренней среды экономические и финансовые ресурсы, например налоги, политическую поддержку и т. п.); в) дистрибутивную (распределение благ, услуг, привилегий группам или отдельным лицам, распределение дотаций, финансирование служб и т.д., причем это распределение является по существу перераспределением того, что получено из внешней среды); г) реагирующую (способность отвечать на импульсы, идущие от среды, прежде всего на требования групп или отдельных лиц).

Типология политических систем

В основу типологии политических систем могут быть положены разные критерии. Общепринятой является типология, основанная на характере политического режима, т. е. совокупности способов осуществления власти, отражающая состояние демократических прав и свобод, политический статус личности. В соответствии с этим критерием политические системы подразделяются на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Различие между ними обусловлено различным типом взаимоотношений между политической системой и ее внешней средой (гражданским обществом). Модель Д. Истона описывает схему взаимодействия общества и политической системы либерально-демократического типа, где политическая система ориентирована на реакцию на требования гражданского общества.

Авторитарная политическая система ориентирована на учет очень ограниченного круга общественных интересов и требований – это в основном интересы наиболее влиятельных групп общества: финансовой олигархии, земельной аристократии, военных – одним словом, групп, которые могут быть опасны с точки зрения стабильности власти правящей элиты. Общество же в целом не имеет возможности влиять на формирование власти, на принятие политических решений и осуществлять контроль за деятельностью органов власти.

Наконец, тоталитарные политические системы подчиняют общество своей неограниченной власти, осуществляют тотальный контроль над всеми сферами жизни общества, а саму общественную жизнедеятельность подчиняют осуществлению великих революционных проектов, сформулированных правящей элитой.

Другая типология была предложена в 1966 году Г. Алмондом и Д. Пауэллом. В ее основу был положен уровень развития, который они, в свою очередь, оценивают с помощью таких показателей, как структурная дифференциация (т. е. специализация относительно независимых политических институтов на выполнении определенных функций, ролей) и секуляризация культуры (т. е. освобождение ее от идеологических догм, традиционных представлений, преобладание в ней знаний основанных на анализе и учете реальных факторов). В соответствии с вышеназванными критериями ученые выделяют три типа политических систем.

1. Примитивные системы присущи племенам, находящимся на первобытной стадии. Для них характерны минимум структурной дифференциации или полное ее отсутствие: вождь племени может совмещать роли политического, религиозного и хозяйственного руководителя. Политическая культура страдает отсутствием внимания к политической системе всего общества, сознание людей замкнуто на своей общности: деревне, клане, племени.

2. Традиционные системы обладают дифференцированными государственными структурами (законодательными, административными, судебными органами), но в обществе преобладает культура подчинения: люди знают о существовании политической системы, ждут от нее услуг и бояться ее злоупотреблений, но не мыслят, что могут принимать участия в ее акциях. Пример таких систем – феодальные системы или современные традиционные монархии.

3. Современные системы обладают не только дифференцированными государственными структурами, но и дифференцированной структурой других политических институтов (партий, групп давления и др.). в этих условиях развивается уже не подчинения, а культура участия. Люди из подданных, из объектов политики превращаются в ее субъектов, участников, которые сознают, что у них есть средства воздействия на политическую систему.

Существуют и иные типологии политических систем. Так, в зависимости от ориентации на стабильность или перемены они подразделяются на консервативные, сохраняющие и поддерживающие существующий социальный порядок (СССР), и трансформирующиеся, проводящие социальные преобразования (современная Россия). По характеру взаимодействия со средой политические системы могут быть открытыми (современные западные демократии) или закрытыми (бывшие тоталитарные системы Восточной Европы), а по уровню концентрации или распределения власти – централизованными, где основные рычаги власти сосредоточены в руках центра, и децентрализованными, где значительный объем властных полномочий передан территориальным органам.

Политическая организация как главный элемент политической системы

Политическая организация представляет собой совокупность создаваемых людьми государственно-правовых и массово-политических учреждений и организаций, выражающих и защищающих интересы определенных социально-политических сил общества, реализующих их цели по использованию государственной власти в системе управления социальными процессами. Структурно политическая организация включает в себя государство (как систему органов власти), политические партии и массовые общественно-политические организации.

Как видим, политическую организацию составляют главные институциональные субъекты политики, которые тесно взаимодействуют между собою в процессе осуществления политической власти. В их деятельности материализуются, становятся реально осязаемыми политические отношения общества, существующие в нем правовые нормы, политическое сознание людей. Т. е. все элементы политической системы, в государственных органах и общественно-политических учреждениях находят свое видимое выражение и становятся понятными людям признаваемыми ими. Без такого «прохождения» через государственные органы и политические организации ни политические идеи и отношения ни нормы права не будут реально действовать в обществе и останутся лишь абстрактными категориями.

К политической организации общества относятся те социальные общества, которые отвечают следующим категориям.

Во-первых, они должны быть реальными субъектами политической деятельности и формироваться сознательно, целенаправленно, идейно мотивированно (т. е. создаваться для определенного вида политической деятельности);

Во-вторых, иметь способность вести политическую деятельность, располагать для этого специальными кадрами и средствами;

В-третьих, отвечать требованиям организации в собственном смысле этого слова, т. е. эти учреждения должны иметь строгую организационную структуру, подчиненность, быть организованными субъектами политической деятельности.

Итак, элементами политической организации общества являются государства, политические партии и массовые общественно-политические движения и организации в их совокупности.

Взаимосвязь элементов политической организации в механизме властных отношений качественно различается в тоталитарном и демократическом обществах. В условиях демократии, четко разделяются функции государственных органов и политических партий. Органы государства управляют страной (в пределах своей компетенции), политические партии борются на выборах за власть. Победив на выборах и придя к власти, став правящей, политическая партия формирует правительство (иногда блок партий формирует коалиционное правительство). Эта партия через государственные властные структуры осуществляет управление обществом до следующей избирательной компании. Массовые общественные движения и организации примыкают к той или иной политической партии, составляют ее электорат на выборах, помогая ей прийти к власти.

По-иному осуществляется механизм взаимодействия элементов в тоталитарном обществе. Рассмотрим конкретно этот вопрос на примере нашей страны.

После Октября 1917 года в России была запрещена деятельность всех политических партий, кроме партии большевиков. Она стала правящей не в результате всенародных выборов, а путем декретирования сверху. Позднее это было закреплено даже в Конституции СССР, принятой в 1977 году.

Получив такую власть партийные руководители стали командовать государственными и хозяйственными органами, подменять их. На XVIII съезде ВКП (б) в1939 году был одобрен Устав партии, в котором партийным комитетом предоставлялось право контроля за деятельностью администрации государственных предприятий. таким образом, партийный аппарат практически слился с государственным аппаратом образовав авторитарную партийно-государственную систему власти. Ее экономическую основу составляла всеобъемлющая общественная собственность на средства производства.

С партийно-государственной властью сливались и общественные организации в частности профсоюзы. Имея обширный платный аппарат, они превратились в подобие государственных органов, вписывались в государственные структуры. профсоюзы перестали фактически отстаивать интересы трудящихся; из практики их деятельности исключалась такая ее форма, как заключение коллективных договоров с администрацией предприятий, реальная помощь рабочим, а оставалась лишь работа «по мобилизации» членов профсоюза на повышение производительности труда, поддержку решений вышестоящих органов и т. д. Вся деятельность профсоюзов была поставлена под жесткий партийный контроль.

Придатками партийно-государственной авторитарной системы в нашей стране были и другие общественные организации ВЛКСМ, кооперативные объединения и даже творческие организации – Союзы писателей, журналистов, художников и другие. Все они действовали под руководством КПСС что признавалось в их основополагающих организационных документах.

Главным противоречием советской политической организацией было противоречие между провозглашением демократических принципов на словах, в том числе в высоких документах, партийных программах и авторитарностью на деле. деформированная, окостеневшая политическая организация все больше превращалась из двигателя общества в тормоз его развития. В результате она оказалась неспособной предохранить наше общество от депрессии, застоя в хозяйственной, социальной и культурной жизни. Страна пришла к кризисному состоянию.

К середине 80-х годов стало ясно, что политическая организация советского общества не отвечает требованиям времени и должна быть коренным образом реформирована. Основным направлением реформирования стала демократизация деятельности всех элементов политической организации, коренное изменение взаимоотношений государственных органов власти и политических партий, утверждение в обществе политического плюрализма.

В демократическом обществе политическая организация не является такой единой как в обществе тоталитарном. В условиях демократии она, как правило состоит из двух частей. Правящая партия (блок партий) и примыкающие к ней общественные движения и организации вместе с государственными органами власти составляют «официальную» часть политической организации, которая управляет обществом. «Подчиненные» классы и социальные слои для защиты своих интересов создают свои политические партии учреждения, которые в совокупности составляют другую часть политической организации, противостоящую первой, господствующей ее части. В демократических обществах оппозиционная политическая организация действует открыто, легально. Такое положение существует сегодня и в нашей стране.

Различия в метод и средствах, которых придерживается каждая из частей политической организации демократического общества, нередко приводят к их противостоянию и даже противодействиям по отношению друг к другу. За оппозиционной частью политической организации часто стоят широкие массы народа. Приведенные в движение они создают реальную угрозу существующей власти, ее отдельным органам или лидерам.

Политическая стабильность и политический риск

Политическая стабильность – устойчивое состояние общества позволяющие эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Состояние политической стабильности нельзя понимать как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Стабильность рассматривается как результат постоянного процесса обновления, который покоиться на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами внутри самой системы.

Политическая стабильность представляет собой положительное состояние общественного развития, определенный общественный порядок, в котором господствует система связей и отношений отражающих общность и преемственность целей, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность – это способность субъектов социально-экономической и политической жизни противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему воздействия и нейтрализовать их. В таком понимании стабильность воспринимается как важнейший механизм жизнеобеспечения и развития общественной системы.

Главными факторами политической стабильности являются: обеспечение порядка, легитимность, определенность, эффективность деятельности властных структур; постоянство норм и ценностей политической культура; привычность типов поведения, устойчивости политических отношений. Известно, что наибольших успехов достигли те общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка. И напротив, абсолютизация в обществе ценностей изменений приводили к тому, что разрешение проблем и конфликтов достигалось дорогой ценой. Для того чтобы развитие и упорядоченность сосуществовали, необходимы согласованность, последовательность, поэтапность изменений и одновременно реалистическая программа способная соединить цели со средствами – ресурсами и условиями.

Политическая стабильность, политический порядок достигаются, как правило, двумя способами: либо диктатурой, либо широким развитием демократии. стабильность которая достигается без участия народных масс и оппозиции путем насилия, подавления, репрессий исторически недолговечна. Иное дело стабильность на основе демократии, широкой социальной базе, развитом гражданском обществе.

Стабильность зависит от отношения населения к существующей политической власти, возможностей политического режима учитывать интересы различных групп и согласовывать их, положение и состояние элиты, характера отношений внутри общества.

Различают абсолютную, статическую и динамическую политическую стабильность.

Абсолютная (полная) стабильность политических систем представляет собой абстракцию не имеющую реальности.

Статическая стабильность характеризуется неподвижностью, постоянством социально-экономических и политических структур, связей, отношений она покоится на представлениях о незыблемости общественных устоев, замедленном темпе развития, необходимости сохранения консервативных традиций в господствующей идеологии, создание адекватных стереотипов политического сознания и поведения. Однако жизнеспособность статически стабильной политической системы крайне ограничена.

Современное состояние общественной среды характеризуется новым динамическим уровнем политической стабильности. Он достигается «открытыми» обществами, в которых социально-экономические и политические изменения сложившейся общественно-политической среды рассматриваются в качестве стабилизирующего фактора.

Динамические системы имеют необходимую степень устойчивости, стабильности, обеспечивающую их самосохранение и в то же время не являющуюся непреодолимым препятствием для изменений. Они возможны лишь в условиях демократии. В этих условиях состояние стабильности всегда относительно, существует режим постоянной самокорректировки политической системы.

Проблема политической стабильности предполагает анализ понятия «политический риск».

В зарубежной практике риск чаще всего трактуется как вероятность непредвиденных последствий в реализации принимаемых решений. Соответственно говорят об уровне или степени риска. Оценка степени политического риска на основе анализа возможных сценариев развития событий позволяет выбрать оптимальное решение, снижающее вероятность нежелательных политических последствий.

В рамках общего странового риска различают некоммерческий (политический) и коммерческий риски.

Термин «политический риск» имеет много значений – от прогнозирования политической стабильности до оценки всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах.

Классификация политического риска проводится на основе разделения событий, вызванных либо действиями правительственных структур в ходе проведения определенной государственной политики, либо силами, неподконтрольными правительству. В соответствии с этим принципом американский исследователь Ч. Кеннеди предложил деление политического риска на экстралегальный и легально-правительственный.

Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция.

Легально-правительственный риск является прямым следствием текущего политического процесса и включает такие события, как демократические выборы, приводящие к формированию нового правительства, и изменения в законодательстве, касающиеся той его части, где речь идет о торговле, труде, совместных предприятиях, денежной политике.

При определении «индекса политического риска» обращают внимание на следующие факторы:

1. степень этнических и религиозных различий;

2. социальное неравенство в распределении дохода;

3. степень политического плюрализма;

4. влияние левых радикалов;

5. роль принуждения при удержании власти;

6. масштаб антиконституционных действий;

7. нарушения правового порядка.

Следует отметить что анализ политического риска в России имеет некоторую специфику.

Во-первых, политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, который необходимо учитывать при оценке политического риска.

Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции. Региональные конфликты показывают как прямое действие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению расходов, увеличение размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т. е. к ухудшения политического и инвестиционного климата в стране.

Заключение

Политическая система общества – широкое социальное явление, охватывающие своим влиянием все стороны общественной жизни. Это самый широкий субъект политической жизни людей.

Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же инвариантными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества. В древности, в отдельных регионах, подобные стабильные системы (деспотичного азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушались главным образом в результате нашествий извне и гибели государства. В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.


Список литературы

1. К. А. Воробьев. Политология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005.

2. А. И. Кравченко. Политология. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

3. М.А. Василик, М. С. Вершинин. Политология: Элементарный курс.М.: Гардарики, 2001.

4. Д. В. Доленкко. Политология: Учебное пособие. М.: Дело, 2002.

5. М. Н. Грачев. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999.

6. К. С. Гаджиев. Политология: Учебник. М., 2001.