Главная              Рефераты - Налоги

Налогообложение малого бизнеса в России - реферат

ВВЕДЕНИЕ.

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности ? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами. Особенно важно создание малых предприятий в сфере банковского дела. Ведь не секрет, что в России сейчас весь капитал (около 80%) сосредоточен в руках 10 крупнейших Московских банков таких как ОНЕКСИМ, МЕНАТЕП, РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ, МОСТБИЗНЕСБАНК и других.

Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

МАЛЫЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОНОМИКИ.


    1. ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА, КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.


Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

  • численность персонала;

  • размер уставного капитала;

  • величина активов;

  • объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

  • количество занятых работников до 50 чел.;

  • годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

  • сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:

  • количество занятых работников от 50 до 250 чел.;

  • годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;

  • сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

  1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

  2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

  3. средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве., полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие – 1 – 24 занятых;

  • малые – 25 – 99 занятых;

  • промежуточные – 100 – 499 занятых;

  • крупные – 500 – 999 занятых;

  • крупнейшие – 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

в промышленности – 100 человек;

в строительстве – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве – 60 человек;

в научно технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.


1.2 МАЛЫЙ БИЗНЕС НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ.

Число малых предприятий на 1 июля 1999 года составляло 890 тысяч. Для России такой показатель довольно низок. И это при том , что Правительство регулярно выпускает внушительные (не по деньгам) программы развития малого предпринимательства.

Однако есть повод и для небольшого оптимизма . Казалось бы после 17 августа 1998 года малый бизнес должен был изрядно поредеть. Но даже на 1 января 1999 года число малых предприятий выросло на 0, 8 процента. А за первое полугодие 1999 года составила еще 2, 5 процента. Таким образом российский малый бизнес подтверждает свойство характерное для этого сектора предпринимательства во всем мире – живучесть, способность быстро адаптироваться к резким изменениям в хозяйственной среде. Однако что доля его в нашей экономике по прежнему незначительна.

Кризис 17 августа 1998 года больнее всего ударил по малым предприятиям в промышленности , строительстве и научном обслуживании. Уменьшение их численной доли в малом бизнесе было компенсировано прежде всего за счет прироста предприятий торговли и обшественного питания , оптовой торговли продукцией производственного назначения транспорта и других отраслей (см .таблицу 1).

КОЛИЧЕСТВО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На 1 июля 1999 г Справочно

Тыс. в % к в том числе на 1 в % к

Единиц итогу предприятия июля итогу

Част. Формы 1998г

Собствен-сти тыс.

Тыс . в % к ед.

Ед. итогу

___________________________________________________


ВСЕГО 890.0 100 819.5 100 868.4 100

В том числе

Промышленность 136.4 15.3 121.4 14.8 138.2 15.9

Строительство 135.0 15.2 126.6 15.4 138.1 15.9

Сельское хозяйство 14.0 1.6 12.2 1.5 13.6 1.6

Транспорт 20.8 2.3 18.3 2.2 18.3 2.1

Торговля и общест-

Венное питание 398.9 44.8 380.2 46.4 384.3 44.3

Оптовая торговля

Продукцией

Производственно-

Технического

Назначения 14.1 1.6 12.1 1.5 13.4 1.5

Общая коммерчес-

Кая деятельность

По обеспечению

Функионального

Рынка 36.6 4.1 33.1 4.0 36.8 4.2

Здравоохранение

Физическая

Культура и социа-

Льное обеспечение 17.7 2.0 15.8 1.9 17.3 2.0

Наука и научное

Обслуживание 36.8 4.1 32.0 3.9 38.2 4.4

Другие отрасли

Экономики 79.7 9.0 67.8 8.3 70.2 8.1


То есть произошли заметные подвижки в отраслевой структуре , однако не в пользу товаропроизводителей.

Несколько улучшилась ситуация в малом бизнесе с занятостью (см. таблицу 2).


ЧИСЛО РАБОЧИХ МЕСТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ В 1 ПОЛУГОДИИ 1999 ГОДА


Всего В том числе Число за-

Замещенных работников внешних работников мещенных

Рабочих списочного совмести- выполнивших рабочих

Мест состава телей работы по мест в 1

(работников) (без внешних договорам полугодии

тысяч соместителей) гражданско 1999 года

правового в % к 1

характера полугодию

1998г

___________________________________________________________________________________


ВСЕГО 7262,5 6292,3 621,1 349,1 98,8

В том числе

Промышленность 1590,2 1403,2 107,1 79,9 98,9

Строительство 1575,5 1381,4 104,8 89,3 100,9

Сельское хозяйство 190,4 179,5 5,7 5,2 137,2

Транспорт 220,4 190,8 18,9 10,7 108,5

Торговля и общест-

Венное питание 2445,5 2187,4 192,0 66,1 96,8

Оптовая торговля

Продукцией

Производственно-

Технического

Назначения 112,9 99,7 8,7 4,5 110,5

Общая коммерчес-

Кая деятельность

По обеспечению

Функионального

Рынка 185,4 151,1 24,0 10,4 79,4

Здравоохранение

Физическая

Культура и социа-

Льное обеспечение 130,6 90,8 32,9 6,9 100,8

Наука и научное

Обслуживание 193,3 113,6 42,9 36,8 73,5

Другие отрасли

Экономики 618,3 494,9 84,1 39,3 105,9


Из таблицы 2 видно , что число рабочих мест на малых предприятиях к первому полугодию 1998 года меньше на 1,2 процента. Тогда как за 1998 год этот показатель сократился на 4. 7 процента, что свидетельствует о заметном ( а в некоторых отраслях даже ударном) восстановлении занятости . Кроме того этот недобор в 1, 2 процента произошел за счет совместителей и договорников , число же постоянных работников по сравнению с началом года даже выросло примерно на 90 тысяч.

Таким образом малое предпринимательство все в большей степени проявляет себя как фактор смягчения безработицы. Но это не относится к науке и научном обслуживанию. Так данные таблицы 2 свидетельствуют, что занятость в данной отрасли сократилась в 1 полугодии 1999 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 26,5 процента .

Важнейшими показателями деятельности малых предприятий- производство продукции и инвестиций в основной капитал.

Надо отметить , что девальвация рубля, произошедшая в 1998 году, и сокращение импорта дали хороший толчок роста производства почти во всех отраслях малого бизнеса (см таблицу 3).

ОБЬЕМ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИМИ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ

____________________________________________________

Обьем продукции Справочно

(работ услуг) по всем на 1 в % к

видам деятельности июля итогу

всего в % к в том числе по 1998г

млрд итогу основному млрд

руб виду рублей

деятельности

млрд в % к

руб. итогу

___________________________________________________


ВСЕГО 182,9 100 163,6 100 131,6 100

В том числе

Промышленность 55,0 30,1 49,6 30,3 29,3 22,3

Строительство 36,9 20,2 33,9 20,7 32,7 24,8

Сельское хозяйство 1,7 0,9 1,4 0,9 1,0 0,7

Транспорт 6,8 3,7 6,2 3,8 3,4 2,6

Торговля и общест-

Венное питание 49,0 26,8 42,3 25,9 37,2 28,3

Оптовая торговля

Продукцией

Производственно-

Технического

Назначения 3,5 1,9 3,1 1,9 2,6 2,0

Общая коммерчес-

Кая деятельность

По обеспечению

Функионального

Рынка 6,3 3,4 5,9 3,6 3,9 2,9

Здравоохранение

Физическая

Культура и социа-

Льное обеспечение 2,5 1,4 2,0 1,2 2,9 2,2

Наука и научное

Обслуживание 5,1 2,8 4,5 2,7 7,2 5,5

Другие отрасли

Экономики 16,1 8,8 14,7 9,0 11,4 8,7


Это особенно касается промышленности, оттеснившей на вторую строчку по этому показателю торговлю.

Однако положение с инвестициями ухудшаются . По сравнению с первым полугодием 1998 года они в сопоставимых ценах упали на 32 ,5 процента составив лишь 7 ,2 млрд рублей

К сожалению Росстатагенство не приводит поотраслевое сравнение с первым полугодием 1998 года поэтому точно сказать, кто и в каких размерах внес в этот инвестиционный обвал наибольший вклад трудно. Однако думается картина будет достаточно понятной и при сравнении с показателями за весь 1998 год (см таблицу 4) .


ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ

____________________________________________________

За 1998 г За 1 полугодие 1999г

Млн в % к млн в % к

руб. итогу руб итогу

___________________________________________________


ВСЕГО 22541,9 100 7205,3 100

В том числе

Промышленность 3838,7 17,5 1881,4 26,1

Строительство 5911,6 26,2 2609,3 36,2

Сельское хозяйство 208,2 0,9 62,8 0,9

Транспорт 238,8 1,1 139,7 1,9

Торговля и общест-

Венное питание 8608,8 38,2 1394,0 19,4

Оптовая торговля

Продукцией

Производственно-

Технического

Назначения 243,9 1,1 226,2 3,1

Общая коммерчес-

Кая деятельность

По обеспечению

Функионального

Рынка 731,9 3,2 87,3 1,2

Здравоохранение

Физическая

Культура и социа-

Льное обеспечение 138,3 0,6 14,0 0,2

Наука и научное

Обслуживание 686,3 3,0 52,6 0,7

Другие отрасли

Экономики - - 738,0 10,3


Уже по изменению долей в общем объеме инвестиций можно сделать вывод , что больше всего в плане инвестиций «просели» предприятия торговли и общественного питания ,а вот малые предприятия в промышленности и строительстве выглядят неплохо. Во всяком случае если и отстают от показателей 1998 года то незначительно.

И тем не менее есть один общий для всех них фактор- это человек. Человек с его потребностями одеваться , питаться , чинить ботинки, лечит зубы , делать постройки в своем огороде, ремонтировать машину и квартиру . Словом это потребности каждого из нас причем лежат они как раз в сфере интересов малого бизнеса. Поэтому мне кажется вполне корректно ввести показатель который я бы назвал «плотность МП среди населения». Выводится он просто: число жителей региона делится на количество действующих в нем малых предприятий . При расчетах использовались официальные данные 1998 года . Результат в таблице 5.


МАЛЫЙ БИЗНЕС НА ПРИМЕРЕ АЗИАТСКИХ СТРОН


Мы много говорим об укреплении экспортного потенциала страны. В решении этой проблемы большое внимание обращаем на крупных инвесторов ,что само по себе логично. Но из международного опыта следует малый и средний предприниматель способен не только помочь крупным предприятиям в поиске собственной нише на международным рынке ,но в целом оказать решающее воздействие на прорыв в этой области .

Мелкий предприниматель в одиночку разумеется не способен на такое, но при поддержке правительства посредством создания определенных условий оказывается возможно все. Полезен опыт организаций и деятельности структур известных стран, как Япония, Корея и другие под названием Генеральной торговой компании (GTC).

В этих странах лет двадцать назад действовало огромное количество как импортно- так и экспортоориентированных мелких и средних предприятий, но ощутимого эффекта их деятельность не давала .Поэтому изначально были выявлены факторы оказывающие негативное воздействие на экспортные возможности страны: 1) низкий внешний спрос на продукцию отечественного производства из-за неудовлетворительного качества; 2) чрезмерное количество малых фирм занимающихся экспортной торговлей что как бы «распыляло» их силы в противостоянии внешней конкуренции.

Первый фактор был связан с технологическим «голодом» и нехваткой оборудования сырья использованием огромного количества не квалифицированного труда. Все это а также ряд крайне неблагоприятных внешних факторов ( повышение цен на нефть и т.д. ) побудило правительства этих стран разработать специальную программу поддержки малого предпринимательства с целью выхода их на международный рынок.

При этом правительства стремились использовать преимущества экономии от масштаба и функциональной специализации как экспорта, так и импорта. Ради объединения усилий при выходе на внешний рынок создавались специальные компании ( иногда под эгидой крупных иногда на основе объединения исключительно мелких и средних предприятий).

Статус такой компании давал не только целое множество преимуществ предоставляемых со стороны правительства (посредством лояльного юридического и экономического «окружения» ), но и должен был удовлетворять ряду жестких требований которые в своей основе были ориентированы ,как на надежность гарантий для самих участников этой компании укрепление авторитета правительства ,так и на постоянное и неуклонное расширение экспорта готовой продукции.

Эти требования состояли из следующих :1) минимальный уровень капитализации (оплаченного капитала) должен был составлять примерно 2.5 млн .дол США, минимальный объем ежегодно экспорта- 50 млн .дол. 2) минимальный объем экспорта по каждому из приоритетных видов товаров ( их количество обычно колеблется от 5 до 10)- более 500 тыс. дол.; 3) минимальный ежегодный объем экспорта- более 1 млн. дол в каждую из не менее чем десяти стран ;4) конкретный перечень учреждений имеющих право заниматься внешней торговлей ;5) публичная распродажа акций;

Нужно отметить что в первые пять –семь лет эти требования ужесточают уровень минимально объема экспорта увеличивается в первый год в два, во второй- в три раза, а начиная с третьего года после введения в действие распоряжения о создании GTC он должен достигать 2% от общего объема отечественного экспорта. Аналогично уровень капитализации повышается в первый год 1.5, во второй- в два раза .Такой подход необходим для лучшего использования преимущества экономии от маштаба в деятельности GTC и последующего усиления экспортных позиций.

В целом требования к созданию компаний типа GTC достаточно жестки. Но статус таких компаний позволяет получить целый ряд преференций со стороны правительства предоставляя широкие возможности для прибыльной деятельности :преимушественное право на получение банковских кредитов и повторный доступ к торговым кредитам, обеспеченных долговыми обязательствами; льготные условия по выпуску долговых обязательств при расчетах по кредитам возможность ;аккумулировать акции экспортных производств спрос на продукцию которых в ближайшее время должен возрасти; лояльность как при экспорте продукции ( при определении ценовой надбавки на вывозимую продукцию) так и при импорте сырья; стимулирование сбережений посредством использования широкого спектра налоговых рычагов; установление плавающего предела фондов получаемых и аккумулируемых отраслевыми учреждениями в результате внешнеторговой деятельности.

В последующем большинство этих стимулов стали приемлемы не только для относительно мелких и средних экспортеров но и для крупных .В результате GTC не тратили время на пространные рассуждения о правительственных субсидиях способствовало решению ряда других проблем связанных с развитием предпринимательства в стране .Следует отметить несмотря ни на что не только мелкий и средний, но и крупный предприниматель активно стремился войти в состав какой-либо GTC. Поскольку титул GTC во-первых способствовало повышению уровня кредитоспособности компании как на внутреннем ,так и на внешнем рынках; во-вторых предоставляет право первоочередного доступа к различным правительственным проектам связанным например с модернизацией отраслей тяжелой и химической промышленности.

Также хотелось бы заметить во внимание следует принимать постоянно меняющиеся внешние условия торговли .Так в начале 80-х годов ряд стран не мог не учитывать последствия второго нефтяного шока, что повлекло за собой некоторые ослабления требований предъявляемых к экспортирующим фирмам ,в том числе и к компаниям типа GTC.

Такой подход дал возможность «встать на ноги» и прочно завоевать свои позиции на внешнем рынке таким ныне известным компаниям ,как «Самсунг» ( которая кстати в 1975 году была объявлена правительством Кореи первой GTC) «ДЭУ» ,«Хонда» и д.р. При этом например правительство Кореи не премянуло само воспользоваться собственноручно созданными преимуществами в 1976 г оно также основало GTC – Торговая компания «Корой» – для поддержки малых экспортных производителей .

Данное решение этой проблемы было признано удачным а результаты его впечатляют в Корее например за период с 1975 по 1982 г доля GTC в общем товарном экспорте страны стремительно возросла с 13% в 1975 г до 48 в 1982 г .Быстрые темпы роста эффективности и расширения их деятельности в короткий срок значительно укрепили позиции компаний объединенных в GTC на международном рынке.

Благодаря перечисленным возможностям которые давали статус GTC объем экспорта каждой из трех нижеперечисленных корейских компаний составил по 10 млрд .дол в 1994 г- «Самсунг» в 1995 г- «ДЭУ» и «Хонда». Корейские GTC не только помогли преодолеть экспортную изолированность страны, но и способствовали экспорту автомобилей продукции электронной и тяжелого машиностроения .


II. МАЛЫЙ БИЗНЕС НА ПРИМЕРЕ ЯНТИКОВСКОГО РАЙОНА


На территории Янтиковского района на 1 января 2000 года действовало 27 малых предприятий В своей деятельности малые предприятия действуют

  • в сельском хозяйстве 11

  • в торговле 4

  • в строительстве 4

  • в других сферах 8


От общего числа предприятий, действующих на территории Янтиковского района (109 предприятий) предприятия малого бизнеса составляют 24%, В течении трех лет число малых предприятий остается неизменным Увеличение происходит на 1-2 предприятия в год Но сказать, что через какое то время число малых предприятий увеличится нельзя, так как одни предприятия не выдержав условий существования ликвидируются, другие наоборот создаются,

Общее число занятых на малых предприятиях составляет 70 человек что составляет приблизительно 1% от общего числа занятых в Янтиковском районе (занято 6983 чел)

Из этих 70 человек заняты


  • в сельском хозяйстве 11 человек

  • в торговле 15 человек

  • в строительстве 25 человек

  • в других сферах 19 человек


Если взять такой показатель как «плотность» малых предприятий в Янтиковском районе то можно увидеть что на 22 тыс человек населения приходит всего 27 предприятий малого бизнеса, Это значит что на 815 человек всего 1 малое предприятие.

В 1999 году в целом по Янтиковскому району мобилизовано в бюджеты всех уровней (Федеральный бюджет, республиканский бюджет, районный бюджет) 10535,5 тыс руб, Малые предприятия обеспечили поступление в бюджеты налого и сборов 440,2 тыс руб что составляет 4,1% от общего обьема поступлений,

Если смотреть эту цифру (440,2 тыс руб) в разрезе бюджетов то можно увидеть что в Федеральный бюджет поступило всего 120,6 тыс.руб. в республиканский бюджет 76,6 тыс. руб. в районный бюджет 243,0 тыс.руб.

Проанализировав помесячное поступление налогов и сборов по предприятиям малого бизнеса можно сказать что доля поступлений колеблется от 0% до 20%, то есть это значит, что в одном месяце поступлений от малых предприятий совсем нет, а в другом месяце процент поступлений составляет 20%,

Из таблицы №20 видно, что поступления в бюджет Российской Федерации колеблется от 0% до 20 %, то есть самое большое поступление от малых предприятий в Российский Бюджет было в июле (поступления составили 28120 руб)

Поступления в бюджет Чувашской Республики колеблется от 0,4% в апреле до 19,8% в июне (соответственно 322 руб и 25680 руб)

В бюджет района процент поступлений по месяцам колеблется от 0% в июле до 13% в марте, то есть в денежном выражении поступления составили 0 руб и 60614 руб

Если смотреть поступления помесячно в целом по всем бюджетам, то из таблицы видно, что наибольшее поступление было в октябре и ноябре ( соответственно 70778 руб и 93141 руб)

Анализируя поступления налогов и сборов в целом по району за 1998 год (Налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, местные налоги и сборы и др,) можно сказать, что процент поступлений колеблется от 0,2% до 55,5% (табл №21)


ПОСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАЛОГОВ В 1998 ГОДУ


Виды налоговых платежей В целом Предприятия %

по Малого

району Бизнеса


Налог на прибыль 232149 128737 55,5


Налог на имущество 371405 24666 6,6


Налог с продаж 337818 1448 0,4


Налог на добавленную стоимость 1843367 106055 5,7


Плата за землю 367959 882 0,2


Налоги, служащие источником

Образования дорожных фондов 662424 33739 5,1


В том числе


  • налог на реализацию горюче-

смазочных материалов 3632 46 1,2


- налог с владельцев транспортных

средств 191267 3152 1,6


  • налог на приобретение автотран-

портных средств 8632 1400 16


  • налог на пользователей автодорог 483393 29141 6


Экологический фонд 49562 987 2


Местные налоги и сборы 410810 91349 22,2

В том числе


  • налог на содержание жил фонда

и объектов соцкульт сферы 319855 63278 19,8


- фонд борьбы с преступностью 5751 1317 23


Так из таблицы 2 видно что земельного налога в 1998 году поступило 882 руб, что составляет 0,2% от общего обьема поступлений по данному налогу, Налог на прибыль составляет 55,5% от всей суммы поступившего налога на прибыль (128737 руб из 232149 руб), Это значит что больше половины поступившего налога на прибыль падает на малые предприятия,

В 1999 году процент поступления налога на прибыль был 56,5% что на 1% больше чем за 1998 год, Налог на добавленную стоимость от предприятий малого бизнеса составляет 2,7%, местных налогов и сборов поступило 12,8% от общего обьема поступлений местных налогов в целом по району ,(табл №22)


ПОСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАЛОГОВ В 1999 ГОДУ


Виды налоговых платежей В целом Предприятия %

по Малого

району Бизнеса


Налог на прибыль 314559 177843 56,5


Налог на имущество 528230 26931 5,1


Налог с продаж 2557711 17725 0,7


Налог на добавленную стоимость 4042767 107842 2,7


Плата за землю 339902 1798 5,2


Налоги, служащие источником

Образования дорожных фондов 1070550 187106 17,5


В том числе


- налог с владельцев транспортных

средств 205630 9136 4,4


  • налог на пользователей автодорог 832190 177970 21,4


Экологический фонд 274979 2489 0,9


Местные налоги и сборы 757611 97333 12,8

В том числе


  • налог на содержание жил фонда

и объектов соцкульт сферы 634973 80418 12,7


фонд борьбы с преступностью 101823 2047 2,0


Сравнивая поступления в 1999 году с 1998 годом (табл №23) можно увидеть что в целом поступления в 1999 году увеличились на 24% (соответственно в 1998 году от предприятий малого бизнеса поступило 364,6 тыс.руб. а в 1999 году 440,2 тыс. руб.) Поступления налога на прибыль увеличилось на 38%, налог на добавленную стоимость на 2%, поступление местных налогов и сборов увеличилось в 6 раз, налог на землю в 2 раза,


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХАЛОГОВ В 1999 ГОДУ К 1998 ГОДУ


Виды налоговых платежей