Главная              Рефераты - Музыка

Арам Хачатурян - реферат

Армянский и советский композитор, педагог (1903-1978).

С молодых лет он в звучавшей вокруг него музыке выделял фольклорные основы. Впоследствии эта любовь прослеживалась во всем его творчестве. Достаточно послушать его какую-либо фортепианную пьесу, музыку к балетам «Гаянэ» и знаменитому «Спартаку», и везде можно уловить празднично танцевальные и лирические настроения и образы, характерные для того или иного народа, на основе фольклора которого и было создано произведение.

Таким образом, для Хачатуряна было важно, как он сам говорил, «живое ощущение национальной музыкальной стихии». Его интерес к музыке различных национальностей проявился в многочисленных обработках народных песен, использовании народных мелодий различных народов в собственной интерпретации. В творчестве Хачатуряна преобладают радостные, солнечные тона.

Несмотря на то, что музыка народов Востока корнями уходит в далекое прошлое, Хачатурян первым из «восточных» композиторов прибег в творчестве к крупным симфоническим формам и обогатил ими национальную музыку. Музыка Хачатуряна отмечена современными образами и средствами выразительности, которые автор создал на основе самобытных фольклорных мотивов различных народов Востока.

Арам Ильич Хачатурян родился в 1903 году в Коджори, под Тбилиси. Он рос в атмосфере, насыщенной народной музыкой: вокруг него повседневно звучали армянские, азербайджанские и грузинские народные песни и танцевальные мелодии. Музыка разных национальностей с юных лет запала в душу впечатлительного мальчика.

Однажды Хачатурян попал в оперный театр, где услышал «Абессалом и Этери», оперу основоположника грузинской музыки 3. Палиашвили. В те годы он учился в коммерческом училище и играл в любительском духовом оркестре. Опера произвела на него неизгладимое впечатление. В 1921 году вместе с группой молодежи Хачатурян приехал в Москву и поступил в Московский университет. Вскоре, убедившись, что его призвание — музыка, он ушел из университета и начал заниматься в Музыкальном техникуме имени Гнесиных. При поступлении открылось, что молодой человек не знает музыкальной грамоты, однако его выдающиеся способности были замечены, и экзаменаторы, профессоры М. Гнесин и Е. Гнесин, решили принять Арама на учебу.

Поначалу А. Хачатурян занимался в классе виолончели у профессора А. Борисяка, но затем перешел в класс композиции к М. Гнесину. М. Гнесин — выдающийся педагог, композитор, много сделавший для становления таланта ученика. Наряду с теоретическими познаниями, Хачатурян развивал вкус, приобщался к классической музыке, а полученные знания тут же применял на практике. Он написал музыку к нескольким постановкам в одной из московских драматических студий, а наиболее интересным произведением А. Хачатуряна в те годы стала «Песня-поэма» для скрипки и фортепиано.

В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию. Его учителем был знаменитый Н. Мясковский. Выдающийся композитор, талантливый педагог, Мясковский оказал огромное влияние на Хачатуряна. Весьма существенно повлиял на Хачатуряна и С. Прокофьев. Любовь к творчеству великого композитора-новатора, личную дружбу с ним А. Хачатурян пронес сквозь всю жизнь.

Отличительной особенностью музыкального познания мира в студенческие годы А.Хачатуряна был повышенный интерес к музыке различных народов. Не случайно первые композиторские опыты он делает на фольклорной основе. В 1926 году Хачатурян издал сборник фортепианных пьес различной сложности для начинающих пианистов, написал симфоническую «Танцевальную сюиту» (1933) в пяти частях —пяти ярких картинах народной жизни. В сюите звучат не только кавказские мелодии, но и узбекские.

В 1934 году Хачатурян написал Первую симфонию, которая была задумана как дипломная работа, но вышла далеко за рамки обычной дипломной работы. Симфония была посвящена прошлому и настоящему Армении, ее прекрасной природе, талантливому и мужественному народу. По отзывам критиков, Первая симфония Хачатуряна вполне заслуживает того, чтобы ее поставить в один ряд с сочинениями Мясковского, Прокофьева, молодого Шостаковича. Премьера симфонии состоялась в 1935 году в Большом зале Московской консерватории.

После окончания консерватории А. Хачатурян поступает в аспирантуру к Н.Мясковскому. Кроме учебы, он начал активную концертную жизнь, выступает на Декаде армянской культуры в Москве, отдает много сил работе в Союзе композиторов СССР, членом которого стал в 1932 году, пишет музыку для кино и театра, песни (в том числе знаменитый «Авиамарш» на слова А.А.Жарова), сочиняет для духового оркестра и хора. Среди его сочинений есть и подлинно народные, которые быстро приобрели популярность. Это, например, музыка к драме М.Лермонтова «Маскарад», в том числе вальс — щемящий, полный тревоги, волнения. Критики называли этот вальс не столько пьесой, сколько психологической зарисовкой. В те же годы была написана музыка к пьесе «Валенсианская вдова» Лопе де Вега.

В 30-е годы Хачатурян написал много произведений, среди которых следует выделить музыку к, балету «Счастье», скрипичный и фортепианный концерты. Фортепианный концерт, написанный в 1936 году, посвящался его первому исполнителю Льву Оборину. Скрипичный концерт был написан в 1940 году и также был посвящен первому исполнителю Давиду Ойстраху.

В 1942 году А. Хачатурян завершил работу над балетом «Гаянэ». Он был поставлен Ленинградским театром оперы и балета в Перми, где театр находился в эвакуации. Интересно, что музыка «Гаянэ» была во многом заимствована из предыдущего балета «Счастье», но более развита по драматургии.

Как и в других произведениях, в балете «Гаянэ» принципы симфонизма переплетаются с армянским песенным фольклором. Именно в этом балете звучит знакомый всем и каждому «Танец с саблями», который сегодня обрел поистине феноменальную популярность на концертных площадках всего мира.

В 1943 году Хачатурян возвращается в Москву. Он выступает с концертами, пишет музыку к кинофильмам и спектаклям, сочиняет песни на стихи В. Лебедева-Кумача. В годы войны Хачатурян написал Вторую симфонию, которая стала первым трагедийным сочинением в его творчестве. Этим произведением он откликнулся на события той грозной поры. Симфония выражает страстный порыв граждан СССР к победе и веру в нее. Эту симфонию окрестили еще «Симфонией с колоколом». И вправду: начинается она и заканчивается колокольным звоном, который воспринимается не просто как художественный прием, а как выразительная деталь, придающая всей музыке особый смысл.

В 1944 году А. Хачатурян создал музыку к гимну Армянской ССР, а в 1946 году закончил Концерт для виолончели с оркестром, который завершил так называемую «Триаду инструментальных концертов».

В 1950 году Хачатурян становится профессором Московской консерватории и Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. С этого года Хачатурян начинает выступать и как дирижер. Среди учеников Хачатуряна — многие впоследствии популярные композиторы, такие, как Андрей Эшпай, Микаэл Таривердиев. Начинается заграничная гастрольная деятельность А. Хачатуряна, растет его популярность. Его поездки за границу принесли композитору интересные встречи с прославленными деятелями культуры мирового масштаба — Э. Хемингуэем, Ч. Чаплиным, Я. Сибелиусом и другими.

После поездки в Рим у Хачатуряна возникает идея создать балет о Спартаке. Проезжая по местам бывших сражений Спартака с римскими легионерами, он воображал будущие сцены балета, и увиденное во многом вдохновило его. Балет был завершен в 1954 году и впервые поставлен в Ленинградском театре оперы и балета в декабре 1955 года. В Москве он увидел сцену в Большом театре в 1958 году. Балет «Спартак» — выдающееся произведение советского балетного искусства. Наиболее ярко раскрыта в нем гражданская тема. Основная идея балета — неприятие рабства, страстная устремленность человека к свободе. Балет «Спартак» — одно из лучших произведений мировой балетной классики, настоящий гимн героическому человеческому духу, свидетельство зрелого мастерства композитора. В 1959 году за музыку к балету «Спартак» А. Хачатурян был удостоен Ленинской премии.